Главная страница

Развитие логического мышления детей дошкольного возраста. Развитие логического мышления детей дошкольного возраста


Скачать 466.5 Kb.
НазваниеРазвитие логического мышления детей дошкольного возраста
АнкорРазвитие логического мышления детей дошкольного возраста.doc
Дата10.05.2018
Размер466.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаРазвитие логического мышления детей дошкольного возраста.doc
ТипРеферат
#70741
страница1 из 3
Каталогid51122814

С этим файлом связано 40 файл(ов). Среди них: 07_МАРТ Календарно-тематическое планирование в подготовительной , razvitie_rechi_s_5_do_6_let.pdf, 06_ФЕВРАЛЬ Календарно-тематическое планирование в подготовительн, 05_ЯНВАРЬ Календарно-тематическое планирование в подготовительно, propisi_s_6_let.pdf, podgotovka_k_shkole_matematika_s_5_-_6_let.pdf, Картотека. Пестушки.doc, Картотека дидактических игр по ПДД.doc и ещё 30 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3

МИНИ - ПРОЕКТ

Тема:

«Развитие логического мышления детей дошкольного возраста»

Караганда 2015 г.
Содержание мини-проекта

1.Введение…………………………………………………………………….. 3

1.1 Краткое содержание. Актуальность ...................................................... 3

1.2 Цель и задачи проекта ............................................................................ 4

1.3 Предпологаемый результат .................................................................... 4

2. Основное содержание проекта

2.1Теоритическая часть................................................................................. 5

2.2Основные задачи по развитию логического мышления у детей дошкольного возраста................................................................................... 7

2.2.1Виды мышления. Формы мышления. Компоненты и структура мышления ....................................................................................................... 8

2.2.2 План работы по реализации задач.................................................... 11

2.2.3 Методы и приемы работы................................................................ 12

2.2.4 Занимательный математический материал .................................... 13

2.3Задачи организации уголков занимательной математики.......................... 13

2.4Указания к руководству самостоятельной деятельностью детей............... 14

2.5Работа с родителями................................................................................. 15

2.6 Заключение, выводы...................................................................................... 16

2.7 План реализации проекта ....................................................................... 17

3. Глоссарий.................................................................................................. 18

4. Литература............................................................................................... 19

5. Приложения.............................................................................................. 20

5.1 Математические, развивающие и логические игры................................... 20



І Введение
Краткое содержание проекта
Развитие логики и мышления является неотъемлемой частью гармоничного развития ребёнка и успешной его подготовки к школе. Дети уже в дошкольном возрасте сталкиваются с многообразием форм, цвета и других форм предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребёнок, даже без специальной тренировки своих способностей, так или иначе, воспринимают всё это. Однако если усвоение происходит стихийно, оно зачастую оказывается поверхностным, неполноценным. Дошкольный возраст — начало сенситивного периода развития знаково-символической функции сознания, это важный этап для умственного развития в целом и для формирования готовности к школьному обучению. В дошкольном возрасте активно используются знаковая символика, модели для обозначения предметов, действий, последовательностей. Придумывать такие знаки, модели лучше вместе с детьми, подводя их к пониманию, что обозначать можно не только словами, но и графически. Поэтому лучше, чтобы процесс развития познавательных способностей осуществлялся целенаправленно.

Актуальность

На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников. Поэтому на поиск решения данной проблемы была необходимость разработать систему развития логического мышления с использованием занимательного математического материала, которая приведет к повышению качества логического мышления на занятиях и в повседневной жизни детей.

Зачем логика маленькому ребенку? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для развития в школьном возрасте. Важнейшим из них является логическое мышление, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учёба, решение задач. В результате может пострадать здоровье ребенка, угаснет интерес к учению.


ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
ЦЕЛЬ: Повышение своего профессионального уровня, обогащение и углубление знаний в развитии детей через игры занимательной математики и логики в дошкольном возрасте.

Задачи: 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

2. Разработать систему использования игр, развивающих логическое мышление детей дошкольного возраста.

3. Провести анализ эффективности проделанной работы

Предполагаемый результат:

  • Использование в работе логических игровых заданий, логико-математических, развивающих игр;

  • Создание во всех группах логико-математических уголков;

  • Расширение математических знаний, умений и представлений при помощи мультимедиа;

  • Способность и умение детей самостоятельно производить простые логические действия (выполнять группировки - объединять действия и объекты по их сходству и различию, анализировать их)

  • Повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни своих детей, укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и семей при подготовке дошкольников к обучению в школе.


ІІ Основная часть проекта
Теоритическая часть
Дошкольное детство – это очень короткий отрезок в жизни человека, всего семь лет. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Расширяется среда деятельности ребенка – от общения только с матерью он переходит к общению со сверстниками и взрослыми. У него формируются определенные навыки, способности, умения и личностные качества (настойчивость, организованность, общительность, инициативность) .

В этот период интенсивно идет познавательное развитие. Малыш овладевает родным языком, он учится не только понимать речь, но и овладевает фонетикой и грамматикой родного языка.

Совершенствуется восприятие цвета, формы, величины, пространства, времени, формируются основы личности. Ребенок начинает осознавать свое «я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать.

Малыш учится в определенных пределах управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат и контролировать ее выполнение. Происходит становление наглядных форм мышления, а также мыслительных операций. Появляются элементы логики, которые развиваются во всех видах деятельности.

Впоследствии логика будет иметь большое значение на всех этапах жизни ребенка до вступления его во взрослую жизнь.

В последнее время часто употребляется слова «логика», «логические операции» по отношению к ребенку, его мышлению. Но что же такое логика и нужна ли она маленькому ребенку? Чтобы ответить на этот вопрос, заглянем в историю.

Слово «логика» происходит от древнегреческого «логос», которое переводится как «понятие», «разум», «рассуждение». В настоящее время оно употребляется в следующих основных значениях.

Во-первых, этим словом обозначают закономерности в изменении и развитии вещей и явлений объективного мира. Их называют объективной логикой.

Во-вторых, логика — это закономерности в связях и развитии мыслей. Эти закономерности называют субъективной логикой.

Слово «логика» употребляется и в третьем значении. Логикой называют науку о закономерностях в связях и развитии мыслей. В этом значении она используется чаще всего.

Итак, логика — это наука о законах правильного мышления, о требованиях, предъявляемых к последовательному и доказательному рассуждению.

Формальная логика — одна из древнейших наук. Отдельные фрагменты логической науки начинают разрабатываться в 6 в. до н. э. в Древней Греции и Индии. Индийская логическая традиция распространилась позднее в Китае, Японии, Тибете, Монголии, на Цейлоне и в Индонезии, а греческая — в Европе и на Ближнем Востоке.

Первоначально логика разрабатывалась в связи с запросами ораторского искусства как часть риторики. Эта связь прослеживается в Древней Индии, Древней Греции, Риме. Так, в общественной жизни Древней Индии, в период, когда проявился интерес к логике, дискуссии были постоянным явлением. Об этом пишет известный русский востоковед академик В. Васильев: «Если явится кто-нибудь и станет проповедовать совершенно неизвестные дотоле идеи, их не будут чуждаться и преследовать без всякого суда: напротив, охотно будут признавать их, если проповедник этих идей удовлетворит всем возражениям и опровергнет старые истории».

Дискуссии были распространены и в Древней Греции. Выдающиеся ораторы пользовались большим уважением. Их избирали на почетные государственные должности, отправляли послами в другие страны.

Подавляющее большинство людей размышляет и рассуждает, не обращаясь за помощью к специальной теории и не рассчитывая на эту помощь. Некоторые склонны считать свое мышление естественным процессом, не требующим анализа и контроля, как например, дыхание или ходьба. Разумеется, это заблуждение. Наше стихийно сложившееся и неосознанное умение мыслить логически правильно далеко не всегда достаточно. Все мы умеем правильно говорить, но это не делает ненужным изучение грамматики. Логическая интуиция нуждается в прояснении не меньше, чем грамматика. Понимание принципов логической деятельности — одно их самых ценных наших знаний. Оно делает ум максимально точным и ювелирно тонким в своем анализе.

Не зная логики, человек может чувствовать, что или он сам или кто-то другой рассуждает неправильно. Но в чем ошибка? Как найти ошибку в обосновании какого-либо положения? Более того, как доказать, что противоположная сторона ошибается? Ведь простое утверждение «вы ошибаетесь» никого не убедит. Нужно показать, в чем человек ошибается.

Знание логики не только помогает убеждать людей в ошибочности их убеждений, но и ускоряет нахождение ошибок в рассуждениях.

Изучив типичные ошибки и освоив навыки их обнаружения, ошибки замечают мгновенно, почти автоматически. Являясь теоретической наукой, логика объясняет, почему тот или иной способ рассуждения является правильным или неправильным. Это дает возможность анализировать способы рассуждения, с которыми человек ранее не встречался.

Как наука, логика изучается в высших и специальных заведениях. Знание законов логики важно при выработке решений в сложных, запутанных ситуациях, при управлении простыми и сложными системами.

Логика – умение думать и рассуждать последовательно, непротиворечиво. Она требуется от нас во многих жизненных ситуациях, начиная с убеждения собеседника, выборе кратчайшего пути на работу и покупках в магазине, до сложных технических задач.

Логика помогает находить обоснования многим явлениям и ситуациям, осмысленно оценивать факты  и грамотно выстраивать свои суждения.

Как и любой другой навык, логическое мышление необходимо постоянно тренировать. Это важно делать в любом возрасте.

Логическое мышление – это вид мыслительного процесса, при котором используются готовые понятия и логические конструкции.

Каждый день нам приходится сталкиваться с множеством задач, решение которых требует от нас способности к логическому мышлению.

Мыслить логически, это значить выделять самое важное и отделять  его от второстепенного, находить взаимосвязи и выводить зависимости, делать соответствующие выводы.
Развитие логического мышления – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности. Основной его деятельностью является не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.

С помощью мышления мы получаем знания, поэтому так важно развивать его с детства.

Мышление – одна из высших форм деятельности человека. Некоторые дети уже к 4 годам способны логически формулировать свои мысли. Однако далеко не все дети обладают такими способностями. Логическое мышление – это одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка. Развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко усваивать новое. Логическое мышление нужно развивать, и лучше всего делать это в игровой форме. 
Основными задачами по развитию логического мышления являются:

*Формирование приемов умственных операций дошкольников

*Развитие у детей вариативного мышления, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. 

*развивать творческие и интеллектуальные способности через логико-математические игры, дидактические, развивающие, игры на развитие пространственного воображения.

*Выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть

себя глазами окружающих.
Развитие логического мышления напрямую связано с возрастными особенностями детей.

Существуют следующие виды мышления:

-Предметно- действенное мышление;

-Наглядно-образное мышление;

-Словесно-логическое мышление.

У детей младшего дошкольного возраста основной вид мышления предметно – действенное: 2,5-3 года, является ведущим до 4-5 лет.

При этом преобразование ситуаций в ряде случаев осуществляется на основе целенаправленных проб с учётом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В среднем возрасте возрастает объём памяти и начинает развиваться наглядно-образное внимание – с 3,5- 4 лет, ведущее до 6-6,5 лет. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. Основные достижения среднего возраста связаны с развитием игровой деятельности: совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения; развитием памяти, внимания, познавательной мотивации, совершенствование восприятия.

В старшем дошкольном возрасте систематизируются представления детей, развивается словесно-логическое мышление – формируется в 5,5 – 6 лет, становится ведущим с 7-8 лет и остается основной формой мышления у большинства взрослых людей.

Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления,
Основными формами мышления являются понятие, суждение и умозаключение.

Суждение– истинное и ложное

- общее, частное и

единичное

- утвердительное и

отрицательное;

Понятие - житейское

- научное;

Умозаключение

- индуктивное

- дедуктивное

- умозаключение

по аналогии.
Логическое мышление включает в себя ряд компонентов:
-умение определять состав, структуру и организацию элементов и частей;

-целого и ориентироваться на существенные признаки объектов и явлений;

-умение   определять   взаимосвязь   предмета и объектов,   видеть их изменение во времени;

- умение подчиняться законам логики, обнаруживать на этой основе закономерности и тенденций развития, строить гипотезы и выводить следствия из данных посылок;

-умение производить логические операции, осознанно их аргументируя.

В структуру мышления входят следующие логические операции:

Сравнение – основано на установлении сходства и различия между объектами. Результатом сравнения может стать классификация.

Анализ – разъединение сложного объекта на составляющие его части или характеристики, с последующим их сравнением.

Синтез – позволяет мысленно воссоздать целое из заданных частей.

Обычно анализ и синтез осуществляются вместе.

Абстрагирование – выделение существенных свойств и связей предмета, от несущественных.

Обобщение – мыленное объединение явлений и предметов по их общим и существенным признакам.

Классификация — это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности согласно каким-либо важным признакам.

Конкретизация – замена слова с более конкретным значением.


СРАВНЕНИЕ




КЛАССИФИКАЦИЯ

АНАЛИЗ


   


КОНКРЕТИЗАЦИЯ

СИНТЕЗ







ОБОБЩЕНИЕ

АБСТРАГИРОВАНИЕ


В результате освоения практических действий дети познают свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности, пространственно – временные отношения, многообразие геометрических фигур. В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. 
От уровня развития логического мышления во многом зависит успешность овладения ребенком некоторыми видами учебной деятельности. Как известно, особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели, как в непосредственной образовательной деятельности, так и в повседневной жизни. Игровые занимательные задачи содержатся в разного рода увлекательном математическом материале.  
Работая в детском саду, мы наблюдали следующее, что у детей старшей группы слабо развито логическое мышление, они затрудняются в решении простых задач, не умеют доказывать свое решение, сравнивать, классифицировать по нескольким признакам. И всё это сказывается на дальнейшем развитии и обучении детей в школе.

В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра зажигающая огонёк пытливости любознательности».

Учитывая положение всеобщей педагогики и психологии о том, что игра является ведущим видом деятельности дошкольника, считаю, что именно в ней возможно найти резервы, позволяющие осуществить необходимое развитие мышления ребенка.

Средства развития мышления различны, но наиболее эффективным является занимательная математическая деятельность.

Понимая, какое значение имеет развитие логико-математического мышления у детей дошкольного возраста, важно ребенка не только научить сравнивать, вычислять и соизмерять, но и рассуждать, делать свои выводы, аргументировать свои ответы, находить путь решения той или иной задачи. Используя в играх геометрический материал, у детей развиваются не только логика, но и творческое воображение, конструктивные навыки, зрительная память. 

Поэтому целью нашей работы стало развитие познавательной активности, логического мышления, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей через логико-математические игры.

Известно, что в игре ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки.

Поэтому, первоначально, при подборе и проведении логико-математических игр ставили перед собой задачу развивать наряду с математическими представлениями и творческие способности детей направленные на умственное развитие в целом. Для выработки определённых математических умений и навыков необходимо было развивать логическое мышление дошкольников, внимание, повышать способность к усвоению математических связей.

Для решения поставленных задач была проведена следующая работа:
• создана соответствующая развивающая среда (в группе создан логико-математический уголок, где расположены развивающие игры логического содержания, индивидуальный раздаточный материал для развития логического мышления);

• разработана модель педагогического процесса: перспективный план по данной теме для детей дошкольного возраста;

• составлена картотека логико-математических игр, дидактических, развивающих, игр на развитие пространственного воображения;

  • оформлена папка с рекомендациями для педагогов и родителей.

При подборе и проведении логико-математических игр учитывали следующие условия: работу с детьми следует проводить в системе, связывать мероприятия с работой в повседневной жизни, учитывать индивидуальные и физиологические особенности детей, использовать разнообразные формы работы (игры, наблюдения, досуги и т. д.)

  


При проведении логико-математических игр используем следующие методы и приёмы:


Игровые методы:


•вхождение в воображаемую ситуацию;

•выполнение практических действий по получению необходимой
информации.

•ситуации.
Диалогические методы:

• беседа;

• формулировка выводов;

• проблемные вопросы.

Методы обучения:

• показ способа действия;

• проблемная ситуация;

• упражнения.
При создании развивающей среды т.е. организации математического уголка и при подборе материала, старались учитывать возрастные особенности детей.  Предоставляли детям возможность в свободное от занятий время выбирать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.

В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение) дети овладевали различными мыслительными умениями. К их числу относятся умение анализа, абстрагирования, сравнения, синтеза, классификации, обобщения, конкретизация, а также логические операции «не», «и», «или». 

Старались создавать такие условия для математической деятельности ребенка, при которых он проявлял бы самостоятельность в выборе игрового материала, игры, исходя из развивающихся у него потребностей, интересов.

В ходе игры, возникающей по инициативе самого ребенка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду.

Созданию уголка предшествует подбор игрового материала, что определяется возрастными возможностями и уровнем развития детей группы. В уголок помещается разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам.

Организуя уголок занимательной математики, надо исходить из принципа доступности игр детям в данный момент, помещать в уголок такие игры и игровые материалы, освоение которых детьми возможно на разном уровне. От усвоения правил и игровых действий в заданном в игре виде они переходят к придумыванию новых вариантов игр, проявлению творчества. По мере освоения игр, следует расширять их ассортимент, вносить новые, более сложные, разнообразить виды игрового занимательного материала.
Занимательный математический

материал

1.Математические (логические) игры , задачи, упражнения

  • игры на плоскостное моделирование («Танграм», «Пентамино», «Листик» и т.д.)

- игры на объемное моделирование («Уголки», «Кубики и цвет» и т.д.)

- игры – движения (построения и перестроения со счетными палочками, спичками)

- развивающие игры(«Шашки», «Шахматы», «Домино» и т.д.)

  • игры логико – математические(блоки , палочки, кубики) на включение, нахождение.

2.Развлечения

  • загадки

  • задачи – шутки

  • ребусы

  • кроссворды

  • головоломки

  • вопросы – шутки

  • математические квадраты

  • математические фокусы

3.Дидактические игры, упражнения

- с наглядным материалом

- словесные

Логико-математическая среда в группе:

младший возраст

- печатки, трафареты, шаблоны;

- природный и бросовый материал;

- настольно – печатные игры

- 2 – 3 набора разрезных картинок из 2 – 4, 6 – 8 частей;

- Разнообразные пластмассовые конструкторы

- крупные мозаики

- игры – вкладыши

- полифункциональные панно по темам;

- игры на ознакомление с цветом, формой, величиной.
Логико-математическая среда в группе:

младший возраст

- карточки с эвристическими заданиями;

- наборы в 3 измерениях: геометрические фигуры, геометрические тела;

- шаблоны, трафареты, печатки геометрических фигур и знаков;

- модели, макеты, мнемотехнические карты;

- подборки нетрадиционных задач и вопросов;

- кроссворды, головоломки,

- графитные и пластиковые доски;

- тетради с заданиями;

- наборы карандашей, фломастеров, шариковых ручек;

- палочки, спички без серы;

- наборы цифр

- наборы из природного и бросового материала для практической и математической деятельности ( нитки, шнуры, пуговицы, ленточки и т.д.)

- игровой дидактический материал.

Задачи организации логико-математических уголков:

  1. Целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности. Формирование качеств и свойств личности ребенка, необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем: целенаправленность и целесообразность поисковых действий, стремление к достижению положительного результата, настойчивость и находчивость, самостоятельность.

  2. Воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми; стремления достичь того, чтобы занимательный математический материал в дошкольные и последующие годы- стал средством не только организации полезного досуга, но и становления творчества, совершенствования своего профессионального мастерства.

Успех игровой деятельности в организованном в группе уголке логики определяется интересом самого воспитателя к занимательным задачам для детей. Воспитатель должен владеть знаниями о характере, назначении, развивающем воздействии занимательного материала, приемами руководства развитием самостоятельной деятельности с элементарным математическим материалом. Заинтересованность, увлеченность педагога - основа для проявления детьми интереса к математическим задачам и играм.

Руководство развитием самостоятельной математической деятельности в уголке занимательной математики направлено на поддержание и дальнейшее развитие у них интереса к занимательным играм. Всю работу в уголке воспитатель организует с учетом индивидуальных особенностей детей. Он предлагает ребенку игру, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно-волевого развития, проявления активности. Воспитатель вовлекает в игры малоактивных, пассивных детей, заинтересовывает их и помогает освоить игру. Воспитанию интереса к играм способствует осознание детьми своих успехов в освоении игр. Ребенок, который составил интересный силуэт, решил задачу; стремится к новым достижениям. Руководство со стороны педагога направлено на постепенное развитие детской самостоятельности, инициативы, творчества.

Указания к руководству самостоятельной деятельностью детей:

  1. Объяснение правил игры, ознакомление с общими способами действий, исключая сообщение детям готовых решений. Стимулирование педагогом проявлений самостоятельности в играх, поощрение стремления детей достичь результата.

  2. Совместная игра воспитателя с ребенком, с подгруппой детей. Дети усваивают при этом игровые действия, способы действий, подходы к решению задач. У них вырабатывается уверенность в своих силах, понимание необходимости сосредоточиваться, напряженно думать в ходе поисков решения задач.

  3. Создание воспитателем элементарной проблемно-поисковой ситуации в совместной с ребенком игровой деятельности. Воспитатель играет, составляет силуэт, отгадывает загадку, ходы лабиринта и в это время привлекает ребенка к оценке своих действий, просит его подсказать ему следующий ход, дать совет, высказать предположение. Ребенок занимает актуальную позицию в организованной подобным образом игре, овладевает умением рассуждать, обосновывать ход поисков.

  4. Объединение в совместной игре детей, в разной степени освоивших ее, с тем чтобы имело место взаимное обучение одних детей другими.

  5. Использование разнообразных форм организации деятельности в уголке: соревнований, конкурсов на лучшую логическую задачу, лабиринт, фигуру-силуэт, организация вечеров досуга, математических развлечений.

  6. Обеспечение единства воспитательно-образовательных задач, решаемых педагогом на занятиях по математике и вне их. Целенаправленная организация самостоятельной детской деятельности, с тем чтобы обеспечить более прочное и глубокое усвоение детьми программного учебного материала, перенос и использование его в других видах элементарной математической деятельности, в играх. Осуществление всестороннего развития детей, решение задач индивидуальной работы с детьми, отстающими от сверстников в развитии, и детьми, проявляющими повышенный интерес, склонность к занятиям математикой.

  7. Пропаганда среди родителей необходимости использования занимательного математического материала в семье с целью решения задач всестороннего развития детей в период дошкольного детства, подготовки их к обучению в школе. Воспитатель рекомендует родителям сбор занимательного материала, организацию совместных с детьми игр, постепенно создавать домашнюю игротеку, изготовлять игры, приобретать игры промышленного производства. Единство в направлениях работы детского сада и семьи по данному вопросу будет способствовать развитию у детей интереса к занимательному материалу, умственных способностей.

Работа с родителями

  • Знакомство родителей с содержанием работы по программе.

  • Разработка консультаций для родителей по данной теме.

  • Привлечение родителей к изготовлению наглядного материала (подбор иллюстраций).

  • Рекомендации как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала.

  • Рекомендации для родителей по использованию литературы, родительские собрания .

  • Тренинги, совместные игры – занятия с детьми и родителями  (во второй половине дня);

Заключение

Логическое мышление можно сравнить с длинной интеллектуальной лестницей, а игры – это своеобразные ее ступеньки. На каждую из этих ступенек ребенок обязательно должен подняться. Если какую-то из них пропустить, то дотянуться до следующей ему будет значительно труднее. Если же он очень быстро побежит по лесенке, значит эти ступеньки он уже “перерос” - и пусть бежит. Но впереди обязательно появится такая, перед которой он приостановится и возможно здесь ему надо помочь.

Выводы:

Развитие логического мышления происходит постепенно. Для одного ребенка больше характерно наглядно-образное мышление, для другого – наглядно-действенное, а третий с легкостью оперирует понятиями.

Логико-математическая игра одна из форм развития логического мышления. В процессе игры активизируются разнообразные умственные процессы и принимают произвольный характер.

Применение математических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления, внимания, воображения у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка

Таким образом, можно сделать вывод: педагогические возможности логических игр очень велики. Игры и упражнения по логике развивают все стороны личности ребёнка, активизируют скрытые умственные и интеллектуальные возможности. В результате освоения пространственно-практических действий в играх дети познают свойства и отношения предметов, чисел, арифметические действия, временные отношения; учатся делать умозаключения, классифицировать, обобщать, решать логические, проблемные задачи. Все это позволит ребенку успешнее учиться в школе.

План реализации проекта

Содержание работы

Исполнители

Результаты

Организация работы

Воспитатели

Подбор материала, дебаты

Проект в электронном и бумажном носителе.

Воспитатели

Подбор литературы, материала

Подготовка логических игр

Воспитатели

Создание развиающей среды, чтение литературы, подбор занимательных игр, составление календарно – тематического плана.

Подготовка слайдов

Воспитатели

Художественное оформление слайдов с играми

Подведение итогов

Воспитатели, психологи, методисты

Анализ работы


ІІІ Глоссарий
Модерниза́ция (англ. modern - обновленный, современный, быстрый рост научных знаний) — это:

I) Обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества.

Сензитивный период развития (встречается также сенситивный) — период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения.

Сензитивный период — период наивысших возможностей для наиболее эффективного развития какой-либо стороны психики. 

Моделирование - наглядно-практический метод, включающий создание моделей и их использова­ние для формирования представлений, понятий и обобщенных способов действий. Модели рассматривают как эффективное дидактическое средство.

Вариативное мышление – способность живого существа выбирать разные варианты поведенческих программ для достижения одной и той же цели.

ІV Литература
1.Майерс Б. Развиваем мышление. Лучшие логические игры – Пер. с франц. О.Ю. Пановой. – М.: Эксмо, 2012.

2. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1989.

3. Логинова В.И. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском  саду.- Л.: 1990.

4. Щедровицкий Г.П. Методические замечания к педагогическим исследованиям игры. // Психология и педагогика игры  дошкольников. – М.:2003.

5. Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста / Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1999.
6. Стародубцева И.В., Завьялова Т.П. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления у дошкольников. - М.: АРКТИ, 2008.

7. Белошистая А.В. Развитие логического мышления у дошкольников. - Изд-во Владос, 2013.

8.Лебедева С.А. Развитие логического мышления у детей. Изд-во Илекса 2009 г.
9. Интернет ресурсы

VІ Приложение
  1   2   3

перейти в каталог файлов
связь с админом