Главная страница
qrcode

Развитие логического мышления


НазваниеРазвитие логического мышления
АнкорTema9.docx
Дата06.02.2018
Размер25,2 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаTema9.docx
ТипДокументы
#63292
Каталог

Тема: РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Цели:

- образовательные: введение знака «Ловушка» (?!); освоение приемов самооценки и взаимооценки выполненного задания с помощью знаков « + », «-», «?»;

- развивающие: развитие логического мышления на основе установления смысловых связей и освоения приема систематизации; развитие зрительно-пространственного восприятия я зрительно-моторной координации; освоение опыта контрольно-оценочной деятельности; освоение опыта работы в паре в процессе выполнения учебного задания;

- воспитательные: воспитание культуры общения в процессе учебно! взаимодействия.

Ход урока

1. Организационный момент. Сообщение темы урока

- Ребята, сегодня на уроке нам предстоит учиться быть очень внимательными учениками.

2. Введение знака «Ловушка»

На доске – рисунки Карандаша и Ручки, между ними знак «Ловушка» (?!) (УНП, рис. 5, 6, 12). Учитель сообщает:

- Карандаш и Ручка приготовили для учащихся необычные задания. Они просят вас быть очень внимательными, чтобы не попасть в ловушку. Кто знает, что такое ловушка? (Учащиеся называют свои представления о ловушках.)

Учитель продолжает:

- В школе тоже могут быть ловушки – это такие учебные задания, которые требуют от учеников особой внимательности. На первый взгляд задание может показаться очень простым, а ответ – очевидным (вы не сомневаетесь, что знаете правильный ответ). Вы, недолго думая, отвечаете и ... попадаете в ловушку! Если не спешить, постараться разобраться, то окажется, что не все так просто, как показалось сначала. Но из каждой школьной ловушки есть выход – правильный ответ!

- Вот этот знак будет сообщать вам о задании с ловушкой (учитель обращает внимание учащихся на знак «?!» — «Ловука»). Вопросительный знак указывает на присутствие вопроса, на который нужно найти ответ. Восклицательный знак предупреждает: «Внимание! Ловушка! Не торопись! Подумай!» Рисунок с вопросительным и восклицательным знаками называется «Ловушка».

3. Закрепление понятия «Ловушка»

Учитель предлагает учащимся первое задание выполнитьвсем вместе. На доске – знак «Ответ хором» (УНП, рис. 10).

Учитель поясняет:

- Я буду задавать вопросы, а вы хором отвечайте: «Я».Будьте внимательны, не попадитесь в ловушку!

- Кто любит шоколад? (Я.)

- Кто любит мармелад? (Я.)

- Кто любит груши? (Я.)

- Кто не моет уши? ...

- Кто умеет прибираться? (Я.)

- Кто умеет обуваться? (Я.)

- Кто умеет одеваться? (Я.)

- Кто не любит умываться? ...

Учитель хвалит детей за внимательность, предлагает открыть с. 10 учебного пособия. Учитель обращает внимание учащихся на знак «Ловушка», который держат в руках Карандаш и Ручка:

- О чем предупреждают нас герои? (Нужно быть внимательными, не попадаться в ловушки.)

4. Освоение приема систематизации

Коллективная работа.

Учитель прикрепляет на доску рисунки петуха, яйца и цыпленка (УНП, рис. 23, 24, 25), предлагает определить нужную последовательность («Что за чем?»). (Яйцо – цыпленок – петух.) Просит учащихся объяснить свое решение. По ходу объяснения соединяет рисунки стрелками. Выполненное задание остается на доске в качестве образца для самостоятельной работы детей.

Самостоятельная работа.

Учащиеся рассматривают рисунки: бревно, дубовый стол, дуб; батон, пшеничный колос, мука (УП, с. 10). Предметы нужно соединить стрелками в нужном порядке.

Проверка.

Учитель предлагает назвать получившиеся цепочки предметов и объяснить свое решение: почему выбрана эта последовательность. (Дуб – бревно – стол. Пшеничный колос – мука – батон).

5. Развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации

Работа по учебному пособию (с. 10). Учитель предлагает учащимся нарисовать на клетках точно такой же рисунок из геометрических фигур.

6. Контрольно-оценочная деятельность. Самооценка и взаимооценка

Учитель предлагает учащимся оценить выполненную работу (срисовывание геометрических фигур), знакомит с новыми знаками:

  • ученик (знак для самооценки);

  • пара (знак для взаимооценки);

  • учитель (знак для оценки учителя)

Оценка осуществляется с помощью знакомых детям знаков « + », «-», «?». Критерий для оценки – сходство с образцом.

Учитель хвалит тех детей, у которых самооценка совпала с оценкой соседа по парте и оценкой учителя. Особую поддержку выражает ученикам, у которых в задании есть ошибки, но они смогли правильно себя оценить. Отдельное внимание можно уделить объективности взаимооценки, призвать школьников быть внимательными по отношению друг к другу, стараться честно оценивать работы одноклассников, не придираться.

7. Наблюдение за сохранением количества жидкости

Фиксация равного объема жидкости в двух одинаковых сосудах.

Учитель демонстрирует два сосуда одинаковой формы с равным количеством жидкости. В первом сосуде вода подкрашена красной краской, во втором – желтой. Организуется наблюдение: что можно сказать о количестве красной и желтой воды? Учитель маркером отмечает уровень воды в каждом сосуде.

П Наблюдение за эффектом зрительного «уменьшения» воды.

Учитель говорит:

- У меня есть другой сосуд (показывает сосуд, более низкий и широкий). В этот сосуд выливается вся желтая вода. Что произошло? Одинаковое ли теперь количество воды в двух сосудах? Где больше? Где меньше? (Ловушка – в сосудах одинаковое количество воды.)

Для проверки желтая вода переливается в первоначальный сосуд, проверяются отметки уровня воды.

Наблюдение за эффектом зрительного «увеличения» воды.

Учитель продолжает.

- У меня есть еще один сосуд (демонстрирует сосуд, более высокий и узкий). В этот сосуд выливается вся красная вода. Что произошло? Одинаковое ли теперь количество воды в сосудах? Где больше? Где меньше? (Ловушка – в сосудах таковое количество воды.)

Для проверки красная вода переливается в первоначальный сосуд, проверяются отметки уровня воды.

Обобщение по итогам наблюдения.

Учитель подчеркивает, что не всегда правильное решение дается очевидным. Человек в любой ситуации должен думать, размышлять. Этому ученики тоже будут учиться в школе.

8. Наблюдение за сохранением количества предметов счета

Учащиеся рассматривают рисунки с банками гороха (УП, с 10). Учитель читает стихотворение.

ВО ДВОРЕ ПЕРЕПОЛОХ

Во дворе переполох –

Мы рассыпали горох.

Приказала строго мать:

- До горошины собрать!

Через час стучимся в дверь:

- Всё собрали мы, проверь!

Мама верит детворе:

- Ах, мои хорошие!

А весною во дворе

Выросли горошины.

И. Демьянов

Учитель предлагает без счета определить, в какую банку поместилось больше горошин. (Возможно, ученики попадутся в ловушку, так как зрительно создается иллюзия, что в широкой и низкой банке горошин меньше, чем в узкой и высокой.)

Учитель дает задание – сосчитать и обвести по пунктиру горошины в каждой банке. Спрашивает о количеств горошин в каждой банке и их соотношении. (Горошин поровну).

9. Наблюдение за сохранением количества вещества

Организация работы в паре.

На доске – знак «Работа в паре» (УНП, рис. 8). Учитель просит учащихся, сидящих за одной партой, взять равные куски пластилина. Спрашивает, как ученики сравнивали.

Работа с пластилином.

На доске – плакат «Работа с пластилином. Колобок. Пицца» (УНП, рис. 103). Учитель организует работу по вариантам: первый вариант лепит колобка, второй – пиццу.

Первая операция одинаковая для двух вариантов – ученики из куска пластилина делают шарик. Учитель просит учащихся еще раз убедиться в том, что у детей, сидящих за одной партой равное количество пластилина.

Вторая операция только для второго варианта – шарик сплющивается в лепешку (заготовку для пиццы). Педагог просит учеников сравнить пластилин, с которым ученики работают. Ученики не должны попасть в ловушку – не смотря на изменение формы, объем пластилина не изменился (количество пластилина не добавлялось и не уменьшалось).

10. Подведение итогов урока. Рефлексивный анализ учащимися своей деятельности и ее результатов

- Ребята, давайте подведем итоги урока. Скажите, чему вы на нем научились? Назовите те задания, которые больше всего им понравились. Объяснить свой выбор. Назовите задания, которые показались вам самыми трудными.

- Вы сегодня хорошо потрудились. Цель урока достигнута. Урок окончен.
перейти в каталог файлов


связь с админом