Главная страница

Речь дошкольника раннего возраста


Скачать 39.54 Kb.
НазваниеРечь дошкольника раннего возраста
Анкорrazvitie_rechi_u_detey_ot_1_5_do_3_let.docx
Дата30.12.2017
Размер39.54 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаrazvitie_rechi_u_detey_ot_1_5_do_3_let.docx
ТипДокументы
#56939
Каталогevgeniyakos

С этим файлом связано 9 файл(ов). Среди них: razvitie_rechi_u_detey_ot_1_5_do_3_let.docx, Собери фрукты в вазу.ppt.ppt, Kochugova_Dvukhslozhnye_slova.pdf, RANNIJ_VOZRAST-_PLANIROVANIE.doc, Fedotova_E_L_Samooschuschenie_rebenka_imeyuschego_siblinga_s_aut, ОГОРОД игры с машей.pptx.pptx, lilly_kuerbis_NL.pdf, Дименштейн Р.П., Константинова И.С., Ларикова И.В. Обзор литерат, ALL_SO_CUTE_CHRISTMAS_TREE.pdf, Kosinova_Logopedicheskie_testy.pdf.
Показать все связанные файлы

Консультация для воспитателей «Развитие речи детей от 1,5 до 3-х лет»

  1. Речь дошкольника раннего возраста.

Овладение речью – важнейший этап в жизни ребенка  раннего возраста. Известный советский психолог Л.С. Выготский указывал, что в развитии ребенка существуют оптимальные сроки для каждого вида обучения, являющиеся сензитивными. Для развития речевой функции сензитивным является период раннего детства.

  1. Что такое речь?

Существует несколько разных определений термина речь.

Наиболее точное и полное определение: речь - это сложная функциональная система, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения.

  1. Функции речи.

Речь в человеческом обществе выполняет различные функции.

Коммуникативная функция (речь как средство общения) состоит в том, что с помощью речи передается информация от человека к человеку.

Когнитивная или интеллектуальная функция: речь как инструмент мышления. Слово в этом случае выступает как понятие, то есть как обобщенная мысль.

Л.С. Выготский указывал, что в возрасте около двух лет: речь становится интеллектуальной, а мышление – речевым. Ребенок осознает обобщающее значение слова и начинает пользоваться им как для коммуникации, так и для решения мыслительных задач.

Регулирующая функция речи: речь как фактор управления психикой и поведением человека. Становление этой функции речи приводит к возникновению у ребенка способности подчинять свое действие речевой инструкции взрослого.

  1. Факторы, влияющие на развитие речи.

Обследования детей раннего возраста свидетельствуют, что у детей наиболее частыми являются речевые расстройства, почти 60% детей раннего возраста – это дети неговорящие или с задержкой речевого развития (Р.Р. Калинина, Л. Б. Адер, С. А.Варгина).

Существует множество факторов, которые влияют на развитие речи малыша: органических, физиологических, психологических, социальных.

Риск возникновения у детей нарушений в речевом развитии вызывают неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития и в процессе родов: вредные привычки и тяжелые заболевания матери, гипоксия плода, родовые травмы и асфиксия во время родов. Сегодня до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, около 70% имеют перинатальную патологию (Т.В. Волосовец, Г.В. Яцык, Е.П. Бомбардирова).

Причины, действующие в период младенчества: неврологические заболевания;

соматическая ослабленность, заболевания среднего и внутреннего уха, травмы головы.

На формирование правильной речи влияет также ранний отказ от грудного вскармливания и поздний переход на более твердую пищу, т.к. при этом возникают проблемы формирования зубочелюстной системы и возникает слабость артикуляционного аппарата ребенка.

Среди социальных факторов, можно выделить неправильные методы воспитания, заключающиеся в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых, либо, наоборот, в гиперопеке. И в том, и в другом случае у ребенка не формируется мотивация речевого общения. В первом случае не к кому обращаться, во втором - незачем, все и так будет сделано вовремя, взрослые угадывают все его желания.

  1. Возрастные нормы овладения речью.

Только через родной язык малыш входит в жизнь окружающих его людей.

В раннем возрасте ребенок активно усваивает все компоненты родного языка. Развитие речи имеет два основных направления: импрессивная речь - пассивное владение словом (т. е. понимание речи) и экспрессивная речь - активное владение словом (т. е. говорение). Обычно пассивная речь опережает активную.

Первый год жизни ребенка рассматривают как доречевой период. Он является подготовительным в развитии детской речи включает гуление, лепет, к 1году ребенок владеет 10 лепетными словами.

К 2-м годам – словарь ребенка состоит 50 – 100 слов (названия игрушек и предметов ближайшего окружения; имена). Во втором полугодии второго года жизни ребенок активно «переводит» свой пассивный запас в активный, исследователи детской речи назвали данный период в развитии ребенка «лексическим взрывом».

Характерно упрощенное произношение слов, например: "ко" или "моко" вместо молоко. Правильно и четко произносит гласные звуки: «а», «у», «и», «о», кроме «ы», твердые согласные заменяет мягкими. Пропускает или заменяет свистящие, шипящие и сонорные звуки.

Ребенок понимает и выполняет двухэтапную инструкцию («Пойди в кухню и принеси чашку»).

Это период предложений, состоящих из аморфных слов-корней:

- этап однословного предложения - слово выступает по своему значению как целая фраза, смысл высказывания понятен только из ситуации, в которой происходит общение («ди» - иди сюда, уходи)

- этап предложений из нескольких слов-корней, ребенок объединяет в одном высказывании сначала два, затем три слова. Грамматическая связь между словами отсутствует. («Дай ко-ко». – Дай яйцо. Дай курочку.)

К 3 годам дети начинают употреблять все части речи. Словарь включает около 1500 слов. Ребенок строит простые распространенные предложения.

От 2 лет до 3 лет длится период усвоения грамматической структуры предложения:

- этап формирования первых форм слов: ребенок учится словоизменению и грамматически правильному сочетанию слов в предложении. (Вот зайка. Дай зайку. Мальчик хороший. Девочка хорошая.)

-этап использования флективной системы языка для выражения синтаксических связей слов. Общей тенденцией детской речи является первоначальное усвоение наиболее частотных флексий (окончаний). В течение определенного времени дети используют только одно, наиболее продуктивное, «главенствующее» окончание (родительный падеж множественного числа существительных: много ложков, ножов).

Уходит так называемое физиологическое смягчение. Ребенок правильно воспроизводит гласные и все простые согласные.

В начале 3-го года речь становится и средством познания. При помощи речи становятся доступны пониманию ребенка элементарные события, явления, не имевшиеся ранее в опыте ребенка. Ребёнок задает много вопросов "Где?", "Куда?", "Откуда?". Во второй половине третьего года в норме появляется вопрос "почему?". Возникновение этого вопроса знаменует собой новый этап умственного развития ребенка. Если трехгодовалый ребенок еще не задает этого вопроса, то взрослые должны задавать его сами и сами же отвечать на него, стимулируя тем самым познавательный интерес ребенка.

  1. Направления речевого развития детей раннего возраста.

Речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его взрослыми. В этом смысле большая роль в формировании правильной речи детей принадлежит воспитателям.

Развивая речь детей раннего возраста, следует заботиться о развитии следующих ее составляющих:

  • понимание,

  • способность подражания речи,

  • обогащение словаря и грамматики речи посредством эмоционального и делового общения,

  • подготовка к овладению звуками речи,

  • развитие мелкой моторики.

Понимание речи.

Понимание речи развивается путем многократного обозначения словом предмета или действия.

Взрослый, используя ситуативные моменты режимных процессов, прогулки и т.д., называет предметы, которые берет ребенок, называет действия, которые совершает ребенок или взрослый с этим предметом, называет те ощущения, которые испытывает.

С целью развития понимания речи широко используется показ предметов с называнием и моментами сюрпризности (внезапное появление игрушек).

Сначала детей знакомят с одним предметом, учат выбирать названный предмет из группы других, к контрастным предметам добавляют похожие, учат различать их.

Когда дети научатся различать реальные предметы, игрушки, их заменяют изображениями на картинке, учим находить изображение предмета среди других.

Задания: выбрать названный предмет из нескольких других и принести его, взять предмет у одного человека и передать другому.

Затем ребенка просят показать тот или иной предмет на сюжетной картинке. Задания: где кошка? Где у нее глаза, усы, уши, хвост?

Развитие активной речи ребенка путем подражания.

При нормальном речевом общении детей с окружающими речевые связи образуются путем подражания.

Активизацию подражания речевой деятельности следует начинать с подражания вообще: Сделай, как я сделаю. (Полетели как птички. Постоим на одной ножке).

Затем необходимо совершенствовать у ребенка способность подражать слышимым звукам, словам.

К ребенку после полутора лет нужно обращаться с поручениями, давая образец для подражания: “Пойди, позови Галю, скажи: “Галя, пойдем гулять”.

Важно! Взрослый предлагает для подражания слова «облегченные», но сопровождает их словами, произнесенными правильно: би-би – машина, ляля- кукла.
Обогащение словаря и грамматики посредством эмоционального и делового общения.

На втором году жизни у ребенка возрастает интерес ко всему окружающему. Однако имеющихся средств общения (жесты, мимика, отдельные слова) ребенку уже не хватает, чтобы его потребность в общении была удовлетворена. Возникает противоречие, которое разрешается путем возникновения новой формы общения – активной самостоятельной речи.

В развитии речевой активности большое значение имеет предметная и игровая деятельность. (М.И. Лисина, Ф.И. Фрадкина).

Только ситуация предметного сотрудничества ребенка со взрослым или содержательного, делового общения создает необходимость назвать предмет, а следовательно, произнести свое слово. Главное - это не просто говорить, но играть с ребенком; разговаривать не просто так, а по поводу совместной игры. Непременным условием игры должно быть создание у ребенка радостного чувства, которое поддерживается взрослыми, ставшими равными и активными соучастниками детской игры.

Исследование, психолога Р. И. Водейко, показало, что: «Слов-предметов у ребенка всегда больше, чем слов-действий».

Комментирование - действенный прием развития словаря и грамматики. Выполняя это действие, ребенок устанавливает связь между предметом и его названием, запоминает правила употребления слов, связывает их в предложение и согласовывает их.

Сначала действия ребенка комментирует взрослый: Ты встаешь. Ты идешь по комнате. Ты берешь машинку. Ты ставишь машинку на стол. Затем ребенку предлагается прокомментировать действия другого ребенка или взрослого.

Важно! Нельзя предлагать детям раннего возраста правильно повторить слово, взрослому самому нужно произнести несколько раз слово, неправильное произнесенное ребенком.

Подготовка речевого аппарата к овладению звуками речи.

В период раннего детства подготовка к овладению звуками речи включает: развитие слухового внимания, речевого дыхания, подготовку артикуляционного аппарата. Методы и приемыподробно описаны М.Ф. Фомичевой.

Развитие слухового внимания.

Развитие слухового внимания проводится в основном на материале неречевых звуков:

узнавание и различение неречевых звуков;

различение высоты, силы, тембра голоса.

Используются игры со звучащими игрушками.

Пример: Кто играл? Договариваемся с ребенком: мишка играет на дудке, зайка на гармошке. Не видя игрушку нужно узнать ее (назвать или показать) по звуку. Усложнение: хлопать, если играла дудка, притопывать – если гармошка.

Артикуляционная гимнастика.

Правильное произношение звуков зависит от деятельности органов артикуляции. Язык – это мышца и ее необходимо тренировать.

Артикуляционная гимнастика– это специальные упражнения, направленные на укрепление мышц артикуляционного аппарата.

Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позу. Динамические упражнения вырабатывают переключаемость движений.

Рекомендации для выполнения артикуляционной гимнастики:

  • Не следует выполнять гимнастику сразу же после еды.

  • При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенную последовательность: от простых упражнений к более сложным, от статических упражнений к динамическим.

  • Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, это обеспечивает оптимально удобное положение.

  • Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо. Поэтому стоит воспользоваться настенным зеркалом.

  • Количество повторов каждого упражнения от 2 до 5 раз. М.Ф. Фомичева указывала: «Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, а качество выполнения».

Игровые приемы для проведения артикуляционной гимнастики:

  • Картинный материал. К каждому упражнению подбирается красочная картинка-образ, которая демонстрируется ребенку во время проведения гимнастики.

  • Стихотворения.

  • «Сказка о язычке»

Игровые приемы и описание упражнений представлены в журналах «Для самых-самых маленьких» Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. «Тра-ля-ля: Артикуляционная гимнастика: Для детей 2-4 лет», Костыгина В.Н. «Тру-ля-ля. Артикуляционная гимнастика для детей от 2 до 4 лет».

Развитие речевого дыхания.

Произнесение большинства звуков русского языка требует направленной воздушной струи.Наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмальное дыхание.

Многие дети пользуются верхнегрудным или ключичным дыханием, совершают вдох с резким поднятием плеч и не умеют рационально расходовать воздух в процессе речевого высказывания.

Как проверить правильное дыхание: на область грудной клетки помещаем мягкую игрушку: если правильный тип дыхания – игрушка неподвижна, а область живота поднимается. Если положить игрушку на живот и дышать правильно область живота поднимается.

В возрасте 2–3 года ребенок в норме может произнести на выдохе 2–3 слова, длительность занятий по формированию речевого дыхания составляет 2–3 минуты.

Пособия для дыхательной гимнастики: всевозможные вертушки, султанчики, легкие мячики из пенопласта, пластмассы.

Дыхательные игровые упражненияиспользуютсядляразвития длительного непрерывного ротового выдоха: предлагаем долго и плавно подуть на вырезанные из цветной бумаги листья, бабочки, «чтобы они полетели». Необходимо следить, чтобы ребенок при выполнении упражнения не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не надувал щеки.

Для дифференциации носового и ротового вдоха- выдоха можно предложить ребенку нюхать цветочек (нужно сделать утрированный вдох носом, а потом выдохнуть со звуком "а-ах").

Развитие речевого дыхания: на выдохе поем гласные, шипим как змея, подражаем звукам различных животных (Ко-ко, Га-га).

Важно! При выполнении дыхательных упражнений:

• не заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате

• не заниматься после еды (через 1,5 часа)

• не переутомляться, не допускать гипервентиляции легких.

Развитие мелкой моторики

Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

У большинства же современных детей отмечается недостаточность мелкой моторики. Японские ученые причину этого видят в достижениях цивилизации: обувь на липучках, одежда на замках-молниях.

С детьми раннего возраста проводили такой опыт: просили ребенка показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которые справились – оказались «говорящими»; дети у которых пальцы сгибались и разгибались только все вместе - имели проблемы в речевом развитии.

Развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь, поэтому упражнения для развития мелкой моторики входят в комплексную работу по формированию правильной речи.

Важно! При проведении коллективных пальчиковых игр дети выполняют движения неточно, не осознают отдельные положения пальцев. В связи с этим необходимо наряду с использованием пальчиковых игр, проводить индивидуальную пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика подразделяется на активную (выполняет сам ребенок) и пассивную (движения выполняются с помощью взрослого). Пассивная рекомендуется детям с низким уровнем развития мелкой моторики, как предварительный этап работы.

Пассивные упражнения для пальцев рук.

Пример: Рука ребенка лежит на столе ладонью вниз. Одной рукой взрослый фиксирует ее в лучезапястном суставе, другой рукой приподнимает вверх до максимального положения поочередно каждый палец.

Активная гимнастика.

Важно! Упражнения рекомендуется выполнять сначала ведущей рукой, затем отрабатывается упражнение другой рукой. Следующий этап – выполнение упражнения обеими руками. («Коза – козленок»)

Игры с крупами.

В последнее время наряду с традиционными пальчиковыми играми приобретают все большее распространение игры с крупами. Такие как: сухой бассейн и рисование на крупе, позволяющие одновременно с совершенствованием координации движений проводить и массаж пальчиков (чем крупнее крупа, тем более активным будет массаж).

Для изготовления сухого бассейна надо насыпать крупу (горох, фасоль, пшеницу, перловку) в коробку или глубокую миску, на дно положить мелкие игрушки и предложить малышу отыскать игрушки в этом бассейне.

Для рисования на крупе понадобится поднос либо любая другая ровная поверхность. Насыпаем крупу на поднос и распределяем ее ровным слоем по всей плоскости. Чтобы легче было убирать крупу, рассыпавшуюся после занятия, можно проводить игры с крупой на ткани, которая быстро чистится, путем встряхивания.

Пример: Игра "Найди картинку".

Положите на поверхность, которую вы собираетесь засыпать крупой, лист бумаги с яркими картинками, которые могут заинтересовать малыша.

Малышу показывают, что под крупой могут быть спрятаны картинки и предлагают их найти.

Игры с мелкими предметами (камешки, фасоль, шарики или бусинки, детали мозаики), развивают умение хватать щепотью или двумя пальцами и способствуют развитию координированных движений пальцев рук:

  • Сортировать мелкие предметы

  • Опускать мелкие предметы в сосуд с узким горлышком.

  • «Покорми друга». Используется коробка, на которой нарисовано животное, на месте рта проделано отверстие, в которое ребенок опускает фасоль, макароны.

Важно! Игры с крупой и мелкими предметами следует проводить под контролем взрослого.

Другие полезные игры:

  • Нанизывать бусины на шнурок.

  • Расстегивать и застегивать липучки, пуговицы и кнопки, крючки, молнии.

  • Отстегивать и пристегивать прищепки.

  • Запускать пальцами волчки.

  • Открывать и закрывать, раскручивать и закручивать крышки банок, бутылок.

  • Мять бумагу.

  1. Требования к речи взрослого.

  • Воспитатель должен говорить короткими предложениями 2-4 слова. Делая паузы.

  • Одни и те же сочетания повторяются 2-3 раза.

  • Одни и те же слова повторяются в разных грамматических формах.

  • Все звуки, произносимые взрослым, были четкими, а ритм речи – не слишком быстрым.

Вывод.

Таким образом, чтобы освоение речи проходило успешно, ребенок должен иметь возможность получать различные впечатления от окружающей среды, и эти впечатления необходимо сопровождать словесными объяснениями, давать им определения, устанавливая непосредственную связь слова с предметом, действием, явлением.

Литература:
  1. Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду. Статья: Воспитание детей раннего возраста. - М., 1968.


  2. Аксарина Н. М. "Воспитание детей раннего возраста" Изд-во «Медицина», М., 1977 г.

  3. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

  4. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 1999. - с. 272

  5. Герасимова А. Малыш учится говорить. От «Агу» до монолога., - М., Олма Медиа Групп,2007

  6. Громова О. Е. Путь к первым словам и фразам.,М. -Просвещение,2008

  7. Жукова Н.С. Формирование устной речи. Учебно-метод. пособие, 1994

  8. Логопедия//Под ред. проф. Л. С. Волковой. – М., 1989

  9. Печера К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в дошкольном учреждении, - М., Владос, 2002

  10. Янушко Е.А Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей с 1,5 до 3 лет. - М.,Теревинф, 2007

перейти в каталог файлов
связь с админом