Главная страница

шахова. Рхитектурно-планировочная организация предприятий во многом определяется положением участка в системе застройки промышленных или селитебных территорий


Скачать 26,26 Kb.
НазваниеРхитектурно-планировочная организация предприятий во многом определяется положением участка в системе застройки промышленных или селитебных территорий
Анкоршахова.docx
Дата13.04.2019
Размер26,26 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлашахова.docx
ТипДокументы
#86994
Каталог
Архитектурно-планировочная организация предприятий во многом определяется положением участка в системе застройки промышленных или селитебных территорий. В практике наибольшее распространение имеет размещение текстильных производств на рядовых или угловых участках. В этих случаях объемно-пространственная композиция строится исходя из того, что предприятие будет обозреваться с одной или с двух сторон. В связи с этим планировочное зонирование территории осуществляется таким образом, чтобы застройку лицевых сторон участка формировали основные производственные здания в комплексе со зданиями общественного и бытового назначения. Склады и подсобные производства группируются в тыльной части участка и зрительно не воспринимаются с основных видовых точек.

По такому принципу запроектировано большинство современных текстильных предприятий: хлопчатобумажные комбинаты в Новокузнецке и Бухаре, комбинаты шелковых тканей в Кемерове и Черкассах, камвольно-суконные комбинаты в Чернигове и Кривом . Одновременно с этим практика показывает, что отход от рассмотренных принципов зонирования в угоду только функционально-технологическим требованиям может привести к существенным композиционно-градостроительным просчетам. Это имеет место, например, при строительстве хлопчатобумажного комбината в Камышине, транспортно-складская зона которого предусмотрена со стороны жилой застройки. Из-за этого комбинат ориентирован к новому жилому району города задними фасадами производственных зданий с пристройками складов, к которым проведен железнодорожный ввод.

Иная пространственная организация застройки промышленных территорий применяется при проектировании предприятий, занимающих островные участки. В подобных ситуациях отсутствуют лицевые, боковые и тыльные стороны застройки, так как каждый из фасадов обозревается с прилегающих проездов и улиц. Для создания полноценных композиций в этих случаях наиболее уместно использование принципа зонирования территории от периферии к центру, при котором производственные, общественные и бытовые здания размещаются по внешнему периметру участка, объекты подсобного, складского и инженерного назначения группируются в центральной части площадки.

В качестве примера может быть приведена прядильно-ткацкая фабрика «Рабочий» в Ленинграде. Проектом реконструкции предусматривается вынос предприятия на новую площадку, занимающую целиком городской квартал. Архитектурная композиция фабрики строится на сочетании различных по величине и функциональному назначению зданий. Группа общефабричных общественных здании занимает угловое положение на участке, на пересечении двух важнейших транспортных магистралей и пространственно организует проектируемую городскую площадь. В силу этого административно-управленческий корпус трактуется как архитектурная доминанта застройки всего предприятия. Это достигается решением его в виде многоэтажной башни с подчеркнуто укрупненным масштабом членений, контрастирующей с остальными одно – и двухэтажными зданиями «входного» комплекса, архитектуре которых придан значительно более дробный характер. Взаимосвязь входной группы, образующей пространственно развитую скульптурную композицию, с основными цехами достигается введением единой темы вертикальных членений протяженных плоскостных фасадов производственных корпусов с выступающими объемами лестничных клеток и лифтовых шахт.

Эстетические качества застройки промышленных предприятий во многом зависят от выбранного приема композиционной взаимосвязи производственных зданий со зданиями общественного и вспомогательного назначения. Их систематизация позволяет выделить две основные компоновочные схемы, характерные для текстильных предприятий: фронтальные и объемные.

В отечественной практике послевоенного строительства текстильных фабрик (до конца 60-х годов включительно), в связи с упрощенно понятыми проблемами блокирования зданий и сплошной унификации их решений (в том числе и зданий совершенно различного функционального назначения), наибольшее распространение получили приемы сочетания производственных и вспомогательных зданий, основанные на фронтальных композиционных схемах. Для таких решений характерно размещение вспомогательных помещений узкой лентой вдоль одного из фасадов производственного корпуса, как правило главного. В связи с этим предприятия приобрели мелкий масштаб и дробность членений, несоответствующие их внутренней структуре. В сочетании с ограниченностью художественных средств и настойчивым повторением одного и того же композиционного приема это приводило к однообразию решений и обеднению внешнего облика промышленных предприятий.

Несмотря на социальную и архитектурную значимость этих зданий, нам представляются неправомерными композиции, в которых группа зданий общественного назначения, располагаясь перед главными корпусами, как правило по их центральной оси, закрывает основные производственные здания. Это приводит к обеднению архитектурного облика промышленного комплекса, из застройки которого, по сути дела, исключаются такие наиболее специфические и острохарактерные компоненты промышленной архитектуры, как производственные здания, инженерно-технические сооружения и устройства и др.

Эстетическая выразительность внешней среды достигается применением средств объемно-пространственной композиции в процессе разработки комплекса всех вопросов, при этом учитываются климатические, ландшафтные, рельефные и другие условия. При объемно-планировочном решении территории деревообрабатывающих предприятий должны учитываться их особенности: большой объем и крупногабаритность сырья и продукции, значительное количество древесных отходов, выброс вредных газов, паров и пыли, шум и др. Все это должно учитываться при зонировании территории, размещении производственных и вспомогательных цехов, транспортных связей и коммуникаций, устройстве защитных зон, организации кратковременного отдыха на территории предприятия, определении мест монументально-декоративных средств и т. п.

Следует отметать преимущества решений, основанных на композиционной увязке производственных зданий с комплексом общественного назначения. В таких случаях используются большей частью асимметричные объемно-пространственные построения со смещением группы указанных зданий к одному из торцов главного корпуса. Фасад корпуса, как правило, выполняется на основе нейтральной композиционной схемы, не имеет сильных пластических акцентов и характерного силуэта. В противоположность ему общественные здания образуют развитую, довольно сложную пространственную структуру с подчеркнуто вертикальным решением одного из объемов, контрастирующую с протяженной линейной застройкой производственной зоны предприятия.

Эти объекты размещаются, как правило, около главного входа, формируют застройку предзаводской площади и образуют «входной» комплекс предприятия. Их архитектурные решения могут быть весьма различными в зависимости от градостроительной ситуации, специфических особенностей участка строительства, состава объектов и др. Однако для них является типичным определенная свобода и живописность композиционных построений, основанных на сочетании различных по величине, этажности и функциональному назначению строительных объемов. При этом одному из них отводится ведущая роль (как правило, административному корпусу), и он является архитектурной доминантой всего предприятия.

На архитектурный облик промышленных зданий существенное влияние оказывают решения наружных ограждений. Большая часть современных отечественных текстильных предприятий построена со стенами из крупноразмерных горизонтальных железобетонных панелей заводского изготовления и скрытым каркасом. Такие решения отвечают каркасной конструктивной схеме зданий и прогрессивным индустриальным методам строительства. Крупные стеновые элементы определяют масштабный строй всего здания. В ряде случаев путем специальной декоративной обработки швов (выделении их цветом, подрезкой и др.) подчеркивается принятая система разрезки стен.

Однако следует отметить, что ограниченная номенклатура панелей и однотипность отделки их лицевой поверхности в настоящее время является одной из причин однообразия архитектурных решений зданий, что, естественно, не способствует созданию своеобразных запоминающихся композиций. В этом отношении определенными возможностями в повышении художественных качеств зданий обладает применение вертикальных стеновых панелей, позволяющих придать архитектурным композициям иной метрический строй, избежать подчеркивания горизонтальных членений, применить развитые в вертикальном направлении оконные проемы и др. Все это может существенно разнообразить фасады текстильных корпусов.

В зарубежной практике, например, при строительстве текстильного корпуса завода химического волокна в Нергешуйфалу (ВНР) наружные стены выполнены из сборных вертикальных панелей П-образной формы длиной 8,7 м и шириной 1,5 м. Выступающие на 30 см ребра ^панелей образуют четкий метрический строй фасада и повышают его пластическую выразительность. Определенное распространение композиции фасадов, основанные на выявлении тектонических особенностей стен из вертикальных железобетонных панелей, получили и в США: здания красильно-отделочных фабрик «Крендаль», в Александр-Сити, прядильно-ткацкой фабрики «Дан Ривер» и другие предприятия, построенные с применением Т-образных вертикальных панелей.

Большая свобода объемно-пространственных решений, внутренняя логика построений, достигаемая «выходом» основных цехов на фасад здания, сообщает таким композициям столь недостающее при фронтальных приемах своеобразие и пластичность. Эти приемы использованы при строительстве ряда современных фабрик. Так например, цеховые, административно-бытовые помещения прядильно-ткацкого отделочного корпуса хлопчатобумажного комбината в Алитусе сосредоточены в четырех блоках, пристроенных торцами к главному корпусу. Благодаря этому получена, пластичная композиция предприятия, предзаводская зона расчленена на ряд ритмически чередующихся полузамкнутых пространств образованных выступающими объемами вспомогательных помещений. В них располагаются места отдыха рабочих, спортивные площадки, они интенсивно озеленены. В результате безоконный, весьма лаконичный по архитектуре фасад корпуса, имеющий длину 650 м и высоту около 10 м, не воспринимается монотонным и становится соразмерным человеку.

В экспериментальном проекте ткацкого корпуса комбината в Шуе вспомогательные помещения сгруппированы в двух многоэтажных ризалитах, с обеих сторон фланкирующих здание. Это в сочетании с размещением основного производственного помещения предприятия ткацкого зала непосредственно у наружной стены позволило предусмотреть на главном фасаде большой остекленный витраж. Тем самым огромное внутреннее пространство фабрики, заполненное современными технологически ми машинами и залитое светом тысяч люминесцентных светильников, хорошо просматривается как из расположенного перед ней курдонера, так и с городской магистрали и активно включено в архитектурную композицию. Контрастное противопоставление главной темы стены корпуса решенным в более мелком масштабе фасадам блоков вспомогательных помещений подчеркивает значимость Производственного здания.

Важным композиционным элементом при благоустройстве территории текстильных фабрик являются водоемы, размещаемые, как правило, на наиболее ответственных в планировочном отношении участках у главных входов, на площадках для отдыха и т. п. Обобщение прогрессивного отечественного опыта свидетельствует о многообразии приемов образования декоративных водных устройств, существенно отличающихся размерами, формой, обработкой обрамления.

Композиционным центром предзаводской площади, устроенной перед текстильным корпусом завода синтетического волокна в Каунасе, является водоем свободной формы. Криволинейные очертания водной поверхности, игра фонтанных струй, бьющих из плоских чаш, в сочетании с группой плакучих ив, вносят элемент живописности в подчеркнуто геометрическую композицию заводского здания.

В зарубежной практике известное распространение получили приемы размещения технических водоемов вдоль главного фасада фабрики с организацией входа в здание по переходным мостикам (прядильно-ткацкая фабрика «Wamutta» в Андерсоне, США; прядильная фабрика в Доттиньи, Бельгия).

Рассмотренные приемы активного включения элементов природного ландшафта в композицию сообщают архитектуре текстильных фабрик гуманистичность, столь необходимую для создания оптимального психологического климата на производстве.

В зависимости от специфических особенностей (занимаемой площади, условий производственной среды, характера размещения технологического оборудования, численности обслуживающего персонала и др.), производственные помещения прядильно-ткацких фабрик могут быть разбиты на три группы:

первую, в которую входят производственные помещения площадью до II тыс. м2 (угарный, – проворный и другие цехи);

вторую, включающую помещения площадью 1ІІ0 тыс. м2 (цехи сортировочно-разрыхлительный, шлихтовальный и др.);

третью, в состав которой входят помещения площадью более 10 тыс. м2 (цехи прядильные, ткацкие и др.).

Суммарная площадь помещений первых двух групп по отношению к і производственной площади фабрик не превышает 25-30%; в таких помещениях работающих не так много, в большинстве из них не предусматривается кондиционирование воздуха. Существенно отличны от них помещения третьей группы, составляющие до 70% производственных площадей и оказывающих определяющее влияние на объемно-планировочные и конструктивные решения зданий и его внутреннее пространство. Для этих помещений характерны большие размеры (примерно, 180X100 м), насыщенность однотипным оборудованием (число типов не более 25) с равномерной (рядами) расстановкой станков, высокие уровни освещенности, кондиционные режимы воздушной среды.

Так как в современной практике строительства предприятий текстильной промышленности чаще всего применяются здания ячейкового типа, то для внутреннего пространства цехов таких зданий характерно отсутствие осевых перспектив, и оно, как правило, лишено выраженной композиционной направленности. Редкая расстановка опор (пролет 18 м, шаг 12 м), четкое зонирование пространства как по вертикали (предусматривающее вынос инженерно-технических коммуникаций из объема помещений), так и по горизонтали создают впечатление простора и свободы, повышают эстетический уровень интерьеров в сочетании с производственным комфортом для работающих. Таковы интерьеры камвольного комбината в Иванове, шелкоткацкой фабрики в Новых Черемушках в Москве (проект Промстройпроекта), коврового комбината в Бресте (проект Белпромпроекта), прядильно-ткацких корпусов комбината шелковых тканей в г. Чайковском (проект ГПИ-1). Все они могут быть отнесены к числу лучших из тех, что построены в нашей стране в 60-е годы.

При строительстве зданий с техническими этажами светильники, как правило, встраиваются в конструкцию подвесного потолка. При этом следует отметить, что предпочтительнее как с эстетической точки зрения, так и по уровню светового комфорта решения со светильниками, частично выступающими из плоскости потолка. Этим обеспечивается подсветка поверхности потолка, уменьшающая яркостный контраст между источниками света и ограждающей конструкцией; исключается так называемый эффект тоннельности; зрительно увеличивается высота помещений. Именно такие решения характерны для современных отечественных зданий прядильно-ткацких фабрик. На них светильники вмонтированы в плиты подвесного потолка, в котором для этого предусмотрены специальные отверстия. Число светильников на ячейку с размерами в плане 18X12 м в зависимости от требуемого уровня освещенности. Они располагаются полосами (с шагом 3 м), направленными параллельно 18-метровому пролету.

Неотъемлемым элементом архитектурного решения интерьеров является цвет. В последнее десятилетие наблюдается повышенное внимание к цветовому решению производственных помещений, причем колористическая среда в них проектируется на научной основе с учетом особенностей воздействия цвета на психико-физиологические реакции обслуживающего персонала и специфики производственного процесса. При этом принимаются во внимание вопросы улучшения зрительных условий работы, повышения архитектурно-художественной выразительности интерьеров, создания определенной системы визуальной информации.

В системе внешнего благоустройства предприятий важное значение имеет организация мест кратковременного отдыха и озеленение территории. Основные принципы организации кратковременного отдыха на территории предприятий и вопросы их озеленения в последние годы достаточно полно и обоснованно разрабатывались в Вильнюсском филиале ВНИИТЭ. Здесь лишь кратко рассматриваются основные положения.

Для правильной организации мест кратковременного отдыха необходимо определить вид и содержание отдыха в зависимости от характера труда, установить зоны размещения мест отдыха, их количество и характер оборудования.

На территориях деревообрабатывающих предприятий, где работы выполняются в основном стоя, с частой сменой операций, большим разнообразием движений и значительными мышечными усилиями, требуется больше площадок для спокойного отдыха и игр, содержание которых зависит от характера труда (мышцы, выполняющие большую нагрузку при работе, должны отдыхать во время отдыха), пола, возраста и пожеланий работающих.

Размещение мест отдыха зависит от продолжительности обеденного перерыва и удаленности от основных потоков передвижения. Суммарное расстояние от бытовых помещений до столовой и от нее до мест отдыха не должно превышать 300 и 600 м при продолжительности обеденного перерыва соответственно 45 и 60 мин.

Количество мест на площадках кратковременного отдыха зависит от возможного числа отдыхающих в наибольшей смене, коэффициента сменности отдыхающих на площадках и суммарного времени несовмещенных перерывов.




перейти в каталог файлов
связь с админом