Главная страница

Математика, Лучшие нестандартные уроки в начальной школе, Сычёва Г.Н., 2014. Рыбченкова Л. М


Скачать 1.85 Mb.
НазваниеРыбченкова Л. М
АнкорМатематика, Лучшие нестандартные уроки в начальной школе, Сычёва Г.Н., 2014.pdf
Дата17.01.2018
Размер1.85 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаPourochnye_razrabotki_po_russkomu_yazyku_Rybchenkova_8_klass.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#60653
страница1 из 12
Каталогid221154302

С этим файлом связано 5 файл(ов). Среди них: Testy_po_russk_yaz_9kl_k_uch_Razumovskoy_Dmitrieva_M_Yu_2013_-16, 306-_Literatura_5-9kl_Programma_kursa_Merkin_Zinin_2014_-208s.pd, Russkiy_yaz_9kl_Uroki_po_uchebn_Razumovskoy_Lekanta_Fintisova_20, Pakhnova_T_M_Met_posob_k_uch_Rus_yaz_baz_ur_10-11_kl_M_Drofa_201, Pourochnye_razrabotki_po_russkomu_yazyku_Rybchenkova_8_klass.pdf.
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

© Издательство Просвещение, 2013
© Художественное оформление Издательство Просвещение, 2013
Все права защищены 978-5-09-020581-8
Рыбченкова Л.
М.
Р93 Русский язык. Поурочные разработки. 8 класс : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. М. Рыбченкова, И. Г. Добротина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во Просвещение. — М. : Просвещение, 2013. — 142 с. — (Академический школьный учебник. — ISBN 978-5-09-020581-8. Поурочные разработки адресованы учителям, работающим по новому учебно-методическому комплекту Русский язык. 8 класс авторов Л. М. Рыбченковой, ОМ. Александровой и др. Основная цель пособия — оказать методическую помощь учителям при планировании и разработке конспектов уроков.
В книге содержатся сведения об особенностях курса русского языка в 8 классе, примерные конспекты уроков, в которых представлен разноуровневый дидактический материал, дополняющий основное содержание учебника, а также даны варианты проверочных и контрольных работ.
УДК 372.8:811.161.1
ББК 74.268.1Рус
УДК 372.8:811.161.1
ББК Рус Р93
Серия Академический школьный учебник»
основана в 2005 году
Проект Российская академия наук, Российская академия образования, издательство Просвещение
— российской школе»
Руководители проекта:
вице-президент РАН акад. В. В. Козлов
,
президент РАО акад. Н. Д. Никандров
,
чл.-корр. РАО А. М. Кондаков
Научные редакторы серии:
акад. РАО, др пед. наук А. А. Кузнецов,
акад. РАО, др пед. наук МВ. Рыжаков,
д-р экон. наук СВ. Сидоренко

3 ОБ ОСОБЕННОСТЯХ КУРСА
РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ
О курсе русского языка в 8 классе
Изучение курса русского языка в 8 классе по учебно- методическому комплекту авторов Л. М.
Рыбченковой, ОМ. Александровой, О. В. Загоровской и др. осуществляется в соответствии с Программой по русскому языку для
5—9 классов основной общеобразовательной школы и реализует основные идеи федерального образовательного государственного стандарта основного общего образования.
Учебно-методический комплект для 8 класса характеризуют направленность на достижение результатов освоения курса русского языка не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета Русский язык».
Отличительной особенностью каждого учебника этой линии является его нацеленность на дидактическую адаптацию современных достижений лингвистики, психологии и педагогики. Все разделы учебника для 8 класса — синтаксис, пунктуация, культура речи — разработаны с учётом современного состояния науки о языке.
Методический аппарат учебника направленна овладение учащимися систематическими знаниями по лингвистике и речеведению на основе преимущественно эвристического метода, когда ученики сначала наблюдают, анализируют языковой материал под заданным углом зрения, делают выводы, и только после этого им предлагается ознакомиться с теоретическими сведениями. Таким образом, презентация теоретических сведений нацелена не на заучивание определений и правила прежде всего на их понимание на основе анализа собственных действий, на самостоятельную работу по усвоению нового. Важно подчеркнуть то, что не только формулировки заданий к упражнениям, подводящие ученика к наблюдениями анализу собственного речевого опыта, но ив необходимых случаях специальная рубрика Сове Рыб ч е н ко в а Л. МА л е к сан дрова ОМ. Русский язык. Рабочие программы. 5—9 классы. — М Просвещение, 2011.
ты помощника служат ориентировочной основой формирования универсальных учебных действий, а также предметных навыков и умений, необходимых для овладения теоретическими сведениями и их практического применения в речевой практике (см, например, Советы помощника как подготовиться к сочинению-рассуждению (§ 38), алгоритм определения вида предложений (§ 23), как спланировать работу для выполнения задания по восстановлению пропущенных элементов схемы (§ Овладение теоретическими сведениями о языке и речи органично сочетается с практикой употребления изучаемых дидактических единиц в речевой практике. Большая часть упражнений учебника имеет полифункциональную направленность они ориентированы не только на формирование учебных языковых навыков, универсальных учебных способов действий, но и на развитие коммуникативных умений (см. упр. 10 — проанализируйте внутренний монолог героя сточки зрения культуры речи, сделайте выводы упр. 13 — сформулируйте тезисы, выражающие основную идею каждого из текстов упр. 19 — внимательно изучите таблицу и озаглавьте е упр. 76 — проанализируйте предложения и составьте таблицу-подсказку о том, как согласовать сказуемое с подлежащим).
Следует отметить сбалансированность заданий, направленных на развитие грамотной письменной речи (внимание к правописной стороне, создание собственных письменных текстов, соответствующих коммуникативному замыслу, определённой семантической структуре текста, определён- ной функциональной разновидности языка) и коммуника- тивно целесообразной устной речи (диалогической и монологической, принадлежащей к различным типам речи и функциональным разновидностям языка. Например, упр. 37 (работа с текстом В. Костомарова о языковом вкусе) позволяет не только проанализировать синтаксические особенности научного стиля, но и выполнить ряд заданий по повторению морфологии и словообразования.
Формирование думающей личности происходит и при выполнении заданий, создающих поисковую ситуацию, условия для лингвистического эксперимента. Например, упр. 42 поменяйте местами слова в сочетаниях слови определите, в каких случаях смысл этих сочетаний изменится

5 упр. 104 (прочитайте только подчёркнутые слова и определите, понятен ли смысл фрагмента, какова роль второстепенных членов в предложении).
Усиление метапредметной и межпредметной составляющих курса русского языка позволяет вырабатывать навыки, необходимые каждому образованному человеку, формировать грамотность учащихся. Эта мысль, высказанная ещё в е годы XX века, осознаваемая как необходимость на современном этапе изучения курса русского языка, находит своё методическое воплощение в УМК. Материал многих упражнений, заданий выстроен таким образом, чтобы учащиеся практически осознавали, что в каждом школьном учебнике они встречаются стем самым русским языком, который они изучают на уроках грамматики»
1
Особое место в курсе русского языка 8 класса занимают разделы, связанные с изучением функциональной стилистики. Уроки, направленные на расширение знаний ости- лях речи, призваны научить детей выражать свои мысли точно, грамотно, красиво. Однако только отбор содержания не даст нужного результата, значит, надо искать новые формы и методы, которые способны дать максимальный практический результат. Поскольку многие школьники испытывают определённые трудности при перенесении теоретических языковых знаний в сферу своей речевой практики, особенно когда речь идёт о новых ситуациях, на уроках русского языка стоит обратиться к заданиям, моделирующим реальные речевые ситуации, в которые попадают дети.
Примеры речевых ситуаций, предлагаемых в учебнике продумайте вопросы и проведите интервью с кем-либо из интересных людей, запишите интервью с помощью диктофона упр. 29); подготовьте устное выступление на тему Плакаты о Великой Отечественной войне, используя информацию упражнения, а также сведения из энциклопедий и Интернета (упр. 31); составьте и запишите план и тезисы статьи (упр. 40); опишите какую-либо игру (упр. 168).
1 Л о шк ар в а НА. Межпредметные связи в преподавании русского языка // Русский язык в школе. — 1964. — № 1.
Формирование
культуроведческой компетенции средствами учебного предмета
Задачи воспитания уважительного отношения к родному языку, сознательного отношения к нему как к феномену культуры, понимания его роли в жизни человека, общества и государства, формирование представлений о речевом идеале и потребности ему следовать, способности оценить эстетические возможности русского языка всегда составляли одно из важнейших направлений при определении целей обучения русскому языку в школе. Тот факт, что сегодняшнее состояние речевого пространства российского общества в целом и ученической среды в частности не соответствует традиционно намечаемым ценностным ориентациям, убеждает в необходимости создать целостную методическую систему, раскрывающую феномен отечественного языка как одну из значимых ценностей русского народа, определить привлекательные для современного школьника ценностные ориентации.
Усиление культурно-исторической составляющей курса русского языка в школе — одно из приоритетных направлений курса, которое в современных условиях должно быть ориентировано не только на формирование самых общих представлений о взаимосвязи языка и культуры, об истории народа — его носителя, о национально-куль- турной специфике русского языка, но и на овладение кон- цептами как традиционной, таки современной русской и шире — российской) культуры, выявление общего и специфического в культуре русского и других народов России и мира
1
В последнее время исследователи приходят к выводу, что полноценное владение языком — это не только владение лексическими, грамматическими, орфоэпическими и орфографическими нормами языка, речевыми жанрами и стилями речи, но прежде всего умение понимать тексты на данном языке. Для этого недостаточно только знаний языка,
1 См Александрова ОМ, Львова СИ. К проблеме определения целей обучения русскому (родному) языку в контексте современного социума Русский язык в национальной школе. — 2011. — № 3. — С. 4—11.

7 необходимо ещё уметь опознавать и понимать множество скрытых, не выделенных кавычками цитат, зачастую переделанных, трансформированных. В случае несовпадения фоновых знаний автора и читателя возникает коммуникативная неудача намерения автора не в полной мере прочитываются читателем, что затрудняет понимание текста.
Основным средством, позволяющим усилить культурно- историческую составляющую курса, является, безусловно, культуроведческий текст, определяемый как дидактический материал, наполненный особым содержанием, позволяющим в процессе работы с ним на уроках русского языка приобщить учащихся к тем или иным сторонам культуры народа, ценностям, способствующим формированию позитивного отношения к ценностям культуры, возникновению эмоциональных переживаний, помогающим развить у школьников интерес и уважение к культуре своего народа»
1
Таких текстов в учебнике много о МВ. Ломоносове упр. 16), о Родине (упр. 22), о Байкале (упр. 27), об игре в городки (упр. 168), о церкви Покрова на Нерли (упр. 126—
127), о Суворове (упр. 141, 148), о Валаамском монастыре
(§ 27), об истории матрёшки (упр. 227) и др.
Работа по формированию культуроведческой компетенции, определяющей личностное развитие, предполагающей обращение к культурным ценностям, выраженным в слове, возможна на каждом уроке, но особо можно выделить занятия, где именно этот аспект является определяющим. Работа с текстом и словом на специальных уроках развития речи позволяет уделить особое внимание обогащению фоновых знаний учащихся
— знаний, связанных с русской и мировой историей, национально- культурными ценностями, значимыми именами и собы- тиями.
Вот так может быть организована работа с небольшим высказыванием К. Паустовского (упр. 219): Мы не можем представить себе жизнь без Кремля, без Пушкина и Тол Нови ко в а ЛИ. Культуроведческий аспект обучения русскому языку в 5—9 классах как средство постижения учащимися национальной культуры : Дис. ... д-ра пед. наук 13.00.02. — МС
[
8
стого, Чайковского и Шаляпина, без Медного всадника в Ленинграде и Третьяковской галереи в Москве. Задание, которое предлагается учащимся Используя слова К. Пау-

стовского в качестве эпиграфа, напишите сочинение-рас-
суждение.
Этапы работы на уроке могут быть следующими Создание мотивации для работы. Чтение высказывания К. Паустовского. Что писатель вкладывает в понятие мы Русский народ, каждый русский человек — использование местоимения позволяет вызвать отклик читателей, объединение с автором Актуализация знаний учащихся по теме. Приём Генерализация знаний».
Прочитайте текст и информацию, данную в таблице. Выполните задания, приведите свои примеры (возможна работа в паре, в группах. Если учитель посчитает необходимым, можно дать таблицу, уже заполненную или заполненную частично.
Т е к ст для работы Из чего складывается представление людей о своей стране Как формируется образ страны и её народа Как влияют друг на друга представления людей о своей стране и то, как воспринимают страну и её жителей граждане других государств Эти вопросы в последнее время всё чаще обсуждаются в обществе, отражая нашу потребность в понимании своей социально-политической природы, своего национального Я. Кто мы Как выглядим в глазах других народов Каков он, исторически сложившийся и вместе стем меняющийся образ России?
По итогам экспертных публикаций, социологических опросов исследователи выделяют наиболее значимые элементы национальной самоидентификации россиян. Часто встречающимся описанием места России в мире является метафора моста (или буфера) между Западом и Востоком. Есть и другие, не менее интересные образы

9 Элементы национальной самоидентификации россиян
Примеры
Территория
Русская земля, русское поле, бескрайние просторы, междуречье Волги и Оки, каменный пояс Урала, могучая, богатая
Сибирь
Природные богатства Кладовая природных ресурсов мира, морская держава, чернозёмные степи, тайга, озеро Байкал, река Волга, субтропики Черноморского побережья
Национальные иго- сударственные символы Кремль, Красная площадь, Москва, герб и флаг, памятник «Родина-мать», памятник Неизвестному солдату, Мамаев курган, Вечный огонь
Язык
Язык Пушкина...
Духовное и культурное наследие
Родина А. Пушкина, Л. Толстого, Ф. Достоевского, А. Чехова, П. Чайковского, И. Левитана, С. Рахманинова, Д. Шоста- ковича выделите разделы Музыка, Поэзия, Архитектура, Ваш раздел) Вехи российской истории
Крещение Руси, монголо-татарское иго, преобразования Петра I, Отечественная война 1812 года, крах Российской империи, великие русские революции, эпоха сталинизма, подвиг русского народа в Великой Отечественной войне, послевоенное восстановление, первый полёт человека в космос, распад СССР, демократия, интеграция России в мировое экономическое пространство
Стереотипы, прочно ассоциирующиеся с образом России
Берёза, медведь, матрёшка, баян, мороз, балет, русская баня, валенки, нефть и газ, космос, Гагарин, автомат Калашникова
Общие положительные представления о качествах национального характера
Открытость, искренность, гостеприимство, духовность, доброта, патриотизм, мужество, бескорыстие
Элементы национальной самоидентификации россиян
Примеры
Национальные образы Иван-царевич Национальные герои Гагарин Ваш раздел
(По материалам статьи И. Симоненко. Культура, общество и образ России»)
Вопросы для обсуждения согласны ли вы с перечисленными примерами Отражают ли они в полной мере особенности менталитета страны и людей, её населяющих Какой раздел вы хотели бы добавить, чтобы представление остра- не было более полным Подведение итогов работы можем ли мы представить себе жизнь без того, что составляет гордость и славу родной страны Актуализация знаний о строении текста типа рассуждения. Работа над сочинением.
В качестве домашнего задания, кроме завершения работы над сочинением, можно предложить дополнительные задания (по выбору Представьте тему Образ России в форме постера, открытки, обложки тетради по литературе, МХК; найдите музыкальный отрывок, картину (репродукцию, отрывок из фильма, которые передают идею России обоснуйте свою позицию.
Организовать работу по воспитанию сознательного отношения к языку как к феномену культуры можно с помощью такой формы организации учебной деятельности, как проект. Идею проекта, который можно реализовать входе урока, мы почерпнули в статье В. Берестова Для поговорки мужик в Москву пеши шёл»: Очень часто мы пользуемся лишь обрывками пословиц и поговорок, которые в прошлом веке каждый русский человек знал в их полном, Продолжение

11
]
неусечённом виде. Ведь и мысами часто лишь намекаем на полный текст всем известного присловья. Например, встретив человека, которого мы не чаяли уже и увидеть, мы произносим гора с горой не сходится И недоговариваем до конца общеизвестное а человек с человеком встретится. А во времена В. И. Даля могли вспомнить и другое продолжение а горшок с горшком столкнётся. Намёки передавались из поколения в поколение, а то, что не произносилось, но имелось ввиду и всеми помнилось, постепенно уходило из памяти, из повседневного общения, из нашей культуры».
Принимая во внимание тот факт, что пословицы и поговорки являются прецедентными текстами, признавая их огромную роль в сохранении культуры, языка народа, мы предлагаем учащимся проект, связанный с изучением пословиц и поговорок, выявлением смысла, порой далеко непрозрачного для учащихся, включением пословиц и поговорок в собственный текст. Этот проект удачно вписывается в процесс изучения тем курса в 8 классе Способы выражения подлежащего и сказуемого, Виды односоставных предложений. Материалом для работы могут стать данные ниже предложения (предлагаем учащимся их первую часть, полный вариант пословиц приводим в таблице.
Чудеса в решете
...дыр много, а выскочить некуда
В своём деле он собаку съела хвостом подавился
Губа не дура
...язык не лопатка, знает, что горько, что сладко
Лиха беда начало
...есть дыра, будет и прореха
Дорога ложка к обеду
...а там хоть подлавку Живм, хлеб жуём
...а ино и посаливаем
В семье не без урода
...а на урода всё не в угоду
Федул, что ты губы надул
...не на мать губы-то надувать
Заварил кашу
...не жалей масла
Дал Бог денёчек
...даст и кусочек
Пар костей не ломит
...вон души не гонит
Мелко плавать
...дно задевать
Не любо — не слушай
...а врать не мешай
На чужой каравай рот не разевай
...а пораньше вставай да свой затевай Утро вечера мудренее
...трава соломы зеленее
Копейка рубль бережёт
...а рубль голову стережёт
Повадился волк на скотный двор
...подымай выше забор
Предлагаем учащимся 1) объяснить смысл предложения,
2) определить особенности грамматической основы, 3) спрогнозировать продолжение. Определяем, какие словари станут источником информации (и толковый — не все значения слов понятны, их значение в данном контексте, и словарь пословиц и поговорок. Даём задание прочитать окончание предложений и подумать над вопросами совпали ли ваши предположения В каких пословицах произошло непросто приращение смысла, а его изменение с плюса на минус или наоборот Какой языковой приём использован в большей части пословиц?
Разговор о пословицах можно продолжить и при работе над таким проектом, как Города России в пословицах. Это, безусловно, долгосрочный проект, требующий интеграции знаний учащихся, полученных ими на уроках истории, географии, литературы, русского языка. Вопросы, решаемые входе реализации проекта отражение в пословице как жанре устного народного творчества истории возникновения, становления города особенности географического расположения аллюзии на исторические события, связанные с городом или краем особенности изобразительных средств языка, используемых в пословицах изменение тематики пословиц огороде стечением времени. Вот некоторые пословицы, которые могут стать предметом исследования учащихся Кто в Москве не бывал, красоты не видал Москва бьёт сноска Москва слезам не верит, ей Продолжение

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

перейти в каталог файлов
связь с админом