Главная страница

Рисунок художественный портрет ( Джованни Чиварди). Рисунок художественный портрет джованни чиварди москва 2006


Скачать 32.95 Mb.
НазваниеРисунок художественный портрет джованни чиварди москва 2006
АнкорРисунок художественный портрет ( Джованни Чиварди) .pdf
Дата22.03.2017
Размер32.95 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаRisunok_khudozhestvenny_portret__Dzhovanni_Chivardi.pdf
ТипДокументы
#28257
страница1 из 3

С этим файлом связано 1 файл(ов). Среди них: Risunok_khudozhestvenny_portret__Dzhovanni_Chivardi.pdf, A_Nebukina_-_Portret_Uroki_masterstva.pdf.
Показать все связанные файлы
  1   2   3

РИСУНОК
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПОРТРЕТ
ДЖОВАННИ ЧИВАРДИ
МОСКВА
2006

Чиварди Д.
4 58 Рисунок. Художественный портрет. — М.: Эксмо, 2006. — 64 с, ил. — (Классическая библиотека художника).
ISBN 5-699-18557-7
Портрет всегда был и остается одной из основных тем в изобразительном искусства.
Художники часто обращаются к портретным изображениям — ведь это не только хорош востребованный и высоко ценимый в обществе живописный жанр, но и весьма интересна возможность изучить физическую, а в особенности психологическую сущность человека.
В этой книге художник с мировым именем, преподаватель Миланской академии изобрг зительного искусства Джованни Чиварди попытался упростить и свести воедино все ОСНОЕ ные проблемы, с которыми обычно сталкивается человек, начинающий осваивать «общиР рисунок головы, а затем и портрет как таковой, то есть имеющий сходство с натурой.
Основанная на богатой практике, методика Д, Чиварди предполагает последовательно изучение рабочих инструментов, затем пропорций, анатомии, элементов лица, композ1/
ции, освещения, процесса исполнения (с упором на «общий вид» головы).
За семь лет книга выдержала двенадцать переизданий на пяти языках.
ББК85.1
ISBN 5-699-18557-7
Печатается по изданию
Giovanni CIVARDI
«IL RITRATTO: COME DISEGNARE VOLTI E FIGURE*
Перевод Олега Семенова

П о д словом «портрет» обычно подразумевают изображение человека, то есть его лица или всего силуэта. Портрет всегда был и остается одной из основных тем в изобразитель­
ном искусстве. Художники часто обращаются к портретным изображениям — ведь это не только хорошо востребованный и высоко ценимый в обществе живописный жанр, но и весьма интересная возможность изучить физическую, а в особенности психологическую сущность человека. Именно психологическую сторону портрета можно назвать главной в наши д н и , когда фотография, как известно, лишила рисованный или художественный портрет роли единственного средства изображения и передачи черт лица человека. Но речь т у т , конечно, идет только об одном, «документальном» аспекте художественного портрета.
Исходя из личного опыта портретиста, иллюстратора и преподавателя, я попытался упро­
стить и свести воедино все основные проблемы, с которыми обычно сталкивается чело­
век, начинающий осваивать «общий» рисунок головы, а затем и портрет как таковой, то есть имеющий сходство с натурой.
Некоторые особенно важные виды портретного изображения (например, изображение рук, детские портреты, портреты пожилых людей, портрет в полный рост, «характерные лица» и т. д.) обязательно требуют более глубокого изучения, а потому им будут посвяще­
ны следующие книги этой серии.
Д л я того чтобы вы могли сделать первые шаги в освоении портретной техники и быстро добиться результата, в каждой главе я даю краткий комментарий и привожу иллюстраци­
онные схемы в последовательности, эффективность которой я проверил на практике. Сна­
чала мы изучим рабочие инструменты, затем пропорции, анатомию, элементы лица, ком­
позицию, освещение, процесс исполнения (делая упор на «общий вид» головы).
Разумеется, эти основополагающие элементы техники могут лишь направить вас при на­
коплении первого опыта, они д о л ж н ы восприниматься как советы и дополнительный с т и ­
мул к самостоятельному изучению: ваши дальнейшие «художественные» успехи зависят от наблюдательности, а также упорства и старательности, с которыми вы будете рисовать.
С этой целью д л я создания первых рисунков вполне оправданным является использование фотографий (которые вы сделаете сами или найдете в газетах и книгах) или же рисунков других художников. А как только вы будете уверенно изображать основные контуры го­
ловы, я вам советую попытаться рисовать с натуры, избрав в качестве натурщика терпе­
ливого человека из своего окружения. В последней части книги я собрал несколько порт­
ретных этюдов, нарисованных мною в разные годы, которые могут подсказать вам неко­
торые способы художественного письма при изображении различных сюжетов.

Д л я того чтобы нарисовать портрет, можно взять самые простые и известные инструменты: карандаш, уголь, пастель, пе­
ро и чернила, акварель, фломастер и т. д. Однако использование разных инструментов дает различные эффекты, и не только в зависимости от характерных особенностей каждого из них, но и в сочетании с характеристиками основы, на ко­
торую будут ложиться линии: глянцевая или шероховатая бумага, картон, белая или цветная бумага и т. д. Рисунки, при­
веденные на этой и на следующей страницах, были сделаны с использованием некоторых самых распространенных инст­
рументов, специально подобранных для наиболее эффективного изображения всех оттенков лица и человеческого тела.
Перо и черная тушь на глянцевой бумаге
Художники часто работают с тушью. Ею можно рисо­
вать при помощи пера и кисти, но особенно эффектив­
ным является использование туши при рисовании бам­
буковым пером, более или менее остро очинённым пе­
ром, «вечным» пером, «техническими» перьями (рапи- дограф), фломастерами, трубчатыми перьями. Обычно насыщенность тонов достигается за счет большей или меньшей концентрации продольных и поперечных ли­
ний, поэтому во избежание расслоения поверхности или неравномерного впитывания туши советую вам ри­
совать на глянцевой бумаге или картоне.
Карандаш (твердость В и 2В)
на шероховатой бумаге
При создании рисунков различных жанров наиболее ча­
сто используют карандаш. Удобный в работе, он прида­
ет портрету своеобразную экспрессивность и жизнен­
ность. Этот инструмент можно применять как для соз­
дания детальных рисунков, так и для рисования небо­
льших этюдов и эскизов, используемых в качестве чер­
нового материала; в последнем случае предпочтитель­
но работать тонким грифелем, в то время как для д е ­
тальных рисунков лучше выбирать грифель потолще: он более точно передает оттенки. Грифели, вставляе­
мые в механический карандаш, как и обыкновенные ка­
рандаши (в которых грифель заключен в деревянную оболочку), различаются в зависимости от плотности: начиная с 9Н, очень твердых, оставляющих тонкий свет­
лый след, до 6В, очень мягких, след от которых более жирный и темный.

Уголь на бумаге
Уголь, наверное, можно назвать идеальным средством для рисования портретных этюдов, так как при его при­
менении вы можете легко передавать тона и более чет­
ко прорисовывать детали; однако уголь лучше исполь­
зовать «щедрее», то есть для создания общего портрет­
ного «массива»: именно в этом случае проявляются его лучшие качества поливалентного и довольно необычно­
го инструмента. Вы можете выбрать прессованный или древесный уголь, но в обоих случаях старайтесь не ис­
пачкать бумагу. Для затемнения и передачи оттенков нужно немного растирать, например пальцем, остав­
ленные углем линии. Смягчения тонов можно добиться при помощи мягкого ластика (хлебного мякиша). Сразу по завершении работы рисунок следует закрепить фик­
сатором.
Одноцветная акварель на полушероховатой
бумаге
Для рисования портретных этюдов кистью хорошо при­
способлены акварель, водорастворимые чернила, раз­
веденная в воде тушь: они придают тонам насыщен­
ность и выразительность. Для «быстрых» этюдов мож­
но использовать химические стержни или химические цветные карандаши (линии легко размываются, если провести по ним влажной кистью); предпочтительно ра­
ботать на плотной бумаге с картонной основой или на картоне, чтобы поверхность рисунка не коробилась от влаги.
Перо и чернила, акварель, белая пастель
на цветной бумаге
«Смешанная» техника создания рисунка состоит в ра­
боте с различными инструментами для получения не­
обычных эффектов. Речь идет о «графических» выра­
зительных средствах, однако их комплексное использо­
вание требует твердой руки и хорошего знания инстру­
ментов — в противном случае результат будет неудачен и весьма далек от эстетического совершенства. Сме­
шанная техника очень эффективна на шероховатой или цветной, преимущественно темного оттенка, основе.

Как мне кажется, на первых страницах книги полезно высказать несколько замечаний, касающихся практической сторо­
ны создания портрета. В следующих главах некоторые из этих вопросов будут разъяснены более подробно при помощи схем и рисунков.
• Типы портретов. Огромное количество поз, которое может принять человеческое тело, и богатство внутреннего ми­
ра каждой личности ставят всякого художника перед необходимостью выбора позы, которую следует придать натурщи­
ку, чтобы эти черты проявились в полной мере и подчеркивали сходство портрета с оригиналом. Более того, каждому человеку присущ набор характерных особенностей позы и привычных движений, которые становятся выражением его
«сущности». С другой стороны, нужно упомянуть о внешней, если так можно сказать, стороне положения тела, то есть о выражаемых художником общественных условностях и социальном статусе человека, реальных или являющихся объ­
ектом его стремления. Таким образом, можно выделить два типа портретов: «формальный», где поза объекта соответ­
ствует традиционным схемам, уходящим корнями в историю искусства, с тщательно выверенной композицией, в окру­
жении специально подобранных декоративных элементов, порою символических; «неформальный», где поза натурщи­
ка произвольна, так как художник застает его врасплох или при осуществлении привычной деятельности, в обычном для него окружении. Это эффективный и современный метод создания портрета, в основе которого лежит практика «мгно­
венного» фото; он требует от художника большого мастерства и вкуса. К этой же категории относятся и «экспрессив­
ные» портреты, объект которых «пойман» в движении или с естественной улыбкой.
• Композиция. Какой бы тип портрета вы ни собрались рисовать, следует также выбрать, как будет представлен объ­
ект: можно изобразить лишь голову (или только часть лица), а можно нарисовать всю фигуру. В определенных услови­
ях для большей выразительности портрета может оказаться полезным нарисовать только часть тела, например голову, плечи, грудь и руки. В этом случае, чтобы найти наилучшее положение тела (см. стр. 24), а также создать эффектную, хорошо подобранную и не «монотонную» композицию, вам придется сделать множество эскизов. Избегайте такого раз­
мещения объекта, при котором внимание зрителя рассеивается. Не забывайте, что в любом случае центральной точкой портрета должно быть лицо, прежде всего глаза. Помните, что руки могут быть не менее выразительны, чем лицо: и в жесте, и по форме, и по их роли в композиции. И если, по вашему мнению, руки натурщика «характерны», не колеблясь включайте их в композицию рисунка.
• Объекты. Создание портрета человека требует способности не только ухватить и нарисовать черты, схожие с ориги­
налом, но и передать характер и состояние души натурщика: именно в этом состоит художественная ценность портре­
та. Может оказаться полезным временно остановиться на изображении наиболее часто рисуемых объектов: напомню, что копирование лица каждого человека определяется законом («права на изображение»), поэтому вы должны получить у натурщика(цы) разрешение на воспроизведение черт его (или ее) лица и возможную публичную демонстрацию его (ее) портретов.
— РЕБЕНОК (СМ. стр. 47). Голова ребенка по пропорции больше головы взрослого, в основном в области черепа, гораз­
до более объемного, чем лицо. Глаза и уши кажутся большими, нос, напротив, маленький и вздернутый кверху; костяк тонкий, челюсть округлая. Ребенка рисовать трудно, так как он с трудом сохраняет неподвижность и не любит быть объ­
ектом пристального внимания, поэтому вам часто придется обращаться к фотографиям, сделанным неожиданно (в про­
тивном случае ребенок может начать гримасничать). Изображение мягких черт детского лица требует слабого и рассе­
янного света: сильное искусственное освещение или прямые солнечные лучи создают отчетливые тени, которые могут изменить выражение лица или заставить ребенка закрыть глаза.
— ЖЕНЩИНА. При создании женского портрета, помимо поиска личностных свойств объекта, нередко наблюдается тен­
денция к выделению эстетического аспекта. Для молодых натурщиц лучше выбирать неофициальные, случайные позы, в то время как для зрелых женщин больше подходят более строгие и спокойные: во всяком случае, избегайте слишком манерных или чересчур «театральных» поз. Может оказаться полезным нарисовать всю фигуру, чтобы сочетание оде­
жды и окружающих предметов оттеняло личность объекта.
— МУЖЧИНА. Мужской портрет традиционно носит скорее формальный характер, так как несет в себе «официальное» отображение не только черт лица, но и социального положения объекта. Иногда боковое освещение, создающее инте­
ресные контрасты, придает характерность чертам и объемам мужского лица. Молодые люди получаются лучше, когда
они принимают случайную позу и выражение, тогда как характер более зрелых мужчин наилучшим образом проявляет ся скорее в принужденных и «преисполненных достоинства» позах. Следует избегать того, чтобы натурщик скрещиваг руки на груди или имел слишком властный и надменный вид.
— АВТОПОРТРЕТ (СМ. стр. 44). Почти все художники рисовали, изображали в красках или в скульптуре самих себя: еде лав это, вы поймете, что подобная практика очень интересна д л я улучшения ваших способностей портретиста. Встань те перед зеркалом и изучите свое лицо при различных типах освещения и в разных позах; затем выберите положение которое кажется вам наиболее удобным и в котором вы лучше всего «узнаете» себя. Потом следуйте указаниям, приве денным на странице 32.
— Пожилой ЧЕЛОВЕК. Рисовать пожилых людей довольно интересно, так как их лица, отмеченные печатью времени и об ладающие характерными привычными выражениями, рассказывают «историю» жизни и накопленного опыта. Таким об разом, в лицах пожилых людей легче, чем в лицах молодых, найти черты, позволяющие добиться портретного сходства
Выбирайте позы, отражающие мудрость и терпимость, которые приходят с годами. Избегайте слишком сильного и пря мого освещения объекта: оно придает эффектность, но может привести вас к изображению «характерных голов» вме­
сто портретов, а также неудачно подчеркнуть неровности кожи. Кроме того, обращайте внимание на некоторые «анато мические» изменения головы пожилого человека: морщины на лбу, возле глаз и рта, на шее; редкие волосы; впавшие глазные яблоки; удлинение ушей и т. д.
• Размеры рисунка. Размеры лица на рисованном портрете не должны превышать реальные размеры более чем не две трети, в противном случае возможно нарушение пропорций. Вы можете использовать листы размером не более чем
40x50 см, если на портрете будет изображена только голова, и не более чем 50x70 см для изображения всей фигуры
Обратите внимание на то, что лицо не должно размещаться прямо по центру листа — его следует сместить немного Е
сторону или вверх (см. стр. 24).
• Выбор позы (СМ. стр. 25). По общему правилу, под портретом понимается рисунок, изображающий «бюст», то есть голову и плечи, однако он может также включать в себя предплечья и руки или даже всю фигуру.
Если вы рисуете с натуры, учтите, что натурщик(ца) должен (должна) сидеть в естественной и удобной позе, чтобы егс
(или ее) лицо находилось примерно на уровне вашего, и что выражение лица должно быть расслабленным и в то же вре­
мя ясно отражать характер человека — это позволит вам ухватить не только физическое, но и психологическое сходст­
во. Следует выбрать положение, подчеркивающее соматические характеристики объекта. Для этого расположитесь на расстоянии примерно двух метров от натурщика(цы) для снижения эффекта ракурса: в принципе оптимальным считает­
ся положение в три четверти оборота, но интересными могут оказаться и изображения в профиль или анфас.
• Освещение (см. стр. 30). Оно должно быть немного рассеянным и исходить из одного источника света (окна, лампы) немного вверх и в сторону. Именно таким образом черты лица будут четко выделены, но это будет сделано «мягко», без образования неприятных теней под носом, под губами и вокруг глаз. Избегайте сильного искусственного освещения (на­
пример, фотоосветителя) или прямого солнечного света, которые дают именно такой эффект; они подчеркивают каж­
дый небольшой дефект кожи и лишают объект изящества. Кроме того, они заставляют натурщика(цу) напрягать мыш­
цы лица, придавая ему неестественное выражение.
• Одежда. При создании портрета в полный рост одежда имеет немалое значение: по своей композиционной и эстети­
ческой функции, по информации, которую она несет о личности, ее социальном положении, эмоциональном состоянии объекта, а также об эпохе и окружении. Поэтому предоставьте натурщику(це) самостоятельный выбор костюма, дав лишь совет, что лучше отдать предпочтение той одежде, которая по своей форме и за счет своего материала могла бы быть полезна для композиции рисунка. Обратите внимание на расположение складок ткани, и вы увидите, что они раз­
личны в зависимости от ее структуры: мягкая и легкая (на ней образуются маленькие складочки) или плотная и тяжелая
(на ней образуются более крупные и малочисленные складки). В обоих случаях складки «ниспадают» из «точек напря­
жения»: плеч, локтей, колен и т. д. Рисуйте только основные и самые значительные по направлению и объему складки, игнорируя мелкие, которые могут внести в рисунок некоторую сумбурность. В определенных условиях частичное обна­
жение тела (например, плеч, груди и спины) на женском портрете может подчеркнуть наиболее яркие и красивые осо­
бенности натурщицы (см. стр. 56).
• Прическа. Волосы (как в целом, так и в зависимости от их цвета и количества, а также стрижки) являются очень важ­
ным элементом рисунка, характеризующим лицо: художник может использовать их форму для лучшей композиции порт­
рета, по контрасту смягчая или выделяя черты лица натурщика(цы). Если вы рисуете женщин (у которых обычно более пышная шевелюра), отдавайте предпочтение простым, скромным, аккуратно уложенным прическам. Волосы следует изображать как «массу»: нужно ухватить цвет и объем всей шевелюры, попытаться выделить основные пряди. Для это­
го необходимо передать затемненные и освещенные участки, линии разделения, игнорируя незначительные отблески и сами волосы: для их изображения достаточно нескольких тонких и четких линий. Используйте мягкий карандаш и реши­
тельно проводите широкие линии, а если вы хотите создать необычный эффект «текстуры» — проводите их в разных направлениях. Особое внимание уделяйте изображению нечетких и нерезких линий, обозначающих границу волос, пре­
жде всего на лбу и висках.

  1   2   3