Главная страница
qrcode

Рубинштейн С. Я. https vk com psy psicologa 82 Экспериментальные методики патопсихологии


НазваниеРубинштейн С. Я. https vk com psy psicologa 82 Экспериментальные методики патопсихологии
Анкорmpathopsychology.doc
Дата26.01.2018
Размер1,44 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаmpathopsychology.doc
ТипКнига
#61711
страница11 из 22
Каталог
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   22

означает правильный ответ, знак «—» — неправильный.

В графу «Объяснения и мотивировки» следует внести пометку о том, проводилось ли обсуждение по мере решения каждой сле­дующей задачи или к неправильно решенным задачам возвраща­лись после решения последней.

4. В большинстве задач этой методики содержатся слова, которые провоцируют легкомысленные, бездумные ответы. Так, например, к слову «игра» многие, недолго думая, подбирают слово «карты», хотя карты вовсе не являются обязательным признаком для всякой игры. Многие больные не только при самостоятельной работе, но даже при контрольных вопросах и поправках со стороны экспериментатора в каждой следующей задаче сбиваются на путь таких случайных, привычных ассоциаций и отвечают бездумно. Таким больным подсказ, критическое замечание обычно помогают найти правильное решение. Таким образом, методика выявляет

ИССЛЕДОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ

некритичность и ненаправленность мышления больных. В иных случаях методика выявляет резонерские, путаные рассуждения больных — аморфность и расплывчатость их мышления. Неумение выделить самые существенные признаки (т. е. слабость абстраги­рования) становится особенно заметно тогда, когда эксперимен­татор обсуждает с больным решения.

Простые аналогии

  1. Выполнение этого задания требует понимания логических
    связей и отношений между понятиями, а также умения устойчиво
    сохранять заданный способ рассуждений при решении длинного
    ряда разнообразных задач. Методика заимствована из психологии
    труда.

  2. Для проведения опыта нужен бланк или просто отпеча­
    танный на машинке ряд задач (см. приложение в конце книги,
    бланки № 5—7).

Задание пригодно для исследования больных с образованием не ниже 7 классов.

3. Инструкция дается в форме совместного решения первых
трех задач. «Вот посмотрите, — говорят больному, — здесь написано
два слова — сверху «лошадь», снизу «жеребенок». Какая между
ними связь? Жеребенок детеныш лошади. А здесь, справа, тоже
сверху одно слово — «корова», а внизу пять слов на выбор. Из них
нужно выбрать только одно слово, которое так же будет относиться
к слову «корова», как «жеребенок» к «лошади», т. е. чтобы оно
обозначало детеныша коровы. Это будет... «теленок». Значит, нужно
раньше установить, как связаны между собой слова, написанные
слева, вот здесь (показ), и затем установить такую же связь справа.

Разберем еще пример: вот здесь слева — «яйцо» — «скорлупа». Связь такая: чтобы съесть яйцо, нужно снять скорлупу. А справа «картофель» и внизу пять слов на выбор. Нужно выбрать из пяти нужных слов справа одно такое, которое относится к верхнему, как это нижнее — к этому верхнему (показ слов слева)».

Инструкция несколько длинновата, но обязательно нужно добиться того, чтобы больной ее хорошо усвоил.

4. В норме, при соответствующем образовании, исследуемые
усваивают порядок решения задач после 2—3 примеров. Если
больной, имеющий образование 7 классов, никак не может усвоить
задание после 3—4 примеров, это дает основание думать, что его
интеллектуальные процессы по крайней мере затруднены.

102

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ ПАТОПСИХОЛОГИИ

ИССЛЕДОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ

103


ФОРМА ПРОТОКОЛА К МЕТОДИКЕ «ПРОСТЫЕ АНАЛОГИИ»

(см. также Приложение)

Номер задачи

Ответ

Объяснение










Примечание. Также, как в задании «Существенные признаки», в протоколе должно быть указано, когда велось обсуждение — сразу, в порядке решения задач либо после решения последней задачи. Кроме того, протокол может быть неравномерным по точности. Многие задачи, решавшиеся правильно, могут быть записаны только крестиком, но, если по поводу какой-либо задачи завязалась интересная дискуссия с больным, эту дискуссию следует записать как можно более подробно, в виде диалога.

Чаще всего при выполнении этого задания наблюдаются случайные ошибки. Вместо того чтобы руководствоваться при вы­боре слова образцом логической связи слева, больной просто под­бирает к верхнему слову справа какое-либо близкое по конкретной ассоциации слово из нижних. Так, например, в задаче

З
Ухо
убы

Слышать Видеть, лечить, рот, щетка, жевать

больной выбирает слово «лечить» просто потому, что зубы часто приходится лечить. Часто бывает так, что больной решает 3— 4 задачи таким бездумным, неправильным способом, а затем, без всякого напоминания со стороны экспериментатора, возвращается к правильному способу решения. Такая неустойчивость процесса мышления, соскальзывание суждений на путь случайных, облег­ченных, ненаправленных ассоциаций наблюдается при утомля­емости больных, при хрупкости процессов мышления как орга­нического, так и шизофренического генеза. Существуют, однако, некоторые отличия между особенностями решений больных. При органической слабости больные мгновенно «спохватываются» и исправляют свои ошибки, как только замечают, что экспери­ментатор недоволен их ответами. Сам экспериментатор может, напомнив инструкцию и настойчиво потребовав от больного внимательной работы и несколько задев при этом его самолюбие, добиться от больного-органика (с травматическим, сосудистым или легким интоксикационным процессом) безошибочного продол-

жения работы. Между тем ошибки больного шизофренией обу­словлены слабостью побуждений, рыхлостью и ненаправленностью ассоциаций. Поэтому «соскальзывания» мысли больных обычно не поддаются коррекции, от них часто не удается добиться без­упречных решений даже при повторных решениях тех же задач. Ошибки они допускают не в трудных, а сплошь и рядом в легких задачах. У больных не выявляется «предпочтения истины», т. е., выяснив с помощью экспериментатора правильное решение задачи, больной считает одинаково правомерным и прежнее, ошибочное, и другое, правильное.

Помимо такой «хрупкости», неустойчивости и непоследо­вательности решений, больные шизофренией обнаруживают при выполнении этого задания более выраженную расплывчатость мышления. Обилие слов, которыми им приходится оперировать, вызывает у них множество ассоциаций. Больные начинают связы­вать между собой слова одних задач со словами других задач и совершенно теряются в возникшей мешанине связей.

Если, однако, больной безупречно выполняет все задание, решив все 30—35 задач быстро и без ошибок, это еще не дает психологу основания утверждать, что мышление больного не на­рушено. Данная методика может не выявить тонких, мало выра­женных расстройств.

Некоторые больные, даже понявшие инструкцию и умеющие объяснить ее, тем не менее в каждой следующей задаче ошибаются, поддаются провоцирующему влиянию тех слов, написанных под чертой справа, которые обладают наибольшей конкретной, «при­тягательной» силой. Если экспериментатор говорит больному «подумайте», то больной тут же может дать правильный ответ, но уже в следующей задаче снова «собьется». При этом больной сам не огорчается, иногда даже смеется, считает свои ошибки не­существенными. Такого рода беззаботность, некритичность, а глав­ное, непроизвольность мышления наблюдаются при паралитических синдромах.

Методикой можно пользоваться для повторных проб, если разделить этот набор на две или три части.

Сложные аналогии

1. Методика направлена на выявление того, в какой мере больному доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Кроме того, методика провоцирует проявления резонерства у больных, склонных к нему.


104
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ ПАТОПСИХОЛОГИИ

Предложена Э. А. Коробковой.

2. Для проведения опытов нужен бланк (см. приложение в
конце книги, бланк № 8).

Методику можно применять при исследовании больных, имеющих не менее 7 классов образования, но чаще всего ввиду очень большой трудности ее применяют при исследовании больных со средним и высшим образованием.

3. Больному говорят: «Давайте рассмотрим, какая связь между
этими парами слов (вверху)», и подробно характеризуют принцип
связи каждой пары. Так, например, ему объясняют, что «свет —
темнота» — противоположные понятия, «отравление — смерть»
имеют причинно-следственную связь, «море — океан» имеют
количественное отличие. После этого больному предлагают про­
честь каждую пару из расположенных внизу, сказать, к какой паре
из числа верхних она относится, и назвать принцип этой связи.
Больше никаких объяснений экспериментатор не дает, а только
записывает решения больного, пока он не делает 2—3 попыток
самостоятельного решения. В случае если эти первые решения
свидетельствуют о том, что больной задачу не понял, экспери­
ментатор дает повторные объяснения и вместе с больным решает
2—3 задачи. Правильное решение задачи должно иметь примерно
такую форму: «физика — наука» соответствует паре «малина —
ягода», потому что физика — одна из наук, так же как малина —
это один из видов ягод. Или: «испуг — бегство» соответствует
«отравление — смерть», потому что и там и здесь причинно-
следственные отношения.

ФОРМА ПРОТОКОЛА К МЕТОДИКЕ «СЛОЖНЫЕ АНАЛОГИИ»

Какую пару к какой относит

Обсуждение, доказательства






1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   22

перейти в каталог файлов


связь с админом