Главная страница
qrcode

Рубинштейн С. Я. https vk com psy psicologa 82 Экспериментальные методики патопсихологии


НазваниеРубинштейн С. Я. https vk com psy psicologa 82 Экспериментальные методики патопсихологии
Анкорmpathopsychology.doc
Дата26.01.2018
Размер1,44 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаmpathopsychology.doc
ТипКнига
#61711
страница22 из 22
Каталог
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   22

12. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИК ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПАТОПСИХОЛОГИИ

В каждом психоневрологическом учреждении использование методик экспериментальной патопсихологии вызывает некоторые организационные и методические затруднения. Эти затруднения легко преодолимы, но их необходимо учитывать с самого начала работы.

Первым возникает обычно вопрос о специализации и подго­товке кадров, которым может быть поручена эта работа.

Этот вопрос может решаться по-разному в зависимости от того, какую именно работу предполагается организовать. Если в каком-либо научном или научно-практическом исследовании врач собирается на очень узком участке своей работы применить одну

184

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ ПАТОПСИХОЛОГИИ

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИК

185


или две экспериментально-психологические методики, то ему нужно лишь проконсультировать со специалистами-патопсихо­логами выбор этих методик, ознакомиться с литературой, изучить технику проведения эксперимента — и он может заняться этой работой сам.

Совсем иначе обстоит дело в тех случаях, когда в учреждении собираются открыть кабинет экспериментальной патопсихологии, который наряду с другими вспомогательными диагностическими лабораториями и кабинетами должен способствовать углублению клинического изучения больных.

После Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении медицинской помощи населению» во многих психоневрологических больницах и диспансерах организованы такие, имеющие диагностическое значение, кабинеты экспери­ментальной патопсихологии. Количество их исчислялось в 1964 г. несколькими десятками, но с каждым годом сеть этих кабинетов и лабораторий растет все быстрее.

Наиболее соответствующими кадрами для работы в этих кабинетах являются патопсихологи. Решением Министерства высшего образования СССР специализация по патопсихологии введена пока на психологических факультетах трех университетов страны. Кадров этих намного меньше, чем нужно психоневро­логическим учреждениям. Для экспериментально-психологической работы в детских отделениях психоневрологических учреждений используются дефектологи-олигофренопедагоги, поскольку в учеб­ных планах отделений олигофренопедагогики имеется курс и экспе­риментальный практикум по патопсихологии.

Иногда возникает вопрос о том, могут ли в кабинетах экспериментальной патопсихологии работать врачи-психиатры или невропатологи. Конечно, могут, если они получат основательную переподготовку по психологии и сделают ее своей профессией. Многолетний опыт свидетельствует о том, что сочетание лечебной работы с экспериментальной не удается. Сотрудник кабинета экспериментальной патопсихологии должен исследовать не тех больных, которых он лечит, а всех тех, кого ему направляют другие врачи данного учреждения. Экспериментальная работа по иссле­дованию психически больных является очень трудоемкой, кро­потливой. Патопсихолог должен обязательно ознакомиться с исто­рией болезни больного, провести с ним очень краткую беседу для выявления самооценки больного и установления контакта с ним. Экспериментальное исследование не должно продолжаться более

полутора часов, и оно обязательно должно быть двукратным, т. е. проводиться в два разных дня (в некоторых, очень сложных случаях, экспериментальное исследование приходится повторять 3 и 4 раза).

Затем патопсихолог должен провести анализ полученных в эксперименте данных и составить заключение по ним. Эта работа может отнять от 2 до 3 часов.

Обобщение опыта работы кабинетов экспериментальной патопсихологии психоневрологических больниц и диспансеров свидетельствует о том, что один патопсихолог, исследуя в день 2 больных, составляет в месяц 20—25 заключений. Такая нагрузка является большой и часто лишает патопсихолога возможности углубленно изучать больных и вести научно-методическую работу. Между тем даже в тех случаях, когда она ведется в практических учреждениях, например в диспансерах, с чисто практическими целями, в ней все равно всегда содержатся элементы исследования и творчества. Быть может, в недалеком будущем кабинеты экспе­риментальной патопсихологии будут расширены, но пока что их штат, как правило, невелик — один, изредка три человека на больницу. В таких условиях патопсихологи не успевают выполнить исследования всех тех больных, которые в этом нуждаются. Следует также учесть, что на исследования направляют самых сложных больных. Совершенно немыслимо совмещать эту работу с лечебной. Работа в кабинетах и лабораториях патопсихологии — это больше чем трудоемкий процесс.

Второй вопрос, возникающий в начале патопсихологической работы, — это вопрос об оборудовании кабинетов. Первое и основное условие — это наличие как можно более тихого, т. е. изолированного от шума, помещения. Патопсихологические исследования можно начинать без сложной дорогой аппаратуры. Главное для их проведения — квалифицированный специалист и тихая комната лаборатории. Но кое-какое оборудование все же необходимо. В конце книги приводится список оборудования и пособий, необходимых для организации работы. Часть этого оборудования приобретается в магазинах, но затем нуждается в дополнительной реконструкции. Так, например, магнитофон не может стоять в лаборатории, он должен быть вынесен в смежную комнату или коридор, а на столе экспериментатора может нахо­диться лишь замаскированный марлевым абажуром или иным спо­собом микрофон. Кроме того, в комнате должен находиться репро­дуктор, который в настоящее время монтируется обычно в коробку


86

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ ПАТОПСИХОЛОГИИ

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИК

187


магнитофона, а для экспериментальных целей он должен находиться в экспериментальной комнате.

Электрокимограф должен быть дополнен резиновой грушей, резиновой трубкой для пневматической передачи к барабанчику Марея и чернильным писчиком с двумя шарнирами (коленами).

Очень многие экспериментальные пособия, как это указано рядом со списком, могут быть изготовлены собственными силами патопсихологов. И лишь немногие пособия для классификации предметов (методики Выготского — Сахарова, методики Кооса, методики последовательности событий) должны обязательно быть изготовлены художниками по образцам. При организации кабинета необходимо также иметь возможность заказать в типографии бланки корректурной пробы, счета по Крепелину, методики Эббингауза, а также бланки протоколов по всем методикам.

Образцы пособий, приведенных в списке, были даны при описании методик. Следует только сделать следующее примечание: каждый специалист, который занимается экспериментально-психо­логическими исследованиями, вправе, разумеется, усовершенст­вовать, видоизменять экспериментальные методики и конструи­ровать новые. Однако легкость создания новых методик обманчива. Выдумывать новые методики просто так, сидя за столом, — дело крайне несерьезное.

Не только создание новых, но и видоизменение старых методик требует тщательной методической апробации. Эта апро­бация должна быть проведена на группе здоровых с целью полу­чения некоторых нормативов и на разных группах больных с целью выявления типичных способов решений, типичных ошибок и т. д. Разработка новых методик, дальнейшая апробация и усовершен­ствование уже принятых — работа крайне необходимая и полезная, но она должна производиться тщательно и квалифицированно; если же такой возможности нет, то лучше копировать методики, проверенные в старых лабораториях, и не заниматься необосно­ванным новаторством. Не следует произвольно, без должного основания менять методики ни в части изготовления пособий, т. е. материального оборудования, ни в части инструкций и порядка проведения эксперимента.

Литература

БернштейнА. Н. Клинические приемы психологического исследования

душевнобольных. Изд. 2-е. Госиздат, 1922. Бехтерев В. М. и В л ад ычко С. Д. Об экспериментально-объективном

исследовании душевнобольных. Спб., 1911.

Бондаревы.И. Методика психиатрического исследования. ВМА. Кафедра психиатрии, 1943.

ЗейгарникБ. В. Нарушения мышления у психически больных. М., 1958.

ЗейгарникБ. В. Патология мышления. М., 1962.

ЗейгарникБ. В. Введение в патопсихологию. Изд. МГУ, 1969.

ЗейгарникБ. В. иРубинштейнС. Я. Об экспериментально-психо­логических исследованиях в психоневрологических учреждениях. Методическое письмо ГИП МЗ РСФСР, 1956.

ЗейгарникБ. В. иРубинштейнС. Я. (ред.). Вопросы эксперимен­тальной патопсихологии. М., 1965.

КоганВ.М.иКоробковаЭ. А. Принципы и методы психологического обследования в практике врачебно-трудовой экспертизы. Методическое письмо ЦИЭТИН. М., 1967.

Кононова М. П. Руководство по психологическому исследованию психически больных детей школьного возраста. Медгиз, 1963.

Л у р и я А. Р. Высшие корковые функции человека. Изд. МГУ, 1962.

Психологические методы исследования в клинике (материалы симпозиума). Л., 1967.

Рубинштейне. Я. Методики экспериментальной патопсихологии М 1962.

Рыбаков Ф. Е. Атлас для экспериментально-психологического ис­следования личности. М., 1910.

Ra p ар о rt D. Diagnostic psychological testing. Chicago, 1945.

ОБОРУДОВАНИЕ КАБИНЕТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПАТОПСИХОЛОГИИ

Методические пособия

  1. Классификация предметов — 70 карточек

  2. Исключение предметов — 20 карт

  3. Пословицы, метафоры и фразы

  4. Последовательность событий: одна-две серии красочные,
    остальные — фотокопии, в том числе по Бидструпу

  5. Набор рассказов (печатные и изготовленные крупным шриф­
    том)

  6. Методика Леонтьева (две серии)

  7. Набор сюжетных картинок (разнообразные)

  8. Методика Сахарова — Выготского

  9. Куб Линка




  1. Методика Кооса

  2. Доски Сегена (несколько)

  3. Таблицы для отыскивания чисел — 5 шт.

  4. Классификация фигур

  5. Методики для исследования афазий, апраксий, агнозий

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ ПАТОПСИХОЛОГИИ

  1. Ценности

  2. Методика «Клипец»

  3. Методика ТАТ

  4. Набор различных бланков (5—7 шт.) для исследования мыш­
    ления

  5. Бланки корректурной пробы Крепелина и Эббингауза — по
    нескольку сот

  6. Методика «Уровень притязаний»

21. Бланки протоколов и обложек по нескольку сот
Аппаратура

  1. Секундомеры — 2

  2. Электрокимограф с записывающим чернильным устройством

  3. Магнитофон со специальным монтированием

  4. Наборы очков от -5 до +6


h


ttps://vk.com/psy_psicologa
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   22

перейти в каталог файлов


связь с админом