Главная страница

Русского языка


Скачать 0.57 Mb.
НазваниеРусского языка
АнкорPetranovskaya_Igry na urokah russkogo yazyka.doc
Дата11.12.2016
Размер0.57 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаPetranovskaya_Igry_na_urokah_russkogo_yazyka.doc
ТипДокументы
#7127
страница11 из 11
Каталогid1695296

С этим файлом связано 67 файл(ов). Среди них: Konspekt_uroka.docx, Shkola_semi_gnomov_5-6_Vremya_prostranstvo.pdf, 2-3_Poslushnyy_karandash_Razvivaem_melkuyu_moto.pdf, rechevye_uprazhnenia.djvu, malenkiy_khudozhnik_Kroshki_i_goroshki.djvu, Shkola_semi_gnomov_3-4_Kakie_byvayut_mashiny.pdf, 2-3_Naydi_otlichie_Razvivaem_vnimanie.pdf, razvivaem_pamyat.djvu и ещё 57 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

«ОДИН ОДИНОКИЙ ОРИГИНАЛ»
Справляются с игрой ребята с VVI класса. Для первого этапа игры потребуется 1520 минут, за­тем игра проводится в виде длительного конкурса.
Ход игры. Для начала ведущий предлагает всем проверить свою память. Он произносит забавную фразу, которую ребята должны правильно повторить (можно го­ворить по очереди или хором, но повторение должно зву­чать только один раз). Затем ведущий произносит сле­дующую фразу, а играющие должны правильно повто­рить первую и вторую. Ведущий произносит третью — они повторяют первую, вторую и третью и т. д. Тот, кто сумел повторить все девять фраз, ничего не пропустив и не перепутав, может гордиться своей памятью. Вот эти фразы:

  • Один одинокий оригинал.

  • Два диких дикобраза.

  • Три трепетных тщедушных таракана.

  • Четыре черствых чародея чесали череп чудаку.

  • Пять пухлых пигалиц приятно пели, плотно по­обедав.

  • Шесть шаловливых шакалов швырялись шелковы­ми шапочками.

  • Семь сумрачных сов скоро составят счастливое се­мейство.

  • Восемь волооких воробьев весело варили вишневое варенье.

  • Девять дюжих дурней доили деревянного дракона.

После проверки памяти все вместе формулируют пра­вила составления девяти фраз: каждая следующая фра­за начинается со следующего по порядку числительного, при этом все слова в ней начинаются с одной и той же буквы, к концу фразы становятся длиннее.

Теперь каждый может попробовать себя в составле­нии таких «девяток». Можно объявить конкурс на луч­ший вариант и через несколько недель подвести итоги, назвав лучшие «девятки». После этого их хорошо выве­сить в классе, чтобы все имели возможность потрениро­вать память.

Варианты. Если сначала игра кажется слишком сложной, можно разрешить использовать служебные слова, не начинающиеся с той же буквы, что все слова во фразе.

Когда игра будет освоена, можно сочинять подобные цепочки фраз и по другим правилам, например: каждая следующая фраза начинается на следующую по порядку букву алфавита или каждая следующая фраза должна быть на одно слово длиннее предыдущей.

Цели. Игра развивает речевую изобретательность, способность соблюдать одновременно несколько разных правил и в непростых условиях находить остроумные ва­рианты. Она может надолго стать любимым развлече­нием ребят. В то же время игра достаточно проста и хо­рошо подготовит ребят к таким сложным играм, как «Рассказ на одну букву» и «Рассказ по алфавиту».
Вот какие «девятки» получились у учеников VI класса школы «Кладезь» (последняя составлена не по числительным, а по первым девяти буквам алфавита):

***

  • Один опасный орел.

  • Два дежурных драчуна.

  • Три теплые толстые телогрейки.

  • Четыре черные чайки чинили часы.

  • Пять пьяных папуасов пили пальмовое пиво.

  • Шесть шустрых шпионов шушукались шепотом.

  • Семь самых сильных самураев сломали соломинку.

  • Восемь вульгарных ведьм выгоняли вампира Вар­фоломея.

  • Девять добродушных динозавров долго дышали дымом.

** *

  • Один оранжевый одуванчик.

  • Два домашних двухголовых дракона.

  • Три товарища тихонько толковали.

  • Четыре честных человека чинили чужой чемодан.

  • Пять пушистых петухов, прыгая, пылили перьями

  • Шесть шустрых шаманов шили шелковый шатер.

  • Семь степенных слоников сегодня свалились со стола.

  • Восемь ветреных весенних ворон воровали вражеские винтовки.

  • Девять деловитых дедушек дарили детям дудочки дыша добротой.

** *

  • Один обалдевший отрок.

  • Два дурака делили деньги.

  • Три толстяка тащили тыкву.

  • Четыре черепахи чуть-чуть чокнулись.

  • Пять пышных пончиков похищены преступником.

  • Шесть шахинь шуршали шерстяными шалями.

  • Семь сорок собрали свой семейный совет.

  • Восемь волчат все время ворчат все вместе.

  • Девять детей долго достраивали дом для добрых домовых.

А А А

  • Агент аплодировал акробатам.

  • Базарная баба била булкой батрака.

  • Враг, взяв ватрушку, вышел вон.

  • Гость гудел громким грубым голосом.

  • Дородная дама дважды дернула дочурку.

  • Единорог ел едкую ежевику.

  • Жуткая жаба жевала желуди.

  • Зять звонко зубрил зоологию.

• Индюк игриво искал иглу.
«РАССКАЗ НА ОДНУ БУКВУ»
С игрой справляются ребята начиная с VIVII класса. Игра может проводиться быстро, но вре­мени в этом случае понадобится не менее 20 ми­нут.
Ход игры. Играющие пытаются придумать связные рассказы, в которых все слова, в том числе и служебные, начинались бы на одну и ту же букву. Можно работать по одному или группами по 2—3 человека. (Подсказка: практика показывает, что легче всего сочинять на букву «П», потому что на нее начинается много предлогов.)

Когда время, отведенное на сочинение рассказов, исте­кает, все желающие читают свои тексты вслух. После об­суждения называют победителей — авторов самых длин­ных и связных рассказов.

Варианты. Если игра кажется ребятам слишком трудной, можно на первых порах разрешить использо­вать любые служебные слова.

Усложнять же игру можно самыми разными способа­ми: задать жанр рассказа, тему, героя, попробовать пи­сать стихотворение, пьесу, играть «с продолжением»: на следующем уроке продолжить свой рассказ.

Можно провести игру в виде длительного конкурса, чтобы ребята имели возможность сочинять рассказы дома, все больше их удлиняя и совершенствуя, а потом подвести итоги, прочитав или вывесив в классе получив­шиеся тексты.

Цели. Конечно, прежде всего эта игра развивает рече­вую изобретательность, заставляет ребят «перебрать» весь свой словарный запас в поисках нужных слов, идти на немыслимые синтаксические ухищрения, чтобы обойтись скудным набором служебных слов (кстати, хороший по­вод для разговора о роли служебных слов в языке!).
Для вдохновения можно прочитать ребятам рас­сказ, сочиненный старшеклассниками.

Письмо поутру принес почтальон. Папино письмо! Петя подпрыгнул под потолок, пробежал по паркетному полу, прихватив по пути печенье. Принялся перелисты­вать письмо. После первого прочтения Петя прокричал: «Полундра! Папа приезжает под праздник!»

Папа писал: «Петруша, по просьбе Полины посылаю портрет — пусть поставит перед полками. Полно про­блем, почти полный провал: пароход простоял полмеся­ца под погрузкой, потом пошел. По понедельникам, пят­ницам порт перегружен. Плохо получилось.

Петруша, Полина! Проблемы потихоньку преодолева­ются. По плану проект принимают под праздник. Про­сто по-страшному переживаю. После принятия — при­еду! Привезу подарки! Пока. Папа».

Петя перечитал письмо, положил под подушку, потом позвал пса Пирата прогуляться по парку. Петя прогули­вался под пихтами, представляя порт, папин пароход, при­чудливые пейзажи. Пират, поднимая пыль, прыгал, пы­таясь поймать Петин палец. Петя подумал: «При папе праздник получится преотличный!»
«РАССКАЗ ПО АЛФАВИТУ»
С игрой справляются ребята начиная с VIVII класса. Нужно иметь запас времени хотя бы 1520 минут. Понадобятся ручки и бумага.
Ход игры. Игра во многом похожа на предыдущую, только значительно сложнее, поэтому вводить их лучше именно одну за другой. Задача играющих — сочинить связный текст, в котором каждое следующее слово, в том числе и служебное, начиналось бы со следующей буквы алфавита. Можно договориться пропустить буквы «ё» и «й». Имеет смысл допускать к конкурсу и неокончен­ные рассказы, потому что особенно сложно составить связные предложения именно по последним буквам ал­фавита.

Дальнейший ход игры, варианты и цели — такие же, как в игре «Рассказ на одну букву».

Этот текст сочинен ребятами IX класса. Получи­лись забавные вариации на тему Моцарта и Саль­ери.

Аист был великолепным гармонистом. Даже еноты жалобно завывали и кивали любопытными мордочками, наслаждаясь очаровательными песнями. Роковым стало то умение, фатальным. Хмурая цапля честолюбиво швырнула щуплому эгоистичному юнцу яд.
«БУРИМЕ»
Игру можно постепенно вводить уже в V—VI клас­се, но по-настоящему входят во вкус старшеклас­сники. Количество участников любое.
Ход игры. Игра эта сегодня мало известна, хотя не­сколько десятилетий назад она была любимейшим раз­влечением подростков и молодежи.

Перед началом игры участники выбирают две пары рифм, что-нибудь вроде свечка речка, хочу лечу. За­тем всем предоставляется время (обычно 5—15 минут) для того, чтобы сочинить связное четверостишие, исполь­зуя в нем эти рифмы. Каждый может сочинять сам или в группе из 2—3 человек.

Когда время истекает, желающие могут прочитать свой текст вслух. Все вместе выбирают лучшие четверо­стишия.

Игра может показаться ребятам слишком сложной. Сначала многие даже отказываются играть, заявляя, что никогда в жизни не сочиняли и не сочинят стихов!

Поэтому самое важное в «Буриме» — постепенность и многократное повторение попыток. Не стоит сразу тре­бовать, чтобы у всех получились приличные варианты, может быть, кому-то проще начать работать в группах. Очень важно, как отреагирует на первые результаты учи­тель, не будет ли высмеивать и слишком придирчиво оценивать. На первых порах нужно хвалить и тех, кто сочинил пусть скучное, но правильное четверостишие, и тех, кто погрешил против стихотворного размера, но на­шел остроумный сюжетный ход. Хорошо, если учителю удастся показать, как, заменив слово на синоним или уб­рав служебное слово, добавив междометие, можно добить­ся стройности стихов.

Варианты. Интересно играть в «Буриме» по коман­дам. Возможны два варианта: либо побеждает та коман­да, которая представила более интересное четверостишие (в этом случае желательно, чтобы оценивало игру жюри), либо та, которая за определенное время сумела предста­вить больше правильных четверостиший по заданным рифмам.

Ребятам, знакомым с основами стихосложения, мож­но предложить написать четверостишия по заранее за­данному размеру.

Игра будет более сложной, если увеличить количест­во рифм до шести или восьми, в этом случае играющие сочиняют соответственно шести- или восьмистишие.

Интересно проходит игра, если задается общая для всех игроков тема, например, поздравление с Новым годом.

Цели. Игра развивает навык, практически отсутст­вующий у современных ребят — навык легкого, игрово­го версифицирования (проще говоря, стихоплетства).

Литературные произведения и мемуары XIX века до­несли до нас память о временах, когда едва ли не любой образованный и светский человек мог легко сочинить эпиграмму или написать мадригал в альбом барышне. Наших же старшеклассников задача сочинить пару риф­мованных строк ставит в тупик. Но при условии регу­лярного обращения к игре «Буриме» ребята входят во вкус, становятся все изобретательнее, предлагают игру усложнить.

Если игра прижилась, можно раз в месяц проводить «час буриме» или время от времени использовать игру для разрядки на уроках.

«РАССКАЗ ПО ОПОРНЫМ СЛОВАМ»
Игра подойдет ребятам среднего и старшего школьного возраста. Потребуется не менее 20 ми­нут. Играющим понадобятся ручки и бумага. Игру начинает ведущий, которому тоже нужны ручка и листок бумаги. Опорные слова желательно на­писать на доске.
Ход игры. Игра начинается с того, что ведущий вы­бирает опорные слова. Можно наугад ткнуть в книгу, можно обойти игроков, чтобы каждый из них шепнул ве­дущему первое пришедшее в голову слово. Когда список (7—10 опорных слов) готов, ведущий диктует его игро­кам или записывает на доске.

Теперь за отведенное время (примерно 10 минут) иг­рающие должны сочинить связный рассказ, обязательно использовав все слова из списка. При этом можно по-•: вторять слова и изменять их грамматические формы. Когда время истекает, все желающие могут прочитать получившиеся рассказы вслух. Все вместе выбирают самые лучшие рассказы.

Варианты. При проведении больших игр и конкур­сов возможен командный вариант игры, когда тексты со­чиняют команды, а жюри называет лучший из них.

Интересной получается игра «с продолжением»: ког­да рассказы прочитаны, ведущий предлагает всем игро­кам написать «вторую серию» — продолжение того же текста, в котором снова нужно употребить все без исклю­чения слова списка. Обычно это оказывается сложнее, чем написать первый текст.

Цели. Игра развивает прежде всего речевую изобре­тательность, умение составить связный текст с соблюде­нием довольно сложных условий. Поскольку ключом к успешному сочинению рассказа является поиск неожи­данных, остроумных сюжетных связок, развиваются ас­социативное мышление, воображение, чувство юмора.
«НЕ ПОВТОРЯТЬСЯ!»
С игрой в простой форме справляются ребята 89 лет, но по-настоящему любима она старшеклассниками. Количество игроков в одном кругу не должно превышать 1520 человек, класс можно разделить поровну. Игра проходит по кругу. Веду­щий желателен.
Ход игры. Участники п» кругу высказываются на одну и ту же тему, не повторяясь. Тема может быть лю­бой: погода, описание предмета, человека, предложение что-либо сделать и многое другое. Нарушивший запрет на повторение или не сумевший высказаться выходит из игры. Побеждает тот, кто говорил последним.

Варианты. Игру можно существенно усложнить, если сделать более строгим запрет на повторение: не повто­ряться по смыслу, не повторять слов или даже не упо­треблять однокоренных слов.

Цели. Игра очень непроста даже для взрослых. Кро­ме обычной внимательности, она требует значительного словарного запаса, свободного владения речью, а при сильном составе участников — просто невероятной изо­бретательности.

Хорошая идея: использовать эту игру для поздравле­ния именинников — полезно и очень приятно!

«СЕРИАЛ»
Игра подходит ребятам среднего и старшего школьного возраста. Играть можно в течение все­го учебного года, тратя на это 10 минут в неделю. Для начала игры ведущему нужна красивая тол­стая тетрадь.
Ход игры. Ведущий объясняет условия игры: «Мы с вами начинаем создавать сериал. С сегодняш­него дня каждый понедельник я буду давать одному из вас вот эту тетрадь. За неделю тот, кто получит тетрадь, должен написать в ней свою серию так, чтобы прод жить и развить сюжет сериала. Вас в классе тридцать два человека, значит, наш сериал будет состоять из тридцати двух серий. На каждом авторе лежит большая ответственность, ведь под его сюжет будут подстраивать последующие серии. Все остальные могут помогать автору очередной серии советами, идеями, но решать, именно появится в тетради, будет только он. Каждый понедельник мы будем начинать урок с чтения очередной серии. После этого тетрадь передается следующему автору. К концу учебного года у нас получится, я надеюсь, очень интересное произведение. Кто хочет начать?»



Все вместе обсуждают, в каком порядке выбирать торов для серий: по жребию, по списку или по желанию. Если класс маленький, тетрадь может пройти два-три круга.

Лучше не ограничивать в этой игре свободу творчества никакими условиями, пусть в сериале соседствуют легендарные герои, ребята из класса и вымышленные персонажи, пусть «скачет» стиль: слишком чужеродные элементы ребята сами заметят и исправят. Единственное строгое условие — нельзя писать ничего обидного про других иг­рающих. Лучше сразу предупредить, что такие серии бу­дут исключаться из сериала.

Главная задача учителя — создать настрой, чтобы чте­ния очередной серии ждали, чтобы автору помогали со­ветами, «болели» за него, обсуждали в свободное время интересные находки и неудачи. Если игра «не пошла», мешает занятиям, ее лучше прекратить, может быть, ре­бята захотят вернуться к ней позже.

Варианты. В конце года, когда сериал будет закон­чен, желательно общими усилиями (но при минималь­ном участии учителя) отредактировать и «издать» его, например, распечатав на компьютере.

Если игра идет параллельно в нескольких классах, любопытно будет обмениваться сериалами, можно объ­явить общешкольный конкурс на лучший сериал.

Удачный сериал может стать основой для сценария школьного спектакля.

А если учитель предложит ребятам диктанты, изло­жения, упражнения «по мотивам» их сериала, самые скучные задания будут выполняться с удовольствием.

Содержание
Почему появилась эта книга

Чего в этой книге нет

Что же в книге есть

Учебные игры

«Проверки»

«Мнемоника»

«Насыщенный текст»

«Антидиктант»

«Слова по схеме»

«Причастия»

«Чепуха»

«Предложения по схеме»

«Предложения по знакам препинания»

Комбинаторные игры

«Словесный конструктор»

«Эрудит»

«Шарады»

«Слоговые цепочки»

«Палиндромы»

«Гибриды»

«Почему не говорят...»

«Энтимологический словарь»

Аналитические игры

«Пропорции»

«Продолжить ряд»

«Четвертый лишний»

« Применение »

«Ситуации»

«Что общего»

«ЧОП»

«Классификация»

Ассоциативные игры

«Намеки»

«Венок сравнений»

« Сравнения »

«Ассоциации»

«Цепочки ассоциаций»

Контекстные игры

«Дополнить текст»

«Вопросы по тексту»

« Головоломка»

«Заголовки»

«Подсказка»

«Определения»

«Джокер»

«Роль»

«Эпитеты»

«Бином»

«Автопортрет»

«Гадание»

«Вопросы инопланетянину

Языковые игры

«Шифр»

«Новый прибор»

«Неологизмы»

«Глокий язык»

Творческие задания

«Снежный ком»

«Рассказ по кругу»

«Круговая порука»

«Один одинокий оригинал»

«Рассказ на одну букву»

«Рассказ по алфавиту»

„«Буриме»

«Рассказ по опорным словам»

«Не повторяться!»

«Сериал»


* Игра описана в книге М. В. Панова «Занимательная орфогра­фия» (М., 1984).


* См. брошюру «Летняя гуманитарная (лингвистическая) школа» (М., 1996) и газету «Русский язык» (1995, № 1).

* См. брошюру «Летняя гуманитарная (лингвистическая) школа» (М., 1996) и газету «Русский язык» (1995, № 1).

* Игра описана в книге Б. Нормана «Язык: знакомый незнакомец» (Минск, 1987).

* «Энтомологический словарь» приводится по книге Б. Нормана «Язык: знакомый незнакомец» (Минск, 1987).

* Приведенные пропорции, а также задания в играх «Продолжи ряд», «Четвертый лишний» придуманы учениками частной школы «Кладезь», школы социальной адаптации и игрового обучения «Вы­бор», школы № 1804 УВК «Кожухово», а также слушателями Зимней лингвистической школы 1997 года.

* Игра предложена преподавателем школы социальной адаптации и игрового обучения «Выбор» А. Элиовичем.

* Игра описывается в книге Дж. Родари «Грамматика фантазии» (Алма-Ата, 1982).

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

перейти в каталог файлов
связь с админом