Главная страница

Русского языка


Скачать 0.57 Mb.
НазваниеРусского языка
АнкорPetranovskaya_Igry na urokah russkogo yazyka.doc
Дата11.12.2016
Размер0.57 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаPetranovskaya_Igry_na_urokah_russkogo_yazyka.doc
ТипДокументы
#7127
страница7 из 11
Каталогid1695296

С этим файлом связано 67 файл(ов). Среди них: Konspekt_uroka.docx, Shkola_semi_gnomov_5-6_Vremya_prostranstvo.pdf, 2-3_Poslushnyy_karandash_Razvivaem_melkuyu_moto.pdf, rechevye_uprazhnenia.djvu, malenkiy_khudozhnik_Kroshki_i_goroshki.djvu, Shkola_semi_gnomov_3-4_Kakie_byvayut_mashiny.pdf, 2-3_Naydi_otlichie_Razvivaem_vnimanie.pdf, razvivaem_pamyat.djvu и ещё 57 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

«ВЕНОК СРАВНЕНИЙ»
Играть можно и нужно уже с дошкольниками, впрочем, более старшим ребятам игра не менее ин­тересна. Количество играющих 310 человек, класс можно разделить на группы. Игра идет по кругу, то есть каждый должен знать, после кого он вступает. Ведущий нужен ребятам дошкольного возраста.
Ход игры. Играющие выбирают какое-либо слово, на­зывающее предмет, явление или действие. Затем все по кругу начинают сравнивать его с чем-либо, называя при этом основание для сравнения. Например, играют со сло­вом река. Возможные варианты: Она похожа на ленту, такая же длинная и блестящая. Она похожа на время, ее тоже невозможно остановить. Задача каждого сле­дующего игрока — привести убедительное сравнение, по­вторяться запрещено. Тот, кто не сумел ответить, выхо­дит из игры. Побеждает ответивший последним.

Во время игры часто возникают дискуссии о том, можно ли засчитать то или иное сравнение. Обсуждение само по себе полезно. В этой игре не стоит вводить слиш­ком жесткие ограничения в подборе сравнений. Снимать сравнения как неубедительные следует только тогда, ко­гда игрок не может назвать сходных черт или говорит очевидную нелепицу.

Варианты. На первых порах, особенно с младшими детьми, хорошо попробовать командный вариант игры, который дает возможность более робким ребятам посте­пенно войти в игру. Позже они смогут отвечать самосто­ятельно.

Для игры с дошкольниками и учащимися младших классов лучше выбирать слова, называющие предметы, А вот старшеклассники с удовольствием работают со словами, обозначающими абстрактные понятия. Исполь­зование этой группы слов расширяет сферу поиска срав­нений, хотя и делает его существенно сложнее.

Цели. Игра развивает ассоциативное, метафорическое мышление, ребенок начинает воспринимать предметы окружающего мира объемнее, глубже, обращает внимание на неочевидные связи между ними. Игра активизирует способность видеть разнообразные признаки предмета, а эта способность всегда считалась одним из основных критериев общего развития.
«СРАВНЕНИЯ»
Игра подходит детям среднего и старшего школь­ного возраста. Количество играющих должно по­зволять разбиться на команды по нескольку чело­век. Ведущий необязателен.
Ход игры. Играющие делятся на команды. Игрок (или 2—3 игрока) одной команды подходит к команде соперников, и те загадывают ему какое-либо слово. Он возвращается к своей команде и называет ей сравнения загаданного предмета, явления, действия. Например, за­гадано слово дождь. Игрок может приводить такие срав­нения: Это может быть, как водопад; это может быть, как колыбельная песня; это, как душ. Команда пытает­ся угадать загаданное слово. Затем команды меняются ролями. Побеждает та команда, которая смогла найти ответ, воспользовавшись наименьшим количеством срав­нений.

Естественно, команды стараются загадать друг другу сложные слова, выбирая или абстрактные понятия, кото­рые трудно сравнивать (например, преобладание), или конкретные, которые сложно угадать (вроде отвертки или застежки-молнии). Стоит оговорить, позволительно ли загадывать глаголы и прилагательные, имена собст­венные и служебные слова. В принципе можно загады­вать любые слова, но при условии, что излишняя слож­ность не сделает игру скучной.

Цели. Игра как бы обратна предыдущей, и ее разви­вающее действие примерно такое же. Но эта игра, конеч­но, сложнее, поскольку требуется не только найти срав­нение, но и оценить его информативность для отгадыва­ющих, а загадывающей команде нужно заранее оценить возможные варианты сравнений. Ребята, которые постепенно перешли от игры «Венок сравнений» к «Сравне­ниям», становятся настоящими асами, и с ними очень сложно играть даже взрослым.
«АССОЦИАЦИИ»
Играть могут ребята с 11 12 лет. На уроке мож­но играть всем классом или разделиться на груп­пы по 810 человек, чтобы каждому довелось уга­дывать. Ведущий нужен только для младших ребят.
Ход игры. Игра достаточно известна. Один (или двое) играющий выходит за дверь, а остальные загадывают од­ного из игроков или другого общего знакомого. Затем игрок возвращается и начинает задавать вопросы, начи­нающиеся со слов: «Если йы это был...», например, та­кие: Если бы это был цветок? Если бы это была пес­ня? Если бы. это была страна? Тот игрок, к которому обращен вопрос, должен назвать цветок, песню или стра­ну, которые, по его мнению, особенно подходят загаданно­му человеку, связаны с ним ассоциативно. Это может быть цветок, на который он похож внешне, или любимая песня, или его темперамент таков, словно он житель этой страны — вариантов множество. Задача спрашивающего игрока — угадать человека, который имеется в виду.

Отвечающие должны выполнять свою задачу добро­совестно, не стараясь запутать отгадывающего игрока. Если большинству играющих названная ассоциация ка­жется неподходящей, они имеют право предложить свой вариант. Отгадывающий игрок может не удовлетворить­ся ответом и задать тот же вопрос другим игрокам. Те, в свою очередь, могут или согласиться с ассоциацией, на­званной ранее, или предложить свою.



Когда ответ найден, за дверь выходит следующий иг­рок и игра продолжается. Выигравших и проигравших в обычном смысле нет, все получают удовольствие от са­мой игры. Естественно, играть тем интереснее, чем изо­бретательнее вопросы угадывающего игрока и чем ост­роумнее, точнее ассоциации остальных.

Варианты. Игра с загадыванием друг друга и знако­мых обычно быстро приедается, особенно старшеклас­сникам. Тогда можно перейти к загадыванию знамени­тостей (ученых, артистов, писателей, певцов, исторических деятелей, спортсменов) или литературных героев — глав­ное, чтобы их знали все игроки. Это, кроме всего прочего, расширяет кругозор.

Цели. Игра заставляет ребят проследить за ассоциа­тивными ходами собственного мышления, оценить их точность и оригинальность. Хорошо приурочить игру к разговору об основных способах переноса значения сло­ва: метонимическом (по смежности, связанности) и ме­тафорическом (по сходству). Пусть кто-то запишет все ответы, звучавшие во время игры, а потом можно вместе проанализировать их,- разобравшись, на чем основана ассоциативная связь: на метафоре, метонимии или связь более сложная и состоит из нескольких ассоциативных ходов.
«ЦЕПОЧКИ АССОЦИАЦИЙ»
Играть могут ребята с 12 лет. Количество игра­ющих в пределах 20 человек; если класс большой, можно разделить его пополам. Играющим понадо­бятся ручки и длинные узкие листки бумаги. Все должны сидеть так, чтобы иметь возможность очень быстро и без путаницы передавать листки по кругу. Ведущий обязателен, и ему понадобятся часы с секундной стрелкой или секундомер. Время игры зависит от количества играющих.
Ход игры. После того как игроки сформировали круг, каждый уяснил, кому он будет передавать листок и от кого получит, все приготовили листки бумаги и ручки, ведущий дает сигнал к началу игры. По сигналу каж­дый пишет вверху своего листка любое слово — сущест­вительное и быстро передает листок соседу по кругу. За­тем каждый читает полученное слово и быстро пишет ниже первое пришедшее в голову слово, на которое его натолкнуло прочитанное. После этого он заворачивает край листка так, чтобы было видно только последнее на­писанное слово и по следующему сигналу ведущего пе­редает листок дальше. Так повторяется до тех пор, пока на каждом листке не появится скрытая от играющих цепочка из 15—20 слов, то есть записки пройдут один или два полных круга.

Важно, чтобы игра проходила в очень быстром темпе, ведущий с помощью секундомера или просто, считая вслух, следит, чтобы записка находилась у одного игрока не более пяти секунд, все должны писать первое, что при­ходит в голову, а не перебирать варианты. Успех игры зависит прежде всего от хорошей организации — если не все выполняют команды ведущего или хотя бы один человек неправильно передает записки, ход игры будет нарушен.

В конце игры записки со словами разворачивают и читают вслух, часто под общий хохот, настолько неожи­данны бывают порой ассоциативные цепочки. Все вмес­те выбирают наиболее удачные цепочки. Если игра про­шла хорошо, в выигрыше оказываются все.

Варианты. Можно всем начать составлять цепочки ассоциаций с одного и того же слова. Тогда интересно проследить, как по-разному выстраиваются цепочки, иногда далеко расходясь по смыслу, иногда повторяя друг друга «шаг в шаг».

Игру можно продолжить, предложив каждому соста­вить по цепочке, оказавшейся у него в конце игры, связ­ный рассказ.

Цели. Игра строится на том, что цепочки составляют­ся в режиме свободных ассоциаций, без рефлексии. По­этому очень важно чтение и обсуждение получившихся цепочек. Можно проследить, какие метонимические и метафорические ходы лежали в основе ассоциаций, от­метить самые неожиданные и самые типичные повто­ряющиеся ассоциации. Стоит отмечать случаи, когда це­почка делает «петлю», то есть уже использованное в це­почке слово вновь возникает в ней, появившись в резуль­тате иной ассоциативной связи.

Цепочки ассоциаций могут быть и своеобразным пси­хологическим портретом класса. У старшеклассников чаще возникают ассоциации «от обратного», типа смех слезы, что, по мнению психологов, говорит о невротичности, тревожности ребят. Меньше становится с возрастом и метонимических ассоциаций (а ведь цепочка шести­классников практически вся метонимическая!), видимо, ребята начинают воспринимать мир к^ак сложный, не­однозначный, полный скрытых связей.

Первая ассоциативная цепочка составлена шестиклассниками, вторая — старшеклассниками.

  • Перемена — скоро — Новый год — подарок — ком­пьютер — игра — шахматы — чемпион — ме­даль — орден — война — пальба — фейерверк — Новый год — Дед Мороз — Санта Клаус — олени — север — зима.

  • Стол — обед — бабушка — дедушка — борода — анекдот — смех — слезы — обида — ссора — друг — разговор — дело — бизнес — деньги — вре­мя — пространство — горизонт — мечта — сон — вечер — сказка.



КОНТЕКСТНЫЕ ИГРЫ
В этом разделе приводятся описания игр, привлека­ющих внимание ребят к смысловому строению текста, сложным связям между текстом и контекстом, пря­мым и переносным значениями языковых единиц. Игры этого типа развивают способность к глубокой и раз­носторонней, интерпретации текстов и высказывании, к возможно более исчерпывающему пониминию предо­ставленной информации.

Задача в играх может быть сформулирована прямо: понять текст, восстановить недостающие звенья, а мо­жет быть обратной: создать контекст, который будет соответствовать определенным условиям. Для того чтобы эффективно использовать контекстные игры, лучше предлагать ребятам задачи обоих типов.

Стиль предлагаемых игр и их вариантов тоже со­вершенно разный: от вдумчивой неспешной индивиду­альной работы до шумных азартных соревнований. Для всех вариантов особую ценность будет иметь разговор об игре, ее особенностях, о том, почему так трудно вы­полнить те или иные условия, какие языковые, речевые или даже психологические закономерности за этим кро­ются.

Контекстные игры помогут компенсировать один из самых серьезных пробелов в сегодняшнем обучении род­ному языку: отсутствие работы с текстом. Любое количество теоретических сведений будет лежать мерт­вым грузом, если у ребят нет отношения к тексту как к живому воплощению системы языка, нет опыта на­блюдения за текстом, за проявлением в нем всех слож­ных и разнообразных языковых закономерностей. По­этому не стоит жалеть времени на контекстные игры, главный герой которых текст, исследуемый или со­здаваемый ребятами.

«ДОПОЛНИТЬ ТЕКСТ»
Игру можно начать с детьми VIVII класса. Ко­личество участников любое, время 2040 минут, в зависимости от подготовки играющих и длины текста. Нужны листки с незнакомым игрокам текстом, в котором заранее сделаны купюры (листков должно хватить на каждого участника или на каждую группу). Тип текста и объем ку­пюр определяются возрастом играющих. Игру ве­дет учитель.
Ход игры. Ребята получают текст с купюрами. Он должен быть достаточно выразительным в стилистичес­ком отношении: научным, публицистическим, художест­венным. Играющим предлагается за определенное вре­мя (от 3 до 15 минут, в зависимости от длины текста) заполнить пропуски, стремясь максимально приблизить­ся к тексту оригинала. Можно работать по одному или небольшими группами.

Когда время истекает, играющие по очереди предла­гают свои варианты заполнения купюр. Если играющих много, можно договориться не повторять сходных вари­антов. После знакомства со всеми версиями каждый по­лучает право высказаться «за» или «против» любого варианта, приводя свои аргументы. В ходе обсуждения вы­являются наиболее вероятные варианты.

В конце игры ведущий зачитывает текст без купюр, победителем признается тот, чей вариант был к нему наиболее близок.

Работа с текстами разных типов может стать хоро­шим поводом для разговора об информативности текс­тов, об «информационном шуме», присутствующем в раз­ной мере в текстах различных жанров. Традиционный текст (народную сказку, например) восстановить проще, чем ярко авторский, а особенно трудно бывает восстано­вить информационно насыщенный текст, например, отры­вок из научно-популярной книги.

Варианты. После приобретения некоторого навыка играть можно по командам: каждой команде дается вре­мя на обсуждение и подготовку единого варианта, побеж­дает та команда, чей вариант ближе к оригиналу. Коман­ды могут заранее готовить для соперников тексты с ку­пюрами, только должны соблюдаться определенные ус­ловия: текст не придумывается, а берется из какого-либо источника, объем купюр не должен быть чрезмерным, иначе задание может потерять всякий смысл.

Игра хороша как один из конкурсов в многоборье, на­пример, в сочетании с играми «О чем речь», «Определе­ния», «Роль».

Цели. Игра развивает навык вдумчивого восприятия текста, внимание к любым, даже мельчайшим, его особен­ностям. Восстанавливая пропуски, ребята как бы вжива­ются в текст, стремятся интуитивно уловить его логику, настроение, динамику.

Игра поможет и при повторении пройденного мате­риала, важно только продумать места пропусков так, что­бы для их восстановления потребовалось применить те или иные знания.

В предлагаемых текстах купюры заключены в квадратные скобки.

Пришел спасательный пароход [и стал спускать под воду] водолазов. [Водолазы все одеты] в резиновые кос­тюмы: [через них вода] не проходит. Грудь и воротник [у этого костюма] — медные. Голову [водолаза закрыва­ют] медным колпаком. [Этот колпак] привинчивают к воротнику. А в медном колпаке есть стеклянное [око­шечко — чтобы водолазу] смотреть. [И еще] в этот кол­пак идет резиновая [труба], в нее сверху качают воздух, чтобы [водолаз под водой мог] дышать.

Водолазы [привязали к] пароходу большущие бидо­ны — понтоны. [В эти] понтоны [напустили] по трубам воздух. Понтоны поплыли [вверх, потянули] с собой па­роход.

Б. Житков «Что бывало»

Лет двадцать [назад] в Покете существовал неболь­шой ресторан, [такой небольшой], что [посетителей обслу­живали] хозяин и один слуга. [Всего было там] десять столиков, могущих единовременно [питать человек] трид­цать, но даже половины [сего числа никогда не сидело] за ними. Между тем [помещение отличалось] безукориз­ненной [чистотой]. Скатерти [были так белы], что голу­бые [тени] их складок напоминали фарфор, посуда [мы­лась и вытиралась] тщательно, ножи и [ложки никогда не пахли] салом, кушанья, [приготовляемые] из отличной [провизии], по количеству и цене [должны были бы обес­печить] заведению полчища едоков. [Кроме того], на ок­нах и столах были цветы. Четыре картины в [золоченых рамах] являли по голубым обоям четыре [времени года].

А. Грин «Дорога никуда»

В некотором [царстве, в некотором государстве жил да был] старик со старухою, [и был у них сын] Мартын-ка. Всю [жизнь свою] занимался старик охотою, бил [зве­ря и птицу], тем и сам [кормился, и семью] питал. При­шло [время — заболел старик] и умер. Мартынка с мате­рью [потужили-поплакали, да делать-то] нечего: мертво­го [назад не воротишь]. Пожили с неделю и приели весь [хлеб, что в запасе] был. Видит старуха, что больше [есть нечего], надо за денежки приниматься. Старик-то [оста­вил им] двести рублей. Больно [не хотелось ей] починать кубышку, [однако сколько] ни крепилась, а починать нужно — не [с голоду же помирать]!

Русская народная сказка «Волшебное кольцо»

За последние тридцать миллионов [лет внешность] та­пира почти не изменилась, [в наши дни он очень] похож на древних [прародителей] — своих и лошадиных. Чем-то напоминает он носорога, [но чем-то] и лошадь. У та­пира копыта на трехпалых (задних) и четырехпалых [(передних) ногах] — почти лошадиные (похожи [даже микроскопическими] деталями). И мозоли [есть на но­гах], ниже локтевого сустава, схожие с каштанами лоша­дей. У американского [тапира] небольшая грива [на шее]. Более подвижная, [чем у лошади], верхняя губа [вытянута] в небольшой хоботок. Родятся тапиры в на­ряде, [в котором расхаживали], по видимому, предки мно­гих зверей: светлые прерывистые [полосы] тянутся по темному фону шкуры вдоль [от головы к хвосту]. [Так же] расписаны и ноги.

И. Акимушкин «Мир животных»

На 10 средних картошин [надо] 1 яйцо, 1 [столовую ложку] масла, 1 стакан молока, соль.

Сварить [десяток картошин так, чтобы] они слегка разварились. Подсушить и [сейчас же] размять деревян­ной ложкой. [Размять хорошенько], чтобы не было ком­ков. Делать [надо все] быстро, чтобы [картошка не успе­ла] остыть. Подогреть [стакан] молока не слишком, [но чтобы было] горячее, все [время помешивая] пюре, влить туда молоко. Взбить вилкой в [глубокой тарелке] одно яйцо, и желток [и белок], и, размешивая, [влить в пюре]. [Сейчас же] добавить масло. Попробовать, [не надо ли] присолить. Последний раз взбить [ложкой, чтобы пюре] стало попышнее, и, если обедать [еще рановато], плотно закрыть кастрюлю с пюре [крышкой и поставить] в теп­лую духовку, огонь [должен быть] минимальным. [В ду­ховке пюре может] простоять минут 10—15.

С. Сахарова «Академия домашних волшебников»

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

перейти в каталог файлов
связь с админом