Главная страница

А.Я. Ваганова_Основы классического танца. СанктПетербург 2000 2 ббк 85. 32 В 12


Скачать 3.07 Mb.
НазваниеСанктПетербург 2000 2 ббк 85. 32 В 12
АнкорА.Я. Ваганова_Основы классического танца.pdf
Дата12.05.2017
Размер3.07 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаA_Ya_Vaganova_Osnovy_klassicheskogo_tantsa.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#33355
страница1 из 14

С этим файлом связано 50 файл(ов). Среди них: и ещё 40 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

1 А. Я. ВАГАНОВА ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА Рекомендовано Министерством культуры Российской Федерации в качестве учебника для высших и средних учебных заведений искусства и культуры ИЗДАНИЕ ШЕСТОЕ
Санкт-Петербург 2000

2
ББК 85.32 В 12
Ваганова А. Я В 12 Основы классического танца. Издание 6. Серия Учебники для вузов. Специальная литература — СПб.: Издательство Лань, 2000. — с.
ISBN 5-8114-0223-6 В книге выдающегося педагога русской балетной школы А. Я. Вагановой (1879-1951) подробно, шаг за шагом, излагаются основы классического балетного танца, так называемая Система Вагановой”. Оставаясь глубоко национальной по духу и по манере танцевальных движений, она вобрала в себя как опыт французской и итальянской балетных школ, существенно переработанный на русской почве, таки личный сценический в педагогический опыт автора. Текст сопровождается большим количеством рисунков, а также нотами. Издание предназначено для учеников балетных школ, педагогов танца и всех интересующихся техникой и историей русского балетного искусства.
ББК 85.32 Оформление обложки
С.ШАПИРО. А.ОЛЕКСЕНКО Генеральный директор А. Л. Кноп Директор издательства О. В. Смирнова Главный редактор Ю.А. Сандулов. Художественный редактор С. Л. Шапиро Литературный редактор В. С. Волкова.
Корректоры Румянцева Л. Ю Тигонен Е. Г. Верстка оригинал-макета КН. Белькова ВыпускающиеА В. Яковлев, Н. К. Белякова
ЛР № 065466 от 21.10.97 г. Гигиенический сертификат Тот, выдан ЦГСЭН в СПб Издательство ЛАНЬ lan@lpbl.spb.ru; www.lanpbl.spb.ru
193012, Санкт-Петербург, пр. Обуховской обороны, 277, издательство тел (812)262-2495,262-1178; pbl@lpbl.spb.ru (издательский отдел, склад № 1: факс (812)267-2792,267-1368. trade@lpbl.spb.ru (торговый отдел, 193029, др.
Елизарова, 1, склад М 2: (812)265-0088, 567-5493, 567-1445. root@lanpbl.spb.ru Филиал в Москве Москва, я ул. Текстильщиков, 5, тел (095) 919-96-00. Филиал в Краснодаре 350072, Краснодар, ул. Зиповская, 7, тел (8612)57-97-81. Сдано в набор 14.10.99. Подписаво в печать 28.12.98. Бумага офсетная. Формат Х l
/з2• Г<Ф™тура Школьная. Печать высокая. Печ. л. 6.
Уч.-изд. л. 10,08. Тираж 5000 экз. Заказ № 100. Отпечатано с диапозитивов в ГПП Печатный Двор Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр, 15. Охраняется законом РФ об авторском, праве. Воспроизведение всей книги или, любой ее части запрещается без письменного разрешения издателя.
Любыепопытки нарушения закона будут преследоваться в судебном порядке.
© Издательство Лань, 2000
© А. Я. Ваганова, 2000
© Издательство Лань, художественное оформление, 2000

3 А. Я. ВАГАНОВА И ЕЕ КНИГА ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА Книга А. Я. Вагановой Основы классического танца была издана в
1934 году. Уже тогда стало очевидно, что ее значение далеко выходит за пределы учебника. Изложенная в ней методика преподавания классического танца явилась выдающимся вкладом в теорию и практику балетного искусства, итогом достижений советской хореографической педагогики. Система Вагановой — закономерное продолжение и развитие традиций русской балетной школы. Творчество многих русских хореографов, педагогов, танцовщиков было направлено на совершенствование техники и выразительности классического танца. На русской сцене работало также немало известных зарубежных педагогов. Прививаемые ими навыки творчески усваивались исполнителями и подчас значительно изменялись в сценической практике. Огромный опыт, накопленный русским балетом, а в советское время критически осмысленный и систематизированный, стал базой новаторской деятельности следующих поколений педагогов танца. Эта грандиозная работа была возглавлена А. Я. Вагановой, профессором хореографии и народной артисткой РСФСР, педагогом Ленинградского государственного хореографического училища, ныне — Академии русского балета, носящей теперь ее имя. Книгу Основы классического танца знает и ценит весь хореографический мир. Переведенная на английский, немецкий, испанский, польский, чешский, венгерский и многие другие языки, она перешагнула рубежи всех стран, где существует балетное искусство. Можно суверенностью сказать, что переводы этой книги способствовали утверждению мировой славы русского балета не менее, чем зарубежные гастроли выдающихся балерин, учениц Вагановой, и крупнейших хореографических коллективов страны. На опыт Вагановой опираются авторы современных зарубежных учебников классического танца. Тем более велика популярность ее педагогической системы в нашей стране. Пяти изданий Основ классического танца, выпущенных на русском языке, оказалось недостаточно, чтобы удовлетворить потребность современных мастеров балета. За последние годы в связи с расширением сети хореографического образования, появлением множества балетных трупп стала ощущаться необходимость в новом издании книги Вагановой.
* * В творческой жизни Агриппины Яковлевны Вагановой (1879-1951) отчетливо различаются два периода. О первом из них — сценической карьере танцовщицы — она вспоминала с горечью, второй — послереволюционная педагогическая деятельность — принес ей мировое

4 признание. И все же эти периоды взаимосвязаны. В неудовлетворенности артистической карьерой кроются истоки последующих достижений. Со страниц воспоминаний Вагановой
1
встает облик человека, настойчиво ищущего с юных лет. Блестящая танцовщица Мариинского театра, прославившаяся как царица вариаций в балетах, где главные партии исполняли Павлова и
Карсавина, Преображенская и Кшесинская, Ваганова лишь за год до своего прощального бенефиса получила звание балерины ив году оставила навсегда сценическую деятельность. Оставила глубоко разочарованной. Причины этого коренились не только в рутинных условиях императорской сцены. Чрезвычайно требовательная к себе,
Ваганова ощущала недостатки своей танцевальной техники. Было очевидно, что я не прогрессирую. И это сознание было ужасно. Вот здесь и начались для меня муки неудовлетворенности и собой, и старой системой преподавания, — писала она в черновых набросках своих воспоминаний Ваганова не упускала возможности учиться у старших товарищей по сцене, но главным оставалась самостоятельная работа, поиски собственного подхода к танцу на основе критического освоения опыта современников. Первые выводы родились из сравнения двух систем преподавания танца, бытовавших на русской сцене в концеXIXвека под условным названием французской и итальянской школ. Представителями так называемой французской школы были известные русские педагоги танца Н. Г. Легат и ПА. Гердт. В балетном училище или в театре Ваганова брала у них уроки. Через учителя Гердта X. П. Иогансона, у которого также занималась Ваганова, традиции благородного классического танца восходят к датскому педагогу и балетмейстеру Августу
Бурнонвилю, а далее — к знаменитым французским балетмейстерами танцовщикам XVIII века, включая Жана Жоржа Новера. Отсюда и ведет свое начало французская школа танца. Традиционный урок французской школы в конце XIX века вырабатывал мягкую и грациозную, но излишне вычурную, декоративную пластику. Впоследствии Ваганова не без иронии вспоминала о замечаниях, которые она слышала от своих педагогов Ножкой, ножкой
Пококетливей!” Сознательно подчеркивая архаичные черты этой танцевальной манеры, Ваганова пишет о ее слащавости, вялости поз, руках с провисшими или жеманно приподнятыми локтями, раскинутыми изящно пальчиками. В итоге пренебрежение к выработке энергии руки корпуса, спокойная, размеренная манера ведения экзерсиса ограничивали виртуозность танца. От этой старой манеры преподавания и исполнительства резко отличалась итальянская школа, достигшая расцвета в последней четверти
1
Агриппина Яковлевна Ваганова. Л М, 1958.
2
Архив А. Я. Вагановой. Фонд Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства. № кп. 10371/329. А. Я. Ваганова. Мой путь. С. 2.

5
XIX века и представленная в педагогике Энрико Чекетти, а на сцене — гастролершами Пьериной Леньяни, Карлоттой Брианца, Антониэттой
Дель-Эра и рядом других. Виртуозное мастерство танцовщиц-итальянок, стремившихся поразить зрителей труднейшими pas, например впервые продемонстрированными тридцатью двумя fouette, было не безоговорочно принято в России. За блестящей техникой итальянок деятели русского балета нередко чувствовали недостаток поэтичности и содержательности. В годы работы на петербургской сцене Энрико Чекетти авторитет итальянской школы значительно поднялся. Особенно убеждали быстрые успехи его русских учениц. Стали очевидными преимущества итальянского экзерсиса, воспитывавшего надежный aplomb устойчивость, динамику вращения, крепость и выносливость пальцев. Привлекала и продуманность ведения урока Чекетти имел твердый план занятий на каждый день недели, тогда как большинство педагогов работало без четкой программы. Об огромной пользе занятий с Чекетти свидетельствуют многие русские балерины, в том числе Анна Павлова, которая на протяжении многих лет систематически приезжала в Милан, чтобы заниматься у прославленного педагога. С глубоким уважением отзывается о Чекетти и Ваганова. Она называет деятельность Чекетти событием, сыгравшим огромную роль в истории нашей педагогики, а вместе стем и русского балета Но достоинства итальянской школы не помешали Вагановой разглядеть в ней чуждые русскому балету тенденции чрезмерную угловатость пластики, напряженную постановку рук, то слишком вытянутых, то остро согнутых в локте, резкое подгибание ног в прыжке. Впрочем, это замечала не только Ваганова. Подобно тому как выдающиеся русские балерины и танцовщики еще раньше творчески претворяли принципы французской школы в свой национальный стиль, итальянская школа также была существенно преображена в России. Ученицы Чекетти сглаживали резкости его манеры и итальянский рисунок pas (например, подгибание ног в прыжках, а несомненные преимущества итальянского влияния не оставили равнодушной ни одну из талантливых представительниц и учениц французской школы, — рассказывает Ваганова. Замечательные мастера русского балетного театра Анна Павлова, Тамара Карсавина, Ольга Преображенская и их предшественницы обладали глубоко национальной манерой танца поэтической одухотворенностью, чисто русской кантиленой танцевальных движений, богатством и выразительностью пластических оттенков. Но русская школа в широком смысле слова еще не была закреплена в педагогической практике. Это и стало делом жизни Вагановой. Вспоминая уроки одного из любимых педагогов — Е. О. Вазем, умевшей выработать у учениц силу и мягкость plie, пользуясь советами и пояснениями к итальянскому
3
Архив А. Я. Вагановой. Мой путь. С. 2.

6
экзерсису О. И. Преображенской, присматриваясь к балетмейстерской деятельности молодого Фокина, добившегося в своих спектаклях редкой одухотворенности танца, свежести поз, непринужденной и поэтичной пластики рук, Ваганова постепенно отбирала характерные особенности русской танцевальной манеры. Все более сознательным становилось желание разобраться в науке танца, найти эффективные средства воспитания классической танцовщицы. Второй период творческой деятельности Вагановой начался сразу после Октября.В 1918 году она стала преподавать в школе Балтфлота, руководимой балетным критиком и горячим пропагандистом классического танца А. Л. Волынским, а три года спустя перешла в Хореографическое училище. Педагогический метод Вагановой складывался в двадцатые годы, трудную для советского балета пору, когда классическое наследие подверглось натиску псевдоноваторов. Формалистическая левая пресса называла балет тепличным искусством, всецело обусловленным феодальным укладом и обреченным на гибель в новых условиях. И тарлатановая тюника балерины, и прочая премудрость — все это еще от Монгольфьера, от воздушного шара Классика, корнями упирающаяся в галантность эпохи Людовиков... органически чужда нашей эпохе — подобные безапелляционные заявления пестрели на страницах журналов и газет. Вслед за классическим репертуаром нападкам подверглась основа основ балета — классический танец. Вместо системы классического воспитания танцовщика апологеты нового искусства предлагали
“теафизтренаж”, спортивную гимнастику, танец эксцентрический, механический, акробатический. Если театры немало страдали от предвзятой критики, толкавшей на путь формалистических экспериментов, то положение балетной школы было не лучше. Школу обвиняли в сознательном консерватизме, рутине, отсталости, творческом бессилии, требовали реформировать сверху донизу. А в это время в стенах Ленинградского хореографического училища складывалась строго проверяемая практикой педагогическая система, позднее ставшая известной всему миру как система А. Я.
Вагановой. Результаты, естественно, были замечены не сразу, хотя уже в 1923 году Ваганова выпустила отличных танцовщиц О. Мунгалову и Н.
Млодзинскую, в м — Н. Камкову и Е. Тангиеву. Следующий 1925 год вписан в историю советского балета как год невиданного триумфа Марины Семеновой и ее педагога. Современников поражали виртуозность семнадцатилетней танцовщицы, полнозвучность ее пластики, стремительность туров, необычайная выразительность певучих рук.
Семенову признали законченной балериной, но сущность ее таланта на
4
Жизнь искусства. 1926. № 26. С. 9, 10.
5
Жизнь искусства. 1927. № 6. С. 6.

7 первых порах была неправильно понята. В ней видели цветок старинного искусства, исключительное, но случайное явление, тогда как она была провозвестницей новой советской хореографической школы. Наследующий год Ваганова выпустила Ольгу Иордан, потом Галину Уланову и Татьяну Вечеслову, затем Наталью Дудинскую и Фею
Балабину... Критика отмечала глубоко индивидуальный характер дарования молодых балерин. Ив тоже время в танце Улановой находили много семеновского... грацию, туже исключительную пластичность и какую-то увлекающую скромность жеста Стало очевидно, что это черты формирующейся школы. Еще мелькали в прессе требования обновить театр, начиная с училища, а между тем вступало в жизнь замечательное балетное поколение, воспитанное А. Я. Вагановой и ее сподвижниками — В. И. Пономаревым, М. ф. Романовой, Е. П.
Снетковой-Вечесловой, А. В. Ширяевым и другими. Система Вагановой утверждалась в тесной связи с театральной практикой. Если в двадцатые годы деятели советского балета отстояли классическое наследие от псевдоноваторов, тов тридцатые — главной задачей стало создание современного репертуара.С 1931 по 1937 год
Ваганова возглавляла балетный коллектив Академического театра оперы и балета. За это время были созданы спектакли Пламя Парижа, Бахчисарайский фонтан, Утраченные иллюзии, Партизанские дни. Осуществленные Вагановой новые редакции балетов Лебединое озеро
(1933) и “Эсмеральда” (1935) отвечали общему направлению поисков советских хореографов х годов, стремившихся к заострению идейного конфликта, действенности танца, правдивости в передаче человеческих чувств. В новых балетных спектаклях утверждался и отшлифовывался исполнительский стиль танцовщиков. Основы этого стиля закладывала хореографическая школа, которую можно назвать вагановской. Начиная с х годов стала очевидной художественная однородность ленинградской балетной труппы. Не надо быть особым знатоком в области балета, чтобы заметить на спектаклях нашего театра у всех — от артисток кордебалета до ведущих балерин нечто общее в манере исполнения. Единый стиль, единый почерк танца, проявляющийся ярче всего в гармоничной пластике и выразительности рук, в послушной гибкости ив тоже время стальном апломбе корпуса, в благородной и естественной посадке головы — это и есть отличительные черты школы Вагановой”,
— пишет в воспоминаниях о своем педагоге НМ. Дудинская' Решительно отвергая излишнюю декоративность, позирование, занимавшие немалое место в хореографии прошлого, Ваганова добивалась от учениц эмоциональной выразительности, строгости формы, волевой, энергичной манеры исполнения. Танец выпускниц Вагановой отвечал
6
Рабочий и театр. 1926. № 9. С. 13.
7
Дудинская НМ Незабываемые уроки // Агриппина Яковлевна Ваганова. Л МС самой сущности русского балета как искусства большого содержания, высокой лирики и героики. Метод Вагановой оказывал огромное воздействие и на развитие мужского танца. Танцовщики, которые непосредственно у нее никогда не учились, приобретали чисто вагановский стальной aplomb, умение находить опору в корпусе, брать force (запас силы) руками для туров и прыжков. Опыт Вагановой был признан и воспринят другими педагогами, а ееученицы постепенно распространили этот опыт по стране. Наконец, выход в свет книги Основы классического танца сделал метод
Вагановой достоянием всего советского балетного театра. Новым в этом замечательном методе являлись строгая продуманность учебного процесса, значительная усложненность экзерсиса, направленная на выработку виртуозной техники, а главное — стремление научить танцовщиц сознательному подходу к каждому движению. Ученицы Вагановой не только прочно усваивали pas, но умели объяснить, как его нужно правильно исполнять ив чем его назначение. Заставляя их записывать отдельные комбинации, предлагая найти причины неудачного выполнения pas, Ваганова развивала понимание правильной координации движений. Важнейшей предпосылкой свободного владения телом в танце
Ваганова считала крепкую постановку корпуса. От начальных plie, которые она рекомендует изучать обязательно с I позиции, более трудной для начинающих, но зато приучающей к собранности корпуса, ее усилия были направлены на выработку aplomb. В дальнейшем aplomb становится фундаментом для туров и сложных прыжков в allegro. В своей книге Ваганова нередко подчеркивает, что движение необходимо начинать из корпуса, ибо танец из корпуса обеспечивает надежную опору и артистическую окраску pas. Об особом внимании, уделяемом epaulement (поворотам плечи корпуса, свидетельствует то, что на ее уроках нельзя было увидеть подряд двух pas, исполняемых с одинаковым положением корпуса. Выработав у учениц необходимую устойчивость и гибкость, она затем смело вводила в экзерсис различные формы fouette, гепуегей и другие движения, основанные на поворотах корпуса. Предметом неустанной заботы Вагановой была также правильная постановка рук. О ногах, разумеется, говорить не приходится, ибо любая школа классического танца прежде всего добивается развития выворотности, большого шага, крепости пальцев. Ваганова уделяла не меньшее внимание и рукам. Согласно ее методу, руки должны не только завершать художественный облик танцовщицы, быть выразительными, легкими, певучими, но и активно помогать движению в больших прыжках и особенно турах, подчас исполняемых без подготовительного трамплинного толчка, — тут force зависит исключительно от умения владеть руками. Неслучайно техника всевозможных вращении усовершенствована Вагановой.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14