Главная страница

А.Я. Ваганова_Основы классического танца. СанктПетербург 2000 2 ббк 85. 32 В 12


Скачать 3.07 Mb.
НазваниеСанктПетербург 2000 2 ббк 85. 32 В 12
АнкорА.Я. Ваганова_Основы классического танца.pdf
Дата12.05.2017
Размер3.07 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаA_Ya_Vaganova_Osnovy_klassicheskogo_tantsa.pdf
ТипДокументы
#33355
страница3 из 14

С этим файлом связано 50 файл(ов). Среди них: vk_gettoken и ещё 40 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
18 После plie идет battement tendu. Он должен выработать с самых младших классов такую надежную и прочную выворотность, чтобы впоследствии, в прыжках, ноги сами принимали отчетливую, правильную
V позицию, так как тогда будет уже не время поправлять. Для этого с первых шагов нужно требовать, чтобы нога ставилась аккуратно и плотно в V позицию. За battement tendu идут rond de jambe par terre, battement fondu, battement frappe, rond de jambe en 1'air, petit battement developpe, grand battement jete. Все эти pas могут комбинироваться и осложняться в зависимости от класса, подхода и метода педагога. Я укажу только, что в младших классах не следует заполнять время детей разнообразными комбинациями. Экзерсис, может быть, и скучноват в своем однообразии, хотя это однообразие можно нарушать, делая движения в различных делениях (на Ѕ, на ј), меняя их, чтобы детине делали ничего машинально, а следили за музыкой. В этих классах закладывается основание развитию мускулов, эластичности связок, внедряются основы первоначальных движений. Все это достигается систематическим повторением одного движения значительное число раз подряд, например лучше сделать pas восемь раз подряда не делать в восьми тактах две-четыре комбинации. Разбросанные и малочисленные движения не достигнут цели. Надо быть совершенно уверенным, что учащийся проработал движение и оно пройдет правильно во всякой комбинации, чтобы без вреда усложнять урок. В противном случае мы, может быть, и добьемся сообразительности учащегося, но ни одно pas не будет усвоено до конца. Словом, если навязывать детям много позирования в ущерб технической разработке движений, их развитие будет подвигаться туго. В средних классах (V и VI) допустимы комбинации, но и то с большой осторожностью нельзя забывать, что эти средние классы должны выработать ту большую силу, которая нужна танцовщице и позволит в старших классах сосредоточить все внимание на развитии ее танцевального образования. Танцевальные способности следует развивать в равной степени работой над движением руки ног. Если внимание обращено только на ноги и забываются руки, корпус и голова, никогда не будет достигнуто полной гармонии движений и не получится должного впечатления от исполнения. Бывает, что исполнение слишком рассчитано на дешевый эффект и при позировке рук забывают о ногах — тогда также не получится полной гармонии движений. В старших классах экзерсис у палки кажется сравнительно коротким повремени, но это обманчивое впечатление. В старших классах ежедневно проделывается весь тот экзерсис, который делается ив младших. Но благодаря развитой технике он берется в быстром темпе, потому и занимает меньше времени, успевая все же сообщить мышцам

19 требуемую эластичность.
Экзерсис на середине комбинируется из тех же pas, что и у палки, затем переходят на adagio и allegro. Здесь я должна сделать одно замечание общего порядка. За последние годы в распределении учебного времени в нашем училище произошел ряд коренных изменений, вызванных новыми установками, требующими от будущего советского артиста более широкого кругозора и разносторонности в области изучения своей специальности. Со школьной скамьи мы даем возможность пробовать свои силы не только на уроке, но ив небольшой практике — участии в балетах ив спектаклях при училище. Учащиеся не чувствуют оторванности от артистической жизни из раннего опыта они узнают, что можно и что должно вынести из урока, поэтому учатся сознательно и серьезно. Немалую роль играет и то общее развитие, которое дается сейчас в нашем училище. Общая программа не может идти в сравнение с прежней как по общеобразовательным предметам, таки по специальным. В мое время характерные танцы почти не проходили, их усваивали из различных танцевальных номеров. Экзерсис характерных танцев детально разработан в х годах этого века А. В. Ширяевым, который систематизировал движения характерных танцев и тем чрезвычайно облегчил работу в этой области. Яне говорю уже о таких предметах, как история театра, история искусства, история балета, история музыки и т. п в мое время этих предметов не было в программе, так как не считали теоретическую подготовку танцовщицы необходимой. Ко всему вышеизложенному следует добавить, что для совершенствования в хореографическом искусстве необходим наглядный показ движений. В учебниках наше немое искусство трудно передать точно. Не разя задумывалась над стихами Пушкина Одной ногой касаясь пола, Другою медленно кружит, —
на нашем языке — это как будто одной ногой исполняется rond de jambe en 1'air, в то время как другая нога стоит на пальцах (те. нога остро стоит на кончиках пальцев. А может быть, исполняется не rond de jambe en 1'air, а обводится ногой grand rond de jambe на 90°, потому что говорится — медленно кружа. И дальше И вдруг прыжок, и вдруг летит, — куда летит — ввысь или устремляется вдаль Написано красиво, но, к сожалению, нам трудно изобразить эти стихи Пушкина в движениях, —

20 все будет находиться в состоянии фантазии. Для сохранения потомству всех наших достижений необходимо прибегнуть к услугам кинематографии, это будет большой вклад в увековечение нашего искусства. Пройдут годы, и будем надеяться, что наши достижения, запечатленные на пленку, помогут учиться и совершенствоваться будущим поколениям. В недалеком будущем наш первый опыт в этой области будет показан широкой публике — это снимки методики классического танца Московского и Ленинградского хореографических училищ. Этот фильм будет научным пособием и для периферии 11
В настоящее время этот фильм находится в Ленинградском государственном театральном музее. Прим. спец. ред

21 ФОРМЫ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА
I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПОЗИЦИИ НОГ Эти пять исходных положений ног общеизвестны. Их пять, потому что при всем желании вы не найдете шестого положения для выворотных ног, из которого было бы удобно и легко двигаться дальше. Есть les fausses positions (обратные позиции, с носком, обращенным внутрь, и есть полувыворотные положения — позиции ног, применяемые при изучении исторического танца. Но les bonnes positions (выворотные) являются основными для классического танца.
Puc. 2. Позиции ноги рук Для читателей, незнающих танца, привожу описание позиций ног I
— обе ступни, повернутые совершенно выворотно, соприкасаются только пятками и образуют одну прямую линию II — ступни также на одной линии, но между пятками — расстояние величиной в длину одной ступни
III — ступни соприкасаются (выворотно) пятками, которые заходят одна за другую до полуступни; IV — аналогична V позиции, но одна из ног выдвинута в том же положении вперед или назад, так что между ступнями
— расстояние маленького шага V — ступни соприкасаются (выворотно) вовсю свою длину, так что носок одной ноги примыкает к пятке другой ноги рис. 2).

PLIE
Plie — общепринятое французское название для движения ног, которое по-русски обозначается словом приседание.
Plie исполняется на пяти позициях сначала оно делается в половинном размере — demi-plie, а затем переходят на grand plie, или большое приседание, ноне раньше, чем будет хорошо усвоено demi-plie.
Plie присуще всем танцевальным движениям, оно встречается в

22 каждом танцевальном раз, ему нужно уделить совершенно особое внимание при исполнении экзерсиса. Если у танцующего нет plie, исполнение его сухо, резко и не пластично. Однако, если недостаточность plie будет замечена у ученика, этот недостаток до известной степени можно исправить. Выработать ученику plie можно, налегая на эту часть экзерсиса. У богато одаренных танцевальными способностями от природы ахиллово сухожилие очень податливо и нога легко образует острый угол со ступней. У других же еле-еле гнется. В таком случае приходится изменять их природную организацию, и тут необходима большая осторожность и последовательность. Поэтому, если на первых порах у учащегося, которому plie дается с трудом, начнут болеть ноги, особенно связки, лучше на время отложить выработку plie и подойти к этой работе снова через некоторое время, осторожно и постепенно. При изучении plie необходимо соблюдать следующие правила распределять тяжесть тела не только равномерно на обе ноги, но и на обе ступни, те. не налегая на переднюю часть ступни, что мы часто замечаем у учащихся, имеющих природный икс (генувальгум). Изучают plie, как весь экзерсис, у палки, держась за нее одной рукой рис 3).
1. Сначала нужно тщательно изучить demi-plie, которое исполняют, не поднимая пятки от пола. За этим надо внимательно следить, так как именно удерживание пятки на полу прекрасно развивает сухожилия и связки голеностопного сустава. Не следует приступать к изучению plie непосредственно за demi-plie, нужно закрепить его развитие путем упражнений battements tendus на I и V позициях с demi-plie.
2. Как при demi-plie, таки при большом plie чрезвычайно важно усиленно открывать колени, те. соблюдать полную выворотность всей ноги, причем особенно надо следить за верхней частью от бедра до колена. Колено сгибается всегда по направлению к носку.
3. Как можно дольше удерживать пятки, не отрывая от пола при большом plie. Когда дальше уже невозможно растягивать сухожилия ног, отделить пятки от пола не сразу толчком, а поднять их мягко и постепенно. Долго задерживать пятки поднятыми от пола нельзя начиная подниматься, следует опустить пятки без всякой задержки.
I позиция II позиция
III позиция Риса правильный прием б — неправильный прием

4. На II позиции пятки не поднимаются от пола, поскольку в таком положении можно присесть глубоко, не отрывая пяток. Ноги раздвинуты на расстояние одной ступни — такое небольшое раздвижение ног наиболее выгодно для развития их гибкости. Но при этом plie отнюдь не следует выпячивать ягодицы, так как это дает неправильную форму движению и не вырабатывает достаточной выворотности бедра, которая должна достигаться этим plie.
5. Достигнув крайней точки plie при опускании вниз, не следует задерживаться на ней ни одной секунды, а немедленно начать выпрямляться. Оставаясь сидеть на plie, вы не только не вырабатываете энергии мускулов, пружинистости всей ноги, а, наоборот, даже приобретаете вялость этих рычагов прыжка, что танцовщицы называют посадить себя на ноги. Также опасны для некоторых танцовщиц plie в чрезмерном количестве, ими можно посадить на ноги.
6. Опускание до крайней точки plie длится столько же времени, сколько и поднимание, и происходит равномерно рис. 4).
Когда plie делается на середине зала, к нему присоединяются следующие движения рук перед тем как начать делать plie, открыть руки на II позицию, по общему правилу, через подготовительное положение и I позицию. Начиная plie, кисти чуть вскинуть и опускать руки вниз. Когда plie доходит до своей предельной точки, руки сходятся внизу. Поднимаясь, открывать руки через I на II позицию также равномерно, как двигаются ноги, нигде не передерживая и не спеша.
Раз два три четыре Рис. 4. Pile на I позиции,


24
Croise Efface Рис. 5. Demi-plie на IV позиции и plie на V позиции Таково движение рук для всех позиций (кроме IV) при исполнении их face.
12
Когда уже имеется представление об epaulement, croise и efface, тогда вводится IV позиция, руки принимают следующую форму если правая нога впереди, толевая рука на I позиции, а правая — на II. С другой ноги — другая рука, также противоположная ноге рис. 5). В каком бы повороте ни находился корпус те или efface), руки нужно оставлять в указанном положении на все время plie. Впоследствии, при умении владеть руками, можно делать plie и с port de bras.
EPAULEMENT
Epaulement — первая черта будущего артистизма, которая вносится в упражнения начинающего и ребенка. Начинают заниматься с учеником с движений ног, оставляя его face, пока он не привыкнет делать экзерсис, держа корпус спокойно, что бывает к концу первого года обучения. Тогда уже можно ввести некоторую игру корпусом и сухому экзерсису сообщить намек на артистическую окраску.
I и II позиции делаются в свойственном им положении face. Но III и
V позиции делаются уже с поворотом плеча если правая нога впереди, правое плечо поворачивается впереди голова — направо. IV позиция допускает двоякий поворот если взять ее на croise, то правое плечо впереди и голова направо при efface — правая нога будет впереди, вперед поворачивается левое плечо, а голова налево рис. 5). Таким образом, вводится с самого начала обучения основная черта классического танца, который весь построен на croise и efface. Из них он черпает богатство своих форм, которое не могло бы так пышно расцвести, если бы мы имели только скучноватое и однообразное face. Говоря об epaulement, те. о поворотах плеч в ту или иную сторону, надо не забывать, что направление головы в позах croisee, effacee, ecartee и др. играет доминирующую роль, являясь составной его частью. Умение свободно поворачивать шею должно быть включено с детских лет в учение всякого танца — не только классического. Иногда на сцене приходится наблюдать, как артист при исполнении какого-либо pas держит натянутыми шею и голову, исполнение получается напряженное, легкость его потеряна, нет должного выражения в самом рисунке танца. В таком случае мускулы лица также не принимают участия, замирая водном положении, не отражая должного настроения и не развивая танцевального образа. ПОЗЫ CROISEE И EFFACEE Говоря об epaulement, мы подошли к этим двум основным понятиям
12
Когда мы будем говорить о положении face, это означает, что корпус остается прямым, в противоположность epaulsment (когда корпус повернут.

25 классического танца, указывая на их необходимость при развитии многообразия и отделанности форм танца. Здесь я разберу основные типы поз croisee и effacee. Поза croisee. В переводе croise означает — скрещивание. Поза croisee бывает впереди назад риса б.
Croisee вперед Стать на левую ногу, правая открыта вперед с вытянутыми пальцами, корпус повернут в точку 8 плана класса рис. 1, б голова направо — получается скрещивание ног. Левая рука наверху, в III позиции, а правая отведена в сторону, на II позицию, — это основное положение croisee вперед, но положение руки головы можно комбинировать различно. Предположим, вы правую руку подняли наверх, а левую отвели на II позицию, — чтобы дорисовать это движение, вы можете наклонить голову вперед, заглядывая под правую руку. Можно, держа руки, как в первом варианте, повернуть голову налево, смотря под левую руку, или же поднять глаза на левую руку, причем в этом случае голова должна отклониться немного назад. При этом переходе взгляда невольно изменится выражение лица если в предыдущих позах опущенная голова собирает черты лица, то переведенный наверх взгляд, откинутое лицо расправляют черты, выражение строже, одухотвореннее. Ввести в танец как можно раньше эти перемены выражения лица очень желательно, чтобы не иметь впоследствии одного окаменевшего рази навсегда выражения или вечно застывшей улыбки. И то и другое мы нередко встречаем на сцене.
Croisee назад Стать на правую ногу, стем же поворотом корпуса и головы, левая нога с вытянутыми пальцами сзади. В croisee вперед для основной позы наверх поднималась рука, противоположная вытянутой ноге, здесь поднимается та же рука, что и отведенная нога, те. левая рука наверх, правая в сторону, голова направо. И тут можно различно комбинировать голову и руки. Например, правая рука наверх, левая в сторону, корпус подать впереди с наклоном головы взгляд под правую руку. Можно одну руку поднимать наверх, другую согнуть в I позицию и т. да б в г


26 Риса назад б — Croisee вперед в — Effacee вперед;
г — Effacee назад Поза effacee. В этой позе, в противоположность croisee, нога открыта и вся фигура развернута рис. 6, в, г
Effacee вперед Стать на левую ногу, правая открыта вперед с вытянутыми пальцами, корпус в точку 2 рис. 1, б, голова налево, левая рука на III позиции, правая открыта на II позицию, корпус отклонен назад. Это основная поза. Но можно наклонить корпус впереди смотреть под левую руку. Возможны и другие комбинации, например, кисти рук могут быть раскрыты наружу и т. д.
Effaces назад Стать на правую ногу, левая — с вытянутыми пальцами назад, направленная носком в точку 6 рис. 1, б Голова, руки и корпус в том же положении. Но корпус немного наклонен вперед, поза получает оттенок полета. И тут возможны дальнейшие комбинации.
EN DEHORS И EN DEDANS
En dehors. Понятием en dehors определяются вращательные движения, направляющиеся наружу. Всем занимающимся танцами это понятие и противоположное ему en dedans прививаются с самого начала обучения.Теэлементарные объяснения, которые я здесь даю, предназначены для желающих уяснить себе эти понятия и для педагогов как подспорье при занятиях со взрослыми, которым зачастую трудно растолковать en dehors и en dedans, если они никогда прежде не учились танцам. Возьмем первый пример en dehors, с которым учащийся сталкивается с первых же шагов, — это rond de jambe par terre (см. описание нас. Тут не представляется никаких затруднений нога двигается наружу, описывая дугу вперед, на II позицию и назад. Понять rond de jambe en 1'air en dehors гораздо труднее. Начинающего сбивает то, что нога, выброшенная на II позицию, вначале упражнения двигается по полукругу как бы внутрь, проходя заднюю половину круга. Мне удавалось на уроке быстро и прочно втолковать направление rond de jambe en 1'air непонимающим его ученицам следующим образом. Я предлагаю им перенести мысленно rond de jambe en 1'air на пол. Если нога во всех частях круга идет в том же направлении, как в rond de jambe par terre en dehors, — мы имеем и rond de jambe en 1'air en dehors. Тогда ученица легко поймет, что en 1'air она заканчивает движением наружу, a par terre наружу начинает, нов обоих случаях en dehors приходится передняя дуга круга рис. 23).
Для объяснения понятия en dehors в tours и вообще в поворотах вокруг своей вертикальной оси самое простое, элементарное объяснение будет и самым понятным. En dehors поворачиваешься, когда вертишься от ноги, на которой стоишь, те. если стоишь на левой ноге, а вертишься направо, — поворот будет en dehors, и с другой ноги — наоборот —

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14