Главная страница

А.Я. Ваганова_Основы классического танца. Санкт-Петербург 2000 2 ббк 85. 32 В 12


Скачать 3.07 Mb.
НазваниеСанкт-Петербург 2000 2 ббк 85. 32 В 12
АнкорА.Я. Ваганова_Основы классического танца.pdf
Дата12.05.2017
Размер3.07 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаA_Ya_Vaganova_Osnovy_klassicheskogo_tantsa.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#33355
страница4 из 14

С этим файлом связано 50 файл(ов). Среди них: Вадим Гаевский, Павел Гершензон_Разговоры о русском балете_Комме и ещё 40 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
27 налево рис. 7).
En dedans. Обратное понятие — вращение внутрь. Для ronds de jambes объяснение аналогично, только соответственно изменяется направление. В tours поворот будет к ноге, на которой стоишь, те, если стоишь на левой ноге — поворот налево, с другой ноги — наоборот — направо. Усвоив эти основные понятия en dehors и en dedans на первоначальных движениях, в более сложных случаях легко будет разбираться, так как в них всегда войдет или элемент rond de jambe, или элемент tour. Понятием en dehors обозначается также выворотное положение ноги, принятое в классическом танце. Так как про выворотность говорится очень много ложных и бессмысленных вещей людьми, с классическим танцем незнакомыми, я остановлюсь на выяснении ее происхождения с большей подробностью, прибегая к помощи анатомии, что я вообще делать избегаю, не желая загружать изложение деталями.
Выворотность — анатомическая неизбежность для всякого сценического танца, желающего охватить весь объем движений, мыслимых для ноги неисполнимых без выво-ротности. Выворотность заключается в том, что колено выворачивается наружу значительно дальше, чем ему свойственно вместе с ним поворачивается наружу и ступня — это следствие и отчасти вспомогательное движение, а цель поворота — повернуть верхнюю часть ноги, бедренную кость. Вследствие этого поворота получается свобода движения в бедренном суставе, ногу можно свободнее отводить в сторону, а также скрещивать ноги между собой. В нормальном положении движения ноги весьма ограничены строением тазобедренного сустава. При отведении ноги бедренная шейка сталкивается с краем вертлужной впадины — и дальнейшее движение невозможно. Если же повернуть ногу en dehors, — большой вертел отходит назад, ив соприкосновение с краем вертлужной впадины приходит боковая плоская поверхность бедренной шейки, что имеет следствием возможность отвести ногу в сторону на 90° и даже на 135°.
Выворотность увеличивает поле деятельности ноги до объема того тупого конуса, который описывает нога в grand rond de jambe.

28 с правой ноги с левой ноги Рис. 7. Повороты a—En dehors; б в dehors; r— En Смысл воспитания ног классического танцовщика заключается в строгом en dehors. Это не эстетическое понятие, а профессиональная необходимость. Танцовщик, лишенный выворотности, ограничен в движениях, классический же танцовщик со своим en dehors располагает всем мыслимым богатством танцевальных движений ног.
APLOMB Приобрести aplomb — овладеть устойчивостью в танцах — вопрос центрального значения для всякого танцовщика. Aplomb вырабатывается в течение всех лет школьной жизни и достигается только к концу учения. Ноя считаю нужным ввести это понятие в число основных правильно поставленный корпус — основа для всякого pas. Читая дальнейшие описания различных pas, надо будет все время иметь ввиду, что их правильное исполнение базируется на этой основе. Вырабатывать aplomb начинают у палки вовремя экзерсиса корпус должен держаться прямо на ноге так, чтобы в любой момент можно было отпустить руку, которой держишься за палку, не потеряв равновесия. Это послужит задатком правильного исполнения экзерсиса и на середине зала. Ступня ноги, стоящей на полу, не должна опираться на большой палец, а вес тела должен равномерно распределяться по всей ее поверхности. Корпус, который не стоит прямо на ноге, а наклоняется к палке, не вырабатывает aplomb рис. 8). По мере того как aplomb совершенствуется, движения проходятся на полупальцах и на пальцах. Когда экзерсис делается на полупальцах на середине, устойчивости содействует правильное положение рук. Если руки не соблюдают той постановки, которая мною в дальнейшем указывается, сохранять aplomb очень трудно. Рука, повисшая в верхней своей части, не дает возможности удержать устойчивость. Сказать, что танцовщица вполне развила свой aplomb, можно лишь тогда, когда она настолько овладеет корпусом, что

29 умеет, стоя на одной ноге, длительно выдерживать одну позу. Рис. 8. Постановка корпуса а, б — правильная в, г — неправильная — чрезмерный наклон впереди назад Это приобретается в том случае, если танцовщица поймет и почувствует ту колоссальную роль, которую играет в aplomb спина. Стержень устойчивости — позвоночник. Надо рядом самонаблюдений за ощущениями мускулатуры в области спины при различных движениях научиться его ощущать и овладеть им. Когда вы сумеете его почувствовать и захватить мускулатурой в области поясницы, вы уловите этот стержень. Тогда танцовщица смело может браться за трудности своего искусства, хотя бы большие полеты на одну ногу (grand jete, cabriole), для исполнения которых необходима правильная манера держать спину.
га б в

30
II. BATTEMENTS Слово battement обозначает в танцевальной терминологии отведение и приведение ноги. В классическом танце это отведение и приведение вылилось в многообразные формы. В их рассмотрении мы и познакомимся ближе с сущностью этого движения.
BATTEMENTS TENDUS Эти battements — основа всего танца. Они найдены так гениально, что кажется, их создатель проник в самую суть строения и функций связочного аппарата ноги. Простой пример из повседневной жизни танцовщицы доказывает это. Когда танцовщица вовремя танца слегка подвернет ногу и от ощущения неловкости не может на нее ступить, стоит ей тщательно проделать battements tendus, как нога легко восстанавливает свою работоспособность. Недаром также принято перед танцем делать battements tendus, чтобы разогреть ноги, как обычно говорят. Но ноги не только разогреваются этим движением, они приводятся в состояние полной воспитанности для предстоящей им деятельности, особенно в allegro. Когда видишь, что нога идет неправильно, легко догадаться, что танцовщица своевременно не была воспитана на строгих battements tendus.
Battement tendu simple. Для первоначального изучения нужно делать этот battement с I позиции, так как это менее сложно, но надо соблюдать те же правила, как и при описываемом далее battement tendu simple с V позиции, только возвращаться всякий раз нужно обратно в I позицию. Рис. 9. Battement tendu Ноги в V позиции, правая впереди. Руки раскрыты на II позицию.
13
Упор всего тела на левой ноге, правая действует свободно и не. несет его тяжести. Правая нога скользит вперед, не отрывая носка от пола. Движение начинают всей вытянутой ногой, сохраняя, насколько возможно, выворотной пятку (это дает некоторое ощущение, что начинает движение пятка, а затем продолжает носок.
13
Перед началом исполнения экзерсисов у палки рука открывается на II позицию.

31 При небрежном исполнении этого движения часто наблюдается, как нога, скользя носком по полу, ранее, чем достигнуть предельно вытянутыми пальцами и подъемом конечной точки, отрывается от пола и затем упирается в него. Таким исполнением нарушается достижение правильной выработки этого движения. Нужно все время строго сохранять выворотность. В момент возвращения ноги на место необходимо как можно выворотнее ставить ступню, достигая тщательно V позиции. Носок следует движению не пассивно, а подчеркивает свое возвращение на место — к пятке левой ноги, что и дает артистическую отделанность движению рис. 9). Тоже движение делается в сторону II позиции и назад. Когда движение делается в сторону, на II позицию, надо усиленно следить затем, чтобы нога чертила прямую линию, продолжающую линию выворотной левой ноги. Для этого необходимо все внимание ученика обратить на то, чтобы, возвращаясь в V позицию, вести вперед тщательно выворотную пятку, носок усиленно держать выворотным. Только при тщательной выворотности всей ноги сверху донизу можно избежать зигзагов, которые особенно легко образуются при проведении ноги со II позиции в V позицию назад. При движении в сторону нога возвращается в
V позицию впереди назад, поочередно. Ведя ногу назад, надо особенно поддерживать колено и верх ноги, чтобы колено не накренялось и сохранялась полная выворотность. Также необходимо следить, чтобы нога приходилась на одной линии с ногой, стоящей на полу. Battement назад делает нога, находящаяся в V позиции сзади.
Battement tendu jete. Как и battement tendu simple, сначала изучается с I позиции, те. нога выбрасывается впереди назад против I позиции, а затем против V позиции. Скользнув по полу, нога выбрасывается в воздух нас акцентом от I или V позиции вперед, в сторону или назад, при этом не следует поднимать чрезмерно верхнюю часть ноги (бедро. Не останавливаясь на крайней точке, нога проходит через I или V позицию и продолжает движение. Французское обозначение этого battement — jete брошенный) — передает его характер. Этот battement имеет громадное воспитательное значение, и его необходимо исполнять очень точно, следя за выполнением следующих правил. При движении вперед каждый раз, когда нога проходит через V позицию, носок должен тщательно соприкасаться с пяткой другой ноги. К движению в сторону надо подойти особенно внимательно, тут решающую роль играет исключительная выворотность действующей ноги кроме того, нога не должна терять точку на II позиции, куда носок попадает очень точно каждый раз, как выбрасывается, независимо оттого, проходит ли V позицию впереди или сзади. В движении назад опять-таки тщательно поддерживается верх ноги в выворотном положении. Надо, чтобы нога шла так, чтобы ее спереди не было видно, чтобы колено не

32 сгибалось, что невольно делается учащимися для облегчения трудного движения. Приводя ногу в V позицию, во всех случаях должно ударять носком по полу. Считаю нужным подчеркнуть еще раз, какое значение имеет положение именно верхней части ноги. Нога должна быть убрана назад, причем колено не должно опускаться и терять крайнюю выворотность. При этом необходимо соблюдать точность прохождения движения — по линии стоящей на полу ноги. Надо ощущать свою ногу как натянутую струну. Battement tendu jete следует изучать, когда battement tendu simple исполняется в совершенстве, нога окрепла и владеть ею можно свободно, без напряжения.
Battement tendu pour batteries. Это подготовительное движение для заносок, преимущественно мужских, так как мужское сложение позволяет их делать несколько иначе — верхней частью ног. У женщины больше чувствуется заноска икрой, хотя она и стремится делать ее по-мужски.Но строение женской фигуры иное, формы бедра и ноги разнятся и подсказывают другое исполнение заносок. Если я применяю этот battement на своем уроке, он приобретает следующую форму. Из V позиции правая нога открывается на II позицию на 45°, затем ударяет спереди икрой полевой ноге, сохраняя свое направление и выворотность, едва приоткрываясь, переносится и ударяется сзади икры опорной ноги, отсюда движение заканчивается, нога открывается на II позицию. При ударе об икру назад правая пятка почти прикасается к полу ступня свободная, обе ноги должны быть энергично вытянуты до самого верха. Нужно чувствовать, что удар идет икрой, нога отталкивается крепко, как пружина, и, вследствие этой натянутости, не может идти дальше III позиции. Необходимо повторить движение, ударяя сначала назад, затем впереди открыть на II позицию. Количество переносов ноги можно увеличить в зависимости оттого, к какому pas имеют ввиду подготовку. Для подготовки к assemble battu делают один перенос, для entrechat — два переноса и более. Говоря об исполнении классических pas, нужно помнить, что они все проделываются с вытянутыми пальцами и выгнутым подъемом (кроме battement tendu pour batteries) и что всегда, когда мы говорим о вытянутых пальцах, не упоминая каждый раз о подъеме, подразумевается и вытянутый подъем — вытянуть пальцы нельзя, не привлекая в действие подъем.
GRANDS BATTEMENTS Исполняется, как battement tendu jete, но нога продолжает движение и выбрасывается толчком на высоту.
14
Когда название pas или позы сопровождается словом grand (большой, это значит, что нога в этом разили при этой позе поднимается на высоту 90 0

33 При этом корпус не должен производить никаких движений, никаких содроганий, происходящих от неправильных усилий. Корпус останется спокойным, если нога будет работать самостоятельно, не вовлекая других мышц в движение. Не помогай корпусом Не поддавай другой ногой — говорит педагог. У неопытной танцовщицы напрягаются плечо, шея, руки. Рука, лежащая на палке, не должна менять своего положения с опущенным локтем, используя палку лишь как точку опоры рис. 10,11). Только когда grand battement jete делается назад, рекомендуется корпус наклонять слегка впереди при возвращении в V позицию выпрямлять его, так как лишь при этом условии линия остается спокойной и нога работает правильно. В экзерсисе итальянской школы корпус держат прямо и при grand battement jete назад, но тогда нога неизбежно сгибается в колене, и вся линия беспокойная, ломанная. Рис. 10. Grand battement jete вперед Рис. 11. Grand battement jete в сторону II позиции На уроке начинающих предпочтительно требовать высоту этого battement не более 90°, чтобы за счет дешевого эффекта — чрезмерного поднимания ноги — не страдало исполнение. Поэтому педагог должен удерживать тех, у кого по индивидуальным особенностям сложения нога легко идет и на 135°. Хорошо владеющая собой артистка может выбирать при исполнении произвольную высоту.

34
Grand battement jete point ѐ. Для начала делается grand battement jete, но нога не возвращается на место в V позицию, а опускается вытянутая в колене и подъеме на землю в положение, которое она занимает на крайней точке battement tendu simple. После легкого прикосновения к этой точке носком нога снова поднимается итак продолжает движение, лишь при последнем battement возвращаясь в V позицию. Корпус, конечно, ив этом battement остается тот же, что ив предыдущем рис. 12).
Рис. 12. Grand battement jete pointe

1 2 3 Рис. .f3. Grand battement jete balance
Grand battement jete balance. Применяется в экзерсисе у палки. Для начала отвести ногу назад с вытянутыми пальцами скользящим движением нога через I позицию выбрасывается вперед на 90°, и от сильного броска корпус отклоняется назад. Затем нога бросается через I позицию назад, корпус наклоняется вперед. Получается качание взад и вперед, причем корпус следует отклонять назад настолько же, насколько наклонять вперед, равномерно, оставляя спину прямой и плечи совершенно ровными. Кисть руки, держащаяся за палку, не должна менять своего места при наклонении и отклонении корпуса. Начинающие довольствуются тем, что наклоняются вперед, избегая отклонения назад, которое труднее, и тем лишают это упражнение его формы и смысла рис Для II позиции балансирование может применяться только на

35 середине зала и имеет другой вид. Заброшенная на II позицию нога подменивается через I или V позицию другой ногой на Л позицию, причем при быстрой смене ног корпус также отклоняется каждый разв сторону опорной ноги.
BATTEMENT FRAPPE Исходное положение правой ноги — на II позиции, с вытянутыми пальцами, правая нога бьет левую sur le cou-de-pied впереди и возвращается на II позицию, ударяя вытянутым носком в пол, причем акцент падает на II позицию. Когда battement frappe делается назад, нога не ударяет sur le cou-de-pied, а проходит сзади щиколотки Подобная форма служит для первоначального изучения этого движения рис. 14). Рис. 14. Battement frappe В более старших классах, когда этот battement исполняется на полупальцах и нога достигает II позиции, находясь в воздухе на 45°, в ней должен чувствоваться тот же акцент в туже точку II позиции, колено напряжено и упруго, соприкосновение же с левой ногой — короткий удар, нога отскакивает, как мяч, верх ноги неподвижен и выворотен, нога работает, не сотрясаясь в колене.
Battement double frappe. To же движение, но нога ударяется не один раз о левую ногу впереди, а переносится вторым проходным ударом sur le cou-de-pied назад таким же приемом, как это делается при исполнении petit battement sur le cou-de-pied, и отсюда открывается в сторону (на II позицию. Если первый удар приходится назад, второй, проходной, будет вперед.
15
Sur le cou-de-pied вперед — положение ноги на щиколотке другой ноги, причем ступня с вытянутым подъемом и опущенными пальцами носком охватывает эту щиколотку. Sur le cou-de-pied назад — подъем и пальцы в том же положении, но пятка примкнута к щиколотке сзади. При постановке ноги sur le cou-de-pied с первых же шагов надо следить, чтобы нога не принимала скрюченного положения, а соблюдалось бы вышеописанное правило.

36
PETIT BATTEMENT SUR LE COU-DE-PIED В исходном положении нога sur le cou-de-pied. Она разгибается по направлению ко II позиции, нона половину расстояния, так как колено не вытягивается. Затем нога переносится назад, прикасаясь клевой ноге у щиколотки, снова также разгибается и возвращается вперед. При первоначальном изучении petit battement нужно проходить совершенно равномерно, без акцента. В момент перехода ступни надо обращать внимание на указанное выше правило положения ступни sur le cou-de-pied, те. чтобы подъем не сокращался ив ступне не было никакой скрюченности. Верхняя часть ноги от колена до бедра должна быть крепка, неподвижна и выворотна, нижняя же часть ноги исполняет движение свободно. Рис. 15. Petit battement sur le При переходе на быстрый темп разгибание ноги делается все мельче и мельче, но никогда не должно стушевываться. Хотя для глаза почти неуловим переход ноги с cou-de-pied спереди назад, движение не теряет своей отчетливости и требует такого же раздельного исполнения, как при медленном темпе рис. 15).
BATTEMENT BATTU Исходная точка sur le cou-de-pied. Отсюда правая нога делает ряд быстрых коротких ударов по пятке левой ноги, сохраняя положение sur le cou-de-pied. Ударять следует носком, нога должна двигаться свободно в части ниже колена.

37 Рис. 16. Battement К этому упражнению приступают, когда нога уже хорошо развита. Его начинают делать обыкновенно лишь в старших классах рис. 16).
BATTEMENT FONDU Из V позиции правая нога идет sur le cou-de-pied, левая делает одновременно demi-plie, соблюдая выворотность колена затем правая открывается вперед носком в пол, левая выпрямляется и вытягивается в колене одновременно с правой. Правая нога возвращается sur le cou-de-pied, и движение повторяется на II позицию и назад, причем в последнем случае нога проходит sur le cou-de-pied сзади. Следует обратить внимание на то, что при этом battement колено не поднимается и нога не вынимается, что применимо только в том случае, если упражнение делается на 45° или на 90° рис. 17). Надо соблюдать и при petit, иприту же тщательную выворотность, как и для batteinent tendu; например, делая движение назад, следить, чтобы колено не опускалось и верх ноги поддерживался. Рис. 17. Battement fondu


1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

перейти в каталог файлов