Главная страница

А.Я. Ваганова_Основы классического танца. Санкт-Петербург 2000 2 ббк 85. 32 В 12


Скачать 3.07 Mb.
НазваниеСанкт-Петербург 2000 2 ббк 85. 32 В 12
АнкорА.Я. Ваганова_Основы классического танца.pdf
Дата12.05.2017
Размер3.07 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаA_Ya_Vaganova_Osnovy_klassicheskogo_tantsa.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#33355
страница5 из 14

С этим файлом связано 50 файл(ов). Среди них: Вадим Гаевский, Павел Гершензон_Разговоры о русском балете_Комме и ещё 40 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
38 Это движение принадлежит к стадии более сложных упражнений, так как и та нога, на которой выстоите, принимает участие в работе, исполняя plie одновременно с ногой, делающей battement.
BATTEMENT SOUTENU Из V позиции одновременно правая нога вынимается вперед, на II позицию или назад, левая делает plie; затем левая поднимается на полупальцы, а правая одновременно подтягивается к ней, и обе вытянутые ноги соединяются в V позиции на полупальцах, откуда движение повторяется или делается в другую сторону рис. 18). При этом вынимаемая нога не должна сгибаться и подниматься высоко (если это движение делается на полу, а не на высоте 45° или 90°). Рис. 18. Battement soutenu
BATTEMENTS DEVELOPPES Из V позиции ступня вынимаемой правой ноги с вытянутыми пальцами скользит полевой ноге до колена и открывается в требуемом направлении, сохраняя колено и пятку в выворотном положении. Если вынимаемая нога не доводится до колена, движение имеет небрежный вид. Достигнув крайней точки (90°), нога опускается в V позицию. Когда ногу открывают назад, корпус слегка наклоняется вперед, также как и при grand battement jete назад рис. 19).
Battement developpe входит в экзерсис во всевозможных вариантах. Привожу здесь несколько примеров
1) со сгибом ноги к колену открываемая нога в каком-либо
а б в

39 направлении сгибается к колену, и отсюда движение много раз повторяется Рис. 19. Battement developpe
2) с маленьким balance вытянутой ногой, поднятой на 90°, которое надо стремиться делать одним носком, сохраняя колено вытянутым, так, чтобы вся нога не опускалась низко, а только слегка покачнулась
3) нога, вытянутая вперед, быстрым движением отводится на II позицию и возвращается обратно совершенно вытянутая с акцентом вперед, совершая таким образом движение balance в один темп тоже назад тоже со II позиции впереди назад
4) с поворотами корпуса сделав developpe вперед, повернуться en dedans на опорной ноге на й arabesque и возвратиться на той же ноге обратно en dehors, повернув и ногу вперед. Назад исполняется следующим образом developpe назад, поворот на опорной ноге en dehors, нога поворачивается вперед. Обратно — поворот en dedans. На П позиции сделав developpe на II позицию, быстро подменить ногу, перевернувшись и открыв другую ногу на II позицию проделав еще раз эту фигуру, возвратиться обратно, открыв ногу на II позицию. При смене рук на палке следует свободной рукой браться за палку и менять руки одновременно с поворотом корпуса.
Developpe — это движение из adagio, ему присущ медленный темп, его следует исполнять с задержкой на крайней точке, особенно в младших классах. Нога, на которой стоишь, должна быть вытянута в струну с совершенно выворотным коленом. Рука, лежащая на палке, должна быть свободно согнута в локте, на что надо обратить внимание при движении вперед часто рука напрягается, давая упор ноге. Стоять тогда легче, но пользы от такого исполнения нет. Из большого количества возможных разновидностей battement developpe разберу здесь еще две наиболее сложные.
Battement developpe tombe. Этот battement относится по типу к маленькому adagio. Делается чаще на середине зала, но также и у палки. Движения следующие. Сделать правой ногой developpe вперед, подняться на полупальцы, упасть на правую ногу, падая сноска всем телом на возможно большее

40
plie; левая нога вытягивается и прикасается к полу только носком возвратиться на этот носок и поставить левую ногу на пятку, в то время как правая нога быстрым движением повторяет developpe и возвращается к своему открытому положению, а левая — на полупальцы рис. 20).
Делается этот battement вперед, в сторону, назад и на середине зала в направлении croise, efface, ecarte. Рис. 20. Battement developpe Чтобы придать этому движению более широкий размах, я всегда предлагаю ученицам представить себе, что ногу надо перекинуть через какой-нибудь предмет, — это не дает ей рано снизиться при падении корпуса, благодаря чему battement и выходит очень широким, нога закидывается далеко.
BATTEMENT DIVISE EN QUARTS Это упражнение делается на середине зала. Его можно отнести к одному из первых adagio. Оно состоит из следующих движений, которые исполняются en dehors или en dedans.

41
5 4
3
четыре три два Рис. 21. Battement divise en quarts en Из V позиции battement developpe вперед правой ногой, plie на левой ноге, перевести правую на II позицию одновременно с поворотом тела en dehors на полупальцах на четверть круга, после этого правая нога сгибается в колене и, не опускаясь в V позицию, начинает движение сначала рис. 21).
Повторить это движение нужно четыре раза, поворачиваясь каждый раз на четверть круга (полный круг. Упражнение усложняется тем, что поворот делают на полкруга и даже на целый круг. Руки сопровождают движение следующим образом при developpe вперед — руки на I позиции, при повороте корпуса — руки раскрываются на II позицию. При developpe назад — сохраняется тоже положение рук.

42
4
5
три
четыре
Рис. 22. Battement diuise en quarts en Затем начинать с developpe назад и также исполнять en dehors рис Все упражнения можно сделать с поворотом en dedans.

43
III. RONDS DE JAMBES
ROND DE JAMBE PAR TERRE
En dehors. Движение начинается с I позиции нога проводится вперед также, как в battement tendu, отсюда описывается носком дуга через II позицию назад до положения против I позиции, от этой точки нога чертит прямую линию до точки, с которой начала дугу, проходя через I позицию с опущенной до земли пяткой и вытянутыми коленями.
En dedans. Движение в обратном направлении. Нога выводится назад с I позиции и чертит туже дугу и прямую линию в обратном направлении с соблюдением тех же правил. Заканчивая движение, ногу ставят в V позицию вперед, в отличие от общего правила заканчивать упражнение в V позицию назад. Когда rond de jambe par terre делается в быстром темпе, ему предпосылается preparation. С V позиции провести правую ногу вперед, делая plie на левой ноге, рука идет на I позицию, правую ногу отвести на II позицию, выпрямив левое колено и открыв руку на II позицию. При очень быстром темпе исполнения, когда нога не успевает точно сделать быстрый круг, нужно стремиться при движении en dehors, чтобы нога достигла сзади своей предельной точки, а при движении en dedans — предельной точки спереди. Нога невольно сбивается и делает как раз обратное, те идет со II по I позиции вперед, en dedans — со II позиции по I назад. Это слишком облегчает движение и не дает нужной работы мускулам.
ROND DE IAMBE EN L'AIR
En dehors. Из V позиции открыть правую ногу на II позицию на 45°, вытянув пальцы. Отсюда носок описывает овал (растянутый в сторону слева направо, начиная с задней его дуги. Когда колено сгибается и носок доводится до икры (отнюдь не под колено, он не должен заходить ни спереди, ни сзади за икру левой ноги. Тазобедренный сустав остается в неподвижном состоянии, верхняя часть ноги, от колена кверху, неподвижна.
En dedans. При движении en dedans нога начинает описывать овал с передней его дуги и, вразрез с общепринятым правилом, закончив движение, опускается на V позицию вперед рис. 23).
Когда rond de jambe en 1'air основательно изучен и переходят на более быстрый темп, надо строго соблюдать остановку и фиксирование ноги на II позиции всякий раз, как она ее проходит. Preparation ему может служить temps releve.
Rond de jambe en 1'air — очень важное движение, оно играет серьезную роль в дальнейшем классическом воспитании тела. Его следует исполнять особенно точно, ничуть не позволяя ноге встряхиваться в коленном суставе, так как при таком исполнении нога не выносит из упражнения всей его пользы. Правильно исполняемое rond de jambe en

44
1'air делает верхнюю часть ноги крепкой и сильной, а нижнюю часть (от колена к носку) — послушной при всех вращательных движениях, например в fouette en tournant. В данном случае это особенно важно, так как тут всякое неверное движение ноги может опрокинуть танцовщицу. Кроме того, хорошо развитая (в части ниже колена) нога, послушная и гибкая, придает выразительность каждому движению в танце. Рис. 23. Bond de jambe par terre и en 1'air

GRAND ROND DE JAMBE JETE Это упражнение входит в экзерсис у палки.
En dehors. Обыкновенно на уроке этому rond de jambe предшествует rond de jambe par terre, ив нем заключается импульс для дальнейшего сильного броска ноги. Нога из IV позиции сзади с вытянутыми пальцами сильно бросается вперед, проходит I позицию, взлетает вперед в полусогнутом положении на 45°, вытягивается, описывая круг через II позицию назад на высоте 90° вращением в бедренном суставе, и возвращается в IV позицию. Круг надо сделать возможно больший, нога как бы охватывает все доступное ей поле деятельности рис. 24).
Следует добиваться, чтобы нога работала совершенно самостоятельно, не вовлекая корпус в движение. Это достигается тогда, когда мускулы уже вполне окрепли и подчинены воле. При хорошем исполнении корпус остается спокойным, незаметно сильное напряжение всех мускулов, удерживающих его, нога же — в напряженной работе от бедра до носка.
En dedans. Движение в обратном направлении. Надо следить, чтобы нога, пройдя из IV позиции впереди через I позицию, аккуратно попадала бы назад в полусогнутое положение, крепко захваченная в верхней части, и оттуда проходила бы, делая круг, через II позицию вперед на высоте 90°, что дает силу и больший охват всему совершаемому кругу. Необходимо, чтобы нога при начале выбрасывания точно приходилась против I позиции, не заходя вперед при исполнении en dehors и назад — при исполнении en dedans.

45 Рис. 24. Grand rond de jambe jete
Grand rond de jambe jete — движение чисто экзерсис-ное. Хорошо
“втанцовавшиеся” танцовщицы могут позволить себе иногда начинать с него свой урок это движение сразу вводит все тело в напряженную работу. Ученицы должны, конечно, подвести себя к grand rond de jambe jete предшествующими упражнениями, так как напряжение связок и мускулов бедра чрезвычайно велико.

46
IV. РУКИ ПОЗИЦИИ РУК В своей терминологии танца я пользуюсь только тремя позициями рук все остальные положения рук являются их разновидностью, и я считаю излишним вводить для них особое название, тем более что движения рук всегда необходимо показывать, когда дело доходит до танца или до более сложного примера на уроке. Подготовительное положение рук обе руки опущены вниз, кисти направлены внутрь, близки одна к другой, ноне соприкасаются, локти слегка округлены, так чтобы рука не соприкасалась с корпусом от локтя до плеча, чтобы рука не прилегала подмышкой. Как для подготовительного положения, таки для последующих позиций передать точно манеру держать кисть можно только наглядно, живым примером на уроке. Словами изложить мой прием довольно трудно. Отчасти поможет прилагаемый рисунок рис. 2), который я могу пояснить следующим образом. Все пальцы сгруппированы совершенно свободно и мягки в суставах большой палец соприкасается со средним кисть не сломана в запястье, но продолжает общую округлую линию всей руки от плеча. Если сначала экзерсиса большой палец не примкнут к третьему, тов процессе экзерсиса от переключения внимания на работу ног, корпуса и проч. он постепенно все больше и больше отходит, и кисть приобретает растопыренный вид. Кончику мизинца и указательного пальца в закругленном виде. Впоследствии разрешается слегка отойти от группировки пальцев, их как бы сама природа заставила, для придания легкости кисти руки, естественным порядком без напряжения отойти, что и дает художественную окраску кисти руки. Первая позиция. Руки подняты впереди корпуса немного выше пояса. Они должны быть несколько пригнуты, чтобы, открываясь на II позицию, могли свободно разогнуться, раскрыться на всем своем протяжении. Приподнимании на I позицию рука поддерживается от плеча до локтя напряжением мускулов верхней своей части. Вторая позиция. Руки отведены в сторону, чуть-чуть округло согнуты в локте. Следует хорошо поддерживать локоть тем же напряжением мускулов верхней части руки. Отнюдь нельзя затягивать плечи назад или поднимать их. Нижняя часть руки, от локтя к кисти, удерживается на одном уровне с локтем. Кисть, которая невольно, вследствие этого напряжения, падает и имеет повисший вид, надо тоже поддерживать, чтобы иона участвовала в движении. Удерживая руку в таком положении вовремя урока, мы даем ей наилучшее воспитание для танца. Сначала она имеет вид искусственный, деланный, но результат скажется потом. О руке уже не придется заботиться, локоть никогда не будет провисать, рука будет легка, отзывчива на каждое положение корпуса, будет жива, естественна и максимально выразительна.

47 Третья позиция. Руки подняты вверх с округлыми локтями, кисти направлены внутрь близко одна к другой, ноне соприкасаются и должны быть видимы глазами без поднимания головы. Опуская руки и заканчивая движение из III позиции через II вниз в подготовительное положение, следует это движение делать совершенно просто рука сама придет в должное положение, достигнув своей конечной позиции внизу. Нужно тщательно избегать неправильной манеры некоторых педагогов, насаждающих приторную пластику доведя руку до II позиции, они отводят ее несколько назад и при этом поворачивают кисть ладонью вниз, ломая линию. Движение оказывается разбитым, ненужно усложненными манерным. Повторяю, рука сама повернется естественно, когда надо. Этот искусственный поворот кисти — типичное движение танцовщиц, именующих себя “пластичками”.
16
Их скудная техника нуждается в таких украшениях, так как иначе им не на чем было бы строить свои танцы. Понятно, что нашей школе к этому прибегать не приходится.
Подготовит. I позиция II позиция III позиция
положение
Рис. 25. Позиции рук Положение рук при arabesques особое. У руки, вытянутой вперед, также как и у отведенной в сторону, кисть раскрывается ладонью вниз — не следует слишком натягивать локоть и выдвигать плечо. Французская манера сгибать кисть наверх закрывает выражение всей фигуры, подчеркивает руки смотрят на руки, а не на общую линию. Наша система ближе к итальянской, но движение свободнее, пальцы лежат непринужденно, кисть не так вытянута. Пропорция рук в нашем искусстве играет немаловажную роль, и, к сожалению, правильная пропорция рук — явление редкое. Если меня спросят, какие руки более приемлемы для нашего искусства — короткие или длинные, — я остановлюсь на последних. В младшем возрасте порою движения кажутся милыми и с короткими ручками, но как только учащийся подрастает, танцевальные движения требуют большого
16
Участницы студий пластического танца, получивших особое распространение в двадцатые годы под влиянием Айседоры Дункан. “Пластички” противопоставили классическому танцу босоножие, свободную пластику, представлявшую собой в основном стилизацию изображений античной вазовой живописи. Прим. спец. ред

48 широкого размаха и при коротких руках рисунок танца пропадает, нет полной широты движений.
PORT DE BRAS
Port de bras лежит в основе великой науки рук в классическом танце. Руки, ноги и корпус воспитываются в отдельности особыми упражнениями развивается мускулатура ног, манера держать корпус, но только правильное нахождение своего места для рук завершает художественный облик танцовщицы и дает полную гармонию танцу, голова окончательно отделывает его, дает красоту всему рисунку, а завершает его взгляд. Поворот головы, направление взгляда играют решающую роль в облике каждого arabesque, attitude и всякой другой позы.
Port de bras — это наиболее трудная часть танца, которая требует большой работы и заботы. Умение управлять руками сразу обнаруживает хорошую школу. Особенно трудно приходится тем, кому природа не дала красивых рук им нужно особенно следить за руками — обдуманно управляя ими, можно добиться красоты движений. Приходилось заниматься с ученицами, имеющими от природы прекрасные руки, но незнание port de bras не давало им свободы движений, и только когда они его усваивали, они начинали справляться с руками. Нужно, чтобы руки с подготовительного положения были закруглены так, чтобы точка локтей была невидима, иначе локти образуют углы, и тем отнимается мягкое очертание, которое руки должны иметь. Кисть руки должна быть на уровне сгиба руки в локте, ее следует поддерживать и не слишком сгибать, — иначе линия будет сломлена. Сейчас наблюдается чрезмерное вытягивание кистей рук, которое дает напряженную жесткую линию. Локти нужно поддерживать, а пальцы держать соединенными в указанной группировке. Не следует допускать оттягивания большого пальца. Плечи держать опущенными и неподвижными. Нужно, чтобы позиции руки казались непринужденными. Каждое движение рук (позы) должно совершаться через I позицию. Этот принцип должен проводиться как в танцах на полу, таки в танцах воздушных. Как только приступают к изучению port de bras, исполнению сразу же придается более артистичный, отделанный характер. Кисть уже начинает играть. Если мы не требуем от кисти ничего другого, как только правильного положения по отношению ко всей руке, пока все внимание обращено на развитие пластики ног, — это беда небольшая, потому что приучить руку к неподвижности, к независимости, к свободе от движения ног является основной задачей воспитания рук танцовщицы. У детей и начинающих рука всегда стремится подражать движению ноги, участвовать в работе например, при rond de jambe и руки описывают подобие кружков. Когда же ученице удается дифференцировать движения

49 руки ноги при напряженной работе ноги, иногда при колоссальных ее усилиях выполнить требуемое движение, удается оставлять руку спокойной, не вовлеченной в движение, — это уже шаг вперед. Кроме того, для воспитания рук, для приведения их в послушное и гармоничное состояние нужно меньше времени, чем для развития ног в требуемых для классической танцовщицы пределах. Нога развивается, укрепляется, дисциплинируется долгой и продолжительной ежедневной работой. Как бы мало времени ни уделялось рукам по сравнению с ногами, они во всяком случае успевают получить должную разработку. Вспомним хотя бы тех же “пластичек”, которые в несколько месяцев развивают руки, в то время как корпус и ноги еще совсем не разработаны. Поэтому при упражнениях, направленных на развитие ног, кисть может оставаться неподвижной, лишь бы ее держать правильно. При port de bras кисть вводится в движение и дает ему всю окраску. Тут же начинается обучение владению головой и ее правильному управлению, так как от головы зависит всякий оттенок движений. В port de bras голова все время принимает участие. Виды port de bras весьма разнообразны и многочисленны. Особых названий каждая форма не имеет. Приведу здесь несколько примеров.
1. Стать в V позицию croisee, правая нога впереди. Из подготовительного положения руки идут на I позицию, III позицию, раскрываются на II позиции и опускаются в исходную точку — подготовительное положение. Чтобы придать данному упражнению тот характер, который я от него требую, чтобы вздохнуть руками, как говоришь на уроке, их нужно вести следующим образом.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

перейти в каталог файлов