Главная страница

А.Я. Ваганова_Основы классического танца. Санкт-Петербург 2000 2 ббк 85. 32 В 12


Скачать 3.07 Mb.
НазваниеСанкт-Петербург 2000 2 ббк 85. 32 В 12
А.Я. Ваганова_Основы классического танца.pdf
Дата12.05.2017
Размер3.07 Mb.
pdf
A_Ya_Vaganova_Osnovy_klassicheskogo_tantsa.pdf
pdf
ТипДокументы
#33355
страница6 14
Каталогid186605039

50 . : K_Ya_Golei_774_zovskii_774_Obrazy_russkoi_774_narodnoi_774_khore, G_P_Gusev_Metodika_prepodavania_narodnogo_tantsa_Etyudy.pdf, G_P_Gusev_Metodika_prepodavania_narodnogo_tantsa_Uprazhnenia_u_s, Bob_Anderson_Rastyazhka_dlya_kazhdogo.pdf, A_Nesteruk_A_Goncharenko_Shpagat_dlya_kazhdogo.pdf, Вадим Гаевский, Павел Гершензон_Разговоры о русском балете_Комме 40 .

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
раз два три четыре Рис. 26. Port de bras (первое Когда руки придут на II позицию, раскрыть кисти, делая спокойный, глубокий, ноне утрированный вздох (не поднимать плеч, нужно повернуть кисти ладонью вниз и с выдохом плавно опускать их вниз, позволяя пальцам слегка мягко отставать, но отнюдь не подчеркивая, не ломая кисти и не утрируя это движение. Голова склоняется налево, когда руки придут на I позицию, взгляд устремляется на кисти когда руки на III позиции, голова прямо когда

50 руки раскрываются, голова поворачивается и отклоняется направо. Взгляд везде следует за кистями рук. Так приучаются участвовать в движении мускулы лица. При окончании движения голова опять повернута прямо рис. 26).
2. Стать в V позицию, правая нога впереди. Из подготовительного положения руки идут на I позицию, затем левая — на III позицию, правая
— на II позицию, левая — на II, правая — на III; левая опускается в подготовительное положение, проходит его и поднимаетсяна I позицию, где встречается с опускающейся правой рукой. Отсюда движение повторяется. Голова аккомпанирует следующим образом когда руки на I позиции, взглянуть на кисти, склонив голову налево при втором положении голова отведена направо когда правая рука на III позиции, голова отклоняется и поворачивается налево при заключении движения
— голова налево рис. 27).
Рис. 27. Port de bras
(второе
3. V позиция. Раскрыв руки на II позицию (голова направо, вздохнуть ими, как описывается в первом виде port de bras, и опустить в подготовительное положение, наклоняя одновременно корпус и голову впереди сохраняя всегда стройность спины при помощи подтянутого позвоночника. Затем начинается разгибание, которое происходит следующим образом сначала корпус выпрямляется, те. поднимается наверх (обратно, причем голова и корпус поднимаются одновременно с руками, которые проходят через I позицию на III позицию, потом корпус перегибается насколько возможно назад, голова при этом не должна закидываться, и руки по существующему правилу должны находиться перед головой и не ускользать от направленного на них взгляда корпус разгибается, вся фигура выпрямляется, руки раскрываются на II позицию.

51 три четыре Рис. 28. Port de bras (третье) Для изучения этого port de bras счет может быть на у на раз — наклонить корпус вниз, на два — разогнуться до нормального положения, натри перегнуться назад, на четыре — возвратиться в нормальное положение, открыв руки на II позицию рис. 28).
4. Это упражнение принадлежит итальянской школе, ноу нас оно теперь широко распространено и применяется во всех экзерсисах. Однако, чтобы это port de bras носило в полной мере тот отпечаток артистизма, который ему присущ, несмотря на всю кажущуюся несложность формы, его нужно очень тщательно отделать. Постараюсь изложить подробности, хотя словами трудно передать плавный и свободный ход переплетающихся деталей.
V позиция, правая нога впереди. Руки идут через I позицию, левая
— на III позицию, правая — на II (подготовительное положение для этого вида port de bras). Левая раскрывается на II позицию, одновременно необходимо сильно раскрыть грудь, захватив спину, вогнув позвоночник, отвести левое плечо так сильно назад, чтобы в зеркало вы его увидели хорошо со спины атак как вы обращены в данную минуту налево, то впереди будет правое плечо. Голова повернута направо. Несмотря на сильный поворот корпуса, ноги остаются совершенно неподвижными. Затем правая рука проводится в I позицию, где левая, подведенная снизу,

52 встречается с нею, взгляд с поворотом головы налево останавливается на руках. Корпус возвращается в первоначальную позу. Проследим теперь детали. Когда левая рука на III позиции, а правая на II позиции и голова повернута направо, вскинув кисти и повернув голову по направлению левой руки (подняв на нее и глаза, нужно проводить руки в указанную позу, разогнув их ладонью вниз, вытянув пальцы, как бы прорезая кистью воздух и преодолевая его сопротивление, отчего кисть слегка оттягивается, отстает.
1 2 3 4 5
затактом раз два три четыре
Рис. 29. Port de bras (четвертое) Когда обе руки достигнут II позиции, а корпус вполне повернут требуемым образом, руки как бы смягчаются в локтях, даже несколько провисают, мягки и непроизвольны, как плавники, — это вызвано большим напряжением схваченной и выгнутой спины и придает позе и движению тот уже более артистичный, не школьный, отпечаток, который они должны носить. Оставляя выгнутым корпус, голова со взглядом переводится через правое плечо рис. 29).

5. Это port de bras обычно принято делать при окончании урока, когда все тело стало эластичным оно развивает большую гибкость. Вначале с V позиции при левой руке, поднятой на III позицию, и правой, отведенной на II, корпус наклоняется вперед (вместе с головой, повернутой по направлению левой руки, не теряя стройности позвоночника левая рука опускается вниз на I позицию, правая через подготовительное положение подводится к ней также на I позицию, затем корпус разгибается назад с поворотом налево, взгляд все время следует за движением руки.

53 Рис. 30. Port de bras (пятое Руки с I позиции идут так правая поднимается на III позицию, левая отводится на II позицию, голова и взгляд по направлению левой руки (при отведении левого плеча назад надо следить, чтобы правое плечо не поднималось, затем корпус возвращается в исходное положение, правая рука раскрывается на II позицию, а левая поднимается на III позицию рис.
30).
6. Grand port de bras. Стать в позу croisee назад, левая нога сзади левая рука уже на III позиции, правая — на II). Сделать plie, приседая на правой ноге и оттягивая левую назад в это время корпус наклоняется низко впереди вместе с ним идет левая рука, не теряя своего места на III позиции. Наклонив корпус до крайней точки, следует держать его все же совершенно прямо. Чтобы не потерять этой стройности, несмотря на сильный наклон вперед, нужно крепко удерживать позвоночник прямым, избегая всякой сутулости, в это время правая рука опускается вниз и встречается с левой на I позиции, не теряя своего места немного выше пояса. Достигнув усиленно расширенной IV позиции, насколько позволяет сложение, выпрямляете корпус и одновременно отбрасываете его на носок левой ноги. Перегнуться назад, хорошо захватив спину. Правая рука идет на III позицию, левая — на II позицию (правая всегда остается впереди головы. Голова откинута назад через левое плечо, и поза аналогична позе го port de bras, те. левое плечо хорошо отведено назад. Затем правая рука открывается на II позицию, голова поворачивается направо, корпус выпрямляется, левая рука идет на III позицию, и через plie вы возвращаетесь к исходной позе croisee рис. 31). Это port de bras часто делают в adagio для подготовки к grande pirouette. Тогда движение не доводится до конца, вы остаетесь на присогнутой правой ноге в расширенной позиции с правой рукой в III позиции и левой — на II позиции.

54 Рис. 31. Grand port de bras (шестое) Для pirouette en dehors левая рука со II позиции через III закидывается вперед в позу preparation a la pirouette, правая раскрывается на II позицию. Для pirouette en dedans, достигнув того же положения рук, широким круговым движением перевести правую руку округло в I позицию, а левая рука остается отведенной на II позицию. Отсюда делается pirouette. Два последних вида port de bras очень существенны в нашем образовании. Постигнув их, танцовщица может себе сказать, что соответствие между головой, руками и корпусом найдено и сделан большой шаг в овладении игрой тела. Продолжать примеры различных port de bras я не буду — их можно разнообразить до бесконечности, комбинируя основные элементы. Несколько замечаний о работе рук. Если выстоите, сделав battement developpe, например с ногой, вытянутой на II позицию на 90°, руки также на II, то опускать следует сначала руки, нога еще задерживается, когда руки уже начали движение опускание ноги заканчивается одновременно с руками. Это дает хорошую выдержку ноге, и движение также приобретает более спокойный, неторопливый оттенок. При исполнении небольших танцевальных движений allegro или adagio, те. при маленьких позах, руки не поднимаются высоко. Только при больших позах руки на полной высоте. Это надо принимать во внимание при маленьких adagio и allegro, чтобы не получить игры рук за

55 счет движения ног. ПРИМЕРЫ УЧАСТИЯ РУК В ЭКЗЕРСИСЕ Когда дается экзерсис усложненный, фигурный, с комбинацией различных pas, руки начинают вводиться в общее движение и играют значительную роль. Например, для battements developpes много разных фигур, и везде руки введены в движение. Примеры экзерсиса у палки. 1. Три ronds de jambes en dehors нас остановкой на четвертую восьмую в plie на левой ноге в позе effacee вперед, на пол, повернув весь корпус и пригнув его и руку к ноге. Раскинуть кисть, как бы указывая на кончик ноги. Затем делается три battements frappes на ⅜ и на четвертую восьмую остановка на II позиции. Три ronds de jambes en 1'air en dedans, остановка в позе effacee назад на полна на левой ноге. Корпус изогнут назад, голова через плечо, и взор обращен на кончик ноги, а рука перед собой, перед грудью, ладонью вниз, кисть распростерта и приподнята вверх. Заканчивается тремя battements frappes, тем же темпом, что ив первом случаете. на четвертой восьмой пауза на II позиции.
2. Шесть petits battements на ѕ (по ⅛), на четвертую четверть упасть на plie на правую ногу (подменив ногу, на которой стоял, приняв маленькую позу croisee ной IV позиции с правой рукой в III позиции и левой — на II позиции с согнутой правой рукой, левая нога sur le cou-de-pied сзади затем вернуться на левую ногу и проделать четыре petits battements напои на
2
/
4
сделать tour en dehors sur le cou-de-pied с preparation temps releve. Обратно все движения повторяются тем же счетом, только после первых шести petits battements упасть на правую ногу на plie назад, подменив левую ногу, которая придется sur le cou-de-pied вперед с маленькой позой croisee, правая рука приоткрыта на II позицию на 45°, затем после следующих четырех petits battements делается temps releve назад и tour en dedans.
Temps lie на середине класса. Это — общепринятая с младших классов комбинация движений с постепенно увеличивающимися трудностями. Простейшее temps lie дополняется следующим образом. Стать в V позицию croisee, правая нога впереди. Сделать demi-plie, правая нога скользит носком по полу вперед на croise, левая остается на plie, обе руки на I позиции, взгляд — на кисти рук, с повернутой в том же направлении головой, перенести корпус на правую ногу, сделав на ней предварительно проходящее demi-plie, вытянуть сзади пальцы левой ноги, поднимая левую руку наверх, а правую в сторону. Голова повернута направо. Подтянуть левую ногу сзади в V позицию face на demi-plie, переведя левую руку на I позицию, а правую оставить на II позиции, голова face; скользить носком правой ноги в сторону II позиции (открывая левую руку на

56
II позицию и сопровождая ее взглядом, оставив левую на plie; перенести корпус на правую ногу, предварительно сделав на ней проходящее demi-plie, и, вытянув пальцы, подтянуть левую ногу вперед в
V позицию. Опустить руки в подготовительное положение. Повторить все с левой ноги. Те же движения делаются и назад. Рекомендую для начинающих изучать temps lie счетом на
4
/
4
, уложив движение в два такта на первую четверть сделать demi-plie в V позицию, на вторую —
пальцы вытянуть вперед на croise, проходящее plie приходится между второй и третьей четвертями, на третью — поза croisee назад, на четвертую — стать в V позицию. Затем следующий такт на первую четверть — demi-plie в V позицию, на вторую — нога выведена с вытянутыми пальцами в сторону II позиции, на третью — вытягиваются пальцы левой ноги с переходом корпуса на правую ногу, на четвертую — стать в V позицию рис. 32). Рис. 32. Temps В старших классах можно делать temps lie, поднимая ногу на 90° при движении вперед, назад и на II позицию. Из V позиции demi-plie на левой ноге, делая правой battement developpe вперед на croise; перейти на правую ногу на attitude croisee назад, упасть на левую ногу на demi-plie, подведя ее к правой ноге, которая сгибается к колену на 90°; сделать battement developpe правой ногой на II позицию и перейти на правую ногу, подняв левую на II позицию на 90°; demi-plie на правой ноге, согнув левую у колена, выводя ее вперед, продолжать движение с другой ноги. В средних и старших классах можно изучать temps lie en tournant:

57 сначала делается tour en dehors sur le cou-de-pied с V позиции, затем исполняется temps lie вперед. Еще раз такой же tour ив сторону II позиции. Рис. S3. Temps lie (на 90') Затем, для исполнения temps lie en tournant на 90°, после сделанного tour нога у колена впереди. Руки те же, что и при движении на полу рис.
33). При исполнении temps lie назад, tour делается en dedans. Temps lie saute состоит из последовательных маленьких sissonnes tombees, но оно относится к allegro.

58
V. ПОЗЫ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА
ATTITUDES ловом attitude обозначаются позы croisee или effacee на одной ноге с другой ногой, поднятой на 90° и отведенной назад в согнутом положении. Поэтому позу developpe впереди нельзя называть attitude, так как нога в ней вытянута, прямая. Я эти позы не называю иначе, как developpe на croise или на efface. В attitude полагается поднять вверх туже руку, как и нога другая рука на II позиции рис. 34). Нога, отведенная назад, должна быть с хорошо убранным назад коленом, причем его нельзя ронять. Согнутая нога позволяет гнуться и корпусу, при поворотах движение красиво, легко, тогда как вытянутая прямая нога в arabesque гнуться не позволяет и затрудняет повороты. Для ближайшего ознакомления с attitude рассмотрим его исполнение во французской, итальянской и русской школах на croise и на efface.
Attitude croisee во французской школе берется с корпусом, наклоненным в сторону ноги, на которой стоишь, вследствие чего плечо поднятой руки значительно выше другого. В итальянской школе — прямой корпус, с прямой спиной, весь рисунок выражен в повороте головы или в поднятии одной или другой руки. Такой вид attitude является неправильным потому, что колено в этом состоянии корпуса плохо поддерживается и получается висячим, если же хотят его поддержать верхней частью ноги — бедром, то колено отходит от корпуса и получается некрасивая форма позы. Риса б — Developpe
вперед в — Developpe вперед effaces; г — Attitude Мой вид attitude croisee таков плечи ровные, корпус выгибается назад, спина непрямая, а выгнутая, нога сильно забрана назад, голова с отчетливым поворотом к плечу отведенной на II позицию руки. Корпус при attitude неизбежно наклонен к ноге, на которой стоишь, но вследствие того, что спина забрана и нога заведена назад, плечи выравниваются и получается желаемая форма. Руки можно и переменить, поднять

59 противоположную ноге, тогда и корпус наклонится в другую сторону, не нарушая правильности позы, меняется направление головы и глаза следовательно, и выражение лица когда позвоночник работает хорошо, можно играть корпусом как угодно.
Attitude effacee. Если при attitude croisee нога в колене должна быть согнута, то при attitude effacee она должна быть полусогнута в колене, иначе получаются неправильные позы. Итальянский attitude effacee сохраняет прямую спину, но все же корпус комкается, пригибаясь к согнутой ноге. При pirouette поза сбивается, колено невольно провисает или, наоборот, колено поднимается и висит носок. Мой attitude приближается к французскому. Корпус направлен к стоящей ноге, слегка вперед руки и вся поза имеют устремление водном направлении, что дает этому attitude вид полета. Разница с французским attitude заключается в том же, в чем ив несмотря на устремленный вперед, наклоненный к стоящей ноге корпус, плечи не будут одно выше другого. Такой attitude чрезвычайно удобен для tours рис. 35).
Рис. 35. Attitudes effacees:

a — французский б — русский в — итальянский
ARABESQUES
Arabesque — одна из основных поз современного классического танца (если в attitude нога согнута или полусогнута, тов она всегда должна быть вытянута. Формы arabesque разнообразны до бесконечности. Главные четыре arabesque, принятые в танце, следующие. й arabesque (назывался также ouverte, alongee). Тело опирается на одну ногу, другая, вытянутая и прямая, отделяется от пола и простирается назад на высоту не менее 90°. Ноги в положении efface. Рука, противоположная поднятой ноге, вытянута вперед, другая — отведена в сторону кисти вытянуты и обращены ладонью вниз — они как бы опираются на воздух. Корпус простерт вперед. Положение головы профильное, также как и всей фигуры. Плечи ровные, как и для всех arabesques. В arabesque решающую роль играет спина только хорошо ее

60 поставив, можно дать красивую линию. Чтобы нагляднее объяснить правильное положение, разберем arabesque французский, итальянский и наш. Французский arabesque берет позу вяло, корпус не схвачен, не вытянута пассивно наклонен вперед, рука удержана искусственно на II позиции, а потому имеет невыразительный вид. Итальянский arabesque устраняет вялость позы, корпус схвачен, ноне наклонен, спина удерживается прямо, рука же со II позиции резко оттянута назад. Я указываю следующий arabesque: корпус наклонен вперед, поскольку устремление вперед чувствуется, но спина не вялая, а энергично выгнутая, схваченная в пояснице рука отведена настолько, насколько требует удобное самочувствие сильно растянутых мускулов всего корпуса, те. несколько позади II позиции рис. 36). й arabesque. Корпус и ноги в том же положении, как ив м, но вперед вытянута рука, соответствующая вытянутой ноге. Другая отведена назад настолько, что видна позади корпуса. Голова обращена к зрителю рис. 36). й arabesque. Этот arabesque обращен лицом к зрителю. Нога на croise назад на 90°. Корпус наклонен вперед, схвачен в спине. Вперед вытянута рука, соответствующая вытянутой назад ноге, другая отведена в сторону. Лицо обращено к этой руке, взгляд как бы следит за ее движением рис. 37). й arabesque. Ноги в том же положении, как ив м, но впереди рука, противоположная поднятой ноге, и корпус делает поворот, схваченный сильным выгибом спины. Другая рука видна из-за спины. Этот arabesque обращен к зрителю вполоборота спиной. Необходимо следить, чтобы ступня стоящей на полу ноги не теряла выворот-ности. Голову повернуть к зрителю, подчеркивая направление взглядом. Плечи должны быть на одном уровне. Корпус не должен наклоняться вперед. Это самый трудный arabesque и требует внимательного проникновения в его форму рис. 37). Рис. 36. Arabesque:
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


связь с админом