Главная страница

А.Я. Ваганова_Основы классического танца. СанктПетербург 2000 2 ббк 85. 32 В 12


Скачать 3.07 Mb.
НазваниеСанктПетербург 2000 2 ббк 85. 32 В 12
АнкорА.Я. Ваганова_Основы классического танца.pdf
Дата12.05.2017
Размер3.07 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаA_Ya_Vaganova_Osnovy_klassicheskogo_tantsa.pdf
ТипДокументы
#33355
страница7 из 14

С этим файлом связано 41 файл(ов). Среди них: vk_gettoken, Kostrovitskaya_Pisarev_Shkola_klassicheskogo_tantsa.pdf, Yu_A_Bakhrushin_Istoria_russkogo_baleta.pdf, Muzykalnaya_khrestomatia_dlya_urokov_istoriko-bytovogo_tantsa.pd, A_L_Volynskii_774_Kniga_likovanii_774_Azbuka_klassicheskogo_tant и ещё 31 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   14
a — й arabesque; б — й arabesque

61 а б Риса й arabesque; б — й arabesque Когда мы обратимся к исполнению tours на arabesque, нам особенно станет ясна разница arabesque французского, итальянского и нашего. При поворотах французский arabesque не дает возможности развить движение, в итальянском — нога неизбежно согнется в колене, ломая линию, что постоянно наблюдается у итальянок. Предлагаемые мною arabesques дают устойчивость, энергию при поворотах, причем не теряется вытянутость всей позы и ноги. Когда делается tour на arabesque, поза сразу должна быть выражена с preparation (IV позиция) надо, оттолкнувшись пяткой ноги, стоящей впереди, сразу перейти на отчетливый arabesque, иначе tour не удастся, сила теряется.
ECART1SE
Ecartee назад Стояна правой ноге, отвести левую на developpe на
90° в направлении точки 6 нашего плана рис. 1, б Нога сильно выворотная от самого бедра. Вся поза берется водной плоскости, диагонально к зрителю. Необходимо следить, чтобы ступня стоящей на полу ноги не теряла выворотности. Левая рука поднимается на
III позицию, а правая на II позицию, корпус должен перегнуться набок, в сторону стоящей ноги, нос сильным захватом спины. Он остается естественным, ноне упрощенным до нехудожественности. Голова повернута направо.

62 Рис. 38. Ecartee назад и ecartee вперед
Ecartee вперед Направление ноги в точку 8 рис. 1, о, поза — гордая, осанистая. Рука поднята та же, что и нога. Голова повернута в том же направлении рис. 38).
В обоих случаях можно поднять наверх и обе руки. В сущности, ecartee есть developpe II позиции, нов сильно развернутом положении. В этой позе нужно следить за плечами, чтобы, несмотря на наклон набок, плечи не теряли линии и чтобы одно плечо не было выше другого, что достигается в данном положении хорошим захватом спины в пояснице.

63
VI. СВЯЗУЮЩИЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ
PAS DE BOURREE В классическом танце для передвижения пользуются непростым шагом, а чеканно танцевальным. Один из наиболее распространенных видов такого шага — pas de bourree.
Pas de bourree существует в нескольких разновидностях и делается во всех возможных направлениях. Долгое время pas de bourree держалось у нас в мягком, неподчеркнутом рисунке французской школы. С усилившимся в конце
XIX века влиянием итальянцев вид pas de bourree изменился. Нога поднимается отчетливо sur le cou-de-pied, все движение — более рельефно. Я присоединяюсь к этому типу pas de bourree, испытав его в своей практике. Нужно следить, чтобы нога отчетливо поднималась от земли при первоначальном изучении на полупальцах, а впоследствии и на пальцах.
Pas de bourree делится на два основных вида с переменой ноги без перемены ног. В первом случае, если начать с правой ноги, по окончании впереди будет левая. Во втором случае — правая.
Pas de bourree с переменой ног. Для ознакомления св младших классах берут именно этот вид. Стать в позу croisee назад с левой ноги (правая нога на полу всей ступней. Руки в подготовительном положении. Demi-plie на правой ноге левая — sur le cou-de-pied сзади. Стать на левую ногу на полупальцы, подведя ее к правой поднять правую sur le cou-de-pied вперед (ноне прижимая клевой ноге, а на небольшом расстоянии от нее, переступить на правую на полупальцы в сторону II позиции, не перемещаясь чрезмерно с места левая нога sur le cou-de-pied впереди описанным образом. (Подобную форму sur le cou-de-pied, когда ступня не охватывает щиколотки, можно назвать условной) Упасть на левую ногу на denii-plie, на croise. Правая sur le cou-de-pied назад. Руки принимают маленькую позу croisee. To же повторяется с другой ноги (сходом в другую сторону) рис. 39).
Так исполняется pas de bourree en dehors. В обратном направлении, те, при начале исполнения нужно стать в позу croisee вперед с левой ноги. Denii-plie на правой ноге левая — sur le cou-de-pied впереди, стать на левую ногу на полупальцы, подведя ее к правой, поднять правую — sur le cou-de-pied сзади, переступить на правую на полупальцы в сторону II позиции, также не перемещаясь чрезмерно с места, левая нога sur le cou-de-pied сзади, упасть на левую ногу на demi-plie, на croise, правая sur le cou-de-pied впереди. Рядом таких движений можно начать изучение pas de bourree, внимательно следя затем, чтобы ноги хорошо поднимались, пальцы сильно вытягивались и были схваченными. Это приучает ступню в pas de

64
bourree к тому, что, когда вы перейдете к быстрому темпу, ступня не будет мертвая, а будет двигаться, конечно не так раздельно и отчетливо, как при первоначальном изучении, но все же она участвует в движении. Рис. 89. Pas de bourree (с переменой ног)

Pas de bourree не меняя ноги. Это pas de bourree делается с открыванием ноги в заключение pas и с продвижением в сторону, нога остается впереди та же, что вначале, причем надо следить, чтобы не расставлять ноги широко, делая шаг в сторону. Стать в позу croisee, левая нога назад. Руки в подготовительном положении. Начиная движение, их чуть-чуть вскинуть — и вернуться к этой позе. Demi-plie на правой ноге, переступить на левую ногу на полупальцы; правая нога поднимается спереди sur le cou-de-pied (также, как в предыдущем pas de bourree). Переступить на правую ногу на полупальцы, сдвижением в сторону направо, левая нога сзади sur le cou-de-pied; упасть на левую ногу на demi-plie — правая открывается на II позицию на 45°, руки раскрываются на невысокую II позицию рис. 40). Для продолжения стать на правую ногу и проделать тоже самое с другой ноги, влево. Повторяю, все эти движения можно делать в различных направлениях вперед, назад, на efface, на croise, на ecarte, при этих позах нужно принимать соответствующие позы и руками. Если выделаете без перемены ног на ecarte, то при движении направо, приостановке правая нога будет на ecarte вперед, а при движении обратно, в левую сторону, левая нога откроется на ecarte назад.

65 Рис. 40. Pas de bourree (не меняя ноги)
Рис. 41. Pas de bourree dessua на пальцах
Pas de bourree dessus-dessous.B переводе dessus значит на, и открываемая при начале движения нога идет сначала вперед, подменяя собой другую ногу, а dessous означает поди открываемая для движения нога сначала подменивает другую ногу сзади. Еще можно добавить, что в первом случае нога как бы находит на другую ив таком виде sur le cou-de-pied приходится всегда сзади ступающей ноги. Во втором подходит под другую и каждый раз sur le cou-de-pied приходится впереди ступающей ноги. Pas de bourree dessus-dessous также, как все виды pas de bourree, изучается сначала на полупальцах.
Dessus. Стать в V позицию, правая нога впереди. Руки в подготовительном положении. Demi-plie на правой ноге, открыть левую ногу на II позицию на 45° (приоткрыв руки также на II позицию настать на левую ногу на полупальцы, перенеся ее впереди правой правая поднимается сзади sur le cou-de-pied также, как в предыдущих случаях переступить на правую ногу на полупальцы, перенеся ее вперед левой,
17
Следует обратить внимание на то, чтобы не заводить ногу вперед полукругом, а срезать прямой линией, подводя ее со II позиции к V. Соблюдая это, вы избегаете небрежного исполнения. При исполнении pas de bourree en toumant этаже подробность приучает хорошо владеть спиной.

66 левая назад sur le cou-de-pied (также упасть на левую на demi-plie, правая открывается на II позицию на 45°. Все движение направо. Руки постепенно соединяются в подготовительном положении и открываются на II позицию к концу движения рис. 41). Рис. 42. Раа de bourree dessous на пальцах. V позиция, demi-plie на левой ноге, открыть правую на II позицию и стать на правую ногу на полупальцы, левая нога идет sur le cou-de-pied вперед переступить на левую ногу на полулальцы, позади правой ноги, правая идет sur le cou-de-pied вперед (также, упасть на правую ногу на рИѐ, левая открывается на II позицию на 45°. Все движение налево. Руки идут также, как ив предыдущем случае рис. 42). При первоначальном изучении pas de bourree акцент делается на заключительное р. Впоследствии движение переходит на форму безакцентную, pas следуют одно за другим.
Pas de bourree en tournant. Все разнообразные виды pas de bourree можно исполнять en tournant. Рис. 43. Pas de bourree en tournant en Разберем для примера вид, который в танце часто служит preparation.
En dedans. Стать в V позицию, правая нога впереди. Demi-plie на правой ноге, левая идет на II позицию настав на левую ногу на полупальцы, повернуться направо на полкруга, правая проскальзывает sur

67
le cou-de-pied вперед, довернуться на правой ноге на полупальцах, левая sur le cou-de-pied сзади, упасть на левую ногу на рИѐ, правая sur le cou-de-pied впереди рис. 43). С этого движения можно продолжать pas de bourree en dehors следующим образом. Рис. 44. Pas de bourree en tournant en debars

En dehors. Demi-plie на левой ноге, открыть правую на II позицию настав на правую ногу на полупальцы, повернуться направо на полкруга, левая проскальзывает назад sur le cou-de-pied; довернуться на левой ноге, правая sur le cou-de-pied спереди, и упасть на правую ногу, левая — sur le cou-de-pied сзади.
Pas de bourree при исполнении en tournant проделывается вокруг своей оси без смещения в сторону. Руки открываются при начале движения на II позицию на 45°, закрываются в подготовительное положение вовремя и открываются в требуемом направлении, в зависимости от следующего движения рис. 44). Голова удерживает взгляд на зрителе возможно дольше, затем следует за поворотом корпуса.
PASCOURU Когда делается несколько pas de bourree подряд, мы получаем pas couru. Большей частью оно исполняется в быстром темпе. Это pas применяется очень часто для разбега при больших прыжках, хотя бы для jete, и особенно в мужском танце. Делается в большом количестве ив женском танце на пальцах, с продвижением по прямой линии по диагонали сцены или вокруг всей сцены. В этом случае его называют pas de bourree suivi.
COUPE Это маленькое промежуточное движение, способствующее началу другого pas. Coupe исполняется обыкновенно затактом. Предположим, задано pas ballonne вперед, в то время как выстоите в позе croisee назад на

68 правой ноге. Надо сделать для начала demi-plie на правой ноге (левая нога sur le cou-de-pied сзади) и перейти на demi-plie на левую ногу, сделав это коротким движением, как бы притопнув ногой. Правая нога попадает sur le cou-de-pied и отсюда продолжает движение. Также делается и назад.
Coupe может быть ив других формах, сообразно с требуемым pas см. например, grand jete, сделается в экзерсисе ив как связующее звено между движениями, в экзерсисе
— при первоначальном изучении присоединяется к какому-нибудь другому pas, например battement tendu.
En dehors. В младших классах flic-flac проделывается в несколько более упрощенном виде, чем тот, в котором он будет исполняться в законченном танце как связующее и проходящее движение, а именно его начинают изучать в два темпа следующим образом. Нога открыта на II позицию, с маленького размаха (45°) скользнуть по V позиции полупальцами вытянутой ноги назад, попав носком в положение дальше, чем sur le cou-de-pied, что получается неизбежно вследствие захлестывающего характера движения, отбросить ногу на II позицию и таким же движением бросить ее вперед, причем она и спереди пройдет дальше, чем sur le cou-de-pied; открыть опять на II позицию рис.

45). В старших классах flic-flac делается в один темп. В заключительный момент движения следует подняться на полупальцы или же заканчивать его в какой-либо большой или маленькой позе.
En dedans. Движение делается совершенно также, стой разницей, что первый проход ноги — вперед, второй — назад. Затем проходится flic-flac en toumant.
Flic-flac en t о u r n a n t. En dehors. Предварительно нога и руки раскрыты на II позицию, при первом движении руки соединяются вместе внизу и как бы дают толчок корпусу для поворота en dehors. При втором движении, когда нога идет вперед, принимается требуемая поза, причем первое движение делается face, второе — в повороте (в момент поворота исполняется на полупальцах итак задерживается в заданной позе.
En dedans делается наоборот. Первое движение ноги впереди поворот корпуса en dedans. Заканчивается требуемой позой.
Flic-flac как связующее движение может встретиться и при исполнении adagio, даже иногда ив комбинированном экзерсисе не со II позиции, ас какого-либо другого положения — тогда его следует исполнять первым движением в том направлении, в каком нога находилась в данном случае, не отводя ее на II позицию.

69 Рис. 45. Flic-flac
PASSE
Passe соответствует своему французскому названию проходящее, переводящее. В сценическом танце оно служит вспомогательным движением, переводящим ногу из одного положения в другое. Если мы стоим на developpe вперед на efface и хотим передать ногу на arabesque, не обводя ее grand rond de jambe, мы согнем ногу в колене, оставив ее на высоте 90°, проведем носком близко к стоящей ноге и выведем на й arabesque. Прохождение ногой этого пути и называется passe. Это же движение можно сделать с прыжком, отделившись от пола стоящей ногой — оно будет называться также можно сделать и по полу, как в rond de jambe par terre, это будет passe по I позиции.
TEMPS RELEVE
Temps releve — французское название движения, происходящее от глагола se relever (подняться, и это определяет его форму. Это движение часто встречается как preparation к следующему особую форму оно приобретает, когда служит подготовкой к tours, — ее мы опишем дальше, а начнем с основного вида — petit и grand temps releve.
Petit temps releve. Стать в V позицию, правая нога впереди сделать demi-plie, правая нога sur le cou-de-pied впереди приемом, изображенным на рис. 46,
правая рука согнута на I позиции, правая нога проходящим движением вперед без остановки отводится на II позицию на 45°; одновременно правая рука открывается на II позицию, левая нога одновременно поднимается на полупальцы. Начиная это движение, нужно оставить верхнюю часть ноги (от колена наверх) неподвижной, сделать движение отведения ноги на II позицию только нижней частью (от колена вниз, удерживая верхнюю часть ноги от перемены положения. Таким образом, нижняя часть ноги вытягивается вперед лишь настолько, насколько позволяет сдержанность мускулов верхней части ноги. Назад petit temps releve делают таким же приемом, начиная sur le cou-de-pied сзади делают ногой проходящее

70 движение назад, отведя ее на II позицию и удерживая верхнюю часть ноги от перемены положения, те. стремясь проделать движение ногой от носка до колена. Рис. 46. Temps releve Тут нога приобретает еще новую форму движения, которая нам до сих пор не встречалась. Это — отведение ее впереди назад, не шевеля верхней частт. ноги. Вот это и послужит фундаментом для изучения tours, которые делаются приемом с одной ноги, так как такая подвижность ноги в нижней ее части позволяет ей работать, не вовлекая в движение корпус.
Grand temps releve. Начало тоже, как и для petit temps releve, но правая нога подогнута высоко, носкому колена, после demi-plie нога отбрасывается на II позицию настой же сдержанностью мускулов верхней части ноги, что и при исполнении petit temps releve, и таким же проходящим движением без задержки на developpe вперед. Рис. 47. Grand temps Также подняться на полупальцы; движения рук те же, что и при petit temps releve рис. 47).

Temps releve служит preparation для tours в том случае, когда они берутся нес двух ногте. нес или V позиции, а стоя на одной ноге, в то время как другая в воздухе. Когда мы делаем temps releve вспомогательным для tours, оно исполняется иначе правая нога проскальзывает II позицию также без остановки, проходящим движением, как и впереди приводится sur le cou-de-pied, проходя весь этот прием в
8 7

71 один темп, те. оставаясь на рИѐ, вторым же темпом делается tour правой ногой, примкнутой клевой. При исполнении tours на II позиции нас форма grand temps releve не изменяется, только добавляется сам поворот.

72
VII. ПРЫЖКИ Прыжки классического танца крайне разнообразны по виду. При их разборе мы увидим, что они делятся на две основные группы. Впервой группе — прыжки воздушные для такого прыжка танцующий должен сообщить движению большую силу, должен замереть в воздухе. Во второй группе — движения, которые нельзя сделать, не отрываясь от земли, без прыжка но они не устремлены вверх, а, как ползучие растения, стелются по земле. К таким ползучим партерным прыжкам относятся pas glissade, pas de basque ив исполнении первой своей части. Воздушные прыжки в свою очередь подразделяются на четыре вида
1) прыжки с двух ног на две, среди них а) исполняемые непосредственно с V позиции changement de pied, echappe, soubresaut; б) исполняемые с предварительным отведением ноги с V позиции в сторону и приведением ее обратно в V позицию assemble, sissonne fermee, sissonne fondu, sissonne tombee, pas de chat, failli, chasse, cabriole fermee, jete ferme fondu;
2) прыжки с двух ног на одну имеют тоже разновидности а) когда сначала отрываются от пола двумя ногами, а заканчивают движение на одну ногу (в позе, к ним относятся sissonne ouverte, sissonne soubresaut, ballonne, ballotte, rond de jambe en 1'air saute; б) когда движение начинается выбрасыванием ноги (делается взлета кончается остановкой на той же ноге в позе, к ним относятся jete с V позиции, grand jete, начинающееся с
V позиции, jete с продвижением по полкруга, emboote;
3) прыжки с одной ноги на другую jete entrelace, saut de basque, jete passe, jete на attitude (когда оно исполняется с preparation IV позиции croisee);
4) прыжки комбинированные, по своей структуре состоящие из нескольких элементов jete renverse, sissonne renversee, grand pas de basque, rond de jambe double, pas ciseaux, balance, jete en tournant и grand fouette. Прыжки воздушные могут быть малые и большие, но, независимо от их степени, отрыв танцующего от пола должен быть всегда виден. При развитии прыжка следует руководствоваться следующими указаниями.
1. Перед всяким прыжком должно быть сделано demi-plie. Так как главным фактором подачи силы при отделении танцующего от пола служит ступня, необходимо при выработке прыжка обращать особое внимание на правильное demi-plie, те. не отделять пяток от пола.
2. В момент прыжка следует держать ноги напряженно вытянутыми в колене, подъеме и пальцах, если прыжок делается двумя ногами. Если же он делается на одну ногу, другая принимает требуемое позой положение, причем надо строго соблюдать выворотность верхней части ноги и стройность спины, те. не выпячивать ягодиц.
3. После прыжка ноги должны коснуться пола сначала носком, затем

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   14