Главная страница

А.Я. Ваганова_Основы классического танца. Санкт-Петербург 2000 2 ббк 85. 32 В 12


Скачать 3.07 Mb.
НазваниеСанкт-Петербург 2000 2 ббк 85. 32 В 12
АнкорА.Я. Ваганова_Основы классического танца.pdf
Дата12.05.2017
Размер3.07 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаA_Ya_Vaganova_Osnovy_klassicheskogo_tantsa.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#33355
страница8 из 14

С этим файлом связано 50 файл(ов). Среди них: Вадим Гаевский, Павел Гершензон_Разговоры о русском балете_Комме и ещё 40 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   14
73 плавно перейти на пятку и опуститься на demi-plie, после чего вытянуть колени. Как справедливо говорил Волынский, элевация состоит из двух элементов собственно элевации и баллона. Элевация в собственном смысле слова есть взлет человек отделяется от земли и делает высокий прыжок по воздуху, но такой прыжок может быть бессодержательным или гимнастически-акробатичным.
Какой-нибудь акробат может перепрыгнуть через 10 человек, поставленных в шеренгу, изумляя ловкостью, но признать за ним элевацию классического порядка нельзя это механический фокус, обусловленный хорошо тренированными мышцами. Чтобы была танцевальная элевация, необходимо к прыжку присоединить баллон. Под баллоном разумеется способность танцовщика задержаться в воздухе в определенной позе. Танцующий как бы замирает в воздухе. И вот, когда мы имеем дело с высоким прыжком, соединенным с баллоном, мы и говорим о классической элевации. Она развивается целым рядом движений, как то для развития прыжка, оканчивающегося на две ноги, служит changement de pieds, для развития прыжка трамплинного типа сдвижением вперед, назад ив сторону на одну ногу служит pas ballonne. Эти подготовительные pas для большой элевации необходимо проделывать с упорством и вниманием на тре-тьем-четвертом году обучения и проходить их в большом количестве. К изучению прыжков подходят постепенно и издалека. Для детей и начинающих первоначальным упражнением служит следующее стать в I позицию, demi-plie, оттолкнуться пятками и прыгнуть, захватив вытянутые пальцы, выгнув подъем и вытянув колени опускаясь, касаться пола носком, в следующий момент опуститься на пятки на demi-plie, выпрямиться и вытянуть колени. Такое изучение прыжка на две ноги у палки можно начать, когда постигнут экзерсис, те. после первого полугодия обучения рис. 48). Тоже делается сои позиций. Эти прыжки называются temps leve. После чего переходим к changement de pieds. При прохождении temps leve на середине зала, оно часто делается на одной ноге, те. одной ногой производится прыжок, другая сохраняет положение, принятое до прыжка.

74 Рис. 48. Temps leve на две ноги DE PIEDS
Petit changement de pieds. Стать в V позицию, правая нога впереди, demi-plie, оттолкнуться от пола, прыгнуть вверх, захватив вытянутые пальцы, выгнув подъем и вытянув колени опускаясь на пол, подменить ноги, левая будет впереди. Опускаться также сначала носком, затем пяткой, заканчивая движение demi-plie в V позицию. Прием вырабатывает мягкость и эластичность прыжка, устраняя всякую его жесткость рис. 49).
Рис. 49. Petit changement de pieds Для более подготовленных учениц я предпочитаю другую разновидность petit changement. Все проделывается совершенно также, но прыжком не надо отрывать ноги от пола, носок все время в соприкосновении с полом, вы только как бы встаете на пальцы. Движения исполняются непрерывной цепью, без упора на plie, хотя надо заметить, что акцент делается не в воздуха в полна. В таком виде это упражнение еще эффективнее и действительнее в своих результатах и применяется в конце экзерсиса на середине зала (как заключительная часть allegro) в быстром темпе.
Grand changement de pieds. Для этого упражнения demi-plie делается поглубже, более напряженно чтобы выше подняться в воздух, нужно сильно оттолкнуться пятками от пола соединив ноги вместе с
18
Чем больше прыжок, тем глубже demi-plie перед исполнением его, но при этом необходимо следить, чтобы от напряжения пятки не поднимались.

75 Рис. 50. Grand changement de pieds: a — итальянский б — русский вытянутыми коленями, стараться держаться в этом положении возможно дольше и лишь в последний момент подменить ноги. Опускаться в той же последовательности, как ив следует при перемене ног в воздухе широко их раздвигать — тогда вы потеряете форму changement de pieds, назначение которого есть перемена ног в V позиции. Ноги надо раздвинуть на расстояние, необходимое для этого переноса рис. 50, б При первоначальном изучении прыжков нужно обращать особое внимание на руки, которые должны оставаться совершенно спокойными от плеч до кистей, слегка закругленными, как в подготовительном положении, они не должны подергиваться, как бы помогая движению ног. В итальянском экзерсисе при исполнении changement de pieds принято ноги подгибать рис. 5O, a).

PAS ЁСНАРРЕ
Petit echappe. Demi-plie в V позиции, оттолкнуться пятками и сразу же с вытянутыми пальцами и коленями прыжком перейти на II позицию настрого соблюдая правило, указанное для plie на II позиции возвращаясь обратно таким же прыжком, с вытянутыми пальцами и коленями, закончить в V позиции рис Рис. 51. Petit echappe Это pas можно делать ив позиции на croise и efface, придавая соответствующую позу рукам. Но вообще на таких небольших прыжках позы рук не должны быть высоки. Высокое положение рук следует оставить для больших прыжков. Делая echappe, необходимо следить за равномерным рИѐ обеих ног, особенно быть к этому внимательным при исполнении echappe с IV позиции.
Echappe можно делать, заканчивая его на одну ногу.
Pas исполняется также, только заключение другое ноги возвращаются не на V позицию, а одна из них идет sur le cou-de-pied вперед или назад. И это echappe делается как на II, таки на IV позициях.
Grand echappe. Если в petit echappe, в прыжке, ноги сразу же раскрываются на II позицию, тов, после demi-plie

76 поглубже, вытянуть ноги, соединенные в V позиции вовремя возможно более высокого прыжка, и только падая раскрыть их на II позицию. Возвращаться в V позицию также с большого прыжка, сильно оттолкнувшись пятками от пола рис. 52). Рис. 52. Grand echappe Это echappe можно также заканчивать на одну ногу, падая на attitude, arabesque или на developpe вперед нате. вообще в большую позу.
PAS ASSEMBLE
Assemble является существенным началом для выработки прыжка вообще. Это надежный фундамент и первый шаг к танцу для начинающих. Несмотря на некоторую сложность, assemble — одно изначальных. Его рано вводят в экзерсис, так как, когда ученики его поймут, дальнейшее постигается ими уже легче. Стать в V позицию, правая нога впереди, demi-plie и одновременно левая нога отводится скользящим движением в сторону II позиции и, вытянутая, касается носком пола во II позиции правой ногой, оставшейся в plie, оттолкнуться от пола, вытянув пальцы и колено левая нога одновременно с правой возвращается в V позицию вперед на demi-plie рис. 53). С этого plie движение повторяется с другой ноги, и таким образом при исполнении этого pas достигается небольшое продвижение вперед. Необходимо следить за точностью II позиции, те. не позволять ноге отклоняться на ecarte вперед или назад точность при первоначальном изучении этого pas гарантирует впоследствии правильное исполнение его более сложной формы — grand assemble.

77 Рис. 53. Assemble
Assemble делается и с продвижением назад следующим образом V позиция, правая нога впереди, вынести ее на II позицию и при заключении поставить назад в V позицию. В таком виде (в два темпа) assemble изучается первоначально. В следующей по трудности стадии нога проходит II позицию на высоте 45° (условно) без акцента на II позиции. Такое assemble исполняется в один темп. В заключение проходят grand assemble.
Grand assemble. Если делать его назад, правая нога выбрасывается на 90° на II позицию, как на grand battement; последующий прыжок — большой — относит танцующего в сторону. В этот момент левую ногу нужно поднести к правой спереди и сомкнутыми задержать их в воздухе, затем одновременно обеими ногами опуститься в V позицию на demi-plie. Итальянцы для впечатления большей высоты прыжка после grand battement поджимают ноги, прежде чем опуститься в V позицию. Это лоджимание ног в прыжке придает танцу характер гротеска, нарушая его классическую линию рис. 54).
Grand assemble применяется обыкновенно в наиболее выигрышный момент исполнения. Чтобы взять force на такое большое движение, эффектнее сделать передним или в виде glissade, или в такой форме проделать grand developpe вперед, упасть на эту ногу на plie и оттолкнуться посильнее, забрасывая другую ногу на II позицию на 90°; отталкивание происходит энергичнее, и все движение выигрывает. Рис. 64. Assemble (итальянское) Вообще, чтобы выделить прыжок и усилить его впечатление, следует сопровождать его неравноценным по величине, а меньшим. Одно

78 движение выигрывает за счет другого. Например, в Дон Кихоте” в сцене сна последовательные soubresaut и assemble надо исполнять, давая большую силу и высоту прыжка на soubresaut, и тогда следующее assemble
— среднее как заканчивающее движение. Таким образом выделяется и подчеркивается первое движение, и, наоборот, можно исполнять вместо soubresaut проходящее failli и всю силу прыжка давать на assemble. При первоначальном изучении assemble я не ввожу участия руки добиваюсь только, чтобы их привыкли держать свободно и несвязанно, чтобы ими не дергали. Когда assemble усвоено учащимися, можно ввести движение рук. Кисти рук вместе с ногой приоткрываются в сторону II позиции ив заключительной V позиции как бы закрываются, соединяясь в подготовительном положении. Затем начинают применять повороты головы. При продвижении ноги и рук на II позицию голову нужно держать профильно, в противоположную сторону от открываемой ноги, при окончании assemble повернуть голову в другую сторону также профилем. Указание поворота головы в профиль я делаю потому, что иначе неопределенность поворота делает голову как бы склоняющейся к плечу, что дает слабое, вялое впечатление. В старших классах, когда assemble исполняется непосредственно одно за другим, его делают у меня безучастия руки только в сложных комбинациях, вырабатывающих уже танцовщицу, я ввожу в исполнение assemble участие рук. Assemble делается во всех направлениях, вперед, назад, croise, efface и т. д. В заключение приходится настаивать на точном за-канчивании assemble в V позицию вовремя урока. Если на сцене, в танце, приходится иногда не совсем точно исполнять pas, то для того, чтобы его правильность не потерялась, танцовщица должна ежедневным экзерсисом, исполняемым педантично и ревностно, сохранять и поддерживать выработанные формы своего танца. Чем более упражняется танцовщица в экзерсисе, тем менее она делает ошибок на сцене. Для того и предназначен ежедневный урок.
PAS JETE Для первоначального изучения pas jete служит следующее упражнение. Стать в V позицию, правая нога впереди одновременно demi-plie, левая нога отводится в сторону II позиции скользящим движением, причем колено и пальцы вытягиваются, и носок касается II позиции на полу. Тогда оттолкнуться правой ногой от пола прыжком, вытянув пальцы и колено, левую ногу вернуть на место правой и опуститься на нее на demi-plie. Правая нога идет sur le cou-de-pied сзади рис. 55).

79 Рис. 55. Pas jete Таково движение вперед. При движении назад — в сторону идет нога, стоящая впереди. Положение sur le cou-de-pied тоже впереди. Далее jete можно делать во всех направлениях постепенно развивая манеру танца, делать его с руками в разных небольших позах (повороты головы применяются такие же, что и при assemble), а затем перейти к изучению jete с отведением ноги на 45° и к grand jete нас окончанием в больших позах. Здесь уместно подчеркнуть разницу в подходе также и кв итальянской школе. Итальянская школа учит высоко закидывать ноги и резко их подгибать движение приобретает большую напряженность, и рисунок получает определенный гротесковый оттенок.
Grand jete. Для сценического исполнения оно требует совершенно другого подхода. Grand jete начинают уже нес позиции, ас трамплинного порядка — необходимая переходная ступень перед всяким большим прыжком. Нужно послать корпус вперед, надо от чего-нибудь оттолкнуться. Рис. 56. Grand jete (вперед)

Приемы бывают различные можно применять раз glissade, coupe, pas couru, что дает уже нужный разбег. Мужчины же часто заменяют это широким небрежным разбегом. Я предпочитаю более сложный подход, вводящий в работу весь корпус и руки из него заключительная поза возникает как логическая неизбежность. Это — coupe следующего вида.

80 Стать в позу croise назад, правая нога сзади. Передав сильно корпус на правую ногу, выдвинуть ее вперед на IV позицию efface сильным толчком о пол и присесть на нее, нагнув весь корпус к этой ноге, оттолкнуться от пола, забросить левую ногу на 90° вперед на croise и прыгнуть на нее, стремясь задержаться в воздухе с выраженной уже в прыжке позой attitude или arabesque. Руки пройдут следующий путь когда корпус наклоняется сильно направо, они вскидываются на II позицию когда вся тяжесть передана на правую ногу — руки соединяются в подготовительной позе внизу, ими надо как бы взять force для прыжка, на требуемую позу они приходят через I позицию рис. 56). Существует, хотя и редко применяется, grand jete назад, которое исполняется следующим образом левая нога впереди croise, передав сильно корпус на левую ногу назад на efface, на plie и оттолкнувшись, бросить правую ногу назад croise на 90° и прыгнуть на нее, приняв позу developpee вперед. Движение рук тоже, как и при исполнении grand jete вперед рис. 57).

Jete ferme. Стать в V позицию, правая нога впереди, demi-plie, выбросить левую ногу в сторону П позиции, по возможности выше, прыгнуть на нее, передав весь упорна эту ногу. Правая открывается в сторону II позиции на туже высоту, как была левая. Опуститься на plie и закрыть правую вперед в V позицию. Рис. 67. Grand jete (назад) Это движение делается в два темпа plie затактом, первый темп — упорна левую ногу на plie после падения на нее, второй — на заключительной V позиции. Руки при начальном plie в V позиции в подготовительном положении, в момент выбрасывания ноги в сторону и до заключительной V позиции движение рук идет одновременно с ногами, те. они также открываются на II позицию. Голова вместе с руками справа переходит налево рис. 58). Это jete проделывается вперед, назад, на efface, на croise и на ecarte. Корпус, руки и голова следуют заданной позе.
Jete с продвижением в сторону по полкруга. Стать в V позицию,
19
Есть видоизмененное окончание движения jetH ferme: в заключение нога ставится плавно, и тогда движение носит название jete fondu (тающее.

81 правая нога впереди, demi-plie; отводя правую ногу в сторону П позиции для jete (правая рука на I позиции, левая — на II), передаться прыжком на эту ногу, отлетая в сторону отведенной ноги (вправо) как можно дальше, с поворотом в полкруга. Остановиться на demi-plie спиной, левая нога sur le cou-de-pied сзади, левая рука на I позиции, правая — на II позиции. Рис. 58. Jete Голова повернута клевому плечу. Продолжая движение, отвести левую ногу в сторону II позиции, оставаясь спиной к зрителю, перелететь налево прыжком и лишь в последний момент повернуться в воздухе на полкруга. Остановиться на demi-plie, правая нога sur le cou-de-pied впереди, левая рука сопровождала движение левой ноги, те. открылась на
II позицию, правая — пригнулась в заключение на I позицию. Голова повернулась face рис. 59).

5 4 3
2 1
два раз затактом Рис. В. Jete с продвижением в сторону на полкруга Таким образом, первый поворот идет en dedans, второй — en dehors. Это jete можно проделать ив обратную сторону, а именно стать в V позицию, левая нога впереди, начать движение правой ногой, повертываясь en dehors (направо) закончить левой ногой sur le cou-de-pied впереди с остановкой на demi-plie спиной, левая рука на I позиции, правая
на II позиции, голова повернута клевому плечу.

82 Продолжить движение налево с поворотом en dedans и закончить правой ногой sur le cou-de-pied сзади. Правая рука на I позиции, левая — на II позиции, голова face. Необходимо в первом случае до поворота оставлять корпуса во втором — спиной.
Jete pass 6. Стать в позу croisee назад правой ногой. Перейти на правую ногу на IV позицию efface вперед, на demi-plie, пригнув к ней корпус, отведя правую руку перед собой, сохраняя плечи ровными, те. не наклоняя правого плеча к правой ноге. Приседая на правую ногу, откинуть левую повыше назад на efface. Прыжком перейти левой ногой на место правой ноги, отбросив правую на attitude croisee, выгнув спину назад рис.

60).
Jete passe назад делается аналогичным приемом, а именно стоя перед началом в позе croisee, левая нога впереди, перейти на левую ногу на IV позицию efface назад, на demi-plie, пригнув к ней корпус, при этом обе руки отводятся на II позицию с открытыми кистями, сохраняя плечи ровными. Приседая на левую ногу, откинуть правую повыше впереди прыжком перейти на место левой ноги, затем, выбросив левую на 90° вперед на croise, принять должную позу по заданию, те. корпус и голова могут быть повернуты и направо, и налево, в соответствии с поворотом корпуса рис. 61). Рис. 60. Jete passe (вперед) Рис. 61. Jete passe (назад
Jete renverse. С demi-plie, выбрасывая ногу grand battement на II позицию на 90°, раскинув руки на II позицию кистями вниз, сделать прыжок на эту ногу, вынеся другую на attitude croisee, остановясь на ней

83 на рИѐ и сделав renverse en dehors, закончить его в V позицию рис. 62). Тоже движение можно сделать обратно, те. после выбрасывания одной ноги на II позицию, другую после прыжка вынести вперед на 90° нас поднятой вверх левой рукой и сделать renverse en dedans. Надо следить затем, чтобы прыжок на attitude закончить точно на croise, a renverse было бы исполнено по правилам, те. чтобы это pas не получилось спиной к зрителю, что случится, если повернуться спиной слишком рано, прыгая на attitude или в обратной позе — на developpe вперед рис. 63). Рис. 62. Jete renverse en dehors Рис. 63. Jete renverse en dedans При этом не следует вставать на полупальцы, сделав jete, а связать его со следующим моментом renverse через pas de bourree, те. переступить на другую ногу на полупальцы и завершить renverse.
Jete entrelace. Начинают изучать это pas, отходя с авансцены назад, от точки 2 к точке 6 рис. 1, б чтобы оставаться все время лицом к зрителю. Потом исполняют и из глубины, идя по диагонали по направлению к зрителю, тут все остановки будут наполовину спиной. Стать в позу effacee назад, правая нога впереди, derni-plie, левая нога

1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   14

перейти в каталог файлов