Главная страница

А.Я. Ваганова_Основы классического танца. СанктПетербург 2000 2 ббк 85. 32 В 12


Скачать 3.07 Mb.
НазваниеСанктПетербург 2000 2 ббк 85. 32 В 12
АнкорА.Я. Ваганова_Основы классического танца.pdf
Дата12.05.2017
Размер3.07 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаA_Ya_Vaganova_Osnovy_klassicheskogo_tantsa.pdf
ТипДокументы
#33355
страница9 из 14

С этим файлом связано 41 файл(ов). Среди них: vk_gettoken, Kostrovitskaya_Pisarev_Shkola_klassicheskogo_tantsa.pdf, Yu_A_Bakhrushin_Istoria_russkogo_baleta.pdf, Muzykalnaya_khrestomatia_dlya_urokov_istoriko-bytovogo_tantsa.pd, A_L_Volynskii_774_Kniga_likovanii_774_Azbuka_klassicheskogo_tant и ещё 31 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14
84 поднимается на 45°, корпус наклоняется вперед (левая рука впереди — как бы й arabesque). Раскрыть руки на II позицию и перейти на demi-plie на левую ногу широким шагом назад по диагонали, оттолкнуться левой ногой, забросив правую ногу на 90° вперед в точку 6 и соединив руки на I позиции, перепрыгнуть на правую ногу, перебросив ее в воздухе. Ноги как бы переплетаются близко одна к другой (чем и оправдывается название этого jete — entrelace, в переводе — переплетение, и только в этот момент повернуть корпус на полный оборот, вскинув руки наверх, те. задержать корпус face возможно дольше, чтобы поворот происходил вовремя прыжка. Остановиться на arabesque или attitude рис. 64). Рис. 64. Jete Когда вы выбрасываете правую ногу, надо следить, чтобы она проходила через I позицию, что поможет сохранить собранность в переплетении нога также стремиться опуститься после прыжка на тоже место, в противном случае ноги проходят разбросанно широко, и движение теряет свой правильный рисунок. Чтобы корпус не отставала помогал движению, руки берут наибольший force через II позицию при переходе на левую ногу — в этом их помощь всему движению.
Jete en tournant партерное. Этому jete мы даем такое название потому, что устремленность его не вверх, а горизонтальная, оно стелется по полу, для него характерна распластанность формы. Для примера возьмем партерное jete, направленное по диагонали направо, начиная его с левого угла сзади, от точки 6 к точке 2 рис 1,
б Стать в V позицию, правая нога впереди, demi-plie; по диагонали в направлении efface отбросить правую ногу скользящим движением по полу, упасть на нее на plie, оттолкнувшись левой, причем правая рука устремлена туда же, а левая — в сторону II позиции. Левая нога отрывается от пола как можно меньше, не выше 45°, и вся фигура принимает длинную, распластанную форму типа arabesque. Затем, подтягивая левую ногу к правой легким прыжком, соединив ноги в
V позиции, поворотом на полный круг в правую сторону перепрыгнуть на левую ногу. Остановка на левой ноге, на demi-plie, правая нога sur le cou-de-pied. Обычно это jete делается последовательно несколько раз подряд рис. 65).

85 Рис. 66. Jete en toumant (партерное en tournant. Начинается с preparation. Стать в V позицию, правая нога впереди. Сделать маленький sissonne tombee вперед правой ногой на
IV позицию на croisee, на demi-plie на правой ноге, затем подставить сзади левую ногу и передать на нее корпус на demi-plie. Правая ноги одним взмахом выбрасывается вперед на 90° и описывает круг в воздухе, в то время как корпус поворачивается направо. Делая поворот, прыгнуть на правую ногу и упасть на attitude croisee, не давая увлечь себя инерции и при заключительном attitude не наклоняться сильно на правый бок. " Чтобы хорошо взять force при sissonne tombee, нужно сильно наклонить корпус вперед передавая на левую ногу, наклонить его налево, повернув efface и туда же наклонив голову, и отсюда описывать дугу. При первоначальном sissonne tombee правая рука согнута в I позицию перед корпусом, левая открыта на II. Когда корпус переходит на plie на левую ногу, руки соединяются на I позиции для толчка, чтобы взять force. Рис. 66. Jete en toumant Заканчивают руки на attitude рис. 66). Когда jete en tournant исполняется с остановкой на attitude effacee, тогда сначала делается sissonne tombee на efface и заканчивается на attitude effacee. Очень часто в мужском танце jete en tournant применяется по кругу сцены, и если этот прием исполнения неправильно освоен, то сила инерции слишком захватывает в момент взлета и получается, может быть, и эффектно, но отсутствие должного акцента на ногу, фиксирующую законченное положение attitude effacee, приводит к тому, что исполнитель

86 не может выровнять корпус и правильно закончить остановку.
SISSONNE Виды sissonne очень разнообразны. Разберем здесь следующие общеупотребительные формы.
Sissonne simple. Первоначальное изучение sJssoime начинается с этой простейшей формы. V позиция, demi-plie, делается прыжок, вовремя которого ноги соединены вместе, колени и пальцы вытянуты, как при всяком прыжке. После прыжка опуститься на одну ногу на plie, другая sur le cou-de-pied, и закончить, сделав assemble.
Sissonne ouverte. Это pas является развитием предыдущего, те. после прыжка наверх ногу, проведя через положение sur le cou-de-pied, открыть на 45° — в сторону II позиции, вперед или назад. Рис. 67. Sissonne ouverte en ecarte на 90° Можно заставлять начинающих для устойчивости опускать ногу после прыжка, открывая ее носком в полна позицию, вперед или назад. Руки каждый раз принимают положение соответственно заданной позе. В старших классах — прыжок более высокий и мощный, причем нога вынимается на 90° в позы attitude, arabesque, ecartee впереди назад и т. д. Совершенствуя sissonne ouverte, можно его делать, отлетая в сторону, причем, если вы прыгаете вперед, позабудет назад — attitude или arabesque, при прыжке назад — поднятая нога примет позу вперед для позы ecartee — отлетать в сторону и т. д, сообразуясь с направлением требуемой позы рис. 67).
В средних и старших классах применяется более сложная форма — sissonne ouverte en tournant, исполняемая следующим образом после сделанного demi-plie правая рука приводится на I позицию, а левая — на II позицию, и таким приемом берется force для поворота в воздухе, особенно при исполнении двух tours. Возможна также и другая форма preparation: при plie руки приоткрываются в сторону II позиции на 45° (для force) и соединяются в подготовительное положение вовремя поворота в воздухе. Необходимо следить, чтобы правое плечо не шло вперед перед прыжком,

87 затем надо оттолкнуться пятками, подняться в воздух и, делая круг в воздухе, приоткрыть ногу еще в повороте, а в заключение остановиться в заданной позе на 45° или 90°.
Sissonne ferine e. Я разберу здесь для образца один вид sissonne fermee, все остальные делаются также, меняется лишь направление.
V позиция, правая нога впереди, demi-plie, прыжок не вертикально вверх, ас отлетом в сторону, вся фигура отлетает налево, и правая нога открывается на II позицию. Когда левая нога ступает на пол, правая закрывается в V позицию назад одновременно с левой и подводится она с первоначального же изучения, скользя по полу носком. Прыжок делается небольшой, и нога поднимается невысоко рис. 68).
Исполняется в один темп. Рис. 68. Siasonne fermee
Sissonne fondue. Если мы сделаем прыжок больших размеров, с ногой, поднятой на 90°, то получим уже не sissonne fermee, a sissonne fondue. Высоко открытая нога не позволит закончить прыжок одновременно двумя ногами (как исполняется sissonne fermee), и закрывание ноги получает характер fondu — надо мягко ставить ногу на пол в V позицию, чуть-чуть сдерживая ее. Руки и голова в соответствии с требуемой позой. В таком виде это pas изучают в старших классах.
Sissonne tombee.V позиция, правая нога впереди, demi-plie, прыжок с двух ног в воздух, проходящим движением правая sur le cou-de-pied или у колена, в зависимости оттого, большое или маленькое pas делается. Падение на plie на левую ногу, сейчас же правая нога вынимается в требуемом направлении — croise или efface, ивы на нее падаете на plie, как бы с запозданием. Если же это движение предшествует большому прыжку, как это часто бывает, особенно в мужском танце, sissonne tombee можно завершить pas de bourree, что очень удобно для дальнейшего прыжка рис. 69).


88 Рисе. Сначала исполняется sissonne ouverte на attitude, а затем заканчивается renverse en dehors. При этом не следует подниматься на полупальцы после прыжка на attitude, а связать его со следующим моментом renverse — через pas de bourree, те. переступить на другую ногу на полупальцы и завершить renverse. Аналогично исполнение и en dedans.
Sissonne soubresaut. Исполняется, как sissonne ouverte, но при начале прыжка с V позиции обе ступни захвачены вместе, как это делается в soubresaut, причем корпус также вначале наклоняется впереди вовремя полета сильно выгибается назад. Исполнение должно быть тщательное, ноги вначале взлета не должны приоткрываться и ударяться одна о другую, чтобы не получилось формы cabriole с V позиции. Рис. 70. Sissonne soubresaut Эффектно и удобно это pas исполнять последовательно одно за другим по диагонали на attitude effacee, добавляя лишь после падения на plie, на attitude на правую ногу — левой ногой coupe, а правой assemble вперед отлетов по направлению ecarte в точку 2 рис. 1, б как это имеет место в вариации последнего акта в балете Дон Кихот” рис. 70).

SOUBRESAUT
Soubresaut — прыжок с двух ног на обе ноги. Оттолкнуться от пола, отлететь вперед, не разжимая захваченных вместе ступней с вытянутыми пальцами. Корпус перед началом полета наклоняется вперед, а затем вовремя полета сильно выгибается назад, так что ноги остаются позади. Надо обратить внимание на то, чтобы, соединяя ноги, не ударяться икрами, — иначе получится форма cabriole, многие делают эту ошибку. Чтобы получить правильную форму, надо соединять ноги не по всей длине, а крепко захватить нижние части ступней. Опуститься одновременно на обе ноги. Рукам вдается полная свобода в зависимости от общего рисунка танца рис. 71).
Рис. 71. Soubresaut
ROND DE JAMBE EN L'AIR SAUTE
Rond de jambe en 1'air saute первоначально изучается следующим образом сделав sissonne ouverte в сторону II позиции, проделать rond de jambe en 1'air с одновременным прыжком на опорной ноге. Рис. 72. Bond de jambe en 1'air saute Таким же приемом делается и двойной rond de jambe рис. 72). В дальнейшем rond de jambe en 1'air saute исполняется путем одновременного прыжка с demi-plie V позиции рис. 73). Вначале это движение исполняется с подъемом ноги на 45°, а затем в старших классах — на 90°.

90 Рис. 73. Bond de jambe en 1'air saute
PAS DE CHAT Если мы стоим в V позиции, левая нога впереди, отбросить правую ногу в полусогнутом виде назад на 45° croise, одновременно делая demi-plie на левой, оттолкнуться левой, отбросив ее назад в полусогнутом виде на efface, навстречу правой должен быть момент, когда ноги, будучи в воздухе вместе, проходят одна мимо другой, если поддерживать в выворотном положении верхние части ноги не раскрывать их широко проходящим движением упасть на правую ногу, заключив движение в IV позицию — левая нога впереди. Можно закончить ив позицию. Вначале корпус должен иметь некоторый наклон вперед, чтобы дать ему возможность более выгнуться назад. В момент, когда ноги в воздухе, все тело выгибается назад с сильно захваченной поясницей. Голову можно держать различно, лишь бы она правильно сопутствовала движению. Руки взлетают мягким взмахом, правая на II позицию, левая вперед из подготовительного положения на невысокий уровень. Кисти сначала уронены вниз, потом вскидываются наверх. Характер движения рук аналогичен характеру движения ног такое же мягкое вскидывание, оправдывающее название кошачье па рис. 74). Итальянское pas de chat не имеет подобного кошачьего характера движения если левая нога отбрасывается похожим движением, то правая, действующая вначале, сухо выбрасывается на II позицию, причем обычно корпус не подчеркивает мягкости всего раз. Рис. 74. Pas de chat

91
PAS DE BASQUE Это движение в три темпа делается следующим образом. Стать в V позицию, правая нога впереди. Затактом, вскинув немного руки перед началом движения по направлению II позиции правая нога скользит вперед на croise, описывая носком ноги по полу полукруг en dehors (левая остается на рИѐ). На раз не отрываясь от пола, прыжок на правую ногу на demi-plie (в это время руки соединяются в подготовительном положении, на два — левая, открытая на II позицию с вытянутыми пальцами, проводится, скользя через I позицию, вперед на croise. Третьим заключительным темпом делается прыжок, соединяющий обе ноги в V позиции на demi-plie. Этот прыжок делается совсем по полу, скользящим движением обе ноги продвигаются вперед с вытянутыми пальцами, не отрываясь от пола, и заканчивается в V позиции. Таким исполнением оправдывается его значение партерного прыжка. Руки на два — проходят I позицию и натри только несколько раскрывают кисти. Отсюда следует продолжать движение, руки провести через II позицию и т. д. рис. 75). ции. Таким исполнением оправдывается его значение партерного прыжка. Руки на два — проходят I позицию и натри только несколько раскрывают кисти. Отсюда следует продолжать движение, руки провести через П позицию и т. д. рис. 75). Рис. 75. Pas de basque Назад pas de basque делается также позиция, правая нога впереди, demi-plie, левая нога скользит назад, описывая носком по полу полукруг en dedans, прыжок на левую ногу правая скользит через I

92 позицию назаднаcroise, на demi-plie, и затем ноги соединяются вместе таким же скользящим прыжком, только назад. Руки движутся также. Чтобы дать прыжку больше силы, это pas делается с руками, вскинутыми наверх. Для начала вскинуть руки на II позицию и, проводя их через подготовительное положение и через I позицию, поднять на III. Ноги проделывают все движения на больших позах. Правой ногой описать большой полукруг en dehors на 90°, левая — на demi-plie; доведя правую до II позиции, сделать большой прыжок на правую ногу (руки на III позицию, левую согнуть высоко и выбросить вперед на 90°, раскрывая постепенно руки на II позицию. Опустить левую ногу на пол вперед на croise и подтянуть ноги к заключительной позе, как в малом pas de basque. Для окончательной отделки этого pas вначале движения пригнуть голову и корпус впереди поднять их в тот момент, когда руки выбрасываются на III позицию рис. 76). Рис. 76. Grand pas de При grand pas de basque назад левой ногой делается полукруг en dedans, нога проводится на II позицию на 90°, прыжок на левую ногу, правая проходит согнутая высоко, открываясь назад, упасть на правую ногу назад на croise. Окончание тоже и руки движутся также, как и при grand pas de basque вперед.
SAUT DE BASQUE Стать в V позицию, правая нога впереди. Сделать coupe правой ногой без прыжка, подняв ее к колену, и одновременно толчком упереться левой пяткой в полна. Правую ногу слегка продвинуть в

93 сторону проходящим движением и сейчас жена ней надо повернуться направо спиной, взлететь, тщательно забросив левую ногу на П позицию на 90°, довернуться в том же прыжке (с вытянутыми коленями, передав корпус на левую ногу для того, чтобы вовремя прыжка не оставаться на месте, а продвинуться в сторону по направлению выбрасываемой левой ноги упасть на левую ногу на demi-plie, в то время как правая нога с вытянутыми пальцами, заканчивая движение, сгибается к колену. Это сгибание делается непосредственно после того, как нога оторвется от пола, без всяких дополнительных движений, которые мы часто видим при неправильном танце. Обе ноги в этом pas сильно развернуты, тем более правая, так как ее колено отведено в сторону. Руки проходят следующий путь вначале правая согнута на I позицию, левая — на II, вовремя перехода корпуса на правую ногу правая рука идет на II позицию одновременно с левой ногой, левая проходит сильным толчком через подготовительное положение по I позиции, что дает силу прыжку. В момент взлета левая согнута на I позицию, правая отведена на П. При возвращении на левую ногу приводятся к исходному положению и руки рис. 77). Голова при выбрасывании левой ноги остается повернутой в сторону левого плеча, с прыжком возвращается face. Можно вскидывать руки и наверх в III позицию тогда из первоначального положения их вскидывают в сторону на полувысоту через подготовительное положение и I позицию и поднимают наверх вовремя прыжка, чтобы дать хороший взлет. В таком случае, при повторении одного прыжка за другим, руки не возвращаются к исходному положению, а разводятся в сторону, откуда через подготовительное положение надо размахнуться ими для следующего прыжка. Существует и мало применяемый в танцах saut de basque в обратную сторону, исполняемый следующим образом если в предыдущем описании saut de basque одна нога была перед началом согнута впереди колена опорной ноги, а в заключение pas другая заменила ее также впереди колена, то тут ноги будут противоположны. Стать в V позицию, правая нога впереди. Сделать coupe левой ногой, подняв ее сзади под колено, уперевшись правой пяткой в полна, продвинуть слегка левую ногу в сторону проходящим движением, повернуться направо спиной, также взлететь, тщательно забросив правую ногу на II позицию на 90°, довернуться в прыжке (с вытянутыми коленями, передав на нее корпус, чтобы не оставаться вовремя прыжка на месте, а продвинуться по направлению выброшенной ноги. Заканчивая, упасть на правую ногу на demi-plie, согнув левую сзади колена опорной ноги.

94 Рис. 77. Saut de basque
CARCOUILLADE Это старинное французское название удержалось в итальянском экзерсисе; мы называем это движение rond de jambe double. Стать в V позицию, правая нога впереди. При начальном demi-plie правая нога делает rond de jambe en Fair en dehors; когда это движение заканчивается и нога открыта на II позицию, прыжком перейти на правую ногу на demi-plie; в тот же момент левая делает rond de jambe en 1'air en dehors, начиная и кончая его от икры правой ноги после этого левая нога проводится по полу вперед на croise на demi-plie — таково его первоначальное изучение. Заключительное изучение этого pas в старших классах более сложно, так как и правой ногой rond de jambe en 1'air исполняется не на demi-plie, а в воздухе рис. 78). Рис. 78. Gargouillade (rond de jambe double)


95 Так как это движение обыкновенно проходящее, то руки идут в зависимости от предыдущей и последующей поз.
En dedans это pas редко применяется. Делается оно следующим образом стать в V позицию, правая нога впереди, начать левой ногой rond de jambe en 1'air en dedans и, перейдя на нее прыжком на demi-plie, сделать правой ногой rond de jambe en dedans, начиная и кончая от икры, провести ногу назад, соблюдая указания, данные для en dehors.
PAS CISEAUX Стать в позу croisee назад, правая нога сзади, присесть на левой, короткими резким grand battement выбросить правую ногу вперед на efface на 90°, закинув корпус назад, левая нога присоединяется к правой в воздухе и сейчас же, вытянутая, проходит назад по полу через I позицию на й arabesque, в то время как правая опускается на полна. Тут характерен момент, когда обе ноги в воздухе, причем эта перемена ног происходит в один темп. В такой форме pas ciseaux изучают в классе, а для танца эффектнее другой подход. Когда после какого-нибудь исполненного pas вы остановились в позе с левой ногой на croise вперед, поднятой наследует сделать coupe на нее, выбросить правую ногу и т. д. Корпус сильно вовлечен в это движение, сильно перегнут назад вовремя прохождения одной ноги мимо другой впереди в воздухе, затем перекидывается вперед на arabesque. Рис. 79. Раз ciseaux Руки сначала держат впереди себя в I позиции, затем они принимают позу arabesgue рис. 79).

1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14