Главная страница

Сатсварупа дас ГосвамиПытаясь оценить личностьШрилы Прабхупады


Скачать 1.23 Mb.
НазваниеСатсварупа дас ГосвамиПытаясь оценить личностьШрилы Прабхупады
АнкорSatsvarupa_das_Gosvami_-_Pytayas_otsenit_lichnos.pdf
Дата29.01.2018
Размер1.23 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаSatsvarupa_das_Gosvami_-_Pytayas_otsenit_lichnos.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#62065
страница1 из 15
Каталогmmdgkg

С этим файлом связано 93 файл(ов). Среди них: Брахмачари ашрам.docx, Прабхупада-махимамрита - Маханидхи Свами.docx, 3 оскорбление.docx и ещё 83 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Сатсварупа дас Госвами
Пытаясь оценить личность
Шрилы Прабхупады
Содержание
1 ОЦЕНКА РОЛИ ШРИЛЫ ПРАБХУПАДЫ В ПАРАМПАРЕ
2 КАК МЫ МОЖЕМ УДОВЛЕТВОРИТЬ ШРИЛУ ПРАБХУПАДУ
3 ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАСТАВЛЕНИЙ ШРИЛЫ
ПРАБХУПАДЫ
4 КАК ОТНОСИТЬСЯ К ПРОТИВОРЕЧИВЫМ
ВЫСКАЗЫВАНИЯМ 1
5 КАК ОТНОСИТЬСЯ К ПРОТИВОРЕЧИВЫМ
ВЫСКАЗЫВАНИЯМ 2
6 В ЧЁМ ЦЕННОСТЬ КОММЕНТАРИЕВ И КРАТКИХ ИЗЛОЖЕНИЙ
БХАКТИВЕДАНТЫ
7 В ЧЁМ ЦЕННОСТЬ ПИСЕМ ШРИЛЫ ПРАБХУПАДЫ
8 В ЧЁМ ЦЕННОСТЬ ЗАПИСЕЙ ЛЕКЦИЙ ШРИЛЫ ПРАБХУПАДЫ
9 ШРИЛА ПРАБХУПАДА КАК ТОТ, КТО ДОРОГ КРИШНЕ.
10 КАК ИЗБЕГАТЬ ОСКОРБЛЕНИЙ В ОТНОШЕНИИ К ШРИЛЕ
ПРАБХУПАДЕ
11 ШРИЛА ПРАБХУПАДА И ИСККОН.
12 СЛУЖЕНИЕ В РАЗЛУКЕ
13 ШРИЛА ПРАБХУПАДА КАК ТЕОЛОГ.
14 ПОСЛЕДНИЕ УРОКИ ШРИЛЫ ПРАБХУПАДЫ: КАК ЛЮБИТЬ И
КАК УМИРАТЬ.
15 УВЕКОВЕЧИВАЯ ПАМЯТЬ О НЕМ
16 ОЦЕНКА ЛИЧНОСТИ ШРИЛЫ ПРАБХУПАДЫ, СДЕЛАННАЯ НА
ОСНОВЕ ОБЪЕКТИВНЫХ ДАННЫХ И ЛИЧНОЙ ПРИВЯЗАННОСТИ
17 ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ АВТОРИТЕТОМ ПРАБХУПАДЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ШРИЛА ПРАБХУПАДА - ЛИЛАМРИТА
От автора
В составлении книги "Пытаясь оценить личность Прабхупады" мне помогала большая группа преданных. Я выбирал темы, а исследователи просматривали книги
Прабхупады, чтобы найти в них какие-то особые свидетельства, иллюстрирующие и подтверждающие мои выводы. Каишори-деви даси руководила работой исследователей и, заполнияя пробелы, сама искала ответы на некоторые вопросы. Основной вклад в работу по исследованию сделали Навадвипа дас, Прахладананда-деви даси, Кешиханта дас и Дваракадхиша-деви даси, свою лепту внесли и многие другие преданные. Варуна дас печатал черновики конспектов и лекций. Мадхава дас составил окончательный
вариант рукописи. Таттва-вит дас оказал большую услугу, делая выдержки из конспектов для использования их в лекциях.
Прочитав в Гита-нагари серию лекций "Пытаясь оценить личность Прабхупады", я отдал записи лекций и рукописи Каишори-деви даси, которая составила из них главы этой книги. Затем в Индии я передал полный текст в "Вайшнавский институт высшего образования" во Вриндаване, где был добавлен дополнительный материал и были сделаны необходимые исправления. Бхуриджана Прабху из ВИВО убедил меня заняться этой работой в первую очередь. Без помощи всех перечисленных преданных
Прабхупады издание этой книги было бы невозможным.
1
ОЦЕНКА РОЛИ ШРИЛЫ ПРАБХУПАДЫ
В ПАРАМПАРЕ
Прежде, чем говорить о качествах Его Божественной Милости А.Ч.
Бхактиведанты Свами Шрилы Прабхупады, давайте определим — что это за человек, к какому поколению он принадлежит и какую традицию представляет.
Шрила Прабхупада принадлежит к Брахма-Мадхва-Гаудия сампрадае, цепи ученической преемственности вайшнавов, исповедующих чистую преданность Богу и признающих Кришну Верховной Личностью Бога. О себе он говорил просто как о посланнике, несущем в парампаре от своего духовного учителя учение Господа Кришны.
Во вступлении к первой главе "Чайтанья-чаритамриты" Шрила Прабхупада пишет:
"Поскольку мы ппринадлежим к цепи ученической преемственности, идущей от Господа
Чайтаньи Махапрабху, это издание "Шри Чайтанья-чаритамриты" не будет содержать никаких измышлений наших скудных умов, но лишь остатки пищи, изначально отведанной Самим Господом... Это не проявление надменной самоуверенности ученого- философа, а искренняя попытка служить указанию высшего авторитета, служение которому является в свою очередь самой жизнью и душой этой смиренной попытки..."
Доктор Харви Кокс из гарвардского университета понимал, что Шрила
Прабхупада представляет древнюю традицию. Он говорил, что Прабхупада не стремился к созданию чего-то нового и что его "лучше воспринимать... как особо значимое звено в этой цепи". (2) Харви Кокс также отмечает, что хотя Шрила
Прабхупада является одним из многих проповедников, "он — единственный из тысячи, может быть даже из миллиона".
В этом мире важен любой вайшнав, находящийся в цепи ученической преемственности, даже если он и не выполняет что-либо особо важное или не находится на совершенном уровне любви к Кришне. Личность, обладающая шакти, или могуществом, но не связанная с парампарой вайшнавов и не несушая послание чистой любви к Богу, не может совершать важное служение, открывая другим путь назад, к
Богу. Это подтверждает и "Шримад-Бхагаватам". Человек, лишенный авторитетного преданного служения, даже если он опытен в практике мистической йоги, или же просто пытающийся содержать свою семью честным трудом, "несомненно, движим измышлениями собственного ума и вынужден служить внешней энергии Господа.
Какими хорошими качествами может такой человек обладать?". (3)
Для понимания того, как важен каждый вайшнав, необходимо иметь
представление об основах ведического знания. В Ведах описывается, каким образом живые существа попадают в ловушку материальной природы и страдают затем в циклах рождений и смертей. Они пребывают в иллюзии. Освобождение — это спасение из круга самсары, даровать его способны лишь освобожденные посланники Бога. Кроме того, вайшнавы способны научить и чему-то более важному, чем освобождение, — вечной любви к Богу. Все другие блага обманчивы. Как говорил Шрила Бхактисиддханта
Сарасвати Тхакур: "Никогда не было и больше не будет таких благодетелей высшего порядка, какими были Чаитанья Махапрабху и Его преданные... Это благо не для одной страны, приносящее несчастье другим, это благо для всей вселенной". (4)
Особая значимость вайшнавов также в том, что в человеческом обществе они встречаются очень редко. Это подтверждается в "Бхагавад-гите": са махатма судурлабах
(5), а также в "Шримад-Бхагаватам": муктанам апи сиддханам — "О великий святой, среди многих миллионов тех, кто освобожден и обладает совершенным знанием об освобождении, возможно один является преданным Господа Нараяны или Кришны.
Такие умиротворенные преданные встречаются крайне редко". (6)
Среди множества йогов, свами и религиозных деятелей, приезжавших в
Америку, Прабхупада стал первым вайшнавом, чья проповедь увенчалась успехом.
Особенность Шрилы Прабхупады в том, что он является непосредственным представителем Господа Чайтаньи и Радхи-Кришны. Он учил своих последователей тому же, важность чего подчеркивал Господь Чаитанья: повторению Харе Кришна как юга- дхармы и изучению супружеских игр Радхи и Кришны. Таким образом он учил самой доступной и в то же время высочайшей форме любви к Богу.
Своим ученикам Господь Чаитанья велел писать книги по науке о Кришне,
"наставление это Его ученики продолжают выполнять и по сей день. Комментарии и объяснения философии, которой учил Господь Чайтанья, очень обширны, точны и содержательны благодаря системе ученической преемственности". (7) Таким образом, написание книг о Кришне — это еще одно из указаний предшествующих ачарьев, выполняемое Шрилой Прабхупадой со всей верой и решимостью.
Шрила Прабхупада был первым человеком, распространившим сознание
Кришны по всему миру. О миссии Прабхупады говорится как в пророчествах некоторых вайшнавов, так и в "Бхагаватам". Например, в Десятой Песни "Шримад-
Бхагаватам" Олицетворенные Веды просят Господа смилостивиться и поведать Свое послание живым существам: находящимся в майе. Олицетворенные Веды утверждают, что из всех славных качеств Господа наиболее важное — Его сострадание к живым существам (8). Поэтому Господь посылает Свою милость, наделяя соответствующими полномочиями Своего преданногго. Шрила Прабхупада и был той личностью, которая, согласно шастрам, должна была прийти, чтобы дать любовь к Богу всем, находящимся в майе.
Джагадиша Госвами однажды заметил, что в "Шримад-Бхагаватам" (1.5.11) предсказывается проповедническая деятельность Шрилы Прабхупады. В этом стихе говорится, каким образом литература, описывающая имя, образ, игры Верховного
Господа и пр., способна совершить революцию в "греховной жизни заблудшей человеческой цивилизации. Такие трансцендентные произведения, даже если они несовершенны по форме, слушают, повторяют и принимают чистые люди, которые безукоризненно честны". Обсуждая этот стих, Джагадиша Госвами говорит, что Шрила

Вьясадева составил эту литературу для того, чтобы начать революцию, но революция "Бхагаватам" не началась до тех пор, пока Шрила Прабхупада не представил его на языках стран Запада. "Революция, описываемая в этом стихе, — мировая революция, а потому, без сомнения, данный стих относится к современному движению сознания
Кришны". (9)
В этом стихе также сказано: "Такие трансцендентные произведения, даже если они несовершенны по форме..." Любой человек, читавший первые тома "Бхагаватам", изданные Прабхупадой в Индии, знает, что составлены они были несовершенным образом, но, поскольку их послание безупречно, честные люди высоко оценивают их.
Джагадиша Госвами продолжает, утверждая, что к Шриле Прабхупаде в полной мере подходит описание шактьявеша-аватары и что приход аватар предсказывается в шастрах.
"Итак, во всем этом мы находим подтверждение тому, что Шрила Прабхупада является шактьявеша-аватарой Господа Кришны, пославшего его для выполнения предсказания данного стиха — для начала мировой революции в греховной жизни сбившейся с истинного пути человеческой цивилизации".
В писаниях есть и другие пророческие утверждения, которые с полным основанием можно отнести к Шриле Прабхупаде. В "Чайтанья-чаритамрите" предсказывается: "В каждом городе и деревне будут петь Мое (Кришны) имя", а
Бхактивинода Тхакур предвидел, что множество преданных разных национальностей соберутся в Майапуре для воспевания святых имен Господа Кришны и Господа
Чаитаньи. Он предсказывал приход великого ачарьи, который создаст всемирное движение, распространяющее миссию санкиртаны. (10)
В 1975 году в Майапуре перед большим собранием преданных Шрила
Прабхупада сказал, что все эти предсказания сбылись.
Когда Шрила Прабхупада родился, астролог определил, что в будущем он пересечет океан и откроет более сотни храмов, и в том же 1896 году книга
Бхактивиноды Тхакура была отправлена в Канкду, где университет Мак-Гилл принял ее в свою библиотеку.
Первые слова Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, обращенные к
Шриле Прабхупаде также были пророческими: "Вы — образованный молодой человек, владеющий английским. Почему вы не проповедуете учение Господа Чаитаньи по всему миру?" (11) Позже, Бхактисиддханта Сарасвати сделал еще одно пророческое утверждение, сказав, что Прабхупаде не обязательно присоединяться к бомбейскому обществу Гаудия-матх: "Ему лучше жить отдельно от вас. Он справится. Он все сделает сам, когда придет время. Не нужно давать ему советы". (12)
Как мы уже сказали, Шрила Прабхупада является представителем Гаудия- вайшнавизма, однако, по мере распространения сознания Кришны по всему миру, его принимали люди разных национальностей, принадлежащие к различным культурам.
Сейчас решается вопрос — могут ли жители разных западных стран выйти за рамки культурных обозначений, становясь не "полу-индусами", но трансцендентными вайшнавами. Как избежать отношения к Прабхупаде, как к обычному бенгальскому вайшнаву, — вот второй вопрос.
Одна из основ сознания Кришны — понимание того, что мы не есть тело, и что к нам вообще неприменимы какие бы то ни было обозначения упати. Осознавая это все больше и больше преданные смогут следовать Прабхупаде где угодно, не считая себя
принадлежащим к какой-то определенной нации, то, что сознание Кришны способно это сделать, подтверждается в "Бхагаватам":
кирата-хунандхра-пулинда-пулкаша абхира-шумбха йаванах кхаса-дайах йе'нйе
ча папа йад-апашрайашрайа шудхйанти тасмаи прабхавашнаве намах
Кираты, хуны, андры, пулкаши, абхиры, шумбхи, яваны, представители
племен кхасов и все остальные, привязанные к греховным действиям, могут
очиститься, приняв покровительство преданных Господа, поскольку Он обладает
высшей властью. Ему я приношу свои почтительные поклоны.
(Бхаг. 2.4.18)
Следовательно, "Бхагаватам" изначально предназначался для людей всех рас.
Поэтому нет ничего плохого в том, чтобы в нашей проповеди на Западе учитывать национальные и культурные особенности. Сознание Кришны индивидуально; а преданных из Италии, Америки, Мексики мы называем соответственно итальянскими, американскими или мексиканскими вайшнавами по той причине, что, представляя сознание Кришны, они придают ему особый национальный колорит. Прабхупада часто говорил, что хочет видеть единство в разнообразии и разнообразие в единстве.
Сам Шрила Прабхупада игнорировал культурные обозначения. Он не был бенгальцем или даже индусом. Он также не следовал правилам мирской варнашрамы со всей строгостью. Являясь, без всяких сомнений, вайшнавом и брахманом, о чем свидетельствуют его труды и эрудиция, он не избегал вопросов, связанных с управлением его растущего общества. Он принимал приходивших к нему женщин, как собственных дочерей, и занимал их служением Кришне, хотя был санньяси. Он был индийцем, но проповедовал в основоном по-английски, даже в тех случаях, когда аудитория знала хинди. Он проповедовал как коммунистам, так и капиталистам одно и то же — все принадлежит Верховному Господу и потому должно предлагаться Ему.
Прабхупада был полностью духовен.
По всему сказанному, на вопрос — "Каким духовным учителем был Шрила
Прабхупада?" — можно с уверенностью ответить, что он был величайшим вайшнавом, наделенный могуществом взращивать бхакти на пустом месте. Этот ачарья не просто нес древнее послание парампары, но разумно приспосабливал его к современному миру. В этом заключается уникальность Шрилы Прабхупады даже среди вайшнавов.
Литература к главе 1
"Чайтанья-чаритамрита", Ади, Вступление, стр. 1.(*)
Введение к "Шрила Прабхупада-лиламрите", ниписанное д-ром Харви Коксом, стр. 8.
"Шримад-Бхагаватам" (5.8.12).
"Шрила Прабхупада-лиламрита", том 1, стр. 37.
"Бхагавад-гита" (7.19)
"Шримад-Бхагаватам" (6.14).
"Учение Шри Чаитаньи", "Миссия Господа Чаитаньи", стр. 22.
"Кришна". "Молитвы олицетворенных Вед". стр. 138 (1974)
"Нектар Прабхупады", том 3, N 19

"Шрила Прабхупада-лиламрита", том 5, стр. 189.
"Шрила Прабхупада-лиламрита", том 1, стр. 39.
"Шрила Прабхупада-лиламрита", том 1, стр. 88.
(*) Ссылки даются на английские издания.
2
КАК МЫ МОЖЕМ УДОВЛЕТВОРИТЬ
ШРИЛУ ПРАБХУПАДУ
Давайте посмотрим на Шрилу Прабхупаду более субъективно. Необходимость удовлетворения Прабхупады может показаться читателю странной, поскольку сам он может не видеть в этом необходимости. Но те, кто знаком с философией Вед, знают, что удовлетворение гуру — это ее заключение. А поэтому давайте решим — как же нам удовлетворить Шрилу Прабхупаду. Не следует, словно ученым, пытаться изучать
Прабхупаду, но нужно постараться относиться к нему, как к духовному учителю.
Так как же удовлетворить Шрилу Прабхупаду? Чтобы ответить на этот важный вопрос, сначала следует принять Шрилу Прабхупаду как представителя традиции, как истинного духовного учителя, стоящего в парампаре. В Ведах, а в вайшнавских сампрадаях в особенности, сиддханта удовлетворения духовного учителя, находящегося в цепи ученической преемственности, выделяется, как ни в каких других религиозных традициях. Господь Кришна сказал Арджуне: "Те, кто считают себя непосредственно
Моими преданными, на самом деле ими не являются. Но те, кто являются преданными
Моих слуг, воистину Мои преданные" (1). Господь Кришна Своим отношением к
Сандипани Муни на личном примере показал, как нужно удовлетворять духовного учителя. Кришна и Судама — оба усердно трудились для удовлетворения их гуру и добровольно жертвовали собственными удобствами, лишь только бы выполнить указания Сандипани Муни. Кришна сказал Судаме: "Мы оба понимаем, что без благословений духовного учителя невозможно обрести счастье.
Милостью духовного учителя и силой его благословений можно достичь мира и процветания и исполнить предназначение человеческой жизни" (2). Сандипани Муни дал им благословение, чтобы все их устремления и желания исполнились.
Другим примером того, как Кришна наделяет могуществом через посредство духовного учителя, является история Бали Махараджа. Бали Махарадж удовлетворил своего духовного учителя и обрел силу, достаточную для того, чтобы изгнать полубогов с райских планет. В комментарии Шрила Прабхупада пишет, что, доставив удовольствие духовному учителю, "можно обрести удивительные силы, особенно в том, что связано с духовным продвижением" (3). Благословения духовного учителя более могущественны, чем все наши собственные попытки продвигаться духовно. Система парампары наделяет личность могуществом, исходящим от Самого Верховного Господа. (4)
Подобным образом, в Наимишаранье, Шаунака Риши говорил о Суте Госвами, как об очень смиренном человеке, и этим заслужившим благосклонность своего духовного учителя. Индра же разочаровал своего духовного учителя, Брихаспати, и потерял все.

Шрила Прабхупада приводил пример, каким образом можно ублажить влиятельного человека. Сразу к нему трудно подступиться, но, понравившись его маленькому сыну или даже его собаке, его можно удовлетворить. "Встречаются два знакомых, и если один из них с собакой, то настоящий джентельмен сначала погладит собаку, не так ли? Хозяин ее сразу же чувствует удовлетворение — его собаку погладили... Не удовлетворив духовного учителя, невозможно удовлетворить Кришну.
И если кто-то пытается удовлетворить непосредственно Кришну, то он глупец номер один". (5)
Даже если духовный учтель не является личностью маха-бхагаватой, его последователь должен удовлетвориться этим. Тот, кто связан с парампарой, выполняя наставления предшествующих ачарьев, кто строго следует за своим духовным учителем, чистым преданным, должен сам считаться бона фиде. И служа такому духовному учителю, всегда стараясь его удовлетворить, мы обеспечиваем свое духовное продвижение (6). Если же мы получим возможность служить преданному маха- бхагавате, то, несомненно, будем делать это любой ценой. Например, Дхрува Махарадж полностью посвятил себя выполнению наставлений Нарады Муни и обрел такое могущество, что Сам Господь Вишну согласился стать "побежденным" им.
Удовлетворить Шрилу Прабхупаду можно искренне выполняя его наставления.
Нам должно действительно нравиться исполнять его указания, и в служении отдавать ему самих себя. Служение Прабхупаде как духовному учителю приносит удовлетворение, хотя наш ум найдет множество причин сопротивляться такому служению. В конечном счете, если мы противимся принятию сознания Кришны, если мы не стремимся подняться на уровень анартха-ниврити (отказ от нежелательных наклонностей) и желаем пребывать в материальном сознании со всеми удобствами, нам придется избежать общения со Шрилой Прабхупадой. Но сила служения Шриле
Прабхупаде такова, что материальные привязанности искренне ищущего человека будут срублены под корень, и он станет чистым преданным Кришны.
Как удовлетворить Шрилу Прабхупаду? Сначала следует принять его авторитет.
Однажды, преданный, работающий на стройке, сказал, что изо всех его "боссов"
Прабхупада — лучший. Мы можем воспринимать Прабхупаду по-разному, но в любом случае следует признать, что он является лидером.
Его следует воспринимать также как трансцендентную личность. В начале я служил Шриле Прабхупаде механически, и в то же время ожидая от него любви. Но он сказал мне: "Если ты полюбишь меня, то и я тебя полюблю". Каждый из нас волен выбирать сам — каким образом приблизиться к Шриле Прабхупаде и как его полюбить.
Какими бы ни были наши отношения, надо научиться воспринимать их как проявление его любви, обращенной к нам. Оценив по достоинству плоды, предлагаемые нам
Прабхупадой, мы сразу поймем, как его удовлетворить. Вы придумаете, как доставить удовольствие человеку, которого любите, — желание удовлетворить его заполнит все наши мысли.
Похоже, Шрилу Прабхупаду было несложно удовлетворить. Во многих письмах и высказываниях он выражает всое удовольствие тем, что предлагают ему его ученики.
Например, он был доволен распространением книг, проповедью, открытием новых храмов, тем, что его ученики должным образом поклоняются Божествам. Он был доволен работой художников, тем, что муж и жена проповедуют вместе, доволен, что
кто-то пытается понять отношения гуру и ученика, и тем, что ученики его стараются служить ему телом, умом и словами.
Шрилу Прабхупаду очень воодушевляли особые виды служения, такие, как, например, распространение книг. Но он также был доволен каждым, кто следовал указанию Вишванатхи Чакраварти: выполнение наставлений духовного учителя должно стать самой жизнью и душой ученика. Удовлетворение Прабхупады зависит не от вида служения, но от того, насколько искренне мы это служение выполняем. Только так можно удовлетворить Шрилу Прабхупаду.
В 1975 году некоторые преданные в ИСККОН обсуждали относительное превосходство одного вида служения над другим. Некоторые заявляли, что санкиртана превыше всего, а поклонение Божествам предназначено для неофитов. Они утверждали, что Шрилу Прабхупаду больше всего удовлетворяет распространение книг. Но
Прабхупада сказал, что это — детские разговоры. "В служении Кришне нет ничего незначительного или же, наоборот, самого важного... Тот, кто считает, что одно служение более или менее значительно по сравнению с другими, не понимает его истинной важности. Всем служением наслаждается Кришна. Важность служения не зависит от его характера" (7).
Наше служение духовному учителю начнет приносить удовлетворение и станет по-настоящему духовным лишь тогда, когда будет авторитетным. Если человек занимается служением, которое придумал себе сам, его духовный учитель будет им недоволен. Авторитетное преданное служение истинному духовному учителю можно совершать даже после его ухода. Таким образом, нерушимая связь Шрилы Прабхупады с распространителем книг, мойщиком котлов, казначеем храма и с любым его искренним последователем и в 1990 году так же реальна, как в то время, когда
Прабхупада присутствовал лично. Таким образом, симиренный ученик всегда будет отчетливо ощущать: доволен им Прабхупада или нет.
Сознания Кришны — это целая наука. Удовлетворяя духовного учителя, мы получаем ощутимые результаты. Как говорится в шастрах, когда духовный учитель удовлетворен, Кришна проливает на его ученика все благословения, и последний получает возможность возродить свое изначальное сознание Кришны. В письме, датированном июнем 1970 года, Прабхупада пишет: "Уверяю тебя, что если ты будешь следовать моим наставлениям, изложенным выше, то через меня ты удовлетворишь моего духовного учителя, Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура, а его милостью
— и Самого Господа Нитьянанду. Таким образом, Господь Чаитанья и, в конечном счете, Радха-Кришна будут довольны, и тогда жизнь твоя станет успешной". Как определить — удовлетворяем ли мы Шрилу Прабхупаду в данный момент? Убедиться в этом можно, если выпоняемое нами служение, по словам самого Прабхупады, приносит ему удовлетворение. Другим хорошим признаком является то, что преданные удовлетворены нами. Хотя эти критерии относительны, их можно тоже учитывать.
Удовлетворение духовного учителя — не механический процесс. Он будет любить нас, если мы его полюбим, и, переполняясь сильной любовью к нему, мы будем ощущать ответные чувства, а также оценку наших действий.
Возможно, наиболее четкое определение того, что мы доставляем Прабхупаде удовольствие, дается в "Бхагаватам": преданное служение — йайатма супрасидати, полностью удовлетворяющее наше истинное Я (8). Доставляя удовольствие Шриле

Прабхупаде, мы сами будем чувствовать удовлетворение и свою связь с ним. Но что делать в том случае, если служение, выполняемое нами, приносит удовольствие Шриле
Прабхупаде, но не удовлетворяет нас самих? В таком случае необходимо решить: является это необходимой аскезой или же сверх-усилием. Шрилу Прабхупаду больше удовлетворят наши усилия, направленные на действия со всей решимостью в сознании
Кришны на протяжение всей жизни, а не в короткие минуты затишья между всплесками майи. Для того, чтобы совершать служение, или хотя бы желать этого, нужно выбрать то, которое в наибольшей степени способствует повторению Харе Кришна, и добросовестно выполнять его. Прабхупада говорил, что практическое служение нужно лишь для того, чтобы занять наши чувства, тем самым давая нам возможность повторять святые имена. Чем бы мы не занимались, следует неуклонно развивать любовь к гуру и Кришне. Это приведет нас к совершенству.
Литература к главе 2
"Ади-пурана".
"Кришна", "Встреча Господа Кришны с брахманом Судамой".
"Шримад-Бхагаватам" (8.15.28), комментарий.
Ibid.
Письмо, (72-1-78).
Лекция, Лос-Анжелес (11-25-68).
Письмо (75-1-78)
"Шримад-Бхагаватам" (1.2.6).
3
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
НАСТАВЛЕНИЙ ШРИЛЫ ПРАБХУПАДЫ
В соответствии с утверждением Рупы Госвами, наставления разных бона фиде гуру могут отличаться друг от друга. Назовем эти отличия словом "особенности" (1).
Подробные наставления Шрилы Прабхупады — ценный вклад в движение сознания
Кришны, сделанный им, как ачарьей-основателем. Своеобразие этих наставлений придает ИСККОН неповторимость. Размышление над этими особенностями принесет нам благо. Мы сможем развить преданность Шриле Прабхупаде, научимся видеть различия между Прабхупадой и другими учителями и разовьем личную привязанность к этому ачарье, предпринявшему смелую попытку приспособить сознание Кришны к западным условиям.
Сама возможность того, что сознание Кришны можно приспособить к западному образу мыслей, много ранее была упомянута Нарадой Муни, когда он рассказывал
Дхруве о поклонении Божеству в лесу:
В комментарии к этому стиху, Шрила Прабхупада говорит: "...метод поклонения,,, не является стереотипным, он не является одним и тем же повсюду...
Иногда наши индийские друзья критикуют нас, гордясь своим доморощенным знанием:
"Вы не сделали то, вы не сделали это". Они не помнят указания Нарады Муни... Следует считаться со временем, страной и обстоятельствами". Шрила Прабхупада, как основатель-ачарья ИСККОН, обладал необходимой квалификацией для того, чтобы
внедрить эти особенности в жизнь Международного Общества.
Большинство особенностей Шрила Прабхупада ввел в первые годы существования ИСККОН. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати говорил, что человек, не повторяющий шестьдесят четыре круга, должен считаться падшим. Прабхупада же, видя уровень своих первых учеников, сократил минимум до шестнадцати кругов.
Другим нововведением было празднование Ратха-ятры. В "Нектаре преданности" говорится, что вайшнавы должны соблюдать праздники в честь Господа. Когда
Прабхупада был маленьким, его особо привлекал именно этот праздник, и он отмечал его вместе с родителями и друзьями. Прабхупада знал, что Господь Джаганнатха очень милостив, и что Господь Вселенной блгословит жителей Запада, у которых ранее практически не было возможности услышать о философии сознания Кришны.
В Сан-Франциско, в магазине, торгующим импортными товарами, преданные однажды обнаружили небольшие мурти Джаганнатхи. Прабхупада велел Шьямасундаре дасу вырезать Божества большего размера, и позже установил их в Нью-Джаганнатха
Пури, в Сан-Франциско. Как-то раз, выглянув в окно, Прабхупада увидел грузовик с кузовом-платформой и посоветовал преданным установить Божеста Джаганнатхи на грузовике и раздавать прасадам. После этой небольшой Ратха-ятры Прабхупада постепенно начал проводить этот праздник во всех крупнейших городах мира. В одном из комментариев к "Чаитанья-чаритамрите", Мадхья-лила (13.9), Прабхупада упоминает газетную статью о Ратха-ятре, состоявшейся в 1973 году в Лондоне: "ратха-ятра
ИСККОН своей популярностью бросает вызов колонне Нельсона на Трафальгарской площади... Подобно тому, как жители Пури сравнивают колесницу ратха-ятры в своем величии с горой Сумеру, жители Лондона считают, что колесница бросает вызов памятнику Нельсона..."
Праздник Ратха-ятры не был придуман Прабхупадой, это ведический праздник.
Тем не менее Прабхупада успешно ввел его празднование на Западе. Это было замечательной идеей — тем, что нравится всем жителям Запада: парад, праздник, пир.
Прабхупада также знал, что каждый, увидевший Господа Джаганнатху на Его колеснице, получит большое духовное благо.
Помимо этого, Прабхупада постоянно стремился увеличивать количество издаваемых и распространяемых книг. Шрила Прабхупада получил от Бхактисиддханты
Сарасвати указание: "Если у тебя когда-нибудь будут деньги, печатай книги" (2).
Прабхупада часто говорил, что это — его особое служение его Гуру Махараджу, и он ожидал от своих учеников помощи в этом. По мере того, как его ученики учились распространять все большие количества книг, вновь и вновь, в письмах к преданным, в лекциях и комментариях, Шрила Прабхупада выражал свое удовлетворение и благодарность. "Распространение книг — вот лучший киртан (3), к тому же он приносит удовлетворение всей парампаре".
То, что Прабхупада всегда подчеркивал важность распространения книг, говорило о его чувстве сострадания к падшим душам. Даже в своих первых лекциях в доме 26 по Второй Авеню он просил всех присутствующих проповедовать: "Люди страдают от того, что лишены сознания Кришны, поэтому каждый из вас должен проповедовать сознание Кришны для блага всего человечества... Господь говорит всем: выполняйте Мои указания и становитесь духовными учителями... Если мы займемся проповедью... это станет возможным, так говорит Кришна".

Инициируя своих последователей в сампрадае Гаудия-вайшнавов, Прабхупада давал ученикам благословение всей парампары. В отличие от индийских последователей
Ширлы Бхактисиддханты Сарасвати, членам ИСККОН, проповедующим жителям
Запада, которые впитали в себя культуру, основанную на индустриализации, приходилось вырабатывать особые качества, учитывая условия, в которых велась проповедь. Тем не менее некоторые особенности, введенные Прабхупадой, исходили непосредственно от Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Например, Бхактисиддханта
Сарасвати неистово сражался с кастовыми предрассудками индийскитх брахманов, желая, чтобы его последователей считали брахманами не по рождению, а по их личным качествам. Прабхупада сталкивался с этим в Индии, но на Западе, на родине ИСККОН, это не было так существенно. Поэтому раздельные первая и вторая инициации, введенные Шрилой Прабхупадой (по примеру Бхактисиддханты Сарасвати), не вызывали вопросов.
Также Бхактисиддханта Сарасвати не признавал преданных сиддхадеха, претендующих на участие в вечной расе с Кришной и не следующих регулирующим принципам преданного служения. Опять же, для жителей Запада это не было так важно до тех пор, пока ученики из Америки не стали встречаться с братьями в Боге Шрилы
Прабхупады в Индии. Прабхупада знал, что преданным-неофитам трудно повторять свои шестнадцать кругов и следовать регулирующим принципам, а кроме того рано подниматься на мангала-арати и сотрудничать, проповедуя. Не было никакой необходимости открывать им сложную науку расы. Но когда такие вопросы все же возникали, Прабхупада давал достаточно информации, чтобы удовлетворить спрашивающего, но подчеркивал, что тема эта — для более высокого уровня духовного продвижения. Прабхупада никогда не рассказывал о собственной расе, и когда он слушал, что кто-то якобы близко общается с Кришной, делал своему ученику замечание, объясняя, что такое поведение противоречит предписаниям "Бхакти-расамрита-синдху".
Прабхупада учил, что суть преданного служения заключается в том, чтобы стать преданным слугой своего духовного учителя. Следуя этому процессу, мы постепенно достигнем совершенства, и тогда по воле Кришны нам откроются наши вечные взаимоотношения с Ним.
Храм — еще одна из особенностей ИСККОН. То, что женщинам разрешалось жить в помещениях храма, само по себе было революцией, не говоря уже о том, что
Прабхупада проводил свадебные церемонии своих учеников. Введенные им воскресные "пиры любви" и программы по распространению прасада, были разумными новшествами, предназначенными для того, чтобы привлечь западную публику.
Прабхупада зачастую яростно оспаривал мировоззрения ученых. Хотя лишь немногие из его последователей имели академическое образование, Прабхупада хорошо видел, насколько люди на Западе предались авторитету ученых, и как это обесценивает их жизни. Ему никогда не надоедало обсуждать со Сварупой Дамодарой, каким образом можно победить материалистичных ученых. Он говорил: "Ты должен читать лекции во всех университетах, открыто называя этих негодяев глупцами. Это будет нашей миссией". (4).
Большая вьясасана и ежедневная гуру-пуджа были еще одной особенностью, введенной Прабхупадой. По традиции, гуру-пуджа проводится только в день явления гуру, но Прабхупада объяснял своим ученикам необходимость ежедневной гуру-пуджи
так:
Итак, према-бхакти — необходимость.. Мы поклоняемся гуру, поскольку он дает нам высшее знание. Не знание о том, как есть, спать, вести половую жизнь и обороняться. Гуру не занимается такими вещами. Он обладает дивья-гьяной, высшим знанием... Запомните это. Очень опасно снова попасть в волны рождения и смерти. Мы не знаем куда нас вынесет. Все это очень серьезно. Сознание Кришны — это дивья-гьяна.
Это не обыкновенное знание.
... поскольку духовный учитель просветляет ученика при помощи дивья-гьяны, тот проникается чувством долга перед учителем. Йасйа прасадад бхагавад-прасаде/
йасьйа прасадам на гатих куто'пи. Поэтому гуру-пуджа очень важна, так же как и поклонение Божествам. Это — не дешевое поклонение. Это — процесс просветления, дивья-гьяны (5).
Следующей особенностью было то, что в целях проповеди Прабхупада сочетал духовное видение Востока с деньгами Запада. В "Шримад-Бхагаватам" (4.25.13) он описывал, как были перебиты "ноги прогресса" порабощенной Индии, и жителей Запада, ослепших от "ослепительного сияния материального богатства". Он мечтал о совместном использовании достижений материального развития Запада и духовного опыта Индии для возвышения всего человеческого общества. Воплощением этой мечты стали пышные храмы в Майапуре, Бомбее и Вриндаване, построенные на западные деньги. Он также хотел использовать в проповеди технические достижения западной цивилизации, сочетая их с духовной наукой Вед.
С Прабхупадой связано много таких моментов, которые доставляют преданным наслаждение, вдохновляют их на служение и вместе с этим приближают их к его лотосным стопам. Например, Прабхупада мог наголову разбить материалистов и майавади, и казалось, что ему это очень нравится. "Мы должны следовать по стопам
Господа Чаитаньи Махапрабху, мирно выполняя нашу миссию или же, в случае необходимости, пиная головы всех недовольных" (6), — такие смелые высказывания и воинственный дух еще больше привлекали к нему преданных.
Речь Прабхупады часто была довольно необычна, и это придавало ей особый колорит. Однажды, увидев висящие на двери четки, он спросил: "Чьи это четки здесь плачут?" (7). Шрила Прабхупада знал, что его акцент создает некоторые трудности в общении с западными учениками, и подшучивал над ними. Когда преданные сказали, что на обложке "Учения Господа Чаитаньи" Сам Господь Чаитанья был изображен с длинными волосами (хотя Прабхупада часто говорил, что длинные волосы носят только хиппи), Прабхупада ответил: "Да, Чаитанья Махапрабху был хиппи. Поэтому Он и пришел, чтобы спасти вас". Из-за бенгальского акцента Прабхупады преданные не были уверены, сказал ли он "спасти" или же "обрить". (*) Шрила Прабхупада сразу заметил это и стал их
(*) Здесь игра слов: save — спасти и shave — обрить. (Прим. переводчика).
поддразнивать. Он сказал: "Господь Чаитанья пришел вас спасти и обрить". (8)
Кто-то может сказать: "Если Прабхупада приспосабливал учение парампары ко времени, месту и личности, почему бы и нам подобным образом не внести собственные поправки и не добавить кое-что?" Ответ напрашивается сам собой — мы всего лишь незначительные преданные, в преданном служении мы как дети. У нас нет энциклопедического знания шастр, знания, которым обладал Шрила Прабхупада, нет
наставлений предшествующих ачарьев, также как и нет непоколебимого желания чистого служения Кришне.
В "Шримад-Бхагаватам" многократно подчеркивается, что ученик непременно падет, если станет уклоняться от выполнения указаний духовного учителя или же попытается превзойти его. "Не следует уклоняться от выполнения указаний духовного учителя или стараться изобрести что-либо лучшее". (9) "не нужно придумывать собственные ответы на вопросы. Необходимо ссылаться на шастры и отвечать, опираясь на ведическую точку зрения" (10). "Как только неразумный ученик попытается стать равным своему духовному учителю или попытается занять его место, он немедленно падет" (11). "Не выдумывайте ничего нового. Вы все испортите. Просто старайтесь не уклоняться в сторону. Они защитят вас. Они обеспечат вам защиту... Приняв убежище ачарьев, мы примем убежище Кришны" (12).
Но кроме этого Прабхупада недвусмысленно говорил о том, что до тех пор, пока человек поддерживает в себе дух сознания Кришны, пока "все его мысли устремлены к
Кришне" (13), он может что-то изменять, учитывая время, место и обстоятельства. Сам
Прабхупада приспосабливал сознание Кришны к культурным традициям разных стран.
Люди, принадлежащие к разным нациям, читают его книги. От нас не требуется больших изменений в том, что уже сделано, к тому же мы еще не до конца понимаем, насколько универсальны его нововведения, насколько хорошо подходят они для любого человека, приходящего в сознание Кришны.
Нам, как последователям Шрилы Прабхупады, не нужно следовать ему слепо.
Прабхупада и сам это осуждал. Обязанностью ученика является "проповедь сознания
Кришны без отклонений от того, что говорил духовный учитель" (14). Но нашей обязанностью также является понять сам дух этого послания. Мы несем новую ведическую традицию, традицию Прабхупады, а не придерживаемся догм.
Для того, чтобы понять Веды и пропитаться духом наставлений Прабхупады, ученик должен быть ему предан, а также быть смиренным. Ученик примыкает к уникальным путям, которыми его духовный учитель представляет сознание Кришны, и, понимая суть его проповеди, приспосабливает ее, насколько это возможно, к месту и данной личности. В своей проповеди ученик основывается только на том, что говорил его духовный учитель, таким образом он проносит послание парампары через поколения нетронутым и таким же свежим.
Зачастую преданные не уверены: действуют ли они в "духе Прабхупады", не отклоняясь в сторону. Если преданные действительно захотят дать объективную оценку собственным действиям, то ответить на этот вопрос для них не составит труда.
Прабхупада живет в своих наставлениях, которые доступны каждому, следовать его примеру или нет — каждый из нас волен выбирать сам.
А ИСККОН? Как убедиться в том, что ИСККОН следует тому курсу, который указал Прабхупада? Это зависит от каждого члена ИСККОН. Если каждый из нас будет стремиться сохранять верность Прабхупаде, то ИСККОН автоматически останется движением Прабхупады. Прабхупада вдохновлял своих учеников, чтобы они сотрудничали между собой и помогали друг другу — это одна из целей ИСККОН, записанная в его уставе: "Сближать членов общества и приближать их к Кришне, высшему существу, развивая в членах общества, а также во всем человечестве понимание того, что каждая душа является частицей, качественно равной Богу,

Кришне". (15) Если мы будем следовать этим простым указаниям относительно того, как взращивать собственное сознание Кришны и как правильно общаться с преданными, то убедимся, что ИСККОН остается таким, каким его желал видеть Прабхупада.
Несомненно, со временем будут какие-то перемены и произойдут необратимые изменения, и если это случится, то лишь потому, что люди, приходящие в ИСККОН сегодня, отличаются от идеалистов и хиппи шестидесятых. Позвольте ИСККОН расти и пускать на Западе корни — это общество не м ожет вечно оставаться трансплантированным семенем, к этому не стоит стремиться. Давайте обратим в золото наследство, оставленное нам Шрилой Прабхупадой. Наше общество — живая духовная организация, а не обитель застоя.
И чтобы сохранить это наследство, нам необходимо принять и войти в то, что некоторые люди критически определяют, как "культ личности" Шрилы Прабхупады. Но искренний ученик цель поклонения гуру видит в привлечении настолько, чтобы буквально пропитаться, проникнуться его духом. Простая влюбленность, лишенная философского осознания миссии гуру — опасная сентиментальность. Любить его как личность, высоко ценить цель, к которой он стремится, и его наставления — вот совершенство.
Литература к главе 3
"Нектар преданности", "Как выполнять преданной служение", стр. 53, изд. 1971.
"Шрила Прабхупада-лиламрита", том 1, стр. 91.
"Шрила Прабхупада-лиламрита", том 2, стр. 121-122.
Утренняя прогулка, Венис Бич, Лос-Анджелес, май 1973.
"Шрила Прабхупада-лиламрита", том 6, стр. 288-289.
"Чаитанья-чаритамрита", Ади (17.288).
"нектар Прабхупады", том 3 N 17.
Ibid
"Шримад-Бхагаватам" (5.5.14), комментарий.
"Шримад-Бхагаватам" (7.13.23), комментарий.
"Шримад-Бхагаватам" (5.12.14), комментарий.
Лекция во Вриндаване (11-13-72).
Письмо (69-7-67).
Письмо (69-1-43).
"Шрила Прабхупада-лиламрита", том 2, стр. 132-133.
4
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

перейти в каталог файлов
связь с админом