Главная страница

Мочалов Ю. Композиция сценического пространства... Сценического пространства


Скачать 1.37 Mb.
НазваниеСценического пространства
АнкорМочалов Ю. Композиция сценического пространства.
Дата14.12.2016
Размер1.37 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаMochalov_Yu_Kompozitsia_stsenicheskogo_prostranstva.doc
ТипРассказ
#7239
страница1 из 35

С этим файлом связано 13 файл(ов). Среди них: vk_gettoken, vk_gettoken, Masterstvo_rezhissyora.doc, Masterstvo_rezhissera_Prostranstvo_i_vremya_spekt.doc, Rezhissyorskaya_shkola_Tovstonogova.doc, Mochalov_Yu_Mizanstsena_yazyk_rezhissera.doc, Mochalov_Yu_Kompozitsia_stsenicheskogo_prostranstva.doc, 114_Nemetskie_expressionisty.pdf, G_Tovstonogov_besedy_s_kollegami_Popytka_osmysl.pdf, 107_Dzhordzho_de_Kiriko.pdf и ещё 3 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35

Юрий Мочалов

Композиция сценического пространства

СОДЕРЖАНИЕ

«Не просто пособие...» 1

Часть первая
АЗБУКА 2


Слово режиссер и слово мизансцена 2

Азимут простейшей мизансцены 4

Ракурсы 7

Игра в ассоциации 9

Зрительный и звуковой ряд 16

Время — пространство — ритм 17

Уроки пантомимы и четвертая стена 19

Часть вторая
ТЕХНИКА 22


Вопрос об авторстве 23

Мизансцены толпы 26

Мизансцены монолога 32

Общий рисунок и индивидуальная пластика 36

Хороша ли эта мизансцена? 41

Две формулы Брехта 46

Где лежит прием? 48

Часть третья
ПРАКТИКА 54


Сбор меда 54

Декорация и мизансцена 57

Посценник 59

Импровизация или моделирование? 59

У макета 61

Время и самораспределение 62

Все ли готово к завтрашней репетиции? 64

Рассказ или показ? 67

Кто кого? 69

Режиссер как рисовальщик 70

Синтезирование 71

Перевал 73

Мизансцена и свет 77

Теория дозревания 78

Пластическая гигиена спектакля 80

Заметки о сценической культуре 81

Часть четвертая
УЧЕБНЫЙ КЛАСС 84


Несколько предварительных замечаний 84

Мизансцены монолога 96

Ограничительная графика 97

Косвенное общение 99

«Не просто пособие...»



Есть книги, которые рождаются, как деревья в лесу среди бесчисленного множества себе подобных. Другие же можно уподобить деревьям, выросшим в самых неожиданных местах — среди равнины, в сухой долине, на скале. Я говорю о немного­численных произведениях, выходящих за последнее время, посвященных технологии нашего дела. Своеобразие каждой из таких теоретических работ обусловливает незащищенность их от всевозможных критических ветров. Потому мы, практики театра, должны с особенным вниманием и бережливостью от­носиться к этим малочисленным явлениям театральной лите­ратуры.

Автор настоящей книги ставит перед собой очень трудную задачу: выявить и сформулировать некоторые законы режис­серского письма, определить и обозначить целый ряд секретов временно-пространственной организации спектакля. Не все формулировки можно принять как бесспорные, но и в этом есть своя ценность. Ведь большинство положений технологии нашего труда балансирует на грани науки и искусства, не толь­ко имеет право на субъективный момент, но непременно предполагает его. Этого не следует бояться. Наоборот, куда менее выгодной оказалась бы попытка автора стать на позицию чисто­го объективизма. Хорошая книга по режиссуре — это прежде всего постанализ собственного режиссерского пути.

Основная цель первых глав — привлечь внимание читате­ля, будь то режиссер или актер, к основным элементам режис­серского языка. Вряд ли тот, кто не задумывался раньше над вопросами графических закономерностей режиссерского ри­сунка, останется безразличен после прочтения книги ко всему тому, чему не придавал раньше значения.

После чрезвычайно краткого исследования природы возник­новения двух столь родственных между собой терминов режис­сер и мизансцена в книге следует рассмотрение закономерно­стей простейшей мизансцены, ракурсов, сценического рельефа и т. д. Как часто мы видим, что лучшие намерения режиссера, его мысли и чувства тонут в случайной, невыразительной ком­позиции, однообразии ритмов, временных и пространственных, в случайности решении.

Изучение мизансцены начинается с самого простого — с оси мизансценической композиции, возможностей одинокой фигу­ры на сцене, вдумчивого отношения к симметричным и асим­метричным композициям в правой и левой стороне сцены, рас­смотрения фигур в различных ракурсах в статике и динамике. Верно, что рассмотрение техники простейшей мизансцены предпринимается поначалу с точки зрения классической компо­зиции, без поправки на композиционные смещения и парадоксальные решения. Именно классическая композиция в про­стейшем ее виде делает возможным такой ясный, доступный любому читателю разговор о столь непростом предмете.

Достойно внимания подробное изучение свойств мизансце­ны методом ассоциаций, рассуждение о сценической орфогра­фии и пунктуации, о мизансценической прозе и стихосложе­нии, о явлении рифмы в мизансцене.

Внимание читателя привлечет разговор о природе рожде­ния сценических решений, сценического приема, так же как и аргументированное заявление о том, что режиссура в наш век перешла из иптерпретаторских профессий в разряд профессий авторских.

Особо хочется отметить главу «Мизансцены толпы», посвя­щенную массовым сценам, технологии которых многие моло­дые режиссеры уделяют крайне мало внимания. Хорошо, что техника построения народной сцены исследуется на живых примерах.

Автором своевременно ставится вопрос о синтетическом под­ходе к творческому процессу, верно подмечается одна из бо­лезней, которыми страдает наша технология,— чрезмерная аналитичность в ущерб синтезу, неумение на каждом этапе работы добиваться органического слияния творческой при­роды режиссера и артиста.

На современном этапе вопросам повышения профессиональ­ного мастерства придается огромное, всестороннее внимание. В Отчетном докладе ЦК КПСС XXV съезду партии Л. И. Бреж­нев, говоря о задачах, стоящих перед работниками идеологи­ческого фронта, отмечал: «В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро воз­растает, уже невозможно делать главную ставку на усвоение определенной суммы фактов. Важно прививать умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стреми­тельном потоке научной и политической информации»1.

Предлагаемая читателю книга призвана в известной мере содействовать расширению профессиональных знаний и навы­ков, она дает весьма надежные ориентиры в сравнительно уз­кой, но существенно необходимой сфере театральной практики, руководствуясь которыми будущий специалист в дальнейшем будет пополнять и углублять свой арсенал профессионально-технических средств и культуру постановочной работы.

Все, что пишется по поводу технологии нашей профессии людьми, ушедшими от режиссуры или никогда ею не занимав­шимися, несравнимо с тем, чем может поделиться режиссер действующий, режиссер, каждодневно причастный к пульсу театрального производства сегодняшнего дня.
В. ПЛУЧЕК,

народный артист СССР,

главный режиссер

Московского театра сатиры
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35