Главная страница

Гейченко И.Л., Исавнина О.Г. Пословицы и погово... Семь раз примерь один раз отрежь


Скачать 1.07 Mb.
НазваниеСемь раз примерь один раз отрежь
АнкорГейченко И.Л., Исавнина О.Г. Пословицы и погово.
Дата15.06.2017
Размер1.07 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаGeychenko_I_L__Isavnina_O_G_Poslovitsy_i_pogovo.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#34037
страница1 из 5
Каталогid171933951

С этим файлом связано 68 файл(ов). Среди них: Urok_po_skazkam_Chukovskogo.ppt.ppt, Rasskazy_po_kartinkam-_Osen-2007.pdf, V_gostyakh_u_Korneya_Chukovskogo.doc, Новикова, часть3.doc, Professii.pdf, Muur_L_Kroshka_Enot_i_Tot_kto_sidit_v_prudu.pdf и ещё 58 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5

Семь раз примерь — один раз отрежь
Один раз Катя решила сшить платье своей любимой кук- ле Анфиске.
Она попросила у мамы кусочек материи.
Мама сказала:
— Катя, ты ведь еще не умеешь шить. Помоги мне при- готовить обед, и я помогу тебе сшить платье кукле.
— Нет, мамочка. Я сама справлюсь. Что там уметь-то!
Вот увидишь, у меня получится.
Мама дала очень красивый лоскут. Катя разложила его на столе, взяла ножницы и стала резать. Кусок ткани становил- ся все меньше и меньше.
«Нет, — подумала Катя, — платье, пожалуй, уже не по- лучится. Да и зачем Анфиске платье, у нее и так много.
Сошью-ка я ей кофту».
Катя тут же взяла ножницы и стала опять резать лоскуток.
Кусочек стал совсем маленьким.
«Пожалуй, кофта не выйдет... Ура! Ура! Придумала!
Сошью-ка я Анфиске майку».
Катя снова схватилась за ножницы. До того дорезала она лоскут, что даже носового платочка для куклы не получи- лось. Катя горько заплакала, до того ей стало обидно. Мама услышала плач своей дочери и пришла в комнату. Она по- гладила Катю по голове и сказала:
— Ох, Катя, Катя... Семь раз отмерь — один раз отрежь!
Шила в мешке не утаишь
Однажды мама на завтрак дала Ване репку и сказала:
— Обязательно все съешь. Репа очень полезна, в ней мно- го витаминов.
Ваня попробовал репку и сморщил нос, она показалась ему невкусной. Он взял тарелку и выложил репку в собачью миску, сказав при этом:
— Ешь, Дружок!
4
Пустую тарелку Ваня принес маме на кухню.
— Мамочка, я все съел. — сказал Ваня.
— Молодец, сынок! Теперь можно и сладкое, — сказала мама и дала Ване его любимую конфету. Конфета была такая вкусная, что Ваня вмиг ее съел.
Вдруг его позвала мама. Он, радостный, побежал к ней.
— Ваня, что это? — строго спросила мама.
Ваня посмотрел в собачью миску и увидел там репку.
Дружок все съел, а репку оставил. Собака сидела рядом с миской и радостно виляла хвостиком. Ваня покраснел, ему стало очень стыдно.
— Шила в мешке не утаишь, — сказала мама грустным голосом.
Лучше ногой запутаться, чем языком
Вечером Алиса заигралась и легла спать намного позд- нее обычного. Утром ей не хотелось вставать и идти в садик.
Она даже попыталась схитрить, сказала маме, что живот бо- лит. Но мама быстро разгадала ее хитрость и сказала:
— Нечего притворяться, вставай!
В детский сад Алиса пришла в плохом настроении и была очень сердита. На занятии она без умолку болтала со своей подружкой Таней и ничего не успела выполнить. Во время игры в кукольном уголке Алиса обижала детей и ломала игрушки. Воспитательница Мария Ивановна удивленно по- смотрела на девочку и сказала:
— Алиса, что с тобой сегодня? Почему ты всех обижа- ешь? Придется поговорить с твоей мамой.
— Мария Ивановна, моя мама заболела, ее увезли в боль- ницу, — быстро ответила Алиса, изображая, что вот-вот за- плачет, и хитро поглядывая на воспитательницу.
— Тогда с папой?
— Ой, что вы, Мария Ивановна! Папа уехал в команди- ровку надолго, — сказала Алиса, подумала и добавила: —
Очень надолго.
— Ас кем же ты осталась?
5

— Я осталась с соседкой, — не моргнув глазом солгала
Алиса.
Воспитательница молча посмотрела на девочку. Потом тихо сказала:
— Ну что ж, иди к детям, играй.
Весь день после этого Алиса была довольной и веселой, она думала про себя: «Как это у меня все так ловко получи- лось!»
Вечером, когда детей забирали из сада, за Алисой пришли мама и папа. Мама весело спросила:
— Ну, как дела, дочка?
Мария Ивановна посмотрела на девочку. Алиса покрасне- ла от стыда и опустила глаза. Воспитательница Мария Ива- новна тихо-тихо сказала:
— Лучше ногой запутаться, чем языком.
Тайное всегда становится явным
Света ходила в детский сад, ей там очень нравилось: она с удовольствием играла с детьми, была старательна на заняти- ях. А еще Света очень любила сладкое. Один раз из-за этого с ней произошла неприятная история.
Это случилось как раз в канун Нового года. В детских са- дах проходили утренники. Дети пели, водили хороводы во- круг украшенной елочки, играли с Дедом Морозом.
Света с нетерпением ждала, когда Дед Мороз станет раз- давать подарки. И вот этот долгожданный момент настал.
Она выразительно рассказала стихотворение и наконец-то получила красивый мешочек с подарком. Света не могла дождаться, когда можно будет в него заглянуть. Все ребя- та пришли в группу и стали разглядывать свои подарки.
Света тоже открыла свой подарок. Там было много кон- фет, шоколадка, игрушечный заяц и мандарин. Она сразу принялась поедать сласти. Мешочек быстро худел, а Све- тины карманы наполнялись красивыми фантиками. Со- всем быстро в мешочке остались только длинноухий заяц и мандарин. Света увидела, что у других ребят мешочки
6
почти нетронуты. «Ну зачем, — думала Света, — я все сразу съела?»
Случилось так, что один мальчик Витя заболел и не при- шел на праздник. Воспитательница Мария Ивановна поло- жила подарок в его шкафчик. Света это видела. Когда никого не было, она открыла Витин шкафчик, протянула руку к по- дарку, потом быстро отдернула ее и подумала: «Нет, нельзя».
Снова протянула руку и взяла чужой подарок. Она съела сра- зу несколько конфет из Витиного подарка. Остальное Света спрятала в сугробе, во время прогулки. Дети это увидели и сказали воспитательнице. Свете стало очень стыдно, она за- плакала. А Мария Ивановна тихо сказала:
— Тайное всегда становится явным.
За двумя зайцами погонишься —
ни одного не поймаешь
Проснулась Настенька утром, настроение хорошее.
— Делами займусь, буду всем помогать, — сказала она.
Пришла она на кухню, а там бабушка пирожки затеяла.
— Подожди, бабушка, дай я тебе помогу.
Только стала тесто месить, а тут мама уборку в комнате начала.
— Подожди, мамочка, — закричала Настя, — я тебе сей- час помогу!
Бросила тесто, руки в муке, даже нос и щеки мукой изма- заны, побежала в комнату пыль тряпкой с мебели протирать.
Бабушка только головой покачала. Вдруг Настя заметила, что младший братишка из кубиков стал дома строить. Бро- сила она тряпку:
— Подожди, Саша, я тебе сейчас помогу красивый дом построить.
Разбросала кубики, а сделать ничего не сделала. Только удивилась, почему же ей за помощь никто спасибо не сказал.
Бабушка посмотрела на Настю и сказала:
— Эх, Настя, Настя, за двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.
7

Делу — время, потехе — час
Пришел Костя из школы, пообедал и задумался: то ли сразу за уроки сесть, то ли сначала поиграть немного. А тут друзья позвали погулять. Пошел Костя с ребятами на каток в хоккей играть. Заигрались так, что на улице уже темнеть стало, шайбу на льду не видно. Вернулся домой, а тут и мама с работы пришла.
— Как дела, Костенька, — спросила мама, — ты уже уро- ки сделал?
— Да нет, еще успею.
Костя порисовал в альбоме, поиграл с игрушками, по- дразнил кошку. И не заметил, как уже пора ужинать и спать ложиться. Время прошло быстро, а за уроки он так и не при- нялся.
— Вот видишь, — сказала мама, — нужно все делать в свое время. В народе говорят: делу — время, потехе — час.
Дурная голова ногам покоя не дает
Однажды с Алешей, учеником первого класса, произошла неприятная история. Дело было так.
В школе после уроков Алеша любил поиграть со своими друзьями в любимую мальчишечью игру «войнушку». Вре- мя пролетело быстро, и пора было идти домой. Ребята весе- ло шутили, смеялись, вспоминая игру. Радостные и шумные, гурьбой отправились по домам. Когда Алеша пришел домой, мама была уже дома.
— Как дела сынок? — спросила мама.
— Все отлично! — бодро ответил Алеша.
Вечер проходил как обычно. Вдруг мама услышала ча- стый топот ног своего сына, звуки открывающихся и закры- вающихся дверей комнат. Все это сопровождалось Алеши- ными причитаниями. Мама насторожилась.
— Не иначе что-то случилось, — тихо сказала мама.
В этот момент на кухню влетел раскрасневшийся и встре- воженный Алеша.
8
— Мама, ты не видела мой ранец?
— Нет.
— Ты, наверно, его куда-нибудь убрала? — с надеждой в голосе спросил Алеша.
— Алеша, ты не можешь найти свой ранец?
— Куца, куда, да куда же он делся? — бормотал мальчик, продолжая бегать по комнатам.
— Наверно, у твоего ранца есть ноги и он убежал, — по- шутила мама, еще не понимая, в чем дело.
Алеша заплакал:
— Почему ты смеешься? У меня такое несчастье!
— Да что случилось-то? — посерьезнела мама.
Тут Алеша заплакал пуще прежнего и, всхлипывая, ска- зал:
— Я потерял ранец.
Мама сказала:
— Ну Что ж, сначала надо идти в школу и поискать ранец там.
Алеша побежал в школу. Ранец валялся в гардеробе.
Мальчик взял ранец и вернулся домой.
Мал золотник, да дорог
Пришел Алеша домой из детского сада и сразу к бабушке в комнату — поздороваться. А бабушка стоит охает. Решила носочки Алеше связать, взяла разноцветные клубочки, спи- цы, а тут откуда ни возьмись — кот Пушок. Стал с клубками играть, все ниточки и запутал.
— Алешенька, — просит бабушка, — помоги мне клубоч- ки распутать.
Алеша прогнал Пушка, смотал нитки в клубки.
— Алешенька, — просит мама, — помоги мне на стол к ужину накрыть.
Алеша взял тарелки, чашки, вилки и разложил на столе.
— Алеша, ты не видел мою книжку? — спросила сестра.
Поискал Алеша и нашел книжку за диваном.
9

— Алеша, принеси мне, пожалуйста, молоток, надо гвоздь на кухне забить, — просит папа.
— Ай да Алешенька, — сказала бабушка, — всем помог, хоть и маленький!
— Да, мал золотник, да дорог, — добавила мама.
Азбука — к мудрости ступенька
Жила-была девочка Юлька. Она очень любила играть в куклы. Кукол у нее было много, и в доме увидеть их можно было повсюду: на стульях, столе, диване, под столом, в шка- фу, возле папиного компьютера, у брата Антоши на письмен- ном столе и в других местах. А любимая игра с куклами у
Юльки — в «школу», она была строгой учительницей.
Один раз мама вошла в Юлину комнату и серьезным го- лосом сказала:
— Юля, ты уже большая девочка. Пора тебе учиться чи- тать.
С этими словами мама положила на стол перед Юлькой красивую большую книгу.
— Это «Азбука». По этой книге все дети учатся читать.
Юлька горько заплакала:
— Мамочка, я не хочу учиться читать! Мне и так хорошо с моими куклами.
— Юля, ну какая же ты учительница своим куклам, если сама не умеешь читать?
И Юлька согласилась.
— Хорошо, мамочка, я попробую, — всхлипывая, сказала девочка.
Мама открыла «Азбуку».
— Это буква «А». Посмотри, какая важная. Какие слова начинаются на букву «А»? Как ты думаешь?
— Мою куклу зовут Аня, а другую Аленка, моего брата зовут Антоша, а рыбки плавают в аквариуме, в театре вы- ступают артисты. Ой, мамочка, сколько слов с этой буквой!
Так день за днем, день за днем Юля училась читать.
10
Прошло немало времени. Наконец последняя страничка
«Азбуки» была прочитана.
— Пора тебе, Юленька, книжки читать, — с этими слова- ми мама положила перед девочкой книгу.
Юлька быстро прочитала название книги — «Сказки».
Она открыла книгу и стала читать. Да так зачиталась, что и про игрушки забыла. Ни один день теперь не проходил без чтения. Юля узнала много нового и интересного из книг.
— Мамочка, как хорошо, что я научилась читать!
Мама внимательно посмотрела на дочку и сказала:
— Люди недаром говорят, что азбука — к мудрости сту- пенька.
Молодец на овец,
а на молодца — сам овца
Миша вышел погулять. Во дворе в песочнице дружно играли малыши. Они лепили куличики, играли в «дочки- матери» с куклами, катали машинки, строили замок. Миша был в плохом настроении. Он был уже школьник, учился во втором классе, и сегодня получил двойку по арифметике.
Миша был сердит и на учительницу, которая поставила ему плохую отметку, и на ребят, вовремя не подсказавших пра- вильное решение.
— Подумаешь, двойка. Да если я захочу — одни пятерки буду получать, — сказал Миша.
И тут он услышал веселый смех: малыши построили из песка замок с подземным ходом и были очень рады.
— Эти еще смеются, — зло сказал Миша.
Он подошел к песочнице. Ребята весело и доверчиво смотрели на большого мальчика. А Миша, недолго думая, залез в песочницу и ногами разломал все постройки.
— Вот вам! Вот вам! — зло повторял он.
Ребята молчали. А одна девочка тихонько всхлипнула и горько-горько заплакала. Детям было обидно и очень жаль построек, над которыми они старательно трудились.
— Ты плохой! Ты злой! — сказал один мальчик.
11

Миша сердито толкнул его. Малыш упал. Он изо всех сил старался не заплакать, но крупные, как горошинки, слезы за- капали из его глаз.
В это время во двор неожиданно вбежала черная лохма- тая собака. Она направилась к детям, приветливо виляя ко- ротким хвостиком. Миша выскочил из песочницы и бросил- ся бежать с криком:
— А-а-а! Помогите!
Собака, думая, что с ней играют, побежала за Мишей. Тот споткнулся, упал и громко заплакал. Собака постояла и мед- ленно пошла назад.
Малыши с удивлением смотрели на Мишу. А потом по- дошли к нему. Девочка сказала:
— Не плачь, мальчик. Это Дружок. Он добрый.
Миша встал с земли. Он опустил глаза. Ему было стыдно перед ребятами.
Не сиди сложа руки, так не будет скуки
Аленка не любила трудиться. Что ее ни просили сделать, на все она говорила:
— Не хочу! Не буду! Я устала.
— От чего ты устала? — спросила ее мама.
— Я вставала, одевалась, умывалась, завтракала, играла.
Сестренка Лида была всего на год старше Аленки, но она никогда не сидела сложа руки: то маме поможет посуду по- мыть, то бабушке нитку в иголку вденет, то дедушке газету принесет, то пол подметет, то сядет рисовать, то книжку чи- тает.
— Мамочка, мне скучно, — целый день ныла Аленка и хвостом ходила за мамой.
— Займись чем-нибудь, — сказала мама.
— Да чем заняться-то?
— Помоги бабушке цветы полить.
— Я не хочу. Это неинтересно.
— Тогда помоги сестре порядок навести в кукольном уголке. Ведь это ты все разбросала.
12
— Я не хочу. Мне не нравится порядок наводить.
Ходила, ходила Аленка, не могла найти себе занятие.
«Может, конфетку съесть?» — подумала девочка.
Съела она конфету, а веселее ей не стало. Заплакала
Аленка.
— А давай мы бальное платье сошьем кукле Зое, — пред- ложила старшая сестра Лида, взяла небольшой кусок ткани и села за стол. Аленка издали наблюдала. Потом подошла ближе.
— А что, если мы пришьем кружевную оборку? — пред- ложила Аленка.
— Это будет очень красиво, — сказала Лида.
Аленка так увлеклась делом, что и про скуку совсем за- была.
Порядок время бережет
Знала я одну девочку, которая ужасно не любила наводить порядок. Звали ее Варвара, и было ей пять лет. Варя брала то одну игрушку, то другую и ничего не убирала на место. Если
Варе нужно было что-то найти, она тратила немало време- ни на поиски нужной вещи. А порой и не находила вовсе.
— Варвара, ты опять все разбросала? — строго спросила мама свою дочку. — Ты думаешь наводить порядок?
— Сейчас, мамочка, сейчас.
Но проходил час, другой, а все игрушки и книжки оста- вались валяться в беспорядке. Варя продолжала играть. На- конец мама рассердилась не на шутку:
— Варвара, скоро будут показывать твои любимые муль- тики. Если ты не успеешь все аккуратно сложить на место, мультики смотреть ты не будешь.
Варя заметалась по комнате, пытаясь все расставить по своим местам. Она очень торопилась, но кругом был такой беспорядок, что получалось все очень медленно. Второпях она забыла, где что лежало: книжки положила в коробку с игрушками, кукол кое-как бросила в шкаф, а кукольную одежду пыталась засунуть в письменный стол. Порядка
13
не прибавлялось. Время бежало быстро. Вот уже первый мультик заканчивался, вот и второй начался... Только к концу последнего мультфильма справилась Варвара.
— Ой, мамочка, теперь я всегда буду сразу все расстав- лять по местам.
Собака на сене
Вышла Лена во двор погулять и взяла с собой свою люби- мую куклу. Кукла была большая, красивая, в нарядной одеж- де. Глаза у куклы закрывались, а еще она умела говорить слово «мама».
Стоит Лена, держит куклу в руках. Рядом девочки со своими куклами играют. Были у них и кукольная мебель, и посуда.
Позвали Лену:
— Лена, давай с твоей куклой все вместе играть.
— Не дам, — сказала Лена, — это только моя кукла, сама играть буду.
Так и простояла Лена около девочек, прижав к себе куклу.
Одной играть скучно, а подружкам куклу дать жалко. И сама не поиграла, и девочкам не дала поиграть.
Дело мастера боится
Наступила весна. Саша знал, что весной из теплых кра- ев к нам возвращаются птицы. Прилетают грачи, скворцы, ласточки... Для скворцов люди делают специальные доми- ки — скворечники. Саша на картинке видел этих птиц, и они ему очень понравились: черные, блестящие, с небольшой крапинкой. Мальчик представил себе, как он сделает домик для скворцов, там поселятся эти красивые птицы, выведут птенцов, а Саша будет за ними наблюдать и любоваться.
Саша взял молоток, гвозди, нашел дощечки и стал ма- стерить. Но домик никак не получался: гвозди гнулись, до-
14 щечки раскололись, молоток все время старался по пальцам ударить.
Вечером пришел папа с работы, и Саша рассказал ему про свою задумку. Папа успокоил Сашу:
— Ничего, сынок, сейчас мы вместе сделаем.
Скворечник получился красивый. На следующий день папа с сыном вышли во двор и приладили домик на дерево, и Саша с нетерпением стал ждать прилета птиц.
Знает кошка, чье мясо съела
Мама подарила Марине новые тапочки. Старые уже со- всем износились й стали малы. Марина пришла в детский сад и надела новые тапочки. Они были очень нарядные, красные с белыми горошками.
— Маришка, у тебя обновка? — спросила воспитательни- ца Мария Петровна.
— Да, мне мама подарила, — радостно ответила девочка, выставляя вперед то одну ногу, то другую.
Даже когда играла, Марина поглядывала на свои тапочки и улыбалась. Митя пару раз обошел вокруг девочки, посмат- ривая на ее обновку:
— Подумаешь, новые тапки! Вот мне мама и папа подари- ли новую машинку, гоночную. Вот это подарок так подарок!
Марина посмотрела на Митю и ничего не ответила. Когда дети стали собираться на прогулку, Маришка сняла тапочки и аккуратно поставила их в свой шкафчик. Уходя, она еще раз взглянула на свою обновку. Митя тоже крутился возле ее шкафчика, как будто просто так. А когда дети вернулись с прогулки, у Марины в шкафчике сиротливо стоял только один тапок. Девочка растерялась.
— А где же другой?
— Наверно, убежал, — пошутил Митя и весело рассме- ялся.
Марина стала искать тапок. Она заглядывала под скамей- ки, столы, искала в кукольном уголке. Ей помогали все дети.
А Митя стоял в сторонке и наблюдал, весело повторяя:
15

— Маша-растеряша, Маша-растеряша!
Девочка горько заплакала. Она вытирала кулачками сле- зы и причитала:
— Где же он? Где же он?
А потом она надела свои старые изношенные тапочки.
Детям было жалко девочку. Они ее окружили и утешали.
Мария Петровна сразу поняла, что это проделки кого-то из детей.
— Дети, кто спрятал Маришкин тапок? — строго спроси- ла воспитательница.
Все дети сказали:
— Не я. Не я...
Митя тоже сказал:
— Не я.
Тогда Мария Петровна грустно сказала:
— В нашей группе появился воришка. Но самое сквер- ное, что он еще и трус.
Мите ужасно не хотелось быть трусом. Он подошел к Ма- рии Петровне и, краснея, сказал:
— Кажется, я видел какой-то красный тапок под крова- тью.
Мария Петровна посмотрела на Митю долгим взглядом.
Мальчик опустил голову, из глаз покатились слезы.
  1   2   3   4   5

перейти в каталог файлов
связь с админом