Главная страница

Семинар Морфология как грамматическое учение о слове Цель


Скачать 54,82 Kb.
НазваниеСеминар Морфология как грамматическое учение о слове Цель
Анкорseminary_po_morfologii_2016-2017.docx
Дата22.02.2018
Размер54,82 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаseminary_po_morfologii_2016-2017.docx
ТипСеминар
#65338
Каталогid171866459

С этим файлом связано 6 файл(ов). Среди них: Шаталов.pptx.pptx, seminary_po_morfologii_2016-2017.docx, seminar_MORYa_3_kurs_2016-2017.docx, 7-8.docx, ochno_19_06_2017_3.xls, семинары.docx, МОРЯ 4 курс 7 семестр семинары.docx.
Показать все связанные файлы

Морфология Семинары 2016/2017

Семинар 1. Морфология как грамматическое учение о слове

Цель: получить системное представление о морфологии как разделе грамматики, изучающем грамматический строй русского языка.
Теоретическая часть:

  1. Что такое грамматика, из каких частей она состоит?

  2. Что изучает морфология, каковы ее задачи?

  3. Как связана морфология с другими разделами языка?

  4. Какое значение в слове является грамматическим (морфологическим)? Чем отличается оно от лексического значения слова? Покажите на примерах.

  5. Какими способами и какими средствами выражаются грамматические значения слова? Покажите на примерах.

  6. Что такое грамматическая форма слова? Сколько грамматических форм имеет слово-существительное, слово-прилагательное? Покажите на примерах.

  7. Что называют парадигмой слова? Приведите парадигмы разных слов.

  8. Что такое грамматическая категория? Какие виды грамматических категорий есть в русском языке и как они выражаются?

  9. Синтагматические и парадигматические отношения в слове.

Практическая часть:

  1. Запишите по три примера на все типы соотношений ЛЗ и ГЗ в словах русского языка (например, в словах пила и очень ЛЗ и ГЗ различны).

2. Приведите по три примера слов, обладающих следующим ГЗ и формальным показателем: а) м.р, ед.ч., нулев.оконч.; б) ж.р., ед.ч., оконч.-а; в) ср.р., ед.ч., оконч.-ом; г) мн.ч., оконч.-и; д) м.р., ед.ч., оконч.-ий; е) ср.р., ед.ч., оконч.-ее.

  1. Определите, чем отличаются первые слова от вторых. Укажите ГЗ первых и вторых. Составьте схемы соотношения ЛЗ и ГЗ в этих словах: книга-книге, день-дым, краснота-красный, зло-зло, ученый-ученый, окно-ехали, дерево-озеро, куплю-любить, куст-моя.

Лингвистические задачи

    1. Верно ли такое предложение: «Л.В. Щерба был признанным знатоком и грамматики, и синтаксиса и притом не одного только русского языка»?

    2. Какое общее языковое явление отмечается в примерах: будут работать, более смелый? Считают, что с этим же явлением в русском языке связаны и такие примеры: инженер пришла (о женщине), нет красивого пальто. Как вы понимаете это?


а) основная литература:

  1. Морфология современного русского языка [Текст] : учебное пособие / Л. И. Осипова. - М. : Академия, 2010. - 192 с.

  2. Сулименко Н.Е. Современный русский язык. К изучению семантики имен прилагательных [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Сулименко Н.Е.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2016.— 249 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/42890.— ЭБС «IPRbooks»

  3. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц. В 2-х ч. [Текст] : учебник. - М. : Академия. Ч.2.: Морфология. Синтаксис / под ред. Е.И. Дибровой. - 3-е изд., стереотип. - 2008. - 624 с.


б) дополнительная литература:

  1. Мыльникова, С. Е. Современный русский язык. Словообразование. Морфология [Текст] : учебно-методический комплекс для дистанционного обучения студентов педагогических вузов / С. Е. Мыльникова, Т. А. Фадеева, Е. А. Глотова. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2009. - 392 с.

  2. Рахманова, Л. И. Современный русский язык. Лексика. Фразеология. Морфология [Текст] : учебник / Л. И. Рахманова, В. Н. Суздальцева. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Аспект Пресс, 2007. - 464 с.

  3. Рогачева Е.Н. Русский язык. В помощь преподавателю. Конспекты занятий [Электронный ресурс]: приложение к учебному пособию Рогачева Е.Н., Фролова О.А. «Русский язык. Орфография, морфология. Второй уровень владения языком»/ Рогачева Е.Н.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2015.— 262 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/30553.— ЭБС «IPRbooks»

  4. Русский язык. Морфология, правописание частей речи [Электронный ресурс]: теория, тренировочные упражнения и тесты с грамматическими комментариями. Пособие-репетитор/ Л.С. Мормыш [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Минск: ТетраСистемс, Тетралит, 2014.— 352 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/28207.— ЭБС «IPRbooks»

  5. Современный русский язык [Текст] : учебник / под ред. П. А. Леканта. - 4-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2007. - 560 с.


Семинар 2. Части речи как грамматические классы слов

Цель: получить системное представление о классификации слов русского языка по частям речи в истории языкознания и на современном этапе.
Теоретическая часть:

  1. Что представляют собой части речи в русском языке? Какие признаки лежат в основе их выделения?

  2. В чем заключается главное различие между полнозначными и неполнозначными (служебными частями речи)? Почему некоторые части речи нельзя отнести к этим двум категориям?

Конспектирование:

  1. История изучения частей речи в русском языкознании (см.: А.Н. Тихонов Современный русский язык. – М., 2002. – с. 209 – 212. или Современный русский язык / Под ред. П.А. Леканта. – М., 2001. – с. 245 – 248.)

  2. Теория функциональной грамматики А.В. Бондарко (см.: Современный русский литературный язык / Под ред. акад. РАО В.Г. Костомарова и проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2003. – с. 678 – 688.) ксерокопия на кафедре

Вопросы для диспута:

1. Классификации частей речи в русском языкознании. Чья классификация частей речи легла в основу школьной грамматики?

2. Понятие парадигмы в функциональной грамматике А.В. Бондарко.

3. Понятие функционально-семантического поля и функционально-семантической категории в функциональной грамматике А.В. Бондарко.
Практическая часть:

  1. Укажите, к какой части речи относится каждое слово в данных предложениях. Почему? А) Далеко-далеко от меня кто-то весело песню поет. В) Люблю вечерний свет, и первые огни, и небо бледное, где звезд еще не видно. С) Я счастлив, что я русский, так вижу, так живу. Д) Громова никто не называл в доме Кольцовых по имени.

  2. В русском языке разные грамматические формы одного и того же слова могут иногда совпадать. а) Приведите такую форму русского существительного или прилагательного, чтобы ее можно было понять как одно и то же слово в любом падеже, причем это не должно быть неизменяемое слово (например, существительное пальто не годится). б) Приведите такую форму русского существительного или прилагательного, которую можно понять как одно и то же слово в любом падеже, кроме творительного, и нельзя было бы понять как слово в творительном падеже.


Семинар 3. Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных

Цель: получить системное представление об имени существительном как части речи и его лексико-грамматических разрядах.
Теоретическая часть:

  1. Дайте определение существительного как части речи, укажите его семантические, морфологические и синтаксические признаки.

  2. Назовите лексико-семантические группы (разряды) имен существительных, приведите примеры.

  3. Может ли слово из одного лексико-грамматического разряда перейти в другой? Покажите на примерах.

  4. Расскажите об одушевленных и неодушевленных именах существительных. Как морфологически различаются при склонении эти слова?

Практическая часть:

  1. Укажите, к какому лексико-грамматическому разряду относится выделенное существительное? На основании каких признаков вы это определили?

А) Есть радиусы действия у гнева и дерзости. Есть радиусы действия у подлости и злобы. В) Стоит кумыс на низеньком столе. С) Всю рухлядь из дома выжег огнем (старье горело прекрасно). Д) И запуталась роса в травинках радужных. Е) Человечество не хочет лезть в бункеры, человечество не хочет лечь в бою. Ж) Спасибо, жизнь, за то, что я узнал любовь

  1. Составьте предложения, в которых одни и те же существительные были бы и собственными и нарицательными и являлись разными членами предложения.

Шарик, октябрь, орел, роман, правда, грозный, любовь.

  1. Сгруппируйте существительные по признаку одушевленности-неодушевленности:

Актриса, бактерия, буйвол, воробей, дама, дитя, егоза, енот, ерш, жук, зверь, игла (рыба), кенгуру, крестьянство, кукла, лицо, мертвец, микроб, «Москвич», народ, овод, «Овод», робот, спутник, студент, «школьник» (велосипед), щенок, молодежь.
Семинар 4. Категория рода имени существительного

Цель: получить системное представление о категории рода имени существительного и научиться определять род существительных и средство его выражения.
Теоретическая часть:

1. Дайте определение категории рода. Какие значения она включает?

  1. В каких именах существительных значение рода является лексико-грамматическим, а в каких чисто грамматическим (формальным)?

  2. Назовите формальные признаки имен существительных каждого рода. Покажите на примерах.

  3. Что такое существительные общего рода? Какие новые слова входят в этот раздел?

  4. Каково значение рода у неизменяемых имен существительных (русских и заимствованных)?

  5. Объясните колебания в роде некоторых существительных, приведите примеры таких существительных.

Практическая часть:

1. Определите средства выражения категории рода:

Студент, день, дядя, плакса, щука, мальчик, муха, петух, мышь, Аня, ткачиха, задира, девочка, кукушка, слон, дедушка, неряха, носорог, врач, лифтерша, белка.

2. Ниже даны несклоняемые одушевленные имена существительные. Используя «Словарь иностранных слов», определите их значение и род. Что является основанием отнесения такого имени существительного к роду? Род здесь – грамматическая категория имени существительного?

Атташе, мисс, пани, кабальеро, конферансье, фрау, миледи, пони, инкогнито, динго.
Семинар 5. Категории числа существительного

Цель: получить системное представление о категории числа существительного, научиться определять число существительных и средства их выражения.
Теоретическая часть:

    1. Понятие категории числа у имен существительных.

    2. Способы и средства выражения значения числа. Примеры.

    3. Переносное употребление форм числа имен существительных. Примеры.

    4. Имена существительные, не изменяемые по числам.

Практическая часть

  1. Укажите, какие из приведенных ниже существительных не употребляются во мн. числе? Почему? Мужество, холод, изюм, глина, сосна, орешник, яблоко, старик, старость, веселье, листва, старина, белуга, стерлядь, пыль, храбрец.

  2. Выделите имена существительные, которые не имеют соответствующих форм ед.ч.: весы, деньги, ведра, чернила, люди, коньки, ворота, игры, окна, сутки, близнецы, финансы, опилки, искатели..

Лингвистические задачи

1. а) Почему Т. п. существительных – источник образования наречий? б) Почему не всегда можно определить падеж существительного по его форме?

2. Как определить падеж существительного в предложении Я встретил брата, кроме использования вопросов? Какой прием применить?

3. Почему дети допускают следующие ошибки: 1) много окнов, яблоков, рыбов, этажов, в лесе; 2) моя одеяло, сладкая печенья, мой полотенец, один колес; 3) видел самолета, видел

поездов.

Контрольная работа по теме «Имя существительное как часть речи».
Семинар 6. Коллоквиум «Категория падежа имен существительных. Основные значения падежных форм. Типы склонения имен существительных, их разновидности»

Цель: получить системное представление о категории падежа существительного, научиться определять падеж и тип склонения существительных и средства их выражения.
Вопросы для подготовки к коллоквиуму:

  1. Что выражает категория падежа имен существительных? Покажите на примерах.

  2. Какие падежные формы имеются в русском языке? Благодаря чему мы выделяем определенное количество падежей?

  3. Почему именительный падеж занимает особое место в системе падежных форм?

  4. Как определяются в русском языке форма и значение падежа у склоняемых и несклоняемых существительных? Покажите на примерах.

  5. Какую роль играют предлоги в выражении падежных значений?

  6. Какие значения передаются формами именительного, родительного и т.д. падежей? От чего зависит выражение каждого из этих значений? Покажите на примерах.

  7. Что называется склонением имен существительных?

  8. Какие типы склонения имеются в русском языке?

  9. На каком основании существительные объединяются в типы склонения?

  10. Почему в русском языке некоторые существительные не входят в известные типы склонения?

  11. Укажите разновидности типов склонения. Приведите примеры.

  12. В каких типах склонения есть варианты падежных окончаний, чем эти варианты отличаются друг от друга? (при ответе на вопрос используйте материалы из дополнительных источников).

  13. Как изменяются существительные, имеющие лишь форму множественного числа?

  14. Расскажите о несклоняемых существительных.


Практическая часть

  1. Установите падеж выделенных существительных. Укажите, на основании чего определяется падеж: 1) по окончанию, 2) по сочетаемости с другими словами, 3) по порядку слов, 4) по смыслу.

А) Солнце не затмить черной тучей; Бомбой не сразить мир могучий.

Б) Встретил товарища брата.

В) Анна смотрела на уплывавшее глянцевитое шоссе, а думала о Николае.

Г) За пять последних лет товарооборот между ГДР и СССР увеличился более чем в полтора раза.

Д) Тополь перерастает сосна.

Е) По радио всю ночь бюро погоды предупреждает, что кругом шторма.

2. Употребите данные имена существительные в Т.п.

Стремя, сосед, теленок, крестьянин, дворишко, дитя, путь, мать, небо, А.С. Пушкин, город Пушкин, Бородино.

3. Распределите по типам склонения данные существительные. Среди существительных м.р. выделите те, которые допускают флексию –у в Р.п. и П.п., употребив их в контексте. Укажите условия, с которыми связано использование этих форм.

Край, рабочий, цемент, зверь, ночь, судья, народ, столовая, лук, холод, страх, староста, очки, сени, старость, бок, взморье, Прииртышье, груздь, год, голень, горизонт, берег, чай.

4. Вставьте пропущенные буквы. Объясните окончания выделенных существительных.

А) Петькин зипунишк_ прощупывает ветер.

В) На секунду вспомнил: так (же) бежал он под Царицын_м, когда атакой выбивали белых.

В) Какой умишк_ может быть у маленького хромого утенка.

Г) В окоп пришел старший лейтенант Савин вместе с капитан_м Матвеев_м, командир_м б_тальона.

Д) Огонь велся по деревн_ и по рощиц_, расположен_ой за ней.

Семинар 7. Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных

Цель: получить системное представление об имени прилагательном как части речи и его лексико-грамматических разрядах, научиться определять принадлежность прилагательного к ЛГР.
Теоретическая часть:

  1. Дайте определение имени прилагательного как части речи, укажите его семантические и грамматические признаки.

  2. Перечислите лексико-грамматические группы (разряды) имен прилагательных, приведите примеры слов каждой группы.

  3. Расскажите о качественных именах прилагательных. Какие группы слов по значению возможны внутри качественных прилагательных?

  4. Покажите, что качественные имена прилагательные имеют самые большие формо- и словообразовательные возможности.

  5. Дайте определение относительных имен прилагательных. Чем отличаются они от качественных: по значению, формоизменению, словообразованию?

  6. Охарактеризуйте притяжательные имена прилагательные. Почему не все ученые их выделяют?

  7. Возможен ли переход имени прилагательного из одной лексико-грамматической группы в другую? Когда?


Практическая часть

  1. Определите лексико-грамматический разряд прилагательных, письменно докажите. Определите тип склонения и его разновидность:

Тихие холодные дожди, разведывательные работы, электрические пишущие машинки, иностранный говор, деревянная лестница, второй этаж, мамина комната, последние минуты, утренняя тишина, грозовая туча, девичье лицо, огромная птица, звериные тропы, русский композитор, свинцовое море, черный ворон, вчерашний день, бабье лето.

2. Покажите возможность перехода имени прилагательного из одной лексико-грамматической группы в другую на примере слов железный, лисий, каменный, медвежий.

3. Считается, что имя прилагательное может иметь до 28 форм. Попробуйте образовать эти формы у прилагательных новый, домашний, добрый, простой, злой.

Семинар 8. Степени сравнения имен прилагательных

Цель: получить системное представление о степенях сравнения имен прилагательных, научиться их образовывать.
Теоретическая часть:

1. Что такое «степень сравнения» имени прилагательного? Какие степени сравнения и у каких прилагательных имеются в русском языке? Приведите примеры.

2. Расскажите об образовании и значении форм компаратива.

3. Расскажите об образовании и значении форм суперлатива.

4. Какие из качественных имен прилагательных не имеют простых форм сравнительной и превосходной степени и почему? Назовите такие прилагательные.

5. Значение и формы выражения степеней качества.

Практическая часть

  1. Образуйте синтетические и аналитические формы компаратива и суперлатива: строгий, едкий, далекий, жидкий, гибкий, узкий, мелкий, жалкий, звонкий; древний, поздний, синий, тихий, сухой, кровавый, плохой, лживый.

  2. Многие явления в жизни могут быть более интенсивными и менее интенсивными. Как это выражено в языке? Какие категории можно назвать? Запишите примеры.

3. Образуйте степени качества от следующих прилагательных, укажите способ образования: хитрый, сильный, добрый, милый, белый, длинный, здоровый.
Семинар 9. Полная и краткая формы имен прилагательных. Склонение прилагательных

Цель: получить системное представление об образовании и употреблении краткой формы имен прилагательных и их склонении.
Теоретическая часть:

  1. Образование полной и краткой форм имен прилагательных.

  2. Морфологические, синтаксические и семантические различия полной и краткой форм.

  3. Какие типы склонения имен прилагательных имеются в русском языке? Приведите примеры имен прилагательных каждой разновидности.

  4. Почему внутри 1-го типа выделяют разновидности?

Практическая часть

1.Найдите в предложениях краткие имена прилагательные, укажите их роль в предложении, род и число: А) Леонид Николаевич был талантлив по природе своей. Б) Ночь была полна неясных шорохов и призраков. В) Ее лицо стало красиво. Г) Мы соседи и должны дружить. Д) Был он мал ростом, сух, узок в плечах. Е) Стоял тихий августовский день.

2.Выполните морфологический разбор выделенных слов.

Самостоятельная работа по теме «Имя прилагательное».
Семинар 10. Имя числительное как часть речи. Коллоквиум

Цель: получить системное представление об имени числительном как части речи.
Вопросы для коллоквиума:

  1. История выделение имени числительного в самостоятельную часть речи.

  2. Дайте определение имени числительному как части речи; покажите, что эта часть речи выделяется на ином, чем существительные или прилагательные, основании.

  3. На какие разряды по значению делятся все имена числительные? (См. классификации Чепасовой А.М., Розенталя Д.Э., Тихонова А.Н., Шанского Н.М., Чесноковой Л.Д., Печниковой В.С.). Приведите примеры слов каждого разряда.

  4. На какие группы делят числительные по структуре? Представьте классификации Белошапковой В.А., Розенталя Д.Э., Тихонова А.Н., Шанского Н.М., а также классификацию в Грамматике современного русского языка-70. Приведите примеры.

  5. Охарактеризуйте количественные числительные:

а) по значению;

б) по грамматическим признакам;

в) по словообразовательной структуре. Приведите примеры.

Практическая часть


Задание 1. Прочитайте определение имени числительного, которое дают разные научные и учебные издания. Выучите одно из определений наизусть. Напишите обобщенную характеристику имени числительного на основе трех определений.

  1. Имя числительноеэто часть речи, обозначающая число предметов или их количество и выражающая это значение в морфологических категориях падежа (последовательно) и рода (непоследовательно) (Русская грамматика / Под ред. Н. Ю. Шведовой и В. В. Лопатина.- М., 1990. – С.246).

  2. Числительное – самостоятельная часть речи, выражающая категориальное значение количества в грамматических формах падежа (а иногда и рода) (Краткий справочник по современному русскому языку / Под ред. П. А. Леканта. – М., 1991. – С. 263).

  3. Числительное – класс полнозначных слов, обозначающих число, количество, меру и связанные с числом мыслительные категории порядка при счете, кратности (повторяемости), совокупности (Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. – М., 1990. – С. 582).

Задание 2. Запишите слова в две колонки: имя числительное, слова иных (каких?) частей речи

  1. три, второе, втрое, тройка, тройной, третий, трешница, трижды, тройственный, в-третьих, трое, трояк, тридцать три;

  2. четверка, четвертной, четверо, четверть, четырежды, вчетверо, в-четвертых, четвертак;

  3. восемь, восемьдесят, восемьсот, восьмерик, восьмеричный, восьмерка, восьмеро.


Семинар 11. Имя числительное. Лексико-грамматические разряды

Цель: получить системное представление об имени числительном как части речи и его ЛГР.

Теоретическая часть


1. Охарактеризуйте собирательные числительные:

а) по значению;

б) по грамматическим признакам;

в) по словообразовательной структуре. Приведите примеры.

  1. В чем особенности значения и изменения порядковых имен числительных? Покажите на примерах. К какой части речи можно отнести эти слова?

  2. Что представляют собой по значению и образованию дробные имена числительные? Приведите примеры.

  3. Какие значения в контексте дают возможность говорить о переходе некоторых имен числительных в другие части речи? Приведите примеры.

Практическая часть


Задание 1. Правильно произнесите и запишите имена числительные, обращая внимание на значение и падежную форму каждого слова.

До 34 млрд. куб. м, около 65 млрд. куб. м, около 100 электромобилей, боле 30 млрд. долларов, достиг 635 млрд. фунтов стерлингов.

На покупку 30 авиалайнеров, до уровня 1,18 –1,2 доллара за фунт, более 600 участников.

С 10 до 18 часов, с 18,1 до 19,2%, на глубине до 100 м, протяженностью свыше 5 тыс. км, 59% из 4 800, в размере 259 млн. долларов.

Составит 700 тонн, составляет 1,5 млрд. долларов, составит 3,6%, превысит 1,7%, получит 10%, обещает дать 350 млн. баррелей нефти.
Задание 2. Считается, что имена числительные два, три, четыре имеют особые формы при склонении. Определите в предложениях падежные формы этих имен числительных, выпишите их вместе с управляемыми словами.

1. Ничто не изменилось за эти три года (Ф. Гладк.). 2. Три часа ночи. Северное солнце встает из-за моря (А. Алд.-Сем.). 3. Оставалось до поезда около трех часов (А. Ч.). 4. Неужели пройдет четыре дня и его не будет? (Ю. Бонд.). 5. Петр разбудил его в четыре часа; он тотчас оделся и вышел с ним (И. Тург.). 6. На высоте настала тьма, но Севастополь был светел, … освещался четырьмя люстрами осветительных ракет (А. Плат.).
Семинар 12. Имя числительное как часть речи. Склонение числительных

Цель: получить системное представление об имени числительном как части речи, научиться склонять числительные.

Вопросы для подготовки:

    1. Склонение количественных числительных.

    2. Склонение порядковых числительных.

    3. Склонение дробных числительных.

    4. Склонение собирательных числительных.

Практическая часть


Задание 1. Правильно прочитайте имена числительные в составе предложений. Цифровые обозначения запишите словами.

1. Первый раз он приехал в Россию 36 лет назад. 2. В субботу на 1-м канале Российского телевидения в 10. 00, 15. 30 и 23. 45 передают «Новости». 3. На фабрике Гознак печатают денежные знаки достоинством 500 рублей. 4. Полугодовой комплект газеты «Известия» стоит теперь вместо 99 рублей 72 копеек 75 рублей 60 копеек. 5. Цена одной книги с пересылкой составляет 19 рублей 85 копеек. 6. Компьютеры «Вист» продаются в Москве за 725, 765, 1 345 и 2 499 долларов США. 7. Автосалон предлагает автомобили: «Волга» по цене 38 400 000 рублей, «Жигули» 2110 по цене 65 000 000 рублей, микроавтобус «Газель» за 79 400 000 рублей, немецко-чешский лимузин «Шкода» стоимостью от 12 000 до 19 000 условных единиц.

Задание 2. Выполните морфологический разбор выделенных слов в задании 1.

Работа в группах. Устный зачет по теме «Склонение количественных числительных».

Семинар 13. Местоимение как часть речи. Коллоквиум

Цель: получить системное представление о местоимении как части речи.

Вопросы для коллоквиума:

  1. Дайте понятие о местоимении как части речи; приведите примеры.

  2. Покажите различие указательной и отсылочной (анафорической) функций местоимений. Как связано это различие с ситуативным и контекстуальным употреблением местоимений? Приведите примеры.

  3. Укажите различие в понимании границ местоимения как части речи. Чья позиция представляется вам более правильной?

  4. Какие признаки лежат в основе внутренней классификации местоимений? Покажите на примерах действие этих признаков.

  5. Назовите разряды местоимений по значению и все слова, входящие в каждый разряд.

  6. Охарактеризуйте значение, морфологические признаки и синтаксические функции местоимений каждого разряда.

  7. Покажите лексическую и грамматическую соотносительность местоимений с другими полнозначными словами (частями речи).

Практическая часть


Задание 1. Прочитайте определения, которые даются местоимениям в учебной и научной литературе. Изучите их и сравните. Какое общее представление о местоименных словах вы получили? Изложите его устно или письменно.

  1. Местоимения – это склоняемые именные слова, которые не называют предметов, их признаков и количества, а только указывают на них. Значение местоимения контекстуально, ситуативно обусловлено (Современный русский язык: В 3 ч. – М., 1981. – Ч. 2. – С. 119).

  2. Местоимение ( как часть речи ) – предметно-личные местоименные слова ( местоименные существительные) я, мы, ты, вы, он, она, оно, они, себя, кто( никто, некто, кое-кто, кое-что, кто-то, кто-либо, кто-нибудь), что ( ничто, нечто…), а также все, то, это в предметном значении (Краткий справочник по современному русскому языку / Под ред. П. А. Леканта. – М., 1991. – С. 217).

Задание 2. Ниже даны определения местоимений из научных источников, более сложные, но дополняющие формулировки предыдущего задания. Проанализируйте их и представьте в виде утверждений (суждений).

  1. Термин « местоимения ( местоименные слова )» традиционно употребляется… к широкому кругу слов, объединенных общей указательной функцией или ее разновидностью – функцией заместительной ( Русская грамматика / Под ред. Н. Ю. Шведовой и В. В. Лопатина. – М., 1990. – С. 202).

  2. Местоименные слова – лексико-семантический класс знаменательных слов, принадлежащих к разным частям речи и обладающих « местоименным» типом лексического значения. Кроме местоимений к местоименным словам относятся местоименные наречия и местоименные глаголы ( Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. – М., 1990. – С. 295).

  3. Местоимение – лексико-семантический класс знаменательных слов, в значение которых входит либо отсылка к данному речевому акту ( к его участникам, речевой ситуации или к самому высказыванию), либо указание на тип речевой соотнесенности слова с внеязыковой действительностью (его денотативный статус) (Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. – М., 1990. – С. 294).

Задание 3. Найдите в предложениях местоимения. Определите их разряд по значению и синтаксическую функцию.

  1. Мне с детства часто снится сон:

Вхожу я в город незнакомый (М. Алиг.).

  1. Я вижу этот трудный путь

Из своего окна (М. Алиг.).

  1. Я оглянулся. Никого.

Но тень была (А. Возн.).

  1. С тобою, время неистовое,

Я жизнь мою перелистываю (П. Ант.).

  1. Что это значит – остаться в истории? (Н. Ас.).

  2. Я такую деревню знаю.

В ней давно живет тишина (В. Фирс.).

  1. Бросьте все

И уехать! ( В. Фирс.).

  1. Кто следующий?

Ты следующий!

Во многом еще не сведущий,

Но ясную цель преследующий (Л. Март.).

Примечание. Укажите, местоимения каких разрядов вам не встретились в предложениях. Приведите примеры слов каждого из этих разрядов.
Семинар 14. Грамматические признаки местоимений. Прономинализация

Цель: получить системное представление о местоимении как части речи и его грамматических особенностях.



Вопросы для подготовки:

1. Грамматические особенности местоимений.

2. Что такое прономинализация? Приведите примеры этого явления. Надо ли считать прономинализацию способом словообразования?

3. Расскажите о причинах и условиях перехода в местоимения слов других частей речи.

4. Опишите особенности использования местоимений в стилистических целях (приведите примеры).

Практическая часть


Задание 1. Определите, в качестве какой части речи функционирует слово один, и дайте обоснование.

1. Нужно было только хозяевам уйти или уснуть, чтобы он занялся чем-нибудь вроде прыганья на одной ножке или подбрасывания камешков. (Ч.) 2. …Слушайте, Горький, - тут один учитель хочет познакомиться с вами. (М. Г.) 3. Из жалости один монах больного призрел, и в стенах хранительных остался он, искусством дружеским спасен. (Л.) 4. Он нашел новую семью. И в ней один штык его, Сережи. (Н. О.) 5. Одни только грачи, состарившиеся в степи и привыкшие к степным переполохам, покойно носились над травой…(Ч.)

Задание 2. Определите, какой частью речи является выделенное слово, и докажите это.

1. Сияй, сияй, Луна, все выше поднимая свой Солнцем данный лик. (Бун.) 2. С нетерпением, доводившим меня почти до подлинного безумия, ждал я следующего свидания.(Кат.) 3. Я затрепетал от того, что в моем присутствии родился настоящий литературный афоризм. (Кат.) 4. Он говорил…о простоте как следствии очень большой работы над фразой, над отдельным словом. (Кат.) 5.Саша очень хорошо знал отдельные части города (Леон.) 6. Вслед за тем Базаров уезжает из деревни Кирсановых, и Тургенев напутствует его следующими словами…(Писар.) 7. Если у вас в данное время нет никакой темы, то пишите обо всем, что увидите. (Кат.) 8. Он сделал томным, красивым голосом избалованного женщинами известного писателя несколько вялых замечаний…(Кат.) 9. За неисполнение настоящего приказа – расстрел. (Н. О.) 10. В заданиях предлагается проанализировать готовые материалы к сочинению, обнаружить в них определенные недочеты и внести исправления. (Л. Григ.)
Работа в группах. Устный зачет «Разряды местоимений».
Семинар 15. Местоимение в системе частей речи

Цель: выявить уровень овладения компетенциями по изученным темам.



Вопросы для обсуждения:

    1. Особенности склонения местоимений разных разрядов.

    2. Изучение местоимения в системе частей речи в школьной грамматике.

Контрольная работа по темам «Имя прилагательное, имя числительное и местоимение».

Темы для подготовки к контрольной работе:

  1. Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды прилагательных. Имена прилагательные качественные и относительные; совмещение свойств этих разрядов в отдельных группах относительных прилагательных. Отношение притяжательных прилагательных к основным лексико-грамматическим разрядам.

  2. Склонение прилагательных.

  3. Краткие формы качественных прилагательных: значение, формоизменение, синтаксические функции. Образование кратких форм.

  4. Степени сравнения качественных прилагательных, их значение и образование.

  5. Имя числительное как часть речи. Структура количественных числительных, их морфологические свойства и синтаксические функции. Склонения количественных числительных.

  6. Местоименная семантика и функции неопределенно-количественных слов. Собирательные числительные, дробные числительные.

  7. Местоимение как часть речи. Разряды местоимений, их значение и грамматические особенности. Склонение местоимений.

  8. Морфологический анализ прилагательного.

  9. Морфологический анализ числительного.

  10. Морфологический анализ местоимения.



Семинар 16. Коллоквиум «Явление переходности в системе частей речи»

Цель: научиться квалифицировать функциональные омонимы.
Вопросы для обсуждения во время коллоквиума:

  1. Понятие функциональных омонимов.

  2. Зоны образования функциональных омонимов.

  3. Анализ функциональных омонимов.

  4. Функциональные омонимы в понимании Л.Д. Чесноковой, В.С. Печниковой и других лингвистов.

  5. Изучение функциональных омонимов в курсе русского языка в школе.


Конспектирование: Функциональные омонимы (см.: Чеснокова Л. Д., Печникова В. С. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 3 ч.: Ч. 2: Морфология: Учебн. для филолог. спец. высш. учебн. зав. Под ред. Е.И. Дибровой. 2-е изд., доп. и перераб. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – с. 265 – 297.)

Практическая часть


Работа в группах. Определите, в качестве какой части речи функционирует слово один, (числительное, неопределенное местоимение, частица), и дайте обоснование.

  1. Словом, никакая не вода, а один убыток от него! 2. Он откинул крышку рояля, взял аккорд и поморщился: одна клавиша не звучала. 3. А это, видишь ты, …история одна была. 4. Бунины… делили дачу с одной богатой толстой дамой, писательницей, только что впервые напечатавшейся в «Вестнике Европы». 5. Семь раз примерь, один – отрежь. 6.Лет пятнадцать назад мне написало отчаянное письмо мать одной школьницы. 7.. Был у меня один простой и милый знакомый – директор краеведческого музея в маленьком городке… 8. Сообщая об этом Акиму, он полушутя сказал: «Остался я с одним женским пролетариатом». 9. Сложились они, и на восемнадцать дворов у них – четыре лошади и одна пара быков, а едоков сто семь. 10. Достаточно перечислить одни лишь названия бунинских стихотворений того времени, чтобы понять, что делалось тогда в душе Бунина.


Семинар 17. Аспекты и приёмы морфологического анализа слова и текста в школьном курсе русского языка.

Цель: научиться выполнять школьный и вузовский морфологический разбор изученных частей речи.



Вопросы для подготовки:

1. Морфологический анализ слов именных частей речи в вузе и школе.

2. Частеречный анализ текста.

Практическая часть


1. Подобрать отрывок из художественного текста объемом 10-15 предложений, указать автора, название, издание, год издания, страницы. Из отрывка выбрать 20 слов для морфологического анализа (5 имен существительных, 5 имен прилагательных, 5 имен числительных, 5 местоимений; слова одной части речи должны относиться к разным лексико-грамматическим разрядам, иметь разные грамматические значения). Морфологический разбор выполнить по образцу (Информационные модели в курсе морфологии современного русского литературного языка: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Русский язык и литература» / Автор-составитель Н.А. Киселева. – Тара: Изд-во ОмГПУ, 2005. – 54 с.).

2. Законспектировать план устного и письменного морфологического анализа именных частей речи по школьному учебнику русского языка для 9 класса любого автора.

3. Выполнить школьный морфологический анализ 3 имен существительных, 3 имен прилагательных, 3 имен числительных, 3 местоимений из данного текста.

Решение задач кейса.

Вытеснение менее престижных слов более престижными существовало всегда (хотя и не в таких масштабах). Многие из новых названий еще не вошли в словари и не стали фактом литературного языка. Пока они скорее относятся к профессиональным жаргонам. Объявление «требуется эккаунтменеджер» понятно лишь эккаунтменеджерам (или акаунтменеджерам).

(По тексту М.А. Кронгауза «Русский язык на грани нервного срыва»)

Задание 1. Выполнить морфологический анализ слов, выделенных звездочкой по школьной и вузовской классификации.

Задание 2. Обозначить все слова как части речи.

Задание 3. Выписать имена прилагательные в форме сравнительной степени и охарактеризовать процесс образования форм.

Задание 4. Определить лексическое и грамматическое значение подчеркнутых слов.
Основная литература по теме 1, 2, 3.

Дополнительная литература по теме 1, 2, 4, 5.
перейти в каталог файлов
связь с админом