Главная страница

МОРЯ 4 курс 7 семестр семинары. Семинар Развитие речи как самостоятельный раздел методики преподавания русского языка Вопросы для обсуждения


Скачать 32.18 Kb.
НазваниеСеминар Развитие речи как самостоятельный раздел методики преподавания русского языка Вопросы для обсуждения
АнкорМОРЯ 4 курс 7 семестр семинары.docx
Дата22.02.2018
Размер32.18 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаМОРЯ 4 курс 7 семестр семинары.docx
ТипСеминар
#65333
Каталогid171866459

С этим файлом связано 6 файл(ов). Среди них: Шаталов.pptx.pptx, seminary_po_morfologii_2016-2017.docx, seminar_MORYa_3_kurs_2016-2017.docx, 7-8.docx, ochno_19_06_2017_3.xls, семинары.docx, МОРЯ 4 курс 7 семестр семинары.docx.
Показать все связанные файлы

Семинар 1. Развитие речи как самостоятельный раздел методики преподавания русского языка

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие «развитие речи».

  2. Виды речевой деятельности.

  3. Цели и задачи развития связной речи.

  4. История методики развития речи.

  5. Вопросы развития речи в свете речевой деятельности.

  6. Принципы методики развития речи.

  7. Речеведческие понятия, изучаемые в школе.

Задания:

  1. М.Р. Львов отмечает:

«…Язык обретает жизнь лишь в процессе его функционирования, в действии, в языкознании, т.е. в речи. Лишь в ней язык получает практическое значение, лишь в ней реализуются потенциальные возможности языка». Какой методический вывод можно сделать из этого высказывания?

  1. Подготовьте краткий конспект сообщения о разграничении понятий «язык» и «речь», используя следующую таблицу (предварительно заполните ее).

Понятия

Функции

Единицы

«Язык»





«Речь»





Докажите связь и взаимообусловленность языка и речи.

  1. Как вы понимаете выражение: «На уроках русского языка проходит изучение языка и обучение речи»? Разграничьте понятия «изучение языка» и «обучение речи». Аргументируйте свой ответ.

  2. Одним из направлений работы по развитию речи обучающихся является обогащение их словарного запаса. Составьте сообщение на эту тему. Приведите примеры упражнений из учебников русского языка разных авторов.

  3. В средней школе проходит обучение следующим видам речевой деятельности: аудированию, чтению, говорению, письму. Приведите примеры таких упражнений. Приведите пример упражнений, связанных с выразительным чтением. Какова роль такого задания? Какие умения формируются в процессе обучения чтению?

  4. Развитию речи способствуют разные типы упражнений:

  • упражнения, связанные с усвоением норм русского литературного языка;

  • упражнения, связанные с пополнением словарного запаса обучающихся;

  • упражнения, основанные на формировании умения обучающихся связно излагать свои мысли.

Подберите материал в соответствии с данной классификацией.
Семинар 2. Обогащение речи учащихся.
Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие хорошей речи. Обогащение словарного запаса учащихся.

  2. Цели и источники обогащения словарного запаса учащихся на уроках русского языка.

  3. Особенности содержания словарной работы в школе.

  4. Лингвистические и психологические предпосылки методики работы по обогащению словарного запаса учащихся.

  5. Семантизация незнакомых и частично знакомых учащимся слов.

  6. Словарно-семантическая работа на уроках русского языка.

  7. Лексические ошибки и работа над ними на уроках русского языка.

Задания:

  1. Покажите на конкретных словах использование разных приемов семантизации слов.

  2. Разработайте фрагмент урока, демонстрирующий поэтапное овладение обучающимися словом (словами). Проведите фрагмент урока на занятии.

  3. Найдите в учебниках русского языка задания по работе с толковым словарем (вынесите их на слайды презентации). Проанализируйте их. Какие умения формируются с помощью этих заданий?

  4. Проведите фрагмент урока, демонстрирующий работу с толковым словарем.

Семинар 3-4. Обучение различным видам речевой деятельности.

Вопросы для обсуждения:

  1. Обучение различным видам речевой деятельности как раздел развития речи.

  2. Обучение слушанию. Слушание и виды восприятия текста.

  3. Виды работ по развитию умения слушать.

  4. Обучение чтению. Цели обучения.

  5. Содержание обучения чтению.

  6. Обучение разным видам чтения.

Задания:

  1. Проанализируйте учебник русского языка 10 класса С.И. и В.В. Львовых (http://vseuchebniki.net/rus10/472-uchebnik-russkiy-yazyk-10-klass-lvova-2014.html) на предмет обучения различным видам речевой деятельности в целом. Подробно рассмотрите материалы по теме «Аудирование как вид речевой деятельности» (терминологию, виды заданий). Подготовьте устное сообщение.

  2. Найдите в учебниках русского языка (см. учебник Львовых и др. учебники) задания по обучению слушанию (вынесите их на слайды презентации). Проанализируйте их. Какие умения формируются с помощью этих заданий?

  3. На основе материала конкретного учебника разработайте и проведите фрагмент урока по обучению слушанию.

  4. Проанализируйте учебник русского языка 10 класса С.И. и В.В. Львовых по теме «Чтение как вид речевой деятельности» (терминологию, виды заданий). Подготовьте устное сообщение.

  5. Найдите в учебниках русского языка задания по обучению чтению (вынесите их на слайды презентации). Проанализируйте их. Какие умения формируются с помощью этих заданий?

  6. На основе материала конкретного учебника разработайте и проведите фрагмент урока по обучению чтению.

перейти в каталог файлов
связь с админом