Главная страница

Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки К. Сказка о Веселом Язычке 8 Статические упражнения для языка 9 Динамические упражнения для языка 9 Упражнения для губ 10


Скачать 4.61 Mb.
НазваниеСказка о Веселом Язычке 8 Статические упражнения для языка 9 Динамические упражнения для языка 9 Упражнения для губ 10
АнкорРабочая тетрадь по развитию речи на звуки К.doc
Дата30.09.2017
Размер4.61 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаРабочая тетрадь по развитию речи на звуки К.doc
ТипСказка
#38466
страница1 из 4
Каталогid11877722

С этим файлом связано 65 файл(ов). Среди них: kruzhochki_so_slogami.pdf, kartochki_na_soglasnye.pdf, Нищева Занимаемся вместе Старшая группа 1 часть.doc, O_I_Azova_Chtenie_s_uvlecheniem_4.pdf, sostav_chisla_10.docx, podumay_kakoy_zvuk_i_raskras.pdf, rus_1_kl.pdf, Нищева Занимаемся вместе Средняя группа.doc, O_I_Azova_Chtenie_s_uvlecheniem_3.pdf и ещё 55 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4













СОДЕРЖАНИЕ

Введение 2

Автор объясняет 2

Автор советует 4

Артикуляционная (речевая) гимнастика 6

Сказка о Веселом Язычке 8

Статические упражнения для языка 9

Динамические упражнения для языка 9

Упражнения для губ 10

Комплекс упражнений для формирования правиль­
ного произношения звуков [к], [к'] 11

Положение органов речи при произношении

звуков [к], [к'] 14

Условные обозначения 14

Дидактический материал для речевой работы

с детьми 15

Закрепляем произношение твердого согласного

звука [к], учим звуковому анализу 19

Закрепляем произношение мягкого согласного

звука [к'], учим звуковому анализу 46

Вместо заключения 77

Говорите правильно! 80

ВВЕДЕНИЕ

АВТОР ОБЪЯСНЯЕТ

Перед вами пособие, которое можно использовать для ра­боты по преодолению недостатков звукопроизношения у до­школьников и младших школьников, для общего развития речи, формирования звуковой культуры, правильной дикции у детей, а также для подготовки ребенка к обучению грамо­те. В норме формирование правильного звукопроизношения заканчивается у детей к 4—5 годам. Однако не все дошколь­ники могут самостоятельно освоить произношение отдельных звуков родного языка, а взрослые не всегда определяют на слух дефекты речи или не придают этому особого значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся.

Нарушение заднеязычных звуков [к], [г], [х] и парных мягких [к'], [г'], [х'] встречается значительно реже. Они составляют у детей 5—9 лет 1% от дефектов произношения других групп звуков и характерны для сложных речевых нарушений, например при значительном снижении слуха, алалии, ринолалии, дизартрии. В норме дети овладевают правильным произношением заднеязычных звуков в возра­сте от 2 до 3 лет.

Встречаются такие виды дефектов произношения [к], [г], [х] и мягких фонем: вместо [к] слышится гортанный щелчок, при произношении [г] к шуму при щелчке добавляется голос, при произношении [х] слышится гортанный шум. Второй вид нарушения — это случай замены заднеязычных звуков [к], [г], [х] переднеязычными [т], [д]. Дети говорят: «Молтовта, тапуста, толова. Ам-ам! То там? Му-у-у! Молата тому?» (Мор­ковка, капуста, корова. Ам-ам! Кто там? Му-у-у! Молока кому?)

Третий вид нарушения характеризуется заменой [к] на фрикативный [х], [г] — на южнорусский [г], [х] — иногда на [с]: «хапуста», «слеп» (капуста, хлеб).

Искаженное звукопроизношение приносит ребенку не­мало огорчений в детском саду, а в школе эти трудности возрастают. Сверстники замечают дефекты речи, посмеива­ются, взрослые часто делают замечания, и в школьных тетрадях появляется масса необычных ошибок. Ребенок стесняется участвовать в праздниках, рассказывать сти­хотворения, общаться с детьми и взрослыми, получает неудовлетворительные оценки по русскому языку. Ему нужна помощь взрослого. В одних случаях требуется специальная логопедическая работа, в других — достаточ­но после консультации логопеда занятий ребенка с воспи­тателем, учителем или родителями. Это зависит от степе­ни выраженности дефекта произношения, причин, а также от индивидуальных особенностей ребенка. Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий для работы по формированию правильного звукопроизношения: прежде всего необходимо вызвать у ребенка интерес к занятиям, а для этого использовать игру, рисование, ху­дожественное слово и другие виды деятельности, повыша­ющие познавательную активность ребенка, позволяющие избежать быстрого утомления.

Используя наше пособие, вы сможете применить разнооб­разные приемы: называние картинок, исключение неподхо­дящей картинки, отгадывание и загадывание загадок, дого-варивание слов, проговаривание потешек, чистоговорок и скороговорок, разучивание стихотворений, считалок, состав­ление звуковых схем слов, развивающие игры со словами, обводка и раскрашивание рисунков с комментированием, элементы логоритмики, исключение неподходящего по зву­ковому составу слова, обобщение понятий одним словом и многие другие.

В рабочую тетрадь включены артикуляционные упражне­ния для отработки основных движений органов речи, под­готовки речевого аппарата к правильному произношению звуков. В тетради не описаны специальные приемы вызыва­ния или постановки звуков, так как их должны использо­вать логопеды.

Воспитатели и родители могут достичь успеха в резуль­тате систематической и кропотливой работы по развитию у детей фонематического слуха, выработке правильного арти­куляционного уклада (см. Положение органов речи при произношении звуков), вызыванию правильного произноше­ния звука по подражанию.

АВТОР СОВЕТУЕТ

Занятия с ребенком рекомендуется проводить системати­чески, не менее 3 раз в неделю, подкрепляя ежедневными 2—3-разовыми кратковременными упражнениями. Сроки преодоления недостатков звукопроизношения зависят от ряда факторов: степени сложности дефекта, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, регулярности занятий, уча­стия родителей в этой работе. Родителям, имеющим дефек­ты произношения, полезно заниматься вместе с детьми.

В работе с тетрадью по развитию речи необходимо соблю­дать последовательность: не предлагайте на первом этапе для выполнения трудных заданий, постепенно переходите от простого задания к сложному. Тщательно закрепляйте изученный материал. Основная ваша задача — включить ребенка в целенаправленную речевую работу, заинтересо­вать его. Только при положительном отношении вы сможете выработать умение отличать правильное произношение от дефектного, осуществлять слуховой контроль за собствен­ным произношением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков, учить различать звуки на слух

и в произношении, сформировать речедвигательные навыки, а также развить внимание, память, мышление и тем самым способствовать формированию у ребенка готовности к осво­ению письма и чтения.

К сожалению, нет возможности включить в тетрадь весь необходимый дидактический материал, поэтому педагогам, родителям и детям придется потрудиться самостоятельно. Советуем не ограничиваться наглядным материалом в тетра­ди и вместе с детьми подбирать подходящие к заданию картинки. Там, где требуется повторение слов, вспомните аналогичные слова, организуйте соревнование, кто больше назовет слов на заданный звук. Чтобы научить ребенка звуковому анализу слов, следует иметь собственные четкие представления об этой работе.

Развитие речевого слуха проводится в форме игры и зани­мательных упражнений, дидактический материал предлага­ется с постепенным усложнением. От анализа неречевых зву­ков (звуков города, природы, дома, магазина) дети переходят к размещению слов, близких по звучанию: чашка — кашка, мак — бак, а затем к дифференциации слогов и отдельных звуков. Дети учатся различать фонемы родного языка, начи­ная с гласных звуков, овладевают первыми лингвистически­ми понятиями: звук, слог, гласный звук, согласный звук, твердый согласный звук, мягкий согласный звук. Задания по звукослоговому анализу и синтезу развивают не только язы­ковое чутье у ребенка, но и его умственные способности.

Образец звукового анализа слова



р — [р] — согласный, твердый звук,

а — [а] — гласный звук,

к — [к] — согласный, твердый звук.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ (РЕЧЕВАЯ)

ГИМНАСТИКА

На начальном этапе рекомендуется речевая гимнастика для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи.

Цель артикуляционной гимнастики — выработка пол­ноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата (артикуляционных укладов), не­обходимых для правильного произношения звуков.

Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те арти­куляционные уклады, которые необходимо сформировать.

Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы выраба­тываемые у детей двигательные навыки закреплялись, ста­новились более прочными. Ее можно делать перед общей утренней зарядкой или перед завтраком в течение 3—5 минут, эмоционально, в игровой форме. Не следует пред­лагать детям более 2—3 упражнений; при отборе матери­ала надо соблюдать последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Упражнения выполняются сидя или стоя перед зеркалом, дети должны видеть педа­гога и свое лицо.

Педагог следит за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью движения, плавностью, доста­точным объемом движения, темпом выполнения, устойчи­востью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием лишних движений.

Работа над каждым упражнением идет в определенной последовательности:

  • рассказ о предстоящем упражнении с использованием
    игровых приемов («Сказка о Веселом Язычке»);

  • показ упражнения;

  • выполнение упражнения детьми перед зеркалом;

  • проверка правильности выполнения, указание на ошиб­
    ку;

  • выполнение упражнения без зеркала (если это возможно).

В начале работы может быть напряженность движений языка, губ. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся свободными и координированными.

На подготовительном этапе используются два вида об-щеразвивающих упражнений: статические и динамические, с образными названиями. Статические упражнения направ­лены на удержание артикуляционной позы в течение 6—10 секунд. Динамические упражнения требуют ритми­ческого повторения по 6—8 раз движений, координации, хорошей переключаемости.

Для того чтобы вызвать интерес у детей к речевой гимнастике, советуем проводить ее в занимательной ска­зочной форме. В сказке о Веселом Язычке обязательно должен быть элемент новизны. Учите детей сочинять сказки про Язычок. Полезно поменяться ролями: ребенок расска­зывает сказку, а взрослый выполняет упражнения. Ребе­нок подмечает недостатки и называет ошибки.



Сказка о Весёлом Язычке

Жил-был Весёлый Язычок в своем домике. Догадайся, что это за домик.







В домике этом Красные двери, Рядом с дверями Белые звери. Любят зверюшки Конфеты и плюшки.

Догадались? Этот домик — рот. Двери в домике то открываются, то закрываются. Вот так (рот закрыт, от­крыт). Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика (высунуть язык). Вот он вышел по­греться на солнышке, отдохнуть на крылечке (язык «ло­паткой» на нижней губе). Подул легкий ветерок, Язычок поежился (язык «стрелочкой»), спрятался в домик и за­крыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть). А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по кры­ше дождь (языком стучим в зубы, произносим «д-д-д-д»). Язычок не скучал дома, напоил котенка молоком. Котик лакал молочко (водим языком по верхней губе сверху вниз, рот открыт), потом он облизнулся (облизать верхнюю и нижнюю губки справа налево, слева направо) и сладко зевнул (рот широко открыт). Язычок посмотрел на часы, они тикали: «тик-так» (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваемся до уголков рта). Котенок свернулся клубочком. «Пора и мне спать», — подумал Язычок.

СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА

«ПТЕНЧИКИ». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

«ЛОПАТОЧКА». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

«ЧАШЕЧКА». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

«ИГОЛОЧКА», «СТРЕЛОЧКА», «ЖАЛО». Рот открыт. Уз­кий напряженный язык выдвинут вперед.

«ГОРКА», «КИСКА СЕРДИТСЯ». Рот открыт. Кончик язы­ка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

«ТРУБОЧКА». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

«ГРИБОК». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА

«ЧАСИКИ», «МАЯТНИК». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

«ЗМЕЙКА». Рот широко открыт. Узкий язык сильно вы­двинуть вперед и убрать в глубь рта.

«КАЧЕЛИ». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку или к верхним и нижним резцам.

«ФУТБОЛ», «СПРЯЧЬ КОНФЕТКУ». Рот закрыт. Напря­женным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

«ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ». Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

«КАТУШКА». Рот открыт. Кончик языка упирается в ниж­ние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирает­ся в глубь рта.

«ЛОШАДКА». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

«ГАРМОШКА». Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

«МАЛЯР». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, вести от верхних резцов до мягкого нёба.

«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ». Рот открыт. Широким языком об­лизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

«ОБЛИЖЕМ ГУБКИ». Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ

Губы нейтральны, как при произнесении звука [а].

Губы округлены, как при произнесении звука [о].

Губы вытянуты трубочкой, как при произнесении звука [у].

Углы рта оттянуты, зубы обнажены, как при произнесе­нии звука [и].

Чередование движений от [а] к [и], от [а] к [у] и обратно.

Плавный переход от [и] к [а], от [а] к [о], от [о] к [у] и обратно.

Артикулирование ряда гласных с плавным переходом: [и] [а] [о] [у] и в обратном порядке.

Артикулирование может сопровождаться проговаривани-ем звуков.

Ребенок контролирует собственное выполнение речевой гимнастики с помощью зеркала.

«УЛЫБКА». Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны. «ЗАБОРЧИК». Верхние и нижние зубы обнажены. Губы

растянуты в улыбке.

«ТРУБОЧКА». Вытягивание губ вперед длинной трубочкой. «ХОБОТОК». Вытягивание сомкнутых губ вперед.

«БУБЛИК», «РУПОР». Зубы сомкнуты. Губы округлены и

чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

«ЗАБОРЧИК» — «БУБЛИК»; «УЛЫБКА» — «ХОБОТОК».

Чередование положений губ. «КРОЛИК». Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и

обнажает верхние резцы.

На подготовительном этапе педагог выбирает из перечис­ленных упражнений только те, которые он считает необхо­димыми для формирования правильного артикуляционного уклада нарушенного звука.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ [К], [К']




Для формирования правиль­ного произношения заднеязыч­ных звуков предлагаем выпол­нять такие упражнения:

«Прятки». Цель: укреплять мышцы боковых краев язы­ка, учить втягивать и выд­вигать язык, поднимать спинку языка и удерживать в этом положении.

Педагог говорит: «Нагл Весёлый Язычок играет с нами в прятки. Посмотри­те, как он прячется в до­мик, и сделайте так не­сколько раз».

Рот открыт. (Узкий язык сильно выдвинуть вперед и

убрать в глубь рта.) Язык спокойно лежит, его кончик у нижних резцов. Затем язык оттягивается назад, при этом кончик языка отодвигается от нижних резцов, но нахо­дится внизу.

Необходимо следить, чтобы дети сидели прямо, не за­крывали рот, излишне не напрягались.

«Змейка». Цель: укреплять мышцы языка, учить втягивать и выдвигать язык, движения выполнять ритмично.

Педагог предлагает: «Наш Язычок покажет нам змей­ку. Посмотрите, как он двигается вперед, назад. Сделай­те это упражнение несколько раз».

Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

Упражнение выполняется в заданном темпе. «Горка». Цель: учить поднимать спинку языка, кончик языка удерживать за нижними резцами.

Педагог показывает: «Наш Язычок построил горку. Посмотрите, какая крутая получилась горка. Сделайте и вы горку».

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. В таком положении язык удерживается до 5 секунд. «Пароход». Цель: учить непроизвольно оттягивать язык кзади.

Педагог говорит: «Сейчас мы поплывем на пароходе. Наш пароход дает сигнал: ы-ы-ы... Как пароход дает сигнал? »

Дети по подражанию произносят: ы-ы-ы...

Рот приоткрыт. Не надо открывать его широко и растягивать губы в улыбку. Язык оттягивается назад и удерживается в этом положении.

Педагог следит за правильным выполнением упражне­ния, звук ы-ы-ы... произносится протяжно на одном вы­дохе.

Все эти упражнения дети выполняют перед зеркалом.

Упражнения «Часики», «Стрелочка», «Маляр», «Горка», «Вкусное варенье», «Лопаточка» можно отработать в зани­мательной форме.

«ЧАСИКИ»

Наш Весёлый Язычок На часы взглянул — идут:

Повернулся на бочок. Тик-так, тик-тук!

«СТРЕЛОЧКА»

Хватит спать, дружок, вставай, Поскорее просыпайся,
Не ленись и не зевай, За работу принимайся.




«МАЛЯР»

В руки кисточку возьми, Потолочек побели.

«ГОРКА»

Чок-чок, чок-чок, Сделал я уборку,

Я Весёлый Язычок. А теперь — на горку!




«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»

С горки покатался И проголодался.

«ЛОПАТОЧКА»

Чок-чок, чок-чок, Чок-чок, чок-чок,

Я Весёлый Язычок. Я Весёлый Язычок.

Побегу теперь в кровать День прошел —

Отдыхать и засыпать. и на бочок!

В ходе отработки основных движений и укладов органов

речи обращается внимание на произношение звука [к] в
словах.

ПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНОВ РЕЧИ ПРИ ПРОИЗНОШЕНИИ ЗВУКОВ [К], [К']

АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА [К]

Губы принимают положение следующего за [к] звука, не напряжены. Зубы разомкнуты до 5 мм. Кончик языка опу­щен и не касается нижних резцов. Передняя и средняя части стенки языка опущены, задняя часть стенки языка образует смычку с нёбом. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в носовую полость. Голосовые складки разомкнуты. Выдыхаемая струя взрывает смычку между языком и нёбом, в результате образуется характерный шум.

АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА [К']

Артикуляция мягкого звука [к'] отличается от твердого [к] такими моментами: при произнесении [к'] средняя часть спинки языка приближается к твердому нёбу, язык несколь­ко продвигается вперед и производит смычку со средней частью твердого нёба. Кончик языка находится несколько ближе к нижним резцам, а губы немного растягиваются и открывают зубы.


  1   2   3   4

перейти в каталог файлов
связь с админом