Главная страница

«Сказка за сказкой». Сказка за сказкой


Скачать 54.5 Kb.
НазваниеСказка за сказкой
Анкор«Сказка за сказкой».doc
Дата17.09.2017
Размер54.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файла«Сказка за сказкой».doc
ТипУрок
#27311
Каталогid50317698

С этим файлом связано 76 файл(ов). Среди них: Пейзаж в произведениях русских художников..doc, Картотека для рассматривания- Картины русских художников..docx, Знакомство с произведениями искусства..docx, vnimanie_i_pamyat.pdf, prodolzhi_ryad.pdf, predlogi.pdf и ещё 66 файл(а).
Показать все связанные файлы


Тема урока: «Сказка за сказкой».

Цель урока: создать условия для обобщения знаний учащихся о сказке, как литературном жанре.

Задачи урока:

  •  Образовательные: познакомить учащихся с общими признаками сказок на примерах русских народных сказок;

  •  Развивающие: развивать познавательную активность, умения наблюдать, сравнивать, обобщать, точно выражать свои мысли, прививать интерес к чтению книг;

  •  Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к русскому языку, к творчеству и традициям своего народа, воспитывать вдумчивого читателя;

  •  Здоровье сберегающие: учить заботиться о своём здоровье.

Тип урока: урок – путешествие.

Оборудование урока: карточки для работы в парах и в группах, маски героев к сказке «Репка», плакаты: «Карта путешествия», «Приметы сказок», выставка русских народных сказок, выставка рисунков «Мои любимые сказки», фишки для учащихся.

Форма организации познавательной деятельности: коллективная, работа в парах, группах, индивидуальная.

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.

Приёмы реализации методов: беседа, театрализация, работа с текстом, анализ, моделирование, самостоятельная работа.

Средства обучения: стимулирующий материал (плакаты, карточки для работы в парах и группах, учебник, фишки для самооценки результата своей работы)

Система контроля: сочетание самоконтроля с контролем учителя.

Список использованной литературы:

  1. Русская народная сказка «Лиса и журавль»

  2. М.В. Голованова, В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова «Родная речь» - 1 класс. – М. «Просвещение»,2006г

  3. Методическое пособие. Лободина «Поурочные планы по учебникам М. В. Головановой, В. Г. Горецкого Л. Ф. Климановой литературное чтение 1 класс. – Волгоград. «Учитель»,2008 г.

  4. С. В. Кутявина «Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению» 3 класс - М..»ВАКО»,2006 г.

  5. И. Ф. Яценко «Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению» 2 класс - М..»ВАКО»,2006 г.


Цель:

  • обобщить знания детей о сказке, как литературном жанре, показать признаки сказки, опираясь на русские народные сказки;

  • прививать интерес к творчеству своего народа, любовь к чтению; книге, развивать речь, мышление, смекалку;

  • воспитывать любовь к своему народу, его творчеству и мудрости.

Оборудование: карточки для работы в парах, лото и карточки для работы в группах, маски героев к сказке «Репка», текст сказки «Лиса и Журавель», карта путешествия, плакат «Приметы сказки», выставка книг с русскими народными сказками, выставка рисунков детей «Мои любимые сказки», стаканчики с фишками за правильные ответы на вопросы в ходе урока, скороговорки «Сказка ложь, да в ней намёк – добру молодцу урок», « Щуку я тащу, тащу. Щуку я не утащу»

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Постановка целей урока чтения

  • Какими видами деятельности хотели бы заниматься на уроке чтения? (Читать, рассказывать друг другу, прочитанное, читать на скорость, работать с чистоговорками).

  • Какие цели поставишь на урок для себя лично? ( Внимательно слушать учителя, одноклассников, выразительно читать, активно работать на уроке, чтобы набрать много фишек за правильные ответы на вопросы урока)

3. Разминка.

Подготовка речевого аппарата:

  • По плакату;



  • По цветовой таблице слогов и слов.

  • Работа над скороговоркой: 
    «Щуку я тащу, тащу.
    Щуку я не утащу»


- Прочитай скороговорку медленно, а затем увеличивай темп своего чтения. Следи за правильностью произношения слов.

- Почему было трудно читать быстро и правильно?

- Какие звуки повторяются в этой скороговорке?          

  • Раздели строчку на отдельные слова.
 ЖИЛИБЫЛИСТАРИКСОСТАРУХОЙ;
ВНЕКОТОРОМЦАРСТВЕВНЕКОТОРОМГОСУДАРСТВЕ;
ЖИЛИБЫЛИДЕДДАБАБА

Прочитайте эти выражения ещё раз.

Где встречались вы с ними раньше?

Кто помнит, как называются такие выражения? (сказочный зачин – начало сказки)

4. Чтение темы с доски. Постановка учебных целей урока. Карта путешествия.



- Какие цели нашего урока сегодня? ( Обобщить, имеющиеся знания о сказке)

- Что должны сделать сегодня? ( Пройти путь по карте – путеводителя) Для чего нужно это сделать? ( Увидеть, что общего в сказках, ответить на вопросы: «Почему сказки передавали из уст в уста?», « Какой смысл вкладывали люди в сказки?», «Почему важно было сохранить содержание сказок, передавая их из поколения в поколение?»).

5. Беседа.

  • Как называется раздел учебника, над которым мы с вами работали на прошлом уроке? (Устное народное творчество)

  • Почему он так называется? (Люди передавали сказки друг другу из уст в уста)

  • Сказки какого народа были на уроках? («Репка», «Колобок»)

6. Выставка книг и выставка рисунков «Мои любимые сказки» (домашнее задание к уроку)

- Давайте рассмотрим выставку книг из школьной библиотеки.

  • Кто автор сказок? (Русский нард)

  • Почему на книгах указано в обработке А.Н.Толстого, Афанасьева, Даля?

  • Люди, которые рассказывали сказки - бахари.



-А теперь, давайте посмотрим, какие сказки вы уже знаете и полюбили.

-Все ли сказки являются народными сказками? (На выставке есть авторская сказка - А. С. Пушкин «Сказка о золотой рыбке»).



7. Игра в лото «Собери сказку».

Работа в группах. Сказки:

1 группа: «Колобок»

- С кем встретился колобок, катясь по дорожке?



 

2 группа: «Курочка Ряба»



3 группа: «Яичко»



- Почему один и тот же сказочный сюжет и герои в сказках, а названия сказок разные?

4 группа: Пересказ и театрализованное представление «Репка».



Обобщение ответов детей.

- Кто герои в этих сказках? (Герои русских сказок- простые люди)

8. Клад волшебных вещей.



- Назови сказки, из которых вещи попали в клад. (Лиса и журавль, Лягушка – царевна, Гуси – лебеди, Каша из топора, Сивка – Бурка, Крошечка – Хаврошечка)

9. Музыкальная пауза «В траве сидел кузнечик».

10. Работа в группах «Угадай-ка».

  • Прочитай отрывок

  •  Определи героя сказки?

  • Назови сказку?

1 группа: «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам» (Лиса. – «Заюшкина избушка»)

2 группа: «Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – всё будет сработано». (Корова. – «Хаврошечка»)

3 группа: «Козлятушки, ребятушки, отворитеся, отопритеся, ваша мать пришла, молока принесла» (Волк. – «Волк и семерокозлят»)

4 группа: «Несёт меня лиса за тёмные леса, за быстрые реки, за высокие горы» (Петушок. – «Кот, петух и лиса»

5 группа: «Вижу – вижу! Не садись на пенёк, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке». (Маша. – «Маша и медведь»)

11. Рифмовки. Чтение по группам.

1 группа:
Ку-ка-реку!
Иду на пятах,
Несу косу на плечах,
Хочу лису посечи,
Слезай, лиса, с печи,
Поди, лиса, вон.

2 группа:
Я, коза-дереза,
За три гроша куплена,
Полбока луплено,
Топу-топу ногами,
Заколю тебя рогами,
Ножками затопчу, 
Хвостиком замету.

3 группа:
Петушок-петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шелкова головушка,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошка.

4 группа:
Я, колобок-колобок, 
По коробу скребён,
По сусеку метён,
На сметанке мешан,
В печку сажен.
Я от бабушки ушёл,
Я от дедушки ушёл,
От тебя, зайка, подавно уйду

12. Физкультминутка.

(Дети выполняют движения за представителями самых смелых групп, которые представили свои варианты физкультминуток к отрывку из сказки)

13. Беседа. Работа с текстом сказки «Лиса и журавль»

  • Когда были придуманы эти сказки? Докажите это текстом из сказки «Лиса и Журавль». Найди устаревшие слова.

  • Найди в сказке слова, которые выражают основную мысль («Как аукнется, так и откликнется»)

  • Как вы понимаете смысл этого выражения?

  • Троекратный повтор в сказке

- В сказках встречаются устойчивые выражения, такие как давным-давно, видано – невидано, строго-настрого…

- Для чего эти слова использовались в сказках? (Чтобы передать усиление эмоционального восприятия, т.е. в значении « очень»)

  • Работа с пословицей:

Сказка ложь, да в ней намёк – добру молодцу урок»-Объясните, как вы понимаете эти слова?

Обобщение ответов детей: сказки пришли из прошлого нашей Руси. Отражают быт и события времени. Передают мудрость своего времени потомкам

14. Работа в парах

- Благодаря русским народным сказкам в нашей речи появились поговорки и яркие эмоциональные сравнения.

- Продолжи выражения, соединяя со словами второго столбика:

Хитёр как…

 

 Заяц

Голоден как…

 

 Рыба

Упрям как…

 

 Волк

Здоров как…

 

 Баран

Грязный как…

 

 Бык

Труслив как…

 

 Свинья

Нем как…

 

 Лиса

15. Беседа.

  • Для чего люди сочиняли сказки?

  • Чему учат сказки?

  • Какую мудрость народ хотел передать поколениям, живущим после них?

  • Чем заканчивается сказка? (концовка сказки)

16. Итог урока. По таблице «Приметы сказок»:



- Что общего у всех сказок?

Обобщение ответов детей: сказки передают традиции русского народа, жизненный опыт, красоту русского языка, красоту, величие и благородство русской души

17. Оцените свою деятельность на уроке?

  • Кому сегодня на уроке было интересно путешествовать по сказкам?

  • Кто запомнил приметы сказок?

  • Сколько фишек заработали за урок?

  • Кто хотел бы прочитать новую сказку?

Список использованной литературы:

  1. Русская народная сказка «Лиса и журавль»

  2. М.В. Голованова, В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова «Родная речь» - 1 класс. – М. «Просвещение»,2006г

  3. Методическое пособие. Лободина «Поурочные планы по учебникам М. В. Головановой, В. Г. Горецкого Л. Ф. Климановой литературное чтение 1 класс. – Волгоград. «Учитель»,2008 г.

  4. С. В. Кутявина «Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению» 3 класс - М..«ВАКО»,2006 г.

  5. И. Ф. Яценко «Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению» 2 класс - М..«ВАКО»,2006 г.



перейти в каталог файлов
связь с админом