Главная страница
qrcode

Развитие речи у детей 2-3 лет. Л.Н. Смирнова. Смирнова Л. Н. Развитие речи у детей 2 3 лет


НазваниеСмирнова Л. Н. Развитие речи у детей 2 3 лет
АнкорРазвитие речи у детей 2-3 лет. Л.Н. Смирнова.doc
Дата11.02.2018
Размер409 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаРазвитие речи у детей 2-3 лет. Л.Н. Смирнова.doc
ТипДокументы
#63847
страница1 из 8
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8



ББК 74.102

Смирнова Л. Н.

Развитие речи у детей 23 лет. Пособие для воспитателей и родителей. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 104 с.

Пособие адресовано педагогам дошкольных учреждении для проведения занятий по развитию речи с детьми в возрасте 2—3 лет. Оно может быть так­же использовано родителями.

В книге содержится практический материал, который включает в себя 30 тематических циклов, предусматривающих лексико-грамматическое и сенсорное развитие детей.

© Смирнова Л. Н., 2006 © «Мозаика-Синтез». 2006

Предисловие

Данное пособие является результатом многолетнего творчес­кого труда автора. Оно предназначено педагогам дошкольных учреждений для проведения занятий по развитию речи с деть­ми 2-3 лет. Книга также может быть полезна родителям.

При обследовании детей, поступающих в дошкольное учреждение, у большинства из них выявляется неблагополучное речевое развитие. Условно их можно разделить на три группы:

• дети, у которых речь совсем отсутствует;

• дети, которые говорят отдельными словами;

• дети, которые говорят фразами, но их речь невнятная и с грамматическими ошибками.

И лишь несколько детей, поступающих в детский сад, име­ют речь, соответствующую нормам орфоэпии и понятную ок­ружающим.

А ведь к 2 годам в самостоятельной речи ребенка должно насчитываться не менее 50 слов. Речь малыша должна быть относительно понятной для окружающих. Но на самом деле речь детей раннего возраста оставляет желать лучшего. Это объясняется причинами, имеющими либо биологическую, ли­бо социальную природу.

Особенное внимание следует уделить воздействию социаль­ных факторов. Один из них — коммуникативная депривация, то есть недостаточность эмоционального и речевого общения ребенка с близкими людьми. Давно известно, что с малышом необходимо общаться начиная с самого его рождения. Одна­ко многие родители, к сожалению, недооценивают этот факт, и поэтому дети, с которыми мало общаются, имеют отставание в речевом развитии. А ведь речь является главным средством общения людей. Известно, что интеллектуальное развитие ре­бенка зависит от уровня его речевого развития. А уровень развития речи прямо пропорционально влияет на формиро­вание личности и характера ребенка.

Два года —это критический период в речевом развитии ребенка. От того, как в этот сензитивный период (этап воз­растного развития ребенка, наиболее благоприятный для фор­мирования определенных психических функций) организует­ся речевое воздействие на ребенка, зависит его речевая и познавательная деятельность.

Настоящее пособие разработано с учетом рекомендаций «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редак­цией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, а так­же с учетом рекомендаций А. И. Максакова и Л. Н. Павловой.

Материал, содержащийся в книге, имеет многофункцио­нальный характер: формирует фонетико-фонематическую ба­зу; развивает фразовую и связную речь, речевую моторику; способствует сенсорному развитию; активизирует развитие высших психических функций, познавательной деятельности; формирует процесс социальной адаптации у детей, учит иг­рать с игрушками и сверстниками.

Каждое упражнение — это продуктивный речевой тренинг, ус­пешно развивающий речевую деятельность детей в условиях вы­сокого эмоционального комфорта. Занятия проходят в облег­ченных речевых условиях (с использованием игрушек, различных предметов, картинок, рифмованных текстов, речевых игр, ми­ни-спектаклей, речевых подвижных игр). Книга изобилует риф­мованными текстами, так как рифмованная речь — это мощный катализатор, включающий в работу речевые образы.

В книге содержатся отрывки из художественных произведе­ний для чтения без наглядного сопровождения. Их цель — фор­мирование у детей внимания без опоры на наглядность, уме­ния слушать произведение и понимать его.

В пособии представлено 30 тематических циклов, каждый из которых включает в себя 3 занятия в неделю. При необходимо­сти занятия можно повторять с целью закрепления материала.
Тематический цикл «Игрушки»

(первая неделя)

Занятие 1

Цели. Учить детей внимательно рассматривать игрушки в игровом уголке, вслушиваться в речь воспитателя; обогащать словарный запас; развивать элементарные навыки фразовой речи; побуждать к высказываниям. Способствовать усвоению существительного с обобщающим значением игрушкии сен­сорному воспитанию.

Наглядный материал. Игрушки.

Ход занятия Игра «Здравствуйте, игрушки»

Воспитатель ведет детей в игровой уголок и проговарива­ет рифмованную миниатюру (2-3 раза).

В детский садик мы пришли И к игрушкам подошли: — Здравствуйте, игрушки, Куклы и зверюшки, Будем с вами мы играть, И не будем мы скучать.

Игра «Раздадим игрушки»

Воспитатель с кем-либо из малышей раздает детям игруш­ки, сопровождая действия словами:

Мы собачку берем

И Танечке даем.

Мы машинку берем

И Мишеньке даем.

Мы кубик берем

И Димочке даем...
Малыши садятся на стульчики так, чтобы все видели друг друга. Воспитатель по очереди подходит к детям и говорит: «У Тани собачка. Дети, что у Тани? (Да, уТанисобачка.) У Ми­ши машинка. Дети, что у Миши?» (Да, уМишимашинка.)

Игру можно усложнить, предложив детям определить иг­рушку на ощупь (твердая или мягкая).
Занятие 2

Цели. Развивать умение понимать речь воспитателя, навык связной речи. Способствовать созданию фонетико-фонема-тической базы. Учить внимательно рассматривать предмет.

Наглядный материал. Кукла.

Ход занятия Игра «Играем с куклой»

Воспитатель показывает детям куклу и объясняет им, что это игрушка, с ней можно играть. Малыши рассматривают куклу, а педагог комментирует:

Я вам куклу покажу

И про куклу расскажу.

Вот у куклы голова,

А вот глазки — их два.

Вот у куклы носик,

Ушки, щечки, ротик.

Вот у куклы ручки,

Вот у куклы брючки.

Вот у куклы ножки,

А на них сапожки.

Кукпа глазки закрывает, (2раза)

Кукла глазки открывает. (2раза)

Наша кукла плакать может,

Дети куколке помогут. Дети куколку качают, Наша кукла засыпает.

Далее воспитатель предлагает детям рассказать про эту кук­лу: показать, где у нее глазки, носик, ручки, ножки и т.д.; сказать, во что она одета.

Педагог еще раз читает стихотворение, а малыши догова­ривают вслед за воспитателем отдельные слова и словосоче­тания («приборматывают»).
Занятие 3

Цели. Развивать умение понимать речь воспитателя, навы­ки фразовой речи. Учить детей выполнять рифмованные ин­струкции.

Наглядный материал. Корзина или ящик с игрушками.

Ход занятия Игра «Корзина с игрушками»

Воспитатель показывает малышам корзину с игрушками, а затем по очереди обращается к каждому ребенку, предлагая ему подойти к корзине и найти определенный предмет, на­пример:

Ты к корзине иди

И куклу найди.

Ты к корзине иди

И кубик найди.

Ты к корзине иди
И зайку найди.

Воспитатель спрашивает у детей, что нашла Маша (Таня), что нашел Вова и т. д.

Хоровые ответы детей обычно выражаются одним словом, но педагог каждый раз дает образец ответа полным предло­жением: «Миша нашел машинку. Таня нашла куклу. Дима на­шел кубик...»

Речевая подвижная игра «Мы с игрушками играем»

В руках у малышей «найденные» игрушки. Педагог чита­ет стихотворение, а дети выполняют соответствующие дви­жения.

Мы с игрушками играем,

Поднимаем, опускаем,

Поднимаем, опускаем,

Поднимаем, опускаем,

Мы идем, идем, идем

И в корзинку их кладем.
Эту игру можно повторять ежедневно вне занятий, обучая детей повторять стихотворение.

Чтение без наглядного сопровождения

Кукла

Была у Насти кукла. Настя звала куклу дочка. Мама дала Насте для ее куклы все, что надо. Были у куклы юбки, кофты, платки, чулки, были да­же гребни, щетки, бусы.

Л.Н.Толстой
Тематический цикл «Игрушки»

(вторая неделя)

Занятие 1

Цели. Развивать умение понимать речь воспитателя, навык фразовой речи. Учить детей отвечать на вопросы педагога, выполнять двухступенчатые рифмованные инструкции. Спо­собствовать усвоению существительного с обобщающим зна­чением — игрушки.

Наглядный материал. Корзина с игрушками, картинки с изо­бражением игрушек.

Ход занятия

Игра «Корзина с игрушками»

Воспитатель берет корзину с игрушками, подходит к ре­бенку и говорит ему:

Ты нам куклу покажи И на стол положи.

После выполнения ребенком инструкции педагог обраща­ется с вопросом ко всем детям: «Что положил Вова?». Воспитатель подходит к следующему ребенку:

Ты нам мишку покажи И на стол положи.

«Что положила Катя?» — интересуется педагог. Дети отве­чают, и воспитатель идет дальше:
Ты нам зайку покажи

И на стол положи.
Таким образом педагог обходит всех детей. Далее воспита­тель сообщает, что на столе лежат игрушки, что их много. Он называет игрушки, а дети повторяют названия.

Игра «Найди картинку»

Воспитатель раскладывает на столе игрушки и картинки с их изображениями. Он предлагает каждому ребенку взять ка­кую-либо игрушку, назвать ее, а затем найти картинку с ее изображением. Можно использовать зачин: «На игрушку по­смотри и картинку подбери».
Занятие 2

Цели. Развивать навыки фразовой речи. Активизировать слу­ховое восприятие. Вызывать речевую инициативу у детей. Учить разбирать и собирать пирамиду из 56 колец. Способ­ствовать сенсорному воспитанию.

Наглядный материал. Пирамидка из 56 колец.

Ход занятия

Игра «Пирамидка»

Воспитатель показывает детям пирамидку и предлагает им сначала разобрать ее, а затем собрать. Действия сопровожда­ются чтением стихотворения.

Пирамидку мы возьмем. Пирамидку разберем. Колечко дадим Танюшке, Колечко дадим Андрюшке, Колечко дадим Маринке, Колечко дадим Иринке, Колечко дадим Ванюшке, Колечко дадим Валюшке.

Вы колечки отдавайте, Пирамидку одевайте.

Колечко надела Батюшка, Колечко надел Ванюшка, Колечко надела Иринка, Колечко надела Маринка, Колечко надел Андрюшка, Колечко надела Танюшка.

Все колечки мы надели. Пирамидку мы одели.

Игра повторяется ежедневно вне занятий (два раза подряд), чтобы охватить всех детей.
Занятие 3

Цели. Развивать навыки фразовой речи. Учить детей отве­чать на вопросы воспитателя, вслушиваться в его инструкции и правильно выполнять действия. Способствовать сенсорному воспитанию.

Наглядный материал. Игрушки.

Ход занятия Игра «Встали дети в круг»

Воспитатель вместе с детьми встает в круг и проводит ре­чевую подвижную игру, которая затем повторяется ежеднев­но вне занятий.

Педагог читает стихотворение, а дети выполняют соответ­ствующие действия.

Встали дети в круг, в круг. Кулачками стук-стук, Ручками хлоп-хлоп. Ножками топ-топ.

Побежали, побежали И к игрушкам прибежали. Будем с ними мы играть, А потом пойдем гулять.

Дети разбирают игрушки и играют с ними. Воспитатель вы­ясняет, кто с какой игрушкой играет, какая она на ощупь — твердая или мягкая. Дети хором отвечают: «Ваня играет с мишкой, он мягкий. Катя играет с куклой, она твердая. Ди­ма играет с машинкой, она твердая...»
Чтение без наглядного сопровождения

Мишка

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу —

Потому что он хороший.

А.Барто
Лошадка

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко.

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гост.

А.Барто
Зайка

Зайку бросила хозяйка —

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог.

Весь до ниточки промок.

А.Барто
Самолет

Самолет построим сами,

Понесемся над лесами.

Понесемся над лесами,

А потом вернемся к маме.

А.Барто
Тематический цикл «Игрушки»

(третья неделя)

Занятие 1

Цели. Развивать навыки связной речи, фонетико-фонематическую базу (учить различать слова, близкие по звучанию). Учить детей отвечать на вопросы воспитателя. Вызывать ре­чевую инициативу у детей. Способствовать усвоению обоб­щающего понятия игрушки. Развивать пространственное вос­приятие.

Наглядный материал. Игрушки: гармошка, матрешка, кук­ла, рыбка; флажки (по количеству детей).

Ход занятия Игра «Мы на стульчиках сидим»

Воспитатель в ряд располагает на столе игрушки и 2-3 ра­за читает стихотворение, указывая на называемые предметы.

Мы на стульчиках сидим,

На игрушки мы глядим.

Вот гармошка, вот матрешка.

Вот Антошка, вот рыбешка.

Далее педагог по очереди вызывает детей и спрашивает: «Дима, где гармошка? Таня, где матрешка? Витя, где Антош­ка (кукла)? Даша, где рыбешка?» Ребенок должен найти на­званную игрушку и сказать: «Вот гармошка. Вот матрешка. Вот Антошка. Вот рыбешка».

Потом педагог обращается ко всем детям, выясняя, как на­зываются лежащие на столе предметы. Дети отвечают хором: «Игрушки».

Речевая подвижная игра «Мы флажками машем»

Воспитатель раздает всем детям флажки и читает стихотво­рение. Дети выполняют соответствующие движения.

Мы флажками машем, машем,

Мы с флажками пляшем, пляшем.

Флажки вверх поднимаем,

Флажки вниз опускаем.

Флажки вверх поднимаем.

Флажки вниз опускаем.

Мы с флажками скачем, скачем

И под стульчики их спрячем.
Игра проводится 2 раза, затем она повторяется ежедневно вне занятий.
Занятие 2

Цели. Учить детей вслушиваться в речь воспитателя. Фор­мировать фонетико-фонематическую базу. Вызывать речевую инициативу у детей. Учить внимательно рассматривать пред­меты. Способствовать сенсорному воспитанию.

Наглядный материал. Трехместная матрешка.

Ход занятия

Игра «Матрешка»

Воспитатель показывает детям матрешку, спрашивает, как на­зывается этот предмет (в случае затруднения подсказывает). За­тем педагог читает рифмовку и выполняет описываемые в ней действия, вызывая речевую инициативу у детей, — «приборматывание», повторение слов и фраз. Игра повторяется 2-3 раза.

Мы матрешку открываем

И другую вынимаем.

Мы другую открываем

И третью вынимаем.

Посмотри, посмотри —

Три матрешки, раз-два-три.
Затем воспитатель сравнивает матрешек — большая, помень­ше, маленькая. Просит детей показать большую и маленькую матрешку. Педагог называет материал, из которого сделаны матрешки, и показывает еще несколько предметов из дере­ва—кубик, карандаш, стул.
Занятие 3

Цели. Развивать навык связной речи. Учить правильно упот­реблять существительные в творительном падеже. Закрепить обобщающее понятие игрушки.

Наглядный материал. Игрушки.

Ход занятия

Игра «Дети играют»

Воспитатель вызывает двоих детей, дает им по игрушке и комментирует: «Вот Таня. Вот Паша. У них игрушки. У Та­ни кукла. У Паши машина. Таня и Паша играют с игрушка­ми. Таня играет с куклой. Паша играет с машиной».

Педагог повторяет рассказ 3 раза, каждый раз вызывая дру­гих детей и меняя игрушки. Воспитатель активно поддержи­вает речевую инициативу детей (хоровой пересказ).

Рассказ можно повторить и вне занятий.
Чтение с наглядным сопровождением

Чтение стихотворения сопровождается показом юлы.

Волчок

Мой полчок —на тонкой ножке,

С деревянной годовой.

Покрутил его немножко —

Оказалось, он живой.

Он и пляшет, и поет,

И гудит, как самолет.

Он бежит бегом,

Он жужжит жуком.

Покружился мой волчок. З

авалился на бочок,

Лег на коврик —

И молчок.

Н.Саконскаи
Тематический цикл «Игрушки»
  1   2   3   4   5   6   7   8

перейти в каталог файлов


связь с админом