Главная страница
qrcode

Развитие речи у детей 2-3 лет. Л.Н. Смирнова. Смирнова Л. Н. Развитие речи у детей 2 3 лет


НазваниеСмирнова Л. Н. Развитие речи у детей 2 3 лет
АнкорРазвитие речи у детей 2-3 лет. Л.Н. Смирнова.doc
Дата11.02.2018
Размер409 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаРазвитие речи у детей 2-3 лет. Л.Н. Смирнова.doc
ТипДокументы
#63847
страница2 из 8
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8

(четвертая неделя)

Занятие 1

Цели. Развивать навыки фразовой речи. Формировать фо-нетико-фонематическую базу. Наглядный материал. Кукла.

Ход занятия Игра «Что делает кукла

Воспитатель совершает различные действия с куклой и ком­ментирует их, повторяя каждый глагол три раза. Затем повто­ряет эту игру, вызывая речевую инициативу у детей (хоровое проговаривание).

Кукла стоит, стоит, стоит.

Кукла сидит, сидит, сидит.

Кукла лежит, лежит, лежит.

Кукла встает, встает, встает.

Кукла идет, идет, идет.

Кукла стучит, стучит, стучит.

Кукла топает, топает, топает.

Кукла хлопает, хлопает, хлопает.

Кукла скачет, скачет, скачет.
Занятие 2

Цели. Развивать навыки фразовой речи. Учить детей вни­мательно слушать воспитателя и следить за его действиями; повторять несложные фразы; устанавливать причинно-след­ственные связи.

Наглядный материал. Кубики (5 шт.).

Ход занятия

Игра «Кубики»

Воспитатель берет кубики и строит из них дом, сопровож­дая свои действия словами:

Кубики мы берем, Кубик на кубик кладем, Кубик на кубик кладем, Кубик на кубик кладем, Кубик на кубик кладем, У нас получился дом. Нижний кубик взяли — Бух —домик сломали.

Педагог выясняет у детей, почему сломался дом. Затем он предлагает кому-нибудь из малышей построить такой же до­мик. Остальные дети читают стихотворение вместе с воспи­тателем.

Игра повторяется 2-3 раза, затем закрепляется ежедневно вне занятий.
Занятие 3

Цели. Учить детей слушать задания воспитателя и выпол­нять их. Развивать навык фразовой речи; пространственное восприятие.

Наглядный материал. Корзина с игрушками.

Ход занятия Игра «Корзина с игрушками»

Воспитатель берет корзину с игрушками и по очереди об­ращается к каждому ребенку со словами:

Ты мишку возьми

И вверх подними.

Ты куклу возьми

И вверх подними.

Ты кубик возьми

И вверх подними.
После того как ребенок выполнил задание, дети (по прось­бе воспитателя) рассказывают хором, что он сделал. При необходимости педагог помогает детям.

Речевая подвижная игра «Мы с игрушками играем»

Педагог раздает детям игрушки и читает стихотворение, со­провождая его соответствующими действиями. Малыши повто­ряют движения воспитателя.

Мы с игрушками играем,

Мы их вверх поднимаем,

Мы их вниз опускаем,

Мы их вверх поднимаем,

Мы их вниз опускаем.

Мы идем, идем, идем

И в корзинку их кладем.
Чтение без наглядного сопровождения

Подружки

Шар надутый две подружки

Отнимали друг у дружки —

Весь перецарапали.

Лопнул шар, а две подружки

Посмотрели — нет игрушки,

Сели и заплакали...

А.Шибаев
Тематический цикл «Овощи»

(пятая неделя)

Занятие 1

Цели. Развивать навык фразовой речи. Учить отвечать на вопросы полным предложением, опираясь на образцы вос­питателя. Способствовать усвоению обобщающего понятия ово­щи. Учить детей повторять и запоминать рифмованный текст с опорой на картинки.

Наглядный материал. Сюжетная картинка «Огород»; предмет­ные картинки: капуста, свекла, картошка, лук, чеснок, мор­ковь, горох; кастрюля; натуральные овощи.

Ход занятия

Игра «Огород»

Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинку «Ого­род», называет овощи, изображенные на ней. Потом он вы­ставляет на наборном полотне предметные картинки и 2—3 ра­за проговаривает четверостишие:

Посмотрите — овощи тут, Они в огороде растут: Капуста, свекла, картошка, Лук, чеснок, морковка.

Воспитатель выясняет у детей, где растут овощи: «Где рас­тет капуста (свекла, картошка...)?» Малыши отвечают: «Ка­пуста (свекла, картошка...) растет в огороде».

Речевая подвижная игра «Собираем овощи»

Воспитатель предлагает детям собрать овощи, чтобы мама сварила суп. Педагог читает стихотворение, а малыши рит­мично наклоняются, изображая, как они собирают овощи.

Игра повторяется несколько раз, пока дети не запомнят рифмовку. (В ходе игры рекомендуется использовать картинки.)

Собираем овощи, Мама сварит щи, щи. Вот капуста, вот горох. Ох, ох, ох, ох.

Игра «Сварим щи»

Воспитатель говорит детям, что сейчас они будут варить щи. Он раздает им овощи и предлагает сложить их в кастрю­лю. Дети выполняют задание, а педагог выясняет, кто какой овощ положил в кастрюлю. Малыши хором отвечают: «Таня положила картошку. Маша положила капусту...»
Занятие 2

Цели. Развивать навыки фразовой речи в процессе выпол­нения действий с предметом. Обогащать словарь детей гла­голами. Способствовать сенсорному воспитанию.

Наглядный материал. Помидоры.

Ход занятия

Речевая подвижная игра «Помидор»

Воспитатель произносит рифмовку, сопровождая ее соответ­ствующими действиями.

Будем помидор катать —

Вот так, вот так. (Вперед-назад,2раза)

Будем помидор бросать —

Вот так, вот так. (2разаподброситьвверх)

Будем помидор крутить —

Вот так. вот так.

Будем помидор делить —

Вот так, вот так.

Воспитатель разрезает помидор на части и угощает детей. Игра повторяется, но в этот раз действия с помидором со­вершает кто-нибудь из детей. Затем воспитатель просит ма­лышей рассказать, что они делали с помидором.
Занятие 3

Цели. Учить детей вслушиваться в речь воспитателя и пра­вильно выполнять его инструкции; отвечать на вопросы полным предложением; правильно употреблять предлоги в, под, на. Развивать навык фразовой речи. Формировать фонетико-фонематическую базу. Вызывать речевую активность детей.

Наглядный материал. Плюшевый медведь; овощи или кар­тинки с их изображением; корзина; мешок, матрешка, сун­дучок.

Ход занятия

Игра «Спрячем овощи»

На столе лежат овощи. Воспитатель сообщает детям, что за дверью стоит мишка, который хочет забрать овощи. Педагог предлагает малышам спрятать их (все необходимые предме­ты воспитатель готовит заранее).

Спрячь огурчик под стульчик. Куда ты спрятал огурчик?

Спрячь чеснок в мешок. Спрячь картошку в матрешку. Спрячь помидор под стол. Спрячь морковку на полку. Спрячь кабачок в сундучок.

Игра «Найдем овощи»

Воспитатель заранее раскладывает овощи в разных местах (на столе, стульчике, ковре, полке, подоконнике). Он сооб­щает детям, что «прибегал» зайчик и «спрятал» овощи, и корзина теперь пустая. Педагог предлагает малышам найти овощи.

Таня, Таня, поищи,

Где же овощи.

Вова, Вова, поищи,

Где же овощи.
Дети ищут овощи и рассказывают, где они находятся.

Игра повторяется несколько раз, а затем проводится ежед­невно—вне речевых занятий, для того чтобы задействовать всех детей.
Чтение с наглядным сопровождением

Воспитатель читает детям стихотворение и изображает опи­сываемые в нем действия.

Страшный случай

Пять проворных пальчиков

Как-то за столом

Чуть не утонули

В супе овощном.

Испугались Лук,

Морковка,

Свекла,

Помидоры,

Успокоиться не могут и по эту пору.

О.Дриз,переводТ.Спендиаровой
Тематический цикл «Фрукты»

(шестая неделя)

Занятие 1

Цели. Развивать навык фразовой речи. Учить детей отве­чать на вопросы воспитателя полным предложением; вслу­шиваться в рифмованную речь педагога, запоминать текст и повторять его. Формировать фонетико-фонематическую базу. Способствовать усвоению обобщающего понятия фрукты.

Наглядный материал. Фрукты или картинки с их изображе­нием: груша, банан, апельсин, киви, лимон, мандарин.

Ход занятия

Игра «Фрукты»

Воспитатель читает стихотворение и в два ряда расклады­вает на столе фрукты.

Вот лежат фрукты,

Вкусные продукты:

Груша, банан, апельсин.

Киви, лимон, мандарин.

Они на деревьях растут,

Их фруктами зовут.
Воспитатель повторяет стихотворение 3—4 раза, вызывая у детей речевую инициативу. Игра «Где растут фрукты

Воспитатель по очереди показывает малышам фрукты и спра­шивает, где они растут. Дети отвечают хором полными пред­ложениями: «Груша растет на дереве. Банан растет на дереве...»
Речевая подвижная игра «Мы идем в сад»

Воспитатель произносит рифмовку, а дети выполняют сле­дующие движения: на первые две строчки они поднимаются на носочки и тянут руки вверх, на вторые две строчки бега­ют по группе.

На носочки я встаю,

Яблочко я достаю,

С яблочком бегу домой,

Мамочке подарок мой!
Воспитатель проводит игру несколько раз, побуждая детей к повторению четверостишия.

Занятие 2

Цели. Развивать навыки фразовой речи. Обогащать словарь детей глаголами. Способствовать сенсорному воспитанию. Наглядный материал. Яблоки.

Ход занятия

Речевая подвижная игра «Яблоко»

Воспитатель произносит рифмовку, сопровождая ее соот­ветствующими действиями.

Будем яблоко катать —

Вот так, вот так. (Вперед-назад2раза)

Будем яблоко бросать —

Вот так, вот так. (2разаподброситьвверх)

Будем яблоко крутить —

Вот так, вот так.

Будем яблоко делить —

Вот так, вот так.

Воспитатель разрезает яблоко на части и угощает детей. Иг­ра повторяется, но в этот раз действия с яблоком совершает кто-нибудь из детей. Затем воспитатель просит малышей рас­сказать, что они делали с яблоком.
Занятие 3

Цели. Активизировать речевую деятельность детей. Учить выполнять двухступенчатые рифмованные инструкции педа­гога. Формировать фонетико-фонематическую базу.

Наглядный материал. Фрукты и картинки с их изображением.

Ход занятия Игра «Подбери картинку»

Воспитатель показывает какой-либо фрукт и обращается к ребенку: «Ты на фрукт посмотри и картинку подбери». Ребе­нок должен найти нужную картинку на столе и назвать фрукт.

Игра «Подарим фрукты»

Воспитатель по очереди обращается к детям с рифмован­ной инструкцией:

Ты яблоко бери

И Тане дари.

Ты грушу бери

И Маше дари.

Ты банан бери

И Пете дари.
Затем педагог выясняет, кому какой фрукт подарили. Дети отвечают хором: «Тане подарили яблоко. Маше подарили гру­шу. Пете подарили банан».
Тематический цикл «Осень»

(седьмая неделя)

Занятие 1

Цели. Развивать навыки связной и фразовой речи. Обога­щать активный словарный запас детей. Способствовать усво­ению обобщающего понятия осень. Учить детей вслушивать­ся в рифмованную речь воспитателя; координировать речь с движениями. Побуждать детей к хоровым высказываниям. Об­ращать внимание детей на сезонные изменения в природе. Способствовать сенсорному воспитанию.

Наглядный материал. Сюжетная картинка «Осень»; бумаж­ные силуэты листьев (3 шт.); большие и маленькие осенние листья.

Ход занятия

Игра «Осень пришла»

Воспитатель показывает детям сюжетную картинку и 2—3 ра­за читает стихотворение. Дети по возможности повторяют его вместе с педагогом.

Осень, осень к нам пришла,

Лето теплое прогнала.

Листья на деревьях желтеют,

Листья на деревьях краснеют,

Листья с деревьев опадают,

Люди куртки надевают.

Ты в окошко погляди —

Идут холодные дожди.
Речевая подвижная игра «Шагаем по листьям»

Воспитатель раскладывает на полу бумажные листья и пред­лагает детям прошагать по ним.

Ты на листья погляди

И по листьям пройди.

Посмотри, посмотри,

Раз-два-три.
Педагог проговаривает зачин несколько раз, побуждая де­тей к повторению.

Игра «Большой маленький»

Воспитатель раздает детям большие и маленькие осенние листья и предлагает сравнить их: «Какой лист у Тани? Та­нибольшойлист.) А у Маши? уМашималенькийлисточек.) Какой лист у Вовы? (У Вовы большой лист.) А у Антона?.. уАнтонамаленькийлисточек.)»
Занятие 2

Цели. Развивать навык фразовой речи. Способствовать сен­сорному воспитанию. Учить детей комментировать свои дей­ствия.

Наглядный материал. Основы для ковриков (три листа бу­маги красного, зеленого, желтого цветов) и листочки такого же цвета (по 5 штук для каждого ребенка).

Ход занятия Игра «Сделаем коврики»

Воспитатель кладет на середину стола листы бумаги красно­го, зеленого, желтого цветов, а детям раздает осенние листья.

Педагог выясняет у малышей, какого цвета у них листочки. За­тем он предлагает сделать коврики. Малыши по очереди под­ходят к столу и раскладывают свои листочки на основы (цвет листа должен соответствовать цвету основы). Свои действия они по возможности сопровождают словами: «Я кладу зеленый листок на зеленый коврик. Я кладу желтый листок на желтый коврик. Я кладу красный листок на красный коврик...» При необходимости педагог оказывает малышам помощь.

В конце занятия воспитатель еще раз выясняет у детей, ка­кого цвета у них получились коврики.
Занятие 3

Цели. Развивать навыки фразовой речи. Усвоение и диф­ференциация понятий один, два, много, ниодного. Побуждать детей к высказыванию. Способствовать сенсорному воспита­нию. Учить координировать речь с движениями.

Наглядный материал. Осенние листья (их можно вырезать из бумаги).

Ход занятия Игра «Сколько листочков

Воспитатель вызывает четырех малышей, троим из них он дает осенние листочки (одному —один листок, другому —два, третьему — много). Педагог предлагает сосчитать листочки.

У Тани один листочек.

У Маши два листочка.

У Вовы много листочков.

А у Антона ни одного листочка.

Игра повторяется 2—3 раза.

Речевая подвижная игра «Листопад»

Воспитатель предлагает детям изобразить листопад: малы­ши выполняют роль листиков, педагог — ветра.

Листопад, листопад,

Осыпается наш сад,

Листья желтые летят,

Под ногами шелестят.
Педагог повторяет игру несколько раз, побуждая детей к повторению четверостишия.
Чтение без наглядного сопровождения

Осень

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года осенью зовется.

М.Ходякова
Тематический цикл «Домашние животные»

(восьмая неделя)

Занятие 1

Цели. Развивать навык фразовой речи. Обогащать актив­ный словарь детей. Способствовать усвоению обобщающего понятия домашниеживотные. Учить отличать животных друг от друга по внешним признакам, имитировать их звукопод­ражания. Воспитывать гуманное отношения к животным.

Наглядный материал. Игрушки: кошка, коза, корова, ло­шадь; лошадка-качалка.

Ход занятия Игра «Песенки животных»

Воспитатель показывает детям игрушки (кошку, козу, ко­рову, лошадь). С помощью рифмовок он знакомит малышей с каждым животным, побуждая их к повторению звукопод­ражаний.

Кошечка идет, песенку поет:

— Мяу-мяу, мышку я поймаю.

Козочка идет, песенку поет:

— Ме-е, ме-е. дайте травку мне.

Коровка идет, песенку поет:

— Му-у, му-у, молока кому?

Лошадка идет, песенку поет:

— И-го-го, и-го-го, возить грузы нелегко.

Воспитатель сообщает детям, что кошка, коза, корова, ло­шадка—это домашние животные, которые живут с челове­ком и приносят ему пользу.

Дети вместе с педагогом рассматривают зверей, выделяя их внешние признаки. Он еще раз выясняет у малышей, какие «песенки поют» кошка, коза, корова и лошадь.
1   2   3   4   5   6   7   8

перейти в каталог файлов


связь с админом