Главная страница
qrcode

Развитие речи у детей 2-3 лет. Л.Н. Смирнова. Смирнова Л. Н. Развитие речи у детей 2 3 лет


НазваниеСмирнова Л. Н. Развитие речи у детей 2 3 лет
АнкорРазвитие речи у детей 2-3 лет. Л.Н. Смирнова.doc
Дата11.02.2018
Размер409 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаРазвитие речи у детей 2-3 лет. Л.Н. Смирнова.doc
ТипДокументы
#63847
страница3 из 8
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8

Игра «Лошадка-качалка»

Воспитатель по очереди качает детей на лошадке-качалке и в такт проговаривает следующие строки:

А у нас живет лошадка.

Нам на ней качаться сладко,

Качи-качи-качи-кач,

Ты, Наташенька, не плачь.

Игра проводится ежедневно во время и вне занятий. Посте­пенно дети заучивают стихотворение наизусть.
Занятие 2

Цели. Развивать речь детей в процессе выполнения дейст­вий с предметами. Учить вслушиваться в рифмованную речь воспитателя; сопровождать игры речью. Обогащать активный словарный запас по теме.

Наглядный материал. Игрушки: корова, коза.

Ход занятия Игра «Играем с животными»

Воспитатель показывает детям игрушки и спрашивает: «Кто это? (Корова, коза.) Как кричит корова? А коза?» Малыши внимательно рассматривают животных, а педагог проговари­вает следующие строки (2—3 раза), побуждая детей к хорово­му повторению.

Вот коровка к нам идет, Деткам молочко несет И кричит: «Му-му, Молочка кому, кому». У нее острые рожки, У нее четыре ножки, Вот живот, вот спина, Машет хвостиком она.

Прибежала к нам коза, Вот бородка, вот глаза, На головке — рожки, Вот четыре ножки. Копытами пляшет, Хвостиком машет, Ме-е, ме-е, ме-е, ме-е, Дайте травку мне.

Дети вместе с педагогом рассматривают животных, отме­чают их особенности.
Занятие 3

Цели. Развивать навыки связной речи. Учить детей вслу­шиваться в связный рассказ и улавливать сюжет. Способст­вовать усвоению понятий один, много, ниодной. Способствовать сенсорному воспитанию.

Наглядный материал. Три маленьких и одна большая собач­ки, дом, машина, коробка.

Ход занятия Игра «Собачки испугались»

Педагог читает детям рассказ и с помощью игрушек разыг­рывает происходящие в нем действия:

«Собачка пошла гулять. Подбежала к ней еще одна собач­ка. Потом еще одна. Теперь их много. Они маленькие. Вдруг прибежала большая собака.

Она лает: „Гав-гав-гав". Испугались маленькие собачки и разбежались. Одна собачка спряталась в домике, другая за­лезла в машину, а третья собачка прыгнула в коробку. Нет ни одной собачки. Убежала и большая собака».

Затем он читает рассказ еще раз и побуждает малышей к повторению.
Чтение без наглядного сопровождения

Коза(потешка)

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая —

За малыми ребятами,

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп,

Кто каши не ест,

Кто молока не пьет,

Того забодает,

Забодает, забодает...
Киска (потешка)

Киска, киска, киска, брысь,

На дорожку не садись.

Наша деточка пойдет,

Через киску упадет...
Тематический цикл «Домашние животные»

(девятая неделя)

Занятие 1

Цели. Учить детей вслушиваться в речь воспитателя и точ­но выполнять его словесные инструкции. Ввести в пассив­ный словарь конструкции с предлогом с.

Наглядный материал. Игрушки и картинки, изображающие животных (по 5 шт.).

Ход занятия

Игра «На игрушку посмотри и картинку подбери»

Воспитатель выставляет на столе игрушки и картинки. Он называет игрушки и показывает детям картинки, тоже называя их: «Это игрушка, а это картинка. Вот собачка и здесь собачка...» Затем педагог вызывает кого-нибудь из де­тей, показывает ему игрушку, просит назвать ее и найти картинку с ее изображением. («На игрушку посмотри и кар­тинку подбери».) Потом воспитатель вызывает следующе­го ребенка и т. д.

Игра «Положи рядом»

Педагог показывает ребенку картинку и спрашивает, кто на ней изображен. Ребенок отвечает. Воспитатель предла­гает малышу положить картинку рядом с соответствующей игрушкой, например: «Таня, положи эту картинку рядом с коровой. Маша, положи эту картинку рядом с кошкой. Андрей, положи эту картинку рядом с коровой...»
Занятие 2

Цели. Развивать речь детей в процессе выполнения дейст­вий с предметами. Учить детей вслушиваться в рифмованную речь воспитателя; сопровождать игру речью; внимательно рас­сматривать предметы и отмечать их детали. Обогащать актив­ный словарный запас детей. Воспитывать гуманное отноше­ние к животным.

Наглядный материал. Игрушки: кошка, собака; лукошко, книга.

Ход занятия

Игра «Играем с животными»

Воспитатель демонстрирует детям игрушки, спрашивает, как они называются. Затем он читает стихотворения о каж­дой из них. сопровождая чтение соответствующими дейст­виями.

Кошка

Принесла я вам лукошко,

В ней сидит большая кошка,

Шерстка очень гладкая,

Кошка очень мягкая.

Вот глазки глядят,

Вот ушки торчат,

Вот с усами ротик,

Вот пушистый хвостик,

Вот четыре лапки,

А на них царапки.
Собачка

Ты, собачка, не лай,

Дай мне лапку, дай, дай.

Ты, собачка, не лай,

Лучше хвостиком виляй.

Ты, собачка, не лай,

Лучше книжку почитай,

Ты, собачка, не лай,

А ложись-ка бай-бай.
Дети вместе с педагогом рассматривают животных, отме­чают их особенности. Затем воспитатель читает стихотво­рения еще раз, побуждая малышей к совместному повторе­нию текста.

В конце занятия воспитатель предлагает ребятам поиграть с игрушками.
Занятие 3

Цели. Развивать навык фразовой речи. Учить детей пра­вильно употреблять предлоги в, возле; выполнять словес­ные инструкции и рассказывать о проделанной работе.

Наглядный материал. Игрушки: кошка, лошадь, собака, по­росенок, коза, корова.

Ход занятия

Игра «Куда прыгнула собачка

Воспитатель показывает детям собаку и сообщает, что она очень любит играть и прыгать. Он демонстрирует малышам, как прыгает собачка, и спрашивает: «Куда прыгнула собач­ка?». Дети отвечают хором полными предложениями: «Собач­ка прыгнула в коробку (ящик, машину, корзинку, сумку, шкаф, коляску...)».

Игра «Поставь возле»

Воспитатель расставляет на ковре животных (кошку, ло­шадь, собаку, поросенка, козу, корову) и просит детей на­звать их. Затем педагог дает кому-нибудь из малышей еще одну собачку и просит: «Таня, поставь собачку возле коро­вы». Ребенок выполняет просьбу, а воспитатель спрашива­ет: «Куда ты поставила собачку?» Ребенок по возможности отвечает полным предложением: «Я поставила собачку воз­ле коровы».

Далее воспитатель по очереди обращается к другим детям: «Дима, поставь собачку возле кошки. Маша, поставь собач­ку возле лошадки. Вова, поставь собачку возле собачки. Ми­ша, поставь собачку возле козы. Лена, поставь собачку воз­ле свиньи».
Чтение без наглядного сопровождения

Тили-бом (потешка)

Тили-бом, тили-бом,

Загорелся кошкин дом.

Загорелся кошкин дом,

Идет дым столбом.

Кошка выскочила,

Глаза выпучила.

Бежит курочка с ведром

Заливать кошкин дом,

А лошадка —с фонарем,

А собачка —с помелом,

Серый заюшка —с листом,

Раз, раз, раз, раз,

И огонь погас.
Корова

Стоит Пеструха на зеленом лугу, травку жует-пережевывает. Рога у Пе­струхи крутые, бока толстые и вымя с молочком. Она хвостом помахива­ет, мух да слепней отгоняет. Поешь, поешь, Пеструха, повкуснее — молоч­ко у тебя будет слаще. Придет доярка тебя доить, надоит полное ведро вкусного, сладкого молока.

Е.Чарушин
Тематический цикл «Домашние животные и их детеныши»

(десятая неделя)

Занятие 1

Цели. Обогащать активный словарный запас по теме. Учить строить предложения с предлогом с. Закрепить множествен­ное число слов, обозначающих названия детенышей.

Наглядный материал. Картинки с изображением домашних животных и их детенышей.

Ход занятия

Игра «На картинки мы глядим»

Воспитатель выставляет перед детьми картинки и предла­гает детям назвать их. Педагог обращает внимание малышей на то, что на картинках нарисованы как взрослые животные, так и их детеныши. Малыши повторяют вслед за педагогом каждое предложение. Упражнение проводится 2-3 раза.

Мы на стульчиках сидим.

На картинки мы глядим.

Вот кошка с котятами,

Вот корова с телятами,

Вот коза с козлятами,

Вот свинья с поросятами,

Вот лошадь с жеребятами.
Игра «Кто где

Воспитатель использует картинки из предыдущего упражне­ния. Он просит детей показать, где на картинке взрослое жи­вотное, а где детеныш: «Где кошка? А где котята? (Дети пока­зывают.) Кошка взрослая, а котята —детеныши. (Дети повторяют предложение.) Где корова? А где телята? Корова взрослая, а телята — детеныши...»
Занятие 2

Цели. Развивать навыки фразовой речи. Учить строить пред­ложения с предлогом с. Обогащать словарь детей антонима-

ми. Побуждать детей к активному высказыванию. Способст­вовать сенсорному воспитанию.

Наглядный материал. Картинки с изображением домашних животных и их детенышей.

Ход занятия

Игра «Кто с кем живет

Воспитатель показывает детям картинку (например, с изоб­ражением кошки), спрашивает, какое животное на ней нари­совано, а затем выясняет: «С кем живет кошка?» Дети долж­ны ответить: «Кошка живет с котятами». И так далее.

Игра «Большой маленький»

Воспитатель по очереди показывает детям картинки и ком­ментирует. «Кошка большая, а котенок маленький. Корова большая, а теленок маленький. Коза большая, а козленок ма­ленький...» Малыши повторяют предложения.

Игра «Чей детеныш

Воспитатель по очереди показывает детям картинки с изоб­ражением детенышей домашних животных и говорит, например: «Котенок— детеныш кошки. Чей это детеныш?». Дети отве­чают хором.

Теленок — коровкин детеныш. Чей это детеныш? Жеребенок — лошадкин детеныш. Чей это детеныш? Щенок — собачкин детеныш. Чей это детеныш? И так далее.
Занятие 3

Цели. Развивать навыки фразовой речи. Учить правильно употреблять предлог в; вслушиваться в рифмованную речь воспитателя и запоминать текст; координировать речь с дви­жениями. Развивать фонематическое восприятие.

Наглядный материал. Игрушка: котенок; шапка, ящик, сум­ка, коробка, машина, корзина.

Ход занятия

Игра «Играем с котенком»

Педагог показывает детям котенка и говорит, что он очень любознательный, поэтому всегда куда-нибудь залезает. Вос­питатель сажает котенка в корзину и спрашивает у малы­шей: «Куда залез котенок?». Они отвечают: «Котенок залез в корзину».

Воспитатель сажает котенка в машину (шапку, ящик, кор­зину, коробку) и задает детям тот же вопрос.

Речевая подвижная игра «Мы котята»

Воспитатель предлагает детям изобразить котят. Он произ­носит рифмовку, а малыши выполняют описываемые в ней движения. Затем игра повторяется еще раз, и дети по мере возможности повторяют текст вместе с воспитателем.

Мы котята, мы идем, мы идем, мы идем.

И на ножки мы встаем, мы встаем, мы встаем.

Лапками мы хлопаем, хлопаем, хлопаем.

Лапками мы топаем, топаем, топаем.

Мы виляем хвостиком, хвостиком, хвостиком.

Нюхаем мы носиком, носиком, носиком.

Игра проводится в течение нескольких дней.
Чтение без наглядного сопровождения

Я теленочка ласкала, был он маленький.

Свежей травкой угощала у завалинки.

Я теленочка любила, был он нежненький.

Я водичкою поила самой свеженькой.

И.Новиков
Тематический цикл «Дикие животные»

(одиннадцатая неделя)

Занятие 1

Цели. Обогащать активный словарный запас детей. Учить внимательно слушать рифмованную речь и запоминать ко­роткий текст; сопровождать игру речью. Формировать фонетико-фонематическую базу Учить детей отличать животных друг от друга по внешним признакам.

Наглядный материал. Игрушки и картинки, изображающие диких животных: волк, лиса, медведь и заяц.

Ход занятия

Игра «Кто живет в лесу

Воспитатель выставляет перед детьми картинки и с выра­жением 3 раза произносит рифмованную миниатюру, подклю­чая малышей к совместному проговариванию.

Раз-два-три, раз-два-три,

На животных посмотри:

Волк, лиса, медведь и зайка,

Ты попробуй их поймай-ка.

Все они в лесу живут,

Они быстро убегут.
Затем воспитатель просит детей найти в игровом уголке животных, которые изображены на картинках. Малыши вмес­те с педагогом рассматривают животных, отмечая их сходст­ва и отличия.
Игра «Что делают звери

Воспитатель берет игрушку, выполняет с ней различные дей­ствия и комментирует, например: «Мишка сидит, мишка сто­ит, мишка бежит». Затем это предложение педагог повторяет вместе с детьми.

Зайка лежит, зайка сидит, зайка стучит.

Волк стоит, волк кусает, волк играет. И так далее.
Занятие 2

Цели. Развивать речь детей в процессе действий с предме­том. Учить детей вслушиваться в рифмованную речь; сопро­вождать игры речью.

Наглядный материал. Игрушка: заяц, кукла, машина, пира­мидка, мяч и др.; морковка.

Ход занятия

Игра «Зайка»

Воспитатель показывает детям мини-спектакль (2-3 раза).

Кто из леса к нам идет

И морковку грызет?

Зайка в гости к нам пришел,

Зайка к деткам подошел:

— Здравствуйте, детишки.

Девчонки и мальчишки.

Я пришел к вам в гости,

У меня есть хвостик,

У меня есть лапки,

У меня есть ушки.

А у вас, ребятки,

В группе есть игрушки?

С ними я хочу играть,

Буду весело скакать.

Малыши дают зайке игрушки, сопровождая свои действия словами: «На, зайка, куклу. На, зайка, машинку...»

Воспитатель обращает внимание детей на то, как по-дру­гому можно назвать зайку: «Заяц, заинька, зайчишка, зайчо­нок...» Малыши повторяют названные слова.

Дети вместе с педагогом рассматривают зайца, отмечают его особенности (длинные уши, короткий хвостик и т.д.).
Занятие 3

Цели. Развивать навыки фразовой речи. Учить детей пра­вильно употреблять предлог на;сопровождать игру речью.

Наглядный материал. Игрушка: белка.

Ход занятия

Игра «Куда прыгнула белочка

Воспитатель говорит детям, что к ним в гости из леса при­шла белочка. Они вместе с педагогом рассматривают белоч­ку, отмечают ее особенности (маленькая, легкая, рыжая, лю­бит орешки). Воспитатель замечает, что она очень любит прыгать. Он демонстрирует малышам, как прыгает белочка, и спрашивает: «Куда прыгнула белочка?». Деги отвечают хо­ром полными предложениями: «Белочка прыгнула на плечо (стол, стул, шкаф, подоконник, полку, пол, голову...)».

Затем воспитатель вызывает кого-нибудь из детей и пред­лагает ребенку показать, куда еще может запрыгнуть белоч­ка. Ребенок показывает, а остальные дети комментируют его действия.
Чтение без наглядного сопровождения

Русские народные сказки «Теремок», «Колобок».
Тематический цикл «Дикие животные»

(двенадцатая неделя)

Занятие 1

Цели. Учить строить предложения с предлогами из, возле. Закрепить знания детей по теме. Формировать фонетико-фонематическую базу. Учить детей внимательно слушать и вы­полнять словесные инструкции воспитателя.

Наглядный материал. Игрушки и картинки, изображающие животных.

Ход занятия

Игра «Кто прибежал из леса

Воспитатель сообщает детям, что к ним в гости из леса пришли разные животные. Он выставляет по одной картин­ке с изображением какого-либо животного и дважды произ­носит предложение, побуждая малышей к повторению.

Медведь прибежал из леса.

Лиса прибежала из леса.

Волк прибежал из леса.

Заяц прибежал из леса.

Ежик прибежал из леса.

Далее воспитатель сообщает детям, что медведь, лиса, волк, заяц и еж —это животные. Он предлагает малышам найти в игровом уголке животных, изображенных на кар­тинках: «На картинку посмотри и игрушку подбери». Дети находят игрушки, а педагог комментирует: «Медведь любит реветь. Лисичка — рыжая сестричка. Волк —зубами щелк. Зайчик —побегайчик. Ежик —острый, как ножик».
1   2   3   4   5   6   7   8

перейти в каталог файлов


связь с админом