Главная страница
qrcode

Развитие речи у детей 2-3 лет. Л.Н. Смирнова. Смирнова Л. Н. Развитие речи у детей 2 3 лет


НазваниеСмирнова Л. Н. Развитие речи у детей 2 3 лет
АнкорРазвитие речи у детей 2-3 лет. Л.Н. Смирнова.doc
Дата11.02.2018
Размер409 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаРазвитие речи у детей 2-3 лет. Л.Н. Смирнова.doc
ТипДокументы
#63847
страница4 из 8
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8

Игра «Поставь возле»

Воспитатель расставляет на столе игрушки и по очереди обращается к детям с просьбами: «Маша, поставь зайчика возле медведя. Вова, поставь ежика возле лисички...»

Малыши выполняют просьбу педагога и по возможности комментируют свои действия: «Я поставила зайчика возле мед­ведя. Я поставил ежика возле лисички...»
Занятие 2

Цели. Развивать речь детей в процессе речевой подвижной игры. Обогащать словарь детей глаголами. Развивать слухо­вое, фонематическое восприятие. Учить сопровождать игру речью; координировать речь с движениями; запоминать ко­роткий рифмованный текст.

Наглядный материал. Плюшевый медведь.

Ход занятия

Игра «Играем с мишкой»

Воспитатель держит в руках медведя, совершает с ним раз­личные действия и комментирует:

Мишка стоит, стоит, стоит.

Мишка сидит, сидит, сидит.

Мишка лежит, лежит, лежит.

Мишка спит, спит, спит.

Мишка встает, встает, встает.

Мишка идет, идет, идет.

Мишка топает, топает, топает.

Мишка хлопает, хлопает, хлопает.

Мишка прыгает, прыгает, прыгает.

Мишка лапой дрыгает, дрыгает, дрыгает.

Мишка пляшет, пляшет, пляшет.

Мишка лапой машет, машет, машет.

При повторном проведении упражнения малыши повторяют предложения вслед за педагогом (глаголы произносятся 3 раза).

Игра «Мишка»

Воспитатель читает стихотворение, а дети выполняют со­ответствующие движения.

Мы потопаем, как мишка:

Топ-топ-топ-топ.

Мы похлопаем, как мишка:

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп.

Мы попрыгаем, как мишка:

Гоп-гоп-гоп-гоп.

Игра проводится не менее 3 раз, а затем закрепляется вне занятий. Постепенно дети запомнят стихотворение.

Занятие 3

Цели. Развивать навыки фразовой речи. Обогащать словар­ный запас детей по теме. Учить играть в сюжетные игры. Вос­питывать гуманное отношение к животным.

Наглядный материал. Игрушки: белка, медведь, лиса, заяц, еж, волк, корзинка с орехами.

Ход занятия

Игра «Белочка с орешками»

Воспитатель сообщает детям, что к ним в гости из леса пришла белочка, она принесла корзинку с орешками и хочет угостить других зверушек. Педагог разыгрывает сценку из стихотворения (белочка раздает орешки зверюшкам).

Белочка пришла,

Орешки принесла.

Медведю дала,

Лисичке дала,

Зайчику дала,

Ежику дала,

А волку не дала.

Он зверюшек пугал,

Он зверюшек кусал,

Он с ними не играл.

Воспитатель повторяет игру несколько раз, вызывая рече­вую активность детей.

Игра «Куда прыгнула белочка

См. тематический цикл «Дикие животные» (занятие 3).
Чтение без наглядного сопровождения

Жил-был зайчик,

Длинные ушки.

Отморозил зайчик

Носик на опушке,

Отморозил носик,

Отморозил хвостик

И поехал греться

К ребятишкам в гости.

Там тепло и славно,

Волка нет.

Там дают морковку

На обед.

В.Хорол
Тематический цикл «Дикие животные и их детеныши»

(тринадцатая неделя)

Занятие 1

Цели. Обогащать активный словарь детей по теме. Учить детей строить предложения с предлогом с.Учить отличать де­тенышей от взрослых животных.

Наглядный материал. Картинки с изображением диких жи­вотных и их детенышей.

Ход занятия

Игра «На картинки мы глядим»

Воспитатель выставляет перед детьми картинки и называ­ет животных, обращая внимание малышей на то, что на кар­тинках нарисованы как взрослые животные, так и их детки, детеныши. Малыши повторяют вслед за педагогом каждое предложение. Упражнение проводится 2—3 раза.

Мы на стульчиках сидим,

На картинки мы глядим:

Вот медведь с медвежатами,

Вот лиса с лисятами,

Вот волк с волчатами.

Вот заяц с зайчатами,

Вот ежик с ежатами.

Игра «Кто где

Воспитатель использует картинки из предыдущего упраж­нения. Он просит детей показать, где на картинке взрослое животное, а где детеныш: «Где медведь? А где медвежата? (Де­ти показывают.) Медведь взрослый, а медвежата детеныши. (Дети повторяют предложение.) Где лиса? А где лисята? Ли­са взрослая, а лисята детеныши...»
Занятие 2

Цели. Развивать навыки фразовой речи. Учить строить пред­ложения с предлогом с. Побуждать детей к активным выска­зываниям. Обогащать словарный запас детей антонимами. Учить различать количество предметов, способствовать усвоению понятий один, много, ниодного. Способствовать сенсорному воспитанию.

Наглядный материал. Картинки с изображением диких жи­вотных и их детенышей.

Ход занятия Игра «Кто с кем живет

Воспитатель показывает детям картинку (например, с изоб­ражением медведя), спрашивает, какое животное на ней на­рисовано, а затем выясняет: «С кем живет медведь?» Дети должны ответить: «Медведь живет с медвежатами».

Лиса живет с лисятами.

Волк живет с волчатами.

Заяц живет с зайчатами.

Еж живет с ежатами.

Игра «Один много ни одного»

Воспитатель выставляет картинки, например, с изображе­нием медвежат. Выясняет у детей, кто нарисован на картин­ках. Затем педагог закрывает картинки, оставляя одну, и спра­шивает: «Сколько сейчас медвежат?». Дети отвечают: «Один медвежонок». Воспитатель открывает все картинки и интере­суется: «Сколько сейчас медвежат?» (Многомедвежат.) Вос­питатель закрывает всех медвежат и спрашивает: «Сколько стало мадвежат?» (Ниодногомедвежонка.)

Педагог выставляет следующую картинку, и игра продол­жается.

Игра «Большой маленький»

Воспитатель по очереди показывает детям картинки и ком­ментирует: «Медведь большой, а медвежонок маленький. Волк большой, а волчонок маленький. Лиса большая, а лисенок ма­ленький. Заяц большой, а зайчонок маленький. Еж большой, а ежонок маленький...» Малыши повторяют предложения.
Занятие 3

Цели. Развивать навыки фразовой речи. Закреплять назва­ния детенышей диких животных. Учить детей вслушиваться в рифмованную речь воспитателя и запоминать короткий текст. Воспитывать гуманное отношение к животным.

Наглядный материал. Картинки: дикие животные и их де­теныши; трава, рыба, яблоко, булка.

Ход занятия

Игра «На детенышей глядим»

Воспитатель в ряд выставляет перед детьми картинки и од­новременно проговаривает рифмовку. Дети повторяют ее вслед за педагогом.

Упражнение повторяется 2—3 раза.

Мы на стульчиках сидим, На детенышей глядим:

Вот лисенок, вот волчонок, Вот ежонок, вот зайчонок И, конечно, медвежонок.

Игра «Кого чем угостим

Воспитатель сообщает детям, что к ним в гости пришли зайчонок, лисенок, ежонок и волчонок, и предлагает угос­тить их. Педагог показывает картинки с разными лакомства­ми и выясняет у малышей, кого чем они угостят, например: «Кому дадим яблоко?» Дети отвечают: «Яблоко дадим ежон­ку». Картинка с изображением яблока помещается под кар­тинкой с изображением ежонка. И так далее.

В заключение воспитатель читает рифмовку, побуждая де­тей к повторению.

Травку дам зайчонку.

Рыбку дам лисенку.

Яблоко дам ежонку.

Булку дам волчонку.
Чтение без наглядного сопровождения

Русская народная сказка в обработке К. Ушинского «Коз­лятки и волк».
Тематический цикл «Дикие животные жарких стран»

(четырнадцатая неделя)

Занятие 1

Цели. Обогащать активный словарный запас детей. Учить детей выполнять словесные инструкции воспитателя; отве­чать на вопросы. Способствовать сенсорному воспитанию. Раз­вивать внимание.

Наглядный материал. Игрушки и картинки: слон, обезьяна, крокодил, черепаха, тигр, лев, жираф.

Ход занятия

Игра «На игрушку посмотри и картинку подбери»

Воспитатель по очереди выставляет перед детьми игрушки и, обращаясь к кому-нибудь из малышей с помощью зачина (на игрушку посмотри и картинку подбери), просит найти картинку с ее изображением.

Когда все картинки найдены, воспитатель сообщает детям, что эти животные живут в далеких теплых странах. Он обра­щает внимание малышей на особенности каждого животного.

Игра «Чьи ножки бегут по дорожке

Воспитатель незаметно от детей берет какую-либо игруш­ку, закрывает ее туловище картоном так, чтобы видны были одни ноги, и спрашивает: «Чьи ножки бегут по дорожке?»

Педагог помогает детям правильно оформить ответы: «Нож­ки обезьяны (жирафа, тигра, льва...)».
Занятие 2

Цели. Развивать навыки связной речи; пространственное восприятие. Учить детей вслушиваться в рифмованную речь воспитателя; повторять рассказ совместно с педагогом; со­провождать игру речью. Обогащать словарь детей глаголами.

Наглядный материал. Игрушки: слон, жираф; яблоко.

Ход занятия

Игра «Про слона расскажи»

Воспитатель показывает детям слона и рассказывает о нем: «Слон очень большой. У слона есть хобот, большие уши и маленький хвостик. Слон перевозит тяжелые грузы и высту­пает в цирке».

Затем дети повторяют рассказ вместе с педагогом (2—3 раза).

Игра «Играем с жирафом»

Воспитатель берет жирафа, совершает с ним различные дей­ствия и комментирует:

Жираф сидит, на яблоко глядит.

Жираф встает, яблоко достает.

Жираф идет, яблоко грызет.

Жираф бежит, копытами стучит.

Жираф лежит, жираф спит.

При повторном проведении упражнения малыши повторя­ют предложения вслед за педагогом.
Занятие 3

Цели. Развивать навыки фразовой речи. Закреплять назва­ния экзотических животных.

Наглядный материал. Игрушки: тигр, слон, жираф, черепа­ха, лев, обезьяна; кукла, кубик, гармошка, дом, пирамидка, машина и др.

Ход занятия

Игра «Кому что подарю

Воспитатель сообщает детям, что к ним в гости приехали животные из далеких жарких стран. Он просит малышей выбрать в игровом уголке игрушки и подарить их животным. Дети дарят игрушки и комментируют: «Куклу дам слону». При необходимости педагог помогает детям составить предложения.

Кубик дам тигру.

Гармошку дам жирафу.

Домик дам черепахе.

Пирамидку дам льву.

Машинку дам обезьянке.

Затем воспитатель выясняет у детей, с какой игрушкой кто играет, например: «С чем играет слоник?» Дети отвечают: «Сло­ник играет с куклой». (Индивидуальные и хоровые ответы.)

Тигр играет с кубиком.

Жираф играет с гармошкой.

Черепаха играет с домиком.

Лев играет с пирамидкой.

Обезьянка играет с машинкой.

Игра повторяется 2 раза.
Чтение без наглядного сопровождения

Обезьяна, черепаха, жираф и крокодил встретились у реки и стали пить воду. Вдруг прибежал лев, звери испугались и разбежались, кто куда. Обе­зьяна залезла на дерево. Черепаха спряталась под камень. Жираф спрятал­ся в кусты. Крокодил прыгнул в речку. Нет никого! Убежал лев.
Тематический цикл «Зима»

(пятнадцатая неделя)

Занятие 1

Цели. Обогащать активный словарный запас детей. Учить вслушиваться в рифмованную речь воспитателя и частично повторять текст; выполнять словесные рифмованные инст­рукции педагога, отвечать на вопросы. Способствовать усво­ению обобщающего понятия зима. Знакомить детей с сезон­ными изменениями в природе. Развивать внимание.

Наглядный материал. Картинки: дома, деревья, машины, до­рожки, снеговики, санки, коньки, ребенок.

Ход занятия Игра «В гости к нам зима пришла»

Воспитатель выставляет на фланелеграфе предметные кар­тинки и произносит рифмованную миниатюру (2—3 раза). Де­ти по возможности повторяют ее вместе с воспитателем.

Раз-два-три, раз-два-три,

На картинки посмотри.

В гости к нам зима пришла.

Много снега принесла.

Вот на крышах снег, снег.

На деревьях снег, снег.

На дорожках снег, снег.

На машинах снег, снег.

Вот стоят снеговики.

С горки едут саночки.

Дети лепят снежки,

Надевают коньки.

Всюду, всюду снег, снег.

Веселится человек.
Игра «Найди картинку»

Воспитатель выставляет на фланелеграфе картинки и по очереди обращается к детям с просьбой найти нужное изоб­ражение: «На картинки погляди и санки найди. На картин­ки погляди и дерево найди...» Ребенок подходит к фланеле-графу, находит нужную картинку и говорит: «Я нашел санки. Я нашел дерево...»
Занятие 2

Цели. Закреплять знания детей по теме. Обогащать сло­варный запас прилагательными, антонимами. Учить разли­чать количество предметов, способствовать усвоению поня­тий один, два, много, ниодного. Способствовать сенсорному воспитанию.

Наглядный материал. Ватные комочки (снежки).

Ход занятия

Игра «Какие снежки

Это упражнение можно сначала провести на прогулке, а затем — в группе, используя ватные снежки.

Воспитатель предлагает детям слепить снежки (если заня­тие проводится на прогулке) и поиграть в них. Затем он вы­ясняет: «Какие снежки — белые или черные (холодные или теплые; мокрые или сухие; круглые или квадратные; легкие или тяжелые; мягкие или твердые)»?

Игра «Сколько снежков

Воспитатель вызывает четверых детей и раздает им снеж­ки (ватные комочки) в следующей последовательности: пер­вому ребенку — один снежок, второму — два, третьему — че­тыре, а четвертому — ни одного и т. д. Малыши считают снежки.

У Тани — один снежок.

У Маши — два снежка.

У Кати — много снежков.

А у Вовы — ни одного снежка.

Педагог вызывает еще четверых детей, и игра повторяется.

Затем воспитатель предлагает тем детям, у кого много снеж­ков, поделиться с теми, у кого нет ни одного снежка. Теперь у всех —по одному снежку. Дети играют в снежки, слушая команду воспитателя: «Таня, бросай снежок. Дети, кто бро­сил снежок? (Дети отвечают.) Маша, бросай снежок. Дети, кто бросил снежок?..»
Занятие 3

Цели. Развивать навыки связной речи. Закреплять знания детей по теме. Учить внимательно рассматривать сюжетную картину и рассказывать об изображенном на ней. Вызывать речевую активность детей.

Наглядный материал. Сюжетная картинка «Зима».

Ход занятия

Игра «Наступила зима»

Воспитатель выставляет сюжетную картинку. Дети рас­сматривают картинку, а педагог описывает ее: «Наступила зима. Выпало много снега. Снег на домах, деревьях, кус­тах, земле. Дети любят зиму. Ваня катается на санках. Ма­ша катается на коньках. Девочки лепят снеговика. Маль­чики играют в снежки. Зимой холодно, но дети не боятся мороза. Они надели шубы, шапки, варежки. Им тепло. Хо­рошо зимой!»

Рассказ повторяется 2—3 раза вместе с детьми.
Чтение без наглядного сопровождения

Первый снежок

Первый зимний снежок

Белым пухом летит.

Первый легкий мороз

Веселит и бодрит.

Хорошо на горе

Пролететь, как стрела,

Только шапку держи,

Чтоб осталась цела.

Рукавички надень,

Одевайся теплей,

Кушачком подтянись,

Выходи поскорей.

Первый зимний снежок

Белым пухом летит.

Первый легкий мороз

Веселит и бодрит.

И.Белоусов
Тематический цикл «Зимние забавы»

(шестнадцатая неделя)

Занятие 1

Цели. Развивать у детей навыки фразовой речи. Учить правильно употреблять предлог на;строить предложения, опираясь на картинку и вопрос воспитателя. Ввести в пас­сивный, а по возможности и в активный словарь детей предлог из.

Наглядный материал. Сюжетные или предметные картинки по теме.

Ход занятия
1   2   3   4   5   6   7   8

перейти в каталог файлов


связь с админом