Главная страница
qrcode

Развитие речи у детей 2-3 лет. Л.Н. Смирнова. Смирнова Л. Н. Развитие речи у детей 2 3 лет


НазваниеСмирнова Л. Н. Развитие речи у детей 2 3 лет
АнкорРазвитие речи у детей 2-3 лет. Л.Н. Смирнова.doc
Дата11.02.2018
Размер409 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаРазвитие речи у детей 2-3 лет. Л.Н. Смирнова.doc
ТипДокументы
#63847
страница5 из 8
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8

Игра «На чем катаются дети

Воспитатель выставляет на доске сюжетные или предмет­ные картинки, рассматривает их вместе с детьми, а затем спрашивает: «На чем катаются дети?» Малыши хором от­вечают: «Дети катаются на санках (коньках, лыжах, снегокате)».

Педагог объясняет детям, что все это зимние забавы, что на коньках, лыжах, санках катаются только зимой, когда вы­падает снег.

Игра «Что слепил Дед Мороз

Воспитатель выставляет картинки, на которых изображены предметы и животные, слепленные из снега (снеговик, снеж­ки, домик, зайка, мишка, горка и т.д.). Он сообщает детям, что все эти постройки из снега слепил Дед Мороз. Педагог пред­лагает перечислить их. Дети называют: «Дед Мороз слепил из снега снеговика (снежки, домик, зайку, мишку, горку...)».
Занятие 2

Цели. Развивать навыки фразовой речи. Помогать детям правильно употреблять существительные в дательном падеже. Учить играть в сюжетные игры и сопровождать их речью.

Наглядный материал. Ватные комочки (снежки), корзинка; игрушки: собака, кошка, медведь, заяц, жираф, тигр, волк.

Ход занятия

Игра «Снегурочка со снежками»

Воспитатель сообщает детям, что к ним в гости пришла Снегурочка, она принесла с собой снежки в корзинке, что­бы раздать их зверюшкам и поиграть с ними. Педагог разы­грывает сценку.

Снегурочка пришла, Снежки принесла Собаке дала, Кошке дала, Медведю дала, Зайцу дала, Жирафу дала, Тигру дала, А волку не дала. Он зверюшек пугал, Он зверюшек кусал, Он с ними не играл.

Педагог повторяет игру несколько раз, вовлекая в нее де­тей и вызывая их речевую активность. Игра «Какие снежки

См. тематический цикл «Зима» (занятие 2).

Игра «Сколько снежков

См. тематический цикл «Зима» (занятие 2).
Занятие 3

Цели. Развивать навыки фразовой речи. Обогащать актив­ный словарь детей. Учить вслушиваться в рифмованную речь воспитателя и частично повторять текст.

Наглядный материал. Елочные украшения: шишка, домик, юла, собака, Снегурочка, Дед Мороз, медведь, матрешка, за­яц, гармошка, разноцветные шары, гирлянды (недостающие игрушки можно изготовить из бумаги); елка.

Ход занятия

Игра «Нарядим елочку»

Воспитатель сообщает детям, что сегодня они будут укра­шать елку. Он показывает малышам елочные игрушки. Дети рассматривают их, а воспитатель проговаривает рифмованную миниатюру (2—3 раза), побуждая малышей к повторению.

Я игрушки принесла, Вот шишка, вот юла. Вот домик, вот пес. Вот снегурка, Дед Мороз, Вот медведь, вот матрешка. Вот зайка, вот гармошка. Вот цветные шарики. Вот яркие фонарики. Вешайте на елочку. Наряжайте елочку.

Дети украшают елку. Затем воспитатель еще раз выясняет у малышей, какие игрушки они повесили на елку. Дети от­вечают: «Мы повесили шишку (юлу, домик, собачку...)».
Чтение без наглядного сопровождения

Снежный дом

Ну-ка в руки снежный ком.

Будем строить снежный дом.

Мы польем его водой,—

Дом наш будет ледяной.

Ком за комом мы кладем.

Вырастает снежный дом.

О.Жук

Поезд

Везде снег. У Маши санки. У Миши санки. У Толи санки. У Гали сан­ки. Один папа без санок.

Он взял Галины санки, прицепил к Толиным. Толины —к Мишиным. Мишины—к Машиным. Получился поезд.

Миша кричит:

-- Ту-ту.

Он машинист.

Маша кричит:

— Ваши билеты. Она кондуктор.

А папа тянет за веревку и приговаривает:

— Чух-чух... Чух-чух...

Значит, он паровоз. дТайц
На санках

Покатили санки вниз.

Крепче, куколка, держись.

Ты сиди, не упади —

Там канавка впереди.

Надо ездить осторожно,

А не то разбиться можно.

О,Высотская
Тематический цикл «Посуда»

(семнадцатая неделя)

Занятие 1

Цели. Развивать навыки фразовой речи. Обогащать актив­ный словарный запас детей. Способствовать усвоению обоб­щающего понятия посуда. Учить детей вслушиваться в риф­мованную речь воспитателя и повторять текст; выполнять двухступенчатые инструкции педагога.

Наглядный материал. Посуда: вилка, ложка, нож, половник, крышка, тарелка, стакан, чашка, блюдце; таз.

Ход занятия

Игра «Мы посуду называем»

Воспитатель выставляет на столе посуду и предлагает де­тям назвать ее. Затем он несколько раз проговаривает риф­мовку, побуждая детей к повторению.

Мы с посудою играем,

Мы посуду называем:

Вот вилка, вот ложка,

Вот нож, вот поварешка,

Вот крышка, вот тарелка,

Вот стакан, а в нем салфетка;

Вот чашка, вот блюдце...

Осторожно, они бьются.
Педагог еще раз уточняет, что вилка, ложка, нож, полов­ник, крышка, тарелка, стакан, чашка, блюдце — это посуда, что она нужна для еды и приготовления пищи.

Игра «Соберем посуду»

Воспитатель объясняет детям, что после еды посуду нуж­но убирать со стола. Он предлагает малышам в тазик собрать со стола посуду. Педагог по очереди вызывает детей и про­износит инструкцию, например:

Маша, вилку возьми

И в тазик положи.

Ребеноквыполняетдействия, аостальныедетикомменти­руют:

Маша вилку берет

И в тазик кладет.

Ваня ложку берет

И в тазик кладет.

Таня ножик берет

И в тазик кладет.
Занятие 2

Цели. Развивать навыки фразовой речи. Закреплять сло­варь по теме. Учить различать количество предметов, спо­собствовать усвоению понятий один, два, много, ниодного. Учить детей вслушиваться в рифмованную речь воспитате­ля и запоминать короткий текст; координировать речь с движениями.

Наглядный материал. Ложки, чашка, вилка, стакан, крыш­ка, блюдце.

Ход занятия

Игра «Сколько ложек

Воспитатель раздает детям ложки (кому одну, кому две, ко­му много, а кому — ни одной) и предлагает сосчитать их.

У Маши — одна ложка.

У Коли — две ложки.

У Вовы — много ложек.

А у Миши — ни одной ложки.

У Лены — одна ложка.

У Кости — две ложки.

У Светы — много ложек.

А у Даши — ни одной ложки. И так далее.

Речевая подвижная игра «Я иду, иду, иду»

Воспитатель расставляет на столе посуду и произносит чет­веростишие. Одновременно он выполняет описываемые в нем действия. Затем каждый ребенок повторяет упражнение, но с другими предметами.

Я иду, иду, иду,

Я к чашке подойду,

Я чашку возьму

И вверх подниму.
Занятие 3

Цели. Учить детей играть в сюжетные игры. Закреплять словарь по теме. Побуждать детей к повторению речевого материала. Развивать фонематическое восприятие. Разви­вать внимание.

Наглядный материал. Куклы, посуда.

Ход занятия Игра «Чаепитие для кукол»

Воспитатель ведет детей в игровой уголок и предлагает уст­роить чаепитие для кукол. Малыши накрывают стол, а педагог произносит двустишия, побуждая детей к договаривайте слов.

Игра проводится несколько раз.

Будем стол накрывать. Будем чай пода... (вать).

Будем кукол мы поить. Будем кукол мы кор... (мить).

Вот стакан для салфеток. Вот ваза для конфе... (ток).

Вот чашка и блюдце. Осторожно, они бью... (тся).

Вот чайник, в нем чай, Чай скорее нали... (вай).
Чтение без наглядного сопровождения

Федорино горе

И кастрюля на бегу

Закричала утюгу:

«Я бегу, бегу, бегу, Удержаться не могу!»

Вот и чайник за кофейником бежит.

Тараторит, тараторит, дребезжит...

Утюги бегут, покрякивают,

Через лужи, через лужи перескакивают.

А за ними блюдца, блюдца

Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

Вдоль по улице несутся —

Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

На стаканы — дзынь! — натыкаются,

И стаканы — дзынь! — разбиваются.

И бежит, бренчит, стучит сковорода:

«Вы куда? куда? куда? куда? куда?»

А за нею вилки.

Рюмки да бутылки,

Чашки да ложки

Скачут по дорожке.

л. Чуковский
Тематический цикл «Одежда»

(восемнадцатая неделя)

Занятие 1

Цели. Развивать навыки фразовой речи. Обогащать актив­ный словарный запас детей. Способствовать усвоению обоб­щающего понятия одежда. Учить детей вслушиваться в риф­мованные инструкции воспитателя и выполнять их; отвечать на вопросы педагога; правильно употреблять предлог в. Раз­вивать внимание.

Наглядный материал. Предметы одежды, ящик или коробка.

Ход занятия

Игра «Покажи одежду»

Воспитатель раскладывает на столе предметы детской одеж­ды, рядом ставит ящик или коробку. Он вызывает кого-ни­будь из детей и обращается к нему со словами:

Ты нам шорты покажи И в ящик положи.

Ребенок выполняет задание и рассказывает, куда и что он положил.

Воспитатель вызывает следующего ребенка:

Ты нам шапку покажи И в ящик положи.

Ты нам колготки покажи И в ящик положи.

Далее воспитатель сообщает детям, что все предметы, ко­торые они сложили в ящик, можно назвать одним словом — одежда.

Игра «У кого что

Воспитатель вызывает кого-нибудь из детей и просит ос­тальных рассказать, во что одет ребенок. Малыши перечис­ляют его одежду: «У Тани платье, колготки. У Миши торти­ки, рубашка...»
Занятие 2

Цели. Развивать речь детей в процессе выполнения дейст­вий с предметами. Обогащать словарь детей существительны­ми в уменьшительно-ласкательной форме. Учить сопровож­дать игру речью.

Наглядный материал. Кукла, кукольная одежда; веревка, на­тянутая между стульев, таз.

Ход занятия Игра «Играем с куклой»

Воспитатель предлагает детям «постирать» кукле одежду. Пе­дагог берет платье, изображает, как он его стирает, и вешает на веревку, комментируя свои действия: «Мы повесили плать­ице». Затем дети сами «стирают» одежду, сопровождая свои действия речью.

Мы повесили маечку.

Мы повесили носочки.

Мы повесили кофточку.

Мы повесили юбочку.

Мы повесили брючки. И так далее.
Занятие 3

Цели. Учить детей внимательно следить за действиями вос­питателя и отвечать на вопросы; правильно употреблять пред­лог на. Закреплять знания детей по теме.

Наглядный материал. Предметы одежды.

Ход занятия

Игра «Куда кладу вещи

Занятие проводится в раздевалке. Воспитатель показывает детям предметы одежды и просит назвать их. Затем он рас­кладывает одежду по местам, а у детей выясняет, куда он кла­дет вещи: «Куда я кладу шарф?» Дети отвечают: «На полку».

Куда я вешаю шубу? (Навешалку.)

Куда я кладу кофту? (Наполку.)

Куда я кладу брюки? (Наполку.)

Куда я вешаю куртку? (Навешалку.) И так далее.
Чтение без наглядного сопровождения

В рукавичках маленьких

Спрятаны ладошки.

Помоги на валенки

Мне надеть калошки...

3.Александрова
Тематический цикл «Мебель»

(девятнадцатая неделя)

Занятие 1

Цели. Обогащать активный словарный запас детей. Спо­собствовать усвоению обобщающего понятия мебель. Учить правильно употреблять предлоги наи под; вслушиваться в двухступенчатые рифмованные инструкции воспитателя и пра­вильно выполнять их.

Наглядный материал. Кукольная мебель.

Ход занятия Игра «Положи игрушку»

Игра проводится в игровом уголке. Воспитатель рассказы­вает детям о мебели и ее назначении. Затем по очереди об­ращается к каждому ребенку:

Ты нам куклу покажи И на стол положи.

Ты нам кубик покажи И под стол положи.

Ты нам зайку покажи И на стульчик положи.

Ты нам мячик покажи И пол стульчик положи.

Ты нам мишку покажи И на шкафчик положи.

Ты нам машинку покажи И под шкафчик положи.

Когда малыши выполнят задания, педагог выясняет, где ле­жат игрушки (хоровые и индивидуальные ответы детей).
Занятие 2

Цели. Развивать навыки фразовой речи. Закреплять на­звания предметов мебели. Учить правильно употреблять предлог на; дифференцировать глаголы сидитлежитстоит: координировать речь с движениями; внимательно слушать и запоминать рифмованный текст.

Наглядный материал. Кукольная мебель, игрушки.

Ход занятия

Игра «Где лежат игрушки

Воспитатель заранее раскладывает игрушки в игровом угол­ке. Затем сообщает детям, что прибегал Петрушка и принес игрушки. Педагог предлагает малышам рассказать, где нахо­дятся игрушки, правильно используя глаголы сидит, лежит, стоит.

Кукла сидит на кроватке.

Гармошка лежит на диване.

Кубик стоит на столе.

Зайка сидит на стуле.

Мячик лежит на стуле.

Матрешка стоит на тумбочке.

Мишка сидит на диване.

Собачка лежит на кровати.

Пирамидка стоит на полке.
Речевая подвижная игра «Играем со стульчиками»

Воспитатель произносит четверостишия, а дети выполня­ют соответствующие движения: прикасаются к спинкам, нож­кам, сиденьям стульчиков. Затем педагог повторяет игру, по­буждая малышей к проговариванию текста.

Сели на стульчики — встали,

Сели на стульчики — встали,

Сели на стульчики — встали.

Спинки руками достали.

Сели на стульчики — встали.

Сели на стульчики — встали,

Сели на стульчики — встали,

Ножки руками достали.

Сели на стульчики — встали.

Сели на стульчики — встали.

Сели на стульчики — встали.

Сиденья руками достали.
Занятие 3

Цели. Развивать речь детей в процессе выполнения дейст­вий с предметами. Учить правильно употреблять предлоги на, в, под. Побуждать детей к высказыванию.

Наглядный материал. Предметы одежды.

Ход занятия Игра «Куда положим вещи

Воспитатель проводит занятие в раздевалке. Он берет ка­кой-нибудь предмет одежды, например, шарф и кладет его в шкаф, комментируя свои действия и голосом выделяя предлоги: «Шарф кладем в шкаф». Дети повторяют пред­ложение. Таким образом раскладываются все предметы одежды.

Шапку кладем на шкаф. Туфли ставим под шкаф. Кофту кладем в шкаф. Колготки кладем в шкаф. Тапочки ставим под шкаф. И так далее. С целью закрепления речевого материала игру рекоменду­ется проводить ежедневно.
Чтение без наглядного сопровождения

Маша и медведи

...Маша вошла в дом и оказалась в столовой. Посреди комнаты стоял стол. Рядом со столом стояли три стула: самый большой стул — папы-медведя, по­меньше — мамы-медведицы и самый маленький — медвежонка Мишутки. Ма­ша захотела сесть за стол. Она попробовала залезть на большой стул, но не смогла, а только отодвинула его от стола —он был слишком высокий. Она залезла на средний стул, но на нем ей было неудобно сидеть. Тогда она пе­ресела на маленький стульчик— оказалось, что сидеть на нем очень удобно.

На столе были расставлены три миски с кашей. Рядом с каждой мис­кой лежала ложка. Первая миска была самая большая, рядом с ней лежа­ла самая большая ложка. Это была миска папы-медведя. Рядом была ми­ска поменьше, рядом с ней лежала ложка поменьше. Это была миска мамы-медведицы. Третья миска была совсем маленькая, и ложка рядом была тоже маленькая. Это была миска медвежонка Мишутки.

Маша захотела кушать, ведь она давно ушла из дома. Она пододви­нула к себе самую большую миску, взяла самую большую ложку и на­чала есть. Но ей было неудобно. Она взяла миску и ложку поменьше и опять стала есть. Но и из этой миски ей было неудобно есть. Тогда она взяла самую маленькую миску и самую маленькую ложку и стала есть. Мишуткины миска и ложка пришлись ей впору. Она обрадовалась и съе­ла всю кашу.

После этого Маша стала качаться на стульчике и сломала его. Потом Маша пошла в другую комнату. Там стояли три кровати: одна большая — папы-медведя, другая поменьше — мамы-медведицы, третья маленькая — Мишуткина. Маша очень устала и захотела отдохнуть. Попробовала она залезть на самую большую кровать, но не смогла, а только уронила одея­ло — она была слишком высокая; тогда она забралась на кровать помень­ше, но там было слишком неудобно; легла она в маленькую кроватку — там было так хорошо, что Маша сразу заснула...

Русскаянароднаясказка
Тематический цикл «Игрушки»
1   2   3   4   5   6   7   8

перейти в каталог файлов


связь с админом