Главная страница
qrcode

Развитие речи у детей 2-3 лет. Л.Н. Смирнова. Смирнова Л. Н. Развитие речи у детей 2 3 лет


НазваниеСмирнова Л. Н. Развитие речи у детей 2 3 лет
АнкорРазвитие речи у детей 2-3 лет. Л.Н. Смирнова.doc
Дата11.02.2018
Размер409 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаРазвитие речи у детей 2-3 лет. Л.Н. Смирнова.doc
ТипДокументы
#63847
страница6 из 8
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8

(двадцатая неделя)

Занятие 1

Цели. Развивать навыки фразовой речи. Способствовать за­креплению существительного с обобщающим значением иг­рушки. Обогащать активный словарный запас детей. Учить за­поминать короткий рифмованный текст, опираясь на игрушки или картинки; отвечать на вопросы; координировать речь с движениями.

Наглядный материал. Игрушки или картинки с их изобра­жением: мяч, утка, заяц, дом, шар, робот, медведь, гном.

Ход занятия

Игра «Мы игрушки положили»

Воспитатель читает четверостишие и выкладывает называ­емые игрушки или картинки с их изображением. Затем он предлагает детям назвать лежащие на столе игрушки. Педа­гог читает стихотворение еще раз, а потом разучивает его вместе с детьми.

Раз-два-три-четыре,

Мы игрушки положили,

Мячик, утка, зайка, домик,

Шарик, робот, мишка, гномик.
Речевая подвижная игра «У кого какая игрушка

Воспитатель читает стихотворение, а дети выполняют опи­сываемые в нем действия. (Игра повторяется 2—3 раза.)

Встали, дети, в круг, в круг,

Кулачками стук, стук.

Мы идем вперед, вперед,

Ножками топ, топ.

Мы идем назад, назад,

Вот так, вот так.

Побежали, побежали

И к игрушкам прибежали.
Педагог раздает детям игрушки, а затем спрашивает, кому какая игрушка досталась. Дети отвечают (хором и индивиду­ально): «Мячик у Кати. Утка у Маши...»
Занятие 2

Цели. Развивать речь детей в процессе выполнения дей­ствий с предметами. Учить внимательно слушать рифмо­ванный текст и заучивать его наизусть; сопровождать игру речью.

Наглядный материал. Неваляшка, погремушка.

Ход занятия Игра «Играем с неваляшкой»

Воспитатель показывает детям неваляшку и объясняет, по­чему эта игрушка так называется. Затем производит с ней различные действия и комментирует:

Неваляшку мы кладем —

Неваляшка не лежит.

Неваляшку мы кладем,

Л она опять стоит.

Не лежит никак игрушка,

Неваляшка-непослушка.

Игра проводится несколько раз. Постепенно стихотворе­ние заучивается наизусть.

Речевая подвижная игра «Играем с погремушкой»

Воспитатель показывает детям погремушку и читает риф­мовку, а малыши выполняют соответствующие действия.

Погремушкой мы шумим:

Вот так, вот так.

Погремушкой мы стучим:

Вот так, пот так.

С погремушкой мы шагаем:

Вот так, вот так.

С погремушкой мы играем:

Вот так, вот так.

Педагог повторяет игру, побуждая детей к совместному про-говариванию текста.
Занятие 3

Цели. Учить различать на слух слова, близкие по звучанию, и правильно произносить их; внимательно слушать воспита­теля и повторять за ним короткий рифмованный текст.

Наглядный материал. Игрушки или картинки с их изобра­жением: лопата, лошадь, кровать, матрешка, гармошка, ры­ба, машина, корзина, картина, черепаха, Чебурашка, нева­ляшка, мышь, медведь, шишка, книжка.

Ход занятия

Игра «На игрушки посмотри»

Воспитатель по очереди выставляет перед детьми в ряд по три игрушки или картинки и проговаривает рифмовку. Дети повторяют слова педагога.

Раз-два-три, раз-два-три, на игрушки посмотри: Вот лопатка, вот лошадка, вот кроватка.

Раз-два-три, раз-два-три, на игрушки посмотри: Вот матрешка, вот гармошка, вот рыбешка.

Раз-два-три, раз-два-три, на игрушки посмотри: Вот машинка, вот корзинка, вот картинка.

Раз-два-три, раз-два-три, на игрушки посмотри: Вот черепашка, вот Чебурашка, вот неваляшка.

Игра «Мы играем»

Воспитатель выставляет в ряд четыре игрушки или картин­ки, проговаривает четверостишие и повторяет его несколько раз с детьми.

Мы играем с мышкой, Мы играем с мишкой, Мы играем с шишкой, Мы играем с книжкой.
Чтение без наглядного сопровождения

Мой конь

Гоп, гоп, конь живой,

Он с хвостом и с гривой,

Он качает головой, —

Вот какой красивый.

Я залез на коня

И держусь руками.

Посмотрите на меня,—

Я поехал к маме.

М.Клокова
Тематический цикл «Продукты питания»

(двадцать первая неделя)

Занятие 1

Цели. Обогащать активный словарный запас детей. Учить вслушиваться в рифмованную речь воспитателя, повторять текст и отвечать на вопросы.

Наглядный материал. Продукты питания или картинки с их изображением.

Ход занятия

Игра «На продукты посмотри»

Воспитатель раскладывает на столе продукты питания (или картинки с их изображением) и несколько раз вместе с деть­ми произносит четверостишие:

Раз-два-три, раз-два-три,

На продукты посмотри.

Их купили в магазине,

Принесли мы их в корзине.

Затем педагог показывает какой-нибудь продукт и спраши­вает, как он называется. Дети хором отвечают.
Занятие 2

Цели. Развивать навыки фразовой речи. Учить различать количество предметов, способствовать усвоению понятий один, два, много, ниодного.

Наглядный материал. Продукты питания: баранки, сыр, кон­феты и др.; игрушки.

Ход занятия

Игра «Сколько баранок

Воспитатель раздает детям баранки (кому одну, кому две, кому много, а кому — ни одной) и просит сосчитать их. У Тани — одна баранка. У Маши —две баранки. У Вовы — много баранок. А у Кати — ни одной баранки. У Вити — одна баранка. У Наташи —две баранки. У Миши — много баранок. А у Саши — ни одной баранки.

Педагог предлагает детям поделиться баранками с теми, у кого их нет.

Игра «Съедобное несъедобное»

Воспитатель раскладывает вперемешку продукты питания и предметы, которые нельзя есть. Он указывает на каждый предмет и спрашивает, можно его есть или нет. Дети отве­чают хором: «Сыр можно есть, он съедобный. Кубик нельзя есть, он несъедобный. Конфету можно есть, она съедобная. Карандаш нельзя есть, он несъедобный. Баранку можно есть, она съедобная...»

При необходимости воспитатель помогает.
Занятие 3

Цели. Закреплять знания детей по теме. Учить вниматель­но вслушиваться в рифмованный текст воспитателя и повто­рять его, опираясь на предметные картинки. Развивать фо­нематическое восприятие.

Наглядный материал. Кукла; изготовленный из картона си­луэт сумки с изображенными на нем продуктами (кефир, зефир, котлета, конфета, мармелад, шоколад, апельсин, ман­дарин).

Ход занятия

Игра «Что купила Марина

Воспитатель показывает детям куклу Марину и сообщает, что она пришла из магазина и принесла очень вкусные про­дукты. Педагог предлагает малышам посмотреть, что же в сум­ке у Марины. Дети называют продукты.

Затем педагог читает стихотворение (несколько раз), по­буждая малышей к совместному проговариванию текста. По возможности стихотворение заучивается наизусть.

К нам пришла Марина,

Пришла из магазина.

Долго шла-шла-шла

И продукты принесла:

Вот кефир и зефир,

Вот конфета и котлета.

Мармелад и шоколад,

Апельсин и мандарин.
Чтение без наглядного сопровождения

Ай, качи-качи-качи.

Глянь — баранки, катачи.

Глянь — баранки, калачи,

С пылу, с жару из печи.

С пылу, с жару из печи—

Все румяны, горячи.

Налетели тут грачи,

Подхватили калачи,

Нам осталися Бара-а-а-ночки.
Вкусная каша

Ну и каша,

Так в рот и просится.

Нос и щеки

Наелись досыта.

Подбородку тоже

Досталось.

И мизинчик

Попробовал малость.

Чуточку съели

Лобик с макушкою.

Остальное

Ушки

Докушали.

О.Дриз
Кто скорее допьет

Мама чашку молока

Маше налила.

«Мяу,— киска говорит,—

Вот я и пришла».

Киске в миску

Отольем —

Веселее пить вдвоем.

Ну-ка.

Кто скорей допьет,

Кто ни капли не прольет?

С.Капутикян
Тематический цикл «Птицы»

(двадцать вторая неделя)

Занятие 1

Цели. Развивать навыки связной речи. Обогащать актив­ный словарный запас детей. Способствовать усвоению обоб­щающего понятия птицы. Познакомить с домашними птица­ми, их повадками, внешними признаками.

Наглядный материал. Сюжетная картинка или предметные картинки с изображением домашних птиц и их детенышей.

Ход занятия

Игра «Птичий двор»

Воспитатель выставляет перед детьми картинки и расска­зывает о птицах, изображенных на них. Он повторяет рас­сказ 2—3 раза, побуждая детей к совместному проговарива­нию текста: «Это птичий двор. Кто-кто здесь живет? Кто пе­сенки поет? Здесь живут домашние птицы. Вот курочка с цыплятами. Курочка большая, а цыплятки маленькие. Куроч­ка с цыплятками клюют зернышки. Курочка кричит цыплят­кам: „Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко".

Вот утка с утятами.

Утка большая, а утята маленькие.

Ут­ка с утятами плавают в воде.

Утка кричит утятам:

„Кря-кря-кря, кря-кря-кря, я купаю вас не зря".

Вот гусыня с гусятами.

Гусыня большая, а гусята малень­кие.

Гусыня с гусятами щиплют травку.

Гусыня кричит гуся­там:

„Га-га-га, га-га-га, не ходите никуда".

Это домашние птицы, они живут около человека и дружат с ним».
Занятие 2

Цели. Развивать речь детей в процессе выполнения дейст­вий с предметами. Учить вслушиваться в рифмованную речь воспитателя и по возможности повторять текст совместно с ним; сопровождать игру речью. Воспитывать гуманное отно­шение к животному миру.

Наглядный материал. Игрушки: утка, петух; хлебные крошки.

Ход занятия

Игра «Играем с птицами»

Воспитатель показывает детям утку и петуха и спрашивает у малышей, знают ли они, как называются эти птицы. Затем он предлагает детям послушать стихи о них. Педагог читает стихи несколько раз, сопровождая чтение соответствующими действиями и побуждая малышей к повторению.

Утка шла-шла-шла

И к детишкам подошла.

Утка крылышками машет,

Утка лапочками пляшет,

Клювом зернышки клюет

И поет, поет, поет:

«Кря-кря-кря, кря-кря-кря,

К деткам я пришла не зря».

Прибежал к нам петушок,

На головке — гребешок.

Лапочками топает.

Крылышками хлопает,

Петя вертит хвостиком,

Петя дышит носиком

И поет: «Ку-ка-ре-ку,

Крошки я клевать могу».
Педагог ставит на стол тарелку с хлебными крошками и предлагает детям покормить петушка.
Занятие 3

Цели. Развивать речь детей в процессе выполнения дей­ствий с предметами. Учить вслушиваться в рифмованный текст воспитателя и заучивать его наизусть; сопровождать игру речью. Воспитывать гуманное отношение к животно­му миру.

Наглядный материал. Игрушки: цыплята; семечки и хлеб­ные крошки.

Ход занятия

Игра «Цыплята пришли в гости»

Воспитатель сообщает детям, что к ним в гости пришли цыплята, курочкины детки. Он просит малышей покормить цыплят семечками и хлебными крошками. Затем педагог чи­тает стихотворение (2-3 раза), побуждая детей к повторению и заучиванию текста.

Здравствуйте, ребятки,

Мы —желтые цыплятки.

Мальчики и девочки,

Вы нам дайте семечки,

Вы нам дайте крошки

, Пойдем мы по дорожке.

Будем семечки клевать:

— Ать-ать, ать-ать.

Будем крошки клевать:

— Ать-ать, ать-ать.
Потом дети вместе с воспитателем рассматривают цыплят, называют части их тела.
Чтение без наглядного сопровождения

Добрая утка

Утка с утятами и курочка с цыплятами пошли гулять. Шли-шли и до речки дошли. Утка с утятами умеют плавать, а курочка с цыплятками не умеют плавать. Что делать? Думали-думали и придумали. Речку переплы­ли ровно в полминутки, цыпленок на утенке, цыпленок на утенке, цып­ленок на утенке, а курочка на утке.

В.Сутеев
Курочка

Ходила курочка с цыплятами по двору. Вдруг пошел дождик. Курочка скорей на землю присела, все перышки растопырила и заквохтапа: «Квох-квох-квох-квох», — это значит прячьтесь скорей. И все цыплята залезли к ней под крылышки, зарылись в ее теплые перышки. Кто совсем спрятал­ся, у кого только ножки видны, у кого головка торчит, а у кого только глаз выглядывает.

А два цыпленка не послушались своей мамы и не спрятались. Стоят, пищат и удивляются, что это такое им на голову капает.

Е.Чарушин
Петушок, петушок,

Золотой гребешок.

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь

. Голосисто поешь,

Деткам спать не даешь?
Тематический цикл «Дом и предметы быта»

(двадцать третья неделя)

Занятие 1

Цели. Развивать навыки фразовой речи. Знакомить с бы­товыми предметами, их названиями и назначением. Обога­щать словарный запас по теме. Учить внимательно слушать и запоминать речевой образец воспитателя; комментировать свои действия.

Наглядный материал. Предметы домашнего обихода или кар­тинки с их изображениями: расческа, ключи, часы, книга, лампа, зеркало, подушка, телевизор, телефон, радио, поло­тенце, мочалка, щетка, утюг и т.д.

Ход занятия

Игра «Что есть дома

Воспитатель поочередно показывает детям предметы до­машнего обихода или картинки и спрашивает: «Что есть до­ма?» Дети отвечают хором или индивидуально: «Дома есть те­лефон (зеркало, утюг...)».

Игра «Я ходил и положил»

Воспитатель раскладывает на столе предметы домашнего обихода, затем берет один из них и произносит двустишие:

Я с расческой ходил И на стол положил.

Дети по очереди подходят к столу и выполняют аналогич­ные действия:

Я с ключами ходил И на стол положил.

Я с полотенцем ходил И на стол положил...
Занятие 2

Цели. Развивать навыки фразовой речи. Закреплять на­звания предметов домашнего обихода. Учить детей отве­чать на вопросы воспитателя; координировать речь с дви­жениями; внимательно вслушиваться в рифмованный текст, запоминать и повторять его. Развивать пространственное восприятие.

Наглядный материал. Предметы домашнего обихода или кар­тинки с их изображением; кукла.

Ход занятия

Игра «Кому что нужно

Воспитатель раскладывает на столе предметы домашне­го обихода или картинки с их изображением и предлагает детям выбрать понравившиеся. Малыши по очереди под­ходят к столу, берут какой-либо предмет и показывают его остальным детям, а воспитатель спрашивает: «Что нужно Тане (Лене, Сереже...)?». Дети хором отвечают: «Тане (Ле­не, Сереже...) нужен (нужна) носовой платок (зубная щет­ка, утюг, расческа, стакан, зубная паста, телефон, телеви­зор, тарелка...)».
Речевая подвижная игра «Я иду, иду, иду»

Воспитатель раскладывает на столе предметы домашнего оби­хода и произносит четверостишие (2-3 раза). Затем каждый ребенок повторяет упражнение, но с другими предметами.

Я иду, иду, иду,

Я к расческе подойду,

Я расческу возьму

И вверх подниму.
Занятие 3

Цели. Закреплять знания детей по теме. Учить правиль­но употреблять предлог за; запоминать и повторять корот­кие рифмовки. Уточнить назначение предметов домашне­го обихода.

Наглядный материал. Картинки с изображением предметов домашнего обихода.

Ход занятия

Игра «Спрячь картинку»

Воспитатель показывает детям картинку с изображением какого-либо предмета и прячет за спину:

Я возьму картинку

И спрячу за спинку.

«Что я спрятала за спинку?» — интересуется воспитатель. Дети называют предмет. Педагог выясняет у малышей, для чего нужен этот предмет.

Затем воспитатель по очереди вызывает детей для выпол­нения этого игрового упражнения. В случае необходимости педагог оказывает детям помощь.
1   2   3   4   5   6   7   8

перейти в каталог файлов


связь с админом