Главная страница
qrcode

Развитие речи у детей 2-3 лет. Л.Н. Смирнова. Смирнова Л. Н. Развитие речи у детей 2 3 лет


НазваниеСмирнова Л. Н. Развитие речи у детей 2 3 лет
АнкорРазвитие речи у детей 2-3 лет. Л.Н. Смирнова.doc
Дата11.02.2018
Размер409 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаРазвитие речи у детей 2-3 лет. Л.Н. Смирнова.doc
ТипДокументы
#63847
страница7 из 8
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8

Чтение без наглядного сопровождения
«Мойдодыр». К. Чуковский.
Тематический цикл «Предметы труда»

(двадцать четвертая неделя)

Занятие 1

Цели. Развивать навыки фразовой речи. Знакомить детей с предметами труда, их названиями и назначением. Обогащать активный словарный запас детей. Учить отвечать на вопро­сы; внимательно вслушиваться в рифмованные инструкции воспитателя, правильно их выполнять и рассказывать о про­деланной работе.

Наглядный материал. Предметы труда, сюжетные картинки по теме.

Ход занятия

Игра «Для чего нужен предмет

Воспитатель по очереди показывает предметы труда и спра­шивает у детей, как они называются и для чего нужны. Де­ти отвечают хором (при необходимости воспитатель помога­ет), а педагог показывает, как пользуются тем или иным предметом.

Лопатой копают землю.

Молотком забивают гвозди.

Ножницами режут бумагу.

Веником подметают пол. Совком убирают мусор. Кисточкой рисуют картинки. Лейкой поливают цветы, огород.

Игра «На предметы посмотри»

Воспитатель сообщает детям, что сейчас они будут наво­дить в группе порядок: нужно убрать все предметы на свои места. Педагог по очереди обращается к каждому ребенку с инструкцией:

На предметы посмотри И лопату убери.

На предметы посмотри И молоток убери.

На предметы посмотри И ножницы убери.

Вызванный ребенок убирает названный предмет и ком­ментирует свои действия: «Я убрал лопату (молоток, нож­ницы)».
Занятие 2

Цели. Развивать навыки фразовой речи. Закреплять знания детей по теме. Учить правильно употреблять глаголы в буду­щем времени. Ввести в пассивный словарь, а по возможно­сти и в активный наречия высоко, низко, далеко, близко. Учить детей заучивать четверостишие наизусть; сопровождать игру речью. Развивать пространственное восприятие.

Наглядный материал. Кукла; предметы труда.

Ход занятия

Игра «Что будет делать кукла

Воспитатель показывает детям куклу и сообщает, что сей­час она будет работать на огороде. Педагог берет лейку и спрашивает у малышей, что будет делать кукла. Дети отвеча­ют хором: «Кукла будет поливать». Воспитатель берет следу­ющий предмет и задает тот же вопрос.

Игра «Я иду, иду, иду»

См. тематический цикл «Дом и предметы быта» (занятие 2).

Игра «Где предметы

Воспитатель раскладывает предметы в соответствии с со­держанием четверостишия: карандаш кладет на верхнюю пол­ку, кисточку —на нижнюю, ножницы — на стол, лопату ста­вит в угол. Педагог проговаривает текст, жестом указывая на каждый предмет. Затем дети повторяют четверостишие не­сколько раз вместе с воспитателем.

Карандаш высоко.

Кисточка низко,

Лопата далеко,

А ножницы близко.
Занятие 3

Цели. Развивать навыки фразовой речи. Закреплять знания детей по теме. Учить вслушиваться в рифмованную инструк­цию воспитателя, правильно выполнять ее и рассказывать о проделанной работе.

Наглядный материал. Предметы труда.

Ход занятия

Игра «Погляди и найди»

Воспитатель раскладывает уже известные детям предметы труда и уточняет, для чего они нужны. Затем по очереди об­ращается к малышам с инструкцией:

На предметы погляди И лопату найди.

На предметы погляди И ножницы найди.

На предметы погляди И молоток найди.

Вызванный ребенок находит нужный предмет и расска­зывает о проделанной работе: «Я нашел лопату (ножницы, молоток)». Затем кладет этот предмет на свое место (в шкаф, в коробку).
Тематический цикл «Профессии»

(двадцать пятая неделя)

Занятие 1

Цели. Развивать речь детей в процессе выполнения дейст­вий с предметами. Дать детям представление о профессиях. Обогащать пассивный и активный словарный запас детей. Учить составлять предложения по картинкам; правильно употреблять предлог за.

Наглядный материал. Картинки с изображением людей раз­ных профессий.

Ход занятия

Игра «Кто работает

Воспитатель выставляет картинки и коротко рассказывает детям о человеке каждой профессии. Затем предлагает малы­шам повторить эти рассказы.

Это врач, он лечит людей, чтобы они не болели.

Это дворник, он подметает двор, чтобы было чисто.

Это продавец, он продает продукты, чтобы люди кушали.

Это строитель, он строит дома, чтобы в них жили люди.

Это учитель, он учит детей, чтобы они были умными. И так далее.

Игра «Спрячь картинку»

Воспитатель показывает детям картинку и прячет ее за спи­ну: «Я возьму картинку и спрячу за спинку. Какую картинку я спрятала?». Малыши называют картинки и рассказывают, чем занимаются люди, изображенные на них.

Затем воспитатель по очереди вызывает детей для выпол­нения этого игрового упражнения. В случае необходимости педагог оказывает детям помощь.
Занятие 2

Цели. Развивать у детей навыки фразовой речи. Закреп­лять знания по теме. Учить правильно употреблять наре­чия высоко, низко, далеко, близко; существительные в да­тельном падеже; запоминать и повторять четверостишие с опорой на предметы. Развивать у детей пространственное восприятие.

Наглядный материал. Картинки с изображением людей раз­ных профессий и предметов труда; самолет, машина, лопата, книга.

Ход занятия

Игра «Кому что нужно

Воспитатель раздает детям картинки с изображением пред­метов труда и выясняет их названия. Затем по очереди по­казывает картинки с изображением людей разных профес­сий и спрашивает, кому какой нужен предмет, например: «Кому нужна машина?». Дети отвечают: «Машина нужна шоферу» — и кладут машину рядом с нужной картинкой. И так далее.

Лопата нужна дворнику. Книга нужна учителю. Хлеб нужен продавцу. Градусник нужен врачу. Самолет нужен летчику. Молоток нужен строителю.

Игра «Где предметы

Воспитатель располагает предметы в соответствии с со­держанием четверостишия и проговаривает текст. Затем де­ти повторяют четверостишие несколько раз вместе с вос­питателем.

Самолет высоко, А машина низко, Лопатка далеко, А книжечка близко.
Занятие 3

Цели. Познакомить детей с профессией строителя. Учить составлять домик из геометрических фигур. Ввести в пассив­ный словарь понятия квадрат, треугольник, прямоугольник. Учить повторять рифмованный текст.

Наглядный материал. Геометрические фигуры, вырезанные из картона: большой и маленький квадраты, треугольник, прямоугольник; куклы.

Ход занятия

Игра «Мы построили дом»

Воспитатель рассказывает детям о профессии строителя. За­тем раздает малышам геометрические фигуры и предлагает построить дом для кукол. Педагог берет большой квадрат и называет фигуру: «Вот большой квадрат, это стена». Дети бе­рут названную фигуру и кладут ее перед собой. «Вот малень­кий квадрат, это окошко», — продолжает воспитатель. Дети кладут маленький квадрат на большой. Затем присоединяют­ся крыша и труба: «Вот треугольник, это крыша. Вот прямо­угольник, это труба для дыма».

Воспитатель предлагает детям еще раз назвать части дома.

Затем педагог показывает кукол и сообщает детям, что им очень понравились домики и они будут в них жить:

Мы построили дом, Будут жить куклы в нем, Будут жить-поживать И с детишками играть.

«А зовут наших кукол Маша, Даша, Паша и Саша», — го­ворит воспитатель.

В домике живет Маша. В домике живет Даша. В домике живет Паша. В домике живет Саша.

Дети повторяют предложения.
Тематический цикл «Транспорт»

(двадцать шестая неделя)

Занятие 1

Цели. Формировать навыки фразовой речи. Знакомить де­тей с различными видами транспорта. Обогащать активный словарный запас детей. Учить координировать речь с движе­ниями; запоминать рифмованный текст. Развивать пространст­венное восприятие.

Наглядный материал. Картинки с изображением транспорт­ных средств или игрушки.

Ход занятия

Игра «Что делают машины

Воспитатель показывает детям картинки или игрушки и на­зывает их. Он сообщает, что все эти предметы — транспорт­ные средства, они нужны, чтобы перевозить людей и грузы. Затем педагог рассказывает о каждом виде транспорта, а де­ти повторяют предложения.

Трамвай ездит по рельсам.

Грузовик ездит по дороге.

Самолет летает в небе.

Корабль плавает в море.

Поезд ездит по рельсам.

Автобус ездит по дороге.

Вертолет летает в небе.

Лодка плавает в реке.
Игра «Возьму и подниму»

Воспитатель повторяет с детьми названия транспортных средств. Затем педагог по очереди обращается к малышам и просит их среди игрушек найти конкретные машины, на­пример:

Ты трамвай возьми И вверх подними.

Дети выполняют задание педагога и комментируют:

Я трамвай возьму И вверх подниму.

Я грузовик возьму И вверх подниму.

Я самолет возьму И вверх подниму.
Занятие 2

Цели. Учить детей запоминать и повторять рифмованный текст. Закреплять в пассивном словаре понятия квадрат, треугольник, прямоугольник, круг. Учить конструировать ма­шину.

Наглядный материал. Машина, салфетка, два мандарина; ге­ометрические фигуры, вырезанные из картона: большой и ма­ленький прямоугольники, два круга, треугольник.

Ход занятия

Игра «К нам приехала машина»

Воспитатель показывает детям машину (в кузове лежат ман­дарины, накрытые салфеткой) и рассказывает о ней:

К нам приехала машина,

Вот колеса, вот кабина,

Вот руль, вот кузов,

Кузов нужен ей для грузов.
Педагог еще раз читает стихотворение, побуждая детей к повторению текста. Затем воспитатель сообщает ребятам, что машина привезла груз. Он предлагает им посмотреть, что на­ходится в кузове машины:

К нам приехала машина,

Привезла два мандарина.

Мандарины очищаем

И детишек угощаем.
Педагог уточняет у детей, кто водит машину. Затем он уго­щает их мандарином.
Игра «Сделаем машину»

Воспитатель раздает малышам геометрические фигуры и пред­лагает составить из них машину.

Педагог берет большой прямоугольник и называет фигуру: «Вот большой прямоугольник, это кузов». Дети берут назван­ную фигуру и кладут ее перед собой. «Вот маленький прямо­угольник, это кабина», — продолжает воспитатель. Дети кла­дут маленький прямоугольник рядом с большим. Затем присоединяются колеса: «Вот кружочки, это колеса».

Воспитатель просит детей еще раз назвать части машины.

«А что перевозит машина? — спрашивает педагог. — Правиль­но, грузы. Положим груз в нашу машину. Возьмем треуголь­ник и положим его в кузов. Это и будет наш груз».
Занятие 3

Цели. Развивать речь детей в процессе выполнения дейст­вий с предметами. Развивать пространственное восприятие. Учить сопровождать игру речью.

Наглядный материал. Игрушки: машина, медведь, обезьяна, заяц и другие звери.

Ход занятия

Игра «Прокатим зверюшек»

Воспитатель сообщает детям, что к ним в гости пришли зверюшки, которые ни разу не катались ни машине. Он пред­лагает ребятам прокатить их. Дети сажают зверей в машину, а воспитатель произносит стихотворение, одновременно со­вершая описываемые в нем действия. Педагог проговаривает текст несколько раз, побуждая детей к его повторению и за­учиванию.

Мы машину прикатили

И зверюшек посадили.

Мы поехали вперед,

Мы поехали назад.

Мы поехали вперед,

Мы поехали назад,

Вот так. вот так,

Вот так, вот так.

Повернули вдруг

И объехали круг.

Педагог указывает на какую-либо игрушку и спрашивает, кто едет в машине. Дети отвечают: «В машине едет мишка (зайка, обезьянка...)».
Чтение без наглядного сопровождения

Мчится поезд

Чух-чух, Чух-чух,

Мчится поезд

Во весь дух,

Паровоз Пыхтит.

— Тороплюсь, — Гудит,

— Тороплюсь, Тороплюсь, Тороплю-у-усь.

Э.Мошковская
Паровоз

Загудел паровоз И вагончики повез:

— Чох-чох, чу-чу. Я далеко укачу.

Т.Волгина
Тематический цикл «Весна»

(двадцать седьмая неделя)

Занятие 1

Цели. Знакомить детей с сезонными изменениями в при­роде. Обогащать активный словарный запас по теме. Учить вслушиваться в рифмованный текст и повторять его по час­тям вслед за педагогом; выполнять словесные рифмованные инструкции; координировать речь с движениями. Развивать речь детей в процессе речевой подвижной игры.

Наглядный материал. Картинки: солнце, трава, снег, ручей, одуванчики, насекомые, птицы; бумажные силуэты луж (5 шт.).

Ход занятия

Игра «Вот пришла весна»

Воспитатель читает стихотворение и в соответствии с его содержанием выставляет на фланелеграфе картинки. Затем он проговаривает его еще 2—3 раза, побуждая детей к по­вторению.

Вот пришла весна, весна.

Очень теплая она.

Солнышко печет, печет.

Травушка растет, растет.

Тает снег, ручьи бегут.

Одуванчики растут.

Насекомые ползут.

Птички песенки поют.

Это упражнение целесообразно повторить на прогулке.

Речевая подвижная игра «Пройди по лужам»

Воспитатель рассказывает детям о том, что весной тает снег и появляются лужи (раскладывает на полу бумажные силуэ­ты луж). Он предлагает малышам походить по лужам:

Ты на лужи погляди

И по лужам пройди.

Малыши шагают по лужам и произносят рифмовку вмес­те с воспитателем.
Занятие 2

Цели. Закреплять знания детей по теме. Развивать навыки связной речи. Учить координировать речь с движениями; за­поминать четверостишие наизусть.

Наглядный материал. Сюжетная картинка «Весна».

Ход занятия

Игра «Что бывает весной

Воспитатель выставляет перед детьми сюжетную картинку и описывает ее: «Наконец-то наступила весна. На небе све­тит солнышко. Тает снег. На деревьях появляются листочки. На земле зеленеет травка. Вылезают жучки. Птички строят себе гнездышки. Хорошо весной!»

Педагог повторяет рассказ несколько раз, побуждая детей к совместному проговариванию.

Речевая подвижная игра «В гости к нам пришла весна»

Воспитатель читает стихотворение и в такт ему выполняет различные движения (поднимает руки вверх, приседает, тан­цует). Дети повторяют игру несколько раз.

В гости к нам пришла весна. Очень теплая она. Солнце светит, солнце греет. Всюду травка зеленеет.
Занятие 3

Цели. Развивать навыки связной речи. Расширять знания детей о весне и ее признаках. Учить различать количество предметов, способствовать усвоению понятий один, два, мно­го, ниодного. Учить детей сопровождать игру речью.

Наглядный материал. Кукла; совок, ведро, скакалка, маши­на, лодка; бумажные зеленые листочки; два листа голубого цвета, бумажные лодочки.

Ход занятия

Игра «Кукла Маша идет гулять»

Воспитатель рассказывает детям: «Наступила весна. Греет солнышко, стало тепло. На деревьях появились листочки: сна­чала один листочек, потом два листочка, а потом много ли­сточков (выкладывает бумажные листочки).

Кукла Маша (показывает куклу) идет гулять. Что она на­девает? Правильно, курточку, ботиночки, потому что на ули­це тепло.

Что берет с собой кукла на прогулку? Правильно, совок, ведерко для песка, скакалку, машинку, лодочку (показывает называемые предметы). А возьмет ли кукла санки, коньки, лыжи? Нет, не возьмет, потому что на улице весна, снег рас­таял, стало тепло.

А что будет делать Маша на прогулке? Правильно, она бу­дет пускать лодочку в ручье. А еще что будет делать кукла? Да, она будет играть в песочнице, прыгать через скакалку, ка­тать машину».

Игра «Сколько лодочек в луже

Воспитатель делит пополам два листа голубого цвета — по­лучается четыре лужи. В лужах он располагает лодочки в сле­дующем порядке: в одной — одна лодочка, в другой — две, в третьей — три, в четвертой — ни одной лодочки. Педагог пред­лагает детям сосчитать лодочки в каждой луже.

В этой луже — одна лодочка.

В этой луже —две лодочки.

В этой луже — много лодочек.

А в этой луже — ни одной лодочки.
1   2   3   4   5   6   7   8

перейти в каталог файлов


связь с админом