Главная страница

грамота и дети с ЗПР. Содержание работы по подготовке к обучению грамоте


Скачать 175.23 Kb.
НазваниеСодержание работы по подготовке к обучению грамоте
Анкорграмота и дети с ЗПР.docx
Дата18.12.2017
Размер175.23 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаграмота и дети с ЗПР.docx
ТипДокументы
#54552
страница1 из 4
Каталогid210137768

С этим файлом связано 71 файл(ов). Среди них: Астафьева Е. О. Играем, читаем, пишем Рабочая тетрадь № 2.doc, Батяева С.В., Савостьянова Е.В. Альбом по развитию речи для самы, Sotsialno-emotsionalnoe_razvitie_rebenka_v_rann.pptx.pptx, Vnimanie_u_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta (1).docx, Иншакова Развитие и кор. графо-моторных навыкоe у детей 5-7 лет, Программа ЗПР 1.doc, Osobennosti_emotsionalnogo_razvitia_detey_s_ZPR.doc, matematika_3klass_moro_uroki.docx и ещё 61 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4



По материалам пособия «Подготовка к обучению грамоте» Р.Д Тригер.

Консультация по подготовке детей с ЗПР к обучению грамоте.

По материалам пособия Тригер Р. Д.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ.

Основные темы подготовительного периода обучения грамоте.


  • Практическое ознакомление со звуками речи, словом и предложением.

  • Укрепление мышц пальцев и кистей рук, развитие тонкой моторики пальцев.

  • Формирование правильной посадка при выполнении графических заданий.

  • Умение правильно держать фломастер, карандаш.

  • Умение правильно располагать лист бумаги, тетрадь во время выполнения графических заданий.

  • Формирование элементарных графических навыков.


Необходимые требования для обучения ребенка элементарной грамоте.

  • Совершенствование чувственного опыта ребенка в области русского языка:

  • развитие умения вслушиваться в звучание слова,

  • узнавать и выделять из него отдельные звуки и звуковые комплексы,

  • различать звуки, близкие по произнесению и звучанию.




  • Уточнение и обогащение словарного запаса в связи с расширением непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире.




  • Развитие связной речи:

  • формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказываний,

  • точности и разнообразия употребляемых слов,

  • правильности построения предложений,

  • внятности и выразительности речи.




  • Формирование приемов умственной деятельности, необходимых для овладения грамотой:

  • развитие мышления: операций анализа и синтеза, сравнения и обобщения и др.,

  • развитие умений наблюдать, сравнивать и обобщать явления языка,

  • использовать условно-знаковую систему.




  • Формирование учебной деятельности: умения ориентироваться и применять систему правил, необходимых для плодотворной учебной работы.




  • Формирование доброжелательных отношений с детьми.


Тема "Звуки речи"

По теме "Звуки речи" подготовка к обучению грамоте состоит из двух этапов.

На первом этапе

  • формируется умение вслушиваться в звучание слова, узнавать, различать и выделять из него отдельные звуки;

  • отрабатывается четкая артикуляция звуков, уточняется их звучание.

Без таких умений невозможно научить детей устанавливать последовательность звуков в слове.
На втором этапе у учащихся развивается умение последовательно вычленять и сочетать звуки в словах различной слоговой структуры.

Именно эти процессы лежат в основе формирования навыков письма и чтения.

ПЕРВЫЙ ЭТАП ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ



На первом этапе подготовки к обучению грамоте школьники учатся сознательно выделять из слова тот или иной звук, т.е. слово, ранее выступавшее как средство общения, должно стать предметом их наблюдения и изучения.

  • Сначала выделяют гласные звуки [а], [о], [ы], [у], находящихся в ударном положении.

  • Затем взрывные и соноры — [м], [н], [к], находящихся в конце или начале слова (например, дом, сын, мак и т.д.).

  • Далее дети учатся выделять изучаемый звук из любой части слова.


Последовательность изучения звуков определяется сохранностью их произношения у детей.

Особое значение придается формированию способа вычленения звука из слова — его подчеркнутому произнесению. Этому внешне простому действию дети учатся постепенно.

Сначала они произносят слова (хором или индивидуально) вслед за учителем, копируя его способ выделения в слове изучаемого звука. Значительно облегчает обучение создание игровой ситуации, где учитель становится "дирижером" хора.

Методика дирежирования. По велению руки "дирижера" дети тянут нужный звук, произнося его подчеркнуто, а остальную часть слова быстро проговаривают. При этом учащиеся не отвлекаются, заинтересованно выполняют задание.

Далее учитель предлагает ученикам назвать выделенный звук. На первых порах они, как правило, не могут назвать звук, который подчеркивали в произношении, а повторяют все слово. В этих случаях учитель сам произносит нужный звук. В процессе дальнейших упражнений дети учатся слышать и называть звук, выделяемый из слова учителем, а затем и сами начинают произносить слово, интонационно выделяя, а потом называя выделенный звук. Такой способ направлен на то, чтобы ребенок научился слышать и осознанно выделять из слов тот или иной звук сначала при интонированном, а затем и при обычном произнесении слов. Поэтому, как только выясняется, что ученик слышит в слове и называет изолированно нужный звук, он может осуществлять звуковой анализ без подчеркнутого произнесения слов.


  • Выделив из слова звук, дети знакомятся с особенностями его звучания и произнесения: участие голоса, положение губ, зубов, языка. Дается понятие гласного и согласного звука. Вводятся их условные обозначения.

Внимание учащихся обращают на то, как произносят звук учитель, дети. Значение подобных упражнений многопланово: сознательное усвоение звуковых и речедвигательных свойств отдельных звуков способствует развитию у детей внимания к звуковой стороне речи, а следовательно, и коррекции недостаточной отчетливости, вялости артикуляции, свойственной многим детям, испытывающим трудности в обучении. Четкая и ясная артикуляция каждого звука в отдельности, улучшая отчетливость речи в целом, в свою очередь, активизирует слуховое восприятие, усиливает его взаимодействие с движениями органов речи. Овладение четкой артикуляцией, умением дифференцированно воспринимать звуки на слух — это средства, которые помогут детям успешно обучаться письму и чтению.

Особое внимание следует обратить на звуки, близкие в произношении и по звучанию: [о] — [у], звонкие — глухие, свистящие — шипящие согласные. Для того чтобы дети научились их дифференцировать, они сначала знакомятся с акустическими и артикуляционными свойствами одного из оппозиционных звуков, и лишь после того, как научатся узнавать и вычленять изученный звук, сравнивают его с парным: [с] — [з], [ш] — [ж], [п] — [б], [т] — [д], [в] — [ф] и др. Практика показала, что овладение способом вычленения звука из слова, ознакомление с особенностями звучания и произнесения различных звуков способствуют тому, что некоторые дети самостоятельно корригируют свое неправильное произношение. Это происходит при нормальном строении и подвижности артикуляционного аппарата. В других случаях коррекционная работа проводится на специальных логопедических занятиях.

Опираясь на воспринимаемые ребенком свойства звуков речи и особенности их произношения, учитель сообщает учащимся, что одни звуки произносятся с голосом, свободно, а произношение других звуков связано с тем, что губы, зубы или язык образуют преграду, препятствие на пути выдыхаемого воздуха. Тем самым дети знакомятся с существенными, опознавательными признаками двух основных групп звуков русского языка (гласных и согласных). Учитель "договаривается" с учениками об условном обозначении этих звуков (гласные звуки обозначаются красными фишками, согласные — синими фишками).


  • Изучение акустико-артикуляционных особенностей каждого звука, отнесение его к группе гласных или согласных завершается ознакомлением с соответствующей буквой, которая тщательно и всесторонне изучается.

При этом необходимо учитывать, что вследствие недостатков восприятия и памяти, а также ряда других психофизических особенностей, запоминание начертания букв и формирование навыков правильного письма происходит у детей с задержкой психического развития значительно медленнее, чем у нормально развивающихся школьников, и нуждается в увеличении числа тренировочных упражнений. Поэтому полноценное их запоминание осуществляется в букварный период обучения. Изучение буквы прежде всего предполагает ее целостное восприятие. Однако ребенку трудно самостоятельно выделить отдельные части буквы, поскольку слитность и нерасчленснность восприятия свойственны детям в работе с незнакомым материалом, каковым на первоначальном этапе обучения являются буквы. Поэтому необходимо направлять активную деятельность учащихся на анализ частей, составляющих буквы, и их местоположение. Необходимо показать им каждый элемент буквы, обозначить словом его форму, величину, их взаимное расположение, сравнить с уже знакомыми сходными буквами. Запоминанию буквы способствуют такие упражнения, как выбор ее из других изученных букв разной величины, цвета, материала, изготовление самими учениками букв из палочек, проволоки, пластилина.
Чему следует научить детей к концу первого этапа подготовки к обучению грамоте по теме «Звуки речи»?

Что должны уметь дети?

  1. Слышать в словах отдельные звуки и овладеть способом выделения звука из слова.

  2. Уметь произносить выделенный звук.

  3. Знать о двух основных группах звуков русского языка (гласных и согласных) и уметь на основе собственного чувственного опыта относить выделенные звуки к гласным или согласным.

  4. Использовать для обозначения гласных и согласных звуков условные знаки.

  5. Уметь правильно произносить выделенные из слов твердые и мягкие согласные.

  6. Соотносить изученные гласные звуки с обозначающими их буквами.



ВТОРОЙ ЭТАП ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

Ознакомление с отдельными звуками продолжается и на втором этапе подготовки к обучению грамоте. Однако количество заданий, отводимых для изучения каждого звука, сокращается, так как к этому времени у детей значительно развивается речевой слух. Учащиеся закрепляют знания о двух основных группах звуков русского языка — гласных и согласных.

  • Выделении твердых и мягких согласных, вводятся условные обозначения.


У детей развиваются способности различать твердые и мягкие согласные, путем наблюдений устанавливается зависимость значения слова от твердости или мягкости фонемы (мышка — мишка, лапа — липа и т.д.). Вводятся условные обозначения твердых и мягких согласных звуков — синие и зеленые фишки.

Для некоторых учеников различение твердых и мягких согласных звуков представляет значительную трудность, что в дальнейшем ведет к стойким ошибкам на письме. Для таких детей необходимы индивидуальные занятия, на которых работа ведется с отдельным звуком, его выделением из слога, а затем из слова. Значительную помощь учителю в подготовке этих занятий может оказать логопед.


  • Определение точного места звука в слове.

Звуковой анализ включает в себя не только различение и вычленение того или иного звука, но и установление его точного места в слове. Именно звуковой анализ объединяет звукопроизношение, чтение и письмо. Поэтому основная задача второго этапа подготовки к обучению грамоте состоит в том, чтобы научить детей устанавливать точное место звука в слове, определять последовательность звуков в слове.

Формирование звукового анализа предусматривает последовательное использование слов разной степени трудности. (Порядок изучения слов в зависимости от их слоговой структуры указан в программе.) В этот период обучения учителю особенно внимательно следует подбирать материал для звукового анализа. Ему подлежат лишь те слова, в которых все звуки ясно слышатся и произносятся. Предметом анализа являются именно звуки, а не буквы.
Последовательность действий при формировании

полноценного звукового анализа.

  1. Дети проводят звуковой анализ слова, опираясь на данную учителем условно-графическую схему звукового состава этого слова.

Они

  • последовательно выделяют звуки из слова на основе громкого проговаривания,

  • называют каждый выделенный звук,

  • соотносят его с клеточкой графической схемы и обозначают фишкой (условным заместителем звука).

Таким образом, графическая схема, состоящая из стольких клеток, сколько звуков в слове, заполняется цветными фишками, которые характеризуют входящие в слово звуки (гласные, твердые и мягкие согласные). Условное обозначение звуков речи в структуре слова является наиболее благоприятным приемом для перехода к обозначению звуков буквами при обучении детей, испытывающих трудности в усвоении письма и чтения. При этом необходимо, чтобы каждый ученик знал и мог объяснить, что отображает условно-графическая схема, на что указывают ее клеточки, чем определяется их количество в схеме, что обозначают фишки.

  1. Последовательное выделение звуков в слове происходит так же, но уже без готовой схемы звукового состава слова.

Дети выкладывают фишки, обозначая разными цветами гласные и согласные звуки. Кроме того, они сами вычерчивают условно-графические схемы звукового состава слов цветными ручками или карандашами (на доске — цветными мелками). Они как бы записывают слово без букв. Создаваемые самими учащимися условно-графические схемы помогают им глубже проникнуть в звуковую структуру слова.

  1. Детям предлагается заменять фишки, обозначающие гласные звуки, соответствующими буквами.

Введение в схему звукового состава букв, обозначающих гласные звуки, предупреждает в дальнейшем пропуск гласных на письме, а также подготавливает детей к обучению чтению: они приобретают навык ориентироваться на гласную, сливая звуки в слоги.

Обозначив звуки цветными фишками и буквами, дети проверяют правильность выполненного ими задания: "читают" по схеме проанализированное ими слово. Термин "чтение" здесь употребляется условно. Это "чтение" по следам звукового анализа: опираясь на последовательный ряд клеток схемы (по количеству фонем в слове), их цвет и буквы на месте гласных звуков, ребенок воссоздает звуковой образ слова. Ближе к собственно чтению задания, связанные со словоизменением и словообразованием. Например, в проанализированном школьниками слове стол им предлагается заменить гласную о на у и "прочитать" получившееся слово; в схеме звукового состава слова рама заменить первую гласную а на о и "прочитать" новое слово.

  1. Следующим этапом работы является анализ звукового состава слов без условно-графической схемы, только на основе проговаривания вслух.


Действие звукового анализа считается сформированным после того, как ребенок самостоятельно может последовательно выделить на слух звуки, входящие в слова различных слоговых структур.

Необходимо учитывать, что формирование умения анализировать звуковой состав слов каждой слоговой структуры должно включать все указанные выше действия. Важно, чтобы ученик последовательно выполнял все задания, так как пропуск в усвоении отдельных звеньев учебного материала ведет к неполноте знаний и неустойчивости навыков. Вместе с тем учителю необходимо принимать во внимание меру овладения действием звукового анализа каждым ребенком. Индивидуализация заданий определяется тем, какой способ действия освоен учеником, а также тем, на какие структуры слов распространяются усвоенные им умения. Так, например, отдельным ученикам необходимо предоставить возможность продолжать действовать с фишками по готовой схеме несмотря на то, что весь класс уже анализирует слова определенной слоговой структуры без развернутого действия с фишками, а только на основе проговаривания вслух или без опоры на готовую схему.
Последовательно выделяя звуки, учащиеся в то же время закрепляют знания о двух основных группах звуков русского языка — гласных и согласных, с которыми они познакомились на 1-м этапе подготовки к обучению грамоте, знакомятся с твердыми и мягкими согласными, овладевают соответствующими терминами: "звук", "буква", "гласные", "согласные", "твердые и мягкие согласные", "слово", "предложение". Значительное место занимает работа по дифференциации терминов "звук" — "слово", "звук" — "предложение".

Тема «СЛОВО И ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

  • В период подготовки к обучению грамоте предусмотрено практическое ознакомление с предложением и словами. Сюда входит:

  • составление словосочетаний, нераспространенных и распространенных предложений;

  • правильное и отчетливое их произнесение;

  • понижение голоса в конце предложения;

  • членение предложений на слова, последовательное выделение их из предложений, определение их числа;

  • уточнение лексического значения слов;

  • умение слышать отдельные предложения в общем потоке речи;

  • овладение терминами "слово", "предложение";

  • дифференцированное употребление этих терминов;

  • правильное употребление вопросительных слов и построение вопросительных предложений.

Вычленению предложений из связной речи, отработке интонации конца предложений, а также дифференцированному употреблению терминов "предложение" и "слово" помогают разнообразные методические приемы. Одним из наиболее действенных является использование условно-графической схемы предложения. Каждое выделенное из связной речи предложение обозначается длинной полоской бумаги или линией в тетради. Затем вычленяются отдельные слова: проговаривая каждое слово, учащиеся обозначают его короткой полоской бумаги или чертят короткую линию. Предложения и составляющие их слова выделяются: из устного рассказа учителя (из двух — четырех предложений), из предложений, составленных учащимися, из выученных наизусть загадок и стихотворений.

Возможен обратный ход анализа. Дается готовая схема предложения, которая показывает количество слов, входящих в него. По этой схеме ученики придумывают предложения, проговаривают их вслух и накладывают на схему короткие полоски, обозначающие слова.

Выделение слов из предложения, составление его схемы, придумывание предложений по готовым схемам — все это требует активной мыслительной деятельности, работы речедвигательного аппарата, слуха, зрения. Кроме того, учащиеся производят практические действия с полосками — условными заместителями предложений и слов: моделируют предложение, обозначают его начало и конец, количество и последовательность входящих в него слов. Осмысленное и правильное составление предложений в устной речи является основой для усвоения правил написания слов и предложений, выделения предложений при письме. А умение устанавливать взаимосвязи между словами в словосочетаниях будет содействовать выработке орфографических навыков.





  • В этот период обучения начинается работа по коррекции неправильного употребления форм существительных творительного падежа единственного числа (любуюсь Москвой, кормлю зерном) и родительного падежа множественного числа (много тетрадей, коробка конфет).

Речевым упражнениям можно придать игровой характер. Например, детям предлагают загадки в виде развернутых определений: кем работает человек, который готовит обед (поваром), учит детей (учителем), растит телят (телятницей), доит коров (дояркой) и т.д. Ребенок должен ответить словосочетанием или предложением (работает почтальоном или Человек, который разносит письма и газеты, работает почтальоном). За каждый правильный ответ он получает какую либо награду. Выигрывает тот ряд, который имеет больше наград.

Большой интерес вызывает игра "Один, много, нет". Школьники называют демонстрируемые им игрушки. Например, один шар, одна машина, много кукол, много мячей. Они должны запомнить все игрушки, закрыть глаза, а открыв их, определить, какие предметы убраны, и сказать, например, нет мячей.

Можно составлять словосочетания и предложения по наглядно воспринимаемой ситуации, употребляя глаголы, числительные и существительные: повесили пять флажков, посадили шесть деревьев, вымыли пять чашек и т.д. Указанные упражнения играют не только коррекционную, но и пропедевтическую роль: школьники приобретают практический опыт изменения существительных по числам и падежам, т.е. начинают готовиться к усвоению материала последующих классов.

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ»


Подготовка к обучению грамоте включает в себя работу по развитию речи. Развитие речи — не какой-либо специальный раздел курса, это методический принцип обучения родному языку.

Сюда входит словарная работа:

  • Дети уточняют значение слов, узнают их смысловые оттенки, знакомятся с новыми словами, соотнося их с предметами и явлениями окружающего мира.

  • Одновременно, на основе знаний полученных на занятиях по "Ознакомлению с окружающим миром" организуется словесное высказывание.

Дети целенаправленно учатся давать полные ответы на вопросы учителя об увиденном, о собственных впечатлениях, наблюдениях и практической деятельности. Они осваивают умение описывать какой-либо предмет, явление, событие в определенной последовательности, избирательно пользоваться языковыми средствами: употреблять точные наименования предметов, их признаков, действий, указывать место и время событий.


  • Специальное внимание следует уделить употреблению предлогов, обозначающих пространственные отношения (на, над, под, за, между, перед).

Рассматривая предметы и их изображения, осуществляя какие-либо действия с предметами, дети учатся различать их взаимное расположение и обозначать эти отношения с помощью соответствующих предлогов и наречий. Например, учитель выстраивает несколько учеников друг за другом. Остальные показывают и говорят: кто за, между и перед кем стоит. Аналогичную работу можно организовать по любой картинке, где четко воспринимается расположение персонажей или предметов в пространстве. (Подобные задания дети выполняют и на уроках ознакомления с окружающим миром, и на уроках математики.) На уроках родного языка они необходимы не только для организации речевого высказывания, но и в целях подготовки к звуковому анализу. (В слове сом первый звук [с], за ним — звук [о], за ним — [м]; гласный звук [о] между согласными [с] и [м] и т.д.)


  • Развитию речи учащихся способствует заучивание наизусть образных словосочетаний, небольших предложений, стихотворений.

В этот период обучения дети учатся слушать и пересказывать короткие сказки и рассказы, составлять рассказы по серии сюжетных картин или по отдельной сюжетной картине.

При обучении русскому языку формируется умение слушать учителя и одноклассников, воспитывается внимательное и доброжелательное отношение к ответам и рассказам товарищей. Следует учитывать, что коррекционная работа эффективна только тогда, когда ученик имеет возможность развернуто высказывать свои мысли, когда его внимательно выслушивают, не перебивая. Важно, вслушавшись в ответ ученика, уловить погрешность его речи и организовать остальных учащихся на проверку задания, его содержательную оценку и исправление допущенных ошибок. Учитель не может быть удовлетворен одним-двумя верными ответами; необходимо убедиться в правильном понимании вопроса большинством учащихся. В случае затруднений не следует торопиться с подсказкой, а организовать работу так, чтобы дети сами подошли к необходимому решению.

ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ТЕХНИКЕ ПИСЬМА


Подготовка к обучению технике письма у детей с задержкой психического развития осложняются легкой формой нарушения движений. Изменение (повышение или понижение) мышечного тонуса обуславливает слабость и большую утомляемость мышц кистей рук. Недостаточная деятельность нервной системы делает движения неловкими, препятствует их согласованности и плавности. Поэтому ребенок не может длительное время правильно удерживать карандаш или ручку. По мере нарастания утомления движения кисти руки становятся все более неточными: размашистыми или слишком мелкими. Нередко утомление сочетается с трудностями зрительно-двигательной координации.

Подготовку детей к обучению каллиграфии проводят в нескольких направлениях одновременно:

а) гимнастика пальцев и кистей рук;

б) ориентирование на листе бумаги;

в) формирование элементарных графических навыков.
Гимнастика для пальцев и кистей рук проводится по 2—3 минуты в начале и в середине каждого занятия по подготовке к обучению грамоте. Упражнения по ориентированию на листе бумаги, как правило, целесообразно проводить в конце урока.
Упражнения для развития умения ориентироваться на листе бумаги.

Формирование графического навыка как технической стороны письма во многом зависит от умения ребенка ориентироваться на листе бумаги. Это связано с тем, что формы букв (к письму которых ребенок приступит в дальнейшем) определяются не только составом входящих в них элементов, но и их количеством, размером и расположением относительно рабочей строки. Следовательно, для того чтобы ребенок приобрел графический навык, он должен сознательно усвоить зрительный образ буквы, ясно представить себе, из каких элементов она состоит и в каких пространственно-количественных отношениях эти элементы объединены в каждой отдельной букве.

Многие дети дошкольного возраста плохо ориентируются на листе бумаги. Поэтому целесообразно проводить с ними упражнения на развитие зрительного и пространственного восприятия. Они помогают формированию и совершенствованию ориентировки на листе бумаги и навыка движения по нему руки. Работа проводится на листах большого формата и опирается на активную деятельность детей с игрушками и геометрическим материалом. Например, чтобы ребенок научился различать верх и низ листа бумаги, ему предлагают выполнить задания типа: "Снежинки падают", "Бабочка на лугу".

Первое упражнение состоит в том, что под руководством педагога дети выкладывают снежинки, сделанные из бумаги, или елочные украшения в верхнюю часть листа. Затем берут каждую снежинку и показывают, куда она падает (в низ листа). Свои действия ребенок сопровождает словами: "сверху вниз".

Подобным же образом выполняется и другое упражнение. Ориентируясь на показ взрослого и его словесные указания, а затем лишь по его словесным инструкциям дети перемещают бабочку (бумажную или пластмассовую) по листу бумаги, комментируя свои движения: "вверх — вниз", "снизу вверх".

Для отработки движения "слева направо" также используются игровые приемы, в которых дети действуют с мелкими игрушками. Например, самолет "разбегается" по взлетной полосе, машина "едет" из дома на дачу. Для обозначения дома и дачи в разных концах листа устанавливаются геометрические фигуры: дом — слева, а дача — справа. Свои действия дети сопровождают указанием направления движения: "слева направо".

Ориентированию на плоскости и запоминанию слов право, правый, лево, левый, верх, верхний, низ, нижний помогает игра "Котята разбежались". На фланелеграфе или на листе бумаги размещены фигурки трех-четырех котят с шерсткой разного цвета. В начале игры все они находятся в одном месте. Дети называют место расположения котят: например, в середине. Учитель говорит: "Котята разбежались",— и передвигает фигурки в разных направлениях. Дети поочередно должны показать и сказать, где какой находится котенок. Например: "Серый котенок сидит в правом верхнем углу, а рыжий — внизу слева" и т. д.

Эта игра имеет несколько вариантов. Например, "Что изменилось?": педагог располагает фигурки котят на фланелеграфе и предлагает детям рассказать, где находится каждый котенок, и запомнить. Затем дети выбирают "водящего", тот выходит из помещения, а оставшиеся перемещают котят. Вернувшись, водящий должен определить, что изменилось.

"Дрессированные котята". Ребенок - "дрессировщик" указывает место расположения каждого котенка. Например, черный котенок — в середине, а пестрый — внизу справа. Дети располагают фигурки в соответствии с указаниями "дрессировщика".
  1   2   3   4

перейти в каталог файлов
связь с админом