Главная страница

Логопедическая тетрадь по дифференциации звуков. Соколова Н. В. С594 Логопедическая тетрадь. Дифференциация звуков в речи до школьника


Скачать 2,06 Mb.
НазваниеСоколова Н. В. С594 Логопедическая тетрадь. Дифференциация звуков в речи до школьника
АнкорЛогопедическая тетрадь по дифференциации звуков.doc
Дата23.11.2016
Размер2,06 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаLogopedicheskaya_tetrad_po_differentsiatsii_zvukov.doc
ТипДокументы
#4097
Каталогid226260957

С этим файлом связано 45 файл(ов). Среди них: A_E_Voronova_Logoritmika_dlya_detey_5-7_let_Chast_1.pdf, Khirurgicheskie_bolezni.pdf, Развитие речи старшая группа.doc, uroki_gramoty_ot_5_do_6_let.pdf, Chto_tut_lishnee_-_kartochki.pdf, chto_lezhit_v_lukoshke_ot_3-4_let.pdf, ya_schitayu_do_pyati_ot_3_do_4_let.pdf, sravnivaem_predmety.pdf, novogodnyaya_raskraska_1.pdf, kartochki_zagadki_ovoschi.pdf и ещё 35 файл(а).
Показать все связанные файлы





ББК 74.3 С594

«Дошкольное воспитание и обучение — приложение к журналу «Воспитание школьников»

Выпуск 134 I полугодие 2007 г.

СМИ зарегистрировано МПТР РФ, свил, орег. ПИ№ 77-1491 от 10.01.2000 г.

Соколова Н.В.

С594 Логопедическая тетрадь. Дифференциация звуков в речи до школьника. — М.: Школьная Пресса, 2006. — 64 с: ил. — (Програм ма «Я —человек»). —(«Дошкольное воспитание и обучение — при ложение к журналу «Воспитание школьников»; Вып. 134).

15ВК 5-9219-0538-0

В этой тетради представлен речевой и картинный материал для работы над проблемными звуками у детей на завершающем этапе — этапе дифференциации звуков.

Логопедам теперь не придется переписывать в тетрадь своих подопечных ог ромное количество слогов, слов, фраз, скороговорок, текстов и стихотворений, а родителям — вырезать из книг и журналов и наклеивать картинки. Все это собрано в данной тетради.

Пособие предназначено для работы с детьми дошкольного возраста (для чтения взрослыми детям).

ББК 74.3

Издание охраняется Законом Российской Федерации об авторском праве. Запрещается воспроизве дение всей книги или части ее без письменного разрешения издателя. Любая попытка нарушения закона будет преследоваться в судебном порядке.

I5ВN 5-9219-0538-0 © Соколова Н.В., 2006

© Издательство «Школьная Пресса», 2006



ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ЭТА ТЕТРАДЬ?

Вы прошли три этапа работы над проблемными звуками: артикуляционные упражнения, основной задачей которых является усвоение и закрепление арти­куляционной позы, необходимой для правильного произнесения звука; этап не­посредственной постановки звука и работа по закреплению поставленного звука и введению его в активное употребление*.

Для успешного завершения работы над звуками необходим четвертый этап — этап дифференциации звуков. Кстати, частично такая работа проводи­лась в процессе автоматизации звука где-то на уровне слова.

В чем заключается необходимость этого этапа?

Ребенок на слух и в произношении или только в произношении (что явля­ется наиболее легкой формой) смешивает звуки одной фонетической группы (С—3, Ш—Ж, Л—Р) между собой или звуки разных фонетических групп, близ­ких по артикуляции (С—Ш, 3—Ж, С—Ц и т.д.).

Эти нарушения звуков в речи ребенка можно классифицировать следующим образом:

  • по типу пропусков (когда звук просто опускается: коова вместо коРова,
    мыка вместо мыШка);

  • по типу искажения (когда звук произносится как несвойственный фоне­
    тической системе родного языка по своему акустическому эффекту);

  • по типу замен (коСка вместо коШка, и наоборот);

  • по типу оглушения или озвончения (ФареШка вместо ВареЖка, Гошка
    вместо Кошка).

В последних двух случаях после постановки звука и введения его в речь и возникает необходимость отдифференцировать новый звук от того звука, на ко­торый он заменялся, так как уже в процессе работы над звуком специалист часто сталкивается с тем, что ребенок начинает вставлять новый звук где надо и где не надо (Шобака, Шина, каШтрюля).

Структура этой тетради знакома вам по предыдущим пособиям. Тетрадь включает в себя речевой материал, рассчитанный на прочтение взрослым и по­втор ребенком за взрослым, и картинный материал, направленный непосредс­твенно на самостоятельную работу ребенка под контролем взрослого (называ­ние слова или фразы).

Этап дифференциации звуков также подразделяется на подэтапы. Их пять:

  1. Дифференциация поставленного звука на уровне слога.

  2. Дифференциация звука на уровне слова (повтор ребенком за взрослым).

  3. Самостоятельное воспроизведение слов ребенком по картинкам.

  4. Повторение за взрослым фраз и самостоятельное воспроизведение фраз
    по картинкам.

  5. Работа над дифференцируемыми звуками в стихах (заучивание), текстах

(пересказ) и скороговорках.

* См. пособия, вышедшие в издательстве «Школьная Пресса» в 2005—2006 гг.: Соколова Н.В. Лого­педическая тетрадь. Звуки [Ж], [Ш], [Ч], [Щ]; Соколова Н.В. Логопедическая тетрадь. Звуки [С], [3], [Щ; Соколова Н.В. Логопедическая тетрадь. Звуки [Р], [Л], [Й].

1 Дифференция звуков в речи дошкольников

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ (С—Ш), (3—Ж) .

Повтори слоги:

а) СА-ША ЗА-ЖА ША-СА ЖА-ЗА

СЫ-ШИ ЗЫ-ЖИ ШИ-СЫ ЖИ-ЗЫ

СЭ-ШЕ ЗЭ-ЖЕ ШЕ-СЭ ЖЕ-ЗЭ

со-шо зо-жо шо-со жо-зо

2. Повтори слова. См. слова в приложении 1 (с. 5).


СУ-ШУ ЗУ-ЖУ ШУ-СУ ЖУ-ЗУ







Вспомни фразы по картинкам. См, картинки и фразы к ним

Шутка

Веселая старушка Весь день сегодня шьет. За кругленькой катушкой Следит пушистый кот. Устала шить старушка И села у ворот, А с кругленькой катушкой Играть пустился кот.

Е. Стюарт

Страшный сон

  • Мышка, мышка, что не спишь?
    Что соломкою шуршишь?

  • Я боюсь уснуть, сестрица,
    Кот усатый мне приснится.

Н. Красильников

Шарфик

Шел я лесом и боялся... Чей-то шарфик мне попался. Сразу лес нестрашным стал.

— Эй, кто шарфик потерял?!

Г. Виеру

Дождик

Дождик вылился на луг. Стало много луж вокруг. Засучив скорей штанишки, В лужу прыгнули мальчишки. Порезвиться захотели — Закружились, загалдели... Я смотрю: на них рубашки Стали словно промокашки.

И. Винокуров

Шишки у Мишки

Бросил палку сверху Мишка. — Падай в шапку с елки, шишка! Шишка — хлоп по голове. Стало шишек сразу две. Е. Петрищева

* * *

Золотистый, как из бронзы, Жук кружится возле розы И жужжит: «Жу-жу, жу-жу! Очень с розами дружу!»

Л. Ульяницкая

7. Послушай и перескажи рассказ.

* * *

После зимней стужи пришла долгожданная весна. На солнышке рас­таял снежок, из норки показала нос шустрая мышка, вылезла и зашелес­тела прошлогодней листвой. Пушистая кошка сидела на окошке, грелась на солнышке и урчала от удовольствия. Услышав мышиный шорох, пу­шистая кошка сразу навострила ушки. Мышка заметила кошачью тень на светлой шершавой стене и, испугавшись, сразу забежала обратно в свою норку. Пушистую кошку позвала ее хозяйка: «Ксс-ксс-ксс». Кошка под­бежала к старушке, а старушка осторожно положила ей в миску рисовой

каши с молоком. «Зачем нужны мне эти тощие мыши? — подумала кош ка, — меня и здесь хорошо кормят».

* * *

Савелий Шестеркин — сторож на складе. Он сторожит игрушки. Ем помогает служебно-сторожевая собака Шустрик. Савелий и Шустри живут в сторожке при складе и шесть раз в сутки обходят стеллажи с иг рушками. Савелий Шестеркин и Шустрик следят, чтобы на склад не за брались воришки, а шустрые мышки не погрызли плюшевые и пластмас совые игрушки. Хорошие сторожа Шестеркин и Шустрик.

* * *

Саша выучил стишок. Стишок был про зайчишку, которому зайчиха зашивала штанишки и штопала носочки. Шустрый зайчик неосторожнс скакал между пушистыми елками и изорвал свою одежку. За эту шалоеп мама-зайчиха наказала его: ему не досталась морковка, как его старшей сестре. Когда зайчиха зашила заюшкину одежку, зайчишка снова побежал в лес. Вот какой стишок рассказал Саша в зале под пушистой елкой из того

самого леса.

* * *

У трубочиста на сапогах оторвались подошвы. После работы трубочист понес свои сапожки знакомому сапожнику. Трубочист был весь в саже, и сапожник не узнал дружка. Сапожнику стало так страшно, что он сразу же спрятался за шкаф. А Трубочисту стало смешно, и он тут же засмеялся. По смеху сапожник узнал своего друга. Всего за шесть минут сапожник вырезал новые подошвы и приклеил их к кожаным сапожкам. Теперь тру­бочист снова сможет работать в своих старых кожаных сапожках.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ (С—Щ)

1. Повтори слоги:

а) СЯ-ЩА ЩА—СЯ

СИ-ЩИ ЩИ-СИ

СЕ—ЩЕ ЩЕ—СЕ

СЁ-ЩО ЩО—СЁ

СЮ-ЩУ ЩУ-СЮ



  1. Повтори слова. См. слова в приложении 2 (с. 11).

  2. Назови картинки. См. приложение 2 (с. 11).

  3. Повтори фразы. См. фразы в приложении 2 (с. 11).

  4. Вспомни фразы по картинкам. См. картинки и фразы к ним в прило-
    ении 2 (с. 11).

  5. Повтори и выучи стихи.

Считалка Почтовый ящик

Щуку тощую с реки На скамейку я встаю,

Притащили рыбаки. Еле ящик достаю.

Щука хищная страшней, Открываю ящик,

Чем страшилище Кощей. Голубой, блестящий.

Мы ей дали овощей Посыпались из ящика

И погуще жирных щей. Письма настоящие.
Щука шлепнула хвостом,
Словно щелкнула хлыстом,
И таким ударом крепким
Расщепила стол на щепки. Е. Ефимовский

7. Послушай и перескажи рассказ.

* * *

Мама сварила настоящий овощной суп и говорит: «Если я туда положу свежую капусту, получатся свежие капустные щи. А если добавлю квашеной капусты — получатся кислые щи. А вот если добавлю свеклу — получится настоящий борщ. Что хотят больше всего мои толстые щечки?» — спросила мама у Сени. «Щи, щи, свежие щи из хрустящей капусты!» — запищал ма­ленький сыночек. «Ну, что ж, сварю капустные щи», — сказала мама.

* * *

Часовщик чинит наши сломанные часы, на которых стрелки несут­ся вскачь. Сварщик сваривает металл, а сыщик ищет преступников. Но­сильщик носит тяжелые вещи, а стекольщик вставляет блестящие стекла. У дрессировщика звери умеют выполнять чудесные вещи, а косилыцик косит траву на сено. Все эти профессии вызывают у нас настоящее восхищение.

* * *

Для Васи самое вкусное угощение — сгущенка, а еще сладкий щербет и сливки. В каждое свое посещение магазина Вася тащит домой сладости и другие вкусненькие вещи. «У Васи такие толстые щечки, — говорят со­седи. — Видно, Вася любит есть каши и щи!» «Нет, — отвечает розовоще­кий Вася, — я люблю только сладкие вещи, я сладкоежка!»

* * *

В густой роще на тонкой хворостинке сидит щегол. Не простой щегол, а особенный, хвастливый. У щегла не нос, а носище, не хвост, а хвостище. Вот только усищ нет. Зато голос у щегла звонкий. Настоящий голосище, а не голос. Распевает щегол свои песенки про себя самого — вся роща зве­нит, и все птицы в восхищении замолкают и слушают этого щегла. Пусть щегол хвастливый, но как поет!

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ (Ч—Г) И (Ч—С) 1. Повтори слоги:

а) ТЯ-ЧА ЧА-ТЯ СЯ-ЧА ЧА-СЯ

ти-чи чи-ти си-чи чи-си

ТЕ-ЧЕ ЧЕ-ТЕ СЕ-ЧЕ ЧЕ-СЕ

ТЁ-ЧО ЧО-ТЁ СЁ-ЧО ЧО-СЁ

ТЮ-ЧУ ЧУ-ТЮ СЮ-ЧУ ЧУ-СЮ



  1. Повтори слова. См. слова в приложении 3(с. 17).

  2. Назови картинки. См. приложение 3 (с. 17).

  3. Повтори фразы. См. фразы в приложении 3 (с. 17).

  4. Вспомни фразы по картинкам. См. картинки и фразы в приложении 3
    (с. 17).

  5. Повтори и выучи стихи.

Птички

Влетели к девочке в окно Две птички — невелички. Потом за ними заодно Еще четыре птички. Порхали птички над столом, Чирикали и пели Почти минутку, а потом Куда-то улетели. Обратно порх через окно Одна, за ней четыре! Так сколько с девочкою той Осталось их в квартире?

Лодочки

Из ореховых скорлупок Вышло 10 легких шлюпок... Спичка с красным лоскутком — Мачта посередочке. И поплыли ручейком Лодочки-лебедочки. Ручейки звенят-поют, То и знай, встречаются. Наши лодочки плывут, На волнах качаются.

Е. Благинина

Перчатки

Пять мальчиков, Пять чуланчиков. Разошлись мальчики В темные чуланчики. Каждый мальчик — В свой чуланчик.

Часы

Интересней нет усов, Чем у часиков-часов. Посмотри — один короче, А другой длинней чуть-чуть Совершает долгий путь.

/. Лютнин

Тайка

Четыре утайки У девочки Тайки. Мчатся за Тайкою Девочки стайкою. Пятки стучат, Глазки блестят. Нынче девчонки Ребят обхитрят.


  • Кто там бродит у реки?

  • Это наши кулички.

  • А чего они хотят?

  • Накормить своих ребят.

  • Где ребята?

  • На песочке.

  • Сколько их?

  • Сынок и дочка.

У сынка на горлышке Все промокли перышки,

Кулики

Оттого что, не спросясь, Сунул клювик прямо в грязь.

  • Ну а дочка?

  • Ну а дочка

Ходит только по песочку. Дочка длинноносенькая, Дочка длиннохвостенькая. Ходит дочка не спеша, Очень дочка хороша.

Н. Дилакторская


7. Послушай и перескажи рассказ.

* * *

У Сонечки есть две веселые, торчащие в разные стороны косички. Ко­сички торчат в стороны, как сучки на дереве. Соседи качают седыми го­ловами: «Ну и прическа!» А Сонечка смеется и несется вскачь через двор, только сумочка на плече качается из стороны в сторону, мелькают белые носочки, да косички, как пружинки, подскакивают на Сонечкиной голо­ве. Вот такая у нас есть Сонечка.

* * *

У Санечки в руках сочный помидорчик, в корзиночке — лисички, в кармашке сорочки — семечки, в кармане шорт — спички для костра, на поводочке — собачка.

  • Папа, посмотри, наш сыночек собрался в поход, — смеется мамочка.

  • Да, он у нас смельчак, — отвечает, улыбаясь, папа, — ему ведь вчера
    исполнилось всего пять годочков!

* * *

  • Сенечка, расскажи стишок про бычка, — просит бабушка.

  • Сейчас, бабулечка! Значит, так. Вот стоит скамеечка. Нет, не ска­
    меечка, только досочка. Бычок учится ходить по досочке. Идет, качает­
    ся, мучается. Целый час мучился. А скамеечка качается. То есть досочка
    качается. А бычок стоит — не падает. Вдруг залаяла собачка. Испугался
    бычок собачки и упал. А может быть, досочка сама кончилась. Я не помню
    точно.

  • Ну и стишок, не стишок, а страшная история про бычка, — смеется
    бабушка.

А ты знаешь стишок про бычка?

Мамочка сыночку поет колыбельную песенку: «За печкою поет свер­чок, угомонись, не плачь, сынок. Вон за окном морозная, светлая ночка, звездная. Что ж, если нету хлебушка, глянь-ка на чисто небушко. Видишь, сверкают звездочки, месяц плывет на лодочке?» Сыночек быстро засыпа­ет под мамочкину песенку.

* * *

Туча закрыла солнышко, и стало темно. В темноте зайчата не заметили торчащую из земли веточку, и один из них споткнулся и ушиб лапку. Но в лесу аптечка есть на каждом шагу. Зайчата приложили к лапке листочек и
перевязали травинкой, как ниточкой. К вечеру зайчата успеют доскака до дому, и мама-зайчиха не будет ворчать на них. А лапка у зайчонка оче] быстро заживет с такими лесными врачами.

* * *

. Танечка и Сенечка любят петь частушки и читать стихи. Им всего-то г четыре года, а они со своими частушками всегда принимают участие в ко* цертах. Они исполняют частушки собственного сочинения и читают стих] Бабулечки на скамеечках охают: «Учиться детки будут на отлично!»

* * *

Ванечка построил корабль и дал ему имя «Летучий». У «Летучего» ест веточка-мачта, а на мачте — четыре паруса-листочка. Команда «Летуче го» — птичка-невеличка и поросенок Пятачок. Ванечка на ниточке веде; корабль по бурной речке. «Летучий» сам плывет по течению. Если «Лету­чий» переворачивается, Ванечка начинает чинить его, пока команда «Ле­тучего» чистит перышки и пятачок.

* * *

Леночка — внимательный читатель. Она читает интересные книжечки по четырнадцать страниц в день. Интересные места девочка отмечает га­лочкой на полях страничек. На уроках по чтению Леночка быстро читает по заданию учителя и отлично отвечает на все вопросы. За свои старания девочка получает одни пятерки. Леночка — отличница!
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ (Ц—С) И (Ц—Т) . Повтори слоги:

а) ЦА-СА СА-ЦА ЦА-ТА ТА-ЦА

ци-сы сы-ци ци-ты ты-ци

ЦЕ-СЭ СЭ-ЦЕ ЦЕ-ТЭ ТЭ-ЦЕ

цо-со со-цо цо-то то-цо

ЦУ-СУ СУ-ЦУ ЦУ-ТУ ТУ-ЦУ



  1. Повтори слова и пары слов. См. слова в приложении 4 (с. 23).

  2. Назови картинки. См. приложение 4 (с. 23).

  3. Повтори фразы. См. фразы в приложении 4 (с. 23).

  4. Вспомни фразы по картинкам. См. картинки и фразы к ним в прило-
    кении 4 (с. 23).


6. Повтори и выучи стихи.

Лампа

Привела я солнце На свое оконце, К потолку повесила — Стало дома весело.

Из колодца принесла...

Из колодца принесла

Курица водицы.

И цыплята всей семьей

Побежали мыться.

Только Цып стоит в сторонке,

Не желает мыться.

Потому что, как огня,

Он воды боится.

И сказала мама строго:

«Мыться дети все должны.

Цып играть не будет с нами.

Нам грязнули не нужны».

7. Послушай и перескажи рассказ.

Цыпленок

  • Не хочу один клевать я!
    Пусть скорей приходят братья!

  • Где ж они? — Под старой липой?

  • Как зовут их? — Цыпа! Цыпа!

Г. Виеру

Еноты в магазине

В магазин пришли с работы Покупатели еноты, Покупать у продавца Два соленых огурца. Говорит им продавец:

  • Две копейки огурец.

  • Дайте нам по огурцу.

  • Заплатите продавцу.
    Очень точно. Молодцы!
    Забирайте огурцы!

Э. Мошковская

* * *

Лена Синицина — танцовщица. Она живет в казацкой станице. Ее пригласили танцевать в Москву на сцене театра. Лена приехала в столицу и поселилась в гостинице. На репетицию в театр она ехала на метро. Ей очень понравилась лестница-чудесница, которая медленно, как гусеница, тянется сверху вниз и снизу вверх. После репетиций Лена как синица ле­тает по музеям. А вечером — по магазинам: надо купить гостинцы своим родным и друзьям в станице. Маме она купила сахарницу, сестрице — си­тец на платьице, подружкам — кольцо и зеркальце. После концерта Лена вернется в станицу с целым ворохом гостинцев.

* * *

Свинцовые тучи закрыли солнце. В лицо дует ветер, и глаза засыпа­ются частицами пыли. Мы с сестрицей хлопаем ресницами, чтобы глаза могли очиститься от пыли, и закрываем лицо руками. Все прячется перед грозой. Гусеница спешит укрыться листком, синица пытается найти сво­бодное дупло. Лисица прячется в норку, а красавец-л ось мчится подальше

в лес, где деревья не так сильно качаются и гнутся на ветру. Кажется, что сейчас на нас выльется целое море. И мы с сестрицей спешим укрыться от грозы под навесом старой церквушки.

* * *

Мой братец Саня — суворовец. Он учится в военном училище в столи­це. В суворовской форме он просто красавец. Саня каждый месяц стара­ется прислать нам письмецо. Саня — молодец, учится на отлично. Из него получится настоящий боец. Братцу очень нравится учиться. Он говорит, что тот глупец, кто не хочет учиться. Ленивец не получит ценные знания, и из него самого ничего не получится, ему нечем будет гордиться.

* * *

У нас в доме есть жилец. Мы его зовем старцем. У него очень доб­рое лицо. Когда-то он был кузнецом, а теперь у него больное сердце. Ему тяжело спуститься и подняться по лестнице. Он старается ступать мед­ленно и крепко держится за перила. Если он хочет отправить письмецо в станицу к своему братцу, ему приходится звать мою сестрицу. Сестрица старается всегда помогать нашему старцу. За это старец подарил ей как-то старинное кольцо.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ (С—3)

1. Повтори слоги:

а)[С-3] СА-ЗА ЗА-СА в) [С-С] СА-СЯ СЯ-СА

СЫ-ЗЫ ЗЫ-СЫ СЫ-СИ СИ-СЫ

СЭ—ЗЭ ЗЭ—СЭ СЭ—СЕ СЕ—СЭ

СО—30 30—СО СО—СЁ СЁ—СО

СУ-ЗУ ЗУ-СУ СУ-СЮ СЮ-СУ

б)[С'-3'] СЯ-ЗЯ ЗЯ-СЯ г) [3-3'] ЗА-ЗЯ ЗЯ-ЗА

си-зи зи-си зы-зи зи-зы

СЕ-ЗЕ ЗЕ-СЕ ЗЭ-ЗЕ ЗЕ-ЗЭ

СЁ-ЗЁ ЗЁ-СЁ ЗО-ЗЁ ЗЁ-ЗО

СЮ—ЗЮ ЗЮ—СЮ ЗУ—ЗЮ ЗЮ—ЗУ





2. Повтори слова и пары слов:

а) см. слова и пары слов в приложении 5 (с. 31);

б) см. слова и пары слов в приложении 6 (с. 33);

в) см. слова и пары слов в приложении 7 (с. 34);

г) см. слова и пары слов в приложении 8 (с. 36).

  1. Назови картинки. См. приложения 5, в, 7, 8 (с. 31—36).

  2. Повтори фразы:

а) см. фразы в приложении 5 (с. 31).

б) см. фразы в приложении 6 (с. 33).

в) см. фразы в приложении 7 (с. 34).

г) см. фразы в приложении 8 (с. 36).

5. Вспомни фразы по картинкам. См. картинки и фразы к ним в приложе­
ниях 5, 6, 7, 8 (с. 31-36).

6. Повтори и выучи стихи.

* * *

Осветило солнце ели, Заглянуло в сосняки — Все снежинки заблестели, Все зажглись, как огоньки.

Е. Трутнева

* * *

Разыгрался ветер На лесной поляне, Закружил осину В красном сарафане. И листок с березы Золотистой пчелкой Вьется и летает Над колючей елкой; А под елкой грузди Замостили мостик... До свиданья, елка, Приезжай к нам в гости! Е. Трутнева

Зеленая картинка

Болото зеленое в ряску одето. Склонилось над ним зеленое лето. В болоте зеленом лягушка живет, Зеленые песни подружкам поет.

В. Ланцетти

Не будь козой

Идет коза... Растет лоза,

Густой листвой одета.

Глядит коза во все глаза:

— Не для меня ли это?

Спешит коза — трещит лоза.

Козе и горя мало.

Закрыв глаза, грызет коза —

Всю красоту сжевала.

Когда, малыш, ты в сад бежишь,

Обрызганный росою,

Не рви цветов, не гни кустов,

Не надо быть козою!

П. Воронько

Зеленая песенка

В зеленом, зеленом, зеленом лесу Зеленый листок, как флажок, я несу. Зеленая шишка под елкой лежит. Зеленая музыка где-то звучит. Зеленый кузнечик в зеленой стране Играет зеленую песенку мне.

А. Строило

7. Послушай и перескажи рассказ. [С-3]

В саванне наступил сезон засухи. В воздухе висит как будто знойный занавес. Обезьяны спускаются с деревьев поближе к пересыхающим озер­цам. Звери слизывают последние капли влаги с засыхающих листьев де­ревьев. Только верблюдам удалось сделать запасы воды. Известны кара­ваны пустыни своими горбами — в них их запасы. Но скоро сезон засухи закончится и начнется сезон дождей, когда влаги будет достаточно всем зверям саванны.

* * *

Сизый селезень с самого утра пытается позавтракать. Наконец он уви­дел стрекоз над зарослями тростника. Стрекозы — славная закуска к за­втраку. Селезень незаметно подплывает к тростнику и замирает в засаде в ожидании, когда одна из стрекоз опустится вниз и сядет на тростник. Взмах крыльями... Стрекоза взлетела ввысь, а селезень промазал. С до­садой на самого себя и стрекозу селезень начинает все сызнова. Садится в засаду и ждет. Но сегодня ему не повезло. Своей неудачной охотой он распугал всех стрекоз. Придется селезню засыпать голодным.

* * *

Зоя и Саня — брат и сестра. Саня старше Зои. Саня с Зоей стоят на стуль­ях и рассматривают звездное небо. «Звезды собираются в созвездия», — рас­сказывает Саня Зое. «А как они называются?» — спрашивает Зоя. «Я знаю, что есть созвездия Стрельца и Козерога, Весов и Скорпиона, Близнецов и Львов». — «А есть созвездия Сазана или Селезня?» — спрашивает Зоя. «Нет, нету». — «Тогда я их создам и нарисую, а ты, Саня, подпишешь названия новым созвездиям! Согласен?» — спрашивает Зоя. «Согласен!» — отвечает

Саня.

* * *

Веселая это затея — запускать воздушного змея! Змей взлетает ввысь, поднимается выше осин и березок и мчится к солнышку, пугая уток и се­лезней. Вдруг нитка запутывается в березовых сучьях, и змей безжизненно повисает в листве. Никак его не достать! У детей брызнули слезы из глаз. Мимо проезжал крестьянин на повозке. Отозвался он на просьбу ребят, снял змея. И змей снова заскользил по воздуху вверх.

[С'-З']

В нашем сельском магазине можно купить все для большой семьи. Бусины в корзиночках для сестренок и кассеты для друзей; гвозди для со­седей; для нашего пса боксера-призера говяжьи кости и седло для сивого жеребца; зерна и семечки для посева; бензин для велосипеда с мотором
и керосин для газонокосилки; соленую селедку для бабуси и тесемки для кузин; пластмассовую зебру для малыша Сенечки и зимнее пальто с осен­ней курткой для себя. Вот какой у нас есть магазин в селе!

[С-С], [3-3']

Гусак ведет стайку гусят на пруд. Гусята стайкою идут за гусаком, а сза­ди за гусятами идет гусыня. Вот оса села на стебелек осоки, и все семейс­тво бросилось за осой. По пути им встретилось семейство свинок. Гусыня и гусь поздоровались со свиньей, а гусята — повозились с поросятами. Успели спрятаться в низинке от лисы с лисятами, а заодно напились бу­синок росы. На озере им попался косяк карасей. Караси — очень сытные. Позавтракав, отправились домой. Гусь обвел свое семейство вокруг силка на зайцев. Ближе к дому веселые гусята понеслись вперед гусака, и он с гусыней не спеша семенил к дому за своими шустрыми птенцами.

* * *

Сивый жеребец везет возок с хозяйкой. Хозяйка едет на базар и везет в корзинке заек и козу. В низинке, около озера, хозяйка решила остано­виться попить воды. Но около озера пасется злой козел, который чуть не забодал хозяйку. Хозяйка запрыгнула на возок и свалила с возка свои тази­ки и корзинку с зайками. Пока хозяйка грузила тазики, зайки выскочили из корзинки и разбежались: кто — по низинке, кто — в лес. Отправилась хозяйка назад без заек, но с козой и помятыми тазиками.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ (Л—Л'), (Л—Р), (Л'—Р'), (Р—Р') . Повтори слоги:

) [Л-Л'] ЛА-ЛЯ ЛЯ-ЛА в) [Л'-Р'] ЛЯ-РЯ РЯ-ЛЯ

ЛЫ-ЛИ ЛИ-ЛЫ ЛИ-РИ РИ-ЛИ

ЛЭ-ЛЕ ЛЕ-ЛЭ ЛЕ-РЕ РЕ-ЛЕ

ЛО-ЛЁ ЛЁ-ЛО ЛЁ-РЁ РЁ-ЛЁ

ЛУ-ЛЮ ЛЮ-ЛУ ЛЮ-РЮ РЮ-ЛЮ

)[Л-Р] ЛА-РА РА-ЛА г)[Р-Р'] РА-РЯ РЯ-РА

ЛЫ-РЫ РЫ-ЛЫ РЫ-РИ РИ-РЫ

ЛЭ-РЭ РЭ-ЛЭ РЭ-РЕ РЕ-РЭ

ЛО-РО РО-ЛО РО-РЁ РЁ-РО

ЛУ-РУ РУ-ЛУ РУ-РЮ РЮ-РУ





2. Повтори слова и пары слов:

а) см. слова и пары слов в приложении 9 (с. 42);

б) см. слова и пары слов в приложении 10 (с. 44);

в) см. слова и пары слов в приложении 11 (с. 47);

г) см. слова и пары слов в приложении 12 (с. 49).

  1. Назови картинки. См. приложения 9, 10, 11, 12 (с. 42—50).

  2. Повтори фразы:

а) см. фразы в приложении 9 (с. 42);

б) см. фразы в приложении 10 (с. 44);

в) см. фразы в приложении 11 (с. 47);

г) см. фразы в приложении 12 (с. 49).

  1. Вспомни фразы по картинкам. См. картинки и фразы к ним в приложе-
    ях9, 10, 11, 12 (с. 42-50).

  2. Повтори и выучи стихи.

Летний день

Было небо голубое, Было солнце золотое, На крылечке кот лежал, Мальчик деревце сажал. Время медленно текло, Было тихо и тепло.

В. Данько

Мой Лизочек (отрывок) Мой Лизочек так уж мал, Так уж мал, Что из листика сирени Сделал зонтик он для тени, И гулял, и гулял! Мой Лизочек так уж мал, Так уж мал,

Что наткать себе холстины Пауку из паутины Заказал, заказал.

К. Аксаков

* * *

Линь в глубине холодных вод Лениво, но легко плывет. Луна лучится, как латунь. Лягушкой лакомится лунь. Летит заблудшая пчела. Легла на лес ночная мгла.

В. Лунин

* * *

Ломали лед, Ломали мы. Летели клочья от зимы. Е. Благинина

Подберезовик

Он родился в день дождливый Под березкой молодой, Круглый, гладенький, красивый С ножкой тонкой и прямой.

Снегири

На ветвях, украшенных Снежной бахромой, Яблоки румяные Выросли зимой.

Яблоки по яблоне Весело снуют. Гусениц мороженых Яблоки клюют.


Детство

Вот моя деревня, Стоя надо мной,

Вот мой дом родной; Весело хохочут

Вот качусь я в санках Над моей бедой.

По горе крутой; Все лицо и руки

Вот свернулись санки, Залепил мне снег...

И я на бок — хлоп! Мне в сугробе горе,

Кубарем качусь я А ребятам смех.
Под гору в сугроб.
И друзья-мальчишки, И. Суриков

7. Послушай и перескажи рассказ. [Л-Л']

Лена на земле в зарослях полыни отыскала светлячка и позвала Слав Слава зажал светлячка в кулачке, а потом положил его в шляпу. Светля чок забрался в дальний уголок шляпы и засветился. Дети с улыбкой на блюдали за светлячком. Потом Лена и Слава решили отпустить его. Слав посадил светлячка на лист земляники, и на прощание дети помахали ем рукой.

Какое самое злое животное? Волк. А какое самое сильное животное Слон. Действительно, слон очень силен. Слон может раздавить свое] ногой-столбом любую шлюпку, как скорлупку. Длинным хоботом ело] может поднимать тяжелые бревна. Не страшны слону-великану львиньп клыки. Львы сами боятся слона. А ест силач-великан листья. Слон силь ный и добрый, жалко только, что улыбаться слон не умеет.

[Л-Р]

Ира всегда боялась комаров. Как-то ее в руку укусил комар. Ира — I плач. Прибежал старший брат: «Что случилось?» «Меня комар укусил», -плачет Ира. Убил брат комара. «А что ж ты сама его не хлопнула?» — «У него жало острое, как игла, вдруг еще глубже застряло бы?» — плаче! Ира. Рассмеялся брат: «Это осы и пчелы жало оставляют, а комара надс хлопать рукой, как только он сел. Поняла?» — «Поняла», — всхлипнула Ира.

Пров возвратился домой из школы и решил заняться работой по дому. Пров сварил плов и борщ, натер полы и подмел метлой три метра ковро­вых дорожек. Собрал рассыпанные в чулане шурупы, покормил голубей в голубятне. Вот как умело и быстро справился с делами. Теперь можно и
поиграть, да на игру сил у Прова не осталось. Лег Пров на кровать и сразу заснул. Вот какой у мамы помощник растет.

[Л'-Р']

Марина у нас все делает наоборот: вместо клюквы принесла из сарая брюквы, вместо лямок навязала на платье тряпок. Села рисовать: вмес­то поля нарисовала море. Пошла в ларек и вместо двух фляжек накупила море пряжек. Попросили Марину принести пузырьков, побежала Марина в поле ловить мотыльков. Укладывала спать маленькую Полину, положи­ла ее под перину. Вместо соленых огурцов получились у Марины огурцы вареные. «Эх, Марина, Марина, все у тебя набекрень да наперекосяк по­лучается», — охает баба Варя. «Не все, — говорит Марина, — я знаю свое имя — Малина!» — «Вот уж и точно, малина!», — говорит бабуля.

Много интересных занятий и игр у ребятишек в детском саду. Поля полет укроп, а Боря режет бумагу. Марина говорит с Лерой, а Коля колет дрова нарисованным железным топориком. Варя варит макароны, а Оля в той же кастрюле солит вермишель. Толя строит коридор, а Рита приклеи­вает клеем нарисованные абрикосы на стенах Толиного коридора. Весело резвятся ребятишки в садике.

[Р-Н

Валерий — рыбак. Ловит рыбу на озере. Сажает червячка на крючок и ждет. На крючок попадаются и караси, и пескари, и ротаны зубастые. Вдруг из леса показались грибники. Жора и Варя все утро собирали грибы, а днем стало жарко, и пошли они по тропинке к речке искупаться. Разде­лись, сложили рюкзаки и корзины под березой — и в воду. Жора ныряет в речку с берега, а Варя плавает с кругом. Кричат, брызгаются — всю рыбу рыбаку распугали. Сидит рыбак на берегу, ворчит и ждет, когда ребятишки уйдут с реки.

Боря и Рома пошли на рыбалку. Забросили удочки, сидят на берегу и ждут. Не клюет рыбка. Подергал Рома удочку — застряла леска. «Навер­но, крючок зацепился за корягу какую-то». — «Надо нырять», — отвечает Боря. Разделся Боря, снял брюки и начал нырять, а Рома только команду­ет: «Вперед, быстрее, правее, наверх!» А рыбки в озере удивляются: рыбак, как рыбка за крючком, ныряет. Отцепил Боря крючок, вынырнул, а друга-то и нет. Выбрался на берег, смотрит, а Рома с друзьями в футбол играет. «Рома, — кричит Боря, — я твой крючок достал!» — «А ну его! У меня другие крючки есть!» — отвечает товарищ.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ ((Л) Л'—И*)

1. Повтори слоги:

а) [Л-Й] ЛА—Я Я-ЛА б) [Л'-Й] ЛЯ-Я Я-ЛЯ

ЛЭ—Е Е-ЛЭ ЛЕ-Е Е-ЛЕ

ЛО—Ё Ё-ЛО ЛЁ-Ё Ё-ЛЁ

ЛУ—Ю Ю-ЛУ ЛЮ-Ю Ю-ЛЮ



2. Повтори слова:

а) см. слова в приложении 13 (с. 54);

б) см. слова в приложении 14 (с. 55).

* В данном случае [Й] обозначает звук (йот), который представлен также в йотированных гласных я, е, ё, ю.

3. Назови картинки. См. приложения 13, 14 (с. 54—57).

4. Повтори фразы:

а) см. фразы в приложении 13 (с. 54);

б) см. фразы в приложении 14 (с. 55).

5. Вспомни фразы по картинкам. См. картинки и фразы к ним в приложе­
ниях 13, 14 (с. 54-57).

6. Повтори и выучи стихи.

Это яблоневый сад, Это яблоневый сад.

* * *

Щеки яблоки надули И под листьями висят. В. Орлов

Ягодка по ягодке

Собирала я в лесу Ягоду малину. Я домой не донесу Целую корзину. Ягодка по ягодке, Ягодка по ягодке — Дело продвигается, Ягод убавляется... Солнце греет горячо, Далека дорога. Не отведать ли еще

* * *

Если руки мыли вы, Если руки мыли мы, Если руки вымыл ты, Значит — руки вымыты.

Ягодок немного? Ягодка по ягодке, Ягодка по ягодке, Тают, как снежинки, Ягоды в корзинке. Закатилось солнышко, Показалось донышко, А на донышке видна Только ягодка одна. Не идти же с ней домой, Съем ее — и с плеч долой. Н. Саконская

* * *

Ели выросли в тиши, Стали ели хороши. В зимний холод и жару Зеленеет ель в бору.


* * *

Елка в блестках ледяных, В теплых слезках смоляных. Свежая, зеленая, Солнцем озаренная.

Е. Благинина

* * *

Если Енот в ежевику полез, Еле спасем от иголок его. Если же Еж в ежевику полез, То неизвестно еще — кто кого!

В. Лунин

7. Послушай и перескажи рассказ.

[Л-Й]

Ярослав пришел на лодочную станцию, взял лодку и весла к ней и пус­тился в плавание. Он представлял свою лодку старинной ладьей, а себя древнерусским воином. На нем старинное платье да кольчуга железная, а в руках у него длинное и острое копье. Волосы его выбиваются из-под шлема и развеваются на ветру, а звонкий соловей поет ему победную пес­ню. Видит Ярослав, неприятель за елями мелькает. Размахнулся и кинул копьем во врага. Попало копье... в ель. Опомнился Ярослав: а где же вес­ло? А весло копьем в елку-неприятеля улетело. Так и добирался Ярослав-воин до лодочной станции с одним веслом.

[Л'-Й]

Наш Толя — лентяй. Любит лентяй полежать в жаркий летний день под яблонькой, да яблочки поесть, да понаблюдать, как другие работа­ют. А другие работают еще как: Елена Васильевна стирает белье, Наталья лилии поливает из лейки, Юлий осиновые колья вбивает — забор новый делает. Дядя Василий — лесничий — лес охраняет. А лентяй Анатолий ле­жит, кваканье лягушек слушает, да о жизни своей думает. Звали его бли­ны с вареньем есть, а ему и встать лень. Еле-еле поднялся, до крыльца доплелся. Уставшие, но довольные смеются дачники, блины уплетая да чаем липовым их запевая. Только Толя злой и недовольный. Это лень все веселье в нем съела.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ (Л—В)

1. Повтори слоги.
а) ЛА-ВА ВА-ЛА


лы-вы вы-лы лэ-вэ вэ-лэ ло-во во-ло

ЛУ-ВУ ВУ-ЛУ



  1. Повтори слова. См. слова в приложении 15 (с. 61).

  2. Назови картинки. См. приложение 15 (с. 61).

  3. Повтори фразы. См. фразы в приложении 15 (с. 61).

  4. Вспомни фразы по картинкам. См. картинки и фразы к ним в прило­
    жении 15 (с. 61).

  5. Повтори и выучи стихи.

В ванне Сообразил (в сокращении)

Любо плавать Ване Влез кулик молодой на колоду.

В Белом море — ванне. Бултых в воду!

Только вот обидно: Вымок, вынырнул, вылез.

Берега не видно. Высох, влез на колоду

Видимость пропала — И снова в воду.

Мыло в глаз попало. Совсем кулик головой поник,

А. ШалыгинДа вспомнил кулик молодой,

Что у него крылья за спиной, — И полетел.

Г. Абрамов

Ежик ***

Вот иголки и булавки Словно створки ворот,

Выползают из-под лавки. Пасть раскрыл бегемот.

На меня они глядят, Славные ворота

Молока они хотят. В гости ждут кого-то!

А. Кондратьев

7. Послушай и перескажи рассказ.

* * *

Слава и Клава любят играть в бадминтон. Они ловят воланчик ракет­ками и тут же отбивают его в другую сторону. Воланчик летает, как ма­ленький соловей, от Клавы к Славе, от Славы к Клаве. Голуби и вороны, сидящие неподалеку, следят за воланчиком, поворачивая свои головы вправо-влево, вправо-влево. Они ждут, когда воланчик упадет на полянку. Стоит воланчику свалиться в траву, как тут же стая птиц собирается вокруг него. Голуби и вороны думают, что это вкусное белое лакомство. Но тут же к воланчику бежит Слава или Клава, и голуби взлетают ввысь, и вороны прыжками ковыляют в сторонку. А воланчик снова порхает соловьем, а голуби и вороны снова крутят своими головами.

* * *

Вулкан спал давно и лишь иногда, как будто вздыхая во сне, выпускал струйки пара. И все в природе радовалось крепкому сну злого великана. Но однажды Вулкан вздрогнул во сне, вздохнул поглубже, зевнул и от­крыл в зевке свой рот-кратер. Закашлялся Вулкан, как будто пылинка в горло попала, и в его горле заклокотала лава. Грудь Вулкана выгнулась, и зашелся великан страшным кашлем. Из жерла Вулкана стали выры­ваться клубы дыма и повалила огненная лава. Лава одевала собой склоны вулкана, обувала в горящие валенки стволы деревьев, скатывалась в воду. И там, где плавали горелые блины лавы, начинала вода кипеть. Под го­рячим одеялом горела земля и сползала ближе к холодной воде — обвалы шли за обвалами. Молва идет, что долго Вулкан бушевал, выл и стонал. А потом устал, затих и снова провалился в глубокий сон. Долго приходила в себя природа после такой вулкановой болезни.

* * *

Володя Лавров — двоечник, лентяй и баловник. Не хочет Володя учиться, все бы ему баловаться да хулиганить. Все дети в классе уже знают алфавит, а Володя не хочет учить буквы. Посоветовала маме учительни­ца одну хитрость... Пошла Володина мама в бакалейную лавку и купила


там вермишель. Да вермишель непростая была: каждая вермишелинка буква алфавита. Отварила мама алфавит в кастрюле и поставила пер Володей в тарелке. Стал Володя буквы из тарелки вилкой вылавлива" вытащил букву, назвал, съел. Вытащил другую, назвал, съел. А мама В] глядьгоала из-за угла и радовалась Володиным успехам. Вот так и выуч] Володя алфавит. Понравилось Володе учиться, перестал Володя баловат ся и стал отличником!






















Приложение 2













Приложение 3
















перейти в каталог файлов
связь с админом