Главная страница

Курс известных художников - урок 9. Создание разнообразия в формах, текстурах и поверхностях


Скачать 12.1 Mb.
НазваниеСоздание разнообразия в формах, текстурах и поверхностях
АнкорКурс известных художников - урок 9.pdf
Дата07.02.2017
Размер12.1 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаKurs_izvestnykh_khudozhnikov_-_urok_9.pdf
ТипУрок
#19815

С этим файлом связано 26 файл(ов). Среди них: Volume_Writings_on_Graphic_Design_Music_Art.pdf, vk_gettoken, Engineering_design_and_graphics_with_solidworks_2010_pdf.pdf, Vyraschivanie_kristallov.pdf и ещё 16 файл(а).
Показать все связанные файлы

COPYRIGHT © I960, FAMOUS ARTISTS SCHOOLS, Inc.
Отпечатано в США
Курсы известных художников
Famous Artists Schools, Inc., Уэстпорт, Коннектикут
Создание разнообразия
в формах, текстурах и поверхностях
Урок
9
Альберт Дорн
Фред Людекенс
Норман Роквелл
Аль Паркер
Бен Стал
Стевен Доханос
Джон Уитком
Роберт Фосетт
Питер Хельк
Джордж Джиусти
Остин Бриггс
Гарольд фон Шмидт
COPYRIGHT © I960, FAMOUS ARTISTS SCHOOLS, Inc.
Отпечатано в США
Перевод курса — andryalekseev@yandex.ru
Приму скромную благодарность за перевод на яндекс кошелек 41001398078241

Этот западный пейзаж Фреда Лудекенса демонстрирует основные моменты, которые мы рассмотрим в этом уроке. Хотя на картине есть много аналогичных объектов, в ней отсутствуют два одинаковых. Лудекенс знал, что интерес будет зависеть от раз- нообразия размеров и форм кактусов, холмов и утесов. Его холмы — определенные холмы — вид, найденный на Западе и кактусы и утесы, также характерны для Запа- да. Нерегулярные вертикальные канелюры кактуса помогают идентифицировать его быстро и ясно. Темные, гладкие утесы на левом контрасте с более грубыми холмами справа и усеянная кустами пустыня между ними.
© 5outhern Peelfie
2
Урок
Создание разнообразия в формах, текстурах и поверхностях
9
Курс известных художников

Создание разнообразия в формах,
текстурах и поверхностях
Мы живем в мире, заполненном захватывающим разноо- бразием форм, текстур и поверхностей. Абсолютный ме- таллический каракс небоскреба в процессе строительства, против гладкого снега, грубый костюм из твида рядом с ярким шелком женского платья, гладкие, влажные тела де- тей, бегущих по грубым, скалистым краям скалистого бас- сейна — есть волнение, яркая поэзия чувств в этих и других формах и текстурах. Наши глаза позволяют увидеть цвет и богатство жизни.
Хорошая картина, как живой опыт, настроение ху- дожника и восприятия сделаное реальным для зрителя.
Немногие вещи делают больше, чем описывают форму и текстуру, чтобы заставить зрителя видеть то, что видели мы. Картина может быть точно задумана и единогласно скомпонована, но это — не законченная картина, пока не добавлены детали, формы и текстуры. Даже самый простой контурный рисунок имеет свои текстуры. Они выражаются в набросках, в мягком или разнообразном штрихе, кото- рый предлагает ткань, устойчивая, твердая линия, которая описывает твердую поверхность и т.д.
Чувствуйте и рисуйте
Настоящий художник интенсивно познает свой предмет.
Наша цель воссоздать в рисунке прозрачность стекла, мяг- кость меха, твердость металла, пленчатость облака. Чтобы добиться успеха, мы должны «чувствовать» особые каче- ства этих материалов и чем один отличается от другого.
Когда мы рисуем тротуар улицы, песчаный пляж, или тра- вяной газон, мы должны думать, осязать, как буд-то шли по ним. Воображая физическое ощущение фактического кон- такта, мы можем лучше выразить реальный характер. Мы должны «чувствовать» форму и поверхность, если хотим нарисовать их убедительно.
Акт применения различных текcтур к формам в рисун- ке является сам по себе источником богатого удовольствия.
Время, которое будет поглощено творческой игрой с ки- стью, ручкой или карандашом — одна из самых счастливых частей создания картины.
Текстура может вызывать настроение
Хотя текстуры интересно рисовать воссоздавая внешний вид вещей, они имеют более глубокое значение. Чутко ин- терпретироваемые они могут поддерживать или вызывать настроение. Преуменьшая текстуры и делая их поверхно- сти тихими, гладкими и преобладающими в картине, мы можем дать зрителю ощущение спокойствия и мира. Кар- тина наполненная занятыми, активными текстурами, вы- зывает волнение и драму. Если мы используем эти текстуры вдумчиво, то можем влиять на ощущения зрителя так же эффективно, как и с другими инструментами живописной композиции.
Формы и текстуры делают изображение уникальным
Большая часть интереса, которую зритель находит на кар- тине, происходит из-за индивидуальности ее формы и тек- стуры. Фактически, именно эта индивидуальность часто привлекает художника к предмету. Как монотонны были бы наши картины если в них был только один вид погоды, один вид дерева, один тип ткани, один тип мужчины и жен- щины. Но к счастью, есть большие различия и мы должны быть готовы, обнаружить и воспользоваться ими.
Наблюдение является здесь ключевым — тщательное наблюдение и выбор. Так же, как репортер анализирует многие факты и детали, чтобы найти действительно значи- мые из них, художник изучает свой предмет, чтобы узнать действительно важные факты о форме, текстуре, и других деталях. Через эти знания он может создать на картине ил- люзию того, что увидел.
Норман Роквелл — хороший пример художника, кото- рый знает, как максимально использовать то, что он на- блюдает. Мы признаем каждого человека на его картинах как определенного и настоящего. Одежда персонажа, окру- жение, в котором мы находим его и объекты вокруг него, соответствуют до последней детали. Поскольку Роквелл изучил все эти элементы с осторожностью, он способен писать настолько реалистичные и человечные картины, которые дали ему звание «самый любимый иллюстратор
Америки.»
Художник интерпретирует
Рисунок или живопись различных форм или текстур требу- ет различных подходов. Нет готовой формулы для получе- ния особых качеств коры дерева, скал, кирпичей, или лю- бых других предметов. Каждый художник будет обращаться с предметом своим собственным способом. Именно ваше чувство предмета учитывается. Вы не копируете формы и структуры — вы интерпретируете их. Иногда картина при- зывает к преувеличению, иногда к упрощению. Никогда не погружайтесь в изображение особой текстуры или формы, забывая об общем эффекте — эффекте целой картины.
У людей есть определенная индивидуальность. Изучи- те свой предмет для характерных особенностей и качеств, которые являются существенными, выражая эту личность.
Часто это выражено в линии содержащую форму, или в не- которых деталях текстур. Ищите и рисуйте их. Используя вдумчиво, они помогут придать картинам оригинальность и убеждение, и сделать их более интересным и значимым для вашей аудитории
3

Разнообразие формы везде
У каждого объекта есть свое собственное разнообразие формы, которое отличается его от любого объекта. Разно- образие придает интерес объекту, заставляет нас смотреть на одну вещь с большим любопытством, чем на другую. Это помогает нам отличать вещи обособленно и идентифици- ровать их — являются ли они людьми, пейзажами, живот- ными, искусственными или чем-либо еще.
Даже аналогичные объекты отличаются. Две вещи мо- гут быть той же самой конической формы, все же у каждой из них есть различия, если мы знаем, где искать их. Каждое изделие занимает различное положение, имеет разную сте- пень освещения или различный фон. Для художника важ- ны каждые из этих изменений. Он должен обучить взгляд, чтобы наблюдать эти различия, и использовать их в своей интерпретации объекта.
Деревья — хорошие примеры того, где нужно искать различия в форме. Обычный человек видит дерево как просто общую форму со стволом, ветвями и листьями. Мы, однако, должны знать наши деревья лучше, чтобы рисовать и писать их хорошо. Есть заметные различия в текстуре и контуре между кленом и березой или другими деревьями.
Кроме того, каждое дерево — особое дерево в особой среде.
Интерес к разнообразию форм поможет нам распознать различия, которые делают каждую форму уникальной.
Наша цель должна всегда состоять в том, чтобы знать и по- казать специальный характер всего, что мы рисуем.
Норман Роквелл сравнивал создание картины с бро- ском шара против стены. Художник должен посвятить себя наблюдению отличительной индивидуальности вещей и воссоздания их на его картинах. Если он сделает это, зри- тель видит и чувствует то, что сделал художник.
Нарисуйте «особую голову»
Справа находятся четыре аналогичных вида мужских голов. Все четыре головы выражают дружественное добродушие, все же каждая голова, имеет различие из-за разнообразия формы или характера. Изучите голову внимательно и заметите, что Норман Роквелл создал совершенно иной типаж человека, с каждой из них. Всегда изучайте людей везде, куда идете и пыта- етесь установить, какие характеристики лица отлича- ют его от всех остальных. Помните, хотя существует формула для рисования основной головы, нет форму- лы для придания ей индивидуальности. Существуют только ваши наблюдения и подготовка.
Хотя черепа не сильно различаются, все человеческие головы имеют ярко выра- женные различия, из-за изменений в эле- ментах, составляющих голову — уши, нос, глаза, рот, подбородок и т.д.
Основными характеристиками голо- вы этого человека являются: залысины, слегка повернутые под нос губы, слегка скошенный подбородок, видные щеки, привычно поднятые брови с морщинами на лбу — они появились от взгляда вверх поверх очков. Эти особенности указыва- ют на кротких мужчин с тихим чувством юмора.
4
Урок
Создание разнообразия в формах, текстурах и поверхностях
9
Курс известных художников

Сандалия
Кроссовок
Обувь на высоких каблуках
Кожаный ботинок
Ломовая лошадь
Шетландские пони
Скаковая лошадь
Лошади варьируются, и у каждой есть собственные особенности. У ломовой ло- шади, которая тянет тяжелые грузы, боль- шое, толстое тело и ноги. Шотландский пони маленький, с тяжелой гривой и длин- ным хвостом. Напротив, у скаковой лоша- ди длинные, тонкие ноги и гибкое тело.
Характерные черты этой молодой муж- ской головы: худое лицо, большой нос, скошенный подбородок, большая копна волос, тонкая шея с видным кадыком.
Можно сказать, что он добродушный и ве- роятно глупый, робкий и несколько юный.
Яркие черты головы этого человека: сломан- ный нос, немного изогнутое ухо, видные мор- щины вокруг глаз и складки кожи на шее. Он прищуривался так долго при ярком дневном свете, что появились морщины вокруг глаз. Тем не менее он спокойный человек больше живу- щий настоящим, чем озабочен завтрашними проблемами.
Эта мужская голова очень говорит о его характере: очень кругло, толстое лицо, лысеющая голова в лучших традициях бизнесмена, видная челюсть, опухшие глаза — возможно от дыма сигары. Он беспокойный, дейтельный, «добрый ма- лый».
5

© Ewing Galloway, N. Y.
Хотя обе из этих собак - таксы, они похожи на две различных породы из-за различия в особенностях их шерсти. Длинные волнистые волосы разнообразно контрастируют с короткой гладкой шерстью.
Разнообразие в текстурах
Мы признаем, объект не только по его конкретной форме, но и по текстуре его поверхности. Вещи глад- кие, грубые, мягкие, или жесткие. В одежде, которую мы носим, твид — грубая, шелк — гладкая, эти разли- чия в текстуре помогают нам отличить их друг от дру- га, а также на ощуп.
В наших рисунках мы должны создать иллюзию поверхностных текстур. Первым шагом нужно выяс- нить истинный характер поверхности. Она мягкая и пружинистая? Жесткая и шероховатая? Грубая или гладкая? Глянцевая или матовая? Посмотрите на объ- ект и задайте себе такие вопросы, когда изучаете его поверхность. Изучите его так тщательно, насколько это возможно и решите, какие характеристики опре- деляют текстуру лучше всего.
Когда вы знаете, характер текстуры, следующий шаг — показать это в картине. Здесь снова возникает несколько вопросов, которые могут оказаться очень полезными. Например, какой карандаш или мазки кисти лучше всего интерпретировали бы структуру?
Должны ли они быть длинными или короткими, пря- мыми или кривыми, грубыми или гладкими?
Вы будете делать это лучше, если почувствуете тек- стуру, когда рисуете ее. Помните, что, хотя художник полагается больше всего на свой глаз, но должен так- же использовать в своих интересах, другие чувства.
Подобно тому, как особая форма объекта помогает нам определить его, она имеет свою особую текстуру.
Художник должен четко осознавать характер каждой по- верхности, которую рисует. Каждое дерево например, имеет типичную текстуру поверхности. Кария яйцевид- ная (слева) покрыта грубой, неровной корой. В отличие от нее, кора вишни (в центре) имеет маленькие поднятые маркировки, которые бегут вокруг нее. Японский клен
(справа) очень гладкий.
6
Урок
Создание разнообразия в формах, текстурах и поверхностях
9
Курс известных художников

Ткань: Гладкие, изгибающиеся складки помогают нам распознать кусок мягкой ткани. Сгибы идут вместе, чтобы сформи- ровать гладкие плоскости и контуры.
Бумага: В отличие от мягкой ткани, мятая бумага жесткая и угловатая. Обратите вни- мание на неправильные контуры и острые края между зубчатыми плоскостми света и тени.
Ведро и камни: Каждая из этих двух контрастных текстур вы- являет различия. Металл кажется гладким, камни — грубыми.
«Я предлагаю вам поэкспериментиро- вать с текстурой. Хороший способ за- ключается в размещении перед вами три аналогичных объекта, таких как салфетка для лица, бумажная и дамас- ская салфетка. Каждая белая и мягкая, но имеет свой собственный характер.
Нариуйте все три. Затем покажите их друзьям и посмотрите, смогут ли они определить различные изделия. Попро- буйте еще раз, используя провод, стру- ну и нить. Внимательно изучите то, что вы нарисовали в каждом рисунке».
7

Травинки
Листья
Кирпичи
Повторные формы создают общую текстуру
Когда единственная форма повторяется достаточно часто, является ли это травинкой, листом, кирпичом или чем-ли- бо еще — создается, новая текстура. Эта новая текстура не просто результат умножения оригинальной формы. В рисовании травяного поля, например, мы не показываем область, заполненную многими отдельными травинками, которые однородны по размеру и форме. В некоторых частях рост может быть редким, в других — очень густым.
Отдельные травинки изменяются по размеру и направле- нию роста. И на расстоянии больше, чем несколько шагов мы не могли возможно отличить отдельные травинки. Они смешиваются, чтобы сформировать целый тон и текстуру, которую мы признаем и рисуем как поле.
Вариации, которые мы находим в поле травы так же за- трагивают листву, где листья растут во всех направлениях, попадая под солнечные лучи или тень. В плотных частях листвы листья образуют почти целую текстуру, в то время как в других частях они сливаются в более тонкий, более нежный паттерн на фоне неба.
Кирпичная стена, тоже некоторое отличие от общей суммы его отдельных кирпичей. Глядя на нее, особенно при ярком солнечном свете или в глубокой тени, мы зача- стую осознаем общую текстуру, чем отдельные кирпичи.
Именно эту общую текстуру, а не отдельные кирпичи, мы рисуем, чтобы создать убедительную иллюзию стены.
Когда мы смотрим на луг, листву дерева или кирпичную стену, мы не видим отдель- ные травинки, листья или кирпичи, а общий тон и текстуру. Смотрите и рисуйте общую текстуру, как вы на самом деле ее видите.
8
Урок
Создание разнообразия в формах, текстурах и поверхностях
9
Курс известных художников

Текстура и настроение
Повторные формы создают текстуру и часто художник может использовать эту текстуру, чтобы подчеркнуть и усилить идею картины. На этой иллюстрации Альберта
Дорна возбужденный молодой человек спорит с довольно равнодушной девушкой. Чувство конфликта между ними ясно отражено в изменчивой, возбужденной текстуре, сформированной курами. Фигуры — главные участники, но море активных, возбужденных кур вносит большой вклад в настроение и интерес картины.
Текстура массы кур не создается, повторяя некоторые формы множе- ство раз. Дорн добавил реализм и интерес, изменяя позиции, разме- ры и отношения кур.
Обратите внимание на способ, которым Дорн организо- вал кур. Они формируют область текстуры, которая за- полняет более нижнюю половину картины. Если бы куры были изолированы на небольшие группы, то не выделя- лись бы так хорошо. Дорн использовал кур, чтобы усилить композицию и ее значение.
9

Как расстояние влияет на текстуру и детали
Расстояние, имеет заметное влияние на текстуру. Если объект находится близко к нам, мы можем наблюдать его текстурные детали ясно и четко. Но чем дальше объекта находится от нас, тем меньше мы можем увидеть деталей.
Чтобы доказать эту точку зрения, мы могли бы посмо- треть вниз по улице и сравнить детали ближайшего здания с деталями аналогичных удаленных от нас. У ближайшего дома легко видеть, например, шероховатую поверхность черепицы, но через несколько домов текстурная поверх- ность теряется, и мы замечаем только общю текстуру, обра- зованную черепицей. Далее вниз по улице — остается про- стой бестекстурный тон.
В комнате, мы можем наблюдать тот же принцип, хотя контраст не будет настолько большим из-за более коротко- го расстояния. В картине, ощущение глубины может быть значительно услиено, применяя этот принцип. Например, твидовое покрытие стула можно подчеркнуть, чтобы по- мочь сохранить его на переднем плане. Стул в противопо- ложной стороне комнаты мог бы быть нарисован в каче- стве тона, мы не будем видеть его текстуру на расстоянии.
Есть общее важное различие между знанием текстуры, или деталей, которые фактически видимы. Было бы ошиб- кой, показать текстуру объектов на картине, когда они сто- ят слишком далеко, чтобы можно было увидеть текстуры в реальности.
Создание убедительной иллюзии чего-либо зависит так же от исключения того, что нельзя увидеть.
Смотри — наблюдай — запоминай
Эти четыре фотографии показывают, как расстояние влияет на текстуры.
Вблизи, все детали текстуры этого мужчины выделяются четко, пряди во- лос, различные поверхности твидового пиджака и шерстяного свитера и неровная текстура между кирпичами, каждый из которых имеет свою соб- ственную индивидуальность. Обратите внимание, как все эти детали ста- новятся менее очевидными, когда фигура отдаляется. Текстуры становятся менее важными, паттер значения становится все более важным. В самой дальней картине остались три основных значения, свет на лице, темные волосы и одежда, полутон стены.
10
Урок
Создание разнообразия в формах, текстурах и поверхностях
9
Курс известных художников

Эти три картины показывают различия в том, как вы видите тек- стуры и детали на различных расстояниях. На переднем плане находятся детали, такие как выражение лица и текстура одежды видимая на фигурах, только при приближении можно увидеть от- дельные листья и мелкие ветки на деревьях или металлическую отделку на автомобилях. На втором плане эти детали начинают уступать более очевидному образцу тонов — формы света, тени, или полутона. Издалека даже этот паттерн потерял свою ясность.
Повторные формы фигур и автомобилей становятся общей тексту- рой, в то время как формы деревьев, холмов и полей имеют тен- денцию сливаться.
11

Паттерн — еще одна форма текстуры
Кроме текстуры поверхности есть еще один вид текстуры из- вестный как паттерн. Это просто плоские, двумерные рисунки на поверхности, например, ткани, обои, или тому подобное.
На некоторых картинах мы можем подчеркнуть пат- терн и зависимую текстуру поверхности. В других, сконцен- трироваться больше на текстуре поверхности. Иногда мы будем подчеркивать обоих. Примеры ниже показывают, как эти различные элементы могут быть подчеркнуты.
Помните, прежде чем рисовать любой объект, форма этого объекта — на первом месте. Без нее детали текстуры или паттерна обычно менее значимы. Независимо от того, каков объект, его форма должна всегда быть очевидной, даже если нет необходимости давать ему тот же самый ак- цент при любом условии.
Это полосатое полотенце реалистично и убедительно. Форма, текстура, и рису- нок все на месте.
Если бы мы хотели преуменьшить пат- терн, мы могли показать грубую, узелко- вую текстуру, как эту.
Это то, как полотенце будет выглядеть, если бы оно было брошено в гипс.
Затем снова, мы могли бы работать де- коративно и положиться полностью на полосатый паттерн.
Эта ваза полная по форме, текстуре, и паттерну.
Это — чистая форма вазы ми- нус текстура и паттерн. Как будто ваза была гладко запо- лирована.
Здесь ваза обработана стро- го с точки зрения текстуры по- верхностней. Отсутствует ка- кой-либо дизайн или паттерн.
В качестве альтернативы, можно сосредоточить внима- ние на паттерне вазы. Здесь нет никакой поверхностной текстуры.
12
Урок
Создание разнообразия в формах, текстурах и поверхностях
9
Курс известных художников

Вот два различных, но одинаково эффективных способа, кото- рыми мы могли бы описать тот же самый предмет. В этом реали- стичном рисунке акцент находится на игре света и тени, которая моделируют общие формы и текстуры и производит рельеф.
Плоский паттерн украшения на темном пальто имеет вторичное значение.
То, что мы сказали о текстуре и паттерне отдельных объектов также относится к картине, составленной из множества объектов.
Здесь, повторные прямоугольные формы зданий и знаков созда- ют область занятой нерегулярной текстурой. Художник подчер- кнул реалистичную форму и текстуру и рассматривал паттерн как побочный элемент.
В этом более декоративном рисунке текстурный интерес вызван, подчеркиванием тонов плоского паттерна. Смоделированные текстуры поверхности минимальны за исключением шляпы. Всю- ду в остальной части рисунка гладкие тона света и тени играют друг против друга. Пальто состоит из плоского тона и контура практически без затенения.
На этой картине текстура преуменьшена, и подчеркнут плоский двумерный паттерн. Художник сконцентрировался на знаках, кирпичах и декоративной отделке зданий. Хотя есть тени, они упрощены и не вмешиваются в общий паттерн.
13

Как обрести уверенность в обработке текстур
Эксперимент — ключ к приобретению знаний о текстурах.
В первой игре с текстурами, расслабьтесь и получайте удо- вольствие. Отложите бумагу и расположите перед вами не- которые знакомые инструменты и средства — карандаш и перо, кисть, мастихин, немного сажи газовой и т.д. Посмо- трите то, что можно сделать с их помощью. Эксперименти- руйте, играйте, узнавайте.
Работайте свободно — нет никаких установленных пра- вил, в знакомстве с текстурами. Положите некоторые тона и поместите другие сверху. Сделайте различные текстуры и установите их рядом. Узнайте для себя много различных эффектов, которые можго создать густой и жидкой кра- ской, короткими и длинными линиями, светлым и темным размытием, и другими средствами и методами.
В каждом случае, после того, как вы применили тексту- ру, спросите себя, какой эффект она создает. Посмотрите, как она связана с текстурой рядом. Произвольные тексту- ры, которые вы кладете начнут представлять реальные ма- териалы, такие как дерево, скалы, трава, или листва.
Даже самые великие художники не справились с пред- метом текстуры быстро, через неделю или месяц. Тексту- ры — это то, что мы продолжаем изучать. Хорошее начало, чтобы чувствовать их — свободное экспериментирование.
Эта демонстрация покажет, как простые мазки и тон могут говорить о реальных объектах и их текстурах. Мы также уви- дим, как одна текстура связана с другой, и придает ей смысл. Начнем с установки плоского, светло-серого непрозрачного тона.
Теперь, работая экспериментально, мы кладем некоторые общие, квадратные штрихи краем мастихина. Они могли бы напоминать горные формы. Затем краем мастихина мы делаем некоторые длинные прямые штрихи, которые напоминают тра- ву или сорняки.
Теперь мы соединяем их. Плоский фон мог бы означать небо. Это действует как яркая фольга для темных форм подобных скале и длинных, тонких штрихов подобных траве.
Каждая текстура имеет особый характер, особенно в отличие от других.
14
Урок
Создание разнообразия в формах, текстурах и поверхностях
9
Курс известных художников

Некоторые простые инструменты могут создать бес- конечное разнообразие текстур. Мы начнем с того же самого гладкого тона как прежде, но на сей раз сделаем его немного более темным.
Теперь давайте попробуем тонкое прозрачное размытие. Мы начинаем, размывать, позволяя некоторым краям просохнуть, и стираем центр сухой кистью.
Мы можем создать приподнятую текстуру через воз- ложение густой, сочной непрозрачной краски кель- мой, как действием мастихина. Затем мы пробуем более темную, более тонкую текстуру.
Контрастные тяжелые, толстые мазки кистью в виде кон- центрических колец создает эффект слева. Справа мы пробуем сделать некоторые непрозрачные точки сред- ней толщины.
Если положить две грубые текстуры вместе на глад- ком темном фоне, мы получаем этот эффект. Это означало бы камень или кирпичную кладку, установ- ленную на фоне неба.
Здесь мы помещаем их всех вместе. Размываем наши непрозрачные кольца и черные точки. Эффект озна- чает солнце или луну, просматривающиеся через облака.
Наши три элемента — почти как в предыдущей де- монстрации с некоторыми небольшими, но суще- ственными различиями. Заметьте, что у плоского карандашного тона есть каракули. При эксперимен- тировании как справа, они могут напоминать форму и текстуру миски с цветами на стене, мы объединяем все эти текстуры — результат оживленный и запу- танный. Важный момент здесь - то, что мы должны знать, какой эффект каждая текстура имеет и быть уверенны, что это тот эффект, который мы хотим изобразить.
Плоский тон карандаша, много коротких, широких точечных штрихов и единственная темная форма
— когда мы соединяем их экспериментально, как справа, они могли бы означать форму и текстуру миски цветов на фоне стены.
15

© Far West Architecture - Virginia City, Nev
Запомните форму
Применение принципов
Теперь давайте посмотрим на то, как то что мы узнали до сих пор может быть использовано для интерпретации тек- стур в сцене. Мы возьмем фотографию на этой странице как наш предмет. В начале мы должны изучить его тексту- ры, пока мы не знаем их характера. Кора дерева, как мы видим, грубая и бороздится, небо гладкое. Мы наблюдаем гладкие, однородные линии фасада дома, паттерн гальки на крыше, нечеткие кустарники. Прежде всего, мы замечаем, как каждая текстура контрастирует с тектурными поверх- ностями рядом с ними. С этим, мы можем начать помещать текстуры на бумагу.
Не забывайте о целых формах, которые лежат в основе поверхности текстуры. Текстуры не должны скрывать эти формы они должны заставить нас увидеть и понять их ясно.
16
Урок
Создание разнообразия в формах, текстурах и поверхностях
9
Курс известных художников

Это не просто текстура крыши, но и текстура крыши, рассматриваемая на фоне тихого неба. Твердые, темные, острые края и однородная текстура гальки выделяются с большой силой, по- тому небо — спокойное. На фоне неба, заполненного оживленной текстурой многих небольших облаков паттерн гальки будет гораздо менее заметным.
Мы должны знать о том, что паттерн, а также тексту- ры поверхности могут содействовать нашей карти- не. Большая часть интереса к этой области создает- ся черным, белым, серым прямоугольником в окнах и светлыми формами одежды на линии. Повторная взволнованная форма и наружная обшивка добав- ляет дальнейший текстурный интерес.
Опять же, это не просто дерево, а текстура дерева на фоне других текстур — гладкого неба и усеян- ного деревьями холма на расстоянии. Мазки кисти следуют за направлением роста дерева и его вет- вей. Сравните эти длинные, изгибающиеся штрихи с плоским тоном неба и отдаленными деревьями над более темным тоном, чем у неба.
Долгие, тонкие мазки кисти следуют за направ- лением роста массивных кустарников. Обра- тите внимание на разнообразные направление этих штрихов по сравнению с вертикальными и горизонтальными линиями здания.
17

Каждая текстура должна быть связана с общим паттерном значения картины. Вот главные фор- мы света, тени и полутона, которые не должны скрывать вышележащие текстуры.
Под структурой есть трехмерная форма — и мы никогда не должны терять из виду эту форму. Тек- стура морщинистого лица надевается на целую форму головы. Поношенное пальто и брюки под- гоняются вокруг канонической формы фигуры.
Надпись и дизайн на мешке являются частью ее текстуры. Они образуют рисунок, который до- бавляет интерес к верхней части картины и по- могает сбалансировать текстуры ниже. Текстура мешка также играет свою роль.
© William Joli
Управление текстурами
Эта фотография иллюстрирует проблему, с которой мы сталкиваемся в большинстве картин, которые рисуем.
Предмет может включать большое разнообразие интерес- ных и контрастирующих текстур — но, если мы не решаем заранее, как управлять этими текстурами, они могут скры- вать или разрушать формы и значения предмета.
При планировании картины, вы должны быть в курсе всех текстур и их относительной важности в общей карти- не. Например, почти у всего здесь есть довольно оживлен- ная текстура. Высохшие доски, морщины на лице мужчи- ны, складки его пальто, рисунок мешка, даже виноградная лоза в нижнем левом углу — все они создают различные, активные текстуры. Если бы Вы попытались визуализиро- вать каждую, не сравнивая ее с остальными, то результат мог бы быть очень запутанным. Решите, насколько темной или светлой, нужно сделать каждую текстуру, чтобы сделать ее менее значимой. Если какие-либо текстуры подчеркнуты слишком сильно, они могут не только ослабить эффект, но также и заставить целые формы под ними казаться плоски- ми и жестким. Сравнивайте текстуры постоянно, и удосто- веряйтесь, что каждая правильно связана с остальными и занимает своем место на общей картине. Всегда держите текстуры под контролем.
18
Урок
Создание разнообразия в формах, текстурах и поверхностях
9
Курс известных художников

© William Joli
Контраст в текстурах
Давайте проанализируем эту фотографию для своих тек- стур, как если бы мы собирались делать картину. Общий эффект набор из гладких, спокойных текстур на контраст- ном оживленном фоне. У девушки нет сильного, четкого паттерна света и тени, так как у старика. Тоны, регулярные.
Важно, придать должное внимание драматизму текстур, но также важно не перегружать простые. Волосы девушки, на- пример, являются простой формой, почти целой по своей текстуре, светлые штрихи есть только в небольшой обла- сти сверху. Если бы мы дали этой простой черной форме более подробную текстуру, то могли бы разрушить ее целую форму или перепутать со сценой за окном. Это одинаково верно для простых текстур кожи и одежды девушки и сте- ны. Всегда сохраняйте простые текстуры простыми, ког- да они будут установлены на оживленном фоне активных форм и текстур.
Это текстурные контрасты на картине тихий передний план девушки и стен, на оживлен- ном фоне сцены за окном.
Эта диаграмма показывает основные формы и значения на переднем плане. Эти несколько плоских оттенков замыкают моделирование, все же они убедительно представляют наш предмет, доказывающий, насколько просты его тоны.
(слева) В соответствии с текстурой нашего предмета существует це- лая форма, даже если освещение не подчеркивает ее. Халат надева- ется на тело, и она имеет форму со складкими и сгибами. (справа) Вы должны также знать об основном паттерне целой структуры.
19

Интерес и разнообразие нарисованных текстур
Роберт Фосетт чутко осознет текстуры и способ, которым он ри- сует каждую из них, хорошо продемонстрировано на этой карти- не. Заметьте захватывающее разнообразие материалов, которые он показывает — камень, древесина, кирпич, вода, металл, ткань и другие, часто в различных формах. Фосетт рисует каждую из этих текстур, и его рисунок показывает нам, грубая ли вещь или гладкая, матовая или блестящая, твердая или мягкая. Он не по- лагается на плотность или жидкость краски или фактический характер краски. Его рисунок несет иллюзию.
Фосетт сосредоточил наше внима- ние резко на голове человека, по- местив его на простом белом фоне, имеется несколько тихих областей на всей картине. Если бы он установил голову на фоне оживленных текстур шиферной крыши, кирпичей или ды- моходов, его воздействие будет зна- чительно ослаблено.
Эта область вдоль правого края кар- тины снова демонстрирует осозна- ние Фосеттом текстур и как они мо- гут использоваться, чтобы пробудить интерес через разнообразие. Обра- тите внимание на то, что он поместил изгибающиеся горизонтальные ли- нии лодки на фоне простых больших камней и выше более подробного паттерна маленьких камней.
Стена и вода — очень важная часть этой иллюстрации. Чтобы подчеркнуть их, Фосетт использовал длинные, ши- рокие, горизонтальные линии и тоны, которые контрастируют резко с лю- бой текстурой на картине, и особенно камнями непосредственно над ними.
Форма бочки выделяется на фоне паттерна гладких скал только с малейшим признаком текстуры палок и колец. Несколько про- стых штрихов достаточно, чтобы выявить текстуру шеста спереди.
Этот раздел фона содержит пат- терн различных, интересных тек- стур. Текстура крыши дома слева сохранена довольно спокойной и гладкой, чтобы выявить листья и контрастировать с кирпичной стеной. На крыше дома справа детали шифера крыши показа- ны, но стена абсолютно плоская.
Спереди, зернистость, выявляет еще один контраст.
20
Урок
Создание разнообразия в формах, текстурах и поверхностях
9
Курс известных художников

Паттерн и текстура делают дизайн
привлекательным
У каждого художника есть свой собственный способ обра- ботки текстур. Здесь, в отличие от точного метода Роберта
Фосета, мы видим, как работает Дорис Ли. Ее стиль совсем не буквальный, и она использует текстуры очень личным способом, рассматривая картину, которая похожа на гобе- лен. Стилизованные как эти текстуры, однако, у нас нет ни- каких трудностей в восприятии неба, дороги, кустов и дру- гих объекты. Обратите внимание, как художник организует текстуры и паттерны, чтобы сформировать общий замысел с энергией и очарованием.
Осознание форм: Хотя здесь есть много текстур, и дизайн, сделанный ими, доминирует над карти- ной, они все еще выявляют форму под ними. Де- рис Ли рисует чрезвычайно личным способом, но она очень знает о форме, пока планирует картину и кладет текстуры.
Элементы изображения: Дерево, кустарники и дом не нарисованы реалистично, но их текстуры и линии показывают, что они осно- ваны на действительности. Обра- тите внимание на то, что Дорис
Ли нарисовала кустарники двумя различными способами, как поч- ти совершенно плоские формы с декоративным цветками на вер- шине, а также в формах более убедительно, смоделированных в свете и тени.
Общий замысел: художник устроил формы и текстуры, чтобы создать общий привлекатель- ный дизайн. Обратите внимание на разноо- бразное расположение кустов по обе стороны дороги, простого темного потока, и кроме того паттерна линий вспаханных областей. Холмы на заднем плане сильно стилизованы, и Дорис
Ли установила светлое на темном и темное на светалом для интересного эффекта.
21

Текстуры помогают сделать картину
Эта живопись Питера Хелка — прекрасный пример того, как контрастные текстуры обогащают картину и помогают подчеркнуть характер объектов в ней.
Три главных элемента, каждый с его собственной тек- стурой, доминируют над картиной — мягкие, вздымающие- ся облака, более гладкие формы зданий, волокнистая куча кукурузы. Каждая текстура становится более очевидной и значащей, потому что мы видим ее рядом с контрастной поверхностью.
Огромные округленные формы об- лака окрашены широкими краями и тонкими тонами. Акцент находится на мягкости форм.
Здание чрезвычайно гладкое с доска- ми и черепицей, создающее однород- ную текстуру вокруг сарая.
Самая активная текстура на картине
— куча кукурузы. Хельк был особен- но осторожным, чтобы акцентировать длинный поток листьев над землей и торчащих вверх вдоль верхней части кучи.
Этот раздел на картинке содержит вто- ричные или менее очевидные текстуры
— относительно гладкая земля, темная листва, которая помогает, показать фи- гуры на грузовике.
22
Урок
Создание разнообразия в формах, текстурах и поверхностях
9
Курс известных художников

Текстуры, обработанные свободно
и с намеком
Эти две иллюстрации показывают свободный, наводящий на размышления способ, которым образный художник ис- пользует текстуру, чтобы создать настроение. На каждой из этих картин Остин Бриггс работал с ограниченными сред- ствами для создания основного эффекта.
Картина справа показывает ветерана Гражданской во- йны сидящего под деревом. Старик дрожит с большим вол- нением и Бриггс заставляет нас чувствовать это волнение линиями и текстурами, которые он использует. Иногда ли- нии тонкие и хрупкие, иногда они темные и драматичные.
В целом, художник положил рваную, вибрирующую тексту- ру, великолепно подходящую к тематике своей картины.
На иллюстрации ниже, старый викторианский дом изображен для нас так же просто и эффективно. Обратите здесь внимание на разнообразие текстур, зубчатый опоя- сывающий лишай, вогончатый фасад, и ставни. Даже при том, что отдельные черепицы не рисуются в деталях. Бри- ггс предложил характер грубыми штрихами. Лассировка чернил над частями дома, заставляет чувствовать обветрен- ность и старость.
23

Контраст в подходах
Хотя вдохновение художника для текстур в его картинах проистекает из того, что он наблюдает в жизни, он не огра- ничивается копированием, того что видит, или даже интер- претированием ее реалистично. Контрастное использова- ние текстур в этих двух картинах демонстрирует смысл. На первой картине, сделанной гуашью, художник интерпре- тировал формы и текстуры способом, которым он увидел их. Хотя целые формы мальчика и фортепьяно, а также комнаты вокруг них не окрашенны с фотографической точностью, они выглядят убедительно. Таковы текстуры.
Вьющиеся волосы мальчика, мягкая шерсть его одежды, и его блестящая труба все довольно реалистичные интерпре- тации предмета.
Вторая картина показывает полностью другой подход.
Здесь элементы — почти те же самые, но художник интер- претировал их очень личным, отдельным способом. Он
24
Урок
Создание разнообразия в формах, текстурах и поверхностях
9
Курс известных художников
не пытался создать иллюзию реальности. Вместо этого он взял образ из воображения и чувств и изменил свой пред- мет свободно, чтобы создать интересный и оригинальный дизайн.
Обратите внимание на крайние контрасты текстуры и различных сред, используемых для их достижения в этой картине. Не учитывая фон позади мальчика, художник виньетировал фигуру свободными линиями карандаша на белой бумаге. Этот линейный паттерн контрастирует с более темными влажными тонами фортепьяно и тела, и гуашью вокруг. У дверного проема есть это то же самое чувство тональной массы. В левом верхнем углу оживлен- ный паттерн обоев создает еще одну текстуру. Все это разнообразие бросается в глаза и возбуждающе приводит их вокруг бумаги. Это — форма и текстура, используемая новым, творческим способом.
25

Вот другие примеры, которые показывают, как можно использовать текстуры для обогащения реалистичных и абстрактных картин. Все четыре картины были сделаны гуашью.
Текстуры в этой картине являются реалистичными, которые будут выявлены светом, который падает на поверхности объектов. Естественная гладкость миски и фруктов контрастирует с более грубыми листьями и оживленным паттерном обоев. Обратите внимание, как текстуры концевой кромки, которые совершенно очевидны, при свете, как правило, исчезают в тени.
Как и в натюрморте сверху, акцент здесь делается на реалистичных текстурах и фор- мах. Гладкая, спокойная поверхность снега, сарай, и небо проявляются в буквальном смысле. Искривленное дерево и его реалистичная теньсильно контрастирует с более гладкими текстурами. Мы можем ясно видеть текстуру дерева и бревен на переднем плане, в то время как отдаленные деревья представлены в плоских тонах, только их рваные края выявляют свою текстуру.
Это — абстрактная версия того же самого предмета. Здесь художник, ушел от фак- тических текстур и создал оригинальные, чтобы сделать интересный дизайн. Он сво- бодно интерпретировал и подчеркнул дизайн обоев и семена арбуза, и показал пло- ский паттерн, а не текстуру на миске. Драпировка, яблоки и листья были упрощены и уменьшены до плоских форм.
Произвольные текстуры добавляют интерес и волнение в каждую область этой аб- страктной обработки пейзажа. Краска положена плотно с теми же самыми частями различного переднего плана. В небе тоны света и тени слегка покрыты краской над контрастирующим фоном. Хотя формы и текстуры кажутся произвольными, основные особенности объектов не потеряны.
26
Урок
Создание разнообразия в формах, текстурах и поверхностях
9
Курс известных художников

На этих картинах мы узнаем о личном способе, которым каждый художник интерпретирует форму и текстуру. За- метьте, как тщательно Стивен Доханос исследует каждую интересную деталь поверхности — акцент на смелость, у птицы Бена Шана — прямота и энергия, живопись Флетче- ра Мартина — сильное беспокойство, Серьезную озабочен- ность Дорис Ли с дизайном каждого элемента — и декора- тивный структурный эффект в линейном рисунке Майкла
Митчелла. Эти контрастные подходы, каждый успешный в своем роде, продемонстрировали еще раз, что самый боль- шой актив художника является его индивидуальность.
Пять художников нарисовали орла
27

Держите текстуры под контролем
На картинах должен быть приятный баланс между актив- ными и спокойными областями текстуры. Если все формы на картине в большой степени текстурированные — при отсутствии спокойных областей, картина выглядит пере- груженной. Это понятно любому зрителю, что художник не сумел удержать общий эффект, когда работал.
Противоположная ошибка — бедность текстур создает слабый, изможденный, монотонный эффект. В дополнение к этому формы или материалы, из которых они сделаны, могут трудно идентифицироваться.
Если у предмета есть большое число форм, и вы чувству- ете, что представление всех их текстур было бы запутыва- ющим, помните, что можно упростить и выявить текстуру, не рисуя каждую деталь. Покажите достаточно текстуры, чтобы произвести интересное разнообразие на картине, но не переусердствуйте.
Чтобы избежать слабого или перегруженного работой эффекта, запланируйте различные текстуры и решите, гле они буду, прежде чем начнете рисовать. Удостоверь- тесь, что каждая текстура имеет связь с другими. Немного предусмотрительности и планирования, и это может по- мочь убедиться, что картина будет иметь необходимое ко- личество текстур.
Слишком много текстур
Не хватает текстур
28
Урок
Создание разнообразия в формах, текстурах и поверхностях
9
Курс известных художников

Школа известных художников
Задания
Урок 9 показывет, как можно использовать текстуры, узо- ры и разнообразие форм, чтобы обогатить свои изобра- жения — сделать их более интересными и убедительными.
Помните, однако, что эти вещи являются по существу уточнениями. Они могут добавить многое в рисунок и композицию, но никогда не будут по-настоящему эффек- тивным без этих двух основных компонентов создания изображения.
Прежде чем вы начнете выполнять задания, вы должны по- тратить столько времени, сколько сможете, делая следую- щую практическую работу:
1. Изучая этот урок, тщательно наблюдайте богатое раз- нообразие форм и структур, которые окружают вас в доме или в повседневной жизни. Наблюдайте характер всего — ткани, металла, камней, древесины, травы, земли, деревь- ев. Изучаая их, визуализируйте, какие линии или штрихи карандаша, ручки или кисти вы использовали бы, чтобы создать иллюзию этих форм и текстур. В действительности вообразите рисование или живопись этих вещей, пока из- учаете их.
2. Далее, чтобы обрести уверенность в обращении с этими различными текстурами, сделайте некоторые эксперимен-
Вот практическая работа, которую вы
должны сделать
ты,подобные тем, как на страницах 14 и 15. Поиграйте с ка- рандашом, тушью, акварелью и гуашью и откройте для себя много различных фактурных эффектов, которые можно создать с помощью каждого из них. Затем сложите ваши на- блюдения и эксперименты вместе, делая рисунки текстур, которые находятся под рукой, например, вроде тех, что на странице 7. Сделайте другие рисунки, которые показывают эффект расстояния на текстурах (страницы 8, 10 и 11).
3. Будет полезно сделать рисунки, на подобии тех, как на страницах 12 и 13, где и паттерн и поверхностная текстура способствуют интересу. Выберите свои собственные пред- меты, но следуйте за пунктами, в примерах на этих страни- цах.
4. Не ограничивайте себя в работе с реалистичными тексту- рами. Практикуйтесь, опираясь некоторые изображение, в которых интересные текстуры и узоры, обработаны сво- бодно и творчески, как в примерах на страницах 25 и 26.
5. Предмет данного урока идеально подходит для исполь- зования альбома для зарисовок. Носите его с собой и за- полните его эскизами, которые показывают, насколько тщательно вы наблюдаете формы, поверхности и текстуры окружающих вас вещей.
Задания, которые необходимо отправить на
проверку
Задание 1. Используя фотографию на Листе 1 в качестве эталона, сделайте изображение, которое покажет нам вашу способность эффективно обрабатывать текстуры.
Вы можете использовать реалистический подход, в кото- ром различные поверхности или материалы обеспечивают текстурный интерес — или можете подчеркнуть дизайн или декоративные возможности как показано на страницах 12,
13, 25 и 26. Какой бы путь вы не выьрали, пытайтесь ин- терпретировать такие материалы как ткань, волосы, плоть, древесина, и т.д., отличительными и интересными способа- ми. Помните, что вы можете опустить, изменить или доба- вить к тому, что вы видите из фото.
Ваше изображение может быть вертикальным или гори- зонтальным. Сделайте это размером 22х30 на грунтован- ном картоне 30х35 см, используя любые материалы рассма- триваемые в уроках до сих пор.
Отметьте этот рисунок — ЗАДАНИЕ 1.
ЗАДАНИЕ 2. Используя фотографию на Листе 2, сделай- те рисунок гуашью или акварелью не больше чем 22х30 см на грунтованном картоне 30х35 см. К этой сцене добавьте фигуру везде, где желаете. Убедитесь, что она находится в правильном масштабе и хорошо вписывается в изображе- ние. Справочная фотография содержит много очевидных текстур, не стесняйтесь, ослабить или подчеркнуть неко- торые, чтобы создавать разнообразие и интерес во всей композиции.
Отметьте этот рисунок — ЗАДАНИЕ 2.
Ваша работа будет оцениваться главным образом по следу- ющим пунктам:
— Насколько хорошо вы обрабатываете и интерпретируете отдельные текстуры.
— Насколько грамотно совмещаете различные текстуры, подчеркиваете некоторые и ослабляете другие, чтобы со- здать интерес, не вызывая путаницы.
— Насколько хорошо вы сохраняете чувство целой формы к рисуноке под поверхностью текстур и узоров в изображении.

Лист
1

Лист
2