Главная страница

_СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам. _СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - книги - _К. Колин Уилсон. Паразиты сознания Пер с англ. К София , Ltd, 1994. 320 с. Паразиты сознания


Скачать 0.98 Mb.
НазваниеКолин Уилсон. Паразиты сознания Пер с англ. К София , Ltd, 1994. 320 с. Паразиты сознания
Родительский файлSPISOK_LUChShIKh_FIL_MOV_po_tematikam.zip
Анкор_СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам.zip
Дата30.04.2015
Размер0.98 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файла_СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - книги - _К
ТипДокументы
#6319
страница1 из 17
Каталогid549892
Полное содержание архива _СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам.zip:
3. _СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - _описание ДИСКа ЗДОРОВЬЯ - общее дело 1.jpg
278.52 Киб.
_СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - _описание ДИСКа ЗДОРОВЬЯ - общее дело 1.jpg
4. _СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - _описание ДИСКа ЗДОРОВЬЯ - общее дело 2.jpg
352.9 Киб.
_СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - _описание ДИСКа ЗДОРОВЬЯ - общее дело 2.jpg
5. _СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - КАРТА ЖИЗНИ.jpg
307.35 Киб.
_СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - КАРТА ЖИЗНИ.jpg
6. _СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - Торжество добра.jpg
99.23 Киб.
_СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - Торжество добра.jpg
7. _СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - картинки - _ в твоих руках будущее.jpg
91.19 Киб.
_СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - картинки - _ в твоих руках будущее.jpg
8. _СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - картинки - _ культура Экосознания и Единения с приРОДой.jpg
26.81 Киб.
_СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - картинки - _ культура Экосознания и Единения с приРОДой.jpg
9. _СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - картинки - _Человек вне системы.jpg
134.5 Киб.
_СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - картинки - _Человек вне системы.jpg
10. _СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - картинки - _проснулся и осознан.jpg
93.95 Киб.
_СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - картинки - _проснулся и осознан.jpg
11. _СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - картинки - ЖИЗНЬ в РОДОВОМ ПОМЕСТЬЕ.jpg
88.45 Киб.
_СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - картинки - ЖИЗНЬ в РОДОВОМ ПОМЕСТЬЕ.jpg
12. _СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - картинки - ЗВЕНЯЩИЕ КЕДРЫ РОССИИ.jpg
192.07 Киб.
_СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - картинки - ЗВЕНЯЩИЕ КЕДРЫ РОССИИ.jpg
13. _СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - картинки - ЗЕМЛЯНЕ.jpg
42.1 Киб.
_СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - картинки - ЗЕМЛЯНЕ.jpg
14. _СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - картинки - Как искать книги в Вконтакте.jpg
40.98 Киб.
_СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - картинки - Как искать книги в Вконтакте.jpg
15. _СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - картинки - Лучшее решение - фрукты и Движение.jpg
48.46 Киб.
_СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - картинки - Лучшее решение - фрукты и Движение.jpg
16. _СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - картинки - ТЫ ТО ЧТО ТЫ ЕШЬ.jpg
51.11 Киб.
_СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - картинки - ТЫ ТО ЧТО ТЫ ЕШЬ.jpg
17. _СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - картинки - Цитаты.jpg
77.03 Киб.
_СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - картинки - Цитаты.jpg
18. _СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - картинки - Шесть докторов.jpg
33.76 Киб.
_СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - картинки - Шесть докторов.jpg
19. _СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - картинки - назад к приРОДе 2.jpg
74.69 Киб.
_СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - картинки - назад к приРОДе 2.jpg
20. _СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - картинки - освободись от ложных убеждений.jpg
28.91 Киб.
_СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - картинки - освободись от ложных убеждений.jpg
21. _СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - картинки - проект ОБЩЕЕ ДЕЛО.jpg
119.16 Киб.
_СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - картинки - проект ОБЩЕЕ ДЕЛО.jpg
22. _СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - картинки - русская идея.jpg
90.22 Киб.
_СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - картинки - русская идея.jpg
23. _СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - картинки - русская семья 1.jpg
46.9 Киб.
_СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - картинки - русская семья 1.jpg
24. _СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - картинки - русские Аз-Буки-Веди.jpg
144.09 Киб.
_СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - картинки - русские Аз-Буки-Веди.jpg
25. _СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - картинки - русские гиганты.jpg
266.93 Киб.
_СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - картинки - русские гиганты.jpg
26. _СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - картинки - саморазвитие.jpg
56.04 Киб.
_СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - картинки - саморазвитие.jpg
27. _СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - картинки - смена общества и культуры сознания 2.jpg
176.9 Киб.
_СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - картинки - смена общества и культуры сознания 2.jpg
28. _СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - картинки - смена общества и культуры сознания.jpg
75.33 Киб.
_СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - картинки - смена общества и культуры сознания.jpg
29. _СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - картинки - фильмы к просмотру.jpg
146.4 Киб.
_СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - картинки - фильмы к просмотру.jpg
30. _СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - книги - ! 2013.11 Деревенский экстрасенс (1986) О сыроеде Сергее Торбине. Харазов В.Л.doc
624 Киб.
Предисловие читателя к советской повести о сыроеде
31. _СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - книги - ! 01.2014 ПОЛЕЗНАЯ ЕДА. 2014, Колин Кэмпбелл.pdf
2868.92 Киб.
Правила долголетия Дэн Бюттнер Рецепты здоровья и долголетия Лиэнн Кэмпбелл До смерти здоров Эй Джей Джейкобс Здоровые привычки Лидия Ионова whole
32. _СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - книги - ! 10.2013 - СТОЛЕШНИКОВ - ВЫДЕРЖКИ из двух книг о здоровье.doc
492 Киб.
Книга 2 (2011)» ина книге «Столешников А. П. Живая еда столешников 2008-2010. doc»
34. _СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - книги - ! 2013 - Китайское ИССЛЕДОВАНИЕ доктора К. Кэмпбелла (2004) - причины рака.doc
458 Киб.
Исследование доктора Колина Кэмпбелла (издана впервые в США в 2004)
35. _СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - книги - ! 2013 - ЖИВОЕ ПИТАНИЕ Арнольда Эрета 2012.doc
1048 Киб.
Книга была издана в 1957г. (с предисловием Вадима Зеланда)
36. _СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - книги - ! 2013.07 В.Зеланд - Выпуски N 72-74,168. ЖИВАЯ КУХНЯ и рецепты.doc
411 Киб.
Рассылка Вадима Зеланда (Трансерфинг реальности) Выпуски n 72-74 — Живая кухня
39. _СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - книги - _ В.Зеланд - ВЗЛОМ тех. СИСТЕМЫ - сокращ (2012).doc
774.5 Киб.
Вадим Зеланд Взлом техногенной системы
40. _СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - книги - _ Интервью с Владимиром Ждановым.doc
94 Киб.
Интервью с Владимиром Ждановым
43. _СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - книги - _Айзек Азимов_Конец вечности.doc
955.5 Киб.
Айзек Азимов Конец Вечности
44. _СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - книги - _Диета 80-10-10 от доктора Дугласа ГРЭМа (2011).doc
1099.5 Киб.
Дуглас Грэм Диета 80-10-10
45. _СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - книги - _Евангелие Мира от ессеев - книга 1.doc
217.5 Киб.
Евангелие мира от ессеев
47. _СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - книги - _Колин Уилсон - Паразиты сознания.doc
999.5 Киб.
Колин Уилсон. Паразиты сознания Пер с англ.— К: «София», Ltd, 1994.— 320 с. «Паразиты сознания»
48. _СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - книги - _Павел С. - Живая Еда или почему коровы хищники (2009).doc
578 Киб.
Книга Как устроено пищеварение или почему коровы хищники
49. _СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - книги - _Поле битвы - Земля. Шаламов (2011).doc
1495 Киб.
Завет Последних Дней «Вооружённые пророки всегда побеждали, а безоружные гибли» Никон Маккус (земное имя Никколо Макиавелли) 1 Предисловие Данная книга
50. _СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - книги - _Речь Филипа ВОЛЛЕНА и Льва Толстого в защиту вегетарианства (2012).doc
95 Киб.
Мясоеды, вам не жалко животных пожалейте детей!!!
51. _СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - книги - _Снегов Сергей. Люди как Боги. Трилогия.doc
3081.5 Киб.
Кольцо обратного времени вторжение в персей галактическая разведка
52. _СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - книги - _ШЕСТЬ ЛЕТ СОВСЕМ БЕЗ АЛКОГОЛЯ - будь трезвым.doc
423.5 Киб.
Шесть лет совсем без алкоголя… будь трезвым !!!
53. _СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - книги - _Шаталова Г.С. - Целебное Питание.doc
1807 Киб.
Книга 2 целебное питание «Жизнь есть источник радости: но в ком говорит испорченный желудок, отец скорби, для того все источники отравлены». Фридрих Ницше «Так говорил Заратустра»
54. _СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - книги - _д-р Ричард Шульце. Путь к здоровью и ИСЦЕЛЕНИЮ. 20 мощных шагов.doc
1074.5 Киб.
Ричард Шульце – Зоровье и исцеление с помощью здравого смысла. 20 простых, легких и мощных шагов к созданию новой, здоровой жизни
55. _СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - книги - Вайнер Э.Н. - ВАЛЕОЛОГИЯ (6 глава - о пользе сыроедения).doc
370 Киб.
Учебник для вузов Рекомендован Учебно-методическим объединением педагогического образования Министерства образования
56. _СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - книги - Михаил Столбов - Как я вырастил НОВЫЕ ЗУБЫ (главы).doc
353 Киб.
Михаил Столбов – Как я вырастил новые зубы Мудрость зубов или зубы мудрости?
57. _СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - книги - Око возрождения - Питер Кэлдер.doc
664 Киб.
Питер Кэлдер Око возрождения — древний секрет тибетских лам
58. _СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - книги - Поль Брэгг - Чудо голодания с рисунками (1970).doc
1058 Киб.
Книга поль Брегг в возрасте 85-ти лет
59. _СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - книги - Руководство по эксплуатации божественного человеческого тела.doc
150 Киб.
Руководство по эксплуатации божественного человеческого тела
60. _СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - книги - САМАЯ ПОЛЕЗНАЯ ЕДА.ПРОРОСТКИ.djvu
1776.72 Киб.
_СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - книги - САМАЯ ПОЛЕЗНАЯ ЕДА.ПРОРОСТКИ.djvu
61. _СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - книги - Семенова-Чтобы жить не болея.pdf
1803.33 Киб.
Питание мудрецов вместо вступления
62. _СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - книги - Снег не может идти вечно. Филипп Широков.doc
228 Киб.
Снег не может идти вечно
63. _СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - книги - Сон Ляхова или Что будет, если не:..doc
125.5 Киб.
«Сон Ляхова или Что будет, если не »
64. _СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - книги - Что нужно ребенку - список радости.doc
65.5 Киб.
1. Пускать солнечные зайчики. Наблюдать как прорастают семена
65. _СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - книги - кЛИБЕ. Конец ИЛЛЮЗИИ стадной безопасности (2013, ЗЕЛАНД Вадим).doc
3331.5 Киб.
Зеланд Вадим клибе. Конец иллюзии стадной безопасности
67. _СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - книги - книга 5 Кто же мы - Мегре В.doc
990 Киб.
Владимир Мегре Кто же мы? Книга 5
68. _СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - книги - книга 7 Энергия жизни - Мегре В.doc
950 Киб.
Владимир Мегре Энергия жизни творящая мыслЬ
72. _СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - топики - ! 02.2015 Жизнеутверждающие топики.doc
26.5 Киб.
Топики: ✔ Ответ на вопрос: "а что я один могу сделать "
75. _СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - топики - ! 02.2015 топик ПОСАДИ ДЕРЕВО-ЛЕС.doc
85.5 Киб.
Топик от 12. 02. 2015
78. _СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - топики - ! 06.2014 ЭКСПЕРИМЕНТЫ людей, перешедших на ВЕГЕТАРИАНСТВО.doc
63 Киб.
Эксперименты людей, перешедших на вегетарианство
79. _СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - топики - ! 07.2014 Всё ЖИВОЕ. ВЗАИМОСВЯЗАНО. ОСОЗНАЙТЕ СВЯЗЬ всего сущего на нашей Планете Земля.doc
98.5 Киб.
Всё живое (люди, флора, фауна, планета Земля) взаимосвязано ‼ осознайте связь всего сущего на нашей Планете Земля! Сейчас цивилизация движется по технократическому пути (термин из книги «Звенящие кедры России»
82. _СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - топики - ! 11.2013 КЛЮЧевые ОТРЫВКИ о СМЫСЛЕ ЖИЗНИ (1986).doc
96.5 Киб.
Рассказа-повести «Деревенский экстрасенс»
83. _СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - топики - ! 11.2014 О Концепции общественной безопасности вкратце.doc
78.5 Киб.
Http://zakonvremeni ru/kob html о коб вкратце
84. _СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - топики - ! 11.2014 о Концепции обществ. безопасности, ТОСах, Копном праве, управленческой грамотности.doc
58.5 Киб.
! 11. 2014 о Концепции обществ безопасности, тосах, Копном праве, управленческой грамотности
89. _СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - топики - _2013.12 Подборка книг и видео на тему ПУТЕШЕСТВИЯ ДУШИ.doc
47.5 Киб.
Путешествия души, Реинкарнации, Жизни между жизнями, Внетелесным путешествиям (втп и ос), Предназначения и смысла жизни (2013-12-26)
94. _СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - топики - _2014.04 РУССКИЕ ТРАДИЦИИ - пляски, узоры, зодчество, язык и всё такое : - ДУША РАДУЕТСЯ.doc
56 Киб.
Видео и стихи, фотоальбомы
96. _СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - топики - _2014.04 СЛАВЯНСКИЕ АЗБУКА (Буквица), летоисчисление (Коляды Дар).doc
51.5 Киб.
Славянские азбука (Буквица), летоисчисление (Коляды Дар) и мировосприятие генетическая русская память
97. _СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - топики - _2014.04 ТОЛКОВЫЕ РАРИТЕТные книги - ФИЛОСОФИЯ ПИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА.doc
733 Киб.
Топик
99. _СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - топики - _2014.05 СИСТЕМА, МАТРИЦА, Ферма для Людей. Разговор двух белок..doc
102.5 Киб.
Приведу видеоролики и три рассказа. И ссылки на другие топики по теме
101. _СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - топики - _2014.06 ИСТОКИ БОГАТЫРСТВА. СЕКРЕТЫ АТЛЕТИЗМА и русский богатырь - Алексей ВОЕВОДА.doc
68.5 Киб.
Топик от 2014. 06. 28
102. _СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - топики - _2014.06 Политика ДЕПОПУЛЯЦИИ и уничтожения народов.doc
38.5 Киб.
Слабый должен умереть
104. _СПИСОК ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ по тематикам - топики - _2015.02 ФИЗКУЛЬТУРА И СЫРОЕДЕНИЕ ТВОРЯТ ЧУДЕСА ДАЖЕ В 57 ЛЕТ.doc
649 Киб.
История Дмитрия Покревского читайте другие истории в разделе «реальные итстории исцеления»

С этим файлом связано 69 файл(ов). Среди них: Ubiytsa_33.jpg, +++3. - Фальшивая и настоящие справки формы 9 (2).doc, Trup_-_evfemizm.jpg, TadHBB-GoS4.png, +2. - История выселения семьи Василевской..doc, Raskrashennaya_ptitsa.pdf и ещё 59 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

www.koob.ru

Перевод А. Иорданского

Редактор И. Старых

Художественное оформление С. Ерко

Колин Уилсон. Паразиты сознания

Пер. с англ.— К: «София», Ltd, 1994.— 320 с.

«Паразиты сознания» — лучший и наиболее насыщенный философским содержанием роман К. Уилсона. По форме его можно причислить к шедеврам фантастики: именно так и воспринимают эту книгу до сих пор многие ее читатели.

Это книга об ученом-археологе, который обнаружил, что разум всех людей Земли представляет собой нечто единое и что в этот Всепланетный Разум давным-давно вселились некие паразитирующие враждебные сущности, питающиеся энер­гией людского гнева и ненависти и для этого провоцирующие на Земле войны, революции и прочие социальные катастрофы. Это книга о победе над паразитами сознания и открытии но­вой страницы человеческой цивилизации — превращение освободившегося разума в Сверхчеловека.

Но значение «Паразитов ...» выходит далеко за пределы этого жанра — приемы фантастики лишь подчеркивают глу­бокий философский смысл изображаемого в этом очень не­простом и насыщенном произведении. Поэтому «София» и предлагает первый перевод этой книги на русский язык своим читателям наряду с книгами, относящимися, казалось бы, к совсем другому типу литературы. Это, по нашему мнению, не просто художественное произведение, но вполне непротиво­речивая модель реальности и утверждение неограниченных возможностей человека.

© Художник. С. Ерко. 1994 © Перевод. «София», Киев. 1994 © Макет. И. Петушков, 1994 © «София», Киев, 1994

ISBN 5——7101——0014——5 Без объявления

Огасту Дерлету, который подал эту идею

Я должен, прежде чем умру, найти какой-нибудь способ воплотить в слова то самое важное, что ощущаю в себе и чего еще никогда не высказывал, — то, что не есть ни любовь, на ненависть, ни жалость, ни презрение, но есть неистовое дыхание са­мой жизни, которое, долетая из каких-то неведомых далей, придает человеку огром­ную, бесстрастную, нечеловеческую мощь...

Бертран Рассел

Письмо Констанс Молсон, 1918

(цитируется по книге «Мое философское развитие», с.261)
Вводные замечания

Мы не считаем нужным оправдываться в том, что целиком отвели том III «Кембриджской истории ядерного века» под новое издание важ­нейшего документа, автором которого является профессор Гилберт Остин и который известен под названием «Паразиты сознания».

«Паразиты сознания» — документ сложного состава, он включает в себя различные пуб­ликации, расшифровки магнитофонных записей и стенограммы бесед с профессором Остином. Пер­вое издание его, объемом примерно в половину настоящего, вышло вскоре после исчезновения профессора Остина в 2007 году и до обнаружения «Паллады» экспедицией капитана Рэмзея. Оно состояло преимущественно из заметок, сделан­ных по просьбе полковника Спенсера, а также со­держало расшифровку магнитофонной записи, хранящейся под номером 12хт в библиотеке Лон­донского университета. Более позднее издание, появившееся в 2012 году, включало стенограмму беседы, записанной Лесли Пэрвисоном 14 января 2004 года. Его записи были дополнены матери­алом из двух статей, написанных Остином для «Исторического обозрения», и из его предисловия к «Размышлениям на исторические темы» Карела Вайсмана.

В этом новом издании прежний текст сохра­нен in toto*, а кроме того, сюда включен совер­шенно новый материал из так называемого «Дела Мартинуса», находившегося на протяжении мно­гих лет в распоряжении миссис Сильвии Остин, а сейчас хранящегося во Всемирном историческом архиве. Издатели указали в своих примечани­ях источники, откуда были почерпнуты отдель­ные разделы, а также использовали до сих пор не опубликованные «Автобиографические заметки», написанные Остином в 2001 году.

Ни одно издание «Паразитов сознания» не может претендовать на то, чтобы считаться ка­ноническим. Нашей целью было расположить ма­териал таким образом, чтобы он представлял собой связное изложение фактов. В тех местах, где нам это показалось строго необходимым, вклю­чены отрывки из философских статей Остина, а также один короткий абзац из предисловия к книге «Памяти Эдмунда Гуссерля» под редакцией Остина и Райха. Получившийся в результате текст, по мнению издателей, подтвер­ждает точку зрения, выдвинутую ими в «Новом взгляде на загадку «Паллады». Однако следует подчеркнуть, что их цель состояла отнюдь не в этом. Они стремились к тому, чтобы в книгу во­шел весь материал, относящийся к данной теме, и убеждены, что обоснованность их притязаний станет очевидной, когда Северо-Западный уни­верситет закончит выпуск «Полного собрания сочинений» Гилберта Остина.

х.с., в.гг.,

Колледж Сент-Генри, Кембридж, 2014 г.

(Эта часть представляет собой расшифровку маг­нитофонной записи, продиктованной д-ром Остином за несколько месяцев до своего исчезновения. Она отредактирована Х.Ф.Спенсером *.)

У столь запутанных историй, как эта, не быва­ет определенной завязки. Не могу я и после­довать совету полковника Спенсера «начать с начала и продолжать до самого конца»: ведь в на­шей жизни события редко развиваются по прямой линии. Вероятно, лучше всего будет изложить исто­рию войны с паразитами сознания, которую вел я сам, а восстановление остальной картины предоста­вить историкам.

Так вот, моя история начинается 20 декабря 1994 года, когда я вернулся домой с заседания Миддлсексского археологического общества, где де­лал доклад о древних цивилизациях Малой Азии. Вечер прошел живо и интересно: нет большего удо­вольствия, чем рассуждать о предмете, близком ва­шему сердцу, перед внимательными слушателями. Добавьте к этому еще и то обстоятельство, что наш обед завершился превосходным красным вином 80-х годов, и вы поймете, в каком радостном и благодуш­ном настроении я пребывал, когда отпер парадную дверь своей квартиры в Ковент-Гарден.

Войдя, я услышал, что в комнате звонит видео-фон, но не успел до него дойти, как он замолк. Я взглянул на экранчик регистратора и увидел, что номер, с которого звонили, мне знаком — он при­надлежал Карелу Вейсману. Время было уже позд­нее, без четверти двенадцать, мне хотелось спать, и я решил позвонить ему на следующее утро. Однако когда я уже начал раздеваться, мне стало немного не по себе. Мы с ним были старые друзья, и он час­тенько звонил мне на ночь глядя, чтобы попросить навести для него какую-нибудь справку в библиоте­ке Британского музея, где я обычно проводил пер­вую половину дня. Но на этот раз я ощутил какую-то непонятную тревогу. Накинув халат, я подошел к видеофону и набрал номер Карела. В ответ некоторое время раздавались гудки, и я уже хотел положить трубку, когда на экране появилось лицо его секретаря.

— Вы уже слышали новость? — спросил он.


— Какую новость?

— Доктор Вейсман умер.

Эти слова так меня ошеломили, что я вынужден был присесть на стул. Немного собравшись с мыс­лями, я спросил:


— А как я мог про это слышать?

— Сообщение было в вечерних газетах. Я ответил, что только что пришел домой. Он сказал:


— А, понимаю. Я весь вечер пытался до вас до­звониться. Вы не могли бы сейчас же приехать сюда?


—Но почему? Могу ли я чем-нибудь помочь? Как миссис Вейсман?

— Она в состоянии шока.


— Как же он умер?

— Покончил с собой, — произнес Баумгарт без всякого выражения.

Я помню, что несколько секунд смотрел на эк­ран, ничего не понимая, а потом крикнул:

— Что за чушь вы говорите? Это невозможно!

— Никаких сомнений быть не может. Пожалуй­ста, приезжайте сюда как можно скорее.

Он протянул руку к кнопке, собираясь выклю­чить аппарат. Я вскричал:

— Это какое-то сумасшествие! Скажите мне, что произошло.

— Он принял яд. Больше ничего сказать вам не могу. Но в его записке говорится, чтобы мы немед­ленно связались с вами. Так что, пожалуйста, при­езжайте. Мы все очень устали.

Я вызвал геликэб, потом оделся, находясь по-прежнему в состоянии какого-то отупения и твердя про себя: «Этого не может быть!»

Карела Вейсмана я знал тридцать лет, мы с ним вместе учились в Упсальском университете. Это был человек во всех отношениях выдающийся: блестя­щий ум, восприимчивость к новым идеям, невероят­ная трудоспособность, энергия и сила воли... Этого не может быть? Такой человек никогда не покончит с собой! Нет, я, конечно, прекрасно знал, что число самоубийств в мире выросло по сравнению с середи­ной века в пятьдесят раз и что нередко кончают с собой такие люди, от которых этого никак нельзя было ожидать. Но сказать мне, что покончил с собой Карел Вейсман, — это было то же самое, что зая­вить, будто дважды два — пять. В нем не было ни малейшей склонности к самоуничтожению. Я не знал другого такого цельного, ни в малейшей сте­пени не подверженного неврозам человека.

«А что если это было убийство? — подумал я. — Не стал ли он жертвой какого-нибудь агента Центральноазиатской державы?» Мне доводилось слы­шать и еще более странные вещи: политические убийства превратились в точную науку уже во вто­рой половине 80-х, а гибель Гаммельманна и Фул-лера доказала, что даже ученые, работающие в сверхсекретном учреждении, не могут считать себя в безопасности. Но Карел был психолог и, насколько я знал, не имел никаких дел с правительством. Главным источником средств к существованию была для него одна крупная промышленная корпорация, которая платила ему за разработку способов борьбы с индустриальными неврозами и других методов по­вышения производительности труда.

Когда такси опустилось на крышу дома, Баум-гарт уже ждал меня. Как только мы остались одни, я спросил:

— Это не может быть убийство? Он ответил:

— Конечно, не исключено, но нет никаких осно­ваний так полагать. Он ушел к себе в комнату в три часа дня, собираясь писать статью, и сказал мне, чтобы его никто не беспокоил. Окно у него было закрыто, а в проходной комнате за столом на протя­жении следующих двух часов сидел я. В пять жена принесла ему чаю и обнаружила, что он мертв. Он оставил собственноручное письмо и запил яд стака­ном воды из-под крана.

Полчаса спустя я окончательно убедился, что мой друг, действительно, совершил самоубийство. Существовала лишь одна альтернатива — что его убил Баумгарт, но в это я поверить не мог. Баум-гарт, как все швейцарцы, отличался сдержанностью и самообладанием, но я видел, что он глубоко пот­рясен и находится на грани нервного срыва, а симу­лировать такое не в состоянии ни один человек, каким бы прекрасным актером он ни был. Кроме того, существовало письмо, которое Карел написал собственной рукой. С тех пор как Помрой изобрел электронный компаратор, подделка документов ста­ла редчайшим преступлением.

Я покинул этот дом скорби в два часа ночи, не поговорив ни с кем, кроме Баумгарта. Своего покой­ного друга я не видел, да и не хотел видеть: говорят, человек, который умер от отравления цианидами, выглядит ужасно. Таблетки, которыми он восполь­зовался, были только этим утром отобраны у како­го-то психически больного.

Письмо, оставленное им, оказалось каким-то странным. В нем не было ни слова сожаления по по­воду предстоящего акта самоуничтожения. Почерк был дрожащий, но формулировки четкие и точные. Там говорилось, что из его имущества должно остаться сыну и что — жене» содержалась просьба как можно скорее вызвать меня, чтобы я позабо­тился о его бумагах, и распоряжение выделить неко­торую сумму для выплаты мне и другую — на оплату их публикации в случае необходимости. Я видел фотокопию письма — оригинал забрала поли­ция — и убедился, что оно почти наверняка подлинное. На следующее утро это подтвердил элек­тронный анализ.

Да, письмо было в высшей степени странное. Длинное, на три страницы, и написанное, очевидно, в спокойном расположении духа. Но почему он просил связаться со мной немедленно? Может быть, разгадка скрывается в его бумагах? Баумгарт уже подумал об этом и потратил на их изучение весь ве­чер, но не нашел ничего такого, что могло бы объ­яснить такую спешку. Значительная часть бумаг касалась Англо-Индийской Компьютерной Корпо­рации, где Карел работал, — их, естественно, следо­вало передать другим научным сотрудникам фирмы. Все остальное представляло собой разнообразные на­броски по экзистенциалистской психологии, тран-сакционизму Маслоу* и тому подобным вопросам, и почти законченную книгу, посвященную приме­нению галлюциногенных препаратов.

Может быть, разгадка кроется в последней из названных работ? Когда мы с Карелом учились в Упсале, мы немало времени уделяли обсуждению таких проблем, как сущность смерти, границы человеческого сознания и так далее. Я тог­да писал дипломную работу о египетской Книге Мертвых*, подлинное название которой — «Ру ну перт эм хру» — означает «Книга выхода днем». Ме­ня интересовало лишь символическое значение «темной ночи души» и тех опасностей, которые яко­бы подстерегают бестелесную душу в ее ночном странствии по царству мертвых. Но Карел настоял, чтобы я изучил еще и тибетскую Книгу Мертвых — а это совсем другое дело, — и сопоставил их. Каж­дый, кто занимался этими произведениями, знает, что тибетская книга представляет собой буддийский памятник, религиозный смысл которого не имеет никакого отношения к религии древних египтян. Мне казалось, что сопоставлять их — пустая трата времени и излишнее буквоедство. Однако Карелу удалось возбудить у меня некоторый интерес к тибетской книге как таковой, вследствие чего мы провели не один долгий вечер, обсуждая ее. Достать галлюциногенные препараты было в то время почти совершенно невозможно, поскольку после выхода книги Олдоса Хаксли*"-'-" о мескалине они вошли в моду. Однако мы нашли одну статью Рене Домаля, где говорилось, что он как-то проводил аналогичные эксперименты с эфиром. Смочив платок эфиром, До-маль прижимал его рукой к носу, а когда он терял сознание, рука сама собой опускалась, и он снова приходил в себя. Домаль попытался описать видения, посещавшие его под действием эфира, и это произвело на нас большое впечатление. Основ­ная его мысль была такой же, как и у многих других мистиков: что» хотя он в это время находился в «бес­сознательном» состоянии, у него было такое ощу­щение, будто эти видения куда более реальны, чем повседневная жизнь и весь окружающий нас мир. Мы же с Карелом, при всем различии наших темпе­раментов, были согласны в одном: что наша повсед­невная жизнь в каком-то смысле ирреальна. Мы прекрасно понимали Чжуан-цзы*, сказавшего, что ему как-то приснилось, будто он бабочка, и он во всех отношениях чувствовал себя бабочкой, так что даже не был уверен, кто он такой — Чжуан-цзы, которому снится, будто он бабочка, или бабочка, ко­торой снится, будто она — Чжуан-цзы.

Почти целый месяц мы с Карелом пытались «экспериментировать с сознанием». Во время рожде­ственских каникул мы попробовали с помощью чер­ного кофе и сигар не спать трое суток. В результате интенсивность умственного восприятия у нас замет­но возросла. Помнится, я сказал тогда: «Если бы можно было так жить постоянно, поэзия потеряла бы для меня всякую ценность. Ведь я сейчас вижу гораздо дальше и глубже любого поэта». Кроме того, мы пробовали проводить эксперименты с эфиром и четыреххлористым углеродом. Лично мне это пока­залось значительно менее интересным. Я, действи­тельно, испытывал чувство некоего всеобъемлющего прозрения — такого, какое иногда ощущаешь на грани сна, — но оно было очень кратковременно, и впоследствии я не мог ничего припомнить. К тому же от эфира у меня потом по нескольку дней болела голова, так что после двух экспериментов я решил их прекратить. Карел утверждал, будто его резуль­таты подтверждают наблюдения Домаля, хотя кое в чем от них и отличаются; насколько я помню, он придавал крайне важное значение цепочкам черных точек, возникавшим у него перед глазами. Но ему тоже не нравилось последействие препаратов, и он отступился. Позже, став специалистом по экс­периментальной психологии, он получил возмож­ность без всяких хлопот доставать мескалин и лизергиновую кислоту и не раз предлагал мне их попробовать. Но у меня к этому времени появились совсем другие интересы, и я отказался. Об этих «других интересах» я вскоре расскажу.

Это длинное отступление было необходимо для того, чтобы объяснить, почему мне показа­лось, что я понял смысл последней просьбы Карела Вейсмана. Я археолог, а не психолог. Но я был са­мый старый его друг и когда-то разделял его интерес к проблеме границ человеческого сознания. Может быть, в свои последние минуты он вспомнил наши бесконечные ночные беседы в Упсале, бесчисленные кружки пива, которые мы поглощали в ресто­ранчике над рекой, и бутылки шнапса, которые распивали у меня в комнате в два часа ночи? Вся эта история по-прежнему вызывала у меня какое-то смутное беспокойство, едва ощутимую неопределен­ную тревогу — такую же, как и та, что заставила меня тогда, в полночь, позвонить Карелу в Хэмп-стед. Но сейчас я ничего не мог по этому поводу предпринять и вскоре обо всем забыл.

Когда моего друга хоронили, я находился на Гебридах — меня вызвали туда, чтобы осмотреть останки неолитического человека, так великолепно сохранившиеся на острове Харрис. По возвращении я обнаружил на лестничной площадке у дверей своей квартиры несколько шкафов с выдвижными ящиками, битком набитых бумагами. Все мои мысли в тот момент были поглощены не­олитическим человеком; я заглянул в один из ящиков, полистал папку с надписью «Восприятие цветов животными в состоянии эмоциональной депривации» и поспешно задвинул ящик. Потом я вошел в квартиру, раскрыл «Археологический жур­нал» и наткнулся на статью Райха об электронной датировке базальтовых фигурок из храма в Богаз-кее*. Придя в крайнее возбуждение, я позвонил Спенсеру в Британский музей и помчался к нему. На протяжении следующих сорока восьми часов я не ел, не пил и не мог думать ни о чем, кроме богаз-кейских фигурок и особенностей хеттской скульптуры.

Это, конечно, спасло мне жизнь. Не может быть ни малейшего сомнения, что тсатхоггуаны ждали моего возвращения и хотели знать, что я пред­приму. К счастью, меня тогда занимала одна только археология. Мой рассудок, убаюканный потоками истории, целиком погрузился в безбрежное море прошлого, и психология была чужда ему, как никогда. Стоило бы мне взяться за усердное изу­чение бумаг моего друга в поисках разгадки его са­моубийства — и не прошло бы и нескольких часов, как мое собственное сознание было бы точно так же захвачено и уничтожено.

Теперь я не могу подумать об этом без содро­гания. Меня со всех сторон окружало злобное соз­нание существ, которым чуждо все человеческое. Я был подобен ныряльщику на морском дне, который так увлечен созерцанием сокровищ затонувшего ко­рабля, что не чувствует холодного взгляда осьмино­га, подкравшегося к нему сзади. Будь я в другом состоянии духа, я бы, возможно, и заметил что-нибудь, как оно и случилось позже, в Кара-тепе. Но сейчас все мое внимание было поглощено откры­тиями Райха, и они вытеснили у меня из головы все на свете, даже чувство долга по отношению к покой­ному другу.

Я полагаю, что на протяжении следующих не­скольких недель находился под более или менее пос­тоянным наблюдением тсатхоггуанов. За это время я пришел к выводу, что мне надо вернуться в Малую Азию и как следует разобраться в проблемах, возникших в связи с критическими замечаниями Райха по поводу моих датировок. И это решение, по-видимому, тоже оказалось спасительным. Оно, вероятно, стало для тсатхоггуанов лишним доказа­тельством того, что им нечего меня бояться. Очевидно было, что Карел ошибся: менее подходя (пропуск 20-21) Это 19-ая

в любой эпохе, начиная с каменноугольного пери­ода, и может говорить о плейстоцене — это всего лишь миллион лет назад — так, словно речь идет о совсем недавних событиях. Однажды я присутство­вал при том, как он, разглядывая зуб динозавра, заметил, что этот зуб не может относиться к мелово­му периоду, он наверняка гораздо старше — скорее всего, это верхний триас. Чуть позже я был свидете­лем того, как счетчик Гейгера подтвердил его догад­ку. У него в этом отношении был просто какой-то сверхъестественный инстинкт.

Поскольку Райху предстоит сыграть во всей этой истории значительную роль, я должен расска­зать о нем подробнее. Как и я, он человек грузный, но, в отличие от меня, у него это объясняется отнюдь не излишками жира. У него плечи борца и огром­ная, выпяченная вперед нижняя челюсть. Голос же его неизменно вызывает удивление у слушателей: он тихий и довольно высокий; кажется, это послед­ствия перенесенного в детстве инфекционного забо­левания горла.

Но главное различие между нами состояло в раз­ном эмоциональном восприятии прошлого. Райх — до мозга костей представитель точной науки. Для него цифры и результаты измерений — все, он мо­жет получать громадное наслаждение, читая под­ряд, десятками страниц, напечатанные в несколько колонок показания счетчика Гейгера. Он любит го­ворить, что история должна стать точной наукой. Что же касается меня, то я никогда не пытался скрыть, что в моем характере есть очень сильная романтическая жилка. И археологом я стал вслед­ствие одного почти мистического переживания.

Однажды я читал книгу Лэйярда о цивилизации Ниневии*, случайно обнаруженную у меня в спаль­не на ферме, где я тогда жил. Во дворе сохла на ве­ревке кое-какая моя одежда, и когда послышались раскаты грома, я поспешил выйти, чтобы снять ее. Недалеко от дома стояла большая лужа довольно грязной воды. Когда я, все еще размышляя о Ниневии, снимал одежду с веревки, мой взгляд слу­чайно упал на эту лужу, и я на какое-то мгновение напрочь забыл, где нахожусь и что делаю. Лужа представилась мне какой-то совершенно незнако­мой, столь же чуждой, как марсианское море. Я стоял неподвижно, не сводя с нее глаз. Первые кап­ли дождя упали на ее поверхность, и по ней побежа­ла рябь. В этот момент меня охватило ощущение какого-то небывалого счастья и еще не испытанного мной прежде прозрения. Я вдруг почувствовал, что и Ниневия, и вообще вся история столь же реальны, столь же новы и незнакомы мне, как эта лужа. Ис­тория обрела для меня такую реальность, что, стоя там с охапкой одежды, я гспытывал что-то вроде презрения к самому себе. До самого вечера я ходил как во сне и с тех пор понял, что должен посвятить всю свою жизнь реставрации прошлого, лишь бы вернуть это ощущение иной реальности.

Читателю вскоре станет понятно, что все это имеет прямое отношение к моей истории. Мы с Рай-хом настолько по-разному воспринимали прошлое, что каждого из нас часто забавляло, когда в какой-нибудь мелочи проявлялся характер другого. Для Райха вся поэзия жизни заключалась в точных на­уках, а прошлое было всего лишь одной из областей, где он мог проявить свои способности. Для меня же наука была не более чем служанкой поэзии. Мой первый учитель, сэр Чарлз Майерс, только укрепил меня в этом убеждении,— он в высшей степени презирал все современное. Стоило увидеть его рабо­тающим на раскопках, как становилось ясно — это человек, для которого XX век больше не существует, который, как могучий орел с вершины горы, видит перед собой далекие горизонты истории. Почти ко всем окружающим он питал отвращение, доходящее до содрогания, и как-то пожаловался мне, что большинство их представляются ему «какими-то не­доделанными и жалкими». Рядом с Майерсом я чув­ствовал, что подлинный историк — не столько ученый, сколько поэт. Однажды он сказал, что со­зерцание людей наводит его на мысль о самоубий­стве, и примирить его с тем, что он тоже человек, могут только раздумья о величии цивилизаций и их падении.

Наши первые недели в Диярбакыре пришлись на сезон дождей» и выехать в поле, на раскопки Ка­ра-тепе, было невозможно. Вечера мы проводили за долгими беседами, во время которых Райх литрами поглощал пиво, а я попивал превосходный местный коньяк (даже в этом сказалось различие наших ха­рактеров!).

Однажды вечером я получил письмо от Баумгар-та. Оно было очень кратким. Баумгарт всего лишь сообщал, что содержание некоторых документов, обнаруженных им среди бумаг Вейсмана, привело его к выводу, что незадолго до своего самоубийства Вейсман повредился в рассудке. Он был убежден, что о его действиях знали «они» и должны были попытаться его уничтожить. По словам Баумгарта, из контекста было ясно, что под «ними» Вейсман подразумевал не людей, а кого-то еще. Вследствие этого Баумгарт решил приостановить переговоры о публикации работ Вейсмана по психологии и подож­дать с этим до моего возвращения.

Меня все это, естественно, озадачило и заинтри­говало. Как раз к тому времени мы с Райхом уже кое-чего достигли в нашей работе и решили, что имеем право немного отдохнуть. Поэтому в тот вечер мы говорили только о « сумасшествии » и само­убийстве Вейсмана.

При начале нашего разговора присутствовали двое коллег Райха — турки, работавшие в Измире. Один из них, д-р Мухаммед Дарга, упомянул любо­пытный факт: за последние десять лет выросло число самоубийств в сельских местностях Турции. Это меня удивило: хотя в городах большинства стран мира число самоубийств неуклонно увеличивалось, сельского населения в целом этот вирус как будто не затронул.

По этому поводу другой наш гость, д-р Омер Фу-ад, рассказал нам об одном исследовании, которое провел его отдел и которое касалось числа самоубий­ств у древних египтян и у хеттов. В клинописных табличках, относящихся к позднему периоду госу­дарства Орзава, упоминается эпидемия самоубийств при царе Муршиле II (1334—1306 гг. до н.э.) и приводятся цифры, относящиеся к Хаттусасу. До­вольно странно, что папирусы Менефо, найденные в 1990 в монастыре Эс-Сувейда, также отмечают эпидемию самоубийств в Египте в царствование Харимхаба и Сетоса I, охватывая приблизительно тот ясе период (1350—1292 гг. до н.э.). Его товарищ. большой поклонник шпенглеровского «Заката Евро­пы», этого странного образчика исторического шар­латанства, стал развивать мысль, что такие эпидемии самоубийств можно точно предсказать, исходя из возраста цивилизации и степени ее ур­банизации. Он пошел еще дальше и провел несколь­ко искусственную параллель с живыми клетками и их тенденцией «добровольно отмирать», когда орга­низм теряет способность взаимодействовать с окру­жающей средой.

Все это показалось мне совершенной чепухой, поскольку возраст хеттской цивилизации к 1350 г. до н.э. едва достиг 700 лет, в то время как египет­ская цивилизация была по меньшей мере вдвое стар­ше. К тому же у д-ра Дарга была неприятная манера подавать свои «факты» как неоспоримые, которая меня раздражала. Я изрядно разгорячился — в чем, может быть, был отчасти повинен коньяк — и пот­ребовал, чтобы наши гости предъявили факты и ци­фры. Они сказали, что непременно это сделают и представят их на суд Вольфганга Райха. Вскоре они ушли, так как им нужно было лететь в Измир.

Мы с Райхом продолжали беседовать, и меня не покидает ощущение, что именно с этого нашего раз­говора и начинается история войны с паразитами сознания. Райх со свойственной ему точностью и ясностью мысли быстро подытожил все «за» и «против», которые прозвучали в только что закон­чившемся споре, и признал, что д-ру Дарга, видимо, не хватает научной объективности. Потом он про­должал:

Возьмите доступные нам факты и цифры, ка­сающиеся нашей собственной цивилизации. Много ли они нам на самом деле говорят? Вот хотя бы эти данные о самоубийствах. В 1960 году в Англии по­кончили с собой сто десять человек из каждого миллиона — это вдвое больше, чем столетием рань­ше. К 1970 году эта цифра еще удвоилась, а к 1980 году возросла в шесть раз...

У Райха изумительная память: в ней хранятся, наверное, все наиболее важные статистические дан­ные за последнее столетие. Я обычно недолюбливаю всякие цифры. Однако пока я его слушал, со мной произошло что-то непонятное. Где-то в глубине души у меня пробежал холодок, как будто я вдруг почувствовал на себе взгляд какого-то опасного су­щества. Через мгновение все это прошло, но я тем не менее содрогнулся.

— Замерзли? — спросил Райх. Я отрицательно мотнул головой. Райх умолк и сидел, глядя через окно на ярко освещенную улицу, а я неожиданно для самого себя сказал:

— В конечном счете, мы почти ничего не знаем о человеческой жизни.

— Того, что мы знаем, нам вполне хватает, а боль­шего нам и не нужно, — ответил он жизнерадостно.

Но я не мог забыть этого ощущения холодка и продолжал:

— В конце концов, цивилизация — это что-то вроде сна. Представьте себе, что человек внезапно пробудится, — разве этого не будет достаточно, что-бы заставить его покончить с собой?

Я думал о Кареле Вейсмане, и Райх это знал. Он ответил:

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

перейти в каталог файлов
связь с админом