Главная страница

Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. — Словарь-справочник лингвистических терминов (1985). Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. — Словарь-справочник лингвистичес. Справочник лингвистических терминов пособие для учителя


Скачать 1,29 Mb.
НазваниеСправочник лингвистических терминов пособие для учителя
АнкорРозенталь Д.Э., Теленкова М.А. — Словарь-справочник лингвистических терминов (1985).doc
Дата21.12.2017
Размер1,29 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаРозенталь Д.Э., Теленкова М.А. — Словарь-справочник лингвистичес
ТипСправочник
#55433
страница7 из 50
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   50

гидроним (от греч. hydor—вода + onyma—имя). Родовое обоз­начение назва­ний рек, водных пространств и т.д.

гипербола. Образное выражение, содержащее непомерное пре­увеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета, явления. В сто сорок солнц закат пылал (Маяковский). Ср.: литота.

гипотаксис (греч. hypo— под + taxis — расположение). То же, что подчине­ние предложений. Ср.: паратаксис.

главная часть сложноподчинённого предложения. То же, что главное предложение.

главное предложение. Независимая предикативная часть сложно­подчи­ненного предложения, по отношению к которой другая часть (другие части) находится в синтаксической зависимости (см. придаточное предложение). Независимость главного предложения является отно­сительной: нередко не только придаточное предложение не может суще­ствовать без главного, но и главное нуждается в наличии при нем придаточного. В одних случаях это связано с тем, что ска­зуемое главного предложения выражено глаголом сильного управ­ления. Ле­вин не замечал, как проходило время (Л. Толстой). В других случаях играет роль необходимость конкретизации соотносительного слова (указательного местоимения или место­именного наречия), имеюще­гося в главном предложении. Поло­жение было таково, что Клычков решил проверить карту еще раз (Фурманов). Собака притихла от­того, что никто посто­ронний не тревожил ее покой (Фадеев). Пока­зателем взаимосвязанности обеих частей сложноподчиненно­го пред­ложения является также наличие в главном предложении второй части двойного (парного) союза. Хотя утро и было прекрасное, но мы выехали в поле не так рано (Аксаков).

главное (опорное, стержневое) слово словосочетания. Слово, занимающее синтаксически независимое положение и подчиняю­щее себе другое слово (другие слова) в данном словосочета­нии, образующее его син­таксический центр. См. словосочетание.

главное (основное) ударение. Собственно ударение, т.е. ударение, выпол­няющее свою непосредственную функцию выделения одного из сло­гов в составе слова.

главные члены предложения. Члены предложения, образующие основу двусоставного предложения и связанные предикативными отноше­ниями: подлежащее и сказуемое.

главный член односоставного предложения. Грамматический центр, структурная основа односоставных предложений. В одних из них (определенно-личных, неопределенно-личных, обобщенно-личных, безличных) главный член по своему морфологическому выражению (глагольной форме) может быть соотнесен со ска­зуемым двусостав­ного предложения, в других (номинативных) — с подлежащим или сказуемым. Однако такое сопоставление весьма условно, так как по­нятия подлежащего и сказуемого соотно­сительны и при обусловлен­ном природой односоставных предло­жений наличии только одного главного члена его не с чем со­относить в плане предикативных отно­ше­ний, присущих дву­составному предложению. «Если член односо­став­ного предложе­ния определить или как подлежащее, или как ска­зуемое, то его надо считать неполным» (В.В. Виноградов).

глагол. Часть речи, а) обозначающая действие или состояние как процесс (семантический признак);

б) выражающий это значение при помощи категорий вида, залога, времени, лица, наклонения (морфологический признак);

в) выполняющая в предложении в основном функцию сказуе­мого (синтаксический признак). Понятие процесса в определении глагола включает в себя раз­нообразные значения: конкретное действие (строить, рисовать), движение и перемещение в пространстве (ходить, летать), физическое и душевное состояние (спать, тоско­вать), деятель­ность органов чувств (видеть, слышать), изменение состояния (слабеть, краснеть) и т.д.

Присущие глаголу грамматические категории вида, залога, вре­мени, наклонения и т.д. показывают характер протекания дей­ствия во вре­мени, отношение действия к его субъекту или объекту, соотношение с моментом речи, показывают действие или состояние как процесс ре­альный, предполагаемый, желаемый, утверждаемый или отрицаемый, т.е. в его отношении к действительности, и т.д. Категории вида и за­лога присущи всем грамматическим формам глагола, категория вре­мени отсутствует у инфинитива и деепричастия, категории лица и на­клонения отсутствуют у ин­финитива, причастия и деепричастия. К синтаксическим признакам глагола относится, помимо функции ска­зуемого, способность согласовываться с подлежащим, иметь при себе управляемые слова, определяться наречиями.

Формы лица, числа, времени и наклонения являются спрягаемы­ми формами глагола. Инфинитив, причастие и деепричастие являются неспрягаемыми формами глагола.

глаголица. Одна из двух первых азбук старославянского письма (второй была кириллица), получившая свое название от слова глагол со зна­чением «слово». Глаголица отличалась от кирилли­цы более сложным рисунком букв. Вопрос о том, какая из двух азбук была создана Ки­риллом и в какой последовательности . они возникли, не получил еще окончательного решения в науке. Время создания одной из них дати­руется 863 годом.

глаголы движения. Глаголы, обозначающие движение, переме­щение в пространстве и имеющие двоякие формы несовершен­ного вида. К ним относятся: бежать бегать, везти возить, вести водить, гнать гонять, ехать ездить, идти ходить, катить ка­тать, лезть лазить, лететь летать, нестиНосить, нестись носиться, плыть плавать, ползти ползать, тащить тас­кать, тащиться таскаться. Основное различие между глаголами в приведенных выше парах заключается в том, что первые глаголы в каждой паре обозначают действие, совер­шающееся в одном направ­лении, непрерывно, в определенный момент (глаголы опреде­ленного движения, глаголы однонаправленного движения, или моторно-не­кратные глаголы), а вторые обозначают дейст­вие без указания на направление, или однонаправленное, но преры­вистое, или непрерывное, но разнонаправленное (глаголы неопре­деленного движения, глаголы не однонаправленного движения, или моторно-кратные глаголы). Ср.: плыть к берегу (однонаправленное движение) — плавать около берега (разнонаправленное движение); везти продукты в го­род (в опреде­ленный момент) — возить продукты в город (время от времени); ав­тобус по этой линии идет каждые пять минут (движение в одном направлении — «туда») — автобус по этой линии ходит каждые пять минут (движение не в одном направлении—«туда и обратно»). Различаются своим значением и приставочные глаголы, образо­ван­ные от некратных и кратных глаголов. Ср.: брат приехал к нам (приехал и находится здесь) — брат приезжал к нам (приехал и уехал обратно).

глагольная связка. То же, что связка.

глагольное междометие. Неизменяемое слово, совпадающее иногда в своем звуковом составе со звукоподражательным словом или междо­метием и употребляющееся в функции глагольного ска­зуемого со зна­чением мгновенного действия в прошлом (бах, бряк, глядь, плюх, скок, хвать, шлёп, шмыг, щёлк и др.). Легче тени Татьяна прыг в дру­гие сени (Пушкин). ...И с возом бух в канаву (Крылов). Однажды вече­ром шасть ко мне этот Рогов с товарищем (Короленко). Незаря­женной гранатой Теркин немца с левой шмяк! (Твардовский). А.А. Шахматов называл эти формы глаголами «мгновенно­го вида», А.М. Пешковский — глаголами «ультрамгновенного вида».

глагольное сказуемое. Сказуемое, выраженное глаголом в личной форме.

Глагольное сказуемое простое. Сказуемое, об­разованное формой изъявительного, повелительного, сослагатель­ного наклоне­ний. По воде разносятся звуки какого-то вальса (Л. Толстой). Полю­бите молодца, сердце подарите. (Твар­довский). Ты бы ложилась, нянечка (Чехов). В роли гла­гола может выступать устойчивое сочета­ние глагольного типа. Иван Иванович, что с кривым глазом, тоже приказал долго жить (Гоголь). Старичок если и не выжил из ума, то давно уже выжил из памяти (Достоевский). Глагольное ска­зуемое составное. Сказуемое, образованное гла­голом в личной форме (с ослабленным лексическим значени­ем), играющим вспомога­тельную роль, и инфинитивом другого глагола, выражающим основ­ное значение всей конструкции. В качестве первого элемента упот­ребляются: 1) глаголы, обозна­чающие процесс действия в его течении (начало, продолжение, конец действия). Владимир начинал сильно беспокоиться (Пушкин). Она продолжала идти по дорожке несколько замедлен­ными шагами (Тургенев). Со старыми знакомыми он пере­стал видеться (Гончаров);

2) глаголы с модальным значением (обозначающие желание, воз­мож­ность или намерение совершить действие, способность или предрас­положенность к его совершению, волеизъявление, должен­ст­вование), а также глаголы, выражающие процессы мысли, эмоцио­нальные значения и т.д. Я хотел изобразить обыкно­венных порядоч­ных лю­дей нового поколения (Чернышевский). Я сумею докопаться до твоих тайных дел (Гладков). Он постарался побыстрее миновать брод (Первенцев). Каж­дый спешил рассказать о себе, о своей жизни... (Кочетов). Она еще не привыкла учиться (Малышкин). Она не любила вспоминать (Панова);

3) фразеологическое сочетание. Я не имею намерения вредить вам (Пушкин). Он изъявил согласие принять меня завтра (Куприн);

4) предикативные прилагательные. А ты расславить это рад? (Грибоедов).Я писать обязан по мандату долга (Маяков­ский);

5) существительные мастер, охотник и т.п. Она... сама была когда-то мастерица плясать (Арамилев). Чехов... вообще охотник был по­смеяться (Телешов).

глагольное управление см. управление глагольное (в статье управление).

глагольность. 1. Глагольное значение, сохраняющееся у слов и форм, обра­зованных от глагольной основы. Глагольность имен существитель­ных с суффиксами -ани(е) и -ени(е). Глагольность деепричастия. 2. По теории А.А. Потебни, А.М. Пешковского и др., основа всякого предложения. «Без глагола или глагольности нет предложения» (Д.Н. Овсянико-Куликовский). При отсутствии в предложении глагола в личной форме (например, в номинативном предложении) он все же мыслится как потенциальный структурный элемент в составе сказуе­мого. Поэтому, согласно этой теории, главный член предложений типа «зима» является именной частью составного сказуемого, по­скольку подобное предложение выступает эквивалентом пред­ложе­ния «это есть зима».

Такое расширительное понимание глагольности, отождествляемой со сказуемостью, или, точнее, с предикативностью, основано на том, что в личных формах глагола непосредственно выражены грамматические категории лица, времени и наклонения, т.е. те категории, с которыми связано понятие синтаксической предика­тивности как существенного признака любого предложения. Одна­ко предикативность может быть свойственна предложению в це­лом, независимо от наличия глагола в его составе, и нет ос­нований учение о предложении строить на чисто морфологиче­ской основе, не учитывая того, что в составе предложе­ния возникают особые синтаксические категории, тесно связанные с морфологическими, но выходящие за их пределы.

глагольные словосочетания см. словосочетание.

гласные звуки. Звуки речи, образуемые свободным проходом воздуха во рту, состоящие главным образом из голоса (голосового тона) при почти полном отсутствии шума. В основу классифи­кации гласных по их артикуляции кладется:

1) степень подъема языка. Гласные верхнего подъема: [и], [ы], [у]; среднего подъема: [э], [о]; нижнего подъема [а];

  1. место подъема языка (движение языка по горизонтали). Гласные переднего ряда: [и], [э]; среднего ряда: [ы], [а]; заднего ряда: [у], [о];

3) участие или неучастие губ. Гласные лабиализованные (сгубленные): [о], [у]; нелабиализованные (неогубленные): [а], [э]. [и], [ы].

По широте раствора рта (что связано со степенью подъема языка) гласные разделяются на широкие (акустически наи­более звучные): [а]; средние (акустически средней звуч­ности) - [э], [о]; узкие (акустически наименее звучные): [и], [ы]. [у].

Гласные звуки могут быть сильными (под ударением) и сла­быми (в безударном слоге). Под ударением гласные более долги, в безударном слоге более кратки.

глосса (греч. glossa — устаревшее или малоупотребительное сло­во). 1. То же, что слово.

2. Толкование непонятного слова или выражения в данном тексте (раньше глоссы делались на полях рукописи переписчи­ком или ком­ментатором).

глоссематика (от греч. glossa — язык + sema — знак). Лингвисти­ческая тео­рия (одно из направлений структурализма), построен­ная на чисто де­дуктивном и априористическом характере методов исследования, представляющая собой своего рода алгебру языка. Язык рассматрива­ется как система отношений, не зависящая от реальных значений (в плане содержания) и реальных зву­чаний (в плане выражения). См. структурализм.

глоттогонический процесс. Процесс развития языка.

глоттогония (греч. glotta — язык + gonos — рождение).

1. Происхождение языка.

2. Учение о происхождении и развитии языка.

глухие согласные. Согласные звуки, образуемые при помощи одного шума, без участия голоса: [к], [к'], [п], [п'], [c], [с'], [т], [т'], [ф] [ф'], [х], [х'] [ц], [ч], [ш], [ш'].

глухой гласный. 1. То же, что редуцированный гласный.

2. То же, что шёпотный гласный.

3. В исторической фонетике гласные неполного образования [ъ] и [ь], существовавшие в древнерусском языке и в определенный период развития языка или «прояснявшиеся» в [о] и [е], или ис­чезавшие. Съцъ > сон, съна сна.

гнездо слов. Группа однокоренных слов. Вода, водный, подводный, навод­нение, водяной, водянистый, водник, водянка. Водить, заводить, на­водить, переводить, подводить, сводить, уводить, во­дитель, перевод, подводка.

говор. Разновидность общенародного языка, используемая в общении на не­большой территории. Говор села Катагощи. Ср.: диалект и наречие2.

голос. Звук, образуемый в гортани колебанием приближенных друг к другу напряженных голосовых связок под давлением выдыхае­мого воздуха.

голосовой тон. То же, что голос.

голосовые связки. Два небольших пучка мускулов, прикрепленные к хря­щам гортани и расположенные поперек ее (по направле­нию от кадыка назад) почти горизонтально. Голосовые связки эластичны, могут уко­рачиваться и растягиваться, раздвигаться на разную ширину раствора, могут быть расслабленными и напряженными.

гортанные согласные. Согласные, образуемые в гортани. В русском языке отсутствуют.

гортань. Верхняя часть дыхательного горла, состоящая из несколь­ких под­вижных хрящей, к которым прикреплены голосовые связки.

господствующий состав. То же, что состав подлежащего.

градационные союзы. Главным образом сопоставительные союзы при од­нородных членах: оба компонента этих союзов находятся в разных частях предложения, причем вторая часть имеет боль­шую смысловую нагрузку по сравнению с первой. Не только ... но и, не столько ... сколько, не так ... как, не то что ... но (а), не то чтобы ... но (а), если не ... то и др. Некоторые исследователи присоединяют к ним слож­ные союзы да и, а то и, а не то и и др.

градация (лат. gradatio—постепенное усиление). Стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания (слов, отрез­ков предложения), при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся (реже уменьшающееся) смысло­вое или эмоцио­нально-экспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание (реже ослабление) производимого ими впе­чатления.

Градация восходящая. Расположение слов в порядке усили­вающегося значения. Пришел, увидел, победил (Юлий Цезарь). Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особен­ный, самобытный, ни с чем не сходный вид (Аксаков).

Градация нисходящая. Расположение слов в порядке умень­шающегося значения.

Присягаю ленинградским ранам,

Первым разоренным очагам:

Не сломлюсь, не дрогну, не устану,

Ни крупицы не прощу врагам.

(О. Берггольц.)

грамматика (греч. grammatike). 1. Раздел языкознания, содер­жащий учение о формах словоизменения, о строении слов, видах словосочетаний и типах предложения.

Грамматика историческая. Грамматика, изучающая строй слова, словосочетания и предложения в их развитии путем сравнения разных этапов их исторического пути.

Грамматика описательная. Грамматика, рассматри­вающая строй слова, словосочетания и предложения в синхрон­ном плане. Грамматика формальная. Грамматика, изучающая те отноше­ния в строе предложения, которые имеют формальное выражение.

  1. То же, что грамматический строй. Лексика и грамматика русского языка.

3. Совокупность правил изменения слов, их соединения в словосо­че­тания и предложения. Изучать грамматику английского языка. Ака­демическая грамматика. Школьная грамматика.

грамматикализация. 1. Утрата словом лексической самостоятель­ности в связи с употреблением его в служебной функции. Ср. роль глагола быть в сочетаниях: быть дома быть студентом.

2. Превращение словосочетания в аналитическую форму слова. Более интересный (то же, что интереснее).

грамматическая категория (греч. kategoria — суждение, определе­ние) . 1. Совокупность однородных грамматических значений. Так, значения отдельных падежей объединяются в категорию падежа, значения от­дельных форм времени объединяются в кате­горию времени и т.д. Ка­тегория рода получает определенное содержание в конкретном слове. Так, категория рода выявляется в слове окно тем, что это существи­тельное является существитель­ным среднего рода (имеет грамматиче­ское значение среднего рода); категория наклонения в слове читай обнаруживается тем, что эта глагольная форма выражает грамматиче­ское значение по­велительного наклонения. Таким образом, граммати­ческая катего­рия относится к грамматическому значению как общее к частному.

2. Наиболее крупные лексико-грамматические разряды (классы) слов, объединенных общими семантическими и морфолого-синтаксиче­скими признаками. Категория глагола. Категория наречия.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   50

перейти в каталог файлов
связь с админом