Главная страница

Правовая культура. Структура и функции правовой культуры Структура правовой культуры


Скачать 81.61 Kb.
НазваниеСтруктура и функции правовой культуры Структура правовой культуры
АнкорПравовая культура.docx
Дата01.01.2018
Размер81.61 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПравовая культура.docx
ТипДокументы
#57476
страница1 из 4
Каталогid26875287

С этим файлом связано 59 файл(ов). Среди них: Римское право к 1 теме.docx, Pravovaya_kultura_k_teme_2.docx, Земельное право к теме 2.docx, Pravovaya_kultura 1.docx, Вопросы к зачету по дисциплине Правовая культура.docx, Uchebnoe_posobie_Pravovaya_kultura.pdf, Правовая культура.docx, 2-е ИНФОРМ ПИСЬМО СФ МПГУ ФОРУМ (2).docx, Вопросы для зачёта - ЗФО.docx, Вопросы и задания к билетам 2017-2018.docx и ещё 49 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4

Структура и функции правовой культуры

Структура правовой культуры

Наиболее полно раскрыть сущность правовой культуры позволяет анализ ее структуры. Следует отметить, что вопрос о структуре правовой культуры в отечественной юридической литературе является дискуссионным. Так, например, В.П. Сальников считает, что структурными элементами правовой культуры выступают компоненты юридической действительности, являясь эталонами поведения: право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерная деятельность субъектов1. Логическая структура правовой культуры включает юридические понятия и категории, оценки (оценочные суждения) и деонтические модальности. Под последними понимаются нормативные суждения, включающие такие модальные операторы, как «обязательно», «разрешено», «запрещено», которые складываются на основе правовых знаний, оценок и т.д. Другие представители данного направления в состав правовой культуры помимо вышеназванных структурных элементов считают необходимым добавить:

а) правовые учреждения, обеспечивающие правовой контроль, регулирование и исполнение норм права;

б) политическую оценку права и правового поведения, правотворческую деятельность, правовую науку;

в) уровень развития всей системы юридических актов (юридических документов)2;

г) государственно-правовую идеологию;

д) права и свободы граждан3.

Выделение в качестве компонентов правовой культуры государственно-правовой идеологии, прав, свобод и обязанностей граждан сближает понимание правовой культуры с пониманием всей юридической надстройки, правовой системы общества, включает личность и её деятельность. Правовая культура в этом случае выступает как социальное, имеющее ярко выраженную целевую направленность явление, охватывающее всю совокупность важнейших компонентов юридической реальности в ходе ее фактического функционирования.

Следует также отметить, что выделение некоторых из указанных элементов является излишним. Так, оценку права и правового поведения можно давать, выражая свое отношение к праву, правосудию и т.д., т.е. тогда, когда речь идет о правосознании.

Особо необходимо отметить структуру правовой культуры, предложенную профессором Э. Бланбургом и другими представителями западной традиции социологии права, включающую в себя:

1) количество, компетенцию, юрисдикцию судов, способы апелляции в судебные органы; организацию и устройство легислатур; исполнительной власти, уголовно-процессуальные процедуры;

2) правила, нормы (включая законодательство) и образцы поведения людей в рамках системы;

3) отношение людей к праву и правовой системе – их убеждения, ценности, идеалы и ожидания – то, что движет юридическим процессом.

Применительно к некоторым странам (например, США) возможно говорить о «местной правовой культуре» – особой локальной неформальной системе взглядов, интересов, практики4.

Данный перечень представляется незавершенным, так как ученый считает основным фактором правовой культуры институциональную инфраструктуру – юридическую профессию и методы разрешения споров, не придавая особого значения этнологическим и экономическим факторам, национальной правовой ментальности (в том числе правосознанию).

Наиболее подробно и полно структура правовой культуры отражена И.А. Иванниковым, включившим в последнюю следующие компоненты: право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерную деятельность субъектов, государственно-правовые институты, юридическую науку, юридические акты.

Элементы, образующие правовую культуру общества, одновременно включены и в другие структуры. Например, право входит в систему социальных норм; правоотношения являются разновидностью общественных отношений и т.д. Таким образом, данные категории интегрируют в общее правовое пространство, правовую систему, однако в определении сущности и содержания последней правовой культуре отводится основная роль.

Суммируя данные компоненты, существует следующая структура правовой культуры: правосознание, право, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерная деятельность субъектов, государственные правовые институты, юридическая наука, юридические акты5.

Важнейшим показателем правовой культуры общества выступает уровень правосознания общества. Существенный вклад в учение о правосознании внес И.А. Ильин, который доказывал, что правосознание представляет собой еще более значительный феномен, чем право. Оно понимается как «естественное чувство права и правоты», как «особая духовная настроенность инстинкта», как «особого рода инстинктивное правочувствие» − как некая универсалия, которая имеет формально-юридическое, естественно-правовое измерение6.
Виды и типы правовой культуры

Виды и типы правовых культур рассматриваются на основе классификации классификации правовых культур по разным основаниям.

По субъектному составу (в зависимости от носителя): правовая культура личности, социальных групп и общества в целом. По глубине отражения правовой действительности выделены следующие виды (уровни) правовой культуры: обыденная, профессиональная, теоретическая.

С точки зрения цивилизационных критериев, представляется возможным выделить восточную и западную правовые традиции, которые лежат в основе правовых культур восточного и западного типа.

Делается акцент на типологии правовой культуры, предложенной
А.П. Семитко, согласно которой выделяются два исторических типа: социоцентрический и персоноцентрический типы правовой культуры, в основе которых – правовое положение личности, уровень обеспечиваемой правом свободы человека.

Профессором А.Н. Бабенко обосновывается типология правовой культуры личности, основанием для деления в которой берется правовое взаимоотношение государства, гражданского общества и личности. На этой основе он выделяет следующие типы правовой культуры личности: этатистский (авторитарный), цивилистский (либеральный), равновесный (гуманистический) . Признавая предложенную ученым классификацию типов личности как достаточно убедительную, вероятно, следует признать, что указанные типы в «чистом» виде в конкретно-исторических условиях вряд ли существуют. Правовая культура подразделяется на правовую культуру общества, группы (коллектива) и индивидуальную правовую культуру (личности). Высший уровень правовой культуры индивида – это правовая активность. Она проявляется, во-первых, в готовности личности к активным сознательным, творческим действиям, как в сфере правового регулирования, так и в сфере реализации права, во-вторых, в законосообразности (или законности) поведения (деятельности), в основе чего лежит убеждение в необходимости служения закону как высшей ценности. Особую разновидность групповой и индивидуальной правовой культуры составляет профессионально-правовая культура юристов.

В зависимости от носителя правовой культуры различают три её вида:

- правовая культура общества;

- правовая культура личности;

- правовая культура профессиональной группы.

Правовая культура общества – разновидность общей культуры, представляющая собой систему ценностей, достигнутых человечеством в области права и относящихся к правовой реальности данного общества: уровню правосознания, режиму законности и правопорядка, состояния законодательства, состояния юридической практики и др. Высокий уровень правовой культуры является показателем правового прогресса.

Культура общества является результатом социально-правовой активности отдельных личностей, коллективов и других субъектов права; она выступает отправным моментом, базой для такого рода активности и в целом для правовой культуры личности.

Правовая культура личности – это обусловленные правовой культурой общества степень и характер прогрессивно-правового развития личности, обеспечивающие ее правомерную деятельность.

Правовая культура личности предполагает:

1. наличие правовых знаний, правовой информации. Информированность была и остаётся важным каналом формирования юридически зрелой личности (интеллектуальный срез);

2. превращение накопленной информации и правовых знаний в правовые убеждения, привычки правомерного поведения (эмоционально-психологический срез);

3. готовность действовать, руководствуясь этими правовыми знаниями и правовыми убеждениями, т.е. поступать правомерно – в соответствии с законом: использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также уметь отстаивать свои права в случае их нарушения (поведенческий срез)7.

Существует 3 уровня правовой активности (если рассматривать её как интеллектуальную активность личности):

а) если субъект права при самой добросовестной и энергичной работе остаётся в рамках заданного или первоначально найденного способа действия, его интеллектуальная активность относится к пассивному уровню;

б) если субъект права, имея достаточно надёжный способ решения своей задачи, продолжает анализировать состав, структуру своей деятельности, сопоставляет между собой цели и задачи, что приводит его к открытию новых, внешне более остроумных способов решения к формулированию закономерности, то такой уровень интеллектуальной активности называется эвристическим (более характерен для следователей и пр. подобных профессий);

в) самый высокий уровень интеллектуальной активности носит название творческого; отличается самостоятельной постановкой проблемы.

Правовая культура личности характеризует уровень правовой социализации члена общества, степень усвоения и использования им правовых начал государственной и социальной жизни, Конституции и иных законов. Отсюда можно выделить уровни правовой культуры:

  1. Обыденный уровень – для него не характерны глубокие обобщения, т.е. для него характерна поверхностность. Проявляется в повседневной жизни людей при использовании субъективных прав, соблюдении юридических обязанностей. Но важно понимать, что он отнюдь не является второстепенным;

  2. Профессиональный уровень – присущ лицам, специально занимающимся правовой деятельностью. Для данного вида характерна более высокая степень знания и понимания правовых проблем, целей, задач, а также профессионального поведения, которая складывается ввиду постоянного и непосредственного соприкосновения с правовыми понятиями и явлениями;

  3. Теоретический (научный) уровень – представляет собой научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений, механизма правового регулирования в целом, а не просто отдельно взятых направлений. Вырабатывается она общими усилиями ученых-философов, юристов, социологов, общественным опытом практических работников.

Эти уровни правовой культуры очень тесно взаимосвязаны между собой.

Эволюция типов правовой культуры:

  1. Мифологический тип правовой культуры. Древнейшие экономические, политические и правовые учения возникли в странах Древнего Востока, в которых экономическая и политическая мысль длительное время развивалась на основе мифологических и религиозных представлений, унаследованных от родового строя. Цари, жрецы, судьи наделялись божественными чертами и считались наместниками богов на Земле8.

  2. Умозрительно-рационалистический тип правовой культуры. Правовая культура является неотъемлемой частью общей культуры народа, которая базируется на её началах, является отражением уровня её развития, менталитета народа. Формирование правовой культуры не есть обособленный процесс от развития других видов культуры – политической, моральной, эстетической, Это комплексная проблема. Их объединяет общность задачи – создание морально-правового климата в обществе, который гарантирует реальную свободу поведения личности и соединении с ответственностью перед обществом, обеспечивает её права, социальную защищённость, уважение её достоинства, то есть ставит человека в центр экономических, социальных, политических, культурных процессов9.

  3. Теологический тип правовой культуры. Теологический тип правовой культуры предполагает совокупность правовых теорий и концепций, видевших причины возникновения права и социальный источник права в сакральном мире (вне и над социальными факторами), а также независимость правовых норм от воли человека10.

  4. Экспериментально-рационалистический тип правовой культуры.

Экспериментально-рационалистический тип правовой культуры появилась в эпоху научно технического прогресса. Появление экспериментального знания и рационалистического типа правовой культуры способствовало последующему ее упорядочиванию в XIX в.11

  1. Позитивистский тип правовой культуры.В позитивистском понимании право – это законы и другие официальные установления независимо от их содержания. Такая позиция является отождествлением права и закона. Законы обеспечиваются властным принуждением, образуют в обществе принудительный, репрессивный порядок. Поэтому позитивисты утверждают, что сущность права – это властное веление, принуждение12.


Функциональная характеристика правовой культуры

Правовая культура выполняет в обществе ряд функций, которые можно условно разделить на три уровня:

1. Функции высшего уровня, призванные характеризовать правовую культуру как целостное явление. К ним относится функция передачи от поколения к поколению правовых ценностей, которая является доминирующим направлением правового воздействия правовой культуры.

2. Функции основного уровня, которые характеризуют основные направления воздействия правовой культуры в целом. К ним следует отнести:

- познавательно-преобразовательную функцию, связанную с процессом познания объективных закономерностей правовой действительности, с теоретической деятельностью, направленной на осмысление правовых явлений и призванной содействовать развитию правового сознания; заключается в освоении правового наследия прошлых эпох и достижений отечественного и зарубежного права. Она тесно связана с формированием правового государства и развитием гражданского общества;

- оценочную функцию, выражающуюся в разнообразных явлениях и фактах, которые формируют правовую систему ценностей, отражаясь в сознании и поступках людей; Нормативно-ценностная функция состоит в «изменении» индивидуального поведения, законности, правопорядка и действующего законодательства путем сопоставления с образцами поведения, ориентирами которого являются нормы позитивного права и нормативные установки естественного права. В результате культурно-правовой оценки одни элементы правовой действительности получают одобрение, другие подвергаются критическому осмыслению;

- регулятивную функцию, проявляющуюся в процессе реализации правовых норм соответственно уровню правовой культуры субъектов; она реализуется через правовые и другие социальные нормы, обеспечивает соответствующее поведение, подчинение людей и их деятельности определенным правилам; путем предписания индивидам и социальным группам стандартов общественно полезного поведения;

- коммуникативную функцию, проявляющуюся в общении, возможности субъектов адекватно воспринимать и использовать правовую информацию;

- воспитательную функцию, направленную на формирование устойчивых правовых качеств субъектов и активного сознательного правомерного поведения.

3. Функции обеспечивающего уровня. К ним следует отнести:

- охранительную функцию, назначение которой состоит в защите общезначимых, социально важных ценностей и вытеснение явлений, признаваемых социально опасными, вредоносными, противоправными;

- прогностическую функцию, которая сводится к научному предвидению, к определению перспектив развития правовых явлений, возможных путей решения правовых проблем с целью достижения желаемого состояния.

В реальной жизни функции правовой культуры не существуют изолированно друг от друга, они тесно взаимосвязаны и только в системе они могут достигнуть результата.
Правосознание и правомерное поведение

Понятие правосознания. Взаимосвязь права и правосознания

Такая форма общественного сознания, как правовое сознание, существует с момента возникновения человеческого общества. Правосознание является отражением в сознании людей того факта, что люди в обществе неизбежно связаны определенными правилами с другими людьми.

Правосознание (правовое сознание) представляет собой систему чувств, взглядов, идей, в которых отражается представление людей о праве и правовых явлениях действительности.

В своем развитии правовое сознание зависело от других форм общественного сознания: от религии, морали, политики. Такие формы общественного сознания, как религиозное сознание и моральное сознание, влияли на понимание права. В религиозном сознании впервые формируется понятие свободы и справедливости, а право понимается как мера свободы и справедливости в отношениях людей друг с другом

Правовое сознание носит активный характер. В настоящее время ему принадлежит значительная роль в различных сферах правовой жизни:

- в правотворческой деятельности при создании юридических норм;

- в правоприменительной практике органов государства и должностных лиц при разрешении конкретных жизненных ситуаций;

- при выборе варианта поведения всеми субъектами правоотношений;

- при непосредственном регулировании некоторых отношений, когда при отсутствии необходимой нормы (пробеле в праве) правоприменитель руководствуется собственным правосознанием13.

Правосознание – неизбежный спутник права. Существование права нераздельно с реализацией воли и сознания людей. Требования и нормы общественной жизни не могут быть выражены в качестве юридических прав и обязанностей субъектов до тех пор, пока они не «пройдут» через сознание человека. С другой стороны, реализация права, по сути дела, есть процесс интеграции норм в правосознание народа, конкретных социальных групп.

Связь права и правосознания носит характер взаимодействия, т.е. такого соотношения, в котором между этими явлениями возникает встречная зависимость.

С одной стороны, развитие и состояние правосознания во многом обусловлено законодательством. С другой – право и законодательство как позитивные феномены государственного правопорядка находятся в не менее сильном и мощном «силовом поле» сложившегося уровня и характера правосознания общества, ограничены этим правосознанием, испытывают зависимость от него в процессе как правотворчества, так и правореализации.

Роль правосознания в правотворческой деятельности заключается прежде всего в том, что сознание в форме правовой идеологии выступает ведущей детерминантой современного правообразования. Формирование права через специально разработанную правотворческую процедуру предполагает четко выраженные стадии подготовки законопроектов, среди которых принципиально важное значение имеют такие, как предварительное изучение мнения граждан и правоприменителей о необходимости и характере регулирования данного вопроса, сферы общественных отношений; разработка концепции будущего нормативного акта, которая в систематизированном виде определяет цели, задачи, средства, способы и возможные результаты правового регулирования.

Государство, формулируя юридические нормы, в первую очередь должно опираться на правосознание и правовую культуру народа, дифференцировать и стимулировать лучшие их образцы, стремиться не к абстрактно-оторванному от жизни и духа страны «творчеству» закона, а объективированию в действующем праве уже интегрированных в общественное сознание эталонов и регуляторов поведения.

Не менее значима роль правосознания в нормальном функционировании правореализационной деятельности. Статус правосознания в этой сфере определяется двумя направлениями.

1. Правосознание образует необходимый психологический и идеологический контекст для добровольного соблюдения субъектами юридических норм. Развитое чувство права и законности, интегрированности в действующий правопорядок и правовую культуру является ведущей гарантией массового соблюдения требований правовых предписаний.

2. Правосознание выполняет важные функции в процессе применения правовых норм должностными лицами. Должностные лица обязаны понять, уяснить, разобраться в смысле права, его требований и дозволений. Без развитого правосознания сделать это невозможно.

Роль правосознания возрастает при вынесении решения по делу. Так, при назначении наказания, в целом определении меры уголовной ответственности суд, руководствуясь законом и своим правосознанием, учитывает характер и степень общественной опасности деяния и деятеля, особенности личности, обстоятельства, смягчающие и отягчающие его вину.

При восполнении «пробелов в праве», когда возникает необходимость применения аналогии права, правосознание судьи служит ориентиром для отыскания нужного закона, сходного по смыслу и предмету регулирования, или помогает в оценке общих начал и принципов законодательства.

Таким образом, правосознание как бы пронизывает весь механизм правового регулирования и правового воздействия на общественные отношения: оно не только предшествует созданию юридических норм, но и «сопровождает» их на всем протяжении действия норм и даже после отмены. От специфики правосознания общества, уровня его зрелости во многом зависят сила права, эффективность всего правового регулирования14.
  1   2   3   4

перейти в каталог файлов
связь с админом