Главная страница
qrcode

Супружеские права


НазваниеСупружеские права
Анкорhttp://vk.cc/45URon
Дата27.01.2017
Формат файлаpdf
Имя файлаSupruzheskie_prava.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#10909
страница1 из 6
Каталог
  1   2   3   4   5   6

Супружеские права.
Содержание
Предисловие
Права жены
Права мужа
Напоминание женихам
Совместные права, касающийся обоих супругов по отношению друг к другу
Примирение лучше, чем расставание
Сунной является для мужа удержание своей супруги, даже если она неприятна ему
Нет подчинения родителям в вопросе развода жены без причин
Наставление ущемленным и притесненным женам
Заключение
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Предисловие
Хвала Аллаху, мы восхваляем Его, молим о помощи и прощении, и мы взываем к Нему с тем, чтобы Он направил нас на прямой путь. Мы прибегаем также к защите Аллаха от зла наших душ и зла наших дурных дел. Никто не собьёт с пути истинного того, кого наставит Аллах, а кого Он сбивает с пути, того никто не наставит. Свидетельствуем, что нет божества, достойного поклонения, кроме Одного лишь Аллаха, у
Которого нет сотоварища, и свидетельствуем, что Мухаммад – Его раб и посланник - Да благословит и приветствует Аллах его самого, членов его семьи и всех его сподвижников!
А затем:
Поистине, ислам позаботился о создании семьи, и о ее благородной жизни в сени учения высокочтимого шариата и руководства лучшего из созданий, нашего пророка Мухаммада, да благословит и приветствует его Аллах. Воистину, он был идеальным примером и великим образцом. «В Посланнике Аллаха был
прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день». (Аль-Ахзаб,21).Тот, кто желает прожить счастливую супружескую жизнь, должен придерживаться этого прямого пути.
Достойно сожаления то, что распространилось в исламском обществе в виде поспешности развода по причине незнания супругов прав по отношению друг к другу, либо из-за невнимательности, либо из-за отказа от Закона Всевышнего Аллаха. Поистине, Всевышний Аллах установил для супругов положения, при помощи которых их жизнь становится правильной, а их совместное проживание становится продолжительным. Также Он сделал обязательными для каждого из супругов права, которые необходимо соблюдать по отношению друг к другу. Всевышний Аллах сказал (смысловой перевод): " Жены имеют
такие же права, как и обязанности ". (Аль-Бакара, 228) . Аллах сообщил о том, что мужья обладают определенными обязанностями перед своими женами, тогда как жены обладают определенными обязанностями перед своими мужьями. Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал:
"Послушайте, поистине, вы имеете право над своими женщинами. И ваши женщины также имеют
право над вами". Сунан ат-Тирмизи (1163). Ат-Тирмизи сказал: "Хороший, достоверный хадис". "Сунан Ибн
Маджи" ( №1851).
В этой статье мы, с дозволения Аллаха, постараемся разъяснить права супругов по отношению друг к другу, в свете Священного Корана и достоверной сунны пророка, да благословит и приветствует его Аллах,
а также высказываний ранних ученных мусульманской общины, да будет доволен ими Аллах. И то, что мы упомянем здесь, необходимо соблюдать супругам для того, чтобы прожить счастливую жизнь. Каждый из супругов должен узнать то, что требует от них шариат из прав и обязанностей и поступать в соответствии с этим. Всевышний сказал (смысловой перевод) : «Для верующего мужчины и верующей женщины нет
выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его посланник уже приняли решение. А тот, кто
ослушается Аллаха и Его Посланника, тот впал в очевидное заблуждение». (Аль Ахзаб, 36). Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Все мои последователи войдут в Рай, кроме тех
которые отказались». Люди спросили: "О, Посланник Аллаха! А кто может отказаться?" Он сказал: «Кто
повинуется мне, тот войдет в рай, а кто ослушается меня, тот отказывается». аль-Бухари. См.
"Фатх аль-Бари" 13/249.
Прошу Всевышнего Аллаха сделать этот труд полезным для каждого, кто его прочтет, и сделать его искренним перед Его благородным ликом!
Права жены
Мужу надлежит исполнять свои права перед женой, подобно тому, как он хочет, чтобы жена исполняла свои права перед ним. К правам жены относятся как материальные права, так и духовные. К примеру, к материальным правам относятся: расходование и подарок невестке в качестве брачного дара. А к духовным правам: справедливость, мягкое и хорошее отношение и т.п. Подробное изложение этих прав следующее:
1- Ал-махр (подарок невестке в качества брачного дара):
Калым (выкуп), необходим для выплаты невесте в связи с заключением брачного договора. Сказал
Всевышний Аллах (смысловой перевод): "Давайте женщинам их брачный дар от чистой души" (Ан-
Ниса,4). Также Всевышний сказал (смысловой перевод): "А за то удовольствие, которое вы получаете от
них, давайте им установленное вознаграждение (брачный дар)" (Ан-Ниса, 24). Также сообщается от
Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, то, что посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, однажды увидел Абд ар-Рахмана, который явился умащенный шафраном (в другой версии хадиса сказано: «…и халюком» (Как сказано в «ан-Нихайа», шафраном и халюком умащались женихи.
Халюком называется известное благовоние, преимущественно красного и желтого цветов,
изготовленное из смеси шафрана с другими видами благовоний). Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, спросил: “Что с тобой?” Абд ар-Рахман ответил: “О, Посланник Аллаха! Я женился на женщине (из числа ансаров)”. Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, спросил: “А что ты подарил ей в качестве брачного дара?” Абд ар-Рахман ответил: “Немного золота весом в один нават”. ( Ибн аль-Асир в «ан-Нихайа» сказал: «“Наватом” (араб. букв. «косточка плода»)
называли меру веса, равную пяти дирхемам). Тогда Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: “Да ниспошлет Аллах тебе благословение! Устрой угощение, и заколи хотя бы
одного барана". Аль-Бухари (5153) и Муслим (1427).
Калым может быть в виде денег, то есть иметь вещественную форму, но может быть в виде какого-либо полезного действия. Так как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, выдал одну женщину замуж с условием, что муж поможет ей выучить наизусть какую-то часть Корана. Аль- Бухари (5149) и Муслим
(1425). Ученые сошлись на том, что был узаконен брачный подарок в связи с заключением брачного договора. см."Аль-фихк аль-муиассир". Солих ибн Абдуль-Азиз ибн Мухаммад али шейх. Стр: 296.
2- Материальные расходы и обеспечение пищей, одеждой и жильем:
Муж должен безвозмездно обеспечивать жену пищей, одеждой и жильем. Сказал Всевышний Аллах
(смысловой перевод): "А тот, у кого родился ребенок, должен обеспечивать питание и одежду матери
на разумных условиях". (Аль-Бакара,233). Также Всевышний сказал (смысловой перевод): "Мужчины
являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими, и
потому что они расходуют из своего имущества" (Ан-Ниса,34). Всевышний сообщил о том, что мужчины несут ответственность за женщин и обязаны побуждать их к соблюдению ими обязанностей перед
Всевышним Аллахом, исправному выполнению обязательных предписаний религии и воздержанию от порочных поступков. А наряду с этим мужчины обязаны обеспечивать их одеждой, жильем и всем необходимым. См. Тафсир Са'ади.
От Му'авии ибн Хайды аль-Кушайри, да будет доволен им Аллах, передаётся, что он сказал: "Я спросил: "О, посланник Аллаха, какое право имеют наши жены?" Он ответил: "Если ты ешь, то должен кормить и ее,

если ты одеваешься, то должен одевать и ее". Сунан Абу Дауд (2142). Это хороший хадис. См.: "Джами' аль-усуль" с выверкой 'Абдулькодыра аль-Арнаута, (6/505).
Но если муж проявляет скупость в исполнении своих обязанностей, то тем самым впадает в грех. Супруга же должна брать из его средств только в пределах своих потребностей. А если она берет у него взаймы, то должна отдавать долг. Мужу не дозволено отказываться выполнять свои обязанности относительно расходов. Поскольку некоторые мужья не исполняют свой долг перед женой и семьей из-за своей скупости, то женщине в таком случае дозволено брать из того, что является достаточным для удовлетворения своих нужд, даже если это без ведома мужа. Однажды Хинд бинту ‘Атаба, да будет доволен ею Аллах, пожаловалась посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, что Абу Суфьян человек скупой, и он не дает ей того, что хватило бы ей и ее детям. На что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ей: «Бери то, что будет достаточным для тебя и твоих детей». см. шейх ибн Усаймин, мажму’ дурус фатауа аль-Хурумуль- макка. (3/249-250).
В обязанности мужа также входит устройство свадебного пира, то есть, угощение для гостей, которое готовится в доме мужа в дни бракосочетания. Это соответствует Сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который сам так поступал и велел поступать таким же образом остальным. Однако угощение не должно быть связано с излишними расходами. Это запрещено. Расходы на угощение должны соответствовать имущественному положению жениха. Имеющие место излишества в устройстве свадебного угощения не нужны. Ведь это связано с бесполезными расходами. Сказал Всевышний Аллах (смысловой перевод): "Ешьте и пейте, но не излишествуйте, ибо Он не любит тех, кто излишествует". (Аль-
Араф,31). Аллах повелел людям есть и пить дозволенные и чистые блага, которыми Он наделил свои творения. Но при этом нельзя излишествовать, употребляя в пищу излишне много продуктов, которые могут причинить вред организму, либо приобретая очень дорогие и изысканные яства, напитки и одеяния, либо употребляя в пищу запрещенные продукты. Аллах не любит расточительных людей, поскольку расточительство вызывает Божий гнев и причиняет вред организму и благосостоянию человека. А в некоторых случаях оно приводит к тому, что человек лишается возможности делать обязательные пожертвования. Одним словом, этот прекрасный аят велит употреблять в пищу яства и напитки, запрещает отказываться от пищи и питья и запрещает излишествовать в этом. См. Тафсир Са'ади.
3 - Опускание взора и оберегание половых органов посредством совокупления с женой:
Муж обязан соблюдать права жены и тем самым достигать той пользы, которую супруги получают по причине брака и беречь ее от искушения и соблазнов, исходя из обобщенных слов Всевышний Аллах
(смысловой перевод): "А когда они очистятся, то приходите к ним так, как повелел вам Аллах" (Ал-
Бакара,222). Также Всевышний сказал (смысловой перевод) : "Ваши жены являются пашней для вас.
Приходите же на вашу пашню, когда и как пожелаете". (Аль-Бакара, 223).
Оба супруга должны вступать в брак с намерением усмирить свои души и оградить их от всего того, что
Аллах сделал для них запретным. Если они поступят таким образом, то их совокупление будет записано им в качестве пожертвования (садака). Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, рассказывал о том, что пророк , да благословит и приветствует его Аллах, сказал: "И в ваших половых органах содержится
пожертвование!” Тогда сподвижники спросили: “О, посланник Аллаха, разве за то, что кто-нибудь из нас удовлетворит своё желание, он получит награду?!” Он сказал: “Скажите мне, разве не совершит грех
тот, кто удовлетворит свою страсть запретным образом?” Они ответили: “Да”. Тогда он сказал:
Если он сделает это дозволенным образом, то ему будет за это награда!” " Муслим (1006)
Имам ан-Науауи, да смилуется над ним Аллах, сказал: “В этом хадисе доказательство на то, что дозволенные вещи могут стать поклонением по причине намерения! Половой акт может стать поклонением, если иметь намерение: удовлетворить жену, с которой Аллах повелел жить в соответствии с обычаем, или при желании завести праведного ребенка, или с намерением защитить свое целомудрие и целомудрие жены, запретив тем самым обоим смотреть на запретное и думать о запретном!” См. “Шарх Сахих Муслим”
7/92.
Половой акт с женой и ее удовлетворение, является обязательным для мужа по самому правильному мнению!
Имам аль-Джасас, да смилуется над ним Аллах, говорил: "Муж обязан вступать с женой в половой акт, исходя из слов Аллаха (смысловой перевод): «Не наклоняйтесь же полностью к одной, оставляя другую
словно подвешенной». (ан-Ниса 4: 129). Т.е. такая женщина словно и не свободная, но и не замужняя, если не удовлетворять ее потребности полового акта". См. "Ахкамуль-Къуран" 1/374.
Имам Ибн Къудама, да смилуется над ним Аллах, говорил: "Половой акт уаджиб для мужчины, если только у него нет причины. Такое говорил Малик". См. "аль-Мугъни" 7/30.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах, говорил: "Муж обязан вступать в половой акт с женой по мере ее удовлетворенности, пока не истощится его тело, или если это отвлечет его от
заработка". См. "аль-Ихтиярат" 246.
Шейх Ибн аль-Къайим, да смилуется над ним Аллах, в "ар-Рауда аль-мухиббин" говорил: “Муж обязан вступать в половой акт с женой согласно принятому обычаю, так же как он расходует на нее, одевает ее в соответствии с традицией. Более того, половой акт и есть основа сожительства и цель брака! Аллах повелел жить с женами в соответствии с обычаями, и половой акт обязательно входит в это. Ученые говорили: «Мужу следует вступать с женой в половой акт столько, сколько потребуется для ее удовлетворения, так же как он насыщает ее едой». И шейх наш (Ибн Таймия) выбирал и считал правильным именно это мнение”.
Однажды одна женщина пришла к 'Умару ибн аль-Хаттабу, да будет доволен им Аллах, и сказала: "О повелитель правоверных, мой муж постится днем и выстаивает молитву ночью, но мне не хочется жаловаться на него, ибо он совершает поклонение Аллаху, Всемогущ Он и Велик". Тогда 'Умар сказал ей:
"Какой у тебя хороший муж". И она стала повторять ему эти слова, и он стал повторять ей свой ответ. Тогда
Ка'б аль-Асади сказал ему: "О, повелитель правоверных, эта женщина жалуется на своего мужа в том, что он отстраняется от нее в постели". Тогда 'Умар сказал: "Раз ты понял ее речь, так вынеси же решение между ними". Тогда Ка'б сказал: "На мне лежит обязанность поговорить с ее мужем". Когда ему привели ее мужа, то Ка'б сказал ему: "Вот эта твоя жена жалуется на тебя". Тот спросил: "Относительно пищи или питья?" Он ответил: "Нет". Тогда та женщина сказала:
"О, мудрый судья, направь на верный путь его,
От моего ложа отвлекла моего мужа мечеть его.
А также аскетизм и поклонение его,
Так вынеси же Ка'б решение и не повторяй его.
Дни и ночи не укладывают спать его,
И я в отличие от женщин хвалю его".
Тогда ее муж сказал:
"От ее постели и супружеской комнаты меня отвлекло то,
Что я являюсь человеком, которого поразило то,
Что было ниспослано в суре "Пчелы" и в семи длинных сурах,
А также огромная угроза в Писании Аллаха".
И Ка'б сказал:
"Поистине, она имеет на тебя право, о, мужчина,
Ее удел – один день из четырех, что ясно для разумного,
Так отдай же это право ей и оставь свою слабость" "Тафсир аль-Куртуби", 5/19.
4 - Хорошее обращение и отношение:
Муж должен хорошо обращаться со своей женой, не причинять ей страдания, делать ей добро и быть обходительным в общении с ней. Сказал Всевышний Аллах (смысловой перевод): "Живите с ними
достойно" (Ан-Ниса, 19). Также сказал (смысловой перевод): «Относиться к ним следует по-доброму, но
мужья выше их по положению». (Аль-Бакара,228).
Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: "Обходитесь с женщинами по доброму". В другой версии сказано: "Послушайте! Обходитесь с женщинами по-доброму, ибо они у вас наподобие
пленниц". "Ан-Нихая" Ибна аль-Асира, 3/314. Сунан ат-Тирмизи"(1163). Ат-Тирмизи сказал: "Хороший, достоверный хадис".
К хорошим отношениям относятся проявление любви к ней, мягкое обращение. А также проявление наилучших качеств, сопровождающихся благонравием и радостью. Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Благочестие это — благонравие» Муслим, 2553. Также сказал: "Наиболее
совершенной верой обладает тот из верующих, кто отличается наилучшим нравом, а лучшими из вас
являются те, кто лучше всех относится к своим женам". Хадис достоверный. Cм. «ас-Сильсиля ас-
Сахиха» №284.
Имам аль-Мунауи, да смилуется над ним Аллах, сказал по поводу этого хадиса: “Т.е. речь о том, кто проявляет терпение к своим женщинам в отношении их нрава, их несовершенного разума, обращается к ним с веселым лицом и доброжелательностью. Кто не причиняет им вреда, проявляет к ним щедрость и оберегает их от впадения в сомнительное. По этой причине избранный пророк, да благословит и приветствует его Аллах, был наилучшим из людей по отношению к своей семье". См. “Файдуль-Къадир”
2/317.
Также к этому относится проявление терпения к некоторым поступкам жены, закрывая глаза на некоторые из ее ошибок. Сказал пророк, да благословит и приветствует его Аллах: "Хорошо обходитесь с
женщинами, ибо они созданы из ребра. А самым кривым местом ребра является его верхняя часть.

Если ты начнешь исправлять его, то сломаешь его. Если ты оставишь его, то оно так и останется
кривым. Так обходитесь же хорошо с женщинами". Аль-Бухари (5186) и Муслим (1468). В другой версии сказано: "Поистине, женщина создана из ребра, и она никогда не будет ровной (для тебя) в любом
случае. И если ты будешь пользоваться ею, то она будет доставлять тебе удовольствие, даже при
наличии той самой кривизны, но если ты попытаешься выпрямить ее, то непременно сломаешь
женщину, а это означает, что ты разведешься с ней". Муслим (1468)
Спросили шейха ибн База, да смилуется над ним Аллах: "В хадисе говорится, «И обходитесь с женщинами хорошо, ведь поистине, были они сотворены из ребра, а наибольшей кривизной отличается его верхняя часть …" - и до конца хадиса. Просим, разъяснит значение этого хадиса, а особенно этот отрывок: «а наибольшей кривизной отличается его верхняя часть» "
  1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов


связь с админом