Главная страница

Свирская Л. Работа с семьей - необязательные инструкции. Свирская Л. Работа с семьей необязательные инструкции


Скачать 0.62 Mb.
НазваниеСвирская Л. Работа с семьей необязательные инструкции
АнкорСвирская Л. Работа с семьей - необязательные инструкции.doc
Дата07.03.2018
Размер0.62 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаСвирская Л. Работа с семьей - необязательные инструкции.doc
ТипДокументы
#66620
страница1 из 12
Каталогid187970026

С этим файлом связано 44 файл(ов). Среди них: Горелов И.Н.Основы психолингвистики.doc, Глухов В.П, Основы психолингвистики 2005.doc, Экспериментальная деятельность в ДОУ как вид деятельности, помо, СОЦИАЛИЗАЦИЯ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА.docx, Игра-викторина - Мы помним, мы гордимся (Подг. группа).docx, Досуг - Мы помним (старшая группа).docx, День Победы - славный праздник - проект в старшей группе.docx, Metodicheskoe_soprovozhdenie_realizatsii_FGOS_DO_v_forme_kvest-i и ещё 34 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12



Свирская Л.

Работа с семьей: необязательные инструкции: Мето­дическое пособие для работников дошкольных образова­тельных учреждений. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. — 176 с.

Как привлечь семьи к участию в жизни детского сада? Как сделать так, чтобы от этого процесса получали удоволь­ствие и дети, и педагоги, и сами родители? Как научиться слу­шать родителей и помочь им стать партнерами и единомыш­ленниками? В данном издании можно найти не только ответы на все эти вопросы, но и получить конкретные практические реко­мендации по проблемам взаимодействия семьи и ДОУ, в том числе оригинальные, нестандартные способы информирова­ния родителей и изучения их запросов.

В пособие включены готовые к использованию бланки, примеры объявлений, писем и т. п. Все это необходимо для организации работы в дошколь­ных учреждениях заведующим, педагогам, будет полезно сту­дентам педагогических учебных заведений и, конечно, роди­телям.
Родители. Родителей. Родителям... Можно сколько угод­но склонять это слово, действенным заклинанием, принося­щим плоды для улучшения взаимоотношений между образо­вательными учреждениями и семьями воспитанников, оно не станет.

Педагоги придумывают все новые формы вовлечения мам и пап в обучение и воспитание их собственных детей — собрания, консультационные пункты, информационные стенды, родительские группы, но откликается на них только малая часть родителей. Почему так происходит? Не хотят, потому что заняты своими проблемами? Не понимают зна­чимости? Всего понемногу. Но в большей степени — потому что не испытывают насущной потребности. А попробуйте-ка заставить взрослого человека делать то, что не вызрело в нем самом как необходимость. Педагоги идут к родителям с го­товыми рецептами, предлагают «кусочки» готовых знаний — что-то из детской психологии, что-то из методик оздоровле­ния, что-то из практики обучения. Но, как и во всяком уче­нии, люди берут из всего этого лишь то, что созвучно их соб­ственным мыслям, потребностям. Или вовсе не приходят за этими знаниями.

На наш взгляд, следовало бы начинать не с формальных собраний и информационных стендов, а со сближения души и разума людей, сопричастных жизни ребенка. Что может слу­жить основой для такого сближения? Только сам ребенок. Рассказывая (и устно, и письменно) о ребенке — о том, что происходило с ним в течение дня, какие позитивные стороны личности проявил малыш, какие достижения или трудности принес ему день, — воспитатель формирует у родителей по­нимание того, что рядом с детьми — внимательный, заинте­ресованный человек, обладающий такой информацией об их ребенке, которой нет и может не быть у самих мам и пап. По той простой причине, что их нет рядом.

Есть ли признаки того, что родители хотят увидеть такое внимательное отношение к своему ребенку? Сколько угодно. Один из самых достоверных — поиски детсадовских групп, в которых бы было поменьше детей. Меньше детей — больше внимания как к ребенку, так и к самим родителям. Именно этот мотив — желание видеть индивидуальный подход к сво­ему ребенку, персональное внимание к его нуждам — чаще всего побуждает семьи искать группу «малой наполняемости» или группу «повышенной комфортности». Слово «видеть» яв­ляется ключевым в этой ситуации. Недостаточно знать, что ка­кая-то программа или методика подразумевают индивидуаль­ный подход, важно именно видеть его признаки каждый день.

Что же нужно педагогу, чтобы отвечать этим ожиданиям? Пожалуй, многое. Желание и умение наблюдать «личную» жизнь ребенка в группе во всем многообразии ее проявлений, а не только видеть и ценить свои воспитательские действия. Умение выделить существенное и позитивное в характере ре­бенка, понимать причины того или иного поступка, поведе­ния в целом. Умение и готовность записать свои наблюдения. Желание и способность донести увиденное до родителей, что­бы затем вместе с ними сложить из отдельных фактов карти­ну жизнедеятельности и жизнетворчества ребенка.

Нужно многое. Но не невозможное.

Мы предвидим вероятную реакцию педагогов: «Легко го­ворить! Попробуйте сделать, когда в группе ..., когда нет..., когда требуют...». Не отказываясь принимать и понимать труд­ности воспитательских будней, хотим все же напомнить о не­обратимости некоторых явлений. Нынешние родители уже уходят от опыта общественного воспитания по образцу советского детского сада, когда «все для всех всегда поровну, а в резуль­тате — кто смел, тот и съел». Тверже становится в людях убежденность в значимости собственной личности, все большее число молодых проникается пониманием важности собствен­ной активности, ответственности за качество своей жизни. Это — внутренняя, личностная составляющая. Вместе с тем, все больше меняется детский сад как социальное явление — из некогда закрытой самодостаточной структуры он становит­ся открытым, подверженным существенным переменам и по­этому уязвимым. Выберут — не выберут конкретный детский сад родители — это только один из признаков таких перемен, но едва ли не самый насущный. Как выберут, кто выберет — от этого зависит не только быть ли детскому саду, но и то, ка­ким ему быть. Конечно, всегда были и будут семьи, которые не выбирают, просто ведут дошкольников в тот детский сад, что под окнами. Но есть и такие, кто именно выбирает и го­тов преодолевать достаточные расстояния, нести дополнитель­ные материальные затраты, чтобы реализовать свои представ­ления, и подобных родителей становится все больше. Имен­но они будут задавать вопросы себе и педагогам о качестве дет­садовской жизни ребенка. Вот к этому надо быть готовым.

Итак, вырисовывается следующий сюжет: чтобы наладить отношения с родителями, сделать их конструктивными, что­бы оказывать поддержку и помощь усилиям семьи в воспита­нии ребенка, педагогам следует пересмотреть основы взаимо­отношений с родителями. Для эмоционального контакта нуж­на доброжелательность, приветливость, открытость. Для ин­формационного контакта — готовность принять от родителей сведения о ребенке и поделиться своей информацией о его действиях и деятельности, о его состоянии и поступках. А высшей целью и основным содержанием работы воспита­теля должен быть — РЕБЕНОК, а не потребности детского сада, не образовательная программа, тем более не методики обучения.

Искать пути налаживания взаимоотношений с семьями должны именно сотрудники ДОУ, педагоги, так как они по­лучили для этого специальное профессиональное образование и делают нечто очень нужное для ребенка в отсутствие роди­телей.
ПРИНЦИПЫ ДОШКОЛЬНОЙ ПРАКТИКИ, ОРИЕНТИРОВАННОЙ НА СЕМЬЮ

Практика, ориентированная на семью, не определяется как набор форм и процедур. Скорее, она требует желания при­держиваться ценностей, связанных с уважительным отноше­нием к семьям, с необходимостью прислушиваться к родите­лям, учиться у них способам взаимодействия с ребенком, со­трудничать с ними.

Мы предлагаем рассмотреть принципы, являющиеся дви­жущей силой такой практики, в равной степени применимые в различных образовательных, медицинских или социальных учреждениях:

1. Считать семью основным получателем услуг. Учитывая, что семья является константой в жизни ребенка, признавая ее важную роль в его развитии, необходимо уделять должное внимание семье как центральному элементу в образовании ребенка и уходе за ним.

2. Стимулировать, поддерживать и уважать решения, прини­маемые семьей. Этот принцип предлагает специалистам рас­сматривать членов семьи как важнейших участников образова­тельной команды и главных людей, отвечающих за принятие решений относительно стратегий образования ребёнка. Если родителям будет предоставлена возможность принимать решения, касающиеся обучения и развития ребёнка в первые шесть лет его жизни, а также возможность овладеть умениями, кото­рые потребуются для отстаивания его интересов в будущем, то вероятность их дальнейшего участия в образовании сына или дочери и в последующие годы будет весьма велика.

3. Проявлять гибкость и чуткость, предоставлять всеобъем­лющие услуги, призванные улучшить жизнь ребенка и семьи. Этот принцип предполагает необходимость уважать различные культурные ценности семей, содействовать мобилизации не­формальных ресурсов родителей для удовлетворения изме­няющихся потребностей ребенка, оказывать помощь в обес­печении доступа к официальным общественным услугам (ме­дицинским, социальным), а также координацию этих услуг. Информация об общественных ресурсах может оказаться по­лезной для всех семей, а особенно для тех, где есть дети со специфическими потребностями. Новаторские, гибкие и чут­ко реагирующие на различные нужды семей формы работы с дошкольниками повышают способность родителей должным образом заботиться о своих детях.

Практические показатели партнерств,

ориентированных на семью, в детских дошкольных учреждениях

Для того чтобы определить степень использования вашим дошкольным учреждением форм и методов работы, ориенти­рованных на семью, попробуйте провести самоанализ по пред­ставленным ниже практическим показателям. Эти показате­ли отражают лишь некоторые из многочисленных возможных моделей поведения сотрудников детского сада и являются только ориентирами, поскольку практику, ориентированную на семью, необходимо адаптировать к каждому конкретному детскому саду и к определенной ситуации.

Использование навыков положительного общения

• Мы больше спрашиваем и слушаем родителей ребенка, чем указываем или даем советы.

• Часто сообщаем родителям и в устной, и в письменной форме о прогрессе, достижениях в развитии их ре­бенка.

• Используем индивидуальные формы направления ин­формации семьям и получения сведений от них.

• Даем родителям возможность понять, что мы готовы обсуждать с ними широкий спектр тем, касающихся их ребенка.

• Прежде чем сообщать родителям цели и задачи обра­зовательной программы, спрашиваем, чего хотят они.

• Своевременно и положительно реагируем на предложе­ния, идеи и просьбы родителей.

• Стараемся разрешать проблемы во время совместного с семьями принятия решений, касающихся их детей и их самих.
Предоставление членам семей возможности делать выбор и принимать решения

• Помогаем членам семей обобщить то, что они хотят доя своих детей и доя себя; вместе составляем список це­лей, выраженных словами самих родителей.

• При планировании и предоставлении услуг относимся к родителям как к настоящим экспертам по вопросам, связанным с их детьми.

• Совместно с родителями определяем стратегии обуче­ния и воспитания, предоставляем возможность решать, какие из них больше всего соответствуют их потребно­стям и ресурсам.

• Предоставляем родителям право выбора в вопросе о том, когда, где и каким образом они будут участвовать в образовании своего ребенка.

• Регулярно выясняем мнение родителей об эффективно­сти выбранных стратегий, результатах работы по про­грамме и изменениях, которые они хотели бы внести.
Определение и использование положительных черт, сильных сторон ребенка и семьи

• Сообщаем родителям о сильных сторонах, достижени­ях и положительных чертах характера ребенка в ходе бесед, телефонных разговоров, посредством записок и т. д.

• Получаем от родителей информацию о долгосрочных целях, надеждах и чаяниях в отношении будущего их ребенка и семьи.

• Признаем уникальный вклад родителей в прогресс их ребенка и выражаем им благодарность.

• Предлагаем родителям сформулировать цели и дей­ствия в тех направлениях, в которых ребенок силен, и включаем их предложения в план развития.

• Помогаем родителям понять, что они могут оказать су­щественное положительное влияние на жизнь своего ребенка.

Уважение разнообразия и уникальности семей

• Принимаем и уважаем мнения и чувства родителей, даже если они не совпадают с нашими собственными.

• Стараемся выработать у себя понимание культурных ценностей семей, с которыми работаем.

• Принимаем ценности семей, даже если они входят в конфликт с нашими собственными.

Создание дружелюбного партнерства между детским садом и семьей

• Предоставляем всем членам семьи возможность для ак­тивного участия в групповой деятельности, делаем все, чтобы родители при этом чувствовали себя комфортно.

• Даем родителям возможность участвовать в принятии ре­шений, касающихся проведения мероприятий в группе.

• Привлекаем родителей к обучению детей, используя при этом такие формы, которые позволят им чувство­вать себя легко и комфортно.

• Готовы принимать родителей в своей группе и в детс­ком саду в любое время на протяжении всего дня.

• Помогаем семьям в поиске других общественных услуг, в которых они нуждаются.

Для того чтобы закрепить партнерские отношения между дошкольным учреждением и родителями, можно заключить с семьей договор о сотрудничестве и взаимопомощи. Предлага­ем следующий вариант такого документа.

Договор между семьей и педагогическим коллективом

Обязательства педагогического коллектива

Мы обязуемся:

• Относиться к вашему ребенку и семье индивидуально.

• Навестить ребенка дома хотя бы раз в год.

• Один раз в два месяца проводить информативное ро­дительское собрание.

• Создать условия, чтобы вы могли переговорить с вос­питателями всякий раз, когда оставляете и забираете вашего ребенка.

• Обеспечить конфиденциальность информации лично­го характера.

• Организовать благоприятную среду для вашего ребен­ка.

• Создать ребенку условия для разнообразных видов де­ятельности, соответствующих его возрасту и интересам.

• Обеспечить обстановку благожелательности и поддер­жки для членов семьи, которые придут помочь воспи­тателям.

• Регулярно сообщать вам об успехах ребенка.

• Сообщать обо всех случаях заболеваний или травматиз­ма ребенка.

Обязательства родителей

Мы (Я) обязуемся:

• Приводить и забирать своего ребенка в установленное время.

• Проводить некоторое время в группе по мере возмож­ности.

• Добровольно помогать педагогическому коллективу в его работе.

• Содействовать посещению воспитателями семей на дому.

• Одевать ребенка по погоде и ситуации.

• Информировать педагогический коллектив о том, что в ребенке вызывает нашу озабоченность.

• Знакомиться с содержанием записок и других сообще­ний воспитателей, присылаемых на дом.

• Посещать родительские собрания.

• Участвовать в принятии решений относительно обуче­ния и воспитания ребенка, в обсуждении той части со­держания учебной программы, которая может быть выполнена дома.

Подпись членов семьи ________________________ Дата____________ Подпись педагогов_________________________________Дата ____________
Итак, для налаживания сотрудничества прежде всего сле­дует пересмотреть свои позиции и перейти от профессиональ­ной обязанности вести работу с родителями к желанию сотруд­ничать для блага ребенка, и, значит, отказаться от традицион­ной роли воспитателя в пользу партнерской.

Традиционная роль педагога

Педагог-партнер

Выступающий мудрец (вещает, указывает, как надо поступать)

Гид (ведет, опираясь на инициативу

участников)

Руководит

Задает вопросы

Оценивает ребенка и пре­доставляет родителям ин­формацию о его развитии

Спрашивает родителей о ребенке и вместе с ними оценивает его разви­тие


Ответы на все вопросы знает сам

Ищет решение проблем вместе с родителями

Ставит цели развития для ребенка и группы в целом

Узнает цели и пожелания родителей в отношении их ребенка и группы в целом и добавляет к ним свои пред­ложения

Задает родителям задания на дом

Вместе с родителями обсуждает и находит те виды деятельности, ко­торые подходят по домашним усло­виям и стилю жизни

Часто применяет специаль­ные слова (термины)

Говорит так, чтобы родителям было понятно

Ожидает, что родители бу­дут относиться к нему как знатоку-специалисту

Помогает родителям оценить свои силы и знания, убедиться в пра­вильности своих действий. Готов не только учить, но и учить­ся у родителей

Для успешного взаимодействия с семьей педагогам необ­ходимо также изучить международные стандарты, касающие­ся организации работы с родителями.
Международные стандарты ISSA,

определяющие стиль работы персонала с родителями

и детьми в детском саду и в начальной школе

Уважаемые родители!

Постарайтесь проанализировать, соответствует ли рабо­та детского сада, услугами которого вы пользуетесь, данным стандартам.

Педагоги взаимодействуют с родителями как партнеры, чтобы обеспечить максимальную поддержку в удовлетворении потребностей детей, возникающих в процессе обучения и развития.

Педагоги приглашают родителей и других членов семей в группу для участия в учебном процессе:

• вывешивают плакаты, приветствующие приход родите­лей в группу;

• помогают пришедшим родителям включиться в игры и занятия детей.

Педагоги регулярно общаются с родителями и члена­ми семей, обсуждают с ними способы поддержки развития ре­бенка:

• обсуждают прогресс и достижения ребенка, возникаю­щие у него трудности;

• обсуждают и находят возможные способы поддержки развития ребенка;

• по телефону сообщают информацию о повседневных событиях и изменениях в физическом или эмоциональ­ном состоянии ребенка.

Педагоги собирают информацию об интересах, увлечени­ях, культурных особенностях и профессиях членов семьи, а также поощряют любое участие в деятельности группы:

• используют различные виды письменной информации (например, объявления, личные приглашения, бюлле­тени, информационные листовки и т. п.) для того, что­бы сообщить родителям о проектах и мероприятиях, проводимых в группе, и пригласить принять участие в них;

• поощряют участие семей в организации походов, экс­курсий, семейных вечеров, спортивных мероприятий, спектаклей, лагерей, а также летних или зимних кани­кул.

Педагоги разделяют с семьей ответственность за приня­тие решений относительно обучения их детей:

• в целях обеспечения последовательности в работе с детьми обсуждают с родителями практические вопро­сы воспитания и развития ребенка, включая влияние культурной среды;

• предоставляют информацию о развитии и обучении ре­бенка, которую родители могут использовать дома;

• обеспечивают ресурсы, которые родители могут ис­пользовать для развития и дополнения занятий, прово­димых в детском саду.

Педагоги используют свои знания относительно развития детей, а также свои взаимоотношения с детьми и их семьями для того, чтобы понять своеобразие каждой группы и учесть уникальные потребности и потенциальные возможности каж­дого ребенка.

Педагоги способствуют развитию положительной само­оценки дошкольников и младших школьников, взаимодей­ствуя с отдельными детьми, применяя свои знания об особен­ностях развития детей:

• взаимодействуют с каждым ребенком, проявляя лю­бовь, заинтересованность и уважение;

• называют детей по именам, говорят с ними дружелюб­но, вежливо, на уровне глаз ребенка;

• взаимодействуют не только вербально, но и посред­ством улыбок, прикосновений, держания на руках;

• знают сильные стороны личности каждого ребенка и его достижения за определенный период времени; ежедневно выявляют индивидуальные навыки и успе­хи каждого ребенка и хвалят его за это, заботясь о том, чтобы каждый получил признание его достижений;

• сообщают семьям об успехах их детей.

Педагоги понимают, что между детьми существуют раз­личия в характере и темпе развития, мышлении, языке и со­циальных возможностях, это обусловлено индивидуальными и культурными особенностями:

• способствуют индивидуальному росту, соответствую­щему темпам развития;

• обращаются с детьми любой расы, этнической группы, религии, социальной принадлежности, культуры, пола с равным уважением и вниманием;

• предоставляют детям равные возможности принимать участие во всех видах занятий;

• признают индивидуальные потребности детей, включая детей с проблемами, обеспечивают условия для удов­летворения различных нужд;

• разрабатывают задания, учитывая индивидуальные сти­ли обучения;

• предоставляют детям право выбора видов деятельнос­ти и время для игр и самостоятельной работы.

Педагоги знакомятся с культурой, историей, ценностями и особенностями семей и отдельных воспитанников:

• беседуют с каждым ребенком о людях, местах и вещах, которые для него значимы;

• предоставляют возможность обмениваться идеями с другими детьми;

• используют материалы и оборудование, отражающие многообразие детей и семей, представленных в группе.

Дорогие родители!

Вы вправе ожидать от воспитателей и других сотрудников, детского сада или школы именно такого поведения.

Вы вправе сами инициировать такое поведение сотрудни­ков. Задавайте им вопросы, обращайтесь за информацией, предлагайте свои идеи.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

перейти в каталог файлов
связь с админом