Главная страница

Свойства арифметических действий


Скачать 0.81 Mb.
НазваниеСвойства арифметических действий
Анкорurok_58_-_81.doc
Дата29.10.2017
Размер0.81 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаurok_58_-_81.doc
ТипДокументы
#44489
страница1 из 5
Каталогid2060352

С этим файлом связано 19 файл(ов). Среди них: pamyatka_sekrety_uspeha_na_uroke.doc, urok_107_-111.doc, urok_91_-_100.doc, urok_82_-_90.doc, urok_58_-_81.doc, urok_51_-_57.doc, urok_31_-_50.doc и ещё 9 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5

СВОЙСТВА АРИФМЕТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ

Цели: формировать свойства сложения и вычитания (складывать числа можно в любом порядке; число не изменяется, если к нему прибавлять или из него вычитать нуль; разность двух одинаковых чисел равна нулю; из меньшего числа нельзя вычесть большее); использовать свойства действий при выполнении вычислений.

Урок 58
ПЕРЕСТАНОВКА ЧИСЕЛ ПРИ СЛОЖЕНИИ


Цели: упражнять в устном счете на сложение и вычитание; познакомить со свойством сложения (сложение всегда выполнимо).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счёт.

1. Арифметический диктант (фронтальная работа).

Дети показывают ответы с помощью «ромашки» с цифрами.

– Уменьшите 8 на 1.

– Увеличьте 6 на 2.

– Какое число называют при счете после числа 9? Перед числом 6? Между числами 5 и 4?

– Уменьшите 6 на 3.

– Увеличьте 4 на 2.

2. Игра «Называй – не зевай».

На доске:



– Назовите быстро эти числа в порядке увеличения, а потом в порядке уменьшения.

3. Задание для смекалистых.

Стоит в поле дуб. На дубе 3 ветки. На каждой ветке по 3 яблока. Сколько всего яблок? (Нисколько. На дубе яблоки не растут.)

4. Игра «Математический футбол».

Дидактическая цель. Закрепление приемов сложения и вычитания в пределах 10.

Средства обучения. Рисунки с изображением 10 мячей, карточки с цифрами.

Содержание игры. На магнитной доске размещаются слева и справа рисунки – ворота, ниже – карточки с цифрами, обозначающие числовой ряд от 0 до 10. На поле прикрепляются рисунки – мячи, на обратной стороне их записаны примеры, в которых зашифровано направление удара мяча. Ученики должны правильно ударить мяч (решить правильно пример) и передвинуть его к той части ворот, где находится ответ этого примера. В игре участвуют поочередно игроки каждой команды (каждого варианта), которые загоняют мячи то в левые, то в правые ворота. Выигрывает та команда, которая не допустит ни одной ошибки в ударе мяча или допустит меньшее число ошибок.

III. Работа над темой.

1. Работа с фишками.

Один ученик работает у доски, остальные на своих местах.

– Положите 4 красные фишки слева, а 2 желтые фишки справа. Сколько фишек стало? (6.)

– Как получили? (4 + 2 = 6.) (Записать на доске.)

– Положите слева 2 желтые фишки, а справа 4 красные фишки. Сколько фишек стало?

– Как получили? (2 + 4 = 6.) (Записать на доске.)

– Что интересного заметили в этих примерах?

2. Работа по учебнику.

– Рассмотрите рисунок 1 на с. 4. Какой пример решает волк?

– Какой пример решает заяц? Сколько получилось у волка? А у зайца?

– Почему ответы одинаковые, а примеры разные? (Волк считал с красных фишек, а заяц с желтых, количество фишек одинаково.)

3. Работа по шкалам линейки.

Выполнение задания 2 на с. 4 учебника.

а) Объясните, как к 3 прибавили 6.

(От числа 3 вправо отсчитываем 6 шагов и останавливаемся на числе 9. Значит, 3 + 6 = 9.)

б) Объясните, как к 6 прибавить 3.

(От 6 отсчитываем вправо 3 шага и получаем 9, значит, 6 + 3 = 9.)

– Сравните примеры.

– Какой вывод можно сделать? (Складывать числа можно в любом порядке.)

– А как удобнее вычислять? (К большему числу удобнее прибавлять меньшее, так как меньше делаем шагов по линейке.)

– Прочитайте правило.

4. Работа в тетради № 1.

Самостоятельное выполнение с последующей проверкой задания 1 на с. 4.

5. Работа по учебнику.

Выполнение задания 4 на с. 5.



Выполнение движений по тексту.

Руки на пояс поставьте сначала,

Влево и вправо качайте плечами.

Вы дотянулись мизинцем до пятки,

Если сумели – вы в полном порядке.

IV. Повторение.

1. Работа по учебнику.

Выполнение задания 3 на с. 5.

1) Смоделируйте первую ситуацию.

– Сколько вишен в зеленом множестве? (2.) Выложите столько фишек.

– Сколько ягод смородины в синем множестве? (7.) Выложите столько фишек.

– Сколько всего фишек выложили? (9.)

– Как получили 9? (2 + 7 = 9.)

– Сколько ягод будет в красном множестве? (9.)

2) Рассмотрите второй рисунок. Ответьте на вопросы.

– Что обозначает число 7?

(Число 7 обозначает количество ягод смородины.)

– Что обозначает число 2?

(Число 2 обозначает количество вишен.)

– Назовите число, которое можно сразу записать вместо знака. Объясните.

2. Работа в тетради № 1.

Выполнение задания 5 на с. 5.

– Придумайте задачу. В саду росло 5 кустов черной смородины, 2 куста красной, 3 куста белой смородины. Сколько кустов смородины росло в саду? (10)

– Как получили? (5 + 2 + 3 = 10.) Объясните с помощью модели.

– Что находили в синем множестве? (Сколько кустов черной и красной смородины?)

– Сколько же? (7.) Как нашли? (5 + 2 = 7.) Запишите решение.

– Что находили в зеленом множестве? (Сколько кустов красной и белой смородины?)

– Сколько? (5.) Как нашли? (2 + 3 = 5.) Запишите.

3. Работа по учебнику.

1) Решение задания 5 на с. 5.

2) Выполнение задания 7 на с. 6.

– Какова длина расчески? (11 см.)Ширина? (2 см.)

– Какова длина зеркальца? (6 см.) Ширина? (3 см 5 мм.)

Каждый вопрос сопровождается объяснением детей.

4. Игра «Составим букет».

Дидактическая цель. Уточнение имеющихся у детей представлений о размере, цвете и числе предметов.

Средства обучения. Рисунки: цветы разных размеров.

Содержание игры. Дети на своих столах составляют из вырезанных открыток, цветной бумаги букет цветов, располагая внизу более крупные цветы, а повыше – мелкие. В ходе составления букета дети подсчитывают число цветов в каждом букете, белых и красных гвоздик, число ромашек и васильков, больших и маленьких цветов.

V. Самостоятельная работа.

Выполнение заданий 2, 3, 4 на с. 4 в рабочей тетради № 1.

VI. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке? (Ответы детей.)

– Закончим урок игрой в рифмовки с числами.

Игра «Доскажи словечко».

Две розы Маша сорвала,

В подарок маме принесла.

Сорви еще и подари

Ты мамочке не две, а … (три).

У куклы пять нарядных платьев,

Какое нынче надевать?

Есть у меня для куклы шерсть,

Свяжу – и платьев будет … (шесть).

Урок 59
ПЕРЕСТАНОВКА ЧИСЕЛ ПРИ СЛОЖЕНИИ


Цель: продолжить формирование понятия о том, что сложение всегда выполнимо и что к большему числу удобнее прибавить меньшее.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счёт.

1. Игра «Угадай число».

Описание. На наборном полотне выставлены карточки с числами от 1 до 10, но все они повернуты обратной стороной к классу. Учитель переворачивает одну из карточек (например с цифрой 5) и предлагает назвать «соседей» этого числа. Карточки переворачиваются, и дети убеждаются, что отгадали правильно.

– Какое число стоит впереди числа 4? (Карточка с числом переворачивается.)

– Какое число стоит между числами 2 и 4?

– А перед числом 2?

– Какое число следует за числом 8?

2. Счёт по «цепочке».

Пользуясь шкалой на линейке, выполните задание 6 на с. 5 учебника.

3. Задача для смекалистых.

На ветке сидело 5 птиц. 2 птицы перелетели на соседнюю ветку этого же дерева. Сколько птиц осталось на дереве? (5.)

4. Игра «Молчанка».

Учитель читает примеры, дети на «ромашках» показывают ответы и приходят к выводу, что сложение всегда выполнимо, что к большему числу удобнее прибавить меньшее.

3 + 5 2 + 4 1 + 9 2 + 8

5 + 3 4 + 2 9 + 1 8 + 2

5. Логические ряды.

Задание. Разгадайте правило, по которому составлен каждый ряд.



III. Повторение и закрепление пройденного.

1. Минутка чистописания.

Выполнение работы в тетради с крупной разлиновкой.

2. Работа над задачами.

Выполнение задания 8 на с. 6 в рабочей тетради № 1.

Дети придумывают задачу. На одной ветке 3 шишки, на другой – 4 шишки. Анализ решения сопровождается моделированием.

– Сколько шишек на 1-й ветке? (3.) Сколько фишек выложили?

– Сколько шишек на 2-й ветке? (4.) Сколько фишек выложили?

– Какие вопросы можно поставить в этой задаче?

– Что нужно сделать, чтобы ответить на эти вопросы? (Составить пары.)

– На какой ветке шишек больше? На сколько?

– На какой меньше? На сколько? Что запишете в ответе?

Задачи на умножение и деление (рабочая тетрадь № 1, с. 7–8, задания 11, 14).

а) Выполнение задания 11.

Дети придумывают задачу. В 4 гнездах – по 3 яйца. Сколько всего яиц? – Рассмотрите эту ситуацию на фишках.

– Как разложили фишки? (В виде прямоугольной таблицы.)

– Сколько строк в этой таблице? (4)

– По сколько фишек в каждой строке? (По 3.)

– Сосчитайте, сколько всего яиц. (12)

– Как нашли? (3 + 3 + 3 + 3 = 12 или 3 4 = 12.)



Учащиеся выполняют упражнения за учителем.

Поросёнок, чтоб напиться,

Тычет мордочкой в корытце,

Вместо хвостика крючок,

Нос КОРОТКИЙ – пятачок.

А это – африканский слон,

Бананы очень любит он.

Чтоб рвать бананы и кокосы,

Слон обзавёлся ДЛИННЫМ носом.

б) Решение задачи 14.

(Дети изображают орехи около каждой белочки по одному, затем еще по одному и продолжают до тех пор, пока не разложат все 20 орехов. Затем пересчитывают орехи около каждой белочки.)

– По сколько орехов получит каждая белочка? (По 4 ореха.)

– Сколько орехов получите, если 20 разделите на 5? (4.)

– Назовите ответ задачи. (4.)

3. Работа над геометрическим материалом.

– Какие геометрические фигуры вы знаете? (Отрезок, квадрат, круг.)

1) Работа над отрезком. (Тетрадь, с. 6, задания 9, 10.)

2) Работа над квадратом и знакомство с кубом.

Показ моделей и нахождение разницы между этими геометрическими фигурами.

3) Работа над кругом и знакомство с шаром.

– Где в жизни, в окружающей вас обстановке можете встретить куб, шар?

Выполняются задания по учебнику (с. 7–8) на усмотрение учителя.

4. Игра «Составим узор».

Дидактическая цель. Выявление простейших числовых представлений у детей, умения различать предметы по цвету, форме, расположению.

Содержание игры. Учитель предлагает одному из учеников составить узор на магнитной доске, другим – у себя на парте. С этой целью он дает следующее задание: разместить на середине магнитной доски (или столе ученика, или листке бумаги) красный круг, вверху и внизу от круга – 2 желтых треугольника, справа и слева – 2 красных. Правее этого узора учитель предлагает выложить другой узор: круг посредине, 2 красных и 2 синих квадрата расположить от круга по углам, вверху и внизу – красные квадраты, справа и слева – синие.

Затем учитель просит составить любой узор из фигур и расположить его левее первого узора, сосчитать число фигур в каждом из них; в двух узорах; в трех узорах.

IV. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке? Что вам понравилось?

Урок 60
Сложение с числом 0


Цели: добиться усвоения свойства прибавления 0 к числу; упражнять в решении примеров с числом 0.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счёт.

1. Игра «Молчанка».

Учитель показывает число, дети поднимают карточки с ответами.



2. Арифметический диктант.

Дети показывают ответы с помощью разрезных карточек с цифрами.

– Какое число при счёте следует за числом 8?

– Назовите число, предыдущее 8. Назовите число, следующее за 3.

– Покажите соседей числа 9; 3; 7.

– Какое число больше на 1, чем 8?

– Какое число меньше на 1, чем 4?

– Увеличьте 6 на 1 и еще раз на 1.

– Увеличьте 8 на 1.

– Уменьшите 7 на 1.

– Уменьшите 9 на 1 и еще раз на 1.

3. Задачи в стихах.

Семь рассерженных гусей,

Семь отчаянных друзей,

Ходят-бродят: «Га-га-га!»

Тут хозяйка позвала:

– Есть хотите?

– Да-да-да!

И пошли ватагой всей

Семь рассерженных гусей.

Семь гусей ушли кормиться.

Сколько же осталось птицы? (Нисколько.)

Три мартышки – три соседки –

С ветки прыгали на ветку.

Расшумелись, раскричались.

Дождь пошел – все разбежались.

– Сколько мартышек на ветке осталось? (0.)

– Сколько мартышек домой разбежалось? (3.)

III. Работа над новой темой.

1. Работа с фишками.

– Положите на парту 2 красные фишки. Уберите 1 фишку.

2 – 1 = 1 (Осталась одна фишка.)

– Уберите еще 1 фишку. Сколько фишек осталось на парте? (Ни одной не осталось.)

2 – 1 = 1; 1 – 1 = 0.

Снесла курочка яичко… Мышка бежала, хвостиком задела – яичко упало и разбилось. Сколько стало? (Нисколько. Ни одного не стало.)

– На столе нуль чашек. Значит, на столе нет ни одной чашки.

– Купили нуль стульев, значит, стульев не купили вообще.

– Нуль предметов, значит, этих предметов нет вообще.

2. Исследовательская работа.

а) Учитель читает примеры в задании 2 на с. 10 учебника. Дети по линейке решают их и «ромашками» показывают ответы.

– Какой вывод можно сделать? (Если к нулю прибавить какое-нибудь число, то получится это же число.)

б) Выполнение задания 1 на с. 10 учебника.

– Объясните, как решали пример 0 + 3 = ... (Найдем на шкале линий число 0 и отсчитаем от него вправо 3 шага по единице. Придем к числу 3.)

– Повторите, какой вывод можно сделать.

Формулировка вывода повторяется несколькими детьми.

в) Выполнение задания 1 на с. 10 учебника.

– А теперь объясните, как решали пример 3 + 0. (Найдем на шкале линейки число 3 и сделаем от него вправо 0 шагов. Это означает, что мы остались на месте, не сделали ни одного шага, и ответ получился 3. Значит, 3 + 0 = 3.)

Вывод по теме: если к числу прибавить нуль, получится то же число.

Повторение этой формулировки отдельными детьми.

– Сравните эти примеры:

3 + 0 = 3 и 0 + 3 = 3

– Что заметили? (Одинаковый ответ; складывали одни и те же числа; только числа поменяли местами.)

– Каким правилом пользовались? (Складывать числа можно в любом порядке.)

Вывод: при сложении нуля с любым числом получается тот же результат, что и при сложении любого числа с нулем: ведь числа можно переставлять.

С помощью линейки это можно проверить.



Учащиеся выполняют упражнения за учителем.

Скок да скок, скок да скок –

Покатился колобок,

Круглый да румяный,

Прямо на поляну.

Нам колобок нарисовать,

Как ноль в тетради написать.

Да только ноль не колобок,

А просто он пустой кружок.

И значит цифра эта,

Что ничего здесь нету.

И звери съели колобок.

Вот что такое ноль – кружок.

В. Бакалдин

IV. Закрепление изученного.

1. Работа в тетради № 1, с. 9–10.

1) Выполнение задания 4, с. 9.

– Давайте проверим наше правило по линейке.

Решение примеров по линейке с рассуждением, запись ответов.

2) Выполнение заданий 1, 2, 3, 5 на с. 9–10.

Составление и решение задач письменно.

2. Работа по учебнику, с. 10–11.

1) Решение задачи 3.

Задание. Составьте и решите задачу, ответ запишите, используя правило.

– Сколько карандашей в I коробке? (8.)

– Сколько карандашей во II коробке? (0.)

– Сколько карандашей в двух коробках? (8.) Почему?

– Как записать решение? (8 + 0 = 8.)

Учащиеся проверяют правило: если к числу прибавить 0, получится это же число.

2) Аналогичное решение задачи 4.

3. Работа по карточкам.

– Обведите рисунки, на которых насекомых не меньше, чем птиц. Раскрасьте рисунки, на которых насекомых не больше, чем птиц.


  1   2   3   4   5

перейти в каталог файлов
связь с админом