Главная страница
qrcode

Диплом Дианов 5 курс валюта. Таможенно тарифное регулирование и обеспечение экономической безопасности страны


Скачать 116,67 Kb.
НазваниеТаможенно тарифное регулирование и обеспечение экономической безопасности страны
АнкорДиплом Дианов 5 курс валюта .docx
Дата13.01.2017
Размер116,67 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаDiplom_Dianov_5_kurs_valyuta.docx
ТипДокументы
#8464
страница1 из 4
Каталог
  1   2   3   4

МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА И УПРАВЛЕНИЯ

Институт правоведения

Кафедра таможенного дела

Выпускная квалификационная работа на тему:

«Таможенно тарифное регулирование

и обеспечение экономической

безопасности страны»

Специальность «Таможенное дело»

Специализация «Таможенные платежи и валютное

регулирование»

ВЫПОЛНИЛ: студент Дианов Игорь Дмитриевич

Подпись_________________________________

Научный руководитель: Косорученко Т.В.

Подпись_________________________________

Заключение рецензента: Заслуживает оценки « »

(Рецензия прилагается)

Рецензент: кандидат экономических наук, доцент Скучалина Л.М.

Подпись_________________________________

Заключение кафедры о допуске к защите:

Допущена (Не допущена) к защите

Зав кафедрой таможенного дела

Кандидат технических наук, доцент Кулишова Е.М.

Подпись________________________________

«____»_____________20___г.

Оглавление

  1. Введение…………………………………………………….3



  1. Раздел 1- Экономическая безопасность страны как важнейшая составляющая благополучия государства………………..8

1.1Экономическая безопасность в системе общей безопасности страны

1.2 Цели и задачи таможенных органов в обеспечении экономической безопасности страны………………………………………19

  1. Раздел 2- Теоретические основы таможенного регулирования в Российской Федерации в рамках Таможенного союза ЕврАзЭс

2.1 Таможенный Союз ЕврАзЭс : история сотрудничества и нормативно - правовая база …………………………………………………..26

2.2 Тарифные и нетарифные меры таможенного

регулирования………………………………………………….40

2.3 Основные задачи таможенно-тарифного регулирования в РФ на современном этапе ……………………………………………56

4. Раздел 3- Практические вопросы …………………………61

3.1 Перспективы улучшения применения мер таможенными органами по обеспечению экономической безопасности на основе Концепции развития таможенных органов до 2020 г.

5. Заключение…………………………………………………77

6. Список источников………………………………………...82

Введение

В последнее время термин «безопасность» стал весьма популярным. В прессе, выступлениях политиков, программах политических партий и движений нередко приходится встречать термины «национальная безопасность», «государственная безопасность», «региональная безопасность». При таком обилии формулировок легко подменять сущность понятий, прибегая тем самым к наиболее надежному способу манипулирования общественным сознанием в интересах определенных политических сил.

Долгое время безопасность как сфера деятельности была предметом скорее практики государственного управления, а не объектом теоретической науки.

В современном мире происходят глубокие интеграционные процессы, тем не менее каждое государство преследует свои национальные интересы -геополитические, военные, экономические и т.д.. Национальные интересы предполагают проведение государством независимого политического и экономического курса. Отсюда вводится понятие государственной, в том числе и экономической безопасности. Проблема экономической безопасности является ключевой проблемой для выживания любого государства. Современный взгляд на развитие как государства так и человеческого общества выдвигает на первый план задачу устойчивого развития, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу будущие поколения. Одним из условий такого развития является обеспечение безопасности в широком смысле этого слова. Экономика является базисом развития общества, поэтому акцент на экономической безопасности не менее актуален, чем, например, на военной.

В условиях происходящей интернационализации и глобализации современное экономическое развитие определяется сочетанием двух противоречивых тенденций: подчинения мировой экономики интересам международной финансовой олигархии и транснационального капитала, с одной стороны, и конкуренции национальных экономических систем - с другой. Эти тенденции переплетаются, создавая в каждой стране уникальное сочетание внешних и внутренних факторов.

Особенно актуальным вопрос экономической безопасности России в современных условиях становится в контексте недавнего присоединения нашей страны к ВТО и особенно всвязи с санкциями со стороны Запада, который пытается возложить вину на РФ за кризис на юго-востоке Украины. Весьма остро встает вопрос сохранения своих национальных интересов в глобальной международной конкуренции, использования своих конкурентных преимуществ для упрочения положения в мировой экономической системе.

Национальные интересы каждой страны определяются принципами сохранения своей независимости, обеспечения благосостояния и высокого качества жизни своего народа, сохранения его национальной культуры и возможностей реализации присущих ему духовных ценностей. Эти интересы диктуют соответствующие приоритеты международного сотрудничества.

Одно из главных изменений, происшедших со страной по сравнению с 1990-ми годами - качественное усиление ее экономической зависимости от внешнего мира, от внешнеэкономических связей. Состояние экономического взаимодействия с внешним миром прямо воздействует или даже определяет положение по крайней мере трети населения страны, а косвенно (но весьма ощутимо) - для всего населения.

Одним из важнейших институтов в руках государства, играющим огромную роль в обеспечении экономической безопасности страны, являются таможенные органы. В их задачи входят реализация единой политики в сфере торговли, обеспечение мер таможенного регулирования,  взимание пошлин и платежей в пределах своей компетенции, обеспечение полного выполнения законодательства и законодательства стран-участниц, борьба с контрабандой и легализацией доходов, полученных незаконным путем и другие.

Таким образом, в данном случае понятия «экономическая безопасность» и «таможено-тарифное регулирование» являются очень взаимосвязанными таким образом, что таможенные органы, являясь «инструментом» в руках государства, обеспечивают в пределах своей компетенции экономическую безопасность страны. Соответственно, одна из главных задач данной работы - отметить роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности России.

Объектом исследования данной работы являются общественные отношения, возникающие в процессе таможенно - тарифного регулирования.

Предметом исследования следует назвать проблемы и особенности, возникающие в процессе обеспечения таможенно - тарифного регулирования. Сюда следует отнести как общие проблемы и перспективы улучшения применения мер по обеспечению экономической безопасности в сфере ТТР, так и преступления и правонарушения в таможенной сфере со стороны граждан и участников ВЭД, а также качественное противодействие этим явлениям со стороны таможенных органов.

Хотелось бы отметить, что первичным здесь является объект исследования (более широкое понятие), вторичным — предмет исследования, в котором выделяется определенное свойство объекта исследования.

Целью данной работы будет являться исследование проблем, связанных с обеспечением таможенными органами экономической безопасности государства.

Далее, среди задач исследования необходимо выделить следующие:
1. Раскрыть суть и значение понятия «экономическая безопасность».

2. Отметить задачи таможенных органов по обеспечению экономической безопасности страны.

3. Исследовать меры таможенного регулирования, выделив тарифные как приоритетные для данной работы в соответствии с ее темой.

4. Рассмотреть проблемы и задачи таможенно-тарифного регулирования в современных мировых экономических условиях.

5. Оценить усилия государства в целом и таможенных органов в частности по перспективам улучшения мер таможенного регулирования и экономической безопасности на примере Концепции развития таможенных органов до 2020 г.

Актуальность данной работы будет можно подчеркнуть в двух важных аспектах.

Во-первых, необходимо отметить ее недостаточную изученность, особенно в соответствии с постоянно изменяющимися мировыми политико-экономическими реалиями. Сюда можно включить и продолжающуюся интеграцию в рамках ЕврАЗэс, и начало переориентирования РФ на Восток (участие в Шанхайской Организации Сотрудничества, и других международных организациях Азиатско-Тихоокеанского региона, а также бурно развивающиеся отношения с Китаем) так и ситуацию всвязи с кризисом на Юго-востоке бывшей Украины и постоянно расширяющимися санкциями в отношении нашей страны. Последнее оказывает особенно сильное влияние на экономическую политику России, в том числе в плане внешнеэкономических связей и экспортно-импортных операций. Таким образом, в этих условиях способность государства и подконтрольных ему органов (в данном случае таможенных) концентрировать усилия по обеспечению экономической стабильности приобретает невероятную значимость. В данном случае исследование актуально именно потому, что определенные аспекты этих проблем изучены не в полной мере, а внешнеполитическая обстановка постоянно вносит коррективы как во внутри, так и внешнеэкономические отношения государства.

И, наконец, во-вторых, актуальность данной работы связана с возможностью решения этой и других задач на основании их исследования в рамках этой работы.

Раздел 1- Экономическая безопасность страны как важнейшая составляющая благополучия государства

1.1 Экономическая безопасность в системе общей безопасности страны

Безопасность страны в различных ее проявлениях всегда являлась, пожалуй, главным критерием жизнеспособности той или иной страны. От этого важнейшего показателя зависят многие ключевые параметры общего благополучия государства. Перед тем, как приступить к рассмотрению такого более узкого понятия, как экономическая безопасность, необходимо дать понятие общей безопасности.

Понятие «безопасность», согласно словарю Робера, стало употребляться с 1190 г. Оно означало спокойное состояние духа человека, считавшего себя защищенным от любой опасности. Но в этом значении оно употреблялось редко. Лишь в XVII–XVIII вв. термин «безопасность» практически во всех странах начал применяться с позиции государства: главной целью государства является обеспечение общего благосостояния и безопасности. В России термин «государственная безопасность» был применен в «Положении о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» от 14 августа 1881 г.

В современных условиях понятие «безопасность» приобрело особо актуальное значение. Это обусловлено тем, что технический прогресс, проникший во все сферы жизнедеятельности человека, с одной стороны, выступает в качестве прогресса, облегчая труд, создавая комфортность в быту и на производстве, увеличивая скорости передвижения человека и т. д., с другой – таит в себе угрозу безопасности для населения, связанную с загрязнением окружающей среды, технико-технологических катастроф, различного рода аварий.

Безопасность – это сложное многоаспектное явление, проявляющееся в уровне защищенности жизненно важных интересов всех хозяйствующих структур общества от внутренних и внешних угроз и создании условий для их существования и развития. 1

Безопасность выступает как деятельность, содержание которой формируется в процессе разрешения противоречия между объективной реальностью, заключающей в себе элементы угроз жизнедеятельности хозяйствующих субъектов, и разумными потребностями индивидов, социальных групп и общностей, стремящихся предотвратить эти угрозы, локализовать их и устранить негативные последствия, создаваемые ими. Таким образом, объектом безопасности как деятельности являются угрозы в виде экономических, военных, экологических, национальных, а конкретными носителями этих угроз являются природные, социальные, общественные процессы.

Виды безопасности. Безопасность имеет многоуровневый характер. В экономической литературе обычно выделяют следующие уровни безопасности: индивида (личность), фирмы, региона, страны, мирового хозяйства. В современных условиях резкое возрастание нестабильности затрагивает интересы всех хозяйствующих субъектов.

В России в начале 1990-х годов негативные процессы, связанные с переходом на рыночные методы хозяйствования, привели к обострению всех типов противоречий в народном хозяйстве: экономических, социальных, экологических, правовых, национальных и т. д.

В сфере экономики сокращение исследований в отраслях, обеспечивающих научно-технический прогресс, вызывает противоречие между имеющимся научно-технологическим потенциалом и возможностями его реализации. В результате происходит отток высококвалифицированных кадров за рубеж, разрушается научно-технический потенциал и нарастает опасность деградации наукоемких производств.

В сфере территориальной организации производства. Сокращение внутреннего валового продукта и экономическая дезинтеграция усиливают сепаратистские настроения ряда субъектов Российской Федерации. В результате нарастают противоречия, с одной стороны, между отдельными регионами; с другой – между регионами и центром. Это ведет к ослаблению единого экономического пространства, России, нарушению ее федеративного устройства.

В социальной сфере. Дифференциация и глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, а также ослабление системы государственного регулирования и контроля порождают имущественные противоречия, которые способствуют росту преступности и криминализации общественных отношений.

В экономической литературе наряду с национальной безопасностью используется понятие «национальная сила».

Национальная сила государства характеризуется экономической мощью страны, ее природно-географическими возможностями по наращиванию экономического и оборонного потенциала, а также обладанием военной и экономической властью, способной оказывать силовое давление на другие страны.

Индекс «комплексной национальной силы» государства разработан японскими учеными по заказу Национального управления экономического планирования. По определению японских ученых, этот индекс включает три составные части:

  • во-первых, «способность вносить вклад в международное сообщество», которая содержит финансово-экономические и научно-технические возможности государства создавать и развивать международные социальные и экономические проекты;

  • во-вторых, «способность к выживанию» в кризисных и экстремальных условиях, которая определяется географическим положением, численностью населения, природными ресурсами, экономической и оборонной силой государства;

  • в-третьих, оценка потенциала «возможного силового давления», которая характеризуется как способность государства навязывать свои решения другим странам, подчиняя их поведение собственным интересам.

В соответствии с Конституцией РФ граждане имеют право на жизнь (ст. 20), свободу и личную неприкосновенность (ст. 22), неприкосновенность частной жизни (ст. 24), неприкосновенность жилища (ст. 26), право частной собственность (ст. 35). Законом о безопасности определяется понятие безопасность, жизненно важные интересы, субъекты и объекты безопасности ст. 1, ст. 2 Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Субъекты обеспечения безопасности: государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.

Граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством республик в составе Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере. Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом.

Угроза безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Оружие является средством с помощью которого выполняют свои функции субъекты безопасности.

Теперь, после определения общего понятия безопасности, необходимо перейти непосредственно к безопасности экономической, так как без этого раскрытие роли и места таможенных органов в ее обеспечении и охране не предоставляется целесообразным.

Вообще, категория экономической безопасности по-разному трактуется в научной литературе. Так, например, по мнению В.Тамбовцева, «...под экономической безопасностью той или иной системы нужно понимать совокупность свойств состояния ее производственной подсистемы, обеспечивающую возможность достижения целей всей системы». В.А.Савин считает, что «экономическая безопасность представляет систему защиты жизненных интересов России. В качестве объектов защиты могут выступать: народное хозяйство страны в целом, отдельные регионы страны, отдельные сферы и отрасли хозяйства, юридические и физические лица как субъекты хозяйственной деятельности». По Л.И.Абалкину «экономическая безопасность — это состояние экономической системы, которое позволяет ей развиваться динамично, эффективно и решать социальные задачи и при котором государство имеет возможность вырабатывать и проводить в жизнь независимую экономическую политику.

Итак, в общем смысле слова, под экономической безопасностью следует понимать важнейшую качественную характеристику экономической системы, определяющую ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства.

Обеспечение экономической безопасности — это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижения успеха. Это объясняется тем, что экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности общества, государства и личности, и, следовательно, понятие национальной безопасности будет пустым словом без оценки жизнеспособности экономики, её прочности при возможных внешних и внутренних угрозах. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов. Здесь недопустимы легкомыслие и попытки преуменьшить, грозящие опасности. Весьма велика и ответственна роль науки в разработке концепции экономической безопасности. Причем речь идет не просто о словесных упражнениях и не о поиске красивых формул, различного рода классификаций опасностей — внешних и внутренних, долговременных и текущих. Принципиально важно раскрыть саму суть проблемы, выявить реальные угрозы, предложить надежные и эффективные методы их отражения.

Разумеется, экономическая безопасность органически включена в систему государственной безопасности, вместе с такими её слагаемыми, как обеспечение надежной обороноспособности страны, поддержание социального мира в обществе, защита от экологических бедствий. Здесь все взаимосвязано, и одно направление дополняет другое: не может быть военной безопасности при слабой и неэффективной экономике, как не может быть ни военной безопасности, ни эффективной экономики в обществе, раздираемом социальными конфликтами. Но, рассматривая те или иные стороны безопасности, нельзя обойти их экономические аспекты.

Экономическая безопасность традиционно рассматривается как качественная важнейшая характеристика экономической системы, которая определяет её способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов. Сама экономическая безопасность имеет сложную внутреннюю структуру, в которой можно выделить три её важнейших элемента:

  1. Экономическая независимость не носит абсолютного характера потому, что международное разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми друг от друга. В этих условиях экономическая независимость означает возможность контроля над национальными ресурсами, достижение такого уровня производства, эффективности и качества продукции, который обеспечивает её конкурентоспособность и позволяет на равных участвовать в мировой торговле, кооперационных связях и обмене научно-техническими достижениями.

  2. Стабильность и устойчивость национальной экономики, предполагающие защиту собственности во всех её формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию (борьба с криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать социальные потрясения и т. д.).

  3. Способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в современном, динамично развивающемся мире. Создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и общекультурного уровня работников становятся необходимыми и обязательными условиями устойчивости и самосохранения национальной экономики.

Таким образом, экономическая безопасность — это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимости национальной экономики, её стабильности и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию.

Среди показателей экономической безопасности можно выделить показатели:

  • экономического роста (динамика и структура национального производства и дохода, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевая структура хозяйства и динамика отдельных отраслей, капиталовложения и др.);

  • характеризующие природно-ресурсный, производственный, научно-технический потенциал страны;

  • характеризующие динамичность и адаптивность хозяйственного механизма, а также его зависимость от внешних факторов (уровень инфляции, дефицит консолидированного бюджета, действие внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутреннюю и внешнюю задолженность);

  • качества жизни (ВВП на душу населения, уровень дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, трудоспособность населения, состояние окружающей среды и т. д).

Пороговые уровни снижения безопасности можно охарактеризовать системой показателей общехозяйственного и социально-экономического значения, отражающих, в частности:

  • предельно допустимый уровень снижения экономической активности, объемов производства, инвестирования и финансирования, за пределами которого невозможно самостоятельное экономическое развитие страны на технически современном, конкурентоспособном базисе, сохранение демократических основ общественного строя, поддержание оборонного, научно-технического, инновационного, инвестиционного и образовательного потенциала;

  • предельно допустимое снижение уровня и качества жизни основной массы населения, за границами которого возникает опасность неконтролируемых социальных, трудовых, межнациональных и других конфликтов; создается угроза утраты наиболее продуктивной части национального «человеческого капитала» и нации как органичной части цивилизованной общности;

  • предельно допустимый уровень снижения затрат на поддержание и воспроизводство природно-экологического потенциала, за пределами которого возникает опасность необратимого разрушения элементов природной среды, утраты жизненно важных ресурсных источников экономического роста, а также значительных территорий проживания, размещения производства и рекреации, нанесение непоправимого ущерба здоровью нынешнего и будущего поколений и др.

Обобщая все выше сказанное, можно сказать, что экономическая безопасность — это способность экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей на национальном и международном уровнях. Иными словами, экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамическому росту национальной экономики, её способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, гарантирующую от различного рода угроз и потерь.

Из этого можно сделать два вывода: Первый. Экономическая безопасность страны должна обеспечиваться, прежде всего, эффективностью самой экономики, то есть, наряду с защитными мерами, осуществляемыми государством, она должна защищать сама себя на основе высокой производительности труда, качества продукции и т. д. Второй. Обеспечение экономической безопасности страны не является прерогативой какого-либо одного государственного ведомства, службы. Она должна поддерживаться всей системой государственных органов, всеми звеньями и структурами экономики. Это особенно важно подчеркнуть пред тем, как в следующей части будет отмечено значение конкретно таможенных органов в решении данных проблем.

Во второй части данного раздела представляется необходимым рассмотреть роль Федеральной Таможенной Службы в обеспечении экономической безопасности России. Особое значение будут иметь задачи, стоящие перед таможенными органами в области обеспечения экономической безопасности, а также меры, предпринимаемые ими для их решения.

1.2 Цели и задачи таможенных органов в обеспечении экономической безопасности страны

Для того чтобы перейти к целям и задачам таможенных органов в области экономической безопасности, необходимо сперва напомнить об элементах, входящих в систему таможенных органов соответствии с основными положениями нормативно правовых актов в области таможенного дела, а затем отметить их задачи и функции относительно обеспечения экономических задач государства.

В соответствии с главой 2 ст.10 ФЗ №311 «О таможенном регулировании в РФ» от 27.11.2010 в систему таможенных органов России входят:

1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;
2) региональные таможенные управления;
3) таможни;
4) таможенные посты.

Также согласно п.4-6 этой же статьи:

4. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе создавать специализированные таможенные органы, а также свои структурные подразделения (департаменты, управления), компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров.

5. Региональные таможенные управления, таможни и таможенные постыдействуют на основании общих или индивидуальных положений, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Таможенные посты могут не обладать статусом юридического лица.

6. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, имеет свои представительства в иностранных государствах, создаваемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Здесь необходимо пояснить, что система таможенных органов является одним большим сложным механизмом, состоящим из множества деталей (подразделения, отделы таможен и таможенных постов и т.д.), и для их успешного функционирования необходима сложная и успешная работа как со стороны государства (Правительство РФ), так и профессионализма самих работников таможенных органов.

Для успешной реализации своей деятельности, таможенные органы должны руководствоваться определенными задачами, принципами.

Итак, в соответствии со ст.6 Таможенного Кодекса Таможенного Союза (далее-ТК ТС) таможенные органы обеспечивают на таможенной территории таможенного союза решение следующих основных задач:

1) содействие реализации единой торговой политики таможенного союза;

2) обеспечение исполнения таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств-членов таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы;

3) совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля, в том числе в рамках оказания взаимной административной помощи;

4) взимание таможенных платежей, а также специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, контроль правильности их исчисления и своевременности уплаты, принятие мер по их принудительному взысканию в пределах своей компетенции;

5) обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;

6) обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения прав и законных интересов лиц в области таможенного регулирования и создание условий для ускорения товарооборота через таможенную границу;

7) обеспечение в пределах своей компетенции мер по защите национальной безопасности государств-членов таможенного союза, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды;

8) выявление, предупреждение и пресечение административных правонарушений и преступлений в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза;

9) обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности на таможенной территории таможенного союза в пределах своей компетенции;

10) ведение таможенной статистики.

На основании перечисленных выше задач следует сделать вывод о том, что лишь их комплексная реализация позволяет обеспечивать такие результаты как: своевременное поступление доходов от таможенной деятельности в Федеральный бюджет, защита экономических интересов России как внутри страны, так и на международной арене.

Далее, деятельность всех таможенных органов РФ направлена на реализацию ряда принципов, которые можно условно разделить на две группы: задачи, направленные на достижение экономических целей РФ в составе ТС и задачи, направленные на достижение стратегических целей РФ. Поскольку ТС образуют страны с похожими стратегиями социально-экономического развития, то эти две группы задач очень близки по смыслу, а иногда и повторяются.

Среди задач, направленных на достижение экономических целей РФ в составе ТС, можно выделить следующие:

- реализация единой политики ТС в сфере торговли;

- обеспечение полного выполнения законодательства ТС и законодательства стран-участниц ТС;

- оказание административной помощи странам-участницам;

- взимание пошлин и платежей в пределах своей компетенции;

- обеспечение мер таможенного регулирования;

- создание условий для ускорения товарооборота через границу;

- борьба с контрабандой и легализацией доходов, полученных незаконным путем;

- контроль за валютными операциями в пределах компетенции;

- выявление, пресечение и предупреждение административных правонарушений и уголовных преступлений;

- защита прав на интеллектуальную собственность;

- ведение статистики.

Задачи, направленные на достижение стратегических целей РФ:

- повышение уровня соблюдения законодательства РФ в сфере таможенных отношений;

- обеспечение своевременной и полной уплаты таможенных сборов, пошлин и налогов;

- повышение уровня функционирования таможенных органов, улучшение качества предоставляемых услуг;

- борьба с контрабандой товаров, запрещенных к ввозу на территорию или вывозу с территории РФ.

Выполнение данных задач таможенными органами способствует достижению стратегических целей социально-экономического развития России в составе ТС. Кроме того, от их успешности и последовательности реализации во многом и зависит экономическая стабильность и безопасность государства.

Однако, для качественного выполнения поставленных задач, таможенные органы в своей деятельности должны успешно выполнять следующие возложенные на них функции:

-         проведение и повышение уровня таможенного контроля;
-         содействие ускорению товарооборота;
-         ведение статистики в таможенной сфере;
-         взимание таможенных пошлин и сборов, контроль их точности;
-         контроль международных перевозок по территории РФ;
-         обеспечение действия ограничений и запретов на ввоз или вывоз товаров;
-         обеспечение защиты прав на интеллектуальную собственность в пределах компетенции;
-         обеспечение мер по предотвращению или выявлению правонарушений: следственные действия, предварительное расследование в форме дознания, производство по административным делам;
-         контроль, в пределах компетенции, за осуществлением валютных операций;
-         защита интересов отечественных производителей;
-         противодействие легализации доходов, полученных незаконным путем;
-         сотрудничество с иностранными таможенными органами;
-         проведение информирования и предоставление консультации;
-         проведение научных исследований в области таможенного дела.

На основании перечисленных выше задач и функций следует сделать некоторые выводы.

Во- первых, задачи таможенных органов являются более широким понятием по сравнению с принципами и функциями, так как они рассматривают проблему экономической безопасности и стабильности в более широком и глобальном плане.

Во-вторых, только комплексное рассмотрение и решение трех вышеперечисленных элементов если не гарантирует, то допускает возможность качественного решения экономических проблем и вызовов, стоящих перед государством.

Все эти факторы крайне важны для дальнейшего рассмотрения в данной работе проблемы обеспечения экономической безопасности таможенными органами как в области таможенного дела и таможенной политики в частности, так и в масштабах всего государства в целом.

Однако, для успешного выполнения таможенными органами своих задач и функций, должна быть четко выстроенная нормативно-правовая база, регламентирующая роль, права и обязанности таможенных органов по обеспечению экономической безопасности. Кроме того, особую значимость приобретает само таможенное регулирование, как некий комплекс мер и действий со стороны государства и подотчетных ему таможенных органов, от которых и зависит реализация задач в области таможенного дела и таможенной политики и обеспечения экономической безопасности в пределах своей компетенции.

Всвязи с этим, в следующем разделе данной работы представляется логичным перейти к более подробному и детальному анализу проблемы, то есть исследованию мер таможенного регулирования, а также актуальных задач, стоящих перед государством в данной области.

  1   2   3   4

перейти в каталог файлов


связь с админом