Главная страница
qrcode

Диплом Дианов 5 курс валюта. Таможенно тарифное регулирование и обеспечение экономической безопасности страны


Скачать 116,67 Kb.
НазваниеТаможенно тарифное регулирование и обеспечение экономической безопасности страны
АнкорДиплом Дианов 5 курс валюта .docx
Дата13.01.2017
Размер116,67 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаDiplom_Dianov_5_kurs_valyuta.docx
ТипДокументы
#8464
страница2 из 4
Каталог
1   2   3   4
Раздел 2- Теоретические основы таможенного регулирования в Российской Федерации в рамках Таможенного союза ЕврАзЭс

2.1 Таможенный союз ЕврАзЭс: история сотрудничества и нормативно - правовая база

На современном этапе в условиях глобализации мировой экономики, а в особенности - всвязи с участившимися в последние годы финансово-экономическими кризисами, вызванными явной нестабильностью мировой финансово-экономической системы, становится все более очевидной тенденция создания различного рода союзов между несколькими государствами-соседями. Основной причиной популярности такого вида партнерства является справедливый вывод о том, что отдельно взятое государство в одиночку, какой бы развитой экономико-политической системой оно не обладало, в любом случае в той или иной степени оказывается подверженным определённым кризисным явлениям: спад экономического роста, нестабильность финансово-экономической системы и проч.

Здесь представляется необходимым ввести понятие «международная экономическая интеграция», для обобщения всего вышесказанного.

Международная экономическая интеграция — процесс объединения экономики стран, при котором постепенная отмена тарифных и нетарифных ограничений приводит к унификации экономической политики в отраслях экономики и имеет ряд выраженных последствий. К ним относятся закон одной цены (выравнивание цен), резкое увеличение объема торговли, увеличение производительности труда, миграции трудовых потоков, выравнивание величины внутренних сбережений, появление единой сетки тарифов на границах экономического объединения. Считается, что экономическая интеграция есть второй лучший вариант после режима свободной торговли по степени благоприятствования (ее стимулирования).

Другим определением экономической интеграции является процесс сближения, взаимоприспособления и сращивания национальных хозяйственных систем, обладающих способностью саморегулирования и саморазвития на основе согласованной межгосударственной экономики и политики.
Выделяют следующие формы экономической интеграции (с усилением интеграции к концу списка):
-Преференциальная зона,
-Зона свободной торговли,
-Таможенный союз,
-Общий рынок,
-Экономический союз,
-Экономический и валютный союз.

Зона свободной торговли (ЗСТ) — тип международной интеграции, при котором в странах-участниках отменяются таможенные пошлины, налоги и сборы, а также количественные ограничения во взаимной торговле в соответствии с международным договором. Это более глубокий тип интеграции, чем преференциальные соглашения. За каждой страной-участницей сохраняется право на самостоятельное и независимое определение режима торговли по отношению к третьим странам. В большинстве случаев условия зоны свободной торговли распространяются на все товары кроме продуктов сельского хозяйства. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, расположенным в одной из стран-членов, но обычно обходятся без него, а основные параметры своего развития страны согласовывают на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств.

Между странами-участницами сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие происхождение товаров, пересекающие их государственные границы.

Примеры ЗСТ:
Североамериканская зона свободной торговли НАФТА (North American Free Trade Agreement, NAFTA) — соглашение между США, Канадой и Мексикой, вступившее в силу в 1994 г. Соглашение предусматривает поэтапную ликвидацию таможенных тарифов и нетарифных барьеров как для промышленных, так и для сельскохозяйственных товаров, защиту прав интеллектуальной собственности, выработку общих правил для инвестиций, либерализацию торговли услугами и создание эффективного механизма для разрешения торговых споров между странами-участницами.
Европейская ассоциация свободной торговли — создана в 1960 г., в настоящее время включает Исландию, Лихтенштейн, Норвегию, Швейцарию.

Общий рынок — форма экономической интеграции стран, предполагающая свободное перемещение товаров, работ и услуг, а также факторов производства — капитала, трудовых ресурсов — через границы стран, являющихся членами общего рынка.

Общий рынок являлся одним из этапов интеграционных процессов в Европе. Соглашение об общем рынке было подписано шестью странами Европы (Западной Германией, Францией, Италией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом) в Риме в 1957 году (Римский договор).

Нет особенного смысла раскрывать особенности всех вышеперечисленных форм международной экономической интеграции. Важно отметить, что для создания конкретной из них необходимо наличие, прежде всего, определенных тесных экономических связей между государствами.

Далее, для раскрытия особенностей сегодняшнего уровня интеграции в рамках ЕвраЗэс представляется необходимым ввести важнейшее понятие для всего дальнейшего хода данной работы, а именно - Таможенного Союза.

Таможенный союз представляет собой объединение двух и более государств участвующих в таможенном союзе, для проведения совместных мероприятий в сфере таможенной политики. Таможенный союз предусматривает отмену таможенных пошлин в торговле между государствами участниками таможенного союза. Также таможенный союз образует единую таможенную территорию.

Таможенный союз - это объединение государств для проведения совместных действий в области таможенной политики.

Таможенный Союз был создан в 2010 году, а начиная с 1 июля 2011 года, была создана единая таможенная территория с полным набором контрольных функций по внешнему периметру и Таможенный Союз начал полноценно функционировать. В настоящий момент Таможенный Союз сформирован из трех государств - России, Казахстана и Беларуси.

Основная цель Таможенного Союза - рост экономики стран–участниц. С его образованием создался общий рынок почти в 180 млн. человек, с совокупным ВВП в $2 триллиона, и товарооборотом в $900 млрд. Сегодня страны-участницы Таможенного Союза составляют почти 83% экономического потенциала бывшего СССР.

Таможенный союз, означает беспрепятственное передвижение товаров на всей единой таможенной территории, где действует единый универсальный механизм таможенного и торгового регулирования, санитарного, ветеринарного, фитосанитарного контроля.

В странах с рыночной экономикой Таможенные союзы создаются на основе двух- или многосторонних таможенных конвенций, регулирующих вопросы таможенного обложения товаров в целях повышения конкурентоспособности товаров стран - членов Таможенного союза. Участники Таможенного союза, как правило, упраздняют таможенные барьеры внутри объединения, создают общую таможенную территорию с единым внешним таможенным тарифом (таможенную унию). Однако имеет место быть иногда таможенный протекционизм, когда участники таможенного союза одновременно повышают роль так называемых нетарифных барьеров (ужесточение таможенных формальностей, санитарных и карантинных требований, условий маркировки, увеличение импортного налога, компенсационных сборов).

Таможенные союзы как форма международной экономической интеграции начали складываться в 19 в. Одним из первых был Таможенный союз между Францией и Монако (1865). В 1924 был заключён союз Швейцарии и Княжества Лихтенштейн. Примерами Таможенного союза между высокоразвитыми странами могут служить Генеральное соглашение о тарифах и торговле (1947), договор об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС, 1957), предусматривавший устранение всех ограничений в торговле между странами-участницами и введение общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами, соглашение об образовании Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) (1960), предусматривавшее отмену таможенных пошлин и количественных ограничений в торговле между членами ассоциации и сохранение самостоятельных таможенных тарифов стран-участниц в отношении третьих стран.

В 1959 были учреждены Таможенные союзы между странами Западной Африки (Берег Слоновой Кости, Дагомея, (Верхняя Вольта, Нигер, Мавритания, Мали, Сенегал); Центральной Африки (Народная Республика Конго, Габон, Центральноафриканская Республика, Чад). В 50-х гг. заключён ряд соглашений, о сотрудничестве и взаимопомощи по таможенным вопросам между СССР и Венгрией (1958), СССР и Польшей (1960). В 1962 подписано многостороннее соглашение стран - членов СЭВ о взаимопомощи и сотрудничестве по таможенным вопросам.

В 1965 таможенные управления Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, СССР и Чехословакии подписали соглашение об упрощении и унификации таможенного оформления ярмарочных и выставочных грузов, международных перевозок, осуществляемых автомобильным грузовым транспортом. Эти межправительственные договоры содействовали ускорению продвижения грузов между указанными странами, предотвращали нарушения таможенного законодательства.

После развала Советского союза назрел вопрос о сохранении былых экономических связей между его бывшими республиками.

Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России — форма торгово-экономической интеграции Беларуси, Казахстана и России, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом страны-участники Таможенного союза применяют единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами.

В официальных документах ЕврАзЭС используется наименование «Таможенный союз в рамках Евразийского экономического сообщества» или, чаще, просто «Таможенный союз». В прессе распространены неофициальные наименования, такие как «Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана».

Территория

Единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории Беларуси, Казахстана и России, а также находящиеся за пределами территорий государств — членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства — члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.

Страны-участницы

Российская Федерация

Республика Беларусь

Республика Казахстан


Рабочий язык

Русский

Высший совет
— Главы государств


— Главы правительств

А. Г.Лукашенко
Н. А. Назарбаев
В. В. Путин
М. В. Мясникович
К. К. Масимов
Д. А. Медведев

Территория

20 039 148 км²

Население
— Всего (2014)
— Плотность

172 896 494.
8,45 чел./км²

Участники:
Полноправные члены объединения:

-Казахстан (с 1 июля 2010 года)
-Россия (с 1 июля 2010 года)
-Беларусь (с 1 июля 2010 года)
-Армения (с 10 октября 2014 года).

На территории Таможенного Союза действуют следующие правила взимания таможенных платежей:

Экспорт. При экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии документального подтверждения факта экспорта.

Импорт. При импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь или Республики Казахстан НДС и акцизы взимаются российскими налоговыми органами.

При оказании работ и услуг на территории РФ налоговая база, ставки, порядок взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с международными обязательствами в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, от сумм ввозных таможенных пошлин в бюджет России перечисляется 87,97 %, Беларуси — 4,7 %, остальные 7,33 % — в бюджет Казахстана.

Кандидаты:

1.Киргизия. Принятие решения о начале процедуры присоединения республики к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству — 11 апреля 2011 года.
Заявка на вступление — подана 29 мая 2013 года.
Меморандум об углублении взаимодействия с Евразийской экономической комиссией — подписан 31 мая 2013 года.
2.Таджикистан. Объявление о намерении вступления — 26 сентября 2012 года.
3. Сирия. Объявлено о намерении вступления — 20 октября 2013 года.

История формирования и интеграции

В 1995 году руководители Казахстана, России, Беларуси, а чуть позже Киргизии, Узбекистана и Таджикистана, подписали первый договор о создании Таможенного союза, который впоследствии трансформировался в ЕврАзЭС.

6 октября 2007 года в Душанбе Беларусью, Казахстаном и Россией подписан Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза.

В 2009 году на уровне глав государств и правительств были приняты и ратифицированы около 40 международных договоров, составивших основу Таможенного союза.
28 ноября 2009 года в Минске прошла встреча Д. А. Медведева, А. Г. Лукашенко и Н. А. Назарбаева по созданию на территории России, Беларуси и Казахстана с 1 января 2010 года единого таможенного пространства.

Весной 2010 года между руководствами стран-участников начались разногласия, и 28 мая председатель правительства России В. В. Путин объявил о том, что союз начнёт действовать без участия Беларуси.

В июне 2010 года Беларуссия подтвердила, что Таможенный союз будет запущен в трехстороннем формате с вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза.
1 июля 2010 года Таможенный кодекс начал применяться на территории России и Казахстана.
6 июля 2010 года Таможенный кодекс вступил в силу на всей территории Таможенного союза.
1 апреля 2011 года на границе России и Беларуси отменён транспортный контроль. Его перенесли на внешний контур границ Таможенного союза.
1 июля 2011 года на границах России, Казахстана и Беларуси отменён таможенный контроль. Его перенесли на внешний контур границ Таможенного союза.
19 октября 2011 года в Санкт-Петербурге на заседании глав ЕврАзЭС было заявлено о присоединении Киргизии к Таможенному союзу.

29 мая 2014 года был подписан договор о преобразовании Таможенного союза ЕвраЗэс с 1 января 2015 года в Евразийский экономический союз, который ознаменует начало нового, еще более углубленного этапа сотрудничества между странами-участниками ЕвраЗЭс. Таким образом, с 1 января в состав союза вошли Россия, Казахстан, Белоруссия, Армения и Киргизия. ЕАЭС создаётся для укрепления экономик стран-участниц и «сближения друг с другом», для модернизации и повышения конкурентоспособности стран на мировом рынке. Также возможность вступления в организацию рассматривается Таджикистаном.

Общий макроэкономический эффект от интеграции постсоветских стран разделяют на несколько пунктов:
1.Снижение цены на товары благодаря уменьшению издержек перевозки необходимого сырья/экспорта своего готового товара;
2.Стимулирование «здоровой» конкуренции на общем рынке ЕАЭС за счет равного уровня экономического развития;
3.Увеличение конкуренции на общем рынке стран-членов Таможенного Союза благодаря вхождению на рынок новых игроков из общего пространства;
4.Увеличение средней з/п благодаря уменьшению издержек и повышению производительности;
5.Наращивание производства благодаря увеличению спроса на товары;
6.Увеличение благосостояния народов стран ЕАЭС благодаря снижению цен на продукты и увеличению занятости населения в экспансирующихся производствах импортоориентированных/экспортоориентированных фирм;
7.Повышается окупаемость новых технологий и товаров благодаря увеличенному объёму рынка;
8.Увеличение объёма ВВП стран ЕАЭС минимум на 25 %.

Внутренние конфликты
25 ноября 2014 Россия запретила почти весь объем импорта белорусского мяса в Россию - около 400 тысяч тонн. Одновременно российская сторона объявила об ужесточении контроля товаров, пересекающих (белорусскую) границу, несмотря на то, что в Таможенном союзе формально отсутствуют таможенные границы между государствами-участниками, а также действуют упрощенные правила перевозки грузов.
Наблюдатели отмечают, что механизм Таможенного союза и механизм реэкспорта в Россию запрещенных товаров из Европы очень хорошо сочетаются. Например, по данным РБК, за 2014 год рыбный импорт в Россию из Беларуси, не имеющей выхода к морю, вырос на 98%.
2 декабря 2014: Президент Беларуси А.Г. Лукашенко выразил возмущение таможенными запретами со стороны России:

«Вопрос состоит в том, что Россия пошла на нарушение всех наших договоренностей, которых мы достигли в Таможенном союзе. Да, можно это объяснять некими вопросами безопасности, терроризмом и так далее — можно придумать все и пришить ярлыки».

Основные нормативно-правовые акты, действующие на территории Таможенного союза

К основным нормативно-правовым актам, действующим на территории Таможенного союза, относятся:

1. Таможенный кодекс Таможенного союза (в ред. Протокола Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 16 апреля 2010 года).

2. Федеральный Закон от 27.11.2010 №311—ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»

3. Подзаконные акты и решения Комиссии Таможенного Союза.

Таможенный кодекс Таможенного союза — кодифицированный нормативно-правовой акт, регулирующий отношения по поводу перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза. Заменил собой таможенные кодексы стран участниц Таможенного союза.Он является основным системным документом, действующим на территории ТС.

Ко́декс (лат. codex — книга) — законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли или нескольких отраслей. Структура кодекса часто отражает систему отрасли.
Сама же кодификация — процесс, направленный на сбор разрозненных, фрагментированных норм в единый нормативный комплекс.

Евразийская экономическая комиссия планирует, что с 1 января 2016 года вступит в силу новая редакция таможенного кодекса. Таможенный кодекс получит новое название «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза». В нём будет ряд новшеств, в частности:

-взаимное признание уполномоченных экономических операторов;
-перспективы исключения представления при таможенном декларировании документов о подтверждении соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза.

ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» призван уточнить и дополнить ТК ТС. В частности, ст. 204 ФЗ №311 устанавливает основной формой таможенной декларации электронную (в то время как ТК ТС не дает пояснений по этому вопросу, лишь предполагая возможность использования письменной или электронной формы). На примере этой статьи также хорошо прослеживается эволюция национального таможенного законодательства. ТК РФ подразумевал, что основной формой декларирования является письменная. Федеральный закон №311 устанавливает, что в особых случаях (по Постановлению Правительства РФ) основной формой декларации может становиться письменная (обычно подобная оговорка делается в отношении определённой товарной группы, или отдельной таможенной процедуры).

Закон «О таможенном регулировании в РФ» используется ту же терминологию и понятийный аппарат, что и ТК ТС (необходимо для унификации). Таким образом, по сравнению с ТК РФ произошли изменения, например, таможенный брокер теперь именуется таможенным представителем (из-за различного содержания термина «брокер» в РФ, республиках Казахстане и Белоруссии), а таможенный режим – таможенной процедурой.

Основными видами подзаконных актов, регулирующих таможенные отношения, являются:

1. Указы Президента РФ.
2. Постановления Правительства РФ. Ими обычно регулируются наиболее важные вопросы таможенной политики.
3. Нормативные акты ФТС РФ.

Естественно, что вышеперечисленные акты являются основными, системообразующими и должны основываться на общемировых правилах и тенденциях в области внешней торговли и таможенного дела.

На основе этих и других документов государством делегируются полномочия, осуществляемые таможенными органами в рамках своей компетенции на основании применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности. В следующем пункте данной работы представляется важным раскрыть предмет данного исследования, т.е. тарифные и нетарифные меры таможенного регулирования, как системообразующие в области обеспечения таможенными органами экономической безопасности государства.

2.2 Тарифные и нетарифные меры таможенного регулирования

Понятие тарифного регулирования включает в себя комплекс методов воздействия на внешнеэкономический оборот государства, путем применения таможенных пошлин, процедур и правил, в отношении ввозимых или вывозимых товаров при осуществлении внешнеторговой деятельности участниками ВЭД.

В этом и следующем пункте необходимо изучить предмет исследования данной работы, а именно проблемы и особенности, возникающие в процессе обеспечения таможенно - тарифного регулирования.

В качестве основных принципов государственного регулирования внешнеторговой деятельности выделяют:

- Защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также производителей и потребителей товаров и услуг;
- Равенство участников внешнеторговой деятельности;
- Обеспечение выполнения обязательств государства по международным договорам;
- Обоснованность и объективность применения меры государственного регулирования;
- Исключение неоправданного вмешательства государственных органов в внешнеторговую деятельность и нанесение ущерба ее участникам и экономике в целом;
- Обеспечение экономической безопасности государства;
- Единство системы государственного регулирования;
- Единство применения методов государственного регулирования и др.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется посредством:

- Таможенно-тарифного регулирования;
- Нетарифного регулирования;
- Запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;
- Мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности.

Нетарифное регулирование

Под нетарифными методами регулирования внешнеэкономической деятельности понимают совокупность мер государственного регулирования, выражающихся в ограничениях на ввоз и вывоз товаров, а также транспортных средств, с целью защиты экономических интересов страны и обеспечения ее национальной без

Цели и задачи введения нетарифных мер
В соответствии с международными соглашениями нетарифные методы применяются в виде исключения из общего правила свободной торговли в следующих случаях:

1)Введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных товаров, вызванных необходимостью защиты национального рынка;
2)Реализация разрешительного порядка экспорта или импорта отдельных товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;
3)Выполнение международных обязательств;
4)Введение исключительного права на экспорт или импорт отдельных товаров;
5)Введение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;
6)Защита общественной морали и правопорядка;
7)Защита культурных ценностей;
8)Обеспечение национальной безопасности;

В отношении торговли с третьими странами на единой таможенной территории применяются единые меры нетарифного регулирования. Порядок введения и применения единых мер нетарифного регулирования определяется отдельными соглашениями стран-участниц ТС.

Решения о применении мер нетарифного регулирования в отношении ввоза товаров на единую таможенную территорию и (или) вывоза их с этой территории принимаются Комиссией таможенного союза.

Существует порядка 50 способов государственного нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.

В соответствии с классификацией ЕЭК ООН они делятся на 3 основные группы:

1. Меры прямого ограничения:

- Квотирование;

- Лицензирование;

- Специальные защитные меры.

2. Таможенные и административные формальности:

- Сертификация;

- Санитарно-эпидемологический контроль;

- Ветеринарный надзор;

- Карантинный фитосанитарный контроль.

3. Прочие нетарифные методы:

- Валютный контроль.

Особое место в ряду нетарифных инструментов регулирования ВЭД занимают валютные ограничения и валютный контроль. Валютные ограничения представляют собой регламентацию операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями. Основные понятия, права и обязанности, положения, регулирующие валютное обращение и контроль, содержатся в законе РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» и других нормативных актах.

Однако основным инструментом государства в области таможенного регулирования является таможенно - тарифное регулирование.

Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности (ТТР ВЭД)- совокупность методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, основанных на применении таможенных пошлин, таможенных процедур, правил. Кроме того - это возможность для государства повлиять на экономическое положение страны в мире, экономическое положение отдельных товаров и производителей на внутреннем рынке и заработать некоторое количество денег в казну. Также , это ещё и метод влияния на политическую ситуацию в мире.

Важнейшим элементом обеспечения таможенно-тарифного регулирования являются таможенные платежи.

Таможенные платежи являются важным регулятором участия государства в системе внешнеэкономических связей. Они во многом определяют место страны в международном разделении труда и обеспечивают значительную часть доходов государства. Эффективная система таможенных платежей является важным фактором экономического развития и необходимым условием обеспечения экономической стабильности и безопасности государства.

Таможенный кодекс Таможенного союза в статье 70, устанавливает перечень таможенных платежей, к которым относятся:

-ввозная таможенная пошлина;
-вывозная таможенная пошлина;
-налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию ТС;
-акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию ТС;
таможенные сборы.

В Федеральном законе РФ № 311-ФЗ от 27.11.2010 года «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенные платежи рассмотрены во втором разделе (главы 12-18 и статьи 114-159 соответственно).

Согласно ТК ТС каждый вид таможенного платежа имеет следующее определение:

Таможенная пошлина - обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу (п.п.25 п.1 ст.4 ТК ТС).
В соответствии со ст. 71 ТК ТС ставки таможенных пошлин подразделяются на следующие виды:
1.адвалорные. Устанавливаются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров ТП= ТС х Садв.
100% (1)
ТП - таможенная пошлина
ТС – таможенная стоимость
Садв. – адвалорная ставка
2. Специфические. Устанавливаются в зависимости от физических характеристик в натуральном выражении (количества, массы, объема или иных характеристик) .

ТП = ФХ х Сспец. х К вал. (2)
ФХ - физ. хар-ка товара (кол-во, масса, объем)

Сспец. –специфическая ставка
Квал. – курс валюты
3. Комбинированные. Сочетают оба вида налогообложения. Необходимо последовательно применить формулы для расчета таможенной пошлины (1) и (2) и выбрать, ту при которой таможенная пошлина будет больше.

Налоги - налог на добавленную стоимость ( НДС) и акциз, взимаемые таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза (п.п.18 п.1 ст.4 ТК ТС). Порядок взимания НДС и акцизов с товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, определен во второй части Налогового Кодекса РФ (глава 21 «Налог на добавленную стоимость», глава 22).

Таможенные сборы - обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, а также совершение иных действий, установленных ТК ТС и законодательством государств - членов Таможенного союза (п.1 ст. 72 ТК ТС).

Согласно п.2 ст.123 ФЗ№311 « О таможенном регулировании в РФ» к таможенным сборам относятся:

1) таможенные сборы за совершение действий, связанных с выпуском товаров (далее - таможенные сборы за таможенные операции);

2) таможенные сборы за таможенное сопровождение;

3) таможенные сборы за хранение.

Согласно ст.124 этого же закона:

1. Плательщиками таможенных сборов за таможенные операции и таможенных сборов за таможенное сопровождение являются лица, указанные в статье 114 настоящего Федерального закона.

2. Плательщиками таможенных сборов за хранение являются лица, поместившие товары на склад временного хранения таможенного органа.

В более конкретном смысле плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, международными договорами государств - членов Таможенного союза и настоящим Федеральным законом.

Для целей исчисления сумм таможенных сборов за таможенные операции применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом.

На территории РФ таможенные сборы исчисляются в рублях. Уплачиваются они на счет Федерального казначейства. Исключение составляют таможенные сборы за товары для личного пользования, которые могут оплачиваться в кассе таможенного органа. Пересчет иностранной валюты на рубли осуществляется по курсу ЦБ РФ, действующему на момент регистрации декларации таможенным органом.

На территории Таможенного союза действуют следующие виды ставок таможенных сборов:

1) за осуществление таможенного сопровождения каждого автотранспортного средства и каждой единицы железнодорожного подвижного состава на расстояние:

а) до 50 км включительно - 2 000 рублей;

б) от 51 до 100 км включительно - 3 000 рублей;

в) от 101 до 200 км включительно - 4 000 рублей;

г) свыше 200 км - 1 000 рублей за каждые 100 километров пути, но не менее 6 000 рублей;

2) за осуществление таможенного сопровождения каждого водного или воздушного судна - 20 000 рублей независимо от расстояния перемещения.

6. Таможенные сборы за хранение на складе временного хранения таможенного органа уплачиваются в размере 1 рубля с каждых 100 килограммов веса товаров в день, а в специально приспособленных (обустроенных и оборудованных) для хранения отдельных видов товаров помещениях - 2 рублей с каждых 100 килограммов веса товаров в день. Неполные 100 килограммов веса товаров приравниваются к полным 100 килограммам, а неполный день - к полному.

Таможенные сборы исчисляются:

- непосредственно плательщиками;
- таможенными органами в случае выставления требований по уплате таможенных платежей;
- таможенными органами в отношении товаров, ввозимых для личного пользования.

После регистрации декларации в случае ее корректировки пересчет таможенных сборов не производится.

Таможенные сборы за таможенные операции уплачивает декларант или лицо, на которое возложена эта обязанность. Они уплачиваются одновременно с подачей декларации. Размер таможенного сбора за таможенные операции не может превышать примерной стоимости затрат таможенных органов за совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор, и не может превышать 100000 руб.

Федеральный закон от 27.11.2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» регулирует вопросы, связанные с установлением плательщика таможенных пошлин, налогов, порядком и сроком уплаты, формами уплаты, исполнением обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, применением курса иностранной валюты, уплатой процентов, авансовых платежей, таможенными сборами, изменением срока уплаты таможенных пошлин, налогов, обеспечением, взысканием и возвратом таможенных пошлин, налогов.

Правовые аспекты установления, исчисления, уплаты ввозных таможенных пошлин, а также определения и применения тарифных льгот уже с 1 января 2010 г. регулируются Соглашением о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 г., Протоколом от 12 декабря 2008 г. между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан «О предоставлении тарифных льгот», а также Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС № 18 от 27 ноября 2009 г. о едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, Решением Комиссии Таможенного союза № 130 от 27 ноября 2009 г. о едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. По вопросам установления и применения вывозных таможенных пошлин применяются нормы, установленные Соглашением о вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран от 25 января 2008 г., а в части регулирования вопросов установления вывозных таможенных пошлин, определения ставок вывозных таможенных пошлин - Постановление Правительства РФ № 756 от 21 июля 2012 г. «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств-участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ».

В соответствии с п.11 ст. 322 ФЗ № 311-ФЗ таможенные сборы за таможенные операции уплачиваются по ставкам, установленным для взимания таможенных сборов за таможенное оформление в соответствии с таможенным законодательством РФ.

Таможенно-тарифное регулирование является основным методом государственного регулирования, где в качестве ключевого инструмента торговой политики государств Таможенного союза выступает Единый таможенный тариф.

С 1 января 2010г. на территории Таможенного Союза применяется Товарная номенклатура ВЭД и Таможенный тариф Таможенного союза.

Единый таможенный тариф – свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

Основными целями единого таможенного тарифа являются:
- рационализация товарной структуры ввоза товаров на единую таможенную территорию государств-членов Таможенного союза;
- поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров на единой таможенной территории государств-членов Таможенного союза;
- создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Таможенном союзе;
- защита экономики Таможенного союза от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
- обеспечение условий для эффективной интеграции Таможенного союза в мировую экономику.

В соответствии с соглашением "О едином таможенно-тарифном регулировании" от 23. 01. 2008, утвержденном решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 27. 11. 2009 № 18 для упорядочения деятельности в сфере регулирования внешней торговли закрепляются следующие понятия:
- базовый перечень единого таможенного тарифа – свод ставок ввозных таможенных пошлин, в отношении которых государствами-членами Таможенного союза достигнуто согласие об их размерах в едином таможенном тарифе;
- ввозная таможенная пошлина – обязательный платеж, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на единую таможенную территорию государств-членов Таможенного союза;
- внеквотная ставка ввозной таможенной пошлины – ставка ввозной таможенной пошлины, устанавливаемая на товары, ввозимые сверх установленной тарифной квоты;
- внутриквотная ставка ввозной таможенной пошлины – ставка ввозной таможенной пошлины, устанавливаемая на товары, ввозимые в пределах установленной тарифной квоты;
- ставка ввозной таможенной пошлины – размер (величина) ввозной таможенной пошлины;
- тарифная квота – мера регулирования ввоза на единую таможенную территорию государств-членов Таможенного союза отдельных видов товаров, предусматривающая применение в течение определенного периода более низкой ставки ввозной таможенной пошлины при ввозе определенного количества товара (в натуральном или стоимостном выражении) и более высокой ставки ввозной таможенной пошлины при ввозе товара свыше этого количества.

Также в указанном выше соглашении закрепляются правовые основы и такого института внешней торговли как тарифные льготы. Так, при ввозе товаров на единую таможенную территорию могут применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины. Однако они не могут носить индивидуальный характер.

Ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза применяются в зависимости от страны происхождения ввозимых товаров и условий их ввоза в соответствии с законодательством государств – участников таможенного союза, если иное не предусмотрено Соглашением о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года и иными решениями Комиссии таможенного союза.

Согласно положениям ст.3 Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года, таможенный тариф применяется как в отношении ввозимых товаров на таможенную территорию ТС, так и вывозимых с ее территории товаров путем применения следующий видов ставок пошлин:

- Адвалорных ставок пошлин - начисляемых в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 15% от таможенной стоимости);

- Специфических ставок пошлин - начисляемых в установленном размере за единицу облагаемых товаров (например 0,3 Евро за литр);

- Комбинированных ставок пошлин - сочетающих оба названных вида таможенного обложения (например, 10 % от таможенной стоимости, но не менее 3 Евро за 1 шт).

Ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, видов сделок и иных обстоятельств.

Для оперативного регулирования ввоза товаров на единую таможенную территорию государств сторон при необходимости могут устанавливаться сезонные таможенные пошлины, срок действия которых не может превышать 6 месяцев в году, применяемые вместо ввозных таможенных пошлин.

Существует разная классификация таможенных пошлин, например, по способу введения, где выделяют автономные, сезонные, особые (специальные, антидемпинговые, компенсационные) пошлины. Пошлины могут также различаться по стране происхождения товаров, где выделяют базовые, преференциальные, максимальные и др. виды пошлин.

Применение тех или иных видов таможенных пошлин будет зависеть от обстоятельств и ситуации на текущем внешнеторговом рынке, с целью поддержания экономического баланса государства и ее внутренних интересов.

Основными функциями применения таможенных пошлин являются:

- Фискальная функция, направленная на пополнение государственного бюджета;

- Протекционистская функция, направленная на защиту национальных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

- Балансировочная функция, направленная на предотвращение нежелательного экспорта товаров, внутренние цены которых, значительно ниже мировых.

При формировании таможенных тарифов на ввозимые товары, широко используется принцип эскалации тарифа, направленный на создание условий для облегчения конкуренции отечественных предприятий с иностранными поставщиками. Данный принцип основан на повышении ставок таможенных пошлин на товары по мере повышения степени их обработки. На практике это выражается в установке наиболее низких ставок на сырьевые товары и наиболее высоких – на готовые изделия и продукцию высокой степени обработки. Тем самым стимулируется ввоз в первую очередь необходимого сырья и механизмов, что оказывает положительное влияние на развитие обрабатывающей промышленности внутри государства.

Также в области тарифного регулирования существует система льгот, например в виде уменьшения ставки ввозной таможенные пошлины на товары, происходящие из государств, к которым предоставляется режим наибольшего благоприятствования, или преференций, возврата ранее уплаченной пошлины или освобождения от ее уплаты.

Тарифные льготы не могут носить индивидуальный характер. Допускается предоставление тарифных льгот в отношении товаров:

1) ввозимых под таможенным контролем в рамках соответствующих таможенных режимов, установленных таможенным законодательством;

2) ввозимых в качестве вклада иностранного учредителя в уставный капитал в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала;

3) ввозимых в рамках международного сотрудничества государств сторон в области исследования и использования космического пространства, а также соглашений об услугах по запуску космических аппаратов, по перечню, утверждаемому Комиссией.

Перечни стран-пользователей единой системы тарифных преференций Таможенного союза и перечень товаров, происходящих из развивающихся стран и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на единую таможенную территорию государств сторон предоставляются тарифные преференции, определяются Комиссией ТС.

Таким образом, на основании приведенных выше сведений необходимо сделать следующий вывод. Различие между таможенно-тарифным и нетарифным регулированием заключается, прежде всего, в том, что если при первом применяются основные ставки таможенных платежей, то при втором действуют специальные меры, такие как запреты и ограничения на ввоз тех или иных товаров, что является более жесткой мерой, применяемой страной в виде исключения из общего правила свободной торговли в тех случаях, когда экономическая безопасность государства рискует подвергаться дополнительным рискам.

Принцип эскалации тарифа, рассмотренный чуть выше, становится особенно актуальным в современных условиях всвязи с непростой международной обстановкой, складывающейся в последнее время. Ограничения, т.н. «санкции», вводимые Западом против нашей страны, вынуждают руководство России пересматривать внешнеполитические и внешнеэкономические связи (как пример - заключение с Китаем крупнейшей газовой сделки в истории, рассчитанной на 50 лет, и предполагающей постройку трубы через нашу территорию в КНР). Отсюда следует вывод о неизбежности дальнейшего сближения России с Востоком, что откроет огромные перспективы по развитию внешней торговли.

2.3 Основные задачи таможенно-тарифного регулирования в РФ на современном этапе

По состоянию на 31 декабря 2014 года сумма доходов, администрируемых2 таможенными органами и учтенная по доходным статьям федерального бюджета от внешнеэкономической деятельности, составила 7100,6 млрд рублей.
Это превышает сумму денежных средств, перечисленных ФТС России в 2013 году (6564,56 млрд рублей), более чем на 535,3 млрд рублей или на 8,1%.
Сбор таможенных платежей был обеспечен благодаря системной целенаправленной работе Федеральной таможенной службы, в том числе, за счет эффективно организованного и постоянно совершенствующегося администрирования таможенных платежей. Кроме того, результат стал возможным благодаря развитию информационных технологий, оптимизации применения системы управления рисками, использованию форм контроля после выпуска товаров в сочетании с правоохранительной деятельностью.

ФТС России последовательно проводит реформы в области таможенного администрирования, внедряет передовые информационные технологии, оптимизирует таможенные операции. Эта работа проводится в соответствии со Стратегией развития таможенных органов до 2020 года, с учетом реализации дорожных карт «Совершенствование таможенного администрирования» и «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта». Концепция, ее задачи и направления будут более подробно рассмотрены в следующем разделе.

Электронное декларирование стало основой для дальнейшего преобразования таможенной сферы на основе информационных технологий, внедрения технологии автоматической регистрации декларации на товары и технологии «удаленного выпуска товаров».

Первую электронную таможенную декларацию зарегистрировали автоматически 8 мая 2014 года на Каширском таможенном посту Московской областной таможни. В автоматическом режиме пока регистрируются только декларации на экспортируемые товары.

ФТС России провела масштабную работу по совершенствованию порядков уплаты и контроля за уплатой таможенных платежей. Успешно применяются такие технологии, как уплата таможенных платежей с использованием таможенных платежных карт, удаленная уплата, позволяющие осуществлять уплату таможенных платежей в режиме реального времени. Благодаря этому стало возможным значительно сократить время совершения таможенных операций, а также осуществлять выпуск товаров до момента фактического поступления денежных средств на счета таможенных органов.

ФТС России успешно протестирована технология удаленной уплаты таможенных платежей и произведено полномасштабное внедрение механизмов удаленной уплаты таможенных платежей во всех таможенных органах Российской Федерации.

Задача по автоматизации процесса предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов достигнута путем внедрения автоматизированной системы по учету обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов во всех таможенных органах. В таможенных органах обеспечен централизованный учет на уровне ФТС России всего обеспечения, принятого таможенными органами.

Готовится к изданию федеральный закон, которым будет обеспечена возможность внесения денежного залога и предоставления банковских гарантий в электронном виде, а также реализация информационного обмена сведениями о таких банковских гарантиях между ФТС России и банками, иными кредитными организациями и страховыми организациями, обладающими правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов.

Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон №◦311-ФЗ, предусматривающие:

– внесение также и денежного залога с применением электронных терминалов, а также через платежные терминалы или банкоматы;

– определение в качестве единого документа, выдаваемого таможенным органом в подтверждение принятия обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, в котором указываются суммы принятого обеспечения, таможенной расписки, которая заменит таможенный приходный ордер, выдаваемый в подтверждение принятия банковской гарантии, поручительства и залога имущества;

– возможность оформления таможенной расписки как в письменной, так и в электронной форме;

– при возврате (зачете) денежного залога и при его использовании для уплаты таможенных платежей исключение требования о представлении в таможенный орган оригинала таможенной расписки в целях упрощения процедуры возврата (зачета) денежного залога;

– установление возможности предоставления в таможенные органы банковских гарантий, оформленных в виде электронного документа, подписанного электронной подписью;

– предоставление возможности вместо возврата банковской гарантии направления гаранту письма в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью таможенного органа, об освобождении гаранта от его обязательств по банковской гарантии. Это позволит сократить сроки на освобождение гарантов от их обязательств, а также предоставит возможность гарантам оперативно выдавать новые банковские гарантии для их предоставления в таможенные органы.

В 2015 году одной из основных задач остается выполнение прогнозного задания по поступлению таможенных платежей, администрируемых таможенными органами, во исполнение Федерального закона от 02.12.2013 N 349-ФЗ (ред. от 26.12.2014) "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".

Будет продолжена работа по подготовке нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов ФТС России в развитие Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Намечены мероприятия по дальнейшей реализации стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года. Расширение электронного декларирования с использованием Интернета, дальнейшее развитие информационных технологий таможенного контроля, максимальный отказ от бумажных носителей, упрощение и оптимизация контрольных процедур также входят в ключевые задачи 2015 года.

Таким образом, на основании приведенных выше цифр следует сделать вывод о том, что основными задачами ФТС в ближайшие годы станут:

1. Дальнейший рост обеспечения таможенных органов информационными технологиями для упрощения и большей эффективности проведения таможенного контроля.

2. Как следствие из п.1, улучшение администрирования таможенных доходов в Федеральный бюджет.

3. Эффективное выполнение правоохранительной деятельности в пределах своей компетенции и обеспечения экономической безопасности.

1   2   3   4

перейти в каталог файлов


связь с админом