Главная страница
qrcode

Театрализованные игры как средство формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи


Скачать 28,94 Kb.
НазваниеТеатрализованные игры как средство формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
АнкорKonsultatsia dlya vospitateley quot Teatralizovannye.docx
Дата26.05.2018
Размер28,94 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаKonsultatsia_dlya_vospitateley_quot_Teatralizovannye.docx
ТипДокументы
#71785
Каталог

Консультация для воспитателей на тему «Театрализованные игры как средство формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи»

Наталья Евгеньевна Ломоносова

Воспитатель №3 логопедической группы
2011 год

ГДОУ №69 Фрунзенского района г. СПб

Консультация для воспитателей на тему «Театрализованные игры как средство формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи»

Наталья Евгеньевна Ломоносова
Воспитатель №3 логопедической группы
2011 год

ГДОУ №69 Фрунзенского района г. СПб
Связная речь это особая и сложная форма коммуникативной деятельности. При нормальном речевом развитий ребёнка 5-6 лет существенными характеристиками речи являются значительная протяженность речевых высказываний, связность, последовательность, логико-смысловая организация. У детей с общим недоразвитием речи отмечается своеобразие связной речи.

Недостаточная сформированность связной речи проявляется как в диалогах, так и в монологах. Это подтверждают трудности программирования содержания развёрнутых высказываний и их языкового оформления. Характерными особенностями связной речи являются нарушение связной и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линий, фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте. Указанные специфические особенности обусловлены низкой самостоятельной речевой активностью ребёнка, неумением выделить главные и второстепенные элементы замысла и связей между ними, невозможностью чёткого построения целостной композиций текста. Одновременно с этими ошибками отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств. При рассказывании дети в основном используют короткие, малоинформативные фразы. При построении предложений опускают или переставляют отдельные члены предложения, неправильно оформляют связи слов внутри фразы.

Кроме того, как указывают исследователи (Ю.Ф.Гаркуша, В.П.Глухов, О.Н.Усанова и др.), для дошкольников с ОНР характерны:

- Затруднения в пространственной ориентировке, особенно дифференциаций понятий «справа» и «слева»;

- Неустойчивое внимание, низкий уровень показателей произвольного внимания;

- Снижение слуховой памяти и продуктивности запоминания;

- Недостаточная подвижность, инертность, быстрая истощаемость процессов воображения;

- Снижение работоспособности, быстрая утомляемость и раздражительность.

Дети с ОНР часто необщительны, скованны, плохо адаптируются к окружающей среде. Недостатки речевого развития влияют и на их игровую деятельность. Нередко они теряют возможность играть со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль и боязни показаться смешными, хотя правила и содержание игры им доступны. Такие дети в игре проявляют либо робость, вялость, скованность движений, либо неуравновешенность, двигательное беспокойство, суетливость в поведений.

В «Программе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» большое внимание уделяется формированию у дошкольников с ОНР навыков самостоятельной развёрнутой речи. С этой целью их обучают умению составлять рассказы по картинам и их серий, рассказы-описания, пересказы. Кроме того, ставятся задачи по развитию навыка передачи в речи последовательности событий в процессе наблюдения за серией выполняемых действий; составление рассказов элементами усложнения (добавление эпизодов, изменение начала или конца рассказа и т.п.);составление рассказов по заданной теме.

С целью развития связной речи дошкольников ОНР мною используется театрализованная игра, которая позволяет заинтересовать детей на занятиях, удержать их внимание, раскрепостить, развивать репродуктивное и элементы творческого воображения, элементарно-логическое мышление, память и, главное, формировать внутреннюю мотивацию речевого высказывания. Театрализованная игра представляет собой инсценировку, проигрывание сказок. Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом коррекционной работы. Сказка – это образность языка, его метафоричность, психологическая защищённость. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно, строить диалоги, а следовательно, влияют на развитие связной речи.

Театр для ребёнка - это всегда праздник, яркие, незабываемые впечатления. Сказка же своей доступностью близка и понятна детям, а воплощение фантазий и отражения своего мироощущения они находят в театре. Поэтому соединение театра и сказки гармонично и оправданно.

Театрализация сказок способствует активному эмоциональному, интеллектуальному развитию, прививает социально-нравственные качества. Театр и сказка учат быть добрыми, чуткими, честными, справедливыми. Принимая на себя определённую роль, ребёнок пытается мимикой, речью и движениями передать настроение своего героя, его характер, особенности поведения. Движения становятся более уверенными, эмоционально яркими, речь - интонационно выразительнее. Инсценировка сказок помогает обучиться творческому рассказыванию, которое играет важную роль в развитии словесно-логического мышления, предоставляя большие возможности для самостоятельного выражения ребёнком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем мире.

В моей работе театрализация сказок использовалась в целях формирования связной речи, совершенствования её просодической стороны, а также развития образного и элементов логического мышления, внимания, памяти, воображения, тонкой ручной моторики дошкольников с ОНР.

При проведении театрализованных игр ставились следующие задачи:

-Формирование интереса к театрализованной деятельности и умения разыгрывать знакомые сказки;

-Развитие фразовой и диалогической речи;

-Привитие навыков грамматически правильного оформления высказываний;

-Развитие умения с помощью выразительных средств речи, невербальных средств общения передавать характерные особенности героев сказки;

-Формирование положительной самооценки, образа «Я успешен»

-Обогащение лексики новыми словами и словосочетаниями;

-Формирование навыков грамматически правильного оформления высказываний;

-Развитие вербальной памяти, образного мышления, тонкой ручной моторики;

- Развитие умения использовать вербальные и невербальные средства общения для передачи характера и образа героя;

-Побуждение детей к активному участию в инсценировке сказок;

-Развитие воображения, творчества, навыков

-Совершенствование диалогической и монологической речи;

-Развитие выразительной речи и невербальных средств общения;

-Развитие тонкой ручной моторики;

-Формирование желания создавать декораций, сказочные атрибуты своими руками.

Для решения поставленных задач использовались следующие методические приёмы:

Вводная беседа-подготовка детей к восприятию произведения. Вводную беседу и все занятия помогает проводить сказочный помощник- игрушка, изображающая Старичка- Лесовика. Такой приём облегчает общение в процессе занятия, помогает концентрировать внимание детей.

Выразительное рассказывание сказки.

Беседа по содержанию сказки.

Выясняю, правильно ли дети поняли содержание и смысл сказки. Чтобы не ослабить её эмоциональное восприятие и интерес к занятию, беседа проводится ярко, живо, с привлечением образной художественной речи. Для проявления творческой активности вопросы детей направляют на центральные моменты повествования.

Повторное рассказывание сказки для закрепления её целостного восприятия. Перед повторным рассказыванием детям деётся установка на внимательное прослушивание сказки для последующей инсценировки.

Инсценировка сказки детьми. На начальном этапе педагог активно участвует в постановке сказки – озвучивает слова автора, помогает детям исполнять и озвучивать их роли, практически полностью «ведёт» в сказку.

Организация окончания занятия.

Сказочный помощник отмечает положительные моменты, даёт задание на дом , поощряет старание, приглашает в новую сказку на следующем занятии

Работа по формированию связной речи в процессе инсценировки сказок осуществляется при соблюдении следующих условий:

- Большое значение придаётся настрою детей на « сказочное» занятие. Первым шагом к этому служит настрой самого педагога, речь которого должна быть эмоциональной, выразительной.

- На протяжении всего занятия должны создаваться условия для активизации речевой активности воспитанников. Необходимо понимать, что основная цель – развитие диалогической и монологической речи детей.

-Сказки можно повторять через определённые промежутки времени. Дети любят повторения, и, кроме того, знакомые упражнения воспринимаются легче, а порой и с большим интересом.

-Желание детей рассмотреть и ближе познакомить с различными сказочными декорациями и героями должно удовлетворяться до начала инсценировки, в противном случае ребёнок будет отвлекаться от основного действия.

-Педагог ни в коем случае не должен превращаться в строгого режиссёра. Важно помнить, что это игровая постановка. Самое главное, чтобы ребёнок вживался в роль, начинал раскрепощаться и говорить.

-Необходимо помнить, что всё выполняемое детьми: слова, движения, импровизации - являются успешными и удачными.

-Тексты сказок адаптируются для инсценировки, подаются в форме театрального сценария, при этом учитываются речевые и познавательные возможности детей.
перейти в каталог файлов


связь с админом