Главная страница

Задание 25, Главные аспекты при написании сочинения. Технологические аспекты написания сочинения на егэ руководитель Черезова Нина Григорьевна


Скачать 1.26 Mb.
НазваниеТехнологические аспекты написания сочинения на егэ руководитель Черезова Нина Григорьевна
АнкорЗадание 25, Главные аспекты при написании сочинения.pdf
Дата18.04.2017
Размер1.26 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаZadanie_25_Glavnye_aspekty_pri_napisanii_sochinenia.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипКалендарно-тематическое планирование
#31178
страница1 из 14
Каталогid3262920

С этим файлом связано 89 файл(ов). Среди них: Fefilova_G_E__Vse_uroki_lit_11_kl_Kh_Osnova_2011_447.pdf, Russkiy_yazyk_8kl_Kontr_i_prover_raboty_k_uch_Trostentsovoy_2014, КТП Литература 6 кл. В.Я. Коровина. ФК ГОС.docx, Korovina_V_Ya_Chitaem_dumaem_sporim__6_klass_Prosveschenie_2012_, Kontrolnye_i_prov_rab_po_russkomu_yaz_7kl_Vlodavskaya_E_A_2013_-, КТП Литература 5 кл. В.Я. Коровина. ФК ГОС.docx, Literatura_6kl_Rab_tetrad_Ch_2_Akhmadullina_2014_-64s.pdf, Russkiy_yazyk_7_klass_Express-diagnostika_Nikulina_M_Yu.pdf, Kontroln_i_prover_rab_po_russk_yazyku_6_kl_k_uch_Baranova_2013_-, РП Литература 5-9 кл. ФК ГОС В.Я. Коровина.docx и ещё 79 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
Городская школа Эрудит Предметная область русский язык. Тема Технологические аспекты написания сочинения на ЕГЭ». Состав учащиеся 10 – 11 классов. Цель подготовка старшеклассников к написанию сочинения в формате части С ЕГЭ. Задачи
– разъяснение особенностей выполнения задания части С Единого государственного экзамена по русскому языку
– подготовка к написанию сочинения и овладение умениями, необходимыми в учебной и будущей профессиональной деятельности
– формирование коммуникативных умений для создания собственных речевых произведений с использованием возможностей разных типов и стилей речи
– формирование представлений школьников о разных способах восприятия действительности
– демонстрация творческих поисков художников слова, уже известных учащимся, и открытие новых имён писателей русской и зарубежной литературы. Продолжительность занятий 1 час 30 минут.
Календарно-тематическое планирование городской школы Эрудит в предметной области русский язык по теме Технологические аспекты написания сочинения на ЕГЭ» Руководитель Черезова Нина Григорьевна

п/п Тема занятия Дата проведения
1. Введение. Цели и задачи школы Эрудит по теме Технологические аспекты написания сочинения на
ЕГЭ».
2. Введение. Цели и задачи школы Эрудит по теме

2 Технологические аспекты написания сочинения на
ЕГЭ».
3. Понятие текста. Тема и основная мысль текста.
4. Структура текста.
5. Виды и средства связи предложений в тексте.
6. Признаки текста.
7. Типы речи. Повествование. Описание.
8. Типы речи. Рассуждение.
9. Стили речи (текста. Научный стиль.
10.
Официально-деловой стиль.
11. Публицистический стиль.
12. Публицистический стиль.
13. Разговорный стиль.
14. Разговорный стиль.
15. Художественный стиль.
16. Художественный стиль.
17. Средства выразительности речи.
18. Средства выразительности речи.
19. Средства выразительности речи.
20. Средства выразительности речи.
21. Обдумываем задание части С.
22. Обдумываем задание части С.
23. Разбираемся в терминах.
24. Разбираемся в терминах.
25. Анализируем критерии оценки будущей работы.
26. Анализируем критерии оценки будущей работы.
27. Классификация грамматических ошибок.
28. Классификация речевых ошибок.
29. Обдумываем композицию сочинения.
30. Обдумываем композицию сочинения.
31. С чего начать сочинение.
32. Как закончить сочинение.
33. Как правильно понять содержание исходного текста.
34. Как правильно понять содержание исходного текста.
35. Как правильно понять содержание исходного текста.
36. Как правильно понять содержание исходного текста.
37. Формулировка и комментарий основной проблемы текста.
38. Формулировка и комментарий основной проблемы текста.

3 39. Формулировка и комментарий основной проблемы текста.
40. Формулировка и комментарий основной проблемы текста.
41. Позиция автора и способы её выражения.
42. Позиция автора и способы её выражения.
43. Позиция автора и способы её выражения.
44. Позиция автора и способы её выражения.
45. Языковой анализ текста как способ интерпретации авторской позиции.
46. Языковой анализ текста как способ интерпретации авторской позиции.
47. Резерв.
48. Резерв.
49. Языковой анализ текста как способ интерпретации авторской позиции.
50. Языковой анализ текста как способ интерпретации авторской позиции.
51. Языковой анализ текста как способ интерпретации авторской позиции.
52. Языковой анализ текста как способ интерпретации авторской позиции.
53. Изложение личностного отношения к поставленной проблеме и его аргументация.
54. Изложение личностного отношения к поставленной проблеме и его аргументация.
55. Изложение личностного отношения к поставленной проблеме и его аргументация.
56. Изложение личностного отношения к поставленной проблеме и его аргументация.
57. Роль вступления и заключения в сочинении.
58. Роль вступления и заключения в сочинении.
59. Роль вступления и заключения в сочинении.
60. Роль вступления и заключения в сочинении.
61. Роль вступления и заключения в сочинении.
62. Роль вступления и заключения в сочинении.
63. Роль вступления и заключения в сочинении.
64. Роль вступления и заключения в сочинении.
65. Анализ написанного сочинения.
66. Анализ написанного сочинения.
67. Анализ написанного сочинения.
68. Анализ написанного сочинения.
69. Корректировка написанного.
70. Корректировка написанного.

4 71. Корректировка написанного.
72. Корректировка написанного.
73. Экспертная оценка сочинения.
74. Экспертная оценка сочинения.
75. Практикум по анализу публицистического текста.
76. Практикум по анализу публицистического текста.
77. Практикум по анализу публицистического текста.
78. Практикум по анализу публицистического текста.
79. Практикум по анализу художественно- публицистического текста.
80. Практикум по анализу художественно- публицистического текста.
81. Практикум по анализу художественно- публицистического текста.
82. Практикум по анализу художественно- публицистического текста.
83. Практикум по анализу художественного текста с доминирующим типом речи повествование.
84. Практикум по анализу художественного текста с доминирующим типом речи повествование.
85. Практикум по анализу художественного текста с доминирующим типом речи повествование.
86. Практикум по анализу художественного текста с доминирующим типом речи повествование.
87. Практикум по анализу художественного текста с доминирующим типом речи описание.
88. Практикум по анализу художественного текста с доминирующим типом речи описание.
89. Практикум по анализу художественного текста с доминирующим типом речи описание.
90. Практикум по анализу художественного текста с доминирующим типом речи описание.
91. Жанры произведений малой формы. Практикум.
92. Жанры произведений малой формы. Практикум.
93. Жанры произведений малой формы. Практикум.
94. Жанры произведений малой формы. Практикум.
95. Практикум по анализу научно-популярного текста.
96. Практикум по анализу научно-популярного текста.

5 97. Практикум по анализу научно-популярного текста.
98. Практикум по анализу научно-популярного текста.
99. Практикум по анализу художественной миниатюры.
100. Практикум по анализу художественной миниатюры.
101. Практикум по анализу художественной миниатюры.
102. Практикум по анализу художественной миниатюры.
103. Сочинение по тексту Е. Долгополова Гений.
104. Сочинение по тексту Е. Долгополова Гений.
105. Анализ написанных сочинений по тексту Е.
Долгополова Гений.
106. Анализ написанных сочинений по тексту Е.
Долгополова Гений.
107. Сочинение по тексту К. Паустовского (ЕГЭ
2007 – 2008).
108. Сочинение по тексту К. Паустовского (ЕГЭ
2007 – 2008).
109. Анализ написанных сочинений по тексту К.
Паустовского (ЕГЭ 2007 – 2008).
110. Анализ написанных сочинений по тексту К.
Паустовского (ЕГЭ 2007 – 2008).
111. Сочинение по тексту Д. Гранина.
112. Сочинение по тексту Д. Гранина.
113. Анализ написанных сочинений по тексту Д.
Гранина.
114. Анализ написанных сочинений по тексту Д.
Гранина.
115. Контрольное сочинение.
116. Контрольное сочинение.
117. Подведение итогов года.
118. Подведение итогов года.
119. Резерв.
120. Резерв.

6
\
Формулировка и комментарий основной проблемы текста Цель 1. Сформировать умение находить основной вопрос, который исследует автор, т. к. неверно сформулированная проблема приведёт к фактическим ошибкам в комментарии.
2. Объяснить, что значит прокомментировать проблему исходного текста, почему важно уметь комментировать основную проблему текста.
3. Показать, как можно изложить в сочинении комментарий проблемы. Слово учителя Любой анализ текста, после его внимательного прочтения, следует начинать с определения темы и проблемы, их чёткой и лаконичной формулировки. Чаще всего учащиеся путают понятия тема и проблема, заменяя формулировку проблемы формулировкой темы, либо вообще просто пересказывают текст. Очевидно, что причина появления таких ошибок кроется в непонимании ими того, что такое проблема текста. Чтобы избежать подобных ошибок впредь, давайте для начала вспомним определение темы текста, проблемы (проблематики) текста, словом, разберёмся в терминах, которыми нам предстоит оперировать. Выясним также, что представляет собой комментарий к проблеме. Тема текста – это, о чём говорится в тексте, что описывается, о чём разворачивается рассуждение, это смысловое ядро текста. Текст может включать в себя несколько микротем, те. основных частей общей темы. Например, темой текста могут быть «Интернет-сообщества», Телевидение, Здоровье нации и др. Проблема текста – это сложный вопрос, задача, которые требуют разрешения. Проблемой может быть такой вопрос, который не допускает однозначного ответа, например Бывает ли абсолютное счастье, В чём смысл жизни, Что определяет успех в жизни. Проблемой может быть и разрыв между желаемыми действительным проблема алкоголизма (мы желаем, чтобы люди не страдали алкогольной зависимостью, но число подверженных этому недугу не снижается демографическая проблема (мы желаем, чтобы численность россиян не снижалась, рождаемость преобладала над смертностью, в семьях было два и более ребёнка, но пока это не так. Таким образом проблема предполагает наличие противоречия во взглядах, противостояния, конфликта между теми или иными явлениями, между желаемыми действительным. Проблематика
– несколько проблем, затронутых в тексте. Комментарий к проблеме
– это рассуждения, пояснительные замечания по поводу проблемы текста её толкование. Комментарий может содержать характеристику проблемы сточки зрения её актуальности, значимости для определённых кругов населения или для всех нас, причины её возникновения, отнесённости её к определённому типу проблем
экономическая, социально-политическая, философская и др. Комментарий свидетельствует о степени понимания проблемы, умении видеть её аспекты, которые наметил автор, следить заходом авторской мысли. Задача сегодняшнего и последующих занятий – сформировать умение находить основной вопрос, который исследует автор, т. к. неверно сформулированная проблема (следовательно, потерянные баллы по критерию
1) приведёт к фактическим ошибкам в комментарии (критерий 2). Опыт прошедших экзаменов показывает, что очень часто комментарий заменяется пересказом фрагментов текста, либо пространным цитированием, а иногда он вообще в сочинениях выпускников отсутствует. Для того чтобы избежать неудовлетворительных оценок на ЕГЭ по первым двум критериям, работу с исходным текстом следует начинать последующему плану. Примерный схематический вариант анализа исходного текста Текст
↓ взаимосвязаны
↓ Тема → Проблема
↓ Основная проблема – это та, что стала объектом раздумий автора над которой он в основном размышляет к которой он неоднократно возвращается по которой отчётливо заявлена авторская позиция.

↓ В тексте рассматривается затрагивается поднимается исследуется анализируется
↓ проблема (чего) (Род. падеж)
↓ нравственного выбора экологии добра и зла и т. д. Автором проблема может быть поставлена изложена рассмотрена выдвинута затронута
поднята сформулирована исследована проанализирована Как правило, писатели и публицисты в своих произведениях ставят такие проблемы, которые волнуют абсолютно всех людей. К ним относятся прежде всего глобальная проблема войны и мира, а также жизненно важная проблема экологии и проблема нравственности, включающая в себя понятия совести, чести, долга, дружбы, милосердия, справедливости, нормы общежития. Кроме того, есть проблемы философского плана роль личности в истории, назначение поэта и поэзии, легко ли быть молодым, религия и история, правда и ложь и т. д, над которыми можно бесконечно рассуждать. Следует знать и о способах выражения проблемы в текстах публицистического и художественного стилей. Увидеть эти способы нам поможет следующая таблица Способы выражения проблемы в текстах разных стилей Публицистический стиль Художественный стиль Проблема выражается тезисно, открыто, водном предложении текста или водном фрагменте текста в нескольких суждениях автора, в разных фрагментах текста (чаще всего вначале ив финале текста иногда ей посвящён основной абзац) Проблема
• выявляется путём анализа описаний, поступков героев, их речи, мыслей поведения и т. д. Рассмотрим конкретный пример. Задание прочтите исходный текст и определите его стиль. Самый модный лозунг теперь, и мы все охотно повторяем права человека. (Права человека – это очень хорошо, но как бы нам САМИМ следить, чтобы наши права не поширялись за счет прав других Общество необузданных прав не может устоять в испытаниях. (Если мы не хотим над собой насильственной власти – каждый должен обуздывать и сам себя. Никакие конституции, законы и голосования сами по себе не сбалансируют общества, ибо людям свойственно настойчиво преследовать свои интересы. (Большинство, если имеет власть расширяться и хватать – то именно таки делает. (Это и губило все правящие классы и группы
истории) (Устойчивое общество может быть достигнуто не на равенстве сопротивлений – нона сознательном самоограничении на том, что мы всегда обязаны уступать нравственной справедливости. Только при самоограничении сможет дальше существовать все умножающееся и уплотняющееся человечество. (И ник чему было все долгое развитие его, если не проникнуться духом самоограничения свобода хватать и насыщаться есть и у животных. (Человеческая же свобода включает добровольное самоограничение в пользу других. Наши обязательства всегда должны превышать предоставленную нам свободу. (Только бы удалось освоить нам дух самоограничения и, главное, суметь передать его своим детям. (14)Больше-то всего самоограничение и нужно для самого человека, для равновесия и невзмутности его души. По АИ. Солженицыну) Беседа
– Текст какого стиля мы прочитали (Публицистического)
– Следовательно, как может быть выражена проблема (См. таблицу • тезисно, открыто, водном предложении текста или водном фрагменте текста в нескольких суждениях автора, в разных фрагментах текста)
– Но сначала выясним, чём говорится в тексте, те. тему текста (В тексте говорится о самоограничении)
– Тема текста подскажет и основную проблему. Прежде чем сформулируем проблему, давайте выясним вокруг чего строится всё повествование Рассуждениям о чём посвящена большая часть исходного текста ( О том, как сделать, чтобы не нарушались права человека и о том, что даёт человеку добровольное сознательное самоограничение)
– Каким способом выражена проблема в данном тексте (Проблема выражается в последнем абзаце текста 9 – 14 предл.)
– А теперь, когда проблема найдена, сформулируйте её двумя способами
1. В виде чёткого и лаконичного предложения проблема (чего) исследуется в данном тексте В тексте исследуется проблема (чего) добровольного сознательного самоограничения.
2. В виде вопроса. Как сделать так, чтобы не нарушались права человека Над этой проблемой рассуждает А. Солженицын. (Или Что даёт человеку добровольное сознательное самоограничение) Такую же работу следует проводить и с текстами художественного стиля. Обратимся к фрагменту рассказа В. Астафьева Как лечили богиню.

(Наш взвод форсировал по мелководью речку Вислоку, выбил из старинной панской усадьбы фашистов и закрепился на задах ее, за старым запущенным парком. Поту и по другую сторону головной аллеи парка, обсаженной серебристыми тополями вперемежку с ясенями и ореховыми деревьями, стояли всевозможные боги и богини из белого гипса и мрамора.
(3) При обстреле усадьбы пострадали не только дом и деревья, пои боги с богинями. (Особенно досталось одной богине. (Она стояла в углублении парка, над каменной беседкой, увитой плющом. (Она уже вся была издолблена осколками, а грудь одну у нее отшибло. (Под грудью обнажились серое пятно и проволока, которая от сырости начала ржаветь. Богиня казалась раненной в живое тело, и ровно бы сочилась из нее кровь. Узбек, прибывший с пополнением, в свободное от дежурства время все ходил по аллее, все смотрел на побитых богов и богинь. (Глаза его, и без того задумчивые, покрывались мглистою тоской.
(Особенно подолгу тосковал он у той богини, что склонилась над фонтанчиком, и глядел, глядел на нее, Венерой называл, женщиной любви и радости именовали читал стихи какие-то на русском и азиатском языках. Словом, чокнутый какой-то узбек в пехоту затесался, мы смеялись над ним, подтрунивали по-солдатски солоно, а то и грязно. (13)Абдрашитов спокойно и скорбно относился к нашим словам, лишь покачивал головой, не то осуждая нас, не тонам сочувствуя. Вскоре по окопам прошел слух, будто Абдрашитов принялся ремонтировать скульптуру над фонтаном. (Ходили удостовериться – правда, ползает на карачках Абдрашитов, собирает гипсовые осколки, очищает их от грязи носовым платком и на столике в беседке подбирает один к одному. Удивились солдаты и примолкли. (Лишь ефрейтор Васюков ругался С такими фокусниками навоюешь
(18) Бегая по нитке связи, я не раз замечал копающегося в парке
Абдрашитова. Маленький, с неумело обернутыми обмотками, он весь уж был в глине и гипсе, исхудали почернел совсем и на мое бойкое «салям алейкум!», тихо и виновато улыбаясь, отвечал Здравствуйте (Я спрашивал его, ел ли он. (21)Абдрашитов таращил черные отсутствующие глазки Что высказали (Я говорил, чтобы он хоть прятался при обстреле – убьют ведь, а он отрешенно, с плохо скрытой досадой ронял Какое это имеет значение Потом к Абдрашитову присоединился хромой поляк вмятой шляпе, из-под которой выбивались седые волосы. Ефрейтор Васюков, свалившись вечером в окоп, таинственно сообщал нам


(25)Шпиёны! (И узбек шпиён, и поляк. (Сговору них. (Я подслушал в кустах Роден, говорят, Ерза, Сузан и еще кто-то, Ван Кох или Ван Грог – хрен его знает. (Немца одного поминали. (Гадом мне быть, вот только я хвамилию не запомнил. (По коду своему говорят, подлюги

(32)Сам-то ты шпион – рассмеялся младший лейтенант. – (Они о великих творцах-художниках говорят. (Пусть говорят. Богиню над фонтаном Абдрашитов и поляк починили.
– Началась артподготовка, и командир взвода приказал мне сматывать связь. Неслись снаряды надомною с разноголосыми воплями, курлыканьем и свистом. Я как бежал с катушкой на шее, таки споткнулся, и мысли мои оборвались богиня Венера стояла без головы, а поляки узбек, засыпанные белыми осколками и пылью гипса. (Оба они были убиты. Лежало на боку ведерко, вывалилось из него серое тесто гипса, и стояла изувеченная, обезображенная богиня Венера. (Ау ног ее, в луже крови, лежали два человека – советский солдат и седовласый польский гражданин, пытавшиеся исцелить побитую красоту. По В. Астафьеву) План работы с текстом художественного стиля Анализ описаний Рабочие материалы поступков героев Особенно подолгу тосковал он у той богини, что склонилась над фонтанчиком, и глядел, глядел на нее, Венерой называл, женщиной любви и радости именовали читал стихи какие-то на русском и азиатском языках. Вскоре по окопам прошел слух, будто
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

перейти в каталог файлов
связь с админом