Главная страница

Текст, с которым вы знакомитесь


Скачать 0.76 Mb.
НазваниеТекст, с которым вы знакомитесь
АнкорTWOIAF_russian.docx
Дата12.12.2016
Размер0.76 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаTWOIAF_russian.docx
ТипДокументы
#7228
страница1 из 35

С этим файлом связано 2 файл(ов). Среди них: TWOIAF_russian.docx.
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35

Текст, с которым вы знакомитесь — это черновой перевод книги «Мир Льда и Пламени» Джорджа Мартина, Элио Гарсии и Линды Антонссон. Слова «черновой перевод» означают, что этот текст еще никем не редактировался, здесь могут быть ошибки и неровности, а также нет иллюстраций и карт. Нам еще предстоит привести его в достойный вид.

Благодарности и поклоны за хорошую работу всем участникам сообщества 7kingdoms.ru, кто помог массе фанатов мира Мартина познакомиться с новой чудесной книгой. В переводе участвовали: Кей, catherynestark, Daena, Demos, Dinaya, Drezden, Eternelle, Hastred, John Smith, Kogotok, Lady_Laziness, lenhen82, Marynys, Merja, nightkeo, NobbyNobbs, Olenna Redwin, po6epm, Shtee, Tarja, Toy_Soldier, Xanvier Xanbie.

Содержание



ПРЕДИСЛОВИЕ

Говорят, что каждая крепость строится камень за камнем - то же самое можно сказать о знаниях, полученных и собранных многими умными людьми, которые, в свою очередь, опирались на работы своих предшественников. То, что не знает один, знает другой, и осталось действительно мало того, чего мы не знаем. Теперь я, мейстер Яндель, словно каменщик, нарежу свои знания и вставлю их в великую крепость знаний, построенную веками назад при помощи Цитадели и без нее; крепость, построенную бесчисленным количеством рук, и которая, несомненно, будет продолжать расти.

Я был подкидышем от рождения, на десятом году правления последнего короля Таргариена, оставленный ранним утром в пустой конюшне Очага Книжника, где служители учат искусству письма тех, кто в этом нуждается. Направление моей жизни было установлено, когда один из служителей нашел меня и взял к Сенешалю. Архимейстер Эдгерран, чье звено, перо и маска были серебряными, посмотрел на мое кричащее лицо и сказал, что я могу пригодиться. Когда мне впервые сказали об этом, я понял, что он предвидел мою судьбу в роли мейстера; только позже я узнал от архимейстера Эброза, что Эдгерран писал трактат о пеленании младенцев и хотел проверить свои теории на мне.

Но зловещим, как может показаться, результатом было то, что меня отдали на попечение слуг, и меня случайно заметили мейстеры. Я вырос как слуга, среди стен, комнат и библиотек, но архимейстер Валгрейв обучил меня письму. Таким образом, я начал любить Цитадель и рыцарей ума, которые охраняли драгоценную мудрость. Я не хотел ничего, кроме как стать одним из них – читать о далеких местах и давно умерших людях, смотреть на звезды и измерять приходы сезонов.

Так я и сделал. Я выковал первое звено в тринадцать, а затем последовали и другие звенья; дал обеты и выковал всю цепь на девятом году правления Роберта, Первого Этого Имени. Я был благословлен служить в Цитадели архимейстерам и помогать им во всем. Это было большой честью, но моим самым большим желанием было написать собственную работу, скромное произведение, которое люди будут читать, и так они узнают хорошее и плохое, справедливое и несправедливое, великое и не очень, станут мудрее, так же, как и я в Цитадели. И так я снова сел за работу в моей кузнице, чтобы написать новое и заметное произведение, выстроенное вокруг работ давно умерших мейстеров. И вот, что получилось: история доблестных и злых деяний, знакомых и странных народов, а также близких и далеких земель.

ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ

РАССВЕТНАЯ ЭПОХА

НЕТ НИКОГО, кто мог бы с уверенностью сказать, когда начался мир, однако это не отвращало многих мейстеров и ученых мужей от поиска ответа. Сорок ли тысяч лет ему, как утверждают некоторые, или, возможно, это число достигает пятисот тысяч – а то и больше? Про то не написано ни в одной известной нам книге, ибо в первую мировую эпоху – Рассветную – у людей не было письменности.

Однако можно быть уверенным, что мир был куда более примитивным – варварским местом, где племена жили только плодами земли, ничего не зная об обработке металлов или приручении животных. То немногое, что нам известно о тех днях, содержится в древнейших текстах: сказаниях, записанных андалами, валирийцами, гискарцами и даже дальним народом легендарного Асшая. Однако же при всей древности этих владеющих письменностью рас, в Рассветную эпоху они не были даже детьми. Так что найти в этих сказаниях правду так же трудно, как зерна среди плевел.

Что же можно сказать о Рассветной эпохе наиболее точно? Восточные земли наводнялись многими народами – нецивилизованными, так как весь мир был нецивилизован, но многочисленными. Но в Вестеросе от Земель Вечной Ночи до берегов Летнего моря существовали лишь два народа: Дети Леса и раса существ, известных как великаны.

О великанах Рассветной эпохи можно поведать очень и очень мало, ибо никто не собрал их сказаний, их легенд, их историй. Мужи из Дозора говорят, что у одичалых есть сказания о живших рядом с Детьми неугомонных великанах, которые бродили, где им вздумается, и делали, что хотели. Все источники утверждают, что то были огромные, могучие, но простоватые существа. В заслуживающих доверия сообщениях от разведчиков Ночного Дозора – последних людей, видевших живых великанов, утверждается, что они, скорее, были просто покрытыми густым мехом очень большими людьми, словно из детских сказок.

Имеется такое убедительное свидетельство о захоронениях великанов, как «Пути мертвых» мейстера Кеннета - исследование полевых курганов, могил и надгробий Севера, написанное во время его службы в Винтерфелле в период долгого правления Крегана Старка. По костям, найденным на севере и отправленным в Цитадель, некоторые мейстеры высчитывают, что крупнейшие из великанов могли достигать четырнадцати футов, хотя другие говорят, что двенадцать футов ближе к истине. Все рассказы давно умерших разведчиков, записанные мейстерами Дозора, согласны в том, что великаны не делали ни домов, ни одежды и не знали иных инструментов и оружия, кроме оторванных от деревьев ветвей.

Архивы Цитадели содержат письмо мейстера Эймона, отправленное в первые годы правления Эйгона V, которое сообщает о донесении разведчика по имени Редвин, написанном во дни короля Доррена Старка. Оно рассказывает о путешествии к Пустынному мысу и Стылому берегу и содержит утверждение, что разведчик и его товарищи сражались с великанами и торговали с Детьми Леса. Письмо Эймона утверждало, что он обнаружил много таких донесений при исследовании архивов Дозора в Черном Замке и считает их достоверными.

У великанов не было ни королей, ни лордов; они не делали жилищ ни в пещерах, ни под высокими деревьями; не обрабатывали ни металлы, ни поля. Они так и остались существами из Рассветной эпохи, тогда как мимо них шли века, людей стало намного больше, а леса были окультурены и прорежены. Теперь великанов нет даже в землях за Стеной, и последним сообщениям о них уже больше сотни лет. Да и те сомнительны – россказни, которые разведчики Дозора могут рассказывать у огонька.

Дети Леса во многом были противоположностью великанов. Маленькие, как дети, но темные и прекрасные, жили они обычаями, которые сегодня мы могли бы назвать грубыми, однако они всё же были меньшими варварами, чем великаны. Они не работали по металлу, но владели великим искусством обработки обсидиана (который простой народ называет драконовым стеклом, тогда как валирийцы использовали для него слово, означающее «холодный огонь») и создавали инструменты и охотничье оружие. Они не ткали, но были искусны в создании одежды из листвы и коры. Они научились делать луки из чардрева и сооружать арканы из травы, с которыми охотились и мужчины, и женщины.

Говорили, что их песни и музыка столь же прекрасны, как они сами, но о чем они пели – то сохранилось в памяти лишь по маленьким отрывкам, записанным в древние дни. «Короли зимы, или Легенды и родословные Старков из Винтерфелла» мейстера Чилдера содержит часть баллады, относимой ко времени, когда Брандон Строитель искал помощи Детей при возведении Стены. Для встречи с ними его привели в тайное место, но поначалу он не мог понять их речь, которая описывается как пение камней в ручье, или ветра в деревьях, или падающего на воду дождя. То, как Брандон научился понимать речь Детей – это отдельная история, и здесь ей не место. Но кажется очевидным, что речь их произошла от тех звуков, которые они слышали каждый день, или была ими навеяна.

Те безымянные боги, которым поклонялись Дети, однажды стали богами Первых Людей – бесчисленные боги ручьев, лесов и камней. Именно Дети вырезали лица у чардрев – вероятно, чтобы дать этим богам глаза, которыми те смогли бы видеть преданность своих приверженцев. Другие (без особых доказательств) утверждают, что древовидцы – мудрецы среди Детей – были способны видеть сквозь вырезанные глаза чардрев. Предполагаемое подтверждение – тот факт, что Первые Люди сами в это верили; именно страх того, что чардрева за ними шпионят, заставил вырубить многие резные чардрева и целые рощи с целью лишить Детей такого преимущества. А еще Первые Люди были менее образованы, чем мы сегодня, и верили в то, во что их потомки сегодня не верят. Возьмем книгу «Обрученные с морем: сведения об истории Белой Гавани от её ранних дней» мейстера Йоррика, которая рассказывает о практике кровавых жертв старым богам. Согласно сведениям от предшественников мейстера Йоррика в Белой Гавани, такие жертвоприношения прекратились пять столетий назад.

Нельзя сказать, что древовидцы не обладали утерянными умениями, относящимися к высоким таинствам, как то: видеть происходящее на огромном расстоянии или общаться через полстраны (что спустя много времени после них делали и валирийцы). Но возможно, что некоторые из искусств древовидцев больше относятся к глупым россказням, чем к правде. Они не могли принимать облик животных, как считали некоторые, но кажется верным, что они были способны общаться с животными способом, который нам теперь не постигнуть; отсюда возникли легенды об оборотнях, или звероликих.

В действительности легенд об оборотнях множество, но самые распространенные – принесенные из-за Стены мужами Ночного Дозора и записанные септонами и мейстерами прошлых столетий – утверждают, что оборотни не только общались со зверьми, но и могли ими управлять, сливаясь с ними душами. Даже среди одичалых таких оборотней опасались как необычных людей, способных призвать на свою сторону животных. Некоторые сказания говорят об оборотнях, сгинувших внутри своих зверей, а другие повествуют, что животные могут говорить человеческим голосом, когда ими управляет оборотень. Но все рассказы сходятся в том, что самыми распространенными оборотнями были люди, управлявшие волками – и даже лютоволками – и среди одичалых для них есть особое название: варги.

Еще одна легенда повествует, что древовидцы могли также проницать прошлое и заглядывать далеко в будущее. Но, как нам указывают все наши познания, высокие таинства, утверждающие о такой силе, утверждают также, что эти видения предстоящего неясны и зачастую обманчивы – никогда не будет лишним сказать ищущему, как глупо обманываться при предсказании будущего. Хотя у Детей и были особые умения, всегда должно отделять истину от предрассудков, а знание должно проверяться и быть достоверным. Высокие таинства, магические искусства были и есть вне доступных нам, смертным, возможностей их проверить.

Фрагмент из «Неестественной истории» септона Барта, пусть и считающийся в наше нынешнее время дискредитированным, оказался источником споров в аудиториях Цитадели. Заявляя об ознакомленности с текстами, якобы сохранившимися в Черном Замке, септон Барт выдвинул утверждение, что Дети Леса умели говорить с воронами и заставлять их повторять свои слова. Согласно Барту, Дети научили этому высокому таинству Первых Людей, так что эти вороны могли разносить вести на огромные расстояния. В ухудшенной форме оно дошло до современных мейстеров, которые уже не знают, как разговаривать с птицами. В действительности наш орден понимает язык воронов … но под ним подразумеваются основные намерения, с которыми они каркают и раздражаются, знаки их страха и злобы, и средства, которыми они показывают готовность к спариванию или свое нездоровье.

Вороны относятся к умнейшим из птиц, но мудрости у них не больше, чем у младенцев, а способностей к настоящей речи еще меньше, что бы там ни считал септон Барт. Немногие мейстеры, заслужившие звено из валирийской стали, спорили, что Барт прав, но ни один не был в состоянии доказать его утверждения, относящиеся к речевому общению людей и воронов.

Были умения Детей истинны или нет, ими водительствовали их древовидцы, и нет сомнений, что некогда их можно было обнаружить от Земель Вечной Зимы до берегов Летнего моря. Они делали свои дома просто, не возводя ни крепостей, ни замков, ни городов. Вместо этого они устраивались в лесах, болотах, трясинах и топях, и даже в пещерах и полых холмах. Говорили, что в лесах, на высоких ветвях деревьев они создавали укрытия из листвы и ивовых прутьев – тайные древесные «городки».

Долгое время считалось, что делали они это ради защиты от хищников, таких как лютоволки и сумрачные коты, против которых их простенькие пращи – и даже их хваленые древовидцы – были бессильны. Но другие источники это оспаривают, утверждая, что главнейшими их врагами были великаны, на что намекалось в ходивших по Северу сказаниях и что, вероятно, подтверждено мейстером Кеннетом в исследовании кургана у Длинного Озера – захоронения великана с обсидиановыми наконечниками стрел, найденными среди сохранившихся ребер. На ум приходит перевод песни одичалых из «Истории королей-за-стеной» мейстера Геррика, повествующей о братьях Генделе и Горне. Их призвали разрешить спор между кланом Детей и семейством великанов о владении пещерой. Сказано, что Гендель и Горн посредством уловки радикально решили вопрос, вынудив обе стороны отречься от любых притязаний на пещеру. Затем братья выяснили, что она была частью большой цепи пещер, проходящих под самой Стеной. Но с учетом того, что одичалые не знают письма, на их предания должно смотреть предвзято.

Однако наконец к лесным зверям и великанам присоединился Иной; и от этого стало еще опаснее.

Есть вероятность того, что в Рассветную эпоху в Семи Королевствах обитала третья раса, но она так умозрительна, что затронуть её нужно лишь вкратце.

Железнорожденные говорили, что первые из Первых Людей, пришедших на Железные острова, обнаружили на Старом Вике знаменитое Кресло из морского камня, но острова были необитаемы. Если это верно, то природа и происхождение Кресла составляют тайну. Мейстер Кирт в своем сборнике легенд железнорожденных - «Песнях, что поют Утонувшие» - предположил, что Кресло оставили пришельцы из-за Летнего моря, но тому нет никаких доказательств, есть только гипотеза.

ПРИХОД ПЕРВЫХ ЛЮДЕЙ

Согласно самым уважаемым источникам из Цитадели, где-то между восемью и двенадцатью тысячелетиями назад на просторах крайнего юга Вестероса, новый народ пересек полоску суши, проходившую по Узкому морю и связывавшую восточные земли с краем, в котором жили Дети и великаны. Именно здесь Первые Люди вошли в Дорн по Сломанной Руке, которая еще не была сломана. Никто уже не помнит, почему эти люди покинули свою родину, но когда они пришли, то пришли в полной силе. Тысячи пришедших стали оседать в этих землях, и в течение десятков лет продвигались дальше и дальше на север. Тем сказаниям об этих кочевых временах, которые у нас есть, доверять нельзя, поскольку они внушают, что всего за несколько лет Первые Люди прошли за Перешеек и по всему Северу. Хотя в действительности, чтобы это произошло, потребовались бы десятилетия, а то и столетия.

Но что в этих сказаниях кажется точным, так это то, что Первые Люди вскоре вступили в войну с Детьми Леса. В отличие от Детей, Первые Люди обрабатывали землю и строили крепости и поселения. А для этого им требовалось вырубать леса чардрев, включая те, что были с вырезанными ликами, и за это Дети нападали на них, что вело к вековым войнам. Первые Люди – которые принесли с собой неведомых богов, лошадей, крупный скот и бронзовое оружие – были также крупнее и сильнее Детей, так что они были серьезной угрозой.

Охотники Детей – их лесные плясуны – стали, кроме того, и воинами, но при всех их тайных познаниях о деревьях и листве, они сумели лишь замедлить продвижение Первых Людей. Древовидцы применили свои умения, и сказания гласят, что они сумели призвать зверей болотных, лесных и небесных, чтобы те сражались за них: лютоволков и чудовищных снежных медведей, пещерных львов и орлов, мамонтов и змей, и прочих. Но Первые Люди оказались слишком сильны, и Дети, как рассказывали, были вынуждены пойти на отчаянный шаг.

Легенда гласит, что великие наводнения, сломавшие сухопутный мост, который ныне является Сломанной Рукой, и сделавшие Перешеек болотом, были делом древовидцев, которые сошлись у Рва Кейлин, чтобы применить темную магию. Однако некоторые это оспаривают: когда это произошло, Первые Люди уже были в Вестеросе, и поднявшаяся с востока волна могла не могла сделать больше, чем всего лишь замедлить их продвижение. Тем более что такая сила находится за гранью способностей древовидцев, о которых обычно говорили… и которые и без того кажутся преувеличенными. Больше похоже на то, что затопление Перешейка и перелом Руки были природными явлениями, вызванными, вероятно, естественным опусканием суши. Хорошо известно, что стало с Валирией, а замок Пайк на Железных островах покоится на каменных массах, которые некогда были частью большого острова, прежде чем его куски обрушились в море.

Несмотря ни на что, Дети Леса сражались столь же бесстрашно, как и Первые Люди, защищая своё право на жизнь. Война с неизбежностью тянулась еще несколько поколений, пока Дети наконец не поняли, что не могут победить. Первые Люди, возможно, устав от войны, тоже пожелали положить конец борьбе. Мудрейшие из обеих рас взяли верх, и главные бойцы и правители обеих сторон встретились на острове посреди Божьего Ока, чтобы составить Договор. Отказавшись от того, чтобы земли во всем Вестеросе оставили под лесами, Дети получили от Первых Людей обещание, что те больше не будут рубить чардрева. На всех чардревах острова, где был составлен Договор, вырезали лики, чтобы боги были свидетелями Договору. А впоследствии был создан орден Зеленых Людей, чтобы ухаживать за чардревами и охранять остров.

С Договором Рассветная эпоха мира подошла к концу, и за ней последовал Век Героев.

Неясно, живут ли еще Зеленые Люди на своем острове. Хотя имеется случайное сообщение о том, как некий безрассудный речной лорд плавал на лодке к острову и наблюдал за ними, пока не поднялся ветер или его не прогнала стая воронов. Детские сказки, уверяющие, что они рогаты и имеют темную зеленую кожу, являются искажением возможного факта, что Зеленые Люди носят зеленую одежду и головные уборы с рогами.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35

перейти в каталог файлов