Главная страница

Курс известных художников урок 16 - Теория цвета и практическая живопись. Теория цвета и практическая живопись


Скачать 63.4 Mb.
НазваниеТеория цвета и практическая живопись
АнкорКурс известных художников урок 16 - Теория цвета и практическая живопись.pdf
Дата29.03.2017
Размер63.4 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаKurs_izvestnykh_khudozhnikov_urok_16_-_Teoria_tsveta_i_praktiche
оригинальный pdf просмотр
ТипУрок
#29120
страница1 из 5
Каталогid84899685

С этим файлом связано 16 файл(ов). Среди них: Rukovodstvo_dlya_sovremennogo_dizaynera.pdf, Ruder_Tipografika.pdf, Obraztsy_shriftov.pdf, Oblik_knigi.pdf, Zhivaya_tipografika.pdf, Gordon_Kniga_pro_bukvy_ot_A-Ya.pdf, Pishi_sokraschay.pdf, Gr_voyna_1917_1922pdf.pdf, Kurs_izvestnykh_khudozhnikov_urok_18_-_Printsipy_experimentalnog и ещё 6 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5

Курсы известных художников
Famous Artists Schools, Inc., Уэстпорт, Коннектикут
Теория цвета
и практическая живопись
Урок
16
Альберт Дорн
Фред Людекенс
Норман Роквелл
Аль Паркер
Бен Стал
Стевен Доханос
Джон Уитком
Роберт Фосетт
Питер Хельк
Джордж Джиусти
Остин Бриггс
Гарольд фон Шмидт
COPYRIGHT © I960, FAMOUS ARTISTS SCHOOLS, Inc.
Отпечатано в США

Ж
елтый
Зеленый
Оранж
евый
Фиолетовый
красно-фиолетовый
Сине-фиолетовый
Сине-зеленый
Красно-оранжевый
Ж
елто-оранж
евый
Ж
елто-зеленый
Синий
Красный
Цветовой круг
Все цвета в этом круге сделаны из красной, желтой и синей краски. Они называются первич- ными цветами пигмента. Смешивание желтого и синего вместе дает зеленый. Голубой сме- шанный с красным дает фиолетовый. Оранжевый получается из смеси желтого и красного.
Эти три цвета, зеленый, фиолетовый и оранжевый, называются вторичными цветами. Если мы смешиваем первичные и вторичные цвета, мы получаем шесть других цветов, которые назы- ваются третичные — желто-зеленый, сине-зеленый, сине-фиолетовый, красно-фиолетовый, красно-оранжевый и желто-оранжевый.
2
Урок
Цвет - теория и практическая живопись
16
Курс известных художников

Художник, должен ясно понимать работу с цветом и как эф- фективно организовать и использовать его преимущества.
Цвет — очень индивидуальная и обусловленная харак- теристика. Однако, есть основные принципы работы с цветом, которые нужно усвоить. Материал, представлен- ный на этих страницах объясняет эти принципы. Понима- ние цвета и колорита, конечно, будет зависеть в большой степени от собственного воображения, изобретательности и вкуса.
Что такое цвет?
Цвет — реакция глаз, на попадание световых волн перемен- ной длины. Мы видим объекты, потому что природа дала нам очень чувствительную и сложную «систему восприя- тия» в форме глаз, нервной системы и мозга. Наши глаза собирают световые волны и преобразуют их в восприятие.
Чтобы «увидеть» что-либо, должен быть свет. Свет солнца, мы называем «белым светом». Тем не менее, белый свет со- держит все цвета, которые мы видим вокруг. Это заметно, на радуге во время летнего дождя, или сияние луча белого света, пропущенного через призму. Сэр Исаак Ньютон, в
1667, обнаружил, как белый свет разделялся на различные группы цветовых волн при помощи призмы.
Все цветные объекты содержат «пигмент», у которого есть способность поглощать определенные лучи цвета, от- ражая другие. Пигмент в кожуре красного яблока, напри- мер, отражает только красные лучи и поглощает все другие.
Зеленое яблоко, с другой стороны, отражает только зеле- ные лучи, поглощая другие.
Некоторые материалы особенно богаты пигментом.
Эти материалы тщательно отбираются и очищаются для красок, которые вы покупаете в местном магазине. Они изготавливаются из различных растений, животных и ми- нералов. Смешивая эти пигменты, вы смешиваете чистый
«цвет». Другими словами, вы работаете с очищенными пиг- ментами, которые имеют особое свойство отражения кон- кретных цветовых волн, поглощая все другие. Отныне, если не указано иное, все наше обсуждение цветов будет с точки зрения пигмента, а не света.
Организация цвета
Большинство людей описывают цвет общим способом.
Они используют такие термины, как «Нежно-голубые»,
«Светло-зеленые», «Зеленая Трава», «Ярко-желтый”, “Ко- ралловый”, “Персиковый”, “Ржавый”, и т.д. Любой чело- век, который работает профессионально с цветом, однако, должен быть более точным. Он сталкивается с проблемой использования и управления сотнями различных цветов.
Ученые проложили к развитию логических цветовых систем. Уже в 1866 ученый по имени Гельмгольц обнару- жил, что у каждого цвета есть три различных свойства: оттенок, светлота и насыщенность. Т.к. он не решил прак- тическую систему для применения его теории он не имел большого влияния на искусство. На рубеже веков, Альберт
Х. Манселл понял, что все, кто хочет правильно использо- вать цвет должны признать и понять эти цветовые харак- теристики. Начиная с этой теории в качестве отправной точки, он разработал полную систему для анализа и орга- низации цвета. Сегодня система Манселла широко исполь- зуется во всем мире.
Нет необходимо изучить или запомнить сложные си- стемы чисел и названий. Как практикующий художник, вы больше всего заинтересованы распознаванием, оценкой и управлением различиями трех свойств каждого цвета: ОТ-
ТЕНОК, СВЕТЛОТА и ИНТЕНСИВНОСТЬ.
Следующие страницы объяснят эти свойства. Изучив этот материал вы научитесь, точно оценивать и описывать любой цвет, смешивать два или больше цветов, чтобы по- лучить необходимый цвет. Наконец, вы изучите, как объе- динить различные цвета в приятных и эффективных ком- позициях.
Важно помнить, однако, что понимание и использова- ние цвета — не результат чтения, а фактическая практиче- ская работа глаз и рук. Эти страницы содержат информа- цию, в которой вы нуждаетесь, но самая важное состоит в том, чтобы применить эту информацию в собственной работе с цветом.
Введение в теорию цвета
3

Слово «тон» используется в этих уроках, чтобы обозначить место цвета на цветовом круге. Это не имеет никакого от- ношения к тому, светлый ли цвет или темный, насыщенный или тусклый. Тон, в действительности, является названием цвета. В разговоре о людях каждый говорит, «Как зовут че- ловека?» В искусстве мы говорим, «Каков тон цвета?»
Желтый, синий, зеленый, фиолетовый, красно-оран- жевый, и т.д. — различные тона. Они лежат в различных точках на цветовом круге. Таким же образом мы можем от- личить изменения тона в единственном, основном цвете.
Например, желто-зеленый и желто-оранжевый.
Чем ближе тона расположены на цветовом круге, тем более они связаны и гармоничны, потому что каждый цвет содержит часть цвета, лежащего рядом с ним. С дру- гой стороны, тона, которые отдалены друг от друга, тоже связаны. Цвета, которые лежат напротив друг друга не имеют абсолютно ничего общего. Они образуют самый сильный возможный контраст, и создают нейтральный серый, когда смешиваются.
Теплые и холодные цвета
Когда художники говорят о «теплых» и «холодных» цветах, они снова обсуждают качества тона, а не светлоту и насы- щенность. Если вы разделите цветовой круг пополам вооб- ражаемой линией между желтым и желто-зеленым цветом наверху, и между красно-фиолетовым и фиолетовым цве- том в нижней части, то увидите, что тона в левой половине круга, расположены вокруг оранжевого, кажутся теплыми; справа, вокруг синего, кажутся холодными.
Теплые или холодные цвета — результаты ассоциации.
Слова действительно описывают физическое ощущение которое мы чувствуем, когда окружены большой массой этих цветов. В комнате с синими стенами, например, мы чувствуем прохладу. В комнате, украшенной желтыми, крас- ными или оранжевыми тонами, мы чувствуем тепло. Есть серьезное основание для этой физической реакции. Из повседневной жизни мы связываем желтый, оранжевый, или красный с огнем. Таким образом они означают тепло.
Холодная глубокая вода — синеватый или зеленоватый.
Звездное зимнее небо — синее. У льда есть тона зеленого и синего цвета. Эти ассоциации вызывают различные эмоци- ональные реакции на температурное качество всех тонов.
Мы больше говорим о физиологических эффектах, чем вы- ражаем их словами.
Цвета между теплыми и холодными крайними точками, такие как желто-зеленый и красно-фиолетовый, довольно нейтральны; они не кажутся ни очень теплыми, ни очень холодными. Теплые и холодные качества цвета в этих точ- ках очень деликатные. Увидев зеленый тон, который рас- положен довольно близко к желтому, мы чувствуем, что он стремится к теплому, в отличие от зеленого, стоящего рядом с синим. Таким образом, мы говорим «теплый зеле- ный» и «холодный зеленый».
Мы можем расширить это различие на все тона цвето- вого круга. Рассмотрим, например, красный или фиолето- вый. Если красный стремится к оранжевому, это теплый красный, потому что был добавлен желтый. Если он содер- жит больше синего, это холодный красный. Аналогичным образом, если фиолетовый стремится к красному, это те- плый фиолетовый. Если он содержит больше синего, это холодный фиолетовый.
В основном любой тон «нагревается» добавлением жел- того и «охлаждается» добавлением синего.
Теоретически, ни белый, ни черный цвет, не является нейтральным серым, смешанным из белого и черного цве- тов. Им не хватает тона и насыщенности. Тем не менее, они оба очень полезны для изменения светлоты и насыщенно- сти цветных пигментов. Из черных цветов чёрная слоно- вая кость считается теплее, чем сажа газовая, свинцовые белила теплее, чем цинковые.
Недостаточно просто понять принципы цветового круга, теплоты и холодности цвета. Вам необходимо рас- познать их в природе, и в живописи. Возьмите в привычку изучать цвета, которые видите вокруг, в одежде, автомоби- лях, зданиях, и т.д. Как художник, вы не должны останав- ливаться на общем описании красного, желтого или сине- го цвета. Вы должны научиться распознавать несколько различных красных, которые варьируются от прохладно- го, фиолетово-красного, до теплого, красно-оранжевого.
Определенные живописные предметы призывают исполь- зовать теплые цвета, другие — холодных тонов. Вы можете даже объединить и теплые и холодные тона, если хотите получить поразительный контраст. Все зависит от оконча- тельного эффекта, который хочет показать художник. Важ- но контролировать теплоту или прохладу тонов.
Позже вы увидите, как эти знания помогут писать на- тюрморт и портрет, и создать эффект солнечного света и тени в пейзаже.
1. Тон
4
Урок
Цвет - теория и практическая живопись
16
Курс известных художников

Эти три яблока отличаются оттенком. Одно из них зеленое, желтое и красное.
Схема теплого цвета. Доминирующие красные, оранжевые, и желтый оттенки, подходящие для солнечной сцены пустыни. Сравните теплоту горы и неба в этом изображении с холодными синевато-серыми областями в картине справа.
Вот теплая и холодная версия одного рисунка. Оба изображения содержат те же основные оттенки, но оттенки слева были нагреты добавлением красного, желтого цвета, или оранжевого к основным цветам. Синий был добавлен к цветам в изо-
Оттенки в левой половине цветового круга счи- тают теплыми, в правой половине — холодными.
Каждый столбик содержит теплое и холодное изменение основного цвета. Верхняя половина холодная, нижняя — теплая.
Схема холодного цвета. Цвета в зимней сцене должны отразить температуру сезо- на. Художник показал это холодными оттенками синего, зеленого, и серо-синего.
Даже красный цвет сарая — холодный красный.
бражении справа. Например, фон слева — тусклый красно-фиолетовый, справа
— фиолетово-синий. Образцы в центре показывают типичные теплые и холодные изменения основных оттенков. Левый столбец теплый, правый — холодный.
5

Эти два яблока демонстрируют то, что мы подразумеваем под свет- лотой. Красное яблоко, слева, содержит всех три свойства цвета: оттенок, светлота и интенсивность. Яблоко справа — бесцветная фо- тография, которая содержит только светлоту.
Первое свойство цвета — оттенок. Второе свойство — свет- лота. Для любого художника, работающего в цвете, свет- лота — самый важный показатель. Нельзя недооценивать слишком очевидный факт, что ошибки, сделанные при вы- боре оттенка или интенсивности, намного менее серьезны, чем ошибки при выборе светлоты. Обязательно учитесь со- хранять светлоту корректной! Когда мы используем слово
«светлота», мы имеем в виду только светлость или темноту цвета. Это очень просто.
Светлый тон и темный тон относятся к светлоте цвета.
Чтобы сделать светлый оттенок, мы добавляем белый к чи- стому цвету; чтобы сделать темный, мы добавляем черный.
Шкалы светлоты
Первая шкала слева содержит градацию серого, от белого до черного. Второй стол- бец содержит различную светлоту одного красного оттенка. Градации светлоты в этой колонке совпадают с первым столбцом. Жел- тый и голубой расположены точно таким же способом. Видно, что четыре шкалы серый, красный, желтый и синий имеют одинаковую светлоту. Тот же оттенок просто становится темнее или светлее. Чистый желтый, находится вблизи верхней части шкалы, тогда как чистый красный и синий ниже. На противоположной странице, вы видите черно-белую фотогра- фию шкалы светлоты, в которой все четыре столбика одинаковые.
Это картина с высокой тональностью. Большое количе- ство белого было добавлено к каждому цвету. Сравните светлоту в верхней трети столбцов справа. Такой выбор светлоты в изображении создает деликатный, пастель- ный эффект.
Эта картина была написана со средним диапазоном светлоты, не крайним темным или светлым. Поскольку к цветам было добавлено очень мало белого или черного цвета, они более интенсивные, чем при высокой или низ- кой тональности изображения.
Светлота в этом изображении сделана в низкой то- нальности из нижней трети столбца справа. Обратите внимание, что области света, здесь, имеют практиче- ски ту же светлоту, что и области тени в изображения с высокой тональностью.
В этой картине мы использовали полный диапазон светлоты от белого до черного, чтобы создать макси- мальный контраст и видимость.
2. Светлота
6
Урок
Цвет - теория и практическая живопись
16
Курс известных художников

В обоих случаях мы можем изменить только тон светлоты.
Диаграмма на противоположной странице показывает, как можно управлять и изменять светлоту чистых цветов добав- лением черного и белого.
Чтобы эффективно работать с цветом, вы должны уви- деть и распознать эти различия светлоты, и затем интер- претировать эти различия на палитре. Мы можем только интерпретировать различия, т.к. диапазон светлоты в при- роде значительно больше, чем у пигментов — они не могут иметь точное соответствие. Черная краска намного свет- лее, чем очень темная тень; белая краска, более темная, чем солнечный свет, отраженный от блестящей поверхности.
Художник, смотря на предмет, решает, какая область является самой светлой и самой темной. Затем он решает насколько светлым или темным он сделает эти области в живописи, и связывает все другие тона с ними. Примеры на этой странице показывают, что светлота от светлого к тем- ному может быть ограничена высокой, средней или низ- кой тональностью, или включают весь спектр от черного до белому. Выбор зависит от эффекта, который вы хотите создать. Важно контролировать светлоту. Выбрав диапазон светлоты, который кажется подходящим для эффекта, при- держивайтесь его постоянно в течение всей работы.
Эта страница — просто черно-бе- лая фотография противополож- ной страницы. Мы демонстри- руем важность распознавания и управления различной светлотой в живописи. Фотография доволь- но показательна, хотя содержит только светлоту, без оттенков или интенсивности.
7

Третье свойство цвета — насыщенность. Это слово относит- ся к силе, насыщенности или чистоте цвета. Чистый крас- ный дает нашим глазам ощущение, что он «краснее», чем тогда, когда его разбавляют серым или некоторым другим цветом. У чистого красного цвета есть больше красного пигмента. Он имеет большую способность отражать крас- ные лучи света.
Большинство цветных пигментов имеет максимальную насыщенность. В живописи вы будете редко использовать цвета в чистом виде, если мы не стремимся к особенно блестящим эффектам. Чтобы уменьшить насыщенность любых чистых пигментов, вы можете добавить черный или белый или серый цвет. Ранее мы обсуждали изменения светлоты в шкалах красного, желтого и синего цвета. Те- перь вернемся к этой схеме, и обратим внимание, что цве- та становятся слабее по насыщенности по мере изменения их светлоты. Насыщенность любого цвета на круге может также быть уменьшена, смешивая его с дополнительным
(противоположным на круге). Например, красный может быть ослаблен, добавлением зеленого.
Мы можем наблюдать изменения насыщенности в зна- комых цветных объектах. Листья деревьев проходят через два цикла насыщенности каждый год. Первые весенние листья имеют насыщенный желто-зеленый. Летом, они постепенно теряют этот первый блеск и становятся более серо-зелеными. С первых заморозков осенью, листья вдруг внезапно снова становятся насыщенными. На сей раз их оттенок изменяется на насыщенный желтый, оранжевый и красный. Затем, они начинают терять насыщенность. К середине зимы они становятся серо-коричневыми.
Цвет в паре «синих джинсов» является самым насыщен- ным, когда они новые. При повторной стирке цвет стано- вится тусклым и увядшим, менее насыщенным. Цвет дома максимально насыщенный, когда краска свежая. Цвета ландшафта теряют насыщенность, если смотреть сквозь ту- ман или дым. Насыщенность цвета уменьшается на рассто- янии, по сравнению с теми же цветами на крупном плане.
Экспериментируйте с изменением насыщенности всех цветов на своей палитре. Вы удивитесь количеству различ- ных эффектов. Это упражнение поможет усвоить третье свойство цвета.
Вы увидите на следующих страницах этого раздела, что цвет является различной комбинацией двух или больше цветов. Насыщенность каждого цвета корректируется пу- тем смешивания его с другими. Особенно важно, научиться контролировать насыщенность, если вы планируете пи- сать пейзажи, натюрморты, или портреты. Природа полна нежных оттенков. Небо не просто синий цвет из тубы, тра- ва не готовый смешанный зеленый.
Мы обсудили три свойства цвета. Однако нужно по- нять, что, фактически смешивая цвет, вы редко изменяете только одно из его свойств. В большинстве случаев вы из- меняете оттенок, светлоту и насыщенность одновременно.
Например, если мы смешиваем желтый с фиолетово-си- ним, мы создаем синевато-зеленый, который является свет- лее и более серым, чем исходный фиолетово-синий.
Резюме
В первой части этого раздела мы показали, что у цвета есть три свойства: (1) ОТТЕНОК, (2) СВЕТЛОТА, (3) НАСЫ-
ЩЕННОСТЬ. Перед продолжением давайте кратко рас- смотрим эти свойства.
1. Оттенок: названия цвета. Красный, желтый, синий, сине-зеленый, и т.д.
2. Светлота: светлость или темнота цвета.
3. Насыщенность: сила или чистота цвета.
Как упомянуто выше, смешивая цвета в живописи, вы будете обычно изменять оттенки, светлоту и насыщенность одновременно, поскольку смешиваете цвета кистью.
Нет необходимости измерять изменение оттенка, свет- лоты и насыщенности каждый раз. С опытом вы скоро узна- ете, какой эффект один цвет оказывает на другой, и смеши- вание цветов станет таким же привычным и интуитивным, как писать одно слово за другим, чтобы создать закончен- ное предложение.
Поняв свойства, которые мы обсудили, вы будете соз- давать эффекты, которые хотите, быстро и эффективно.
Поэтому, убедитесь, что понимаете то, что мы объясняли перед продолжением.
  1   2   3   4   5

перейти в каталог файлов
связь с админом