Главная страница
qrcode

Требования к оформлению отчета по психологии в ходе педагогической практики


НазваниеТребования к оформлению отчета по психологии в ходе педагогической практики
АнкорZADANIE DLYa STUDENTOV 4 KURSA (1).doc
Дата13.02.2018
Размер382 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаZADANIE_DLYa_STUDENTOV_4_KURSA (1).doc
ТипДокументы
#64076
страница1 из 5
Каталог
  1   2   3   4   5

Требования к оформлению отчета по психологии в ходе педагогической практики

Для активизации творческой индивидуальности студента, а также с учетом специфики факультета, в процессе педагогической практики предлагается два варианта программных заданий. Студенту рекомендуется ознакомиться с каждым вариантом и выбрать тот, который больше соответствует индивидуально-психологическим особенностям личности студента.

Выполнение первого варианта программного задания адресовано студентам, заинтересованным в развитии умений и навыков учителя- исследователя.

Форма отчетности:

1. Протоколы экспериментальных исследований.

2. Психолого-педагогическая характеристика личности ученика

Основные этапы работы.

I. Освоение методов психологического исследования:

1.Организация исследования.

2.Сбор данных.

3.Обработка данных.

4. Анализ и интерпретация результатов.

5. Выводы по проделанной работе.

II. Изучение познавательных психических процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия.)

III. Изучение индивидуально-типологических особенностей личности ученика (темперамента, характера, способностей, направленности).

IV. Провести следующие методики: Изучение учебных интересов школьника. Изучение мотивов учебной деятельности школьника. Методика изучения самооценки личности учащегося
ЗАДАНИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 4 КУРСА

Схема психолого-педагогической характеристики личности учащегося

I. Общие сведения об ученике.

1. Фамилия, имя, возраст, класс.

2. Внешние данные, состояние здоровья, физическое развитие, заболевания.

II. Условия семейного воспитания.

1. Состав семьи. Где и кем работают родители.

2. Взаимоотношения в семье, ее культурный уровень.

3. Характер воспитания ребенка в семье.

III. Психологическая характеристика познавательной деятельности ученика.

1. Восприятие учебного материала на уроке (отклонения в развитии слуха, зрения, скорость восприятия, легкость, активность, последовательность)

2. Внимание: устойчивость, целенаправленность, распределяемость, скорость переключения.

3. Память: соотношение механической и логической, объем памяти, тип памяти.

4. Мышление и речь: соотношение наглядно-образного и абстрактного мышления, особенности протекания мыслительных процессов (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, сравнение), особенности устного изложения материала, использование терминологии, объем словарного запаса.

5. Отношение к учению и успеваемость: мотивы учения, отношение к различным учебным предметам, отношение к своим успехам и неудачам в учебе, какие черты характера проявляются в учебной деятельности.

IV. Направленность личности ученика.

1. Идеалы, убежденность ученика. Мотивы поведения. Участие в общественной жизни класса, школы.

2. Моральные качества ученика: честность, ответственность, трудолюбие, дисциплинирован или нет, агрессивный или спокойный, доброжелательный, другие положительные или отрицательные качества. Самооценка. Социальный статус в классе, позиция в общении, способность к пониманию, сочувствию, конфликтность (с учениками, учителями, родителями). Отношение к мнению коллектива, к требованиям и критическим замечаниям.

3. Волевые качества ученика: решительность, активность, инициативность, выдержка, умение преодолевать трудности, недостатки волевого поведения..

V. Интересы и склонности.

1. Наличие устойчивого интереса к какой-либо отрасли знаний, науке, искусству, спорту. Широта, глубина, устойчивость интересов. Профессиональные интересы (для 9-11 классов).

VI. Особенности темперамента.

Сила, подвижность, уравновешенность нервных процессов. Доминирующий тип темперамента. Особенности проявления эмоциональной сферы, работоспособности, общительности в зависимости от темперамента.

VII. Педагогические выводы и пути дальнейшей работы с учеником.

1. Рекомендации учителю по индивидуальной работе с учеником (какие частные и общие задачи надо решить в воспитании данного ученика, какие недостатки в его поведении необходимо преодолеть, какие новые качества личности формировать, какими педагогическими средствами этого можно достичь, в чем должен состоять индивидуальный подход к ученику).

2. Рекомендации ученику в целях самовоспитания. Основные направления и методы самовоспитания.

Методические рекомендации по изучению внимания школьника

Вниманием называют познавательный психический процесс, заключающийся в направленности и сосредоточенности сознания на определенном объекте или деятельности при отвлечении от всего остального. Внимание, возникающее без сознательно поставленной цели, без специальных усилий воли называют непроизвольным. Внимание, возникающее при сознательно поставленной цели и требующее определенных волевых усилий, называют произвольным. Внимание, возникающее на основе произвольного, но после него, называется послепроизвольным. Для активизации учебной деятельности необходимо использовать все виды внимания Программа наблюдения за вниманием.

  1. Наблюдение за мобилизацией внимания учащихся в начале урока. Приемы, используемые для этого учителем. Время, необходимое для переключения внимания с того, чем они были заняты на перемене, на учебный предмет. Условия, способствующие переключению внимания.

  2. Внимание класса к ответам отдельных учащихся во время опроса. Способы, применяемые учителем для привлечения внимания учеников к ответам товарищей. Причины отвлечения внимания.

  3. Подготовка учеников к восприятию нового материала. Постановка задачи. Причины отвлечения отдельных учеников от нового вида деятельности.

  4. Проявление видов внимания и его особенности на разных этапах урока:

а) Устойчивость внимания, причины его отвлечения.

б) Распределение внимания на уроке и его выражение.

в) Переключение внимания, причины, вызывающие его.

  1. Зависимость внимания от содержания и характера учебного материала, от контроля учителя за работой учащихся, от разных видов работ.

  2. Приемы, применяемые учителем на разных этапах урока для поддержания внимания. Их эффективность.

  3. Умение учителя использовать различные виды внимания.

  4. Внимание учителя. Проявление внимательности к отдельным ученикам и к классу в целом.

Схема наблюдения за вниманием.


Этапы урока


Деятельность учителя


Деятельность наблюдаемого ученика

Психологическая характеристика внимания


















































Методики изучения распределения внимания.

Цель: изучение распределения внимания при выполнении различных видов деятельности.

I. Ход выполнения: Двум ученикам, различающимся по подвижности и силе нервных процессов, предлагается записывать на доске последовательность чисел от 1 до 20, произнося вслух ее в обратном порядке.

II. Ход выполнения: Двум, различным по степени обучаемости, ученикам предлагается сосчитать числа от 1 до 30, но вместо чисел, содержащих в себе цифру 3 , и чисел, кратных 3, произносить «не собьюсь».

Обработка данных: Подсчитать количество допущенных ошибок в счете. Распределение внимания можно считать хорошим, если сделано до 4 ошибок, средним – от 4 до 7, ниже среднего от 7 до 10, плохим - от 10 до 13.

Методика изучения устойчивости внимания.

Цель: изучение устойчивости внимания и работоспособности с помощью «Корректурной пробы».

Инструкция испытуемому: «На листе бумаги даны ряды букв. Тебе нужно просматривать эти буквы строчка за строчкой, слева направо, подчеркивать букву «К» и вычеркивать букву «И». Старайся работать как можно быстрее, но самое главное в этом задании - работать без ошибок, внимательно. По истечении каждой минуты по моей команде тебе следует отметить то место, где ты остановился, а затем продолжить работу дальше. Экспериментатор дает команду начать работу и включает секундомер. По истечении каждой минуты он дает команду поставить черту в том месте, где испытуемый в это время держит карандаш. Время работы – 8 мин.





Н К Е Л Ы С Н Л С А К Е К Х Е В С К Х Д Р К М Б Э Г К З Р У Ц В Х Е И С Т Л В К Л Ш Ю Ю Г К П У В Г Л Д Т С Я К Ш В Ы Л Л Я Б Ж С Н У А У Х С Р К Л М В З Г Л П О А Ы Ф Э Х Ь М В К Е Н М Ч К Л Р Т К С В Х Е И В Л К Т Т Ч К Л Х Д Б Б В Н К А С В И Д З Г В К Л Т К Т В Е С Н А И С Е К Н У Х Н А С Н И В П Е И Т Х Д Б Ю Ж Ъ Л Щ П В У Л Щ Ш М П Е Ч В Ц К Е Ю Л Щ Г И А Ы Ф С Э Х Г Л Т П А К У С А Е Н Г Ш Д Ь И Т Ф Й Ц Е М У К Э Ж З Л О Р А П С М И Т И Э Т Р А К Ю Т И Р П Н Е С В К А Ч Е Е И О Ь Щ З Ю Б Е Я Й Ц М П Е Т О Г Л Ш Б Т И Р Н П АК Е Ь Л О Ш Г Б С В Ч Ы У Ч С Я Ф Ц Т И Н Е М С В У М Р Г Н К Е А М И Т Б Щ Д Ш Р П В К Е Г Н Ш А Ы В Ф Ы Ж Е Т Ь Н Е Ю Я С М И П А У Ц Й Н О Ь Б Л Ж Э Х З Е М С Ч Я Ы Ф Ц У А М И Т Р Ч Я Ы С Т О Р И М Я Ч С Е К У В Ч Я М Ю Ж Д Ъ Й Я И Т О Г Р П С В К У Е З Х Р П А В С И М Т Ь Б Л О Г Н Е П А С В Ы Ч Я Й Е И Л Д Л Д Х Ж Э Ю Б Ь И М Р Н П В С В Ч М И О Т П О Л Д Л П И С Е Е М Ч Ч Я Ц Ф Ф Я Ч С М И Т Ь Л Ь Т П А В Ц Й С М П Р Г Ш Щ Ж Д Л О Р П А В Ы Д Л Ш О И Ч С М П Е И М И Т Ь Б Ю Э Ж Ъ Х З Щ Е К У Ц Й Ф Ы В А Р П А К У В Н Г Ш Щ З З Д Л О О Р И И С Ч Ы Р П Н А К А И М С Ч Я Е Ю Е Б Ь Т Т Д О Л О Л З Х Щ З Ш Е К У Ц Й Ф Ю Б Ь И Т М С Я Х З О Р И М С Ч Я Е Ф Ы К Е Н Г О Ж Д Л Ш О Г Р Н П Е А К В У Ы Ц Й Ф Я Ч Ы С В М А И П Т Р Ь О Б Л Ю Д И Ш Н А С В Ж Д Щ Л О М И Э Х Е Г Ш О П И А Е К А Е С Я Ф Ц С И Т О Л Ш Щ Л Ь Т П Р Г Ш Ш П К А Б Ь Т М С С Ч Я В А Ч Я Ф Ы Д Л О П Р О Д Л О Р У К Е Н Г Ш Щ З Щ Ш О И Р П М С А В Ч Ы Я Ф Ц У К К Е Ъ Ж Д Л О Т И С М И М П Е Н Г Ш Л Д Щ Л О Р Т И М А С В Ч Ы В У А К П Е П Л Ш О Г Р Н П Е А П А В Т О Н Р И М С А В Ч Я Ч С А И Т Ь Б Ю Т О Ь И П М С А В У К И Т О Р Н Е А М С В Ч Ы У Ю Ю Б Д Л Ш О Т Т Р И П М А Е Н О Г Ш Л Щ Д Б Ь О Р Г Н П У В Ю Х Я Ч Ы Ф Ь Т Ь Б А К Р В Ы Ц У Й Ф П Р О М А В С М И Т Ь Б А К Ж З Д Х С Ю У Ж Е М П Н Т И О Б Е Н Г О Л Ш О Т Г Р И М С В Ж Д Ю С Я Ц Ь Ш Р В И Д Л О Т И Т М П Е Н Т И Н Е А М В С К А Е Н Г О Т Ь Б Л О Е М С М Ч Ы М П О Д О Р С А У К Е Ш Л Т М М А Л Б Ь И С А В Ы Н Р А Н Щ Л Т О О А В П Ж А Н К Е Л Ы С Н Л С А К Е К Х Е В С К Х Д Р К М Б Э Г К З Р У Ц В Х Е И С Т Л В К Л Ш Ю Ю Г К П У В Г Л Д Т С Я К Ш В Ы Л Л Я Б Ж С Н У А У Х С Р К Л М В З Г Л П О А Ы Ф Э Х Ь М В К Е Н М Ч К Л Р Т К С В Х Е И В Л К Т Т Ч К Л Х Д Б Б В Н К А С В И Д З Г В К Л Т К Т В Е С Н А И С Е К Н У Х Н А С Н И В П Е И Т Х Д Б Ю Ж Ъ Л Щ П В У Л Щ Ш М П Е Ч В Ц К Е Ю Л Щ Г И А Ы Ф С Э Х Г Л Т П А К У С А Е Н Г Ш Д Ь И Т Ф Й Ц Е М У К Э Ж З Л О Р А П С М И Т И Э Т Р А К Ю Т И Р П Н Е С В К А Ч Е Е И О Ь Щ З Ю Б Е Я Й Ц М П Е Т О Г Л Ш Б Т И Р Н П А К Е Ь Л О Ш Г Б С В Ч Ы У У Ч С Я Ф Ц Т И Н Е М С В У М Р Г Н К Е А М И Т Б Щ Д Ш Р П В К Е Г Н Ш А Ы В Ф Ы Ж Е Т Ь Н Е Ю Я С М И П А У Ц Й Н О Ь Б Л Ж Э Х З Е М С Ч Я Ы Ф Ц У А М И Т Р Ч Я Ы С Т Р И М Я Ч С Е К У В Ч Я М Ю Ж Д Ъ Й Я И Т О Г Р П Я С В К У Е З Х Р П А В С И М Т Ь Б Л О Г Н Е П А С В Ы Ч Я Й Е И Л Д Л Д Х Ж Э Ю Б Ь И М Р Н П В С В Ч М И О Т П О Л Д Л П И С Е Е М Ч Ч Я Ц Ф Ф Я Ч С М И Т Ь Л Ь Т П А В Ц Й С М П Р Г Ш Щ Ж Д Л О Р П А В Ы Д Л Ш О И Ч С М П Е И М И Т Ь Б Ю Э Ж Ъ Х З Щ Е К У Ц Й Ф Ы В А Р П А К У В Н Г Ш Щ З З Д Л О О Р И И С Ч Ы Р П Н А К А И М С Ч Я Е Ю Е Б Ь Т Т Д О Л О Л З Х Щ З Ш Е К У Ц Й Ф Ю Б Ь И Т М С Я Х З О Р И М С Ч Я Е Ф Ы К Е Н Г О Ж Д Л Ш О Г Р Н П Е А К В У Ы Ц Й Ф Я Ч Ы С В М А И П Т Р Ь О Б Л Ю Д И Ш Н А С В Ж Д Щ Л О М И Ж Э Х Е Г Ш О П И А Е КА Е С Я Ф Ц СИ Т О Л Ш Щ ЛЬ Т П Р Г Ш Ш П К А Б Ь Т М С С Ч Я В АЧ Я Ф Ы Д Л О П Р О Д Л О Р У К Е Н Г Ш Щ З Щ Ш О И Р П М С А В Ч Ы Я Ф Ц У К К Е Ъ Ж Д Л О Т И С М И М П Е Н Г Ш Л Д Щ Л О Р Т И М А С В Ч Ы В У А К П Е П Л Ш О Г Р Н П Е А П А В Т О Н Р И М С А В Ч Я Ч С А И Т Ь Б Ю Т О Ь И П М С А В У К И Т О Р Н Е А М С В Ч Ы У Ю Ю Б Д Л Ш О Т Т Р И П М А Е Н О Г Ш Л Щ Д Б Ь О Р Г Н П У В Ю Х Я Ч Ы Ф Ь Т Ь Б А К Р В Ы Ц У Й Ф П Р О М А В С М И Т Ь Б А К Ж З Д Х С Ю У Ж Е М П Н Т И О Б Е Н Г О Л Ш О Т Г Р И М С В АЖ Д Ю С Я Ц Ь Ш Р В И Д Л О Т И Т М П Е Н Т И Н Е А М В С К А Е Н Г О Т Ь Б Л О Е М С М Ч Ы В М П О Д О Р С А У К Е Ш Л ТМ М А Л Б П И М С В Ч Ы


Обработка результатов:

  1. В результате эксперимента можно получить следующие данные:

S – количество просмотренных знаков;

G – количество правильно зачеркнутых и подчеркнутых знаков;

O – количество пропущенных или неправильно зачеркнутых и подчеркнутых букв (учитывать все).

  1. Коэффициент точности внимания A вычисляем по формуле:

A= G/G + O

Если испытуемый не допускает ни одного пропуска, коэффициент точности внимания будет равен 1. При наличии ошибок он всегда будет меньше 1.

Вычисляем коэффициенты точности внимания: за работу в целом, т.е. за 8 минут; за работу по каждой минуте в отдельности (A1 , A2, A3…A8).

  1. Показатель продуктивности внимания E вычисляем по формуле:

E = A х S,

Где A – коэффициент точности внимания;

S – число просмотренных знаков.

Вычислить показатели продуктивности внимания:

За работу в целом – E; за работу по каждой минуте (E1, E2, E3,…E8 ).

  1. Приготовить свободную таблицу показателей A и E.

Показатели точности и продуктивности внимания

Показатель

Время в мин.




1

2

3

4

5

6

7

8

A

























E

























  1. Начертить сравнительную диаграмму показателей A и E.

  2. На основании сравнительного анализа количественных данных описать динамику устойчивости внимания и работоспособности.

Характер изменений (уменьшение или увеличение, колебания) количества просмотренных букв и количества ошибок по минутам (особенно в 1-ю,4-5-ю и 8-ю минуты) указывает на устойчивость или неустойчивость, истощаемость внимания.

Сопоставление количества просмотренных букв с количеством ошибок на разных стадиях работы позволяет сделать вывод о характере установки испытуемого (установка на точность или на скорость работы).

По количеству ошибок можно судить о степени концентрации внимания.

Методика изучения типа памяти

Цель: нахождение количественного выражения типа памяти.

Необходимый материал: Четыре ряда слов, записанных на карточках (размером 20 Х 7см), каждое слово отдельно.

I.(для запоминания на слух)

II.(для запоминания при зрительном восприятии)

III.(для запоминания моторно-слух. восприятии)

IV.(для запоминании при комбинированном восприятии

Дирижабль

Самолет

Пароход

Волк

Лампа

Чайник

Собака

Бочка

Яблоко

Бабочка

Парта

Коньки

Карандаш

Хомут

Сапоги

Самовар

Гроза

Бревно

Сковородка

Весло

Утка

Свеча

Калач

Загадка

Обруч

Тачка

Роща

Кафтан

Мельница

Журнал

Гриб

Прогулка

Попугай

Малина

Шутка

Книга

Листок

Кот

Сено

Ложка

Ход выполнения задания: Экспериментатор читает испытуемому 1 ряд слов; интервал между словами две-три секунды.

После 5-секундного перерыва испытуемый записывает запомнившиеся слова и отдыхает 5 минут. Затем экспериментатор показывает испытуемому слова II ряда, которые он должен записать по памяти.

Дав 5-минутный отдых, экспериментатор читает вслух слова III ряда, а испытуемый шёпотом повторяет каждое из них, после чего записывает на листке запомнившиеся слова III ряда.

Спустя 5 минут, экспериментатор показывает испытуемому слова IV ряда, читает их вслух. Испытуемый повторяет каждое слово шёпотом, затем записывает на листке запомнившиеся слова IV ряда.

Обработка данных: после проведения опыта заполняется таблица


Тип памяти

Количество слов в ряду (а)

Количество удержанных в памяти слов (в)

Коэффициент памяти С = в / а

Слуховой

10

7

С= 7/10 = 0,7

Зрительный

10

9

0,9

Моторно-слуховой

10

8

0,8

Комбинированный

10

7

0,7

Методика изучения скорости протекания мыслительных процессов

Необходимый материал: секундомер, список слов с пропущенными буквами.

Список слов:

П-ро

Д-р-во

П-л-а

Э-о-ок

С-я-о-ть

Г-ра

З-м-к

О-р-г

К-н-а

К-с-а-ник

П-ле

К-м-нь

К-р-он

С-е-ло

У-и-е-ь

К-са

С-р-й

З-р-о

К-ы-а

А-е-ь-ин

Т-ло

п-в-д

В-с-ок

Т-а-а

С-а-ц-я

П-ля

Х-л-д

С-г-об

К-у-ка

Ч-р-и-а

В-ра

П-с-к

В-т-а

С-а-ка

К-п-с-а

С-ла

К-э-л

П-д-ак

Т-у-а

Р-а-о-ть

Д-ша

З-л-нь

П-р-а

С-а-а

С-е-о-а

Р-ка

Т-л-га

Б-л-он

П-е-а

К-н-о-а

Ход выполнения задания: перед изучением у себя скорости протекания мыслительных процессов студент знакомится со следующей инструкцией и действует в соответствии с ней.

Инструкция: Сейчас вам будет предъявлен список слов, в которых пропущены буквы. Необходимо заполнить пустые места в словах. Работайте как можно быстрее.

Обработка данных: Фиксируется время выполнения задания. На основе сопоставления результатов отдельных испытуемых со среднегрупповыми делается вывод о скорости протекания мыслительных процессов.

Методика выявления особенностей мыслительных операций

Цель: Исследование особенностей мыслительных операций - анализа синтеза обобщения (для подростков и старших классов).

Необходимый материал: Список пар слов-понятий:

1. стол-стул

10. яблоня-вишня

2. корова-лошадь

11. ботинок-карандаш

3. трамвай-автобус

12. маленькая девочка-большая лужа

4. озеро-река

13. молоко-вода

5. река-птица

14. ветер-соль

6. дождь-снег

15. сани-телега

7. поезд-самолет

16. воробей-курица

8. ось-оса

17. дуб-береза

9. обман-ошибка

18. картина-портрет

Ход выполнения задания: перед началом выполнения задания испытуемый знакомится с инструкцией: Укажите сходство и различие явлений, обозначаемых приведенными словами. (Экспериментатор настаивает на том, чтобы сначала указывалось сходство, а потом различие).

Обработка данных: Высказывания испытуемого кратко записываются в протокол. При оценке ответов, прежде всего, следует учитывать: удается ли испытуемому выделить сначала существенные признаки и сходства, а потом - различия понятий. Неумение действовать, таким образом, свидетельствует о плохом развитии анализа, синтеза и обобщения. Ответы испытуемого при установлении сходства могут быть трех типов, свидетельствующих о разных уровнях обобщений:

  1. ситуативный (внешний) (стол-стул: сходство - "стоят в комнате")

  2. функциональный (стол-стул: сходство - "обеспечивают прием пищи", "сидя на стуле за столом пишут и читают" и т.д.)

  3. концептуальный (стол-стул: сходство - "предметы мебели")

Методика определения ведущего типа восприятия.

У каждого из нас среди органов чувств есть как бы главный, ведущий, который быстрее и чаще остальных реагирует на сигналы и раздражители окружающего мира. Это или зрение, или слух, или ощу­щения. (Обонятельно-вкусовые органы сюда не входят, так как для человека они менее значимы).

Главный орган чувств обусловливает и ведущий тип восприятия и внутреннюю психологическую реальность. Это значит, что для одно­го человека мир – это, прежде всего то, что он может увидеть, для второго - определенное эмоциональное настроение, а мир третьего наполнен звучанием. Психологические реальности этих людей сильно отличаются и, если другие типы восприятия не развиты, то общение между ними напоминает разговор на разных языках. Но самое интерес­ное и, пожалуй, трагичное - то, что сами они не подозревают об этом.

К счастью, в жизни "чистые" случаи бывают редко, мы пересекаем­ся друг с другом хотя бы частью наших реальностей, а потому взаимо­отношение все-таки возможно.

Речь человека тоже может подсказать, к какому типу он принадле­жит. Это определяется по словам, относящимся к определенному типу восприятия, которые он произносит в своей речи.

Тип А (видеть). Часто употребляет слова и образы, которые свя­заны со зрением, образами и воображением. Например: "Не видел этого". "Это, Конечно, проясняет все дело", "Заметила прекрасную особен­ность".

Рисунки, образные описания, фотография говорят типу А больше, чем слова. Принадлежащие к этому типу люди моментально схватывают, что можно увидеть: цвета, формы, линии, гармонию и беспорядок.

Тип В (ощущать, осязать). Тут чаще в ходу другие слова и опре­деления, например: "Не могу это понять", "Атмосфера в классе невы­носимая", "Ее слова меня глубоко тронули", "Подарок был для меня чем-то похожим на теплый дождь". Чувства и впечатления людей этого типа касаются, главным образом, того, что относится к прикоснове­нию, интуиции, догадке. В разговоре их интересуют внутренние переживания.

Тип С (слышать). "Не понимаю, что ты говоришь", "Это известие для меня...", "Вчера я слышала, что..." - вот характерные высказы­вания для людей этого типа. Огромное значение для них имеет все, что акустично: звуки, слова, музыка, шумовые эффекты.

Умение слышать слова собеседника и умение пользоваться своими словами помогает присоединиться к его психической реальности, войти в его мир. Если вы знаете, ведущий тип восприятия собеседника, то это позволит вам понять, как он воспринимает мир, что из этого им осознается и, соответственно, строить свое общение. Если вы стре­митесь создать доверительные, близкие отношения, следует применять слова того же типа восприятия, что и ваш собеседник. Если, напротив, вы предпочитает держать его на дистанции, достаточно, чтобы в вашей речи преобладали слова иного, чем у вашего собеседника, типа. Обра­щая внимание на такой характер слов речи собеседника, вы получаете представление о том, как он осознает самого себя и свое окружение.

Типы восприятия в учебном процессе


Сходство типов восприятия может способствовать пониманию, не­совпадение порождает конфликты и недоразумения, причины которых зачастую остаются непонятными для их участников.

Учителя с каким-либо одним сильно развитым типом восприятия могут быть просто кошмаром для учеников с сильным развитием друго­го типа. Чаще встречаются другие случаи, когда учитель, не учитывая (или не зная) другие типы, ведет урок в привычной для него манере и соответствующей речью. В результате ученик хуже понимает и запоми­нает материал, у него падает интерес к этому предмету и снижается успеваемость. Спасает его обычно только перевод в другой класс, школу или смена учителя. Если личностные черты, характер, темперамент учителя могут осознаваться как причина недоразумений и конфликтов, то в подобной ситуации виноватого найти практически невозможно, так как причины остаются скрытыми из-за непонимания различий в типе восприятия и различий в психологической реальности.

Почти у всех людей кроме ведущего типа восприятия неплохо раз­виты и остальные. Поэтому учебный материал лучше всего закрепляется и усваивается, если в ходе урока задействованы все типы восприя­тия - это касается и иллюстрации материала, и употребления в речи соответствующих слов и фраз.

Учет типов восприятия пронизывает всю педагогическую деятель­ность. Например, один из способов поощрить ученика – это похвалить его за успех. Обычно похвала произносится вслух, после чего ученик должен испытывать заслуженную гордость. Однако, если вы на самом деле хотите его похвалить, нужно учитывать тип восприятия. Как мы узнаем, что нас действительно хвалят, высоко оценивают или любят?

Тип А (видеть) - по тому, как на него смотрят.

Тип В (ощущать) - по тому, как его касаются, ласкают.

Тип С (слушать) - по тому, что ему говорят.

Шкала оценки ведущего типа восприятия (для старшеклассников).

Инструкция: вам предлагается ряд утверждений', с которыми вы можете согласиться или не согласиться. Если вы согласны с утвержде­нием, то напишите "Да" рядом с его номером. Если не согласны, то напишите "Нет". Помните, что хороших или плохих ответов не существует.

1. Люблю наблюдать за облаками и звездами.

2. Часто напеваю потихоньку запомнившуюся мелодию.

3. Признаю любую моду, даже если она неудобна.

4. В свободное время люблю танцевать или заниматься спортом.

5. Цвет и форма автомашины важны для меня,

6. Часто узнаю по шагам, кто вошел в комнату.

7. Мне трудно сосредоточиться, когда в комнате шумно.

8. Много времени посвящаю своему внешнему виду.

9. Приятно в летний день искупаться в холодной речке.

10. Гуляя по улице, я люблю рассматривать людей.

11. Я получаю наслаждение от того, что двигаюсь.

12. Беспорядок меня раздражает.

13. При звуках старой знакомой мелодии я вспоминаю прошлое.

14. Часто читаю во время еды.

15. Люблю разговаривать по телефону.

16. Часто прикосновения говорят больше, чем слова.

17. Лучше слушать рассказ, который кто-то читает, чем читать самому.

18. Мне нравится рассматривать фотографии.

19. После плохого дня мой организм в напряжении.

20. Долго помню дословно, что сказали мне приятели или знакомые.

21. Мне нравятся яркие краски цветов.

22. Хорошо вечером принять душ или ванну.

23. Охотно посещаю музеи и выставки.

24. Часто разговариваю сам с собой.

25. Долго прихожу в себя после длительной езды на каком-либо виде транспорта.

26. Тембр голоса много говорит мне о человеке.

27. Очень часто оцениваю людей по манере одеваться.

28. Мне трудно долго находиться в одной позе, хочется размяться, расправить плечи.

29. Слишком твердая или мягкая постель - это для меня мука.

30. Само пожатие руки много говорит мне о данном человеке.

31. Очень люблю смотреть кино.

32. Люблю слушать шум дождя, шелест листьев.

33. Узнаю когда-либо виденное лицо даже через годы.

34. Умею слушать то, что мне говорят.

35. Редко надеваю одежду из синтетической ткани.

35. Когда близко тикает будильник, с трудом засыпаю.

37. Люблю осматривать памятники архитектуры.

38. Отбиваю такт ногой, когда слышу музыку.

39. Серьезная дискуссия - это захватывающее дело.

Обработка полученных результатов

Подсчитайте количество ответов "Да" по каждому типу восприятия.

Тип А (видеть) - 1,5,8,10,12,14,18,21,23,27,31,33,37.

Тип В (ощущать) - 3,4,9,11,16,19,22,25,28,29,30,35,38.

Тип С (слушать) - 2,6,7,13,15, 17,24,26,32,34,36,39.

Наибольшее количество ответов "Да" в одном или двух разделах показывает ведущий тип восприятия.

Количество баллов от трех и ниже говорит о слабой развитости этого типа восприятия. При оценке ведущего типа разница в один балл считается несущественной, и можно говорить об одинаковой раз­витости типов.

Особенности проявления сангвинического темперамента

Сангвиники: сильный, уравновешенный, подвижный тип высшей нервной деятельности (ВНД).

  1. не прибегают к стойкому упрямству; ситуационное же отмечается у них крайне редко, но носит агрессивно-наступательный характер;

  2. чаще других выступает в роли орудия труда чужой воли, если же сами определяют направление своего поведения, руководствуются при этом только желаниями;

  3. используют (особенно, если дело идет о самоутверждении) критицизм;

  4. как правило, не самолюбивы, болезненно самолюбивыми не бывают вовсе;

  5. в негативистах не ходят;

  6. аффектам не подвержены;

  7. обидчивостью не отличаются;

  8. склонности к уединению не обнаруживают;

  9. воспитанию у них ответственного отношения к порученному делу поддаются с большим трудом;

  10. активны в предъявлении притязаний, бравируют недостатками, склонны переоценивать себя;

  11. хотя и реже, чем холерики, участвуют во внешних конфликтах, ведут себя при этом агрессивно, но конфликт с их участием устойчивостью не отличается;

  12. внутренних конфликтов не ведают, как и не подвержены они "смысловому барьеру", а также не следуют установкам в поведении;

  13. легко внушаемы, хвастливы, охотно играют в классе роль "шута";

  14. если верховодят в дружбе, не скрывают своих притязаний на руководящее в ней положение.

Особенности проявления флегматического темперамента

Флегматики: сильный, уравновешенный, инертный тип ВНД.

  1. не прибегают к упрямству, даже если речь идет о самоутверждении;

  2. выступают, случается, в качестве орудия чужой воли, если же направление своего поведения определяют сами, руководствуются при этом, как правило, доводами разума, а не желаниями и впечатлениями;

  3. легко дисциплинируются, относятся обычно к числу "благополучных" детей;

  4. аффектам не подвержены;

  5. негативистами не бывают;

  6. хвастовством не отличаются;

  7. болезненно самолюбивыми не становятся;

  8. ответственное отношение к порученному делу формируют у себя без особых затруднений;

  9. более других равнодушны к одобрению и порицанию;

  10. отличаются выдержкой;

  11. во внешних конфликтах участвовать избегают, если же тем не менее вовлекают их в конфликт, они занимают в нем пассивно-оборонительную позицию и стремятся "выйти из игры";

  12. склонны нередко к уединению;

  13. равнодушны к собственным недостаткам;

  14. не ведают внутреннего конфликта;

  15. играют пассивную роль в дружеском дуэте;

  16. отвергают роль "классного шута".

Особенности проявления холерического темперамента

Холерики: сильный, неуравновешенный, безудержный тип ВНД.

  1. чаще, чем представители других темпераментов, обращаются к упрямству как средству самоутверждения, если не оказывается в их распоряжении иных средств улучшения их положения в коллективе сверстников и семье, причем для них характерно стойкое упрямство, проявляющееся в агрессивно-наступательной форме;

  2. в роли оружия чужой воли выступают редко, в поступках своих руководствуются как доводами разума, так и желаниями;

  3. прибегают в целях самоутверждения к критицизму;

  4. становятся подчас негативистами;

  5. в большей мере, нежели представители других темпераментов, подвержены аффектам;

  6. с трудом поддаются формированию у них ответственного отношения к порученному делу;

  7. не проявляют склонности к уединению, общительны, а подчас и навязчивы;

  8. склонны переоценивать себя;

  9. не в меру активны в предъявлении притязаний;

  10. верховодят в дружбе, не скрывая при этом претензий на руководящее в ней положение;

  11. ведут себя агрессивно во время конфликта, конфликт с их участием всегда устойчив;

  12. располагают устоявшейся самооценкой;

  13. не обнаруживают равнодушия к собственным недостаткам, чаще бравируют ими, реже - скрывают (в целях самоутверждения);

  14. подвержены "смысловому барьеру";

  15. в состоянии следовать установкам в поведении;

  16. далеки от внушаемости.

Особенности проявления меланхолического темперамента

Меланхолики: слабый тип ВНД, неуравновешенный, инертный

  1. используют нередко в качестве средства самоутверждения упрямство, причем упрямство их отличается устойчивостью и носит пассивно-оборонительный характер;

  2. не выступают обычно в роли орудия чужой воли;

самолюбивы, явно преобладает болезненное самолюбие;

  1. повышенно утомляемы;

  2. ходят довольно часто в негативистах;

  3. подвержены (правда только в состоянии утомления) аффектам;

  4. легко поддаются формированию у них ответственного отношения к порученному делу;

  5. обидчивы;

  6. восприимчивы к одобрению и порицанию;

  7. склонны к уединению и самоизоляции;

  8. настойчивы в предъявлении притязаний;

  9. подвержены психологическим конфликтам в их устойчивой форме;

  10. в то же время во внешних конфликтах они избегают участвовать, поведение в вынужденных конфликтах носит обычно пассивно-оборонительный характер;

  11. располагают устойчивой самооценкой;

  12. предпочитают ( во имя самоутверждения) маскировать свои недостатки;

  13. верны, как правило, в дружбе, предпочитают главенствовать в дружеской паре, хотя скрывают это свое желание;

  14. питают отвращение к роли "классного шута";

  15. подвержены "смысловому барьеру";

  16. следуют нередко установкам в своем поведении.

Определение характерологических особенностей личности

Предлагаемая методика содержит опросник Ганса Айзенка (под­ростковый вариант), классификацию в зависимости от соотношения ре­зультатов шкалы нейротизма и шкалы экстраверсии, описание особен­ностей каждого типа и основное направление тактики взаимоотношений с подростками каждого типа.

Методика рассчитана на учащихся в возрасте 12 - 17 лет. Соот­ветственно она может использоваться:

- при формировании классных коллективов;

- при знакомстве с отдельными учащимися;

- в педагогической практике в целях коррекции взаимоотношений "ученик - учитель" и "ученик - класс";

- в профотборе молодежи на различные типы профессий (в част­ности на профессии типа «человек - человек").

Используемый в методике тест-опросник был создан английским психологом Гансом Айзенком. На основе ряда исследований он пришел к выводу, что всю совокупность описывающих человека черт можно представить посредством двух, главных факторов: экстраверсии- интроверсии и нейротизма. Первый из этих факторов биполярен и представляет собой характеристику индивидуально-психологического склада человека, крайние полюса которого соответствуют ориента­ции личности либо на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на внутренний субъективный мир (интроверсия). Принято считать, что экстравертам свойственна общительность, импульсивность, гибкость поведения, высокая инициативность (но малая настойчивость) и вы­сокая социальная адаптивность, Интровертам же, наоборот, присущи необщительность, замкнутость, социальная пассивность (при доста­точно большой настойчивости), склонность к самоанализу и затрудне­ния социальной адаптации.

Второй фактор - нейротизм - описывает некоторое свойство, - состояние, характеризующее человека со стороны эмоциональной ус­тойчивости, тревожности, уровня самоуважения и возможных вегета­тивных расстройств. Фактор этот также биполярен и образует шкалу, на одном полюсе которой находятся люди, характеризующиеся чрезвычайной эмоциональной устойчивостью, зрелостью и прекрасной адаптированностью, а на другой - чрезвычайно эмоционально неустойчивый, нервозный (импульсивный) и плохо адаптированный тип. Большая часть людей располагается между этими полюсами, ближе к середине (соглас­но нормальному распределению).

Этапы работы:

1. Проведение теста Айзенка.

2. Обработка результатов.

3. Градация результатов по таблице типов.

Инструкция: Ответьте на предлагаемые вопросы "да" или "нет". Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет хороших или плохих от­ветов. Все вопросы направлены на выяснение вашего обычного способа поведения.
  1   2   3   4   5

перейти в каталог файлов


связь с админом