Главная страница

45. Я. Тимман - Шахматы. Уроки стратегии - 2011.. 12 уроков от Бенедикта. Перевод.docx Школа рисования. Уроки Кисточки.pdf урок. Учебнику в. С. Кузина, Э. И кубышкиной Изобразительное искусство в начальной школе


Скачать 401,5 Kb.
НазваниеУчебнику в. С. Кузина, Э. И кубышкиной Изобразительное искусство в начальной школе
Анкор45. Я. Тимман - Шахматы. Уроки стратегии - 2011.. 12 уроков от Бенедикта. Перевод.docx Школа рисования. Уроки Кисточки.pdf урок
Дата21.05.2018
Размер401,5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файла1_klass_pourochnye_izo.doc
ТипУчебник
#71444
страница3 из 5
Каталогgrig75

С этим файлом связано 3 файл(ов). Среди них: vvedenie.doc, Объявление в дом - образец.docx, 18.05.18 Собянину многодетные открытое письмо.doc, 1_klass_pourochnye_izo.doc.
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5

Ход урока.

  1. Проверка организации рабочих мест.

  2. Беседа по картине И.С. Остроухова.

Горячими золотисто-желтыми красками пылает солнечный осенний день. Деревья обступили тропинку, обняли ее. Она чуть заметно вьется среди них и уходит куда-то вправо. Все дремлет и нежится, дышит теплом, полным спокойствием.

Радуешься каждому листочку, наслаждаешься игрой красок и света. Чувствуется, с каким удовольствием изображал художник этот уютный уголок природы. Его радостное восприятие окружающего мира передается и зрителям, зовет их побывать в этом лесу, полюбоваться красками золотой осени.

Деревья покрыты светло-желтыми листьями. У клена они крупные, прорезные. Ветки деревьев склонились к земле, устланной множеством опавших листьев. Отдельные листочки с зеленовато-желтой окраской совсем недавно сброшены на землю. Сквозь кружево веток и уцелевших листьев проглядывает голубое небо.

Тонкие и гибкие, как лианы, молоденькие клены, выросшие под осенью старого клена, тянутся вверх - к солнцу, к свету, пробиваются сквозь густую листву других деревьев. Вырвавшись на простор, эти молодые деревца со временем наберутся сил.

В левой части картины изображены, по всей видимости, дубы с толстыми скрюченными ветвями, покрытыми зеленовато-желтыми листьями. Густой лес почти совсем скрыл небо. Голубая чистая лазурь видна лишь прозрачными маленькими окошечками, ласково сквозящими сквозь раззолоченную листву. Синеющие просветы неба вплетаются в общую симфонию золотой осени.

Листья на деревьях с винно-красным багрянцем, с бронзовой прозеленью горят на солнце яркими, теплыми красками.

Солнечные лучи через все препятствия пробиваются до самой травы, расцвеченной различными оттенками - от ярко-изумрудного до нежно-желтого.

Вдали блестит светлая полоска небольшой полянки, к ней ведет тропинка, на которой уселись две сороки, третья сидит на суку. Среди моря осенней травы и листьев эти белобокие вертихвостки с черной головкой вызывают улыбку. Их повадки хорошо всем известны, о сороках сложено немало присказок и песен. Вертлявые воровки успели прилететь и сюда, в этот тихий укромный лес, в это очаровательное по красоте место.

Поэтическое описание природы, данное художником, чарует зрителя, вызывает желание очутиться там, где некогда бродил и любовался осенним лесом автор этой живописной картины.
После экскурсии с детьми в местный, хорошо знакомый им лес, беседа в классе пройдет живо и интересно. Продолжительность беседы 15 минут.
План беседы.


  1. Какое время года изображено на картине?

  1. Назовите признаки осени. Что изменилось в природе в сравнении с летом?

  2. Что вам нравится в картине?

  3. Солнечный или дождливый день изображен художником?

  4. Назовите деревья, написанные на картине.


Ь) Опишите листья клена, дуба и липы, принесенные вами с экскурсии.

  1. Какие птицы уселись на тропинке. Что вы знаете о сороках?

  2. Почему небо только чуть-чуть просвечивает среди листвы?

  1. Почему картина называется «Золотая осень»?

  1. Сравните осеннюю окраску природы на этой картине с осенними красками на картине Левитана «Золотая осень».

  1. В чем их различие?

  1. Можно ли сказать, что оба художника любили осеннюю природу?

Немного о художнике И.С. Остроухове.

Илья Семенович Остроухое (1858 - 1929) был талантливым художником - пейзажистом.

Будучи наследником богатых родителей (они были чаеторговцами в Москве), Илья Семенович создал свой музей русской иконописи, переданной потом в Третьяковскую галерею, где собраны лучшие произведения русского искусства. Он долгое время состоял попечителем Третьяковской галереи.
3. Рассматривание листьев, принесенных на урок.

  • Вы видели, как падают листья с деревьев?

  • Что напоминает вам земля, устланная опавшими осенними листьями?

  • Вы чувствовали в воздухе горьковатый терпкий запах?

  • Какие сочетания оттенков цвета осенних листьев вам понравились особенно? Почему?

  • А форма листа у всех деревьев одинаковая или разная? Расскажите.


Рассматривание листьев, принесенных на урок.

(Разнообразие форм, яркость расцветок; сравнительный анализ листьев деревьев: липы, осины, тополя, клена.)

4. Рисование с натуры - это изображение предмета, который находится в данный момент перед рисующим.

Рисование с натуры позволяет изучать:

  • форму;

  • строение;

цветовую окраску предметов

> по ходу дела сравнивать рисунок с изображаемым предметом, что приносит рисующему несомненную пользу.

Какой лист дуба расположен правильно?

Последовательность выполнения рисунка - лист березы, (липы, тополя). Сначала простым карандашом легкими линиями намечается главная жилка и черенок листика, затем намечается ширина и высота листика. Далее прорисовывается форма листа. Легкой линией наносятся очертания левой и правой стороны листика на основе сравнения изображения с натурой. Уточняется внешний контур листика.



5. Начинается самостоятельная работа детей по рисованию осенних листьев (выбирается один лист).

Нужно, чтобы дети правильно и красиво расположили композицию изображения листа.

Проверяется рисунок, выполненный карандашом:

> Внимательно рассматривается и сравнивается окраска листьев, которые непосредственно рисуются.
У Затем на палитрах дети делают выкраски всех желтых и красных цветовых оттенков из своих акварельных наборов, т.к. это основные цветовые оттенки осенних листьев.
> Проба краски производится разными приемами: широкой заливкой цветом небольшой поверхности бумаги, отдельными мазками, в результате чего можно получить новые цвета - различные оранжевые цветовые оттенки. Пробу красок на палитре дети сравнивают с цветом изображаемых листьев.
Объясняется порядок цветового покрытия рисунка:

  • Показывается прием работы красками по сухому, когда происходит постепенное насыщение цвета.

  • На первом этапе работы этим приемом весь рисунок (в пределах указанного контура) заливается слабым цветовым тоном, выражающим общий, основной цвет листа, но гораздо слабее и прозрачнее по цвету, чем в натуре.

Цветовые отношения при первой прокладке только лишь намечаются.

  • Затем повторным слоем краски цвет рисунка усиливается, насыщается и доводится до предельной насыщенности.

  • В процессе рисования обращается внимание на применение различных приемов рисования кистью в зависимости от задач изображения: всем ворсом (при покрытии цветом широких плоскостей -пластины листа); концом кисти (при нанесении тонких линий - прожилок листа, черенков).

  • Кисть надо держать вертикально, касаясь бумаги лишь концом ворса.


6. Коллективный анализ детских рисунков, оформленных в виде выставки.
Итог.
- Чему научились?



\

Урок 8. «Сказка про осень» - рисование на тему. Ознакомление с произведениями изобразительного искусства (В. Поленов «Золотая осень», «Осень в Абрамцеве»). Беседа о красоте осенней природы. (Учебник, стр. 15)
Задачи урока: показать детям красоту русской осени в живописи на примере произведений замечательного русского художника В. Поленова; развивать у детей образную память,эмоционально-эстетическую отзывчивость;

формировать умение самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на тему; осуществлять межпредметные связи изобразительного искусства и музыки (прослушивание грамзаписи «Осенняя песенка», музыка Д. Васильева-Буглая, слова А. Плещеева).

Оборудование урока: лист бумаги, карандаш, резинка, акварель и гуашь, кисти, цветная бумага, цветные восковые мелки, баночки с водой, палитра, тряпочка и подставка для кистей; репродукции (или цветной слайд) с картин В. Поленова «Золотая осень», «Осень в Абрамцеве».
План урока.
1. Проверка организации рабочих мест.

2. Устные зарисовки школьников на тему «Осень»: 1 «Осенний лес», «Осень в городе», «Осень в деревне» и т.п. (3-5 минут по материалам экскурсии)

  1. Демонстрация репродукций с картин В. Поленова «Золотая осень», «Осень в Абрамцеве».

  1. Прослушивание «Осенней песенки».

  1. Продумывание сюжетов, композиционное решение рисунков.

  1. Выполнение учащимися рисунков карандашом.

  2. Завершение рисунка в цвете,

  1. Подведение итогов урока. Коллективное обсуждение детских работ.


Ход урока.

  1. Проверка организации рабочих мест.

  2. Данному уроку предшествуют наблюдения

учащимися осенней природы.

Наблюдения проводятся на пришкольном участке или в микрорайоне школы. Внимание ребят обращается на богатство красок в осенней природе. Наблюдают своеобразие форм различных деревьев (формы их стволов, рисунка ветвей) и построек (домов, магазинов, котелен и т.п.), пропорциональные отношения длины дома к его высоте, размеры домов.

Вспоминают то, что особенно понравилось на прогулке, что хотелось бы нарисовать. Выделение самого интересного рассказа, ярко воссоздающего образ осенней природы.

3. Учитель:

- Красота природы, смена времен года, а каждое!из них - осень, зима, весна и лето - неповторимое, особенное, всегда были источником вдохновения для поэтов, музыкантов, художников. Есть живописцы, которые все с^ое творчество посвятили изображению природы. Мы назовем их пейзажистами. Это А. Саврасов, И. Шишкин, И. Левитан, К. Юон, В, Поленов и др.

И Шишкин «Осень» Полотна известных мастеров живописи написаны удивительно ярко, трогательно, правдиво. Они и у нас вызывают чувства, владевшие их создателями: восхищение щедрой красотой осени, любовь и глубокую привязанность к родным местам, таким для нас привычным, знакомым и близким. Согласитесь, когда смотришь на эти картины осени, сразу вспоминаешь прекрасные стихотворения об осени] о сказочном наряде осенней природы

Унылая пора. Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

А. Пушкин.

Внимание детей обращается на красоту осенней русской природы, на передачу настроений, чувств в картине замечательного русского художника В. Поленова «Осень в Абрамцеве».

  • Что изображено на картине?

  • Какое время года?

  • Какое настроение вызывает картина?

  • Какие цвета вы видите в картине?


На картине «Золотая осень» художник В. Поленов показывает просторы русской природы.

Он изображает реку Оку, на берегу которой он долго

жил.

Картина правдиво передает золотистые, желто-красные цвета осенней природы, голубизну широкой реки и дальнего неба.

Яркость, сочность красок, горизонтальная композиция всего изображения подчеркивают радостное настроение солнечного дня осени, красоту родной природы.

4. Прослушивание «Осенней песенки».

  • Соответствует ли песня содержанию картины?

  • Какие чувства она вызывает у вас?


5. Выбрать сюжет для рисунка, подумать о его композиции.

Большое значение имеет выбор формата. Правильно выбранный формат создает нужное ощущение. Рисуя высокое здание и желая подчеркнуть его высоту, устремленность вверх, следует выбрать вертикальный формат. Есть и выразительные возможности композиции. Предметы, удаленные от зрителя, кажутся меньше своих размеров. Используя это свойство, можно передать пространство в рисунке. Например, нужно нарисовать два дерева одной высоты, одно из которых ближе к зрителю, другое - дальше; первое рисуется крупнее, основание его опущено к нижнему краю листа бумаги, второе - меньше, основание выше по отношению к нижнему краю листа бумаги.

Объяснение можно проводить с использованием аппликации. На ватманском листе бумаги из силуэтов деревьев и домов (вырезанных из бумаги другого цвета) составляются композиции (2-3 варианта). Композиции не должны быть сложными, достаточно, если они включают изображения 1-2 деревьев и 1 - 2 домов. Желательно, чтобы был ближний и дальний план.
6. Выполнение учащимися рисунков карандашом.
Индивидуальная помощь каждому ученику. Особенность форм различных деревьев и домов, детали которых выделяют данные объекты среди подобных им, их пропорции, положение в пространстве.

7. Завершение рисунка в цвете.

Назвать цвета осенней природы (пышной поздней осени). Возможно обращение к картине «Осень в Абрамцеве». Последовательность работы красками. Можно выполнять рисунки на тонированной бумаге (красной, желтой, серой). Цвет должен соответствовать настроению, которое хотели бы передать в рисунке.
8. Выставка рисунков.

Урок 9. «Чудо - платье» - самостоятельнее составление узора из листьев, цвег о в, ягод для платья куклы. Ознакомление с произведением изобразительного искусства - В.М. Васнецов «Иван - царевич на Сером волке» (1889). Ознакомление с народной вышиикой на современных изделиях и беседа о красоте узоров.
Задачи урока: развивать у детей эстетическое восприятие, развивать творчество, чувства ритма, цвета; учить выделять элементы узора е народной вышивке (цветок, веточка) прививать любовь к народным сказкам, к народному искусству; закреплять умение рисовать кистью знакомые декоративны, элементы (точки, мазки, линии) и способствовать формированию умения создавать новые сочетания из них (цветочки, горошек и т.д.). Оборудование урока: вырезанное из цветной бумаги платье, гуашь, кисти, баночка с водой, палитра, тряпочка и подставка для кистей; образцы народной вышивки.

План урока.

  1. Проверка организации рабочих мест.

  2. Беседа по картине В.М. Васнецова «Иван - царевич на Сером волке».

  3. Знакомство с образцами народной вышивки.

  4. Демонстрация новых приемов рисования декоративных элементов.



  1. Самостоятельная работа красками.

  2. Подведение итогов урока. Коллективное обсуждение детских работ.


ход урока.

  1. Проверка организации рабочих мест.

  2. Беседа по картине В.М. Васнецова «Иван -царевич на Сером волке».


- Сюжет картины взят из народной сказки о Жар-птице, приносящей людям счастье. «Иван - царевич, сидя на Сером волке вместе с прекрасною королевной Еленою, возлюбил ее сердцем сильней свету белого, а она возлюбила Ивана - царевича» (из сказки).
Иван - царевич и Елена Прекрасная мчатся на Сером волке в дремучем лесу, где так тесно переплелись корявые сучья и ветки, что выбраться из него кажется невозможным. Но лес расступается перед молодыми людьми, чтобы Серый волк мог стрелой пронестись по нему, и снова смыкается, чтобы защитить их от врагов.

Волк стремглав выскочил из лесной чащи, неся на спине Ивана - царевича и Елену Прекрасную.

Неожиданному появлению матерого волка с седоками удивились даже краснобровые тетерева, сидящие на ветке старого замшелого дерева.

А Серый волк с ходу перепрыгивает болотистую топь с белыми чашечками водяных лилий, с острой гравой - осокой. Сказочный чудесный помощник юноши и девушки, волк со своей широкой грудью, жесткой посеребренной шерстью, раскрыв пасть, высунув язык и пригнув к короткой шее уши, несется так быстро, что меч Ивана - царевича в темно-красных разукрашенных ножнах далеко откинулся назад, ударяясь о стволы деревьев.

Столетние стволы деревьев с кривыми ветвями, словно протянувшимися руками столетних стариков, обросли седым мхом.

Тихо и одновременно тревожно в такой чащобе. Воздух наполнен болотными испарениями, дышать тяжело. В таком лесу действительно страшно, подозрителен каждый шорох.

Высоко над головой гудит ветер, и от этого становится еще более жутко. И птицы, кроме тетеревов, не заглянут в такую глушь, не оживят ее разноголосым пением. Единственное, что немного ободряет человека, - это просветы в глубине леса. Там занялась вечерняя заря, тускло освещающая дальние деревья.

Иван - царевич, бережно обнимая любимую девушку, тревожно прислушивается к лесным шорохам, всматривается в лес в ожидании возможной погони.

Полюбив королевну, назвав ее своей невестой, он всеми силами старается избежать встречи с врагами.

Впереди еще много забот: надо получить коня златогривого, обменять его на Жар-птицу и только тогда, прибыв в отчий дом, можно будет устроить свадьбу. А как получить златогривого коня? Елена Прекрасная, сложив руки на коленях, доверчиво и покорно склонила свою светлую голову на плечо Ивана - царевича.

Она очень молода, неопытна, беспомощна. Вся ее поза выражает покорность и тревогу. Она навсегда рассталась с родным домом, веселыми подругами, с беспечным девичеством.

Одеты молодые люди в шелк, парчу, бархат. На юноше древнерусский полукафтан из узорчатой ткани с золотыми и серебряными нитями, на руках - узорчатые перчатки, на голове - шапочка, отделанная соболиным мехом. Обут царевич в красные сафьяновые сапожки.

У королевны длинный светло-голубой казакин из бархата с золотыми широкими каймами по рукавам и подолу, накинутый на парчовое платье с узорами. Шапочка украшена драгоценными камнями: голубой бирюзой, красным рубином, желтым янтарем. Жемчужные бусы свисают до золоченого пояса, синие сафьяновые сапожки расписаны орнаментом из полевых цветов.

Молодой царевич с добрым отзывчивым сердцем и девушка Елена Прекрасная, горячо полюбившая юношу, вызывают желание помочь им, защитить от злых людей.

Васнецов претворяет тему народной сказки в поэтическую картину.

Он изображает царевича сметливым, храбрым юношей, а Елену Прекрасную - пленительно красивой русской девушкой, доброй и доверчивой.

Художник сочувствует своим героям и верит, что темные силы будут побеждены, что Иван - царевич с Еленой Прекрасной будут счастливы.

В картине неразрывно соединены сказочное и реальное. «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет», - хочется сказать, глядя на эту картину.
1   2   3   4   5

перейти в каталог файлов
связь с админом