Главная страница

А.И. Буренина_Коммуникативные танцы-игры для детей. Учебное пособие Музыкальная палитра


Скачать 0.95 Mb.
НазваниеУчебное пособие Музыкальная палитра
А.И. Буренина_Коммуникативные танцы-игры для детей.doc
Дата22.12.2016
Размер0.95 Mb.
doc
A_I_Burenina_Kommunikativnye_tantsy-igry_dlya_detey.doc
ТипУчебное пособие
#8012
страница1 3
Каталогid13423723

4 . : PoniMashka_15-2009_Ponimashka_v_magazine.pdf, A_I_Burenina_Kommunikativnye_tantsy-igry_dlya_detey.doc, Borisenko_M_G_Lukina_N_A_Diagnostika_razvitia_rebenka_3-4_goda.p, Eda_Le_Shan_Kogda_vash_rebenok_svodit_vas_s_uma.doc, V_Kostrovitskaya_100_urokov_klassicheskogo_tantsa_s_1_po_8_klass.

  1   2   3

А. И. БУРЕНИНА

КОММУНИКАТИВНЫЕ

ТАНЦЫ-ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ


Учебное пособие


«Музыкальная палитра»

Санкт-Петербург

2004

ББК 74.1

Б 21
Печатается по решению кафедры психологии и педагогики детства и редакционно - издательского совета ЛОИРО
Рецензент: Т. Э. Тютюнникова, кандидат искусствоведения, музыкальный руководитель и учитель музыки Центра образования №1679 г.Москвы

Буренина А. И.

Коммуникативные танцы-игры для детей: Учеб. пособие. — СПб.: Издательство «Музыкальная палитра», 2004. — 36с.
Учебное пособие является сборником коммуникативных танцев-игр для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Предлагаемый материал может найти широкое применение в практике работы различ­ных образовательных учреждений: как массовых детских садов, школ, так и коррекционных учреждений.

Автор обращает внимание на реализацию важнейших дидактических задач развития детей в процессе освоения и исполнения коммуникативных танцев-игр: социально-эмоциональное воспитание ребенка, формирование двигательных навыков, умений ориентироваться в пространстве, а также развитие музыкальности и важнейших личностных качеств.

Первая часть пособия включает авторский материал, впервые подготовленный к печати. Во второй части даны игры-танцы народов мира, апробированные на семинарах по методике К. Орфа и опубликованные ранее в работе Н. Г. Куприной «Коммуникативные музыкальные игры в социальном развитии детей» (Екатеринбург, 2002) и в журналах «Музыкальная палитра» №3 и №4 за 2003 г.

К пособию прилагается аудиоприложение с оригинальными аранжировками музыки к Танцам-играм.

Адресовано музыкальным руководителям, воспитателям, инструкторам по физическому воспитанию ДОУ, а также учителям начальных классов, учителям музыки, педагогам дополнительного образования.
Автор и составитель А.И. Буренина

Художественный редактор Д.В. Захарова

Технический редактор Д.Н. Дойников

Корректор Е.В. Романова
Формат 60x90 1/8. Печать офсетная.

Усл.-печ. л. 4,5. Тираж 3000 экз. Заказ № 302

Отпечатано с готовых диапозитивов в НИИ «Гириконд»
Буренина А. И., 2004

Издательство «Музыкальная палитра», 2004

СОДЕРЖАНИЕ

От автора 4

Часть I

1.Поиграем веселей 6

2.Веселые дети 7

3.Озорные Козлики 8

4.Ай-да Сапожники! 10

5.«Ручеек» с платочком 11

6.Пляска «Приглашение» 12

7.Веселые пары 14

8.Танец с гусеницей 16

9.Танец-игра с игрушками 18

10. Игра с перестроениями 20

Часть II

1.«Светит месяц» (Россия) 22

2.«Брейк-миксер» (США) 23

3.«Бинго» (США) 24

4.«Ручеек» (Россия) 25

5. «Ножка» (Бразилия) 26

6.«Перекрестный танец» (Польша) 27

7.«Паш-паш» (Швейцария) 28

8.«Сапожники» (Швеция) 29

9.Танец с хлопками (Португалия) 30

10.Танец с прыжками (Швеция) 31

11.Полька (Австрия) 32

12. Вальс друзей (С. Коротаева) 33

Заключение 35

ОТ АВТОРА

В работе по музыкально-ритмическому воспитанию детей нужен разнообразный репертуар: упражнения, игры, этюды, парные танцы, сюжетные пляски и т. д. Среди всего этого многообразия материала коммуникативные танцы-игры занимают особое место, поскольку они и развивают, и развлекают. И если следовать формуле, что «учиться надо весело...», то лучшего материала для занятий с детьми просто не придумаешь.

Происхождение этого материала связано с фольклором разных народов. Впоследствии использование подобных плясок при проведении досугов с детьми и взрослыми породило множество вариаций. Некоторые из приведенных здесь танцев использовались на семинарах по методу К. Орфа*.

Каковы же особенности коммуникативных танцев-игр?

Во-первых, это, в основном, танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания (кто лучше пляшет) и т. д. Движения и фигуры в таких плясках очень просты, доступны для исполнения даже маленьким детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что еще более облегчает их запоминание.

В коммуникативных танцах-играх (помимо развития музыкального слуха, выразительности движений, ориентировки в пространстве и т. д.) могут быть эффективно реализованы следующие направления воспитательной работы:

  • развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;

  • развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;

  • развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей

  • значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.

Поскольку многие коммуникативные танцы построены, в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, то в целом они производят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального климата в детской группе.

_______________________________________________________

Известно, что в фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей, а все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Этот момент является весьма существенным, поскольку он снимает механизм оценивания, раскрепощает ребенка и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре.

Ценность и польза коммуникативных танцев-игр очевидна. Использовать их можно в самых разнообразных формах работы с детьми (и не только с детьми) — и на занятиях, и на праздниках, и на развлечениях.

Несмотря на то, что материал сборника адресован детям, мы полагаем, что его с успехом можно использовать для совместных игр-танцев детей с родителями или детей разного возраста на праздниках и развлечениях.

Это особенно актуально для настоящего времени, поскольку совместные праздники и развлечения с родителями стали проводиться практически повсеместно. На таких праздниках родители не только гости и зрители, но и активные исполнители, принимающие участие в различных танцах и играх вместе с детьми. Кроме того, предлагаемый материал можно использовать и на праздниках, где собраны дети разных возрастов (дошкольники, учащиеся младших, средних и старших классов).

Еще одно важнейшее направление использования подобного материала — это коррекционная работа с детьми. Поскольку данный материал является доступным и в то же время привлекательным, вызывающим яркие положительные эмоции, его с успехом можно вклю­чать и в коррекционную работу с детьми, имеющими различную патологию развития (как правило, у всех детей с проблемами развития нарушена эмоциональная сфера).

Как известно, особый ребенок, как правило, страдает многими сопутствующими отклонениями: он зажат (или излишне расторможен), у него неадекватная самооценка и, как следствие, проблемы в общении. В несложных, но веселых и подвижных танцах-играх дети получают радость от самого процесса движения под музыку, от того, что у них все получается, от возможности себя выразить, проявить, получить приз, и т. д. Все это дает прекрасный эффект в коррекции развития особых детей и не нуждается в каких-то дополнительных рекомендациях (помимо специальных, которые уточнит дефектолог применительно к каждому конкретному случаю).

Данный сборник включает две части:

1-я часть — авторские танцы-игры на известные мелодии, на которых воспитывались многие поколения дошкольников. Удобные по темпо-ритму, с четкими фразами, эти мелодии удобны в качестве музыкального сопровождения для ритмических движений. Каждый танец имеет свой особый игровой образ, свою направленность и конкретные игровые задания.

2-я часть — материал, собранный Н. Г. Куприной (отредактированный А. И. Бурениной) и опубликованный ранее в журналах «Музыкальная палитра» (№3 и №4 за 2003).

Музыкальное сопровождение к танцам-играм специально аранжировано и дано на аудиоприложениях к данному сборнику (аудиокассете или компакт-диске).

Итак, предлагаемый материал является универсальным в педагогической работе, и мы надеемся, что он будет эффективно использоваться в повседневных занятиях и развлечениях с детьми.

ЧАСТЬ1

ПОИГРАЕМ ВЕСЕЛЕЙ!

Для детей 6-8 лет

Музыкальное сопровождение — р. н. м. «Тень-тень, потетенъ»
Задачи: развитие слухового внимания, умения слышать музыкальные фразы. Участвует вся группа. Ведущий — взрослый или ребенок.

Реквизиты: 10 карточек с изображением музыкальных инструментов, колокольчик.

Вступление

Дети строятся в 4 шеренги вдоль стен зала. Руки переплетают «корзиночкой».

1 часть

1-я фраза — дети, стоящие в 1-й шеренге, идут к противоположной шеренге (6 шагов), в конце фразы делают 3 притопа, в этот момент кланяются — кивок головой. (Рис. 1).



2-я фраза — дети, стоящие в 1-й шеренге, идут спиной назад (возвращаются на свои места), в конце фразы также делают 3 притопа на месте.

3-8-я фразы — те же движения повторяют дети, стоящие в других шеренгах.

Проигрыш

Дети идут и перестраиваются в общий круг, берутся за руки. В этот момент в центр круга входит Ведущий. У Ведущего в руках 10 карточек с изображением народных музыкальных инструментов (балалайка, ложки, гармошка, дудочка, дрова, трещотка, бубенцы и др.). В этот же момент Ведущий передает одному из детей, стоящих в общем круге, колокольчик.

Рис.2

2 часть

И. и. Дети стоят в общем кругу. В центре — Ведущий.

Ведущий показывает карточку с музыкальным инструментом, и остальные дети, стоящие в кругу, имитируют движениями игру на данном инструменте. Ведущий меняет карточку с каждой новой фразой (соответственно меняются и движения: 10 фраз — 10 инструментов).

В это время ребенок с колокольчиком бежит за кругом (Рис. 2) и с концом фразы останавливается позади другого ребенка, позвонив колокольчиком у него за спиной.

Затем дети меняются местами. Теперь другой ребенок бежит с колокольчиком за кругом и также с окончанием музыкальной фразы останавливается позади кого-либо из детей. Так происходит до окончания всей музыки. В самом конце, на замедление, ребенок с колокольчиком забегает в центр круга и звенит колокольчиком.

ВЕСЕЛЫЕ ДЕТИ

Для группы детей 5-7 лет Музыкальное сопровождение — литовская народная мелодия

Задачи: развитие слухового и зрительного внимания, координации движений, чувства ритма, ориентировки в пространстве, общительности.

Реквизит: бутафорская гармошка.

И. п. — дети стоят парами по кругу.

1 фигура Музыка А. Бег по кругу в парах.

Музыка В. Дети поворачиваются лицом друг к другу. Девочки держатся за юбочку, слегка разводя в стороны ее концы, у мальчиков руки за спиной.

1 фраза. На счет «раз-и-два» — 2 раза ударить носком правой ноги о пол, затем 3 притопа на месте.

2фраза — то же левой ногой, затем 3 притопа на месте.

3фраза — 3 хлопка справа от головы, затем то же слева.

4фраза — кружение в парах (руки «лодочкой»).

Повторение музыки — повторение хлопков справа и слева, а затем мальчики делают жест «до свидания», а девочки перебегают к другому партнеру (по линии танца).

2-4 фигуры

Повторение движений 1 фигуры, только на последние такты 4 фигуры дети становятся в общий круг, а в центр круга заходит Гармонист (в руках — бутафорская гармошка).

5 фигура

Музыка А. Дети бегут по кругу, взявшись за руки, а Гармонист «играет», стоя в центре круга.

Музыка В. Дети выполняют движения 1 фигуры, только лицом в центр круга. Вместо кружения подбегают к центру.

На повторение музыки повторяют хлопки и отбегают от центра, Гармонист становится в общий круг.

6 фигура

Музыка А. Дети бегут «змейкой» вперед на зрителя за Гармонистом.

Музыка В. Дети останавливаются шеренгами лицом к зрителям.

Повторяют движения соответственно музыке. После хлопков кружатся на месте по одному, в конце поворачиваются к зрителям и поднимают руки вверх.

ОЗОРНЫЕ КОЗЛИКИ

Для детей 5-8 лет Музыкальное сопровождение — мелодия песни А. Филиппенко «На мосточке»

Задачи: развитие слухового и зрительного внимания, чувства ритма, умения различать фразы и части музыки, формирование навыков ориентировки в пространстве, развитие эмоций.

И. п.: дети стоят в двух колонках ближе к центральной стене зала.

Вступление

  1. фраза — выбегают дети, стоящие в 1-й колонке, и становятся в шеренгу вдоль боковой стены зала. (Рис. 1).

рис 1.

2 фраза — выбегают дети, стоящие во 2-й шеренге. К окончанию вступления становятся в шеренгу лицом к детям, стоящим у противоположной стены.

К началу музыки А дети принимают позу Козлика — руки к голове, подняв вверх указательные пальцы.

1 фигура

Музыка А

1 фраза — 3 притопа с полуоборотом направо, затем 3 при-

топа с полуоборотом налево, далее подбегают ближе к центру. (Рис. 2). рис 2.
2 фраза — повторить движения 1 фразы.

Музыка В

Дети соединяют руки и толкаются, двигаясь парами вперед - назад (на 1-ю фразу 4 шага в одну стороны, на 2-ю фразу — 4 шага в другую. Соединенные руки двигаются также вперед-назад локтями. Головы слегка наклонить друг к другу).

2 фигура

Музыка А

1 фраза — 3 притопа с полуоборотом направо, затем 3 притопа с полуоборотом налево, далее на легком беге поменяться местами.

2 фраза — повторение движений 1 фразы (возвращаются на места). Музыка В — повторение движений 1 фигуры на музыку В. Проигрыш (музыка А)

Разбегаются парами на крут (одна пара поворачивает направо, другая налево). (Рис. 3).

рис.3

3 фигура

Музыка А

Повторение движений 2 фигуры, только стоя по кругу.

Музыка В

Повторение движений соответственно музыке, на 1-ю фразу расширяя круг, а на 2-ю — сужая.

4 фигура

Музыка А

Повторение притопов, затем поворачиваются каждый направо (противоходом) и перебегают к соседним партнерам* — 2 раза в соответствии с музыкой.

(Рис. 4).

Музыка В — повторение движений 3 фигуры.

Проигрыш (музыка А) — разбегаются врассыпную.

рис.4

5 фигура

Музыка А

1 фраза — 3 притопа с полуоборотом направо, затем налево, далее разбегаются врассыпную. (Рис. 5)

2 фраза — повторение притопов, далее подбегают к любому партнеру и становятся в пару.

Музыка В — повторение движений соответственно музыке, двигаясь вперед-назад, выбирая направление произвольно.

6-7 фигуры — повторение движений 5 фигуры.
рис.5

8 фигура (добавляется звучание колокольчика)

Музыка А

Дети выполняют движения в парах соответственно 2 фигуре. (Рис. 6)

Музыка В

Дети садятся на пол лицом друг к другу, боком к зрителям, руки сзади в упоре. До конца музыки дрыгают ногами. В самом конце ложатся на спину, руки в стороны, глаза закрывают.

рис.6

*Другой вариант — поменяться местами со своим партнером.
АЙ-ДА САПОЖНИКИ!

Для детей 6-8 лет

Музыкальное сопровождение — мелодия песни «Веселый пастушок»

Задачи: развитие чувства ритма, внимания, ловкости и четкости движений, ориентировки в пространстве, воспитание коммуникативных навыков.

Реквизиты: стульчики по количеству участвующих девочек, которые стоят по кругу спинкой к центру.

Вступление

Дети выходят парами: мальчик (Сапожник) и девочка.

Мальчик подводит девочку к стульчику, девочка присаживается, положив правую ногу на левую, а мальчик опускается на одно колено* перед девочкой. Двумя руками как бы держит молоток.

1 фигура

Музыка А

Мальчик имитирует 3 удара молотком по правому каблучку, на счет «четыре» девочка перекладывает левую ногу на правую. На повторение музыки мальчик «ударяет молоточком» по левому каблучку (с другой стороны). На счет «четыре» девочки и мальчики встают.

Музыка В

И. п. — дети стоят парами лицом друг к другу и держась за руки («лодочкой»).

фраза — 2 раза ударяют каблуком правой ноги о пол, затем 3 притопа.

фраза — то же левой ногой.

фраза — кружатся шагом.

фраза — девочка снова садится на свой стульчик, жестом провожает мальчика, который в это время переходит к другой девочке (по линии танца).

2-6 фигуры — повторение движений 1 фигуры

7 фигура

Гуляют парами в свободных направлениях и уходят на места. Мальчики уносят стульчики на место, с поклоном прощаются с девочками.

*Можно просто наклониться.
  1   2   3


связь с админом